В такие ночи,
      в такие дни,
в часы
   такой поры
на улицах
     разве что
            одни
поэты
   и воры́.
Сумрак
   на мир
      океан катну́л.
Синь.
      Над кострами -
         бур.
Подводной
     лодкой
        пошел ко дну
взорванный
        Петербург.
И лишь
   когда
      от горящих вихров
шатался
   сумрак бурый,
опять вспоминалось:
         с боков
            и с верхов
непрерывная буря.
На воду
   сумрак
      похож и так -
бездонна
     синяя прорва.
А тут
      еще
     и виденьем кита
туша
     Авророва.
Огонь
  пулеметный
        площадь остриг.
Набережные -
         пусты́.
И лишь
   хорохорятся
         костры
в сумерках
     густых.
И здесь,
   где земля
        от жары вязка́,
с испугу
   или со льда́,
ладони
   держа
      у огня в языках,
греется
   солдат.
Солдату
      упал
      огонь на глаза,
на клок
   волос
      лег.
Я узнал,
   удивился,
        сказал:
"Здравствуйте,
        Александр Блок* .
Лафа футуристам,
        фрак старья
разлазится
     каждым швом".
Блок посмотрел -
        костры горят -
"Очень хорошо".
Кругом
   тонула
      Россия Блока…
Незнакомки,
      дымки севера*
шли
  на дно,
     как идут
            обломки
и жестянки
     консервов.
И сразу
   лицо
      скупее менял,
мрачнее,
      чем смерть на свадьбе:
"Пишут…
       из деревни…
         сожгли…
            у меня…
библиоте́ку в усадьбе".
Уставился Блок -
        и Блокова тень
глазеет,
   на стенке привстав…
Как будто
     оба
      ждут по воде
шагающего Христа* .
Но Блоку
   Христос
        являться не стал.
У Блока
   тоска у глаз.
Живые,
   с песней
        вместо Христа,
люди
     из-за угла.
Вставайте!
     Вставайте!
         Вставайте!
Работники
     и батраки.
Зажмите,
       косарь и кователь,
винтовку
     в железо руки!
Вверх -
   флаг!
Рвань -
      встань!
Враг -
   ляг!
День -
   дрянь.
За хлебом!
     За миром!
         За волей!
Бери
  у буржуев
      завод!
Бери
  у помещика поле!
Братайся,
     дерущийся взвод!
Сгинь -
       стар.
В пух,
   в прах.
Бей -
   бар!
Трах!
     тах!
Довольно,
     довольно,
         довольно
покорность
     нести
        на горбах.
Дрожи,
   капиталова дворня!
Тряситесь,
     короны,
        на лбах!
Жир
  ёжь
страх
     плах!
Трах!
     тах!
Тах!
  тах!
Эта песня,
     перепетая по-своему,
доходила
     до глухих крестьян -
и вставали села,
          содрогая воем,
по дороге
     топоры крестя.
Но -
  жи -
   чком
     на
      месте чик
лю -
  то -
   го
      по -
        мещика.
Гос -
  по -
   дин
     по -
      мещичек,
со -
  би -
   райте
         вещи-ка!
До -
  шло
   до поры,
вы -
  хо -
   ди,
     босы,
вос -
  три
   топоры,
подымай косы.
Чем
  хуже
      моя Нина?!
Ба -
  рыни сами.
Тащь
  в хату
     пианино,
граммофон с часами!
Под -
     хо -
   ди -
     те, орлы!
Будя -
   пограбили.
Встречай в колы,
провожай
     в грабли!
Дело
     Стеньки
      с Пугачевым,
разгорайся жарчи-ка!
Все
  поместья
      богачевы
разметем пожарчиком.
Под -
  пусть
     петуха!
Подымай вилы!
Эх,
  не
   потухай, -
пет -
  тух милый!
Черт
     ему
     теперь
        родня!
Головы -
     кочаном.
Пулеметов трескотня
сыпется с тачанок.
"Эх, яблочко,
      цвета ясного.
Бей
  справа
     белаво,
слева краснова".
Этот вихрь,
     от мысли до курка,
и постройку,
      и пожара дым
прибирала
     партия
        к рукам,
направляла,
        строила в ряды.

Холод большой.
         Зима здорова́.
Но блузы
       прилипли к потненьким.
Под блузой коммунисты.
           Грузят дрова.
На трудовом субботнике.
Мы не уйдем,
      хотя
        уйти
имеем
   все права.
В наши вагоны,
        на нашем пути,
наши
   грузим
      дрова.
Можно
   уйти
     часа в два, -
но мы -
     уйдем поздно.
Нашим товарищам
         наши дрова
нужны:
   товарищи мерзнут.
Работа трудна,
      работа
         томит.
За нее
   никаких копеек.
Но мы
   работаем,
        будто мы
делаем
   величайшую эпопею.
Мы будем работать,
            все стерпя,
чтоб жизнь,
     колёса дней торопя,
бежала
   в железном марше
в наших вагонах,
           по нашим степям,
в города
      промерзшие
         наши .
"Дяденька,
     что вы делаете тут,
столько
   больших дяде́й?"
- Что?
   Социализм:
           свободный труд
свободно
       собравшихся людей.

Перед нашею
     республикой
           стоят богатые.
               Но как постичь ее?
И вопросам
     разнедоуменным
            не́т числа:
что это
   за нация такая
         "социалистичья",
и что это за
     "соци -
        алистическое отечество"?
"Мы
     восторги ваши
         понять бессильны.
Чем восторгаются?
           Про что поют?
Какие такие
        фрукты-апельсины
растут
   в большевицком вашем
              раю?
Что вы знали,
      кроме хлеба и воды, -
с трудом
      перебиваясь
         со дня на день?
Такого отечества
         такой дым
разве уж
     настолько приятен?*
За что вы
   идете,
      если велят -
            "воюй"?
Можно
   быть
      разорванным бо́мбищей,
можно
   умереть
      за землю за свою ,
но как
   умирать
      за общую?
Приятно
      русскому
        с русским обняться, -
но у вас
   и имя
      "Россия "
           утеряно.
Что это за
     отечество
         у забывших об нации?
Какая нация у вас?
        Коминтерина?
Жена,
      да квартира,
        да счет текущий -
вот это -
     отечество,
         райские кущи.
Ради бы
      вот
     такого отечества
мы понимали б
         и смерть
           и молодечество".
Слушайте,
     национальный трутень, -
день наш
       тем и хорош, что труден.
Эта песня
     песней будет
наших бед,
     побед,
        буден.

