IX в. власть багдадских халифов стала ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, а его территория неумолимо сокращалась. Поставленные халифом наместники (эмиры) становились фактическими правителями в своих областях. Сам правитель в X в. потерял светскую власть в Багдаде, оставшись только духовным главой мусульман-суннитов. Халифат распался на независимые друг от друга государства. Несмотря на это, распространение мусульманского вероучения продолжалось. Теперь ислам стали исповедовать жители части Северной Индии и Юго-Восточной Азии. Мусульманская культура

Расселившись в новых областях, на землях, где существовали древние культуры Ближнего Востока, Ирана и Византии, арабы заимствовали многое из достижений местных народов. Мусульмане почитали ум и знания. «Чернила ученого настолько же почтенны, как и кровь праведника», – говорили они. При дворах халифов и эмиров создавались богатые библиотеки, содержавшие сочинения античных авторов. На арабский язык были переведены труды знаменитых мудрецов древности – Аристотеля, Платона и др. С некоторыми из трудов античных авторов западноевропейцев познакомили именно арабы. Арабские ученые добились больших успехов в медицине, астрономии, математике. Уроженец Средней Азии Ибн-Сина (980-1037), известный в Европе как Авиценна, пользовался славой величайшего врача и ученого своего времени.

Гробница Мухаммеда в Медине

У индийцев арабы заимствовали математические знания и десятичную систему счета. Арабские цифры (которыми мы пользуемся и по сей день) позволяли быстро и удобно производить арифметические действия. Появившаяся в Индии алгебра стала известна в Европе под арабским названием (ал-джебр).

Арабские труды по географии, составленные еще в X в., дают описание всего тогдашнего мусульманского мира от Испании до Туркестана и реки Инд. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. Масуди и другие арабские путешественники составили подробные описания природы, народов, городов, занятий жителей самых различных земель. Арабские ученые по заказу христианского короля Сицилии сделали серебряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои познания в географии. Так мусульманская культура стала своеобразным мостом между культурами и цивилизациями Средневековья.

Подведем итоги

Возникший в VII в. ислам был, как и христианство и иудаизм, монотеистической религией. Арабский халифат стал колыбелью мусульманской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за пределы Аравийского полуострова. Арабы создали особый мир исламской культуры, вовлекая в свой круг многие народы.

Вопросы

1. Каковы были причины успешных завоеваний арабов?

2. В чем причины распада халифата Аббасидов?

3. Каковы основные положения мусульманского вероучения?

4. Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?

5. В чем сказалось влияние исламской цивилизации на другие страны?

Задания

1. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Объясните, как вы понимаете эти слова.

Мусульманские или арабские завоевания – расширения влияния Арабского халифата, начавшееся в начале VII века пророком Мухаммадом. Продолжалось завоевание целое столетие и за это время арабы значительно расширили свою территории и об этом следует поговорить подробно.

История арабских завоеваний
Сначала в 20-х годах VII века под натиском арабов пал византийский Левант (территорий стран на восточном побережье Средиземного моря). Совсем скоро после этого империя Сасанидов утратила всю Месопотамию. На протяжении двадцати последующих лет арабы покорили современную территорию Ирана, а также весь Египет.
Затем взор арабов пал на Северную Африку, вторжение куда началось в 647 году. Со временем пал Карфаген и был вынужден платить арабам великую дань.
Тем временем проходит захват Закавказья, которое заканчивается успехом арабов в 661 году. Затем на некоторое время арабы перестали покорять все новые и новые территории, причиной этому была гражданская война внутри арабского государства.
Но сразу после того как гражданская война пришла к концу, арабские завоевания вновь активизировались и на этот раз начался усиленный натиск на Северную Африку. На территории современного Туниса, арабы построили мощную крепость Кайруан, который в дальнейшем стал базой для их дальнейшей экспансии. После этого арабы начали покорять северо-западную Африку, или как они ее называли – Магриб. Из походы вновь остановились, и опять-таки после того как в стране вновь вспыхнула гражданская война.
В конце седьмого века арабы двинулись покорять Грузию. К 700 году арабы захватили все Закавказье. Они изгнали из этих регионов византийцев. При этом многие племени сами приглашали арабов занять их территории, для того чтобы избавиться от владычества Византии. Однако арабы не смогли на долго закрепиться в наименее доступных горных регионов.
Завоевания арабов в Северной Африке останавливали Византийская империя, объеденная с вестготами. Но удерживать им арабов долго не удалось, в битве при Карфагене в 689 году арабы полностью разбили силы Византии, посланных остановить их. В итоге Карфаген был разрушен, а его «прах» послужил материалом для строительства Туниса. После этой победы Северная Африка уже почти полностью подчинилась арабам, полный контроль уже был только вопросом времени, причем не долгого. До 709 года арабы уже контролировали почти всю Северную Африку.
В тридцатых годах арабов постигли большие трудности на Закавказье, где местные племени начали поднимать многочисленные восстания. Арабы предприняли карательную экспедицию и разграбили всю Грузию, изгнали хазаров из этих земель, при этом еще и заставили тех принять их веру – ислам.

