Почему Гоголь назвал персонаж "Шинели" Акакием Акакиевичем?

АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ. В ЗАЩИТУ ИМЕНИ.

Исследуя стилистику произведений Николая Васильевича Гоголя, задумалась над тем смыслом, которое вкладывается в имя и отчество главного действующего лица повести «Шинель». Показалось несправедливым бытующее объяснение, а интуиция и некоторые знания значений слов подсказывали иную подоплёку. Решила изучить этот вопрос. Вот что получилось.

До сих пор существовало мнение, что имя-отчество Акакия Акакиевича содержит явно «фекальный» смысл. «Какашка» - отвратительная кучка человеческих испражнений, никуда не годная, разлагающаяся часть. Не просто «г-но», а ничтожно малая его часть. И желательно усохшая. И всё это - бедный чиновник Башмачкин? Поверхностное суждение, не правда ли? Так можно было бы каждого второго персонажа в любом гоголевском произведении назвать. Уж там предостаточно кандидатов на звание «какашки», да и «г-на» хватает.

Скорее всего читатели пошли по пути наименьшего сопротивления, утвердив первейшую ассоциацию со словами «Акакий Акакиевич». В сочЕтанном употреблении одинаковых слов в имени и отчестве явственно слышится «ка-ка», что и наводит на определенные ассоциации. Н.В.Гоголь был мастером многослойности изображаемых масок, но не настолько примитивен, чтобы своего последнего петербуржца обзывать какашкой. И без того, он достаточно явственно указывает нам на его незавидное положение, существование на низком социальном уровне. Этому и без «какашек» хватает свидетельств.

1. Фамилия Башмачкин.
Все мужчины в роду были почтенные. Несмотря на неблагозвучную фамилию, сапоги носили. Жили вопреки фамилии, а Акакий Акакиевич – под стать. Башмак – низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. Это не хромовые и не лайковые сапоги, не туфли сафьяновые с изысканной отделкой, не кирзовые ботинки, не боты и даже не уютные валенки. Во времена оные ниже, неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. И даже у старой его шинели чиновники отнимали благородное её имя и называли презренно капотом.

2. Переписывание.
Акакий Акакиевич служил переписчиком. Должности более нетворческой, простейшей в госдепартаменте не сыщешь. Скорее – уничижительней, унижающей. Во времена Гоголя значение слова «переписывать» наполнялось глубоким смыслом. Хлестаков, демонстрируя свою приближенность к высшим светским кругам, заявляет Городничему: «Вы, может, думаете, что я только переписываю? Нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге». И чуть позже с презрением говорит о ком-то: «Эдакая крыса, пером только: тр, тр... пошёл писать».

3. Быт.
Скажи мне, как и что ты ешь, и я скажу, кто ты.
«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучится, вставал из-за стола...».
Имущество Акакия Акакиевича состояло из пучка гусиных перьев, пятидесяти листов белой казеной бумаги, трёх пар носков, двух-трёх пуговиц, оторвавшихся от панталон, и старого дырявого капота, когда-то называвшегося шинелью.

4. Интересы.
В переписывании, и только в нём, «виделся ему какой-то свой разнообразный и приятный мир». Даже дома, встав из-за стола, «вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги», принесенные из депaртамента. «Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя». Он играл буквами в воображении, любил их, а некоторых - особой избирательной любовью. Он заигрывал с ними, подмигивая. Старательно выписывал, при этом по-детски губами помогая им благополучно преодолеть расстояние из собственного представления прямо на бумагу. Так усердствовал, что даже не замечал капельку пота или сопельку, свисавшую с кончика носа, а только инстинктивно втягивал её обратно, шмыгая и сопя, но дела не прекращая (черта образа А.А., навеянного Ю.Норштейном). Другому развлечению Акакий Акакиевич не предавался. Скудость и ограниченность интересов указывают на примитивную внутреннюю жизнь чиновника, на отсутствие потребностей, способствующих развитию личности. Один из критиков того времени, недоумевая, воскликнул: «Что за идиот этот Башмачкин, право!».

Этих и многих других характеристик достаточно, чтобы обрисовать незаметного, никчемного человечка, а не просто обзывать его, предположим, какашкой.
Итак, мы не находим аргументов, подтверждающих, что имя и отчество Акакия Акакиевича имело «фекальный» смысл.
Давайте рассмотрим аргументы в пользу обратного.

