В альтернативной науке есть теория о жизненной энергии и силе, которая дается человеку от рождения и пополняется только от благих дел. От правильного распределения этой энергии на все сферы жизни зависит и благополучие человека. То есть богатство не увеличиваются по мере увеличения количества денег. Просто человек увеличивает расход своей жизненной энергии на то, чтобы зарабатывать деньги в ущерб всем остальным сферам жизни. Ведь если где-то прибыло - значит, где-то убыло. Чаще всего «убывает» энергия из личной или семейной жизни, и таким образом, деньги замещают собой любовь и тепло близких, не принося никакого счастья. Зачастую уходит и энергия здоровья, которое человек тщетно старается купить обратно - за заработанные деньги.

Жадность и щедрость - два пути к богатству

Щедрость же, наоборот, - привлекает не только благосостояние, но и жизненную силу. Считается, что чем больше совершаешь бескорыстных благих и добрых дел - тем больше благ и энергии получишь взамен потраченной. Чем больше вы отдаете - тем больше Вселенная возвращает вам: это один из главных .

Одним из самых простых добрых дел является благотворительность. Люди, занимающиеся благотворительностью, отмечают, что после того, как они стали жертвовать свои средства на добрые дела, их жизнь действительно изменилась к лучшему.

Польза благотворительности

Благим дело может быть только тогда, когда человек не просто отдает часть своих денег, а именно «творит благо» - дарит обездоленным частичку своей энергии, бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Это не только подаяние нищему или пожертвование денег, это и добрый поступок, и даже просто доброе слово. Даже осмысленное произношение слова «здравствуйте» - пожелания доброго здравия, уже является добрым делом. Не менее важным является осмысленное произношение слова «благодарю». Это означает, что в ответ на доброе дело или слово, вы отдаете ему частичку своей энергии, восполняя понесенные им потери энергии на совершение этого поступка. В итоге получается обоюдный обмен положительной энергией, а каждая из сторон остается в плюсе.

Не следует считать благотворительностью подачки, «благие» действия совершенные в плохом настроении или с корыстными целями. Например, жертвование средств строительной фирмы на организацию праздника для детей для создания информационного повода, «красивой новости» - это не благотворительность. А вот если вы решили, что в свободный день вам подарит радость, если вы пойдете и покрасите скамейки в парке или испечете печенье для воспитанников детского дома - это благотворительность.

Яркий пример счастливого человека, которому благотворительность помогла найти радость в жизни - .

Если вы будете благодарным за все то, что у вас уже есть, за саму жизнь, если вы будете делиться благом со всем окружающим миром - вы сможете обеспечить свободную циркуляцию жизненной энергии в своей судьбе!

А вы участвуете в благотворительности? Как именно? Расскажите в комментариях!

А ведь еще лет пять назад картина в обществе была совсем иной. «Отдать свою рубашку(пусть не последнюю, зато брендовую) на аукцион в пользу бедных? Пусть сами зарабатывают!», «Ухаживать за стариками бесплатно? Да пусть внуки беспокоятся!», «Искать по лесам да болотам чужого пропавшего ребенка? Для этого есть спасатели». Разумеется, добрые и отзывчивые люди находились всегда, только не всегда они были, что называется, в тренде.

Я говорю о России — на Западе общественные движения, некоммерческие организации и прочие клубы защитников исчезающих черепов функционируют давно и успешно. У нас же, по словам социолога и психолога Анетты Орловой, долго культивировался эгоизм — мы привыкли, что все должно быть направлено на получение личной выгоды. «Наши дедушки и бабушки так устали от чрезмерного коллективизма, что родители встречали эпоху индивидуализма с восторгом, а нас самих постарались воспитать в лучших традициях общества потребления, — говорит эксперт. — И так продолжалось последние 25 лет».

С конца 1980-х любое проявление неравнодушия казалось диким, а каждый филантроп виделся сумасшедшим. «Помогает убогим, значит, бандит, грехи замаливает. А если не бандит, то вражеский агент или религиозный фанатик, и неизвестно, кто из них опаснее», — рассуждал народ.