Завоевания арабами Испании
Захватив всю Северную Африку, арабы создали для себя очень пригодный плацдарм для дальнейшего наступления на Испанию, то есть Пиренейский полуостров. К чему они преступили незамедлительно.
Началось арабское завоевание Испании уже в 711 году. Всего арабами было проведено три больших «экспедиции» по захвату контроля на полуострове.
Первая экспедиция датируется 711-712 годами, вторая 712-713 годами и последняя произошла в 714 году. Арабы за эти три экспедиции, длившиеся всего три года смогли практически полностью покорить территорию современной Испании. При этом христианский мир не мог ничего противоставить арабам, те с легкостью одерживали победу за победой.

Причины успехов арабских завоеваний
За короткий срок арабам удалось завоевать огромные территории и этому были свои причины.
1. Арабы довольно терпимо и даже с добротой относились ко всем завоеванным народам. Вот, например, все, кто принимал ислам, те освобождались от многих налогов, в то время как те же христиане на территории Испании ущемлялись практически во всем.
2. Слабость их противников. Этот фактор тоже важно учитывать. Ведь, возьмем к примеру, империю Сасанидов, которая пала первой в результате арабских завоеваний. Это государство долгие годы пыталось сохранить свою силу и вело тяжелые войны, в стране начался кризис, чем и воспользовались арабы.
3. Довольно развитая тактика ведения боя, и дисциплина в армии способствовала военному превосходству над своими противниками. Кроме того, вся армия была объединена единой верой, сильно поднимающей боевой дух арабов.
4. Арабы лучше своих противников использовали конницу, с помощью которой в дольно быстрые сроки могли захватывать большие территории, изматывать пехоту противника и тому подобное. Их конница была более легкой и мобильной, условия пустыни для них нормальные, тогда как те же византийцы не могли сражаться в таких условиях эффективно.
Арабы в своих завоевательных походах дошли даже до французского города Тулуза и даже до территории современной Испании. А остановить их смогло только могущество государства франков.