Владимир Маяковский
"Хорошо!"
Поэма
Октябрьская поэма.
1 Время
вещь необычайно длинная,были времена прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети,
строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки
по имени - "Факт". Это время гудит телеграфной струной, это
сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или
в сердце
было
в моем. Я хожу,
чтобы, с этою
книгой побыв, из квартирного
мирка шел опять
на плечах
пулеметной пальбы, как штыком,
строкой
просверкав. Чтоб из книги,
через радость глаз, от свидетеля счастливого,в мускулы усталые лилась строящая и бунтующая сила. Этот день воспевать никого не наймем. Мы распнем карандаш на листе, чтобы шелест страниц, как шелест знамен, надо лбами годов шелестел.
2
"Кончайте войну! Довольно! Будет! В этом голодном году невмоготу. Врали:
"народа свобода,
вперед,
эпоха, заря..."и зря. Где
земля,
и где
закон,
чтобы землю
выдать
к лету? Нету! Что же
дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? Шиш. На шее
кучей Гучковы, черти, министры, Родзянки... Мать их за ноги! Власть
к богатым рыло воротит чего подчиняться ей?!. Бей!!" То громом, то шепотом этот ропот сползал
из Керенской тюрьмы-решета. в деревни шел по травам и тропам, в заводах сталью зубов скрежетал. Чужие
партии бросали швырком. - На что им сбор болтунов дался?! И отдавали большевикам гроши,
и силы, и голоса. До самой мужичьей земляной башки докатывалась слава, лилась и слыла, что есть за мужиков какие-то "большаки" - у-у-у!
Сила!
3 Царям
дворец
построил Растрелли. Цари рождались, жили, старели. Дворец
не думал о вертлявом постреле, не гадал, что в кровати, царицам вверенной, раскинется какой-то присяжный поверенный. От орлов, от власти, одеял и кружевца голова
просяжного поверенного кружится. Забывши
и классы и партии, идет
на дежурную речь. Глаза
у него бонапартьи и цвета
защитного френч. Слова и слова. Огнесловая лава. Болтает
сорокой радостной. Он сам
опьянен своею славой пьяней,
чем сорокаградусной. Слушайте, пока не устанете, как щебечет иной адъютантик: "Такие случаи были он едет
в автомобиле. Узнавши,
кто и который, толпа
распрягла моторы! Взамен
лошадиной силы сама
на руках носила!" В аплодисментном плеске премьер
проплывет над Невским. и дамы,
и дети-пузанчики кидают
цветы и розанчики. Если ж
с безработы загрустится, сам
себя
уверенно и быстро назначает
то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром. И вновь
возвращается, сказанув, ворочать дела и вертеть казну. Подмахивает подписи достойно и старательно. "Аграрные? Беспорядки?
Ряд? Пошлите,
этот,
как его,
карательный отряд! Ленин?
Большевики?
Арестуйте и выловите! Что?
Не дают?
Не слышу без очков. Кстати...
об его превосходительстве...
Корнилове... Нельзя ли
сговориться
сюда
казачков?!. Их величество?
Знаю.
Ну да!.. И руку жал.
Какая ерунда! Императора?
На воду?
И черную корку? При чем тут Совет?
Приказываю
туда, в Лондон,
к королю Георгу". Пришит к истории,
пронумерован
и скреплен, и его
рисуют
и Бродский и Репин.
4
Петербургские окна.
Синё и темно. Город
сном
и покоем скован. НО не спит
мадам Кускова. Любовь
и страсть вернулись к старушке. Кровать
и мечты
розоватит восток. Ее волос
пожелтелые стружки причудливо
склеил
слезливый восторг. С чего это
девушка
сохнет и вянет? Молчит...
но чувство,
видать, велико. Ее утешает
усатая няня, видавшая виды,
Пе Эн Милюков. "Не спится, няня...
Здесь так душно... Открой окно
да сядь ко мне". - Кускова,
что с тобой?
"Мне скушно... Поговорим о старине".
- О чем, Кускова?
Я,
бывало, хранила
в памяти
немало старинных былей,
небылиц и про царей
и про цариц. И я б,
с моим умишком хилым,короновала б
Михаила. чем брать
династию
чужую... Да ты
не слушаешь меня?!"Ах, няня, няня,
я тоскую. Мне тошно, милая моя. Я плакать,
я рыдать готова..." - Господь помилуй
и спаси... Чего ты хочешь?
Попроси. Чтобы тебе
на нас
не дуться, дадим свобод
и конституций... Дай
окроплю
речей водою горящий бунт...
"Я не больна. Я...
знаешь, няня...
влюблена..." - Дитя мое,
господь с тобою!И Милюков
ее
с мольбой крестил
профессорской рукой. - Оставь, Кускова,
в наши лета любить
задаром
смысла нету."Я влюблена".
шептала
снова в ушко
профессору
она. - Сердечный друг,
ты нездорова."Оставь меня,
я влюблена". - Кускова,
нервы,
полечись ты..."Ах няня,
он такой речистый... Ах, няня-няня!
няня!
Ах! Его же ж
носят на руках А как поет он
про свободу... Я с ним хочу,
не с ним,
так в воду". Старушка
тычется в подушку, и только слышно:
" Саша!
Душка!" Смахнувши
слезы
рукавом, взревел усатый нянь:
-В кого? Да говори ты нараспашку!"В Керенского..."
-В какого?
В Сашку?И от признания
такого лицо
расплылось
Милюкова. От счастия
профессор ожил: - Ну, это что ж
одно и то же! При Николае
и при Саше мы сохраним доходы наши.Быть может,
на брегах Невы подобных
дам
видали вы?
5
Звякая
шпорами
довоенной выковки, аксельбантами
увешанные до пупов, говорили
адъютант
(в "Селекте" на Лиговке) и штанс-капитан
Попов. "Господин адъютант,
не возражайте,
не дам,скажите,
чего еще
поджидаем мы? Россию
жиды
продают жидам, и кадровое
офицерство
уже под жидами! Вы, конешно,
профессор,
либерал, но казачество,
пожалуйста,
оставьте в покое. Например,
мое положенье беря, это...
черт его знает, что это такое! Сегодня с денщиком:
ору ему
-эй, наваксь
щиблетину,
чтоб видеть рыло в ней!И конешно
к матушке,
а он м е н я
к м о е й, к матушке,
к свет
к Елизавете Кирилловне!" "Нет,
я не за монархию
с коронами,
с орлами, НО для социализма
нужен базис. Сначала демократия,
потом
парламент. Культура нужна.
А мы
Азия-с! Я даже
социалист.
Но не граблю,
не жгу. Разве можно сразу?
Конешно, нет! Постепенно,
понемногу,
по вершочку,
по шажку, сегодня,
завтра,
через двадцать лет. А эти?
От Вильгельма кресты да ленты. В Берлине
выходили
с билетом перронным. Деньги
штаба
шпионы и агенты. В Кресты бы
тех,
кто ездит в пломбированном!" "С этим согласен,
это конешно, этой сволочи
мало повешено". "Ленина,
который
смуту сеет, председателем,
што ли,
совета министров? Что ты?!
Рехнулась, старушка Рассея? Касторки прими!
Поправьсь!
Выздоровь! Офицерам
Суворова,
Голенищева-Кутузова благодаря
политикам ловким быть
под началом
Бронштейна бескартузого, какого-то
бесштанного
Лёвки?! Дудки!
С казачеством
шутки плохиповыпускаем
им
потроха..." И все адъютант
-ха да хиПопов
-хи да ха."Будьте дважды прокляты
и трижды поколейте! Господин адъютант,
позвольте ухо: их...ревосходительство
...ерал Каледин, с Дону,
с плеточкой,
извольте понюхать! Его превосходительство...
Да разве он один?! Казачество кубанское,
Днепр,
Дон..." И все стаканами
дон и динь, и шпорами
динь и дон. Капитан
упился, как сова. Челядь
чайники
бесшумно подавала. А в конце у Лиговки
другие слова подымались
из подвалов. "Я,
товарищи,
из военной бюры. Кончили заседание
тока-тока. Вот тебе,
к маузеру,
двести бери, а это
сто патронов
к винтовкам. Пока соглашатели
замазывали рты, подходит
казатчина
и самокатчина. Приказано
питерцам
идти на фронты, а сюда
направляют
с Гатчины. Вам,