В конце 90-х я училась в старших классах и жила рядом с Байкалом. Как-то наша семья приютила на неделю милую женщину из Финляндии, путешествующую с рюкзаком по России. У Хейлли хорошо зарабатывал муж, а она в свободное от странствий время работала волонтером. Надо было видеть недоумение моих соседей, когда на вопрос: «Кто ты по профессии?» — она гордо отвечала: «Я социальный работник. Добровольно помогаю старикам нашей деревушки: покупаю в магазине продукты, убираюсь в их домах, мою, стираю». — «Без денег?!» — поражались сибиряки(которые всегда были высокого мнения о своей широкой душе). И выносили приговор: «Сектантка!» Мило, не правда ли? При том, что-то же самое десятилетие было ознаменовано массовым воцерковлением населения.

Мы ждем перемен

Впрочем, к счастью, все меняется. «Люди устали от цинизма и агрессивного реализма и вновь стали тяготеть к духовным ценностям, — объясняет Анетта Орлова. — Таким образом еще недавно утопичное понятие „бескорыстие“ становится символом новой эпохи». И то, чем недавно занимались единицы(о них Cosmo писал как о необыкновенных людях), сейчас становится модным. Это веяние можно уловить, взглянув на френд-ленту в «Фейсбуке». И «Одноклассники» пестрят объявлениями о сборе средств пострадавшим при пожаре, приглашениями на благотворительные ярмарки или на митинг против бурения шельфа в Арктике — вот уж показатель массовости явления!

Мне нравится

Каковы причины этой моды? Анетта Орлова уверена: «Молодое поколение первым почувствовало угрозу одиночества, и его ответом стала бурная общественная деятельность».

Среди других поводов возросшей активности не на последнем месте и развитие IT-технологий, в том числе Интернета. Взять те же соцсети. Разве с их появлением творить добро не стало проще? Моя приятельница Лариса создала сообщество по сбору денег на лечение однокурсницы, которой требовалась срочная операция в израильской клинике. За короткий срок удалось собрать с миру по нитке — более миллиона рублей и отправить Нику к заграничным докторам. А все благодаря возможности оперативно распространить информацию! Лариса регулярно вывешивает отчеты о состоянии больной и о расходах. Недавно я получила от нее приглашение на концерт, выручка от которого пойдет на реабилитацию девушки. Кнопки« Мне нравится», «Поделюсь с друзьями» видны каждому. И шансы, что Ника сможет, как и прежде, полноценно жить, растут с каждым новым« лайком».

Технический прогресс облегчает дело. Увидел в Интернете призыв о помощи и, не вставая со стула, перевел деньги через Web Money. Не надо искать по округе Сбербанк, а потом томиться в очереди. Хочешь регулярно отчислять процент с зарплаты на счет благотворительного фонда — пожалуйста! Настрой опцию в своем банке, и энная сумма будет автоматически переводиться куда надо. Таким образом и я, и все мои коллеги ежемесячно поддерживаем воспитанников детских домов. И это легко — два клика мышкой! Кроме того, как и во многих крупных компаниях, в нашем издательстве есть отдел благотворительности. От него на наши мейлы периодически приходит рассылка, из которой мы узнаем о новых акциях. О том, например, что во вторник можно принести ненужную уже одежду — подъедет грузовик и отвезет ее нуждающимся. Или в среду планируется сдача крови для переливания. Важно донести информацию об акциях до широкого круга, и с этим в наш век технологий проблем нет.

Помогите кто чем может

Конечно, уровень вовлеченности у всех разный. Одни покупают картошку фри не потому, что ее хотят, а потому что доход от нее пойдет на счет детского интерната. А кто-то в этом интернате проводит каждые выходные, моет горшки и меняет белье детям с ограниченными возможностями. Да, эти два примера неравнозначны, но это все равно вклад в общее дело, а он нужен любой.

Начинать можно и с малого. Если каждый внесет свою посильную лепту, уже будет толк. Пример с Крымском доказал это. Катастрофа в Краснодарском крае прошлым летом всколыхнула всех, Рунет гудел, все только и говорили что о сборе вещей, лекарств и денег пострадавшим. И, к счастью, не только говорили, но и помогали.

Сильва, выпускница МГУ, как раз из тех, кто на своих плечах носил мешки с гуманитарной помощью в Крымске. Она была в числе первых, кто откликнулся на призыв Натальи Водяновой. «Ребята в нашем палаточном лагере были молодые, лет под 30. И все горели желанием помогать, — вспоминает она. — Позже в СМИ говорилось, что среди волонтеров были сплошь бездельники, которые поехали туда тусоваться. Но я не видела никого, кто бы наслаждался, загорая под южным солнышком. Возможно, потому что я попала в „первую волну“ добровольцев, которые искренне хотели принести пользу, а не пропиариться за счет чужой беды. Пробыла я там всего 3 дня, а казалось, целый год — каждая минута проходила не впустую. Хоть и было тяжело психологически — месяц после поездки приходила в себя, но о том, что поехала туда, не жалею ничуть. Именно там я поняла, как важна инициатива, ведь если каждый посвятит хотя бы 3 дня своей жизни добрым поступкам, это будет уже ощутимо, а за ним ведь подтянутся и другие».

