Модель «плавильный котел»

В 20-х годах ХХ столетия англоконформизм уступил место новой модели этнического развития «плавильного котла» или «плавильного тигля». В истории американской общественной мысли эта модель занимает особое место, ибо основной социальный идеал, который сводился к тому, что в подлинно свободном, демократическом обществе люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей, существовала в США долгое время." «Эта теория представляет собой вариант возникшей сразу после американской революции теории „амальгамации“, т.е. свободного слияния представителей различных европейских народов и культур. „Плавильный котел“ наряду с теорией англоконформизма составили теоретическое ядро классической школы этничности в Соединенных Штатах Америки. Как писал М.Гордон, „хотя англокон-формизм в различных своих проявлениях был преобладающей идеологией ассимиляции, в американской исторической практике существовала и конкурирующая модель с более общими и идеалистическими тонами, имевшая своих приверженцев с XVIII столетия, а затем и продолжателей“.

Стати, о термине. Он связан с названием пьесы британского журналиста и драматурга И. Зангуилла, который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы „Плавильный котел“ заключалась в том, что в Соединенных Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация. Главный герой пьесы - молодой иммигрант из России Горас Элджер, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: „Америка - это созданный богом величайший плавильный котел, в котором сплавляются все народы Европы… Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские - все в этот тигль. Так господь создает нацию американцев“.

И в будущем И. Зангуилл представлял Соединенные Штаты Америки неким гигантским „котлом“, способным переварить и сделать гомогенной всю разноязычную и пеструю во многих отношениях массу пришлого населения. Американский исследователь Г.Морган констатировал в работе „Америка без этничности“, что это „было надеждой для Америки, единственный путь превращения миллионов людей с различными жизненными установками, ценностями и образом жизни в гомогенную группу с целью мирного сосуществования вне зависимости от их истории“.

Ьеса была поставлена на сцене Колумбийского театра в Вашингтоне в октябре 1908 г. и имела большой успех. Высокую оценку пьесе дал присутствовавший на спектакле президент Т.Рузвельт. Пьесу поддержал и один из политических деятелей того времени У.Брайан, которому понравилась мысль, высказанная И. Зангуиллом. Он, в частности, отметил: „Великими были грек, славянин, кельт, тевтонец и саксонец; но более великими по сравнению с ними являются американцы, сочетающие в себе достоинство каждого из них“. После Вашингтона пьеса в течение 6 месяцев шла в Чикаго, 136 представлений было показано в Нью-Йорке. Ее ставили во многих городах страны, а в 1914 г. - в Лондоне. Как отмечалось в печати тех лет, автор „Плавильного котла“ подчеркивал, что подлинный, настоящий американец должен быть американцем смешанного происхождения.

В то время, когда пьеса ставилась во многих театрах страны, в кругу общественности и специалистов остро дебатировался вопрос об иммиграции. В 1916 г. правительственным издательским учреждением был опубликован доклад специальной комиссии под председательством У.П.Диллингэма по вопросам иммиграции в количестве 42 томов. Центральная идея доклада состояла в том, что иммигранты из Южной и Восточной Европы угрожали американскому обществу и ядру американской нации, являясь источником преступности, различных заболеваний и социальных конфликтов. По поводу этого доклада ряд специалистов в области межэтнических отношений отмечали, „сорокадвухтомное издание, содержащее статистические данные, было собрано для доказательства недостойности иммигрантов из Южной и Восточной Европы стать амери-канцами“. И. Зангуилл же уверял своих читателей в том, что прибытие „новых“ иммигрантов не представляло не только угрозы, но и причин для беспокойства.

Несколько лет спустя „Литературный Дайджест“ написал о Зангуилле следующее: „Он использовал фразу, которая надолго отложит ограничение иммиграции в Америку“.

И хотя в научном мире не всем пришлась по душе концепция Зангуилла о смешанной американской нации (она активно отвергалась такими авторитетными учеными, как Е.Росс и Ф.Стаймер), эта теория нашла и многих почитателей. Например, в статье, опубликованной в одном из журналов под названием „Пьесы, заставляющие людей думать“, была вынесена благодарность Зангуиллу за привлечение внимания к социальной проблеме, реально существовавшей в Америке, к вопросу об иммиграции. В статье, в частности, отмечалось: „Ни один здравомыслящий человек не будет отрицать, что социальное будущее страны зависит в основном от ответа на этот вопрос. Пьеса Зангуилла имела успех во многом из-за постановки проблемы“.

Акили иначе, термин „плавильный котел“ получил свое гражданство с 20-х годов ХХ в., обретая все большее распространение как в общественной жизни, так и научной. „Плавильным котлом“ была названа одна из главных парадигм этнического развития США в ХХ веке. По словам американского исследователя А.Манна, „сама фраза “плавильный котел» стала национальным символом этого столетия". В соответствии с данной парадигмой, формирование американской национальной идентичности должно было идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагалось, как их культурное, так и биологическое смеше-ние. Сформулированная теоретическая концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе - социальных или этнических.

Ообще же явление этнического смешения выходцев из самых различных стран и народов было отмечено и зафиксировано в литературе еще в XVIII в. Так, Том Пейн в своем памфлете под названием «Общее чувство», написанном в 1776 г., отмечал, что «американцы - это не трансплантированные англичане. Они представляют собой смешение многих европейских народов, это - нация иммигрантов». Образ американского народа как единой нации, обладающей особой культурой и традициями, развивался литераторами, публицистами, поэтами, писателями и после Пейна. Идею Т.Пейна активно поддержал американский писатель французского происхождения Дж. Кревкер в «Письмах американского фермера», опубликованных в Европе еще в 1782 г., где он обратил внимание на то, что в Америке наблюдается такое смешение крови, какое нельзя найти ни в какой другой стране. Он, в частности, писал: «Здесь представители всех наций смешиваются в новую расу людей». И основной путь к этому он видел в межэтнических браках. «Кто он, Американец, этот новый человек? - задавался вопросом

Дж. Кревкер. - Он - не европеец или потомок европейца, следовательно, это странное смешение крови, которое вы не найдете ни в какой другой стране. Я могу указать вам на семью, где дед был англичанин, а его жена - датчанка, их сын женат на француженке, у них четверо сыновей, у которых жены - представительницы различных наций. Он - Американец...».