Воины Византийской империи и Арабского халифата за господство в Восточном Средиземноморье. Единое арабское государство, созданное на Аравийском полуострове пророком Мухаммедом, легко сокрушило Персидскую империю, потрясенную поражениями от войск византийского императора Ираклия. В 633 году арабские отряды вторглись в персидские владения. Покорение ими Персии было завершено к 651 году. Одновременно и Византия подверглась арабскому нашествию. Войско халифата, насчитывавшее до 27 тысяч человек, вторглось в Сирию и Палестину. В 634 году, через два года после смерти Мухаммеда, при первом халифе (т.е. "наместнике пророка") Абу-Бекре арабы захватили первую значительную византийскую крепость Босра за рекой Иордан. В следующем году в их руки перешел Дамаск. 20 августа 636 года 40-тысячная византийская армия была разбита при реке Ярмук, и вся Сирия перешла под контроль арабов.
Поражению византийцев способствовали раздоры между их предводителями Вааном и Феодором. Оба они пали в битве при Ярмуке. В 638 году после двухлетней осады арабам сдался Иерусалим. В это же время арабские войска заняли Месопотамию. В 639 году арабские отряды появились у границ Египта, но их дальнейшее продвижение было остановлено распространившейся в Сирии и Палестине чумой, которая унесла жизни 25 тысяч человек. В 641 году, вскоре после смерти императора Ираклия, в руки арабов перешла столица провинции Александрия.
К концу 640-х годов византийские отряды полностью покинули Египет. Арабы захватили и другие византийские территории в Северной Африке, а также часть Малой Азии. В 650-е годы арабский наместник Сирии и будущий халиф Моавия создал флот, в котором служили в основном греки и сирийцы. Этот флот вскоре смог уже на равных сражаться с сильнейшим в Средиземноморье византийским флотом. Дальнейшие завоевания арабов были временно прекращены из-за столкновения между халифом Али и сирийским наместником. В 661 году после междоусобной воины и убийства Али Моавия стал халифом и, перенеся столицу в Дамаск, возобновил военные действия против Византии. В конце 660-х годов арабский флот неоднократно подступал к Константинополю. Однако осажденные, возглавляемые энергичным императором Константином IV, отбили все приступы, а арабский флот был уничтожен с помощью "греческого огня" - взрывчатого вещества, выбрасываемого специальными сосудами (сифонами) и воспламенявшегося при попадании на корабли. Особенностью греческого огня было то, что он мог гореть на поверхности воды. В 677 году арабские суда вынуждены были оставить свою базу Кизик вблизи Константинополя и уйти в сирийские порты, однако почти все они погибли во время бури у южного побережья Малой Азии. Сухопутная арабская армия также потерпела поражение в Малой Азии, и Моавия вынужден был заключить с Константином мир, по которому византийцы ежегодно уплачивали арабам небольшую дань.
В 687 году византийцам удалось отвоевать Армению, а остров Кипр был признан совместным владением империи и халифата. В конце VII - начале VIII века арабы завоевали последние византийские владения в Северной Африке - Карфаген и крепость Септем (нынешнюю Сеуту).
В 717 году арабы во главе с братом халифа сирийским наместником Масламой подошли к Константинополю и 15 августа начали осаду. 1 сентября арабский флот, насчитывавший более 1800 кораблей, занял все пространство перед Константинополем. Византийцы перегородили залив Золотой Рог цепью на деревянных поплавках, а флот во главе с императором Львом III нанес неприятелю тяжелое поражение. Его победе в немалой степени способствовал "греческий огонь". Осада затянулась. Зимой в арабском лагере начался голод и болезни. Союзные Византии болгары уничтожали арабские отряды, посылаемые за продовольствием во Фракию. К весне армия Масламы оказалась в отчаянном положении. По словам византийского историка Феофана, арабы "пожирали всякую падаль, лошадей, ослов и верблюдов. Говорят даже, что они ели человеческие трупы и собственный помет в горшках, мешая его с закваской". Прибывшая весной 718 года арабская эскадра, направленная новым халифом Омаром II, была разбита византийским флотом. При этом часть моряков из египетских христиан вместе со своими кораблями перешла на сторону императора. Подкрепления, шедшие по суше, были остановлены византийской кавалерией у Никеи и повернули обратно. В арабском войске под Константинополем началась эпидемия чумы, и 15 августа 718 года, ровно через год, осада была снята. Отступавший флот был частично сожжен византийцами, а частично погиб во время бури в Эгейском море. Из 180 тысяч арабских воинов и моряков, участвовавших в походе, домой вернулось не более 40 тысяч, а из более 2,5 тысячи кораблей - только 5. Эта неудача подорвала силы халифата и заставила арабов на два десятилетия отказаться от полномасштабных боевых действий против Византийской империи.
Последнее крупное арабское вторжение в пределы Византии произошло в 739 году. Но уже в 740 году в сражении у местечка Акроинон в Малой Азии армия императора Льва III и его сына Константина V почти полностью уничтожила арабское войско. После этого византийцы отвоевали часть Сирии, а экспансия арабов в Малую Азию и Восточную Европу прекратилась навсегда. Во второй половине X века Византия возобновила экспансию в Восточном Средиземноморье. 7 марта 961 года непобедимый византийский полководец Никифор Фока, собрав весь флот империи и 24 тысячи солдат, разбил арабский флот у Крита и высадился на острове. Вслед за этим византийцы перебили все арабское население Крита. Став в 963 году императором Никифором II, Фока продолжил войну с арабами. В 965 году он захватил Кипр и Киликию, а в 969 году - Антиохию. В дальнейшем, в XI веке, эти территории были завоеваны уже турками-сельджуками.

Текущая страница: 4 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

Вопросы и задания к главе 1

1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?

2. На чем основывалось утверждение философа К. Ясперса, что «Азия… хронологически представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди»?

3. Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?

4. Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?

5. Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличалась в странах античного мира и в странах раннесредневековой Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Пользуясь дополнительными источниками информации, составьте хронологическую таблицу «Распространение христианства в странах Европы».

7. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Западной Европе средневековой цивилизации.

8. Составьте синхронистическую таблицу «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V–XI вв.».

9. Почему, по вашему мнению, арабам удавалось успешно теснить Византию, постепенно захватывая земли империи?