Доска почета

Кто же эти люди, которые сворачивают горы? Как считает наш эксперт, в основном это представители молодого поколения, свободные от предрассудков по поводу того, что альтруизм — пережиток советского строя. Они образованы, успешны, легки на подъем. «И эти люди формируют новую ценностную культуру нашей страны, жить в которой будет теплее и безопаснее».

Ирина Гайовишина уже 3 года ухаживает за бездомными животными в приюте« Эко». Она убеждена, что отдавать себя другим, будь то люди или животные, может позволить себе только тот, кто состоялся материально и духовно, вышел за рамки постоянной заботы о собственном благополучии. «Это не привилегия богачей, не знающих, чем себя занять. Это люди, которые, имея достойную работу, разнообразные хобби, любимую семью, готовы пожертвовать частью своего досуга, чтобы мир стал лучше», — считает Ира.

По ее наблюдениям, года 3 назад помощниками в их приюте были преимущественно женщины старше 40 лет, но в последний год картина изменилась. Появилось много тех, кому от 18 до 30 лет. И большинство из них — энергичные, позитивные девушки(как раз аудитория Cosmo!).

Вместо послесловия

Мы изменились, и изменился мир. Пусть не кардинально — нищета, войны, жестокость и мусор под окнами не исчезли. Но мы боремся.(Хотя бы собираем подписи о переносе свалки.) И больше всего мне хочется, чтобы в нас не пропал задор. Чтобы энергия была направлена в нужное русло, движения не стали политизированы и бюрократизированы. Ведь, как сказала одна из героинь этой статьи, так важно сознавать, что ты живешь среди людей, а не волков. Что случись с тобой беда, тебе тоже помогут, как помогаешь ты.

ТЕКСТ: Ольга Жилина

Так уж сложилось, что в мире существует довольно чёткое разграничение людей на бедных и богатых. Это обусловлено множеством факторов, в том числе занятостью населения, экономическим развитием страны и другими.

Одной из высоких моральных ценностей, которые прививают детям их родители, является забота о ближнем. Таким образом, получается, что человеку свойственно протягивать руку помощи нуждающимся, если есть такая возможность.

Подобные действия можно назвать благотворительностью. И таковой она будет до тех пор, пока помощь будет оказываться бескорыстно, на добровольных началах. В этой статье мы приведем яркие примеры благотворительности в истории. Быть может, и вас такая информация вдохновит на совершение добрых поступков.

Понятие и виды

Перед тем как привести примеры благотворительности, разберёмся, что же люди подразумевают под этим понятием. Если не вдаваться в дебри терминологии и опустить непонятные слова, определение можно сформулировать следующим образом:

“Благотворительность - пожертвование частных или корпоративных ресурсов, а также средств в пользу третьих лиц, которые нуждаются в помощи”.

Другими словами, если человек передаёт свои деньги, одежду или другие ценности тем людям, которые в этом нуждаются, и не требует никакой оплаты, компенсации или возмещения, то это и будет благотворительностью. Причём помогать можно не только людям. Есть достаточно много животных, которые нуждаются в опеке и заботе.

Выделяют 6 основных видов такой деятельности. Рассмотрим каждый из них и приведем примеры благотворительности.

Корпоративная

Такой благотворительностью могут заниматься на добровольной основе коммерческие организации. Причем это может быть как совершенно не связано с основным направлением деятельности юридического лица, так и наоборот (к примеру, благотворительные фонды).

Компании могут финансировать различные общественные начала, социальные проекты (не только государственные), покупать лекарства, принимать участие в организации помощи нуждающимся.

Кто не стоит в стороне?

Приводя примеры благотворительности компаний, можно назвать банки “ВТБ” и “Россия”, которые ежегодно перечисляют порядка 1-2 миллиардов рублей на помощь нуждающимся.

Стоит отметить, что в последнее время из общей благотворительной помощи, которая оказывается в России, на долю корпоративного вида припадает около 75 %. Таким образом, он является доминирующим в нашей стране.

Для сравнения приведём такой факт: за 2015 год в США две трети от общей суммы благотворительных пожертвований были сделаны а не бизнесменами.