которые
с Выборгской стороны, вам
заходить
с моста Литейного. В сумерках,
тоньше
дискантовой струны, не галдеть
и не делать
заведенья питейного. Я за Лашевичем
беру телефон,не задушим,
так нас задушат. Или
возьму телефон,
или вон из тела
пролетарскую душу. С а м
приехал,
в пальтишке рваном,ходит,
никем не опознан. Сегодня,
говорит,
подыматься рано. А послезавтра
поздно. Завтра, значит.
Ну, не сдобровать им! Быть
Керенскому
биту и ободрану! Уж мы
подымем
с царёвой кровати эту
самую
Александру Федоровну".
6
Дул,
как всегда,
октябрь
ветрами как дуют
при капитализме. За Троицкий
дули
авто и трамы, обычные
рельсы
вызмеив. Под мостом
Нева-река, по Неве
плывут кронштадтцы... От винтовок говорка скоро
Зимнему шататься. В бешеном автомобиле,
покрышки сбивши, тихий,
вроде
упакованной трубы, за Гатчину,
забившись,
улепетывал бывший"В рог,
в бараний!
Взбунтовавшиеся рабы!.." Видят
редких звезд глаза, окружая
Зимний
в кольца, по Мильонной
из казарм надвигаются кексгольмцы. А в Смольном,
в думах
о битве и войске, Ильич
гримированный
мечет шажки, да перед картой
Антонов с Подвойским втыкают
в места атак
флажки. Лучше
власть
добром оставь, никуда
тебе
не деться! Ото всех
идут
застав к Зимнему
красногвардейцы. Отряды рабочих,
матросов,
голидошли,
штыком домерцав, как будто
руки
сошлись на горле, холёном
горле
дворца. Две тени встало.
Огромных и шатких. Сдвинулись.
Лоб о лоб. И двор
дворцовый
руками решетки стиснул
торс
толп. Качались
две
огромных тени от ветра
и пуль скоростей,да пулеметы,
будто
хрустенье ломаемых костей. Серчают стоящие павловцы. "В политику...
начали...
баловаться... Куда
против нас
бочкаревским дурам?! Приказывали б
на штурм". Но тень
боролась,
спутав лапы,и лап
никто
не разнимал и не рвал. Не выдержав
молчания,
сдавался слабыйуходил
от испуга,
от нерва. Первым,
боязнью одолен, снялся
бабий батальон. Ушли с батарей
к одиннадцати михайловцы или константиновцы... А Керенский
спрятался,
попробуй
вымань его! Задумывалась
казачья башка. И редели
защитники Зимнего, как зубья
у гребешка. И долго
длилось
это молчанье, молчанье надежд
и молчанье отчаянья. А в Зимнем,
в мягких мебелях с бронзовыми выкрутами, сидят
министры
в меди блях, и пахнет
гладко выбритыми. На них не глядят
и их не слушаютони
у штыков в лесу. Они
упадут
переспевшей грушею, как только
их
потрясут. Голос-редок. Шепотом,
знаками. - Керенский где-то?- Он?
За казаками.И снова молча И только
под вечер: - Где Прокопович?- Нет Прокоповича.А из-за Николаевского чугунного моста, как смерть,
глядит
неласковая Авроровых
башен
сталь. И вот
высоко
над воротником поднялось
лицо Коновалова. Шум,
который
тек родником, теперь
прибоем наваливал. Кто длинный такой?..
Дотянуться смог! По каждому
из стекол
удары палки. Это
из трехдюймовок шарахнули
форты Петропавловки. А поверху
город
как будто взорван: бабахнула
шестидюймовка Авророва. И вот
еще
не успела она рассыпаться,
гулка и грозна,над Петропавловской
взвился
фонарь, восстанья
условный знак. - Долой!
На приступ!
Вперед!
На приступ!Ворвались.
На ковры!
Под раззолоченный кров! Каждой лестницы
каждый выступ брали,
перешагивая
через юнкеров. Как будто
водою
комнаты полня, текли,
сливались
над каждой потерей, и схватки
вспыхивали
жарче полдня за каждым диваном,
у каждой портьеры. По этой
анфиладе,
приветствиями оранной монархам,
несущим
короны-клады,бархатными залами,
раскатистыми коридорами гремели,
бились
сапоги и приклады. Какой-то
смущенный
сукин сын, а над ним
путиловец
нежней папаши: "Ты,
парнишка,
выкладывай
ворованные часычасы теперича наши!" Топот рос
и тех
тринадцать сгреб,
забил,
зашиб,
затыркал. Забились
под галстук
за что им приняться?Как будто
топор
навис над затылком. За двести шагов...
за тридцать...
за двадцать... Вбегает
юнкер:
"Драться глупо!" Тринадцать визгов:
-Сдаваться!
Сдаваться!А в двери
бушлаты,
шинели,
тулупы... И в эту
тишину
раскатившийся всласть бас,
окрепший
над реями рея: "Которые тут временные?
Слазь! Кончилось ваше время". И один
из ворвавшихся,
пенснишки тронув, объявил,
как об чем-то простом
и несложном: "Я,
председатель реввоенкомитета
Антонов, Временное
правительство
объявляю низложенным". А в Смольном
толпа,
растопырив груди, покрывала
песней
фейерверк сведений. Впервые
вместо:
-и это будет...пели:
-и это есть
наш последний...До рассвета
осталось
не больше аршина,руки
лучей
с востока взмолены. Товарищ Подвойский
сел в машину, сказал устало:
"Кончено...
в Смольный". Умолк пулемет.
Угодил толков. Умолкнул
пуль
звенящий улей. Горели,
как звезды,
грани штыков, бледнели
звезды небес
в карауле. Дул,
как всегда,
октябрь ветрами. Рельсы
по мосту вызмеив, гонку
свою
продолжали трамы уже
при социализме.
7
В такие ночи,
в такие дни, в часы
такой поры на улицах
разве что
одни поэты
и воры. Сумрак
на мир
океан катнул. Синь.
Над кострами
бур. Подводной
лодкой
пошел ко дну взорванный
Петербург. И лишь
когда
от горящих вихров шатался
сумрак бурый, опять вспоминалось:
с боков
и с верхов непрерывная буря. На воду
сумрак
похож и такбездонна
синяя прорва. А тут
еще
и виденьем кита туша
Авророва. Огонь
пулеметный
площадь остриг. Набережные
пусты. И лишь
хорохорятся
костры в сумерках
густых. И здесь,
где земля
от жары вязка, с испугу
или со льда, ладони
держа
у огня в языках, греется
солдат. Солдату
упал
огонь на глаза, на клок
волос
лег. Я узнал,
удивился,
сказал: "Здраствуйте,
Александр Блок. Лафа футуристам,
фрак старья разлазится
каждым швом". Блок посмотрел
костры горят"Очень хорошо". Кругом
тонула
Россия Блока... Незнакомки,
дымки севера шли
на дно,
как идут
обломки и жестянки
консервов. И сразу
лицо
скупее менял, мрачнее,
чем смерть на свадьбе: "Пишут...
из деревни...
сожгли...
у меня... библиотеку в усадьбе". Уставился Блок
и Блокова тень глазеет,
не стенке привстав... Как будто
оба
ждут по воде шагающего Христа. Но Блоку
Христос
являться не стал. У Блока
тоска у глаз. Живые,
с песней
вместо Христа, люди
из-за угла. Вставайте!
Вставайте!
Вставайте! Работники
и батраки. Зажмите,
косарь и кователь, винтовку
в железо руки! Вверх
флаг! Рвань
встань! Враг
ляг! День
дрянь! За хлебом!
За миром!
За волей! Бери
у буржуев
завод! Бери
у помещика поле! Братайся,
дерущийся взвод! Сгинь
стар. В пух,
в прах. Бей
бар! Трах!
тах! Довольно,
довольно,
довольно покорность
нести
на горбах. Дрожи,
капиталова дворня! Тряситесь,
короны,
на лбах!
Жир
ёжь страх
плах! Трах!
тах! Тах!
тах! Эта песня,
перепетая по-своему, доходила
до глухих крестьяни вставали села,
содрогая воем, по дороге
топоры крестя. Но
жи
чком
на
месте чик лю
то
го
по
мещика. Гос
по
дин
по
мещичек, со
би
райте
вещи-ка! До
шло
до поры, вы
хо
ди,
босы, вос
три
топоры, подымай косы. Чем
хуже
моя Нина?! Ба
рыни сами. Тащь
в хату
пианино, граммофон с часами! Под
хо
ди
те, орлы! Будя
пограбили. Встречай в колы, провожай
в грабли! Дело
Стеньки
с Пугачевым, разгорайся жарче-ка! Все
поместья
богачевы разметем пожарчиком. Под
пусть
петуха! Подымай вилы! Эх,
не
потухай,пет
тух милый! Черт
ему
теперь
родня! Головы