1. Акакий
Акакия - (Acacius – латинское написание), (Аkakija***– греч.) - с греческого невинность, невинный, незлобливый, беззлобный, не делающий зла.
В русском произношении добавилась буква «й» - полугласная с «и» краткой, обозначающая, как правило, своЙства. Значит, слово не однородно со словом, обозначающим фекалии, а объясняет свойства того, кому принадлежит. Удваивание указывает на переизбыток свойства, усиление значения слова, на его крайнюю степень.
Вот описание вышеназванных свойств Акакия Акакиевича, обнаруженных в его имени.
«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним...».

«Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость...».
«Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился, но, будучи человеком чистосердечным...»
«По утру рано отправился он к частному; но сказали, что спит; он пришёл в десять – сказали опять: спит; он пришёл в одиннадцать часов – сказали: да нет частного дома; он в обеденное время – но писарЯ в прихожей никак не хотели пустить его... наконец Акакий Акакиевич РАЗ В ЖИЗНИ захотел ПОКАЗАТЬ ХАРАКТЕР...».

То есть настолько незлобливый и невинный, по-русски говоря, бесхарактерный, что только, когда случилась с ним катастрофа, тогда уж захотел показать свой нрав.

Уже во времена Гоголя имя Акакий было редко употребляемо в народе, сохраняется и по сей день в качестве церковного, этим именем именовались святомученики и наиболее набожные священники. Грузия, наверное, единственная страна, в которой до сих пор новорожденных нарекают именем Акакий.
Святомученики получали имя Акакий посмертно, что указывало прямо на их страдания без вины.
Акакий Акакиевич пострадал, никому в жизни не причинив зла, снося издевательства, сам будучи невинным, аки святый мученик.

2. Речь
Ещё одно свойство, характеризующее главное лицо повести, обнаружено мною, которое напрочь ускользает от внимания большинства читателей. Речь Акакия Акакиевича была сбивчивой, дискретной, бестолковой.
"Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того.."., а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что всё уже выговорил".

Речь, лишённая значения настолько, насколько незначителен был и сам обладатель её. Неспособность перевести глаголы из первого лица в третье говорит не столько о неграмотности, сколько о боязни отступить от привычного, простого, безответственного. Здесь надо было проявить самостоятельность, взять на себя ответственность за проделанную работу, ОЗНАЧИТЬСЯ. Но:
«Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тёр лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Даже в описаниях действий и мыслей Акакия Акакиевича Гоголь использует те же частицы, фиксируя их соотношение с образом главного героя. Самая чаще употребляемая частица имеет в своем составе «КАК».
- (Имя) «никак не искали, а что сами собой случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как...»
- «итак, вот каким образом произошло все это»
- «Отчего же нельзя, Петрович?... у тебя есть же какие-нибудь кусочки...»
- «Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!...»
- «Как же новую?... Ведь у меня и денег на это нет».
- «Ну, а если бы пришлось новую, как бы она того...»
- «...как-нибудь поправь, чтобы хоть сколько-нибудь еще послужила...»
- «Этаково-то дело этакое, - говорил он сам себе, - я, право, и не думал, чтобы оно вышло того... – а потом, после некоторого молчания, прибавил: - Так вот как!»
- «Так этак-то! Вот какое уж, точно, никак неожиданное, того... этого бы никак... этакое-то обстоятельство!»
- «Ну нет, - сказал Акакий Акакиевич, - теперь с Петровичем нельзя толковать: он теперь того... жена, видно, как-нибудь поколотила его.»
- «Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не знал, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться».
- «всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть...»
- «...однако ж никак не мог позабыть, что уже двенадцать часов и что давно пора домой. Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать его хозяин...»
- «...точно как будто сердце его предчуствовало что-то недоброе»
- «но писарЯ в прихожей никак не хотели пустить его и хотели непременно узнать, за каким делом и какая надобность привела его...»
- «...чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с господином...»
- «Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич...».
По мнению австрийского исследователя М.Мозера, две особенности речи Акакия Акакиевича - частое употребление им предлогов, наречий и частиц, а также тенденция не заканчивать начатые фразы - характеризуют и речь самого рассказчика (М.Мозер напоминает начало повести: "В департаменте...").
Одним из бросающихся в глаза признаков сказа в "Шинели" Гоголя является очень частое появление корня "как", находящегося в составе вопросительных, относительных и неопределенных местоимений (какая-нибудь ниточка, каким образом, именно вот как и т.д.). Как замечает М.Мозер, этот признак является возможной мотивацией выбора имени главного героя: Акакия Акакиевича характеризует не только его манера речи, свойственная и сказу рассказчика, но также и его имя, в котором содержится симптом его речевой патологии.