Частная

Суть этого вида заключаются в том, что обычные люди проявляют милосердие и жертвуют свои личные деньги, одежду, имущество и любые другие ценности на благотворительность.

При этом если юридические лица могут делать перечисления, к примеру, в детские сады самостоятельно, то частные вложения в основном предполагают передачу средств через благотворительные фонды.

В свою очередь эта организация уже самостоятельно распоряжается вложенными средствами, к примеру, для помощи в той или иной сфере жизни города, района или государства.

Что касается масштабов, то, как уже было сказано выше, в России такой вид благотворительности менее распространен, чем в США. Возможно, это связано с тем, что слишком много мошенников у нас пытаются заработать на простых людях, выдумывая сюжеты о больных детях, нуждающихся в срочном лечении. Конечно, это не единственная уловка, но именно таким образом в большинстве случаев нечестные люди выманивают непосильным трудом нажитые средства.

И если за рубежом все подобные фонды проверяются, то у наших управленцев до этого ещё не дошли руки. Поэтому многие благотворительные организации считаются простым населением обычными машинами для заработанных нечестным путем.

Приводя примеры благотворительности, которая является частной, нельзя обойти стороной Билла Гейтса. Этот человек стал известным не только благодаря Microsoft Corp и программе Windows. Он - один из известнейших людей, которые жертвуют колоссальные суммы на благотворительность. Трудно поверить, но в течение своей жизни он уже успел безвозмездно направить более 36 млрд долларов США в те или иные сферы благотворительной помощи.

Филантропия

Филантропия - это и есть благотворительность. Само слово происходит из греческого языка и означает любовь к людям. Таким образом, филантропия является видом безвозмездной помощи людям.

Есть достаточно интересные примеры благотворительности, которую можно классифицировать как филантропию. Вы знали, кто такой Евангелис Заппас? А именно благодаря его пожертвованиям состоялись самые первые современные Олимпийские игры в 1859 году.

Если рассматривать такие примеры благотворительности в России, то к известным людям относится который финансирует собственный фонд. Благодаря ему инвертируется большое количество средств на сохранение культурного наследия и здорового развития молодежи.

В РФ знают и гражданина который пожертвовал почти всё свое состояние на строительство лечебно-реабилитационного центра на Урале. А это целых 3 млрд рублей. А вы, обладая подобным капиталом, смогли бы отдать все свои деньги на благотворительность и жить, как обычный среднестатистический человек?

Меценатство

Часто люди путают меценатство и филантропию. Конечно, эти понятия обозначают благотворительность. Однако они отличаются сферами, в которых оказывается безвозмездная помощь. Так, меценаты занимаются тем, что помогают развитию культуры, науки, искусства.

Яркие примеры благотворительности в наши дни, которую можно назвать меценатством, - это деятельность таких людей, как Роман Абрамович, и другие. Они успели себя проявить как известные меценаты.

Абрамович потратил на такую деятельность более 111 миллионов долларов. Он известен как спонсор многих культурных проектов, также немало внимания уделяет искусству.

Потанин ведет себя несколько скромнее, но все же сумма, выделенная на благотворительность, большая - порядка 28 миллионов долларов США. Кроме вклада в развитие образования и поддержание культурного наследия, он также помогает детям.

Спонсорство

Часто с экранов телевизоров мы слышим о том, что спонсором той или иной передачи является какой-нибудь производитель алкогольных напитков. Что же на самом деле означает это понятие?

По правде говоря, понимание спонсорства как рекламы существует, однако это неправильно. Ведь благотворительность означает деятельность, которая не может нести финансовую прибыль.

Приводя примеры современной благотворительности, можно называть любые акции, которые компании делают в поддержку животных, детей, мира и т. п. Такими являются благотворительные мероприятия от Coca-Cola. В чём же выгода компании?

За то, что она финансирует мероприятие, оно может раздавать всем футболки со своим логотипом, предлагать бесплатно свою продукцию, то есть продвигать свой бренд. В этом и проявляется скрытый интерес любой организации. При этом есть несомненная польза для общества.

Социальная ответственность

В основном это понятие связано с компаниями и организациями. Есть определённый законодательный минимум, который должны выполнять фирмы в своей работе. Это выражается в отчислениях налогов, пошлин, исполнении норм и законов.

Если компании соблюдают этот минимум, а также выполняют то, что делать не обязаны, однако, и этим приносят пользу обществу, то можно сказать, что они социально ответственны.