Процитированный отрывок - показатель традиционного подхода к рассмотрению проблемы американской нации. Хотя Кревкер не использовал термин «плавильный котел», он тем не менее говорил о представителях различных наций, сплавляющихся в процессе модернизации в новую общность людей и создающих новую американскую культуру. При этом, как отмечается в литературе, Кревкер и его последователи почти ничего не говорили о том, какие традиции, обычаи и привычки составят эту новую американскую культуру.

Миф американизации, созданный Кревкером, по мнению Г. Герстла, состоял из четырех основных положений: во-первых, европейские иммигранты хотели непременно расстаться с образом жизни Старого Света и стать американцами; во-вторых, американизация была быстрой и легкой, так как у иммигрантов не было значительных препятствий на ее пути; в-третьих, американизация «сплавляла» иммигрантов в единую расу, культуру, нацию, вне зависимости от пространства и времени; и в-четвертых, иммигранты воспринимали американизацию как освобождение от рабства, бедности и принуждения Старого Света.

Жизнь в дальнейшем показала насколько сложным оказался путь вживания иммигрантов в американское общество, а многие положения Кревкера не были реализованы на практике и оказались мифом. Тем не менее, оптимистическая и прогрессивная концепция «плавильного котла» находила своих сторонников и в XIX в. Так, она была поддержана одним из влиятельнейших интеллектуалов того времени, американцем английского происхождения Р. Эмерсоном. Большую популярность в конце XIX в. получило и четырехтомное издание Т.Рузвельта (в то время историка и писателя) под названием «Победа над Западом», где автор писал о границе, воспевал усиление американской мощи и колонизацию Запада, планировал использование силы вне континентальных границ США для расширения сферы их влияния. Книгой восхищались, на нее писали хвалебные отзывы ученые Гарварда. Как отметил Н.Глейзер в статье «Американская эпическая поэма: тогда и сейчас», напечатанной в журнале «Паблик Интерест» в 1998 г., при колонизации Запада Т.Рузвельт «возвеличивал роль только одного элемента американского населения, а именно, англоговорящих людей и не замечал другие, что, несомненно, свидетельствует об отсутствии политической корректности».

Днако, свое настоящее теоретическое оформление идея «плавильного котла» получила в трудах ведущего американского историка Ф.Дж.Тернера. Американский исследователь Дж.Беннетт, изучавший научную деятельность Ф.Тернера, отмечал, что Тернер не был первым, кто обратил внимание на фактор границы, как уникальную движущую силу в становлении и развитии американской нации. Еще Б.Франклин и Т. Джефферсон полагали, что постоянное продвижение иммигрантов на Запад способствовало росту городов и развитию американской демократии. Ряд историков также указывали, что американская демократия формировалась по мере продвижения границы на Запад. Однако, все эти взгляды, продолжал Дж.Беннетт, мало влияли на американское общественное мнение тех лет, страна не готова была принять гипотезу о границе. Интеллектуальный климат в США относительно ее изменился позже и в большей степени благодаря Ф.Тернеру.

Перу Ф.Тернера принадлежат четыре книги: «Подъем нового Запада», «Значимость секций в американской истории», «Соединенные Штаты 1830 - 1850: нация и ее секции», «Граница в американской истории». Последняя представляет собой сборник статей, наиболее известной из которых является статья под названием «Значимость границы в американской истории», где изложено кредо ученого по американской этничности. В основу статьи был положен доклад Ф.Тернера, с которым он в 1893 г. выступил на заседании Американской исторической ассоциации и который стал событием в истории американской научной мысли. В докладе подчеркивалось, что эволюция сложной национальной идентичности была главным для понимания американской истории, и что одним из наиболее важных факторов, без которого нельзя понять американской общество - это фактор границы. «В тигле границы иммигранты американизировались, освобождались и смешивались в американскую расу, отличную от англосаксонской, как по национальным, так и по другим характеристикам». Тем самым ученый отвергал выводы, доминировавшие в то время в США англосаксонской школы, рассматривавшую США как перенесенную в Новый Свет европейскую цивилизацию.

Ногие американские историки конца XIX в., получившие образование в немецких университетах, безоговорочно приняли идею о том, что американские институты в своей основе заимствованы из англосаксонских и в конечном счете тевтонских источников. Ярким представителем англосаксонской школы был влиятельный американский историк Герберт Адамс, чьи лекции посещал Ф.Тернер. Тернер не разделил точку зрения своего учителя, что американские институты - это институты европейские.

Оценивая роль европейцев в формировании американского общества, Тернер считал, что американские институты в своей основе имеют много общего с европейскими, при этом особый акцент делал на их различиях. По его мнению, европеец, чтобы выжить в новых условиях, должен был адаптироваться к этим условиям. Постепенно он одерживал победу над дикостью, покорял пустыню и трансформировал ее. Таким образом, по мере продвижения границы на Запад уменьшалось европейское влияние, цивилизация становилась американской. Осваиваемые поселенцами западные районы континента являлись для Тернера плавильным котлом (хотя этим термином не пользовался историк), где смешивались различные европейские народы, преодолевая локализм, разобщенность и вражду. Американский исследователь Р.Биллингтон в книге, посвященной Ф.Тернеру, писал следующее: «Граница для Тернера являлась основной силой в создании американской нации и воспитании лояльности среди ее народов».