Изобилие частиц «как» превращается в один спошной вопрос-крик: «Как же так?! А как?!». А как получилось, что самому смиренному и невинному человеку пришлость пострадать так, что у него была отнята не только мечта, добытая жертвоприношением, но и самое насущное, необходимое, которое не только согревало бы его в морозы, сохраняя здоровье, но и облагораживало и, глядишь, произвело бы в уважаемые люди?

Акакий Акакиевич: «А как? А как это... того... как же так... как можно?». Вопрос ко всему народу, к каждому в отдельности. Акакий Акакиевич – человек-вопрос, сам вопрошающий и спрашивающий со всякого, узнавшего его историю. Созвучно с известным риторическим исконно русским: «Доколе?».

________________

*** К сожалению греческий алфавит не воспринимается данной программой. В тексте автором слово "акакия" было написано по-гречески.

Акакий Акакиевич Башмачкин является главным персонажем повести об исчезнувшей шинели, написанной Н.В. Гоголем. Характеристика внешности главного героя невзрачна: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич служит в департаменте, занимая должность переписчика бумаг.

Характер Акакия Акакиевича обезличен, как и общество, в котором он живет.

Неслучайно в повести постоянно повторяются формулы: «один день», «одно значительное лицо», «один чиновник». Круг людей, в котором вращается герой, по роду своей трудовой деятельности, холодно-равнодушен или насмешливо-оскорбителен. Жизнь мелкого чиновника – это непрерывная отчаянная борьба за существование, непрестанно трудясь, он не может обеспечить даже свои минимальные потребности. Башмачкину неоткуда ждать защиты, ведь он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование, он считает условия своей жизни вполне естественными и не желает их менять. Герой безропотно сносит постоянное унижение, которое царит в департаменте: «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Гоголь заставляет нас особенно остро почувствовать приниженность своего героя в те моменты, когда, придя домой, Башмачкин снимает копии с документов, с благоговением читая адрес важного лица, которому адресовано письмо. В эти моменты стираются последние черты личности героя, превращая его в серое и безликое существо.

Образ Акакия Акакиевича характерен для гоголевского времени. Это традиционный для русской литературы образ «маленького» человека, социально униженного, не имеющего ни возможности, ни, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести таким образом, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель: «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». У героя появляется мечта – новая шинель. Теперь это уже не тот безликий чиновник, ведь у него есть смысл жизни. И вот Башмачкин примеряет новую шинель. Чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Но недолгим было счастье героя. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача. Только сейчас герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, приведшее к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».

Никчемная жизнь Башмачкина логически завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается нечто человеческое.

Образ Башмачкина в повести двойственен. С одной стороны, герой духовно и физически беден, что особенно подчеркивается автором. С другой стороны, в робком и запуганном «маленьком» человеке таится бунтарское, протестующее против произвола и бессердечия окружающих начало. При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Соответствие вымышленных персонажей точному расположению во времени и пространстве всегда очень любопытно. И полезно - число диссертаций, монографий, дипломов и просто научно-популярных литературных путеводителей говорит о том, что из биографического кода, который писатель закладывает в «резюме» своего вымышленного персонажа, вполне может развернуться история со сложным продолжением. А некоторые даже научились извлекать из этого выгоду.

Во всяком случае, иные российские туристы давно уже поняли, что порой куда интереснее путешествовать, скажем, по Парижу, имея перед собой «Трёх мушкетеров» в качестве путеводителя, нежели слушать профессионального гида.

Творчество Николая Васильевича Гоголя в этом плане – неисчерпаемый источник для тех, кто должен, в силу обстоятельств экономического характера, перепрофилировать работу своих турагенств с банальной отправки уставших россиян на еврокурорты на поиск маршрутов внутри России. Кто, например, будет спорить, что, помимо традиционного Золотого кольца, иной турист захочет махнуть и маршрутом Чичикова?