Социальная ответственность компаний - это бескорыстная помощь, которая касается их хозяйственной деятельности. Примером может послужить строительство детских садиков, школ и других объектов частными фирмами.

Благотворительность - это модно

Выше мы рассмотрели всего лишь некоторые примеры благотворительности и меценатства. С одной стороны, здорово то, что в мире достаточно много людей и компаний, которые заботятся не только о своей выгоде, но и готовы бескорыстно помочь нуждающимся.

Тот же Билл Гейтс смог организовать порядка 40 миллиардеров на то, чтобы они завещали своё состояние благотворительным фондам. А это действительно заслуживает уважения.

Конечно же, существуют и другие примеры благотворительности в наши дни. В России немало людей, которые хоть и не обладают миллиардным состоянием, но все же проявляют жалость и помогают тем, кто столкнулся с бедой и нуждается в помощи.

Как бы радужно ни звучали отчёты губернаторов, в реальной жизни бюджеты многих регионов дефицитны, и деньги тратятся только на жизненно важное. На развитие в этом случае остаётся не так много, если вообще остаётся. Для сравнения: доходная часть бюджета МосквыЗакон о бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов почти в 24Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов раза больше, чем в Саратовской области, в 20«О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» - чем в Приморском крае, в 9О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» - чем в Свердловской области.

Бизнес заинтересован в развитии регионов не только из альтруистических соображений. Помогая, он обеспечивает себе более комфортную обстановку для работы.

Анастасия Ложкина

Директор отдела по развитию и привлечению средств благотворительного фонда «Арифметика добра».

Для бизнеса важно устойчивое развитие регионов присутствия. Вкладываясь в образование и социализацию детей-сирот, бизнес формирует будущие кадры, способствует снижению криминогенной обстановки и подъёму экономики в регионе.

Кроме того, когда бизнес заявляет о причастности к какой-либо социальной проблеме, он создаёт статус социально ответственного бренда. Соответственно, формируется более глубокое эмоциональное взаимодействие с потребителем.

Наконец, вовлечение сотрудников в решение социальной проблемы развивает умение делиться, причём не только деньгами, но и навыками, способствует сплочённости команды. В качестве успешного кейса можно привести проект «Двигайся» компании PepsiCO и фонда «Арифметика добра». Сотрудники занимаются спортом, время их тренировок переводится в средства, которые идут на развитие спортивных секций и образовательной программы в региональных детских домах.

2. Формировать HR-бренд

Несмотря на то что в большинстве случаев рынок принадлежит работодателю, который выбирает из нескольких претендентов, сейчас тоже не лыком шиты. Они оценивают репутацию компании, читают отзывы о ней, смотрят, как её представители ведут себя в интернете. Талантливые, способные сотрудники могут позволить себе выбирать из нескольких предложений. И есть причины полагать, что выберут они компанию с хорошей репутацией.

Участие в благотворительности показывает, что топ-менеджменту компании не всё равно. Он видит в людях людей, а не просто расходный материал, который помогает зарабатывать деньги, и готов делиться ресурсами, чтобы помогать.


Анна Леонова

Специалист по внутренним коммуникациям ICL Services.

Благотворительность может решить несколько задач бизнеса. Прежде всего, это работа с корпоративной культурой. Конкурентное преимущество в плане бренда работодателя также играет роль.

Молодое поколение хочет брать на себя новые роли волонтёров, кураторов и проектных менеджеров мероприятий. Они всё чаще выбирают стабильные компании с активной социальной позицией, которые показывают, что готовы реализовать их инициативы. Доказано, что чем выше вовлечённость сотрудников не только в рабочий процесс, но и в социальную жизнь компании, тем выше производительность и финансовые показатели компании. И ниже текучесть .

Это работа хороших внутренних коммуникаций в действии. Также сокращаются косвенные расходы на наём персонала. Если бренд работодателя положителен, получить больше рекомендаций извне при трудоустройстве намного проще.

3. Демонстрировать стабильность и надёжность

Если бы для компаний существовала пирамида Маслоу, благотворительность находилась бы очень близко к её вершине. Сложно ею заниматься, если основные потребности не удовлетворены: нет стабильного дохода, проблема с кадрами или партнёрами.

Участие в благотворительности говорит, что организация благополучна, а у её сотрудников есть время и ресурс подумать о том, чтобы помочь кому-то ещё и при этом не чувствовать себя обделёнными.


Валерия Беленцова

Менеджер проектов БФ «Точка опоры».