кочаном. Пулеметов трескотня сыпется с тачанок. "Эх, яблочко,
цвета ясного. Бей
справа
белаво, слева краснова". Этот вихрь,
от мысли до курка, и постройку,
и пожара дым прибирала
партия
к рукам, направляла,
строила в ряды.
8
Холод большой.
Зима здорова. Но блузы
прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты.
Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдем,
хотя
уйти имеем
все права. В н а ш и вагоны,
на н а ш е м пути, н а ш и
грузим
дрова. Можно
уйти
часа в два,но м ы
уйдем поздно. Н а ш и м товарищам
н а ш и дрова нужны:
товарищи мерзнут. Работа трудна,
работа
томит. За нее
никаких копеек. Но м ы
работаем,
будто м ы делаем
величайшую эпопею. Мы будем работать,
все стерпя, чтоб жизнь,
колёса дней торопя, бежала
в железном марше в н а ш и х вагонах,
по н а ш и м степям, в города
промерзшие
н а ш и. "Дяденька,
что вы делаете тут? столько
больших дядей?" - Что?
Социализм:
свободный труд свободно
собравшихся людей.
9
Перед нашею
республикой
стоят богатые.
Но как постичь ее? И вопросам
разнедоуменным
нет числа: что это
за нация такая
"социалистичья", и что это за
"соци
алистическое отечество"? "Мы
восторги ваши
понять бессильны. Чем восторгаются?
Про что поют? Какие такие
фрукты-апельсины растут
в большевицком вашем
раю? Что вы знали,
кроме хлеба и воды,с трудом
перебиваясь
со дня на день? Т а к о г о отечества
т а к о й дым разве уж
н а с т о л ь к о приятен? За что вы
идете,
если велят
"воюй"? Можно
быть
разорванным бомбищей, можно
умереть
за землю за с в о ю, но как
умирать
за общую? Приятно
русскому
с русским обняться,но у вас
и имя
"Р о с с и я"
утеряно. Что это за
отечество
у забывших об нации? Какая нация у вас?
Коминтерна? Жена,
да квартира,
да счет текущийвот это
отечество,
райские кущи. Ради бы
вот
такого отечества мы понимали б
и смерть
и молодечество". Слушайте,
национальный трутень,день наш
тем и хорош, что труден. Эта песня
песней будет наших бед,
побед,
буден.
10
Политика
проста.
Как воды глоток. Понимают
ощерившие
сытую пасть, что если
в Россиях
увязнет коготок, всей
буржуазной птичке пропасть. Из "сюртэ женераль",
из "интеллидженс Сервис", "дефензивы"
и "сигуранцы" выходит
разная
сволочь и стерва, шьет
шинели
цвета серого, бомбы
кладет
в ранцы. Набились в трюмы,
палубы обсели, на деньги
вербовочного агентства. В Новороссийск
плывут из Марселя, из Дувра
плывут к Архангельску. С песней,
с виски, сыты по-свински. Килями
вскопаны воды холодные. Смотрят
перископами лодки подводные. Плывут крейсера, снаряды соря. И миноносцы с минами носятся. А поверх
всех с пушками
чудовищной длинноты сверх
дредноуты. Разными
газами
воняя гадко, тучи
пропеллерами выдрав, с авиоматки
на авиоматку пе
ре
пархивают "гидро". Послал
капитал
капитанов ученых. Горло
нащупали
и стискивают. Ткнешься
в Белое,
ткнешься
в Черное, в Каспийское,
в Балтийское,куда
корабль
ни тычется, конец
катаниям. Стоит
морей владычица, бульдожья
Британия. Со всех концов блокады кольцо и пушки
смотрят в лицо. - Красным не нравится?
Им
голодно? Рыбкой
наедитесь,
пойдя
на дно. -А кому
на суше
грабить охота, те с кораблей
сходили пехотой. - На море потопим, на суше
потопаем. -Чужими
руками
жар гребя, дым
отечества
пускают
пострелинывыставляю
впереди
одураченных
ребят, баронов
и князей недорасстрелянных. Могилы копайте, гроба копитеЮденича
рати прут
на Питер. В обозах
еды вкуснятся, консервы
пуд. Танков
гусеницы на Питер
прут. От севера
идет
адмирал Колчак, сибирский
хлеб
сапогом толча. Рабочим на расстрел,
поповнам на утехи, с ним идут
голубые чехи. Траншеи,
машинами выбранные, саперами
Крым перекопан, -Врангель
крупнокалиберными орудует
с Перекопа. Любят
полковников
сантиментальные леди. Полковники
любят
поговорить на обеде. - Я
иду, мол
(прихлебывает виски), а на меня
десяток
чудовищ
большевицких. Раз-одного,
другого
ррраз, -кстати,
как дэнди,
и девушку спас. -Леди,
спросите
у мерина сивогоон как Мурманск
разизнасиловал. Спросите,
какДвина-река, кровью
крашенная, трупы
вытая, с кладью
страшною шла
в Ледовитый. Как храбрецы
расстреливали кучей коммуниста
одного,
да и тот скручен. Как офицера
его величества бежали
от выстрелов,
берег вычистя. Как над серыми
хатами
огненные перья и руки
холёные
туго
у горл. Но...
"итс э лонг уэй
ту Типерери, итс э лонг уэй
ту го!" На первую
республику
рабочих и крестьян, сверкая
выстрелами,
штыками блестя, гнали
армии,
флоты катили богатые мира,
и эти
и те... Будьте вы прокляты,
прогнившие
королевства и демократии, со своими
подмоченными
"фратэрнитэ" и "эгалитэ"! Свинцовый
льется
на нас
кипяток. Одни мы
и спрятаться негде. "Янки
дудль
кип ит об, Янки дудль дэнди". Посреди
винтовок
и орудий голосища Москва
островком,
и мы на островке. Мы
голодные,
мы
нищие, с Лениным в башке
и с наганом в руке.
11
Несется
жизнь,
овеевая, проста,
суха. Живу
в домах Стахеева я, теперь
Веэсэнха. Свезли,
винтовкой звякая, богатых
и кассы. Теперь здесь
всякие и люди
и классы. Зимой
в печурку-пчелку суют
тома шекспирьи. Зубами
щелкают,картошка
пир им. А летом
слушают асфальт с копейками
в окне: -Трансваль,
Трансваль,
страна моя, ты вся
горишь
в огне!Я в этом
каменном
котле варюсь,
и эта жизньи бег, и бой,
и сон,
и тленв домовьи
этажи отражена
от пят
до лба, грозою
омываемая, как отражается
толпа идущими
трамваями. В пальбу
присев
на корточки, в покой
глазами к форточке, чтоб было
видней, я в
комнатенке-лодочке проплыл
три тыщи дней.
12
Ходят
спекулянты
вокруг Главтопа. Обнимут,
зацелуют,
убьют за руп. Секретарши
ответственные
валенками топают. За хлебными
карточками
стоят лесорубы. Много
дела, мало
горя им, фунт
-целый!первой категории. Рубят,
липовый чай
выкушав. -Мы
не Филипповы, мы
привыкши. Будет обед,
будет
ужин,белых бы
вон
отбить от ворот.
Есть захотелось,
пояс
потуже, в руки винтовку
и
на фронт.А мимонезаменимый. Стуча
сапогом, идет за пайкомПравление
выдало урюк
и повидло. Богатые
ловче, едят
у Зунделовича. Ни щей,
ни кашбифштекс
с бульоном, хлеб
ваш, полтора миллиона. Ученому
хуже: фосфор
нужен, масло
на блюдце. Но,
как назло, есть революция, а нету
масла. Они
научные. Напишут,
вылечат. Мандат, собственноручный, Анатоль Васильича. Где
хлеб
да мяса, придут
на час к вам. Читает
комиссар мандат Луначарского: "Так...
сахар...
так...
жирок вам. Дров...
березовых...
посуше поленья... и шубу
широкого потребленья. Я вас,
товарищ,
спрашиваю в упор. Хотите
берите
головной убор. Приходит
каждый с разной блажью. Берите
пока што ногу
лошажью!" Мех
на глаза, как баба-яга, идут
назад на трех ногах.
13
Двенадцать
квадратных аршин жилья. Четверо
в помещении Лиля,
Ося,
я и собака
Щеник. Шапчонку
взял
оборванную и вытащил салазки. - Куда идешь?
В уборную иду.
На Ярославский. Как парус,
шуба
на весу, воняет
козлом она. В санях
полено везу, забрал
забор разломанный Полено
тушею, тверже камня. Как будто
вспухшее колено
великанье. Вхожу
с бревном в обнимку. Запотел,
вымок. Важно
и чинно строгаю
перочинным. Нож
ржа. Режу.
Радуюсь. В голове
жар подымает градус. Зацветают луга, май