Справедливости ради стоит добавить, что у подобного вояжа будет логичное продолжение, когда путешествия по Новороссии станут безопасными. Чичиков, напомню, собирался накупить на заложенные мёртвые души вполне работоспособных крестьян и основать своё поместье где-нибудь под Херсоном.

Но и без длительных вояжей литературное наследие Гоголя – настоящий бизнес-план для оборотистых чичиковых (в хорошем смысле этого слова).

Мы уже привыли к тому, что Петербург Достоевского документален – и сегодня можно и даже стоит пройтись трагическим путем Родиона Романовича от дома на набережной Фонтанки в районе Сенной до Крестовского острова, где он очнулся после преступления. А, скажем, Петроград Чуковского – это дистанция бегства от мочалки и Мойдодыра: «А она за мной, за мной, по Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду...»

Санкт-Петербург Гоголя комичен и трагичен одновременно, даже мистичен. Трудно представить несущийся в районе исторического Таврического дворца, где звучали яркие депутатские монологи начала ХХ века, громыхающий по свежеуложенной брусчатке антикварный ванный шкафчик с зеркалом и тазом. Непросто предположить в отрешённого вида студенте-переростке должника с топором под мышкой. Но представить себе, что из-за поворота на Невский выезжает карета с Носом майора Ковалёва?..

Акакия Акакиевича, конечно, представить себе легче, так же, кстати, как и изобразить. Он, Башмачкин, фактически документальный персонаж. Гоголь ведь неспроста (у него в творчестве вообще всё неспроста) достаточно точно указывает на дату рождения будущего эталона российского чиновничества.

Акакий Акакиевич, как известно, родился «против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта...». В данном случае, согласитесь, неважно, что стиль старый. Более того, уж если исследовать биографию Акакия Акакиевича, непросто будет доказать, что Гоголь, к примеру, имел в виду «наше» 23 марта. Писал-то Николай Васильевич «Шинель» не в Санкт-Петербурге, а в Вене и Риме.

Как утверждают литературоведы, брался он за историю Акакия Акакиевича трижды. И в первой редакции Башмачкин имел фамилию Тишкевич. Ещё один гоголевский вариант – Башмакевич. Но лишь Башмачкин придаёт образу какую-то особенно трогательную беззащитность.

Пунктирно напомню гоголевский сюжет, который, наверное, сегодня не взяли бы к публикации ни в одном коммерческом издательстве. У чиновника, получающего очень ограниченное жалование, совсем пришла в негодность шинель. Из последних сил служака-аккуратист откладывает средства на покупку шинели новой, которую шьёт у портного с особым вниманием. Экономия на вечернем чае и даже стирке белья позволяет Башмачкину в итоге собрать требуемую сумму. Своей цели он достиг, и жизнь его чиновничья на краткое время даже начинает играть новыми красками, покуда шинель с него в полуночное время какие-то проказники не снимают. Пытаясь добиться справедливости, Башмачкин вынужден наряжаться в шинель старую, в которой его уже никто как свободную, имеющую на что-то право, личность не воспринимает. В итоге Башмачкин умирает, но воскресает в виде призрака, который, по велению Гоголя, в петербургские сумерки срывает с прохожих шинели. Угомонился призрак Акакия Акакиевича, как мы помним, лишь сняв с чужих плеч генеральскую шинель…

Помимо хорошо локализуемых следов, оставленных Акакием Акакиевичем на карте Санкт-Петербурга, из гоголевской «Шинели», как известно, « все мы вышли...» Фразу эту ложно приписываютДостоевскому, запустившему вслед за Гоголем по улицам Петербурга целый сонм акакиев акакиевичей разной степени жизненной неудоввлетворенности.

Со времени «Шинели» русская литература словно прозревает, увидя в Акакие Акакиевиче своего героя, презираемого и любимого одновременно. Немало башмачкиных встречается в творчестве Достоевского, Чехова…

Владимир Войнович в своей «Шапке» создает образ уже советского башмачкина – писателя Ефима Семёновича Рахлина, которому при распределении шапок в Союзе писателей, сообразно степени таланта достался не «пыжик» и даже не «кролик», а «кот домашний средней пушистости». Что и стало для писателя, наследника страданий Акакия Акакиевича, причиной преждевременной кончины. Не столь, правда, мифологичной и мистичной, как было у Гоголя. Впрочем, во времена Войновича Москва лишь набиралась мистики столичного бумагокружения.