Течение многих лет под влиянием теории Тернера находилось значительное число американских и европейских обществове-дов. Секрет популярности состоял в том, что Тернер не просто обратил внимание, в отличие от предшествовавшей историографии, на значение географического и экономического факторов, а предложил историческое объяснение американского общественного развития, исходя прежде всего из своеобразных условий образования США. Ф.Тернер выдвинул тезис об особой «созидательной» роли колонизации «свободных» западных земель в создании американского общества и «неповторимых» идеалов американской демократии". До последних дней, - писал Ф.Тернер, - американская история в большей степени была историей колонизации Великого Запада. Наличие свободной земли и непрерывное продвижение поселений на

Запад объясняют развитие Америки". Вначале «границей» было Атлантическое побережье; это была «граница» Европы. Движение «границы» на Запад означало постепенное удаление от влияния Европы и неуклонный рост движения по американскому пути. «Изучать движение, этих людей, воспитывавшихся под влиянием новых условий, их политические, экономические и социальные результаты - значит изучать американскую историю», - писал Ф.Тернер.

Тернер и его последователи исходили в своем анализе из первичной роли географической среды, «окружения». Это означало, что основной детерминантой исторического процесса объявлялся географический фактор. Данная методология была положена в основу теории секций, которой Тернер дополнил свою концепцию. Суть ее он определил тем, что при переселении иммигрантов перед ними возникали различные географические регионы. Происходило взаимодействие иммиграционных потоков и новых географических регионов. В итоге возникала комбинация двух факторов, земли и людей, создание различных обществ в различных секциях.

ОТернеру Соединенные Штаты представлялись как федерация различных секций (регионов): Запад, Средний Запад, Юго-Запад, Северо-Запад, Восток, секция Атлантического побережья, Новая Англия, Юг и многие другие. Основными стратегиями в их взаимосвязи были договоренность и компромисс. В секционном различии он видел источник будущего развития американского общества, в котором сохранится разнообразие, и оно будет проявляться в социально-экономических контрастах и конкуренций различных регионов. «Важность секций в американской истории такова, -писал Ф. Тернер, - что… нам следует пересмотреть нашу историю с точки зрения этого фактора». Давая оценку теории Тернера, Дж. Хайем отмечал следующее: «Он рассматривал Запад как огромный плавильный котел европейских народов и весь его подход к американской истории может быть понят как способ утверждения первенства географического фактора над расовым и культурным. Плюрализм Тернера - это утверждение секционного (регионального) многообразия как динамичного принципа в американской жизни».

«Секционизм» Тернера широко обсуждался среди специалистов. Одни соглашались с взглядами Тернера, другие опровергали.

Интерпретация концепции «плавильного котла» Ф.Тернера несколько отличалась от интерпретации И.Зангуилла. Если последний считал, что действию «котла» поддаются все без исключения иммигранты, национальные меньшинства - англичане, немцы, французы, славяне, греки, сирийцы, евреи, представители черной и желтой расы, то Ф.Тернер же, говоря о смешении представителей разных народов, подразумевал прежде всего «старую» иммиграцию.

В конце XIX в., когда переселенческие движения в США в основном завершились, «переселенческий плавильный котел» Тернера уступил место «городскому плавильному котлу». Было совершенно очевидно, что главной сценой, на которой развертывалось этническое развитие Америки, становились ее города, их значение бурно росло всю вторую половину XIX в. и продолжалось еще более ускоренно в ХХ в. К примеру, в конце XIX в. - начале ХХ в. в городах США селилось до 80% вновь прибывших иммигрантов. Здесь были наиболее благоприятные объективные условия для ассимиляции иммигрантов. Однако, большие скопления иммигрантов одной национальности в городах, их расселение отдельными кварталами стимулировали одновременно и этническое сплочение, деятельность этнических организаций и т. п. Последнее ускорялось тем, что этнические организации переходили на английский язык и уподоблялись в своей деятельности обычным американским организациям. Таким образом, этноцентристские течения, развивающиеся в городской обстановке, оставаясь внутренне противоречивыми, в целом способствовали ассимиляции.

Ффективность действия «городского плавильного котла» усиливали иммиграционная политика правящих кругов США и иммиграционное законодательство. По словам авторитетного американского социолога М.Гордона «некоторые исследователи интерпретировали политику „открытых дверей“ первой трети XIX в. как отражение лежащей в основе веры в эффективность американского „плавильного котла“, веры, „что все могут быть поглощены и все могут внести свой вклад в становление национального характера“.

Теория „городского плавильного котла“ нашла свое развитие в работах социолога Чикагского университета, основателя чикагской школы в области теории расовых отношений Р.Парка. Под его руководством, а также активной помощи ведущего американского историка Л.Вирта в Чикагском университете в конце 20-х годов ХХ в. был впервые создан курс по проблемам расовых и этнических отношений, начато научное контрнаступление против англосаксонских расистов и сторонников 100-процентной американизации. В широко известной работе „Раса и культура“ Р.Парк пытался рассмотреть проблему иммигрантов и негров в контексте глобального процесса ассимиляции, затрагивающего как европейские нации, так и азиатские расы. Как писал Дж.Хайем, „если мы внимательно посмотрим на концептуальную схему Парка, мы обнаружим улучшенную версию классического американского идеала ассимиляции, продолженную им от некоторых радикалов, включавших в этот процесс как черных американцев, так и иммигрантов“.