Октябрьская поэма

Заявляя, что времена «эпосов» и «эпопей» кончились, автор утверяедает новый стиль:

Телеграммой

лети,

строфа!

Воспаленной губой припади

и попей

из реки

распнем

карандаш на листе, чтобы шелест страниц,

как шелест знамен,

надо лбами

годов шелестел.

Поэт рассказывает, что февральская революция не осуществила надежд народа на окончание войны, на то, что дадут наконец землю; вместо этого «на шее кучей Гучковы, черти, министры, Родзянки…». Власть «к богатым рыло воротит», народ не хочет ей подчиняться и отдает большевикам «гроши, и силы, и голоса». По деревням идет слух, что «есть за мужиков какие-то “большаки”».

В построенном Растрелли царском дворце в царицы- ной кровати «раскинулся какой-то присяжный поверенный» (Керенский). «Глаза у него бонапартьи и цвета защитного френч». Он опьянен своею славой — «пьяней, чем сорокаградусной». Когда Керенский проезжает по Невскому, «и дамы, и дети-пузанчики кидают цветы и розанчики». Он сам себя назначает «то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром», подмахивает подписи «достойно и старательно». На доклад о Ленине и большевиках реагирует так: «Арестуйте и выловите!» Керенский хочет договориться с Корниловым, с английским королем Георгом. Портрет Керенского рисуют и Бродский, и Репин.

Поздний вечер. Петербург. В гротесковой форме описывается разговор престарелой мадам Кусковой и утешающей ее «усастой няни» П. Н. Милюкова. Это пародия разговора Татьяны и няни из «Евгения Онегина ». Кускова жалуется, что ей душно, просит «няню» посидеть, поговорить о том, кого следует посадить на престол. Милюков обещает дать народу «свобод и конституций». Кускова признается: «Я не больна. Я… знаешь, няня… влюблена…», влюблена она в «Сашу, душку…» (Керенского). Милюков, радуясь, отвечает: «При Николае и при Саше мы сохраним доходы наши».

Беседа «аксельбантами увешанных до пупов» адъютанта и штабс-капитана Попова. Спорят о власти. Попов жалуется, что «Россию жиды продают жидам и кадровое офицерство уже под жидами». Адъютант отвечает, что он, вообще-то, не за монархию, но для социализма нужен базис: вначале следует ввести демократию, потом парламент: «Культура нужна, а мы — Азия-с…», а тех, кто ездит в «пломбированном вагоне», надо повесить. Адъютант считает, что Россия больна. В дальнейшем разговоре упоминаются казачество кубанское, Днепр, Дон, генерал Каледин, «бесштанный Лёвка». А в это время «в конце у Лиговки» из подвалов «подымались другие слова». Некий товарищ из «военной бюры» раздает оружие, боеприпасы. Это большевики готовятся к решительным действиям. Решают, что завтра следует выступать; «Ну, не сдобровать им! Быть Керёнскому биту и ободрану!»

Октябрь. Едут «авто и трамы, обычные рельсы выз- меив», по Неве плывут кронштадтцы. «Бывшие» улепетывают в ужасе. Зимний в кольце. «А в Смольном, в думах о битве и войске, Ильич гримированный мечет шажки, да перед картой Антонов с Подвойским втыкают в места атак флажки». Редеют ряды защитников Зимнего. «А Керенский — спрятался, попробуй вымань его!» Атака предваряется залпом «Авроры». «Вбегает юнкер: «Драться глупо!» Тринадцать визгов: сдаваться! Сдаваться! А в двери — бушлаты, шинели, тулупы… И в эту тишину раскатившийся всласть бас, окрепший, над реями рея: “Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время”». В Смольном победившие пролетарии вместо «И это будет…» поют «Это есть наш последний…». Попрежнему ездят трамваи, авто, но «уже — при социализме».

Петербургская темень, пустые набережные, среди всего этого стоит «виденьем кита туша Авророва». Кое-где видны костры. У костра автор встречает Александра Блока. На вопрос автора, что он думает о происходящем, Блок отвечает: «Очень хорошо». «Кругом тонула Россия Блока… Незнакомки, дымки севера шли на дно, как идут обломки и жестянки консервов». Народ идет «за хлебом, за миром, за волей». «Бери у буржуев завод! Бери у помещика поле! Братайся, дерущийся взвод!» Пролетарии экспроприируют имущество «буржуев»: «Чем хуже моя Нина?! Барыни сами! Тащь в хату пианино, граммофон с часами!»

Этот вихрь,

от мысли до курка, и постройку,

и пожара дым прибирала партия

к рукам,

направляла,

строила в ряды.

Зима. Коммунисты, несмотря на холод, грузят дрова на субботнике.

В наши вагоны,

на наш ем пути, наши

грузим

дрова.

Можно

уйти

часа в два,

но мы —

уйдем поздно.

Нашим товарищам

наши дрова нужны: товарищи мерзнут.

Социализм:

свободный труд

свободно

собравшихся людей.

Капиталисты не понимают, «что это за нация такая “социалистичья”» и что это за «социалистическое отечество», какие такие «фрукты-апельсины» растут в большевистском раю. Они интересуются: «За что вы идете, если велят — “воюй”?» Указывают на многочисленные трудности. Поэт отвечает:

Слушайте,

национальный трутень, — день наш

тем и хорош, что труден.

Эта песня

песней будет наших бед,

побед,

буден.

Интервенция. Плывут «из Марселя, из Дувра… к Архангельску». «С песней, с виски, сыты по-свински». Капиталисты грабят, «чужими руками жар гребя». С севера идет адмирал Колчак, в Крыму, на Перекопе, засел Врангель. Полковники «любят поговорить на обеде», как храбро они сражаются с большевиками, один из них рассказывает о том, как на него навалился «десяток чудовищ большевистских», а он «раз — одного, другого — ррраз» и, кстати, заодно, «как денди», девушку спас. Большевики в кольце. «Москва — островком, и мы на островке. Мы — голодные, мы — нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке».

Спекулянты «обнимут, зацелуют, убьют за руп». Секретарши «топают валенками», «за хлебными карточками стоят лесорубы», все понимают, что главное — отбить белых. Мимо проходит «незаменимый» работник. Он идет за пайком: «правление выдало урюк и повидло». Ученым тоже несладко, так как «им фосфор нужен, масло на блюдце». «Но, как назло, есть революция, а нету масла». Луначарский выдает людям, полезным делу революции, мандаты на сахар, жир, березовые дрова, «посуше поленья… и шубу широкого потреб л енья».