Глава 2
Древняя Русь

Крещение киевлян. Художник К. Лебедев

§ 6. Народы Восточной Европы
Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы

Если провести на карте линию от устья Немана до устья Дуная с изгибом в сторону Карпатских гор, в верховьях Днестра и Прута, то она будет условной разделительной чертой между двумя историко-географическими мирами – Западной и Восточной Европой. В Западной Европе мало мест, сильно удаленных от моря, и климат ее преимущественно морской с относительно мягкой зимой. Восточная Европа, где формировалось Российское государство, – континентальный край, имеющий выход на юге к Черному морю, на севере – к Балтийскому и к замерзающим зимой Белому и Баренцеву морям. Климат здесь суровый, с продолжительными морозными зимами в лесной полосе, с жарким засушливым летом в степной. Для жизни человека, занятия земледелием Восточная Европа была менее благоприятна, нежели Западная.

Человек приспосабливался к жизни в той или иной климатической и ландшафтной зоне. Особенно значительным было влияние природно-географических условий на ранних ступенях развития человеческого общества. На каждой из них складывался определенный тип хозяйства и зависевшие от него черты культуры. Древнейшим хозяйственно-культурным типом, долго бытовавшим на севере Восточной Европы и еще сохранившимся кое-где в Сибири, были общества охотников, собирателей и рыболовов.

В ландшафтном отношении территория Восточной Европы в первую очередь разделялась на лес и степь. Зародившееся в лесостепной полосе Среднего Поднепровья еще в середине IV тыс. до н. э., земледелие постепенно проникло в зону лиственных и смешанных лесов. Здесь, так же как и в лесостепи, утверждался хозяйственно-культурный тип земледельцев и оседлых скотоводов, развивалось подсечно-огневое и пашенное земледельческое хозяйство. Но степные земли, более плодородные, чем лесные, занимали кочевники-скотоводы. Борьба между степными кочевниками и земледельцами лесостепной и лесной зоны ослабляла и тех и других, приводила к большим людским и материальным потерям и пагубно сказывалась на экономическом и культурном развитии народов Восточной Европы.

На необозримых степных пространствах Евразии, раскинувшейся от северного побережья Черного моря до Забайкалья, паслись лошади и овцы скотоводов. Здесь развивалась культура воинственных кочевников Великой степи. Время от времени они разоряли поселения земледельцев Китая, Средней Азии, Восточной и даже Западной Европы.

Население греческих городов-государств Северного Причерноморья, значительная часть которых в V в. до н. э. была объединена в Боспорское царство, занималось земледелием, ремеслом и торговлей. Эти города-государства были центрами влияния античной цивилизации на народы Восточной Европы.

Население горного и предгорного Северного Кавказа занималось преимущественно отгонным скотоводством. Летом скот находился на высокогорных пастбищах, а зимой пасся в степи у подножия гор. Очаги земледелия появились раньше всего в Дагестане.

Своеобразный хозяйственно-культурный тип кочевников-оленеводов прижился на Крайнем Севере. Одомашненный олень помог человеку освоить негостеприимную тундру.


Ладьи. Художник Н. Рерих


Просторы, ландшафты, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли формирование хозяйственно-культурных типов и размещение населения. Малая плотность населения на огромной территории Восточной Европы, удаленность от морей, неблагоприятные для занятия сельским хозяйством природные условия замедляли экономическое развитие. Так, если вдоль реки Мозель, притока Рейна, археологи на протяжении 500 км насчитали 590 поселений XI в., то в долине реки Камы на то же расстояние их приходилось в 16 раз меньше.

В континентальной Восточной Европе торговые и культурные связи между племенами и народами устанавливались по речным «дорогам». Главными магистралями, связывавшими север и юг, восток и запад, служили крупные реки – Волга с Окой и Камой, Днепр, Дон, Западная Двина. Закономерно, что у племен, живших вдоль речных путей, складывались первые государства.

Этническая карта Восточной Европы

В этническом отношении (то есть по своему национальному составу) население лесной и лесостепной Восточной Европы делилось на три большие группы: славянские, летто-летовские (или балтские) и финно-угорские племена. В отличие от степной полосы, переселение народов с одних территорий на другие происходило здесь значительно реже.

В эпоху Великого переселения народов Северное Причерноморье превратилось в своего рода магистральный путь для движения народов с Востока на Запад. Господство в причерноморских степях от сарматов перешло сначала к переместившимся сюда с побережья Балтийского моря германоязычным готам (III в.), затем – к гуннам (сер.

IV–V в.), после них, в VI в. – к аварам (обрам по русской летописи). Распад Аварского каганата в 30-е гг. VII в. привел к образованию в Приазовье сильного протоболгарского союза племен, относившихся к тюркской языковой группе, по-видимому, так же как и их предшественники – авары.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков. Большую роль в этом процессе сыграло образование Тюркского каганата, существовавшего с середины VI до середины VIII в. Первоначально его центром был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее со временем самоназванием для народов, говоривших на родственных языках. В дальнейшем Тюркский каганат распался на Восточный и Западный. Западный занимал территорию от гор Алтая до степей Причерноморья.