Елая акцент на городском образе жизни, Р.Парк подчеркивал, что именно он собирает людей вместе. Он писал: »… Каждое общество, каждая нация и каждая цивилизация представляют собой кипящий котел и таким образом вносят вклад в слияние рас, в результате чего с неизбежностью возникают новые расы и новые куль-туры". Ученый верил в то, что процесс ассимиляции охватит глобальные масштабы и таким путем возникнет новая мировая цивилизация. Для него «плавильный котел» - это весь мир. Он выдвинул модель четырехступенчатого развития процесса межэтнических взаимодействий в любом полиэтническом государстве: контакты, конфликты, приспособление и ассимиляция. Ассимиляция являлась конечным этапом в цикле межэтнических отношений. Причем, для Р.Парка ассимиляция представлялась таким процессом, в котором не только пришелец ассимилировался, адаптируясь к новым условиям рынка, но и принимающее его общество также менялось.

Пройдя четырехступенчатый путь развития, национальное государство, по мнению Р.Парка, исчерпает себя и мир эволюционизирует в направлении создания всемирного космополитического сообщества. В данной связи он призывал своих коллег преодолеть национальные границы и научиться мыслить «глобальными категориями». Характеризуя ассимиляционистскую концепцию Парка, известный теоретик в области расовых отношений П.Л.Ван ден Берге писал: «Значение плавильного котла и опыта европейских иммигрантских групп в индустриальных городах Северной Америки в конце XIX века дали толчок чикагской школе Парка, которая рассматривала ассимиляцию как финальную фазу „цикла расовых отношений“. В силу широкого ряда различных причин, ассимиляционизм казался наиболее приемлемым либеральным путем решения проблем национальных меньшинств для правящих классов централизованных бюрократических государств, как капиталистических, так и социалистических».

Представителями чикагской школы Парка были видные ученые М.Гордон, А.Роуз, Г.Олпорт, Р.Вильямс, О.Клайнберг и др. Именно эта школа заложила так называемую традицию либерального ассимиляционизма, в соответствии с которой основной путь в решении национальных проблем всех государств определялся как путь ассимиляции различных народов, «перемалывание и поглощение их в единое целое». С точки зрения данной концепции, расы и нации дисфункциональны в индустриальных обществах, представляют наследие прежних эпох и в конце концов должны исчезнуть под влиянием урбанизации, индустриализации, модернизации.

Иберальный академический истеблишмент большое значение в достижении гомогенизации общества отводил образовательной системе. Характерно, что в 1927 г. в президентском обращении к Национальной ассоциации по образованию подчеркивалось: «Великая американская школьная система является отправной точкой плавильного котла». Именно система образования должна была быть основным механизмом в проведении политики, направленной на ассимиляцию этнических групп, тем механизмом, который бы дал свои результаты в кратчайший срок. Кроме того, в достижении идеала «плавильного котла» его создатели и последователи основной путь видели в смешанных браках, которые действительно являлись важнейшим каналом процессов естественной ассимиляции. Однако, отношение к факту межэтнических и межрасовых браков со стороны последователей модели «плавильного котла» было различным. Если одна часть приветствовала участие людей вне зависимости от цвета кожи в «плавильном котле», как, например, Р.Эмерсон, которому Америка представлялась государством, где энергией ирландцев, немцев, шведов, поляков, выходцев из всех уголков Европы, а также африканцев, полинезийцев, создается новая нация, религия, литература, то значительная часть не оставляла места в «плавильном котле» черным американцам, индейцам и др.

Существующие данные о динамике численности смешанных браков по стране до начала ХХ в. весьма фрагментарны и неточны, чтобы полно судить об эффективности «плавильного котла». Отсутствие статистических данных по XVIII веку делает невозможным определение степени ассимилированности населения в США в данный период. В последующем в результате проведения эмпирических исследований в одном из американских штатов за 30-летний период XIX в. (1850 - 1880 гг.) был сделан вывод, что «плавильный котел» в целом в эти годы работал медленно.

Аболее поздние периоды также отсутствовали данные о процессах этнического смешения, что не давало возможности уви лную картину результатов интеграции. Это явилось поводом для некоторых исследователей утверждать, что «плавильного котла» никогда не существовало. Однако, по словам социолога А. Манна, «миллионы американцев смешанного происхождения знали другое. Межэтнические браки происходили и происходят, и тот, кто сомневается в этом, следует оглянуться вокруг». Смешанные браки увеличились, например, среди евреев, отличавшихся эндогенностью. Автор статьи «Аккумуляция без ассимиляции?» Е. Розенталь приводит такие цифры: в 30-х годах ХХ века количество межэтнических браков среди евреев составило 6%, в 1957 г. - 7.2%, 1960 г. - 11, 5%. Исследования, проведенные среди евреев в 1953 г. в штате Айова, дали 31% смешанных браков, что послужило причиной беспокойства для некоторых еврейских деятелей о сохранении своей этнической группы. Биологическая ассимиляция охватила ирландцев и другие этнические группы. К 1960 г. более половины мужчин-ирландцев брали себе в спутницы жизни женщину другой национальности. По словам американского социолога Т.Соуэлла, ирландцы стали настолько американизированными, что некоторые из них жалуются на потерю своих отличительных индивидуальных черт. Этнически смешанные браки характерны для итальянцев, поляков, о чем свидетельствуют следующие цифры: в 1930 г. эндогенность составляла среди итальянцев - 71%, поляков - 79%. Картина стала совершенно иной в 1960 г.: эндогенность снизилась соответственно до 27% и 33%. Увеличение удельного веса семей с супругами другой национальности происходило и в среде азиатских народов, в частности, японцев. Если в 1920 г. в Лос-Анджелесе, например, только 2% от всех браков были смешанными, то после Второй мировой войны этот показатель поднялся до 11-12%, а к концу 1950-х гг. составил более 20%. Что же касается динамики численности черно-белых браков по стране за первую половину ХХ в., то точные данные отсутствуют, так как в большинстве штатов такой статистики не сохранилось и не публиковалось. Однако в среднем доля черно-белых браков, по оценке американского социолога Э.Фрэйзиера, даже в крупных городах до 1940 г. не превышала 3%, а в целом по стране была во много раз ниже. Накануне Второй мировой войны в 31 штате (16 - на Юге, 15 - на Севере и Западе) межрасовые браки были все еще запрещены законом.