Автор мерзнет в комнате с Лилей и Осей (Брики) и с собакой Щеником. Потом одевается и идет с салазками на Ярославский вокзал. «Забрал забор разломанный», привез домой, развел огонь. Автор вспоминает теплые страны.

Но только

в этой зиме

понятной

стала

теплота

Любовей, дружб

и семей.

Лишь лежа

в такую вот гололедь,

зубами

вместе

проляскав —

поймешь:

нельзя

на людей жалеть

Снова воспоминания о «не очень сытеньких, не очень голодненьких» временах, о любимой.

Не домой,

не на суп, а к любимой

в гости две морковинки несу

за зеленый хвостик.

много дарил

конфект да букетов,

но больше

всех дорогих даров

я помню

морковь драгоценную эту

и пол полена

березовых дров.

Автор вспоминает, как питался кониной, как делился с младшей сестрой Олей солью. За стенкой сосед говорит жене: «Иди, жена, продай пиджак, купи пшена». А «за тучей берегом лежит Америка. Лежала, лакала кофе, какао». Но поэт повторяет: «Я землю эту люблю… Землю, с которой вдвоем голодал, — нельзя никогда забыть».

Стоят в заносах локомотивы. Люди расчищают лопатами снег. Пятеро обморозились, но локомотив пошел. Ходят слухи, что Деникин подходит «к сДмой, к тульской, к пороховой сердцевине». Красные эскадроны нагоняют Мамонтова. Поэт вспоминает о покушении Каплан на Ленина.

«Миллионный класс вставал за Ильича», «хоронились обыватели за кухни, за пеленки». Автор говорит:

Я видел

места, где инжир с айвой росли

без труда

у рта моего, — к таким относишься иначе.

Но землю, которую

завоевал и полуживую

вынянчил, где с пулей встань,

с винтовкой ложись,

где каплей

льешься с массами, — с такою землею

пойдешь

на жизнь,

на труд,

на праздник

и на смерть!

Врангель бежит из Крыма. Бегут «добровольцы» (солдаты добровольческой армии), бежит «чистая публика и солдатня». Вся эта публика забыла приличия: «бьет мужчина даму в морду, солдат полковника сбивает с мостков». «Вчерашние русские» бегут за границу. Уходят и интервенты. В Крым входят красные с песней «И с нами Ворошилов, первый красный офицер». После победы все вспомнили — «недопахано, недожато у кого, у кого доменные топки да збри. И пошли, отирая пот рукавом, расставив на вышках дозоры».

Я с теми,

кто вышел

строить

и месть

в сплошной лихорадке

буден.

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды —

которое будет.

планов наших

люблю громадьё,

размаха

шаги саженьи.

Я радуюсь

маршу,

которым идем

в работу

как весну человечества, рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество, республику мою!

Поэт вспоминает тех, кто отдал жизнь за дело революции — Красина, Войкова, Дзержинского.

Поэту «чудится», что их мучит «тревоги отрава»:

Скажите —

вы здесь?

Скажите —

не сдали?

Идут ли вперед?

Не стоят ли?

Скажите.

Достроит

коммуну

из света и стали

республики

вашей

сегодняшний житель?

«Тише, товарищи, спите… — успокаивает их поэт. — Ваша подросток-страна с каждой весной ослепительней, крепнет, сильна и стройна». «Великие тени» спрашивают, не тянет ли россиян «всевластная тина», не свила ли «чиновность в мозгах паутину». «Спите, товарищи, тише… — отвечает поэт. — Кто ваш покой отберет? Встанем, штыки ощетинивши, с первым приказом: “Вперед!”»

земной шар чуть не весь

обошел, —

и жизнь

хороша, и жить

хорошо.

А в нашей буче,

боевой, кипучей, —

И того лучше.

Вьется

улица-змея.

Дома

вдоль змеи.

Улица — моя.

Дома — мои.

Вновь открыты магазины, продаются продукты, «сыры не засижены», снижаются цены, «стала оперяться… кооперация».

фамилия

Радуюсь я —

это мой труд

вливается

в труд

моей республики.

Поэт осознает свою причастность ко всему происходящему вокруг, он полновластный хозяин страны, как и каждый ее гражданин. Автор наделяет эпитетом «мой» и депутатов, и чиновников, едущих на заседание, и милицию, которая его бережет, и летчиков, и военных, которые всегда готовы дать отпор врагу.

Жизнь прекрасна и

удивительна.

Лет до ста

расти

без старости.

Год от года

расти нашей бодрости.

Славьте,

молот

и стих, землю молодости!

Поэма носит автобиографический характер.

1

Маяковский начинает свою поэму заявлением, что былинные времена прошли. Пора отказаться от былин, эпосов и эпопей и перейти к краткому телеграммному стилю.

Само время «гудит телеграфной струной» и рассказывает правду о том, что случилось со страной и с самим поэтом.

Маяковский хочет, чтобы эта книга выдернула читателя из его «квартирного мирка», наполнила «строящей и бунтующей силой» и заставила вспомнить день, который поэт считал самым значимым в истории своей страны.

2

Поэт описывает народный бунт. Крестьяне, переодетые в солдатские шинели и насильно согнанные на войну, голодают и больше не хотят слышать обманных обещаний временного правительства. Им обещали свободу, права и землю, но всё оказалось ложью, и народ кричит: «Бей!».

3

В царском дворце, построенном Растрелли, поселился «вертлявый пострел» и «присяжный поверенный» Керенский. Роскошь, слава и власть вскружили ему голову «не хуже сорокоградусной».

«Адъютатнтики» распускают слухи о том, как народ любит Керенского. Когда «премьер проплывает над Невским», «дамы и дети-пузанчики» кидают ему «цветы и розанчики». Если же от безделья Керенский заскучает, то быстро сам себя назначит каким-нибудь министром.

На сообщения о беспорядках у него один ответ: арестуйте, выловите, пошлите казаков или карательный отряд. Зато Керенский мечтает сговориться с Корниловым и отправить императора Николая II не «на воду и чёрную корку», а к английскому кузену королю Георгу.

Керенский «пришит к истории, ‹…› его рисуют - и Бродский и Репин».

4

Маяковский описывает диалог между деятельницей партии кадетов Кусковой и лидером этой партии, министром иностранных дел Милюковым. Разговор пародирует беседу пушкинской Татьяны с няней.

Кускова, которую Маяковский называет то мадам, то старушкой, жалуется на духоту. Милюков вспоминает старинные были и небылицы, и, чтобы утешить плачущую воспитанницу, обещает дать ей «свобод и конституций». Наконец, Кускова признаётся «няне» Милюкову, что пылает страстью к «душке Саше» - Керенскому.

«Усатая няня» Милюков счастлив - «при Николае и при Саше мы сохраним доходы наши».

5

В ресторане пируют «аксельбантами увешанные до пупов» монархист штабс-капитан Попов и некий адъютант-либерал. Попов убеждён, что «Россию жиды продают жидам», и ничего хорошего эту страну не ждёт. Он жалуется на денщика, который в ответ на приказ «наваксить щиблетину, чтоб видеть рыло в ней», послал штабс-капитана к его матушке.

Адъютант возражает: он не монархист, и даже социалист, но «для социализма нужен базис. ‹…› Культура нужна. А мы - Азия-с». Социализм надо внедрять не сразу, а «постепенно, понемногу, по вершочку, по шажку, сегодня, завтра, через двадцать лет». Адъютант недолюбливает тех, у кого «от Вильгельма кресты и ленты», и кто ездит в пломбированных вагонах, но и «Ленина, который смуту сеет», к власти допускать нельзя.

Приятели надеются на помощь казачества и проклинают большевиков, пока не напиваются.