Набегавшие с востока волны тюрков-кочевников растекались по всему степному пространству вплоть до Северного Кавказа, оттесняя в горы более древние его народы. Ираноязычные аланы отступили в предгорья центральной части Северного Кавказа. Их считают своими предками осетины (ясы или осы по русским средневековым источникам), а также тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. К востоку от алан проживали предки ингушей, чеченцев и коренных дагестанских народов. Северо-Западный Кавказ населяли адыгские и абхазские племена. Адыги были известны славянам под именем касогов. В раннее Средневековье среди адыгов и абхазов получило распространение христианство, а в среде дагестанских народов утвердился ислам.

Упоминаемые в «Повести временных лет» восточнославянские племенные союзы – поляне, древляне, волыняне и дреговичи – занимали лесостепь и лесную часть днепровского правобережья; белые хорваты, тиверцы и уличи – Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра и Южного Буга; северяне и радимичи – днепровское левобережье; вятичи – бассейн верхнего течения Оки; кривичи – территорию по верхним течениям Днепра, Волги и Западной Двины и Псковщину; словене ильменские – территорию к югу от Ладожского озера, к западу – до Чудского и на восток – почти до озера Белого. Расселение славянских племен проходило не одновременно и, видимо, разными путями. Археологические материалы свидетельствуют, что славяне осваивали новые земли, как правило, не вытесняя с этих территорий более ранних поселенцев – балтские и финно-угорские племена.


Наконечник ножен меча и застежка-фибула. Прибалтика. Сер. I тыс.


Находящиеся в родстве со славянами балтские племена – предки современных литовцев и латышей – в этот период занимали более обширные территории. Основным их занятием было подсечно-огневое земледелие. Часть балтских племен со временем была покорена славянами и растворилась в них. Особенно значительное влияние балтские племена оказали на формирование славян-кривичей.

Часть Прибалтики, Волжско-Окское междуречье, Среднее Поволжье и почти весь север Восточной Европы занимали финно-угорские племена. В Прибалтике по берегам Рижского залива жили ливы, по имени которых территория нынешней Латвии носила название Ливонии. Севернее их, на землях вдоль Финского залива, располагались племена эстов. Славяне пользовались обобщенным названием северо-западных финноязычных племен – чудь (отсюда – Чудское озеро). Соседями ильменских славян были финноязычные весь (современные вепсы), водь, ижора (жили вдоль южного побережья Финского залива), карелы. На территории Волжско-Окского междуречья дославянское население составляли племена меря (меряне), мещера, мурома (отсюда – город Муром). В Среднем Поволжье проживали предки мордвы, марийцев, удмуртов.

Хазарский каганат и Волжская Булгария

В середине VII в. на территории Восточной Европы возникло первое тюркское государство – Хазарский каганат (древнетюркский титул «каган» приравнивался к императорскому). Вначале эта держава, являвшаяся преемницей Западно-Тюркского каганата, занимала прикаспийскую часть Северного Кавказа и низовья Волги. В период своего наибольшего могущества (VIII–IX вв.) власть Хазарии распространилась на Подонье, Приазовье, Крым. Ей платили дань некоторые славянские племена.

В борьбе с арабами каганат, стремясь утвердиться в Закавказье, выступал как союзник Византии.

Столицей обширного государства, население которого занималось не только скотоводством, но и земледелием, стал расположенный в дельте Волги торговый город Итиль. Торговля по Волге и Каспию приносила Хазарии большие доходы. В Итиле и других городах можно было встретить купцов разных национальностей, в зависимости от веры помолиться и в синагоге (правящая верхушка Хазарии исповедовала иудаизм), и в христианской церкви, и в мусульманской мечети.

Каганат постоянно отражал удары со стороны кочевников. Но главным его соперником стало Древнерусское государство, сокрушившее Хазарский каганат в X в.

Другим тюркским государством в Восточной Европе стала Волжская (или Волжско-Камская) Булгария. Ее основали ушедшие из Приазовья под натиском хазар болгарские племена (другая их часть переселилась в низовье Дуная, где ими было образовано Древне-болгарское царство, а они сами растворились среди славянских племен).


Снаряжение воина-степняка. Реконструкция О. Федорова


Основой хозяйства волжских булгар было пашенное земледелие. В городах – торговых центрах на восточноевропейских речных путях (Волга, Кама, Ока) – процветало ремесло. Первоначально Волжская Булгария платила дань Хазарскому каганату, но после его падения обрела полную самостоятельность. В 922 г. государственной религией Волжской Булгарии стал ислам.