Аряду с биологической ассимиляцией, захватившей в той или иной степени различные этнические группы и расовые меньшинства, происходила ассимиляция социальная и культурная, но ее развитие также сдерживалось расовой дискриминацией, этническими предрассудками и предубеждениями, что особенно остро проявилось во время экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Во многих местах иммигрантов увольняли первыми, иногда раньше, чем черных американцев, что вело к изоляции различных этнических групп и сохранению «иностранных» гетто. От кризиса пострадали и индейцы. Им перестали выдавать пособия, многие из них из резерваций отправлялись в города в поисках работы. В стране усиливался расизм, прошла волна физических расправ над черными и иммигрантами, вызвавшая реакцию этноцентризма со стороны национальных меньшинств и иммигрантских групп. Эта тенденция продолжала сохраняться в годы Второй мировой войны, чему способствовали дискриминационные меры, в частности, ограничения при найме на работу, несмотря на то, что существовала огромная необходимость в использовании труда иммигрантов. В целом же военный период способствовал притоку новых этнических групп, улучшению их положения и т. д. Выше уже говорилось о том, что в годы Второй мировой войны США заключали кратковременные соглашения с Мексикой по использованию мексиканских рабочих, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. И мексиканские иммигранты извлекли свою долю преимуществ в условиях военного бума, но оплата их труда оставалась более низкой, по сравнению с другими рабочими за этот же труд. Об этом писал американский писатель югославского происхождения Л.Адамик в своей книге «Нация наций», опубликованной в 1945 г..

Наиболее трудным в годы Второй мировой войны было положение японского национального меньшинства. Нападение Японии 7 декабря 1941 г. на военно-морскую базу Перл-Харбор вызвало мощную антияпонскую волну, подготовило большинство населения к принятию решения о помещении японцев в лагеря. 19 февраля 1942 г. Ф.Рузвельт подписал чрезвычайный закон, согласно которому лица японской национальности, в том числе и имевшие гражданство США, подлежали выселению с прежних мест проживания (главным образом в Калифорнии) и изоляции. Американские военные власти произвели принудительную эвакуацию японцев и размещение их в концентрационных лагерях в Аризоне, Айдахо, Юте, Вайоминге, Колорадо, Арканзасе (небольшая часть японцев, оставшихся в Калифорнии, была заключена в тюрьмы). С марта по ноябрь 1942 г. было интернировано более 100 тыс. мужчин, женщин и детей. Отселение проводилось под предлогом необходимости обезопасить страну от шпионской деятельности японской агентуры. Финансовые потери японцев, в результате этой в сущности карательной операции, составили около 400.000.000. долларов (с учетом уровня цен 1942 г.). Как считал специалист из Центра военной истории военного министерства США Д.Бэска, в шпиономании было повинно многолетнее нагнетание представлений о растущем экспансионизме Японии и вытекающих из этого соображений национальной безопасности. Принудительная высылка 1942 г. была одним из самых трагических и несправедливых событий национальной истории США. Многие ее мрачные страницы до сих пор не рассказаны.

Перация с устройством концлагерей в годы войны для «неблагонадежных» не всколыхнула американскую общественность, не вызвала массового осуждения. Голоса протеста, хотя и раздавались, были единичными, почти во всех публикациях нагнеталось негативное отношение к японцам, истерия и враждебность. Периодически объявлялось, что японцы представляют потенциальную угрозу американской безопасности.

Каково было отношение японцев к войне? Одна часть меньшинства выдвинула следующий мотив: «Мы… не в состоянии влиять на события, как и германо-американцы на гитлеровский захват Польши или проживавшие в США итальянцы на войну Муссолини в Эфиопии». Другая же часть японцев настаивала на том, что «они -американцы» и доказывали несправедливость особого отношения к ним и даже настаивали на призыве в армию США для доказательства своего патриотизма по отношению к новой родине. Отметим, что в 1942 г. все военнослужащие японской национальности были уволены из армии Соединенных Штатов. И только в январе 1943 г. начался набор нисэй (японские поселенцы второго поколения) в армию и большинство японских солдат стремилось найти любую возможность для доказательства своей лояльности к Соединенным Штатам. В целом же более чем 300.000 японских американцев сражалось в годы войны. Их посылали в самые горячие точки. По мнению Т. Соуэлла, «опыт трагического военного времени явился поворотным пунктом в истории японских американцев».

Президент Ф. Рузвельт, чей приказ в 1942 г. был приведен в исполнение, уже в 1944 г. публично защищал лояльность японцев, проживающих в США. В том же году Верховный Суд США объявил «неконституционным акт интерни5 р8 ования японцев, которые являются американскими гражданами».

Осле освобождения японцев из лагерей, возвращение их к нормальной жизни протекало непросто. Несмотря на то, что многие японцы, воевавшие в армии США, были удостоены высоких наград, несмотря на очень быструю переориентацию американской политики в отношении Японии в сторону стратегического союза -политического, военного, экономического и психологического -наследие войны в форме антияпонских настроений в широких слоях американского населения еще долго продолжало сказываться. Возникло множество проблем с восстановлением экономических позиций японцев, особенно в сельском хозяйстве. Белые поселенцы, захватившие в годы войны японские участки в Калифорнии, в 1944 г. пытались не допустить возвращения прежних хозяев на места их прежнего проживания и предпринимательской деятельности.