Тем временем в подвалах большевики раздают оружие, патроны и планируют штурм Зимнего.

6

Большевики готовятся к восстанию, «окружая Зимний в кольца». В смольном Ильич и его сторонники думают «о битвах и войске», и «перед картой ‹…› втыкают в место атак флажки».

Маяковский представляет взятие Зимнего, как битву двух огромных теней. Тень дворца сжала руками-решётками торс тени толпы. Защитники Зимнего редеют, батальоны сдаются один за другим, «а Керенский спрятался, попробуй вымань его».

А во дворце, в «мягких мебелях», сидят министры. Их уже никто не слушает, и они «готовы упасть переспевшей грушею, как только их потрясут».

И вот дрожат стёкла дворцовых окон - это ударили «форты Петропавловки», а вслед за ними «бабахнула шестидюймовка Авроры». Восстание начинается. Солдаты берут приступом каждую лестницу и комнату Зимнего, «перешагивая через юнкеров».

Тринадцать министров понимают, что сопротивляться глупо, и сдаются.

Председатель реввоенкомитета Антонов объявляет временное правительство низложенным. В Смольном толпа поёт: «Это есть наш последний...», и умолкает пулемёт, а первый трамвай выезжает уже при социализме.

7

Поэт описывает утонувший в сумраке Петербург. На улицах пусто, лишь кое-где у горящих костров греются солдаты. Возле одного из таких костров Маяковский встречает Александра Блока.

Блок жалуется, что крестьяне подхватили песню восстания, спетую в Петербурге, и сожгли в его усадьбе библиотеку. Сёла восстали против лютых помещиков. Партия прибирала к рукам «этот вихрь ‹…› и пожара дым» и строила в ряды.

8

Зима, мороз, но коммунистам жарко - они работают на трудовом субботнике. Они имеют право закончить работу раньше и уйти, но не сделают этого потому, что грузят свои дрова в свои вагоны, чтобы согреть своих товарищей.

Здесь свершается «социализм: свободный труд свободно собравшихся людей».

9

Богачи не могут понять, «что это за „социалистическое отечество“», чем восторгаются живущие в нём люди, за что готовы сражаться. Ведь «можно умирать за землю свою, но как умирать за общую»? Для капиталистов «жена, да квартира, да счёт текущий - вот это отечество, райские кущи», ради которых можно и на смерть пойти.

Поэт отвечает капиталистам:

10

Капиталисты, «ощерившие сытую пасть», понимают, «что если в Россиях увязнет коготок, всей буржуазной птичке пропасть». Поэтому «разная сволочь и стерва шьёт шинели цвета серого» - европейская буржуазия хочет задушить молодое советское государство и шлёт войска на помощь «белым».

Военные суда из Марселя и Дувра плывут к Новороссийску и Архангельску, на них - сытые солдаты. В ход идут подводные лодка, авианосцы и ядовитые газы.

Все моря - и белое, и Чёрное, и Каспийское, и Балтийское - оккупировала «морей владычица, бульдожья Британия». Буржуи гребут жар чужими руками - чёрную работу за них делают «бароны и князья недорасстрелянные».

На Питер идёт войско Юденича с танками и обозами, полными еды. В Сибири хозяйничает адмирал Колчак с чехами, а в Крыму - Врангель. На обедах полковники хвастаются, «прихлёбывая виски», как убивали десятками «чудовищ большевицких».

Страна тонет в крови, горят сёла. Голодающим большевикам некуда деваться, они в Москве, как на острове «с Лениным в башке и с наганом в руке».

11

Проходит время. Маяковский селится в доме ВСНХ, где живут «всякие и люди, и классы». Обитатели дома голодают, отапливают комнаты «томами Шекспирьими», а «картошка - пир им». В этом доме отражена вся жизнь, и поэт варится в ней, как в каменном котле.

12

Маяковский описывает голодную московскую жизнь. Возле Главтопа дежурят спекулянты - «обнимут, зацелуют, убьют за руп». В очередях за хлебными карточками стоят лесорубы, им положен только фунт хлеба высшей категории. Но они понимают: сейчас главное - отбиться от «белых».

Самый хороший паёк у «незаменимых» - им «правление выдало урюк и повидло». Богатые питаются в коммерческих ресторанах. Учёным по особому мандату Луначарского полагается масло, сахар, мясо, дрова и «шуба широкого потребления», но от комиссара они получают только «головной убор» и «ногу лошажью».

13

Маяковский живёт на двенадцати квадратных аршинах с друзьями - Лилей и Осей Брик - и собакой Щеником. Взяв салазки и надев оборванную шапчонку, поэт отправляется раздобыть дров и вскоре везёт домой насквозь промёрзшее полено из разломанного забора. Принёс, настрогал перочинным ножиком, растопил печку. Обитатели комнаты уснули и чуть не угорели.

Поэт вспоминает морозную зиму, розовое закатное небо и облака, похожие на корабли.

Только в морозную ночь, «зубами вместе поляскав», поймёшь, что «нельзя на людей жалеть ни одеяло, ни ласку» и невозможно разлюбить землю, «с которою вместе мёрз».

14

Многие умерли в эту зиму. Поэт не хочет касаться «боли волжской» - голодающего Поволжья. На творчество Маяковского вдохновляют только глаза любимой - «круглые да карие, горячие до гари».

Поэту сообщают, что любимая опухла от голода. Врач говорит, что нужны витамины - свежие овощи. Вместо цветов, Маяковский несёт возлюбленной две морковины.

«Зеленью да лаской» поэт выходил любимую.

О себе поэт не думает: «Мне легше, чем всем - я Маяковский. Сижу и ем кусок конский». Он жалеет сестру, которой приходится менять вещи на еду. Тем не менее, поэт кричит в лицо Америки «круглей ресторанных блюд», что любит свою нищую землю, «с которой вдвоём голодал».

15

Маяковский продолжает рассказывать о голоде, о том, что «нету топлив брюхам заводовым». Поэт описывает, как рабочие в залатанных валенках откапывают занесённый снегом локомотив.

По Москве ползут «обывательские слухи-свиньи» о том, что «Деникин подходит к самой, к тульской, к пороховой сердцевине». «Шептоголосые кухарочьи хоры» поют, что будет много еды. Обыватели ждут Деникина-освободителя. Но город проснулся, партия призвала к оружию, и уже скачут на юг «красные» эскадроны.

В Ленина стреляет Каплан - это «заёрзали длинноносые щуки», враги советской власти. Но «лежит на хищнике Лубянская лапа Че-ка» и ветер уже треплет списки расстрелянных.

Обыватели-мошки прячутся и замолкают, а наутро счастливая весть: Ленин жив. Коммунисты «держали взятое, да так, что кровь выступала из-под ногтей».

Поэт видел щедрые южные края, но только за «землю, которую завоевал и полуживую вынянчил», можно пойти «на жизнь, на труд, на праздник и на смерть».

16

Маяковский описывает бегство интервентов из Крыма, о котором ему рассказал «тихий еврей».

Бегут все, недовольные советской властью, - и «чистая публика, и солдатня». Везде суматоха и толкотня. Полуодетые люди, забыв приличия, кулаками пробивают себе дорогу на теплоходы, невзирая на пол и чины.

«Хлопнув дверью, сухой, как рапорт» из штаба выходит Врангель в чёрной черкеске. Перед тем как сесть в ждущую его лодку, главнокомандующий падает на колени, трижды целует родную землю и крестит город.

Так покидают Родину «вчерашние русские», «оторванные от станка и пахот», чтобы «доить коров в Аргентине» и «мереть по ямам африканским». Уплывают на турецких судах, которых сопровождают «два миноносца-американца». А им вслед несётся: «Спёрли казну и удрали, сволочи».