Потомками булгар считают себя живущие сейчас в Поволжье чуваши и казанские татары.

Подведем итоги

В историческом развитии Восточной Европы проявились черты, отличающие ее от Западной Европы. Они прежде всего были связаны с ролью природно-географического фактора. Удаленность от морей и древнейших центров цивилизации, суровость климата и слабая заселенность определили во многом более замедленные темпы социально-экономического развития.

Вопросы

1. Какие хозяйственно-культурные типы вам известны?

2. Какие восточнославянские племена вам известны? Где они проживали?

3. Какой след в географических названиях Восточной Европы оставили финно-угорские племена?

4. Какими были особенности первых государств, возникших на территории Восточной Европы?

Задания

1. Сравните природно-климатическую и этническую карты Восточной Европы. Определите, какие народы жили в каких природных зонах и какой тип хозяйства соответственно был распространен у них.

2. Сравните природные условия Восточной и Западной Европы и определите, как они сказывались на историческом развитии этих двух регионов.

3. Найдите на карте № 6 Хазарский каганат и Волжскую Булгарию. Что вы можете сказать об их торговле исходя из географического положения?

§ 7. Восточные славяне в древности
Занятия восточных славян

В VI–XI вв. славяне расселились на обширных пространствах Восточной Европы. В лесном краю они применяли подсечно-огневое земледелие, в лесостепной зоне – пашенное. Главными зерновыми культурами были рожь, ячмень, просо, пшеница, овес. Кроме зерновых, выращивали бобы, горох и чечевицу. Из льна изготавливали нити и ткали материю для одежды.

Основным строительным материалом у жителей лесной полосы было дерево. Постройки сооружались из бревен, крышу покрывали соломой или камышом. Бревенчатые дома образовывали круг или стояли рядом по одну и другую сторону мощенной бревнами улицы. В таких домах жила большая семья: два-три поколения ближайших родственников, которые вели хозяйство совместно. В усадьбу помимо жилых и хозяйственных построек входили огороды. Здесь хозяйки выращивали репу (заменявшую на столе славян привычную нам картошку), капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок. Сажали плодовые деревья: вишни, яблони. Усадьбу огораживали изгородью. Из дерева изготавливались лодки – однодеревки, домашняя утварь (ведра, лохани, миски, ложки, кадки, лавки) и мебель (столы, скамьи, лежанки).


Славянское поселение


Охота в лесу была не только важной отраслью хозяйства, но и местом, где молодые соплеменники проявляли свою силу, храбрость, охотничью сметку. Добыча пушного зверя давала мех, необходимый для пошива зимней одежды и для торговли. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед.

Для ловли рыбы, в изобилии водившейся в прозрачных водах рек и озер, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши. Обилие рек позволяло славянам свободно передвигаться по лесному краю: летом на долбленых лодках, зимой – на санях по льду. На заливных лугах росли сочные травы – прекрасный корм для скота. Скот у славян, как и других народов, считался мерилом богатства.

Долгое время земледельцы собственными силами производили одежду, домашнюю утварь, орудия труда. Постепенно ремесло выделилось в отдельную отрасль хозяйства. Из железа ковали топоры, косы, серпы, наконечники для стрел и копий. Изделия славянских ремесленников – кузнецов, ювелиров, древоделов – высоко ценились их соседями. Центрами ремесла и торговли, возникавшими в основном на речных берегах, были грады – укрепленные племенные центры.

Общественный строй

В середине I тыс. н. э. восточные славяне жили родовыми общинами. Общинники совместно владели землей, сообща трудились, вся продукция, созданная ими, была общей и делилась поровну между всеми родичами. Роды объединялись в племена, а те, в свою очередь, в племенные союзы. Важнейшие вопросы общественной жизни – объявление войны и заключение мира, выбор старейшин и князя – решало вече (собрание) племени. Старейшины распределяли землю среди соплеменников, разбирали тяжбы, председательствовали в народных собраниях. Наряду с обще племенным ополчением существовала дружина, состоявшая из молодых, крепких воинов. Во главе дружины и общеплеменного ополчения стоял князь, которым становился самый удачливый, храбрый и мужественный воин.