Оложение немецких и итальянских иммигрантов в начале войны усложнялось их происхождением и их реакция на войну вобрала в себя сложный комплекс этнических связей и настроений. Как отметил Джон Кеннеди в своей книге «Нация иммигрантов», в начале войны только незначительная часть американцев немецкого происхождения присоединились к пронацистскому движению «Германо-американский бунд», многие из них вышли из него, как только обнаружили его подлинную природу. В годы войны они служили храбро в вооруженных силах США и успешно интегрировались в американскую систему. Что же касается большинства итальянских иммигрантов, то среди них в годы войны преобладали сильные интернационалистские, антифашистские настроения. В целом, Вторая мировая война содействовала сближению людей разных рас и национальностей на антифашистской основе, которые вместе воевали, работали на военном производстве и т. д. Примечательным является тот факт, что иммигранты, в мирное время симпатизировавшие своим родным странам, воевали против них в американских войсках. На этом основании некоторые американские ученые в годы войны отстаивали тезис об исчезновении этнических групп и достижении однородности общества. Так, американский исследователь Л.Уорнер писал в 1945 г.: «Будущее американских этнических групп, кажется, становится проблематичным, похоже, что скоро они сольются». Аналогичное мнение находим в книге «Этнические американцы», в предисловии к которой известный теоретик в области межэтнических отношений И.Уингер отмечал, что сразу же после войны многие американцы решили, что все этнические элементы сольются в единое целое. Но были и противоположные оценки развития этнических и расовых отношений в США в то время. Так, например, в работе «Одна Америка», опубликованной в 1945 г., указывалось, что плавильный котел" - это миф. Америка и в будущем будет нацией гетерогенных людей...". А некоторые современные специалисты по этническим процессам считают, что влияние Второй мировой войны на отношение американцев к этничности следует рассматривать в комплексном взаимоотношении «плюрализма» и «ассимиляции». «Во время войны, - пишут они, - в обществе придавали большое значение воспитанию толерантности у людей, выработке понимания сути этнического разнообразия и дискредитации расизма. В то же время пропаганда военного времени особый упор делала на идеологическом единстве американцев, преданности ими их универсальным демократическим ценностям. Различие могло быть принято исключительно из-за того, что основывалось на предположении, что в основе всего лежит единство».

Целом в американской литературе с 20-х годов ХХ в. доминировало мнение об успешном развитии американской нации по формуле «плавильного котла», «смешения» представителей различных народов, несмотря на их этнические и культурные различия. Некую корректировку в теорию «плавильного котла» внесла социолог Р.Кеннеди. Изучив брачное поведение, а именно этнически смешанные браки в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), она пришла к выводу, что определяющим в заключении браков выступает религия: протестанство, католицизм, иудаизм. Ассимиляция происходила в рамках определенной системы: британцы, немцы и скандинавы заключали в основном браки между собой и редко выходили за рамки этих этнических общностей; следующую систему составляли ирландцы, итальянцы и поляки; третью - евреи, заключавшие браки только внутри своей этнической общности. Таким образом, считала Р.Кеннеди, следует отказаться от представлении об одинарном «плавильном котле» и перейти к формуле «тройственного плавильного котла», который будет определять американское общество в буду-щем. «Нам следует констатировать, - писала она, - что в то время, ак жесткая эндогамия утрачивается, религиозная эндогамия утверждается и в будущем будет проходить скорее по религиозной линии, чем по национальной, как это было в прошлом. Если это так, то традиционный одинарный плавильный котел должен уступить место новой концепции, которую мы определяем термином „тройственный плавильный котел“. Теория американской ассимиляции займет свое место как реальное отражение происходящего с различными национальными группами в Соединенных Штатах».

Интерпретация ассимиляционных процессов Р. Кеннеди была поддержана теологом У.Хербергом в работе «Протестант - католик - иудей», где он также отмечал, что «с исчезновением этнических общностей, религиозные г6 р9 уппы станут главными общностями и идентичностями в Америке». В последующем идеи Кеннеди и Херберга нашли свое развитие в книге Р.Ли «Социальные источники религиозного единства».

Однако, приводимые Р.Кеннеди данные о численности смешанных браков, заключенных в рамках трех вышеназванных религий, опровергают ее же собственную концепцию. В 1870 году протестанты (британцы, немцы, скандинавы) заключали браки на 99,11% внутри своей системы, католики (итальянцы, ирландцы, поляки) - на 93,35%, евреи - на 100%, то в 1900 г. эти цифры составляли соответственно - 90,86%, 85,78%, 98,82%; в 1930 г. -78,19%, 82,05%, 97,01%; в 1940 г. - 79,72%, 83,71%, 94,32%, а в 1950 г. - 70,34%, 72,64%, 96,01%.

Ауязвимость точки зрения Р.Кеннеди указывали и американские исследователи, в частности, Р.Альба. В статье, посвященной католической общности, он привел следующие данные: 40 процентов католиков, родившихся после Первой мировой войны, заключали браки с протестантами. Сейчас же католики, писал Альба, составляя одну четверть всего населения страны, три четверти из них вступили в браки с представителями других вероисповеданий.

Ученый предложил читателю свой анализ динамики роста количества смешанных браков среди итальянцев, немцев, ирландцев и поляков за период до Первой мировой войны и после Второй мировой войны. Так, согласно его подсчетам, число браков, заключенных вне своей группы, составило: среди итальянцев - 21 и 40%, немцев - 41 и 51%, ирландцев - 18 и 40%, поляков - 20 и 35%. На этом основании Р.Альба приходит к совершенно противоположному Р. Кеннеди выводу, что «увеличивающееся число межрелигиозных браков среди католиков указывает на снижение значимости религиозных границ для большинства католической группы».