Русская же литература принципиально писала только о чиновниках-неудачниках. Что, наверное, и справедливо. Хороший-то чиновник не должен по определению искать ни пиара, ни изысканного «продакт-плейсмента» в художественной литературе. Не органично это, да и незаконно.

Возможно, что и во времена Акакия Акакиевича были нужные, важные, энергичные чиновники. Да и сейчас они, наверное, есть. Однако Гоголь создал вечно актуальный образ. Хотя сейчас Акакий Акакиевич – явно не главный герой для нашей литературы, в жизни он по-прежнему встречается. Как и многие черты описанного в «Шинели» жизненного устройства. Попробуйте-ка, например, и в наши дни добиться справедливости у «значительного лица». А значит, уверен, след Акакия Акакиевича Башмачкина в нашей литературе ещё не утерян.

В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» главным персонажем является Акакий Акакиевич, мелкий чиновник. Человек Акакий Акакиевич очень скромный, даже забитый, над ним все подшучивают и издеваются. Защитить он сам себя не может, потому что у Акакия Акакиевича слишком мягкий характер окружающие это видят, поэтому так себя и ведут по отношению к нему. Только в редкие моменты он выходит из себя и просит не издеваться над ним, но больше это похоже на жалостливый стон, чем на твердость характера.

Николай Васильевич в своей повести жалеет Башмачкина и призывает, что не стоит подтрунивать над человеком лишь из-за того что он мягкий по натуре. У Акакия Акакиевича прохудилась старая шинель, но по службе он обязан ее носить и он решает насобирать на пошив новой. Башмачкину приходится от многого отказаться, он по вечерам остается голодным, реже отдает вещи в прачечную и бережет подметки, дабы раньше времени не пришлось покупать. Целью Акакия Акакиевича становится пошив новой шинели, Гоголь даже пишет о том, что он стал бодрее и храбрее, у него появился огонек в глазах.

Акакий Акакиевич быстро привыкает к скромной жизни и живет лишь мыслью о своей новой шинели. Вот настал тот день, когда Башмачкин одевает новую шинель и идет в департамент, где все замечают новое одеяние титулярного советника. По этому поводу состоялось даже празднование, на котором все продолжали подшучивать над Акакием Акакиевичем.

Башмачкин одухотворённый новой обновкой наслаждается своим видом, но счастье продлилось недолго. По дороге домой у Акакия Акакиевича воры снимают шинель. Куда он только не обращался, никто не хотел ему помочь, обратившись в полицию, они сказали, что ничего сделать не смогу. Тогда Башмачкин идет к «значительному лицу» и тот вообще его выгоняет из своего дома.

В связи с этими событиями Акакий Акакиевич заболевает и умирает, никто даже не заметил исчезновения человека, который никому не нужен. Лишь призрак заставляет всех содрогнуться. После того как призрак снимает шинель со «значительного лица» он задумывается и начинает обращаться к людям лучше.

Вариант 2

Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем произведения.

Акакий Акакиевич – мужчина лет пятидесяти, лысоватый, морщинистый, небольшого роста, с рыжеватыми волосами и плоховато видящий.

Писатель представляет его в образе неприметного и заурядного статского чиновника, не имеющего права на получение дворянства, служащего мелким переписчиком документов в одном из департаментов. Его коллеги даже не помнят, каким образом Акакий Акакиевич устроился на эту должность, не требующую элементарной сметливости и смышлёности.

Герой беспрекословно исполняет поручения вышестоящих начальников и больше ни о чем не задумается. Поручение же ему иных заданий, в которых есть необходимость вдумчивого изучения, повергает Акакия Акакиевича в сильное волнение и тревогу. В один из моментов он даже отказывается от предложенного повышения по службе, поскольку не уверен в собственных силах и робок.

Кроме того, Акакий Акакиевич косноязычен и способен изъясняться лишь наречиями и предлогами.

События повести разворачиваются вокруг давней мечты главного героя о новой шинели. Старая одежда Акакия Акакиевича выношена до дырок, имеет рыжевато-мучной цвет и уже не поддается никакому ремонту и починке.

Акакий Акакиевич решает сшить новую шинель и для этого начинает экономить буквально на всем, лишь бы собрать нужную для этого сумму. Мужчина практически не ест, не использует в темное время суток свечи, не отдает в стирку грязное белье.