Хозяйственный прогресс – усовершенствование орудий труда, переход к плужному земледелию и стойловому содержанию скота привел к тому, что теперь отдельная семья была способна самостоятельно вести хозяйство. Поэтому в середине I тыс. прежние родовые связи разрушались и происходил постепенный переход к соседской общине (славяне называли ее «вервь», «мир»). Быстрее всего этот процесс происходил там, где не требовалось усилий многих людей для расчистки леса под пашню, – в лесостепной полосе. Самым экономически развитым районом было Среднее Поднепровье.

Семьи, составлявшие соседскую общину, совместно владели землей, но самостоятельно распоряжались урожаем, собранным со своего надела. Постепенно среди славян росло общественное и имущественное неравенство. Богатые семьи завладевали значительными участками земли. Знатность, которая прежде основывалась на принадлежности человека к прославленному роду (зачастую ведшему происхождение от легендарного предка), теперь все более и более связывалась с большим достатком. Значительную часть богатств (в виде земли, обрабатываемой пленниками, добычи, захваченной во время набегов, и дани, которую отдавали соплеменники в виде платы за защиту от врагов) сосредоточивали в своих руках князья, которые стали передавать свою власть по наследству. Постепенно они стали присваивать себе и полномочия старейшин. Опорой власти князя становилась дружина, члены которой все больше отрывались от своих общин. Так постепенно вызревали социально-экономические предпосылки образования государства.

Мировоззрение древних славян

Представления славян об окружающем мире, о своем месте в нем были насквозь мифологичными. Все окружающее человека пространство – от порога родного дома до края родной земли, как и вся его жизнь, от первого крика до последнего вздоха, – было подчинены законам, установленным предками по воле богов. Славяне верили, что в момент рождения приоткрывается дверь между миром мертвых и миром живых. Чтобы обезопасить родных от вторжения злобных сил, будущая мать уходила рожать в отдельно стоящее здание – чаще всего баню. Когда новорожденный издавал свой первый крик, наступало время первого в его жизни обряда. Повитуха перерезала пуповину – на стреле или топоре, если это был мальчик, и на веретене – если это была девочка. Новорожденного ребенка отец знакомил с главными божествами окружающего мира: прикладывал его к земле, окунал в воду, показывал восходящему солнцу и месяцу.

Первым пространством, которое осваивал маленький человечек, был его родной дом. Здесь ребенок впервые слышал родную речь – обращенные к нему слова любви, сказки и мифы. Здесь в печи горел огонь, обогревавший жилище и оберегавший людей от скверны и нечистой силы. В представлениях славян, огонь был сыном бога неба – Сварога, поэтому пламя домашнего очага считалось у славян священным. Ему во время трапезы посвящался первый и лучший кусок хлеба. Гость, обогревшийся у очага, становился для хозяев своим. В доме, как в крепости, славянин уберегался от всех опасностей – шли ли они от недобрых людей или от злых духов. Здесь жил домовой – охранитель очага и покоя. При «суседушке» нельзя было произносить бранных слов и тем более смахивать хлебные крошки на пол. Потребление пищи было священнодейством – слишком тяжелым трудом она доставалась. У славян запрещалось бить кулаком по обеденному столу: он считался божьей ладонью.


Славянский идол


На косяке двери и оконнице вырезали священные изображения, которые должны были отпугивать темные силы. К ним относились символы Перуна – бога грозы, грома и молний и Даждьбога – бога солнца. Считалось, что никакая нечистая сила не могла преодолеть эту преграду. Переступить границу усадьбы и тем более порог дома без приглашения считалось кощунством.

Через пять-шесть лет после рождения в жизни славянина наступал новый важный этап. На мальчика впервые надевали штаны, а на девочку специальную юбку – понёву. Подростка активно приобщали к труду, знакомили с обычаями своего племени. Он молился богам в родовом святилище. Обустроенное, очищенное священнодействиями поселение было надежной опорой. Его покой охраняли духи умерших предков, прах которых в специальных корчагах помещался на развилках дорог. Расставаясь надолго с родной округой, славянин брал по щепоти земли из-под печки, из-под ворот родного дома, с развилки дорог за околицей. Считалось, что эта унесенная в нагрудном мешочке родная земля отведет несчастья в дальних краях, укажет верный путь назад, к отчему дому, к родному очагу.

В 14–16 лет происходило следующее важнейшее изменение в жизни – подростки становились взрослыми. Это было тяжелое испытание. Юноши и девушки должны были доказать умение самостоятельно вести хозяйство, переносить боль, продемонстрировать знание всех обычаев. Человек, успешно выдержавший этот обряд, становился полноправным членом племени: мог рассчитывать на земельный надел, часть охотничьей или воинской добычи. Теперь совместно с другими взрослыми соплеменниками ему принадлежала вся родная земля, в границах которой древний славянин мог чувствовать себя более или менее защищенным.