Иную оценку характера и масштабов ассимиляции дали Л.Уорнер и его коллега Л. Сроул в книге «Социальные системы американских этнических групп». Взяв за основу фактор различий культурных и физических признаков между иммигрантами и принимающим их обществом, исследователи сконструировали такую иерархию ассимиляции, в соответствии с которой наибольшими возможностями ассимиляции в американское общество имеют представители европеидной расы со светлым типом внешности, в первую очередь выходцы из Северной Европы. За ними следуют представители этой же расы, но с более темным цветом кожи и волос - выходцы из Южной Европы и др. Далее - различные смеси европеидной расы с другими расовыми группами (например, американцы мексиканского происхождения). Еще меньшей возможностью к ассимиляции обладают представители монголоидной расы и меньше всего шансов у лиц, принадлежащих к негроидной расе.

Лавильный котел в США оказался эффективным с точки зрения поглощения большого количества переселенцев из различных стран, говорящих на многих языках, придерживающих различных традиций и обычаев, исповедующих разные религии. Его результаты особенно проявились в духовной жизни отдельных этнических групп и страны в целом. В частности, уменьшилось количество этнических организаций, но и в них были существенные изменения, менялся их характер. Они также подвергались ассимиляции, утрачивали многие этнические черты (во многих случаях - язык и в значительной мере первоначальные этнические функции). Этнические общества, охраняя культурную автономию иммигрантов, в то же время содействовали их сближению с окружающим обществом.

Ак уже отмечалось выше, самым показательным, если и не самым существенным, элементом ассимиляционного процесса является языковая ассимиляция. Национальные языки все более вытеснялись английским, их использование уменьшалось, хотя и разными темпами в разных группах. Снижалось значение печатных изданий на национальных языках. Если в 1910 г. в Америке было 70 немецких журналов, то в 1960 г. их осталось только 60. Сократилось издание газет на еврейском, скандинавском и итальянском языках. Снизилось количество итальянских журналов от 12 (столько их было в начале века) до 5 - в 1960 г. За этот же период издание французских журналов сократилось с 9 до 1. Все реже иммигранты пользовались родным языком и в таком важном для них институте, как церковь. Переходу к английскому монолингвизму способствовал рост массовых средств коммуникаций и других факторов. Естественно, что все это в определенной степени консолидировало население США. За период 20 - 60 гг. ХХ столетия тенденция ассимиляции и интеграции являлась господствующей в США. Это констатировал и ведущий американский ученый С.Стайнберг в книге «Этнический миф»: «В течение десятилетий доминирующей тенденцией среди этнических групп и расовых меньшинств была тенденция к интеграции в экономическую, политическую и культурную жизнь». Значительное количество недавних иммигрантов и их потомков, особенно находившихся в смешанных браках, утрачивали связи со своей этнической группой и во время проведения опросов и переписей затруднялись определить свое этническое происхождение по народу-предку и называли таковым американское происхождение. Как писал Т.Соуэлл, «социальное отношение к расе и этнично-сти значительно менялось, особенно после Второй мировой войны. Смешанные браки среди ирландцев, немцев и поляков превысили 50%, то же самое можно сказать и о японцах… Миллионы американцев не могут отнести себя ни к какой гр7 у9 ппе, так как из поколения в поколение происходило их смешение».

Аряду с процессами ассимиляции и интеграции в американском обществе в 60-х годах происходил рост этнического и культурного самоопределения этнических групп и меньшинств. По мнению ряда американских ученых, что касается черных и других небелых граждан, то они оставались вне «плавильного котла», занимая положение граждан «второго сорта». «Афроамериканцы и коренные американцы, (т. е. индейцы - З. Ч.), - писал Ф.Бурке, - вне зависимости от того, как они одеваются, что едят, какому культу исповедуются, - им закрыт доступ в „плавильный котел“ по причине цвета или истории». Борцы за гражданские права стали требовать интеграции черного населения и других национальных меньшинств в американское общество на основе равноправия в социально-экономической и политической жизни. Усиление активности представителей расовых и этнических групп делало необходимым продолжение разработки теории межэтнических отношений, так как ставились под сомнение сложившиеся в американской теоретической науке парадигмы Менялись реалии, и «плавильный котел» был заменен новой парадигмой - «культурным плюрализмом». Как отметил А.Манн, теории могут появляться и исчезать, а этническое разнообразие остается важным фактором в американской жизни. Но объективные условия для «плавильного котла» существуют и сегодня - это вхождение иммигрантов в экономическую и социальную жизнь, оседание вновь прибывающих в городах, миграция населения внутри страны и широкое межэтническое общение. Таким образом, проблема «плавильного котла» в научном плане актуальна и в наши дни.





Каудильо- форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Каудильо - форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.


В экономике стран Латинской Америки хозяйства ориентировались сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых. В экономике стран Латинской Америки хозяйства ориентировались на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.


XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. Существовало 20 независимых государств. Существовало 20 независимых государств. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском.

В XX веке. В соответствии с данной парадигмой, формирование американской национальной идентичности должно было идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагалось, как их культурное , так и биологическое смешение. Сформулированная теоретическая концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе - социальных или этнических . По словам американского исследователя А.Манна, «сама фраза „плавильный котел“ стала национальным символом этого столетия».

Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе , где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей. Концепции «плавильного котла» можно противопоставить политику мультикультурализма .

Происхождение термина

Сам термин возник из названия пьесы британского журналиста и драматурга И. Зангуилла , который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы «Плавильный котёл» заключалась в том, что в Соединённых Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация . Главный герой пьесы - молодой иммигрант из Российской империи Давид Квиксано, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: «Америка - это созданный Богом величайший плавильный котёл, в котором сплавляются все народы Европы… Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские - все в этот тигель. Так Господь создаёт нацию американцев».

История развития концепции

Плавильный котел в литературе XVIII века

До появления термина «плавильный котел» явление смешения народов из разных стран в одну общую культуру имело место в литературе еще в XVIII в. Описание американского народа как единой нации прослеживается у поэтов, публицистов и писателей. Например, в своей брошюре «Здравый смысл» (англ. Common Sense ) Томас Пейн , англо-американский писатель и философ, описывая американцев, отмечал :

Отечество Америки - это Европа, а не Англия. Новый свет стал убежищем для гонимых приверженцев гражданской и религиозной свободы из всех частей Европы

Оригинальный текст (англ.)