Советскому правительству отправлена телеграмма: «Врангель опрокинут в море», точка в войне. Коммунисты бросают оружие и расходятся к недопаханным полям и остывшим доменным печам.

17

Поэт не хочет хвалить всё, что сделано. Он «пол-отечества мог бы снести, а пол - отстроить, умыв». Маяковский вместе со всеми «вышел строить и месть». Он счастлив видеть, что много достигнуто, но считает, что большая часть пути ещё впереди.

Поэт наблюдает, как из-под сора «коммуны дома прорастают ‹…› и поворачиваются к тракторам крестьян заскорузлые сердца». А планы, которые раньше «задерживал нищенства тормоз», встают, «железом и камнем формясь». И поэт прославляет свою республику, «рождённую в трудах и бою».

18

Маяковский описывает Красную площадь, куда часто приходит один, поздно вечером или ночью. Там, у Кремлёвской стены, покоятся те, кто отдал свою жизнь и кровь за СССР. Рядом, «как нагромождённые книги», мавзолей Ленина.

Поэт идёт вдоль могил и вспоминает каждого героя Революции и Гражданской войны. Они умерли «от трудов, от каторг и от пуль, и никто почти - от долгих лет».

Поэту чудится, «что на красном погосте товарищей мучит тревоги отрава» - не предали ли потомки их дело, и скор ли освободят народ «в чёрных Европах и Азиях». Маяковский успокаивает их, говорит, что «страна-подросток» становится всё краше и сильнее, а «в мире насилия и денег» народ будят их тени, и «готова к бою партийная сила».

19

В последней главе Маяковский описывает, какой стала Советская страна. Он рад обильным витринам магазинов со сниженными ценами, обновлённым и украшенным городам, развивающейся кооперации и своей фамилии в поэтической рубрике «книжных груд».

Депутаты защищают права советского человека, а милиционеры, уличные регулировщики, красная армия - его жизнь и покой. Страна строится, работают фабрики - ткут ситчик комсомолкам, а колхозники «доят, пашут, ловят рыбицу».

Обрисовав каждое достижение советского народа, Маяковский удовлетворённо восклицает: «Хорошо!».

Владимир Маяковский

Октябрьская поэма.

вещь необычайно длинная,были времена прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети,

строфа! Воспаленной губой припади и попей из реки

по имени - "Факт". Это время гудит телеграфной струной, это

сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или

в моем. Я хожу,

чтобы, с этою

книгой побыв, из квартирного

мирка шел опять

на плечах

пулеметной пальбы, как штыком,

просверкав. Чтоб из книги,

через радость глаз, от свидетеля счастливого,в мускулы усталые лилась строящая и бунтующая сила. Этот день воспевать никого не наймем. Мы распнем карандаш на листе, чтобы шелест страниц, как шелест знамен, надо лбами годов шелестел.

"Кончайте войну! Довольно! Будет! В этом голодном году невмоготу. Врали:

"народа свобода,

эпоха, заря..."и зря. Где

чтобы землю

к лету? Нету! Что же

дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? Шиш. На шее

кучей Гучковы, черти, министры, Родзянки... Мать их за ноги! Власть

к богатым рыло воротит чего подчиняться ей?!. Бей!!" То громом, то шепотом этот ропот сползал

из Керенской тюрьмы-решета. в деревни шел по травам и тропам, в заводах сталью зубов скрежетал. Чужие

партии бросали швырком. - На что им сбор болтунов дался?! И отдавали большевикам гроши,

построил Растрелли. Цари рождались, жили, старели. Дворец

не думал о вертлявом постреле, не гадал, что в кровати, царицам вверенной, раскинется какой-то присяжный поверенный. От орлов, от власти, одеял и кружевца голова

просяжного поверенного кружится. Забывши

и классы и партии, идет

на дежурную речь. Глаза

у него бонапартьи и цвета

защитного френч. Слова и слова. Огнесловая лава. Болтает

сорокой радостной. Он сам

опьянен своею славой пьяней,

чем сорокаградусной. Слушайте, пока не устанете, как щебечет иной адъютантик: "Такие случаи были он едет

в автомобиле. Узнавши,

кто и который, толпа

распрягла моторы! Взамен

лошадиной силы сама

на руках носила!" В аплодисментном плеске премьер

проплывет над Невским. и дамы,

и дети-пузанчики кидают

цветы и розанчики. Если ж

с безработы загрустится, сам

уверенно и быстро назначает

то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром. И вновь

возвращается, сказанув, ворочать дела и вертеть казну. Подмахивает подписи достойно и старательно. "Аграрные? Беспорядки?

Ряд? Пошлите,

карательный отряд! Ленин?

Большевики?

Арестуйте и выловите! Что?

Не слышу без очков. Кстати...

об его превосходительстве...

Корнилове... Нельзя ли

сговориться

казачков?!. Их величество?

Ну да!.. И руку жал.

Какая ерунда! Императора?

И черную корку? При чем тут Совет?

Приказываю

туда, в Лондон,

к королю Георгу". Пришит к истории,

пронумерован

и скреплен, и его

и Бродский и Репин.

Петербургские окна.

Синё и темно. Город

и покоем скован. НО не спит

мадам Кускова. Любовь

и страсть вернулись к старушке. Кровать

розоватит восток. Ее волос

пожелтелые стружки причудливо

слезливый восторг. С чего это

сохнет и вянет? Молчит...

но чувство,

видать, велико. Ее утешает

усатая няня, видавшая виды,

Пе Эн Милюков. "Не спится, няня...

Здесь так душно... Открой окно

да сядь ко мне". - Кускова,

что с тобой?

"Мне скушно... Поговорим о старине".

О чем, Кускова?

бывало, хранила

немало старинных былей,

небылиц и про царей

и про цариц. И я б,

с моим умишком хилым,короновала б

Михаила. чем брать

династию

чужую... Да ты

не слушаешь меня?!"Ах, няня, няня,

я тоскую. Мне тошно, милая моя. Я плакать,

я рыдать готова..." - Господь помилуй

и спаси... Чего ты хочешь?

Попроси. Чтобы тебе

не дуться, дадим свобод

и конституций... Дай

речей водою горящий бунт...

"Я не больна. Я...

знаешь, няня...

влюблена..." - Дитя мое,

господь с тобою!И Милюков

с мольбой крестил

профессорской рукой. - Оставь, Кускова,

в наши лета любить

смысла нету."Я влюблена".

снова в ушко

профессору

она. - Сердечный друг,

ты нездорова."Оставь меня,

я влюблена". - Кускова,

полечись ты..."Ах няня,

он такой речистый... Ах, няня-няня!

Ах! Его же ж

носят на руках А как поет он

про свободу... Я с ним хочу,

так в воду". Старушка

тычется в подушку, и только слышно:

Душка!" Смахнувши

рукавом, взревел усатый нянь:

В кого? Да говори ты нараспашку!"В Керенского..."

В какого?

В Сашку?И от признания

такого лицо

расплылось

Милюкова. От счастия

профессор ожил: - Ну, это что ж

одно и то же! При Николае

и при Саше мы сохраним доходы наши.Быть может,

на брегах Невы подобных

видали вы?

довоенной выковки, аксельбантами

увешанные до пупов, говорили

адъютант

(в "Селекте" на Лиговке) и штанс-капитан

Попов. "Господин адъютант,

не возражайте,

не дам,скажите,

поджидаем мы? Россию

продают жидам, и кадровое

офицерство

уже под жидами! Вы, конешно,

профессор,

либерал, но казачество,

пожалуйста,

оставьте в покое. Например,

мое положенье беря, это...

черт его знает, что это такое! Сегодня с денщиком:

Эй, наваксь

щиблетину,

чтоб видеть рыло в ней!И конешно

к матушке,

а он м е н я

к м о е й, к матушке,

к Елизавете Кирилловне!" "Нет,

я не за монархию