Лес, где охотился человек, река, где он удил рыбу, в представлениях наших предков, были частью живого мира. Белку или волка надо было бить стрелой точно в глаз. И не только для того, чтобы не испортить шкуру, но и для того, чтобы не доставить мучений животному. В лесу охотник мог брать ровно столько, сколько нужно для прокорма семьи. Лишнего зверя убивать нельзя, ибо в этом случае недобрый хозяин чащобы – леший, не только уведет с пути охотника лесных зверей и птиц, но и самого заведет в чащу, откуда уже не будет возврата. Нельзя было ловить рыбу больше необходимого – водяной мог принести несчастье.

Смерть не воспринималась нашими предками как окончание всего. Сгоревший на погребальном костре человек просто переселялся в обитель мертвых. Отсюда он молил светлых богов Сварога, Макошь (Мокошь) о защите соплеменников от чар злобных богов. Славяне верили, что бог Род, принимавший участие в создании Вселенной, посылает с небес на землю души умерших, чтобы они вселились в только что рожденных детей. Поэтому славяне часто давали своим детям имена ушедших в мир мертвых родственников: считалось, что сила и мудрость предков воплотятся в новом, пришедшем в мир живых человеке.

В нашей современной жизни очень многое напоминает нам о временах восточных славян. Земли, занятые восточными славянами в период освоения ими Восточно-Европейской равнины, составляют территорию центральной части современной России, Украины и Белоруссии. Способы постройки дома, хозяйственные занятия, умения и навыки в течение многих столетий оставались неизменными. Языческое мировоззрение сохранялось у славян даже и после принятия христианства. Крестившись, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под новыми именами. Так, например, облик Перуна трансформировался в образ Ильи Пророка, одного из самых почитаемых христианских святых. Другим «наследником» бога грозы стал святой Георгий Победоносец. Перун в славянской мифологии выступал в качестве победителя злого бога – Змея-Волоса. Змееборцем выступает и Св. Георгий.

Подведем итоги

В середине и второй половине I тыс. восточные славяне заселили обширные пространства Восточно-Европейской равнины. Приемы хозяйствования, мировоззрение, язык и культура, свойственные восточным славянам, заложили основы российской цивилизации.

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями западноевропейцев в раннее Средневековье.

2. Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и религиозные представления славян? Приведите примеры.

3. Расскажите о верованиях восточных славян.

4. Что из наследия культуры восточных славян дошло до нашего времени?

Задание

Византийское историческое произведение «Стратегикон» сообщало об обычаях славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы…

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».

Какие выводы можно сделать о развитии хозяйства и общественном строе восточных славян?

Назовите причины арабских завоеваний, какие территории были завоеваны арабами и включены в состав халифата, почему арабам удалось создать такое большое государство? (учебник по истории средних веков автор Искровская)

Ответы и решения.

Первые правители Халифата были родственниками пророка Мухамеда. Они начали завоевывать страны за пределами Аравии и распространять там ислам.
Ими были завоеваны, Ближний и Средний Восток, Северная Африка. Также, арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит. Под натиском арабских завоевателей рухнула огромная Сасанидская империя в Иране. Под ударами арабов пали Государство Гассанидов, Королевство вестготов, Кавказская Албания, Византийская империя потеряла Египет, Сирию, Месопотамию, Крит, Мальту, Сицилию, Родос, Эгриси и Святую Землю.
Основными причинами военных успехов, одержанных арабами, следует признать экономическое истощение Византии и сасанидского Ирана, а главное, резкое обострение социальных противоречий в этих государствах.
Сокращение материальных и людских ресурсов породило военную слабость Византии и сасанидского Ирана, выражавшуюся в малочисленности и низкой боеспособности их вооруженных сил, запущенности многих оборонительных сооружений.
В условиях усилившегося гнета и эксплуатации трудящееся население стран и областей видели в арабах-завоевателях избавителей от тяжелого ига своих правителей. Арабы предлагали гораздо более сносные условия существования в случае подчинения их господству. Вследствие этого большинство населения завоевываемых арабами стран не только не оказывало им сопротивления, но подчас выступало их союзниками. К тому же, арабы не притесняли иудеев и христиан, разрешали им исповедовать свою веру.
Помимо этого, причиной военных успехов была разобщенность и слабость некоторых государств, например варварских королевств в Сев. Африке, на Аппенинском и Пиренейском полуостровах. Недаром, арабы стали терпеть поражения и остановили свое продвижение, столкнувшись с хорошо организованными силами (напр, франки).