Социальная ответственность демонстрирует стабильность и надёжность организации. Сотрудник компании, которая заботится об обществе, более лоялен к работодателю: участие коллектива в благотворительных акциях может вызвать не только эмоциональную привязанность, но и «привыкание». Один из топ-менеджеров компаний-партнёров как-то признался нам, что им важно, чтобы сотрудники понимали: они работают в организации, которая не только получает, но и отдаёт.

У благотворительного фонда в поддержку паралимпийцев «Точка опоры» сейчас есть четыре готовых инструмента для развития корпоративной социальной ответственности любого бизнеса, в том числе покупка благотворительных сувениров в качестве корпоративного подарка, например, футболки с цитатой «Опустились руки? Подними штангу», тарелки с принтом «Вкусно поел? 40 раз » и других или отказ от покупки корпоративных сувениров к празднику в пользу побед паралимпийцев.

4. Развивать доверительные отношения с аудиторией

Бизнес может формировать лояльность аудитории разными способами, и благотворительность - один из них. Нынешние и потенциальные клиенты понимают: компания видит, какие проблемы существуют в обществе, и готова помогать их решать.


Елена Бершадская

Менеджер по связям с общественностью компании ООО «ЭГИС-РУС».

Деятельность нашей фармацевтической компании в сфере благотворительности способствуют развитию доверительных отношений с нашими аудиториями - специалистами здравоохранения, пациентами, обществом в целом. На протяжении многих лет «ЭГИС» является организатором и спонсором образовательных программ для врачей и пациентов, а с недавних пор – ещё и инициатором партнёрских благотворительных проектов и волонтёрских акций.

Один из наших благотворительных проектов - всероссийская акция «Покупай во благо», которая реализуется в партнёрстве с КБФ «Катрен» с 2015 года. Она направлена на улучшение качества жизни воспитанников детских домов. В этом году в её рамках была реализована образовательная инициатива: в 19 детских учреждениях врачи-гинекологи выступили перед девочками пубертатного возраста с лекциями о и личной гигиене.

5. Выстраивать корпоративную культуру

Социальная ответственность - важная часть корпоративной культуры. Общее полезное дело способно эффективно сплотить команду, так как вызывает сильный эмоциональный отклик.


Яна Котухова

Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям по странам ЕАЭС компании «Сервье».

Фармацевтический бизнес, который напрямую связан с жизнью и здоровьем людей, изначально предполагает повышенный уровень ответственности перед обществом и дополнительные морально-этические обязательства. Поэтому компания «Сервье» участвует в различных меценатских проектах.

Так, в этом году мы выступили партнёрами международного благотворительного фонда «Футболка дарит жизнь», основная идея которого состоит в том, что известные спортсмены-чемпионы передают больным детям своеобразный «заряд на победу», учат их бороться и никогда не сдаваться.

Участие сотрудников в благотворительных и социальных проектах не только важный и эффективный инструмент развития и укрепления внутрикорпоративных отношений, но и своеобразный морально-нравственный камертон, позволяющий строить и удерживать корпоративную культуру организации на необходимом высоком уровне.

6. Последовательно доносить до аудитории свою миссию

Платёжеспособная аудитория всё чаще склоняется в сторону ответственного потребления. Иногда достаточно одной неудачной , чтобы вызвать сетевые скандалы и серию обещаний никогда больше не пользоваться услугами «проштрафившегося».

На другом полюсе находятся компании, которые не просто говорят о своих ценностях, но и доказывают делом, что верят в них, а не просто оседлали волну хайпа. Это укрепляет лояльность потребителя, который с большей долей вероятности остановит выбор на организации, которую запомнил не только по агрессивной рекламе.


Пётр Млатечек

Генеральный директор NIVEA в Росcии.

Реализуя социальные проекты, компании стремятся рассказать аудитории о своих ценностях. Так, главная миссия NIVEA - забота. Именно на ней основана акция «Голосуй за свой каток!», в рамках которой бренд восстанавливает непригодные для отдыха ледовые площадки. Это возможность проявить заботу о благополучии сотен семей.

Конкурсный отбор на реконструкцию катков проходит на основе заявок участников. Обновлённые площадки для хоккея и катания на коньках вместо заброшенных «коробок» появились уже в 12 городах. В этом году NIVEA получила 327 заявок из 130 городов.