И, наконец, мечта чиновника исполняется, он приобретает новый мундир на теплой подкладке и с воротником из меха. По этому поводу коллеги Акакия Акакиевича, которые постоянно дразнили его из-за дырявой шинели, организовывают небольшой фуршет. Башмачкин счастлив и не может скрыть довольного блеска в своих глазах.

К несчастью, в этот же вечер Акакий Акакиевич лишается обновки, будучи ограбленным хулиганами. Обратившись за помощью и к прохожему, и в полицию и даже к влиятельному лицу с просьбой отыскать пропажу, Башмачкин сталкивается с равнодушием и хамством. Вынужденный снова носить захудалую шинель, Акакий Акакиевич сильно простужается и умирает.

Однако на этом повесть не заканчивается, главный герой появляется в образе призрака, который в ночное время бродит в районе моста и отбирает у проходящих людей шинели. Однажды призрак Башмачкина встречает отказавшее ему в помощи влиятельное лицо и лишает его дорогой одежды. После это происшествия значительное лицо меняет свое мировоззрение, становится более внимательным и радушным к окружающим.

Сочинение Характеристика и образ Акакия Акакиевича

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» была написана в 1842 году. Главным персонажем произведения является Башмачкин Акакий Акакиевич.

Тихий и скромный, ничем не примечательный человек, Акакий Башмачкин жил весьма скромно, если не сказать бедно. Годы усердной и прилежной работы дали незавидный результат: герой повести получил чин титулярного советника. Жалованье, которое он получал, было настолько мало, что чиновнику едва хватало на еду. Одежда, которую он носил, давно утратила свой первоначальный вид. По ней невозможно было даже определить, какого цвета она была, когда была ещё новой.

Умственные способности героя были незначительными. Он много лет занимался переписыванием документов, ничего другого не умел и не желал. Однажды, когда ему было предложено незначительное повышение по службе, Башмачкин отказался от него. Свою работу он делал с большим усердием и старанием. Работа, ради которой нужно было бы прилагать умственные способности, пугала его.

Акакий Акакиевич в жизни был одиноким человеком. Он жил в съёмном жилье вместе с квартирной хозяйкой. На работе он так же был одинок: ни друзей, ни приятелей. Он не пользовался уважением ни среди сослуживцев, ни у начальства. Его бедственное материальное положение выделяло его из всех. И служило поводом для бесконечных насмешек со стороны коллег.

Самые изощрённые насмешки и издевательства Башмачкин получал со стороны молодых сослуживцев. Мало того, что их веселил внешний вид героя, они придумывали всякие нелепые истории. И это тоже было поводом для издевательств. Всё это Акакий Акакиевич сносил молча. И, только, когда ему становилось совсем нестерпимо, он просил своих коллег прекратить насмешки.

Единственным радостным событием в жизни героя стал тот день, когда он смог позволить себе сшить новую шинель. Старая шинель сильно износилась и уже не защищала от холодного петербургского климата. Но Башмачкину недолго улыбалось счастье. В первый же день, когда он одел обновку, её отняли у него на улице. Акакий Акакиевич обращался за помощью к приставу, а после него и к высокопоставленному чиновнику. Пристав ничем не помог, а «высокий» чиновник нагрубил ему и выгнал. По дороге домой герой повести сильно простудился и заболел. Вскоре он умер.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри 8 класс)

    Среди всех русских поэтом Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место в русской литературе. У поэта особенный, отвергающий всю мелочность человеческой повседневности и обыденности

  • Драматургия Чехова и ее особенности

    К драматургии Чехов обращается уже будучи известным и любимым писателем. Публика ждала от него комедий, похожих на его сатирические рассказы. Но вместо этого получила серьезные драмы, в которых поднимались животрепещущие вопросы.

  • Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

    Произведение относится к лирическому творчеству писателя, рассматриваемому в качестве основной тематики красоту и очарование русского природного пейзажа. По жанровой направленности некоторые литературоведы относят рассказ к очерку.

  • Дуэль Гринева и Швабрина анализ эпизода и причины в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    В повести «Капитанская дочка» вершиной этого конфликта стала дуэль Гринева и Швабрина. Оба молодые офицеры и дворяне

  • Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинение

    Главной темой этого произведения считается тема воспитания молодого дворянства. Писатель расписывает ее через противопоставления героев мыслей просвещения и тех, кто уже отжил свои устои феодального сословия.