7. Помогать совместно с аудиторией

Социальная ответственность бизнеса заключается не только в том, чтобы помогать самим, но и в том, чтобы мотивировать на это аудиторию. Многие люди хотели бы участвовать в благотворительности, но не знают как. Компания, которой они доверяют, может дать им инструмент для этого.


Григорий Меликов

Руководитель ювелирной студии GM Jewel.

С идеей благотворительности я познакомился пару лет назад, когда у друзей моих друзей родился сын, которому была необходима постоянная медицинская помощь. Ребята собирали деньги на операции для ребёнка, и это помогло. Я осознал, как несколько капель делают полным воды и как один скромный перевод запускает цепочку добра и поддержки.

Потом пришла идея месяца добрых дел в моей ювелирной студии. Раз в году я отправлял своим постоянным заказчикам эксклюзивное предложение: любое изделие со скидкой, и в дополнение к этому с каждого созданного украшения отправлял средства в помощь детям. Знали бы вы, как много заказчиков захотели быть к этому причастными!

Летом 2018 года я начал создавать украшения, с реализации которых фиксированная часть средств отправляется в Детский хоспис «Дом с маяком». В цене изделий только два параметра: себестоимость производства и фиксированная часть, которая будет переведена в фонд. Ручная обработка является моим даром покупателям. Предупреждая вопросы, скажу: сувенирный магазинчик «Дома с маяком» не имеет права продавать ювелирные изделия, поэтому реализация и логистика – это задача сотрудников моей студии и моя личная ответственность.

Какие бы задачи ни решал бизнес с помощью благотворительности, её самый очевидный эффект - помощь тем, кто в ней нуждается. Когда благотворительность носит не эпизодический характер, а встроена в корпоративную культуру компании, она позволяет системно решать острые проблемы.

Многие люди считают, что благотворительные фонды – это ненужные посредники, а помогать нужно напрямую, и это гораздо эффективнее. Но практика показывает, что если помогать напрямую ближнему, то, может быть, и эффективнее, а вот если дальнему – то ровно наоборот.

Многие люди считают, что благотворительные фонды – это ненужные посредники, а помогать нужно напрямую, и это гораздо эффективнее. Но практика показывает, что если помогать напрямую ближнему, то, может быть, и эффективнее, а вот если дальнему – то ровно наоборот.

Как разобраться в потоке просьб, которыми заполнен Интернет? Как понять, кто на самом деле нуждается в помощи, а кто притворяется? Как проверить, куда денутся деньги, если их отдать незнакомому человеку? Как узнать, где лучше купить дорогое лекарство, чтобы не переплатить, но и на подделку не попасть? Как узнать, как правильно и кому правильно помогать?

Именно на эти вопросы и отвечают общественные организации. Благотворительные фонды не просто собирают деньги. В своей области они становятся профессионалами, настоящими специалистами по оказанию помощи. Они точно знают, что нужно их подопечным, где это взять и как быстро доставить; могут оценить, настоящий ли счет выставлен или фальшивый, организовать консультацию у нужного специалиста или мероприятие по сбору средств – и так далее, и тому подобное. Иногда нужно найти помощь в считанные минуты: если у ребенка после химиотерапии начался сепсис, а Пентаглобина в больнице нет, в фонд AdVita звонят как в «скорую помощь».

Помогать – это во многом такая же профессия, как учить или лечить, а фонд – такое место, куда можно прийти за помощью, когда некуда больше пойти, прямо как Мармеладов в «Преступлении и наказании» объяснял Раскольникову. Если у тебя потерялся ребенок, звони в «Лизу Алерт». Если ребенок – отличник, но вам никак не заплатить за его обучение – подайте документы на стипендию фонда «Созидание». Если в сельской школе прохудилась крыша, может помочь фонд «Предание». Если сироте некого попросить побыть с ним в больнице, рядом будут волонтеры «Питерских родителей». В фонд AdVita люди приходят, когда столкнулись с онкологией, и оказалось, что многих лекарств в больницах нет, а некоторые операции и вовсе в государственном бюджете не предусмотрены.

Часто спрашивают: как отличить работающий фонд от мошенников? Универсальных рецептов нет, но кое-что порекомендовать можно. На сайте настоящего фонда всегда есть уставные документы, адрес, контактные телефоны и электронная почта, отчеты о поступлениях и расходовании средств, информация о программах фонда или подопечных. Любую информацию можно проверить. Даже простой поиск в Интернете даст много информации: если с именем фонда был связан какой-то скандал, он обязательно всплывет. Если же вы видите, что сбор идет не на счета организации, а на личные счета волонтеров; если вам звонят в дверь и говорят, что собирают на лечение ребенка; если вы не можете найти ни документов, ни отчетов, то лучше с такими организациями не связываться.

В конце концов, мы же тратим время, когда выбираем ботинки или зубного врача. Разве не так же нужно выбирать правильный фонд, который сделает вашу помощь эффективной?

Важно и другое. Фонды объединяют небольшие посильные пожертвования в крупные суммы. То, что не по силам одному обычному человеку, становится возможным, когда усилия обычных людей объединяются. Во всем мире основа благотворительности – небольшие суммы от небогатых людей, а не сверхдоходы нефтедобытчиков. Волонтеры, для которых за каждым рублем – чей-то шанс на лечение, все время твердят одно и то же: каждое пожертвование важно, и только общественная солидарность спасет наших подопечных, потому что у двух-трех богатых жертвователей могут кончиться деньги, а у двух-трех миллионов людей – никогда. Это основа безопасности жизни, если хотите.

Правда, сборы на лечение проводят не только фонды. Социальные сети просто забиты криками о помощи; групп, которые собирают деньги на тяжелобольных, десятки тысяч, и это серьезное искушение для жертвователей. Как пройти мимо душераздирающей фотографии страдающего малыша? На это и расчет: когда работают эмоции, разум просто выключается. Как отличить настоящий сбор от мошенничества?

Сразу скажу: любые ваши пожертвования, которые ушли на счета частных людей, вы отследить и получить назад не сможете. Только фонды публикуют отчеты и обязаны вернуть пожертвование, если человек передумал, а частное лицо никому ничего не должно. Именно на этом построены сетевые сборы, которые получили название «токсичной благотворительности». Токсичной – потому, что она построена на вранье и манипуляции человеческими чувствами, и страдают от нее не только доверчивые добрые граждане, но зачастую и сами дети, на которых ведутся сборы. Я знаю несколько случаев, когда мама, послушав «добрых» советчиков, отказалась лечить ребенка в России, но когда сумма «на заграницу» была собрана, лечить оказалось поздно.

Существуют признаки, помогающие отделить токсичную благотворительность от полезной.

Во-первых, сборы токсичных волонтеров всегда ведутся на маленьких детей, всегда на очень тяжелых и всегда на очень крупную сумму – как правило, на лечение за границей.

Во-вторых, стилистика этих сборов построена на эмоциональном давлении, настоящем шантаже. От жертвователей требуется не задавать вопросов, не требовать отчетов, не перечислять деньги в клинику, а только на личные счета родственников и волонтеров. Каждый, кто не готов жертвовать на таких условиях и пытается проверить информацию, обвиняется в черствости, потом в предательстве, потом в человекоубийстве, потом удаляется из группы. Атмосфера в таких группах всегда накалена до истерики, модераторы бесконечно напоминают собравшимся о том, что ребенок умирает, проклинают российских врачей, публикуют чудовищные фотографии страдающего ребенка и заставляют потенциальных жертвователей постоянно испытывать чувство вины за его страдания. А чтобы избавиться от чувства вины, человек готов на все.

Как правило, участники таких групп охотно оперируют разными цифрами и процентами: к примеру, в России онкология лечится в пятидесяти процентах случаев, а в Германии – в девяноста. Но попросите ссылку на источник – и вас немедленно забанят. Тем временем ни на одном сайте ни одной уважающей себя клиники никакой общей статистики выживаемости нет – специалисты понимают, что говорить о температуре, средней по больнице, бессмысленно. В научных изданиях онкологи разных стран постоянно публикуют статистические данные, но они всегда очень конкретны: результаты при таком-то варианте такого-то диагноза с такой-то генетической поломкой и такой-то предысторией при использовании такого-то протокола – и так далее, и тому подобное. Выживет пациент или нет, зависит от десятков причин, и если вас забрасывают абстрактными цифрами и процентами – значит, врут.

В отличие от групп в соцсетях, действующий благотворительный фонд не может позволить себе врать. Во-первых, потому, что главный капитал фонда – это его репутация. А во-вторых, потому что благотворительные фонды постоянно проверяют: налоговая, аудит, Минюст, Минфин, даже прокуратура может выборочно проверить любой фонд. Волонтерские группы в социальных сетях появляются, как грибы после дождя и исчезают без следа, как только заходит речь об ответственности за слова и деньги.

Елена Грачева, координатор проектов благотворительного фонда AdVita ("Ради жизни")