Europe, and not England, is the parent country of America. This new world hath been the asylum for the persecuted lovers of civil and religious liberty from every part of Europe.

Одним из первых авторов, который использовал метафору «плавильный котел» для описания американского общества, стал французский аристократ Джон Кревкер, который в своих «Письмах американского фермера» рассуждая о том, кто же такой американец, писал «Здесь предствители всех национальностей смешиваются в новую расу людей, чьи потомки однажды изменят мир».

Научные труды XIX века

Прогрессивная концепция «плавильного котла» находила своих сторонников и в XIX в. Так, она была поддержана одним из выдающихся интеллектуалов того времени, американцем английского происхождения Ральфом Эмерсоном .

Большую популярность в конце XIX в. получило четырехтомное издание Теодора Рузвельта (в то время историка и писателя) под названием «Покорение Запада», где автор описывая колонизацию Запада, воспевал американскую мощь, которую он видел в единении. Из его заключения, «американский индивидуализм был закален здравым смыслом и мощью объединения»

Основополагающую роль в изучении концепции занимает работа историка Фредерика Джексона Тернера «Значение границы в Американской истории », где он уделяет внимание географическому фактору. В своем докладе он применяет метафору «плавильный котел» для описания процесса американизации . Согласно его теории «в тигле границы иммигранты американизировались, освобождались и смешивались в американскую расу, отличную от англосаксонской , как по национальным, так и по другим характеристикам». Тернер не признавал, что американские социальные институты были заимствованы у Европы и утверждал, что они возникли в результате расширения географии политического и экономического влияния Америки. "Наличие свободной земли и непрерывное продвижение поселений на Запад объясняют развитие Америки". Вначале «границей» было Атлантическое побережье ; это была «граница» Европы. Движение «границы» на Запад означало постепенное удаление от влияния Европы и неуклонный рост движения по американскому пути.

Городской плавильный котёл

В конце XIX в. На смену теории плавильного котла, пришла другая, получившая название «городской плавильный котел». Это прежде всего связано с процессом урбанизации . Роль городов в процессе американизации заметно возросла. Это было связано с тем, что в городах были наиболее благоприятные условия для ассимиляции вновь прибывших иммигрантов . С другой стороны, скопление иммигрантов стало причиной выделения их в особые этнические группы и создания этнических организаций. Важную роль в этом процессе сыграла языковая ассимиляция , так как все объединения переходили на английский язык, и по сути были американскими объединениями разных национальностей, это только ускорило процесс американизации. Как теория «городской плавильный котел» был изучен Робертом Парком . Как писал Джон Хайем, «если мы внимательно посмотрим на концептуальную схему Парка, мы обнаружим улучшенную версию классического американского идеала ассимиляции, продолженную им от некоторых радикалов, включавших в этот процесс как черных американцев, так и иммигрантов». Уделяя особое внимание процессу ассимиляции в городах он писал, что « … Каждое общество, каждая нация и каждая цивилизация представляют собой кипящий котел и таким образом вносят вклад в слияние рас, в результате чего с неизбежностью возникают новые расы и новые культуры».

Тройственный плавильный котёл

В XX в. доминировало мнение об успешном развитии американской нации по формуле «плавильного котла», «смешения» представителей различных народов, несмотря на их этнические и культурные различия. Еще одну корректировку в теорию «плавильного котла» внесла Р.Кеннеди, в своей работе «Одинарный или тройственный плавильный котел». Изучая межэтнические браки в Нью Хевене , она пришла к выводу, что религиозные предпочтения играют решающую роль при заключении брака. Кеннеди выделила пять самых крупных национальных групп, которые на религиозной основе разделила на три основные системы: иудаизм (евреи), протестантство (британцы, немцы и скандинавы) и католицизм (ирландцы, итальянцы и поляки). Именно внутри этих систем заключались браки с представителями одинаковой или разных, но не выходящих за рамки одной религиозной системы, этнических групп. «Нам следует констатировать, - писала она, - что в то время, как жесткая эндогамия утрачивается, религиозная эндогамия утверждается и в будущем будет проходить скорее по религиозной линии, чем по национальной, как это было в прошлом. Если это так, то традиционный „одинарный плавильный котел должен“ уступить место новой концепции, которую мы определяем термином „тройственный плавильный котел“. Теория американской ассимиляции займет свое место как реальное отражение происходящего с различными национальными группами в Соединенных Штатах».

Критика

Плавильный котёл или салатница

Модель плавильного котла была оспорена сторонниками культурного плюрализма. Основным объектом критики стала дискриминация меньшинств, к которым прежде всего относили представителей чёрной и жёлтой расы. Как отмечается в американской литературе, если с точки зрения интеграции и тенденции «плавильного котла» меньшинства являются второстепенными и в конечном счете должны исчезнуть, то плюрализм, наоборот, определял меньшинства как главное в структуре общества.

Теоретическое оформление концепция культурного плюрализма получила в 20-х годах XX века в работе американского философа Г. Каллена «Демократия против плавильного котла». Каллен писал: «Люди могут поменять свою одежду, политику, жен, религию, философию в большей или меньшей степени. Но они не могут поменять своих дедов: евреев, поляков, англосаксонцев, чтобы прекратить быть евреями, поляками, англосаксонцами…».

Вашингтонский Центр исследования иммиграции опубликовал очередное исследование работы гигантского социального механизма под названием «плавильный котел», который якобы превращает прибывших в США иностранцев в полноправных и полноценных американцев.
Согласно этому отчету, который основан на данных Бюро переписи населения, коренными американцами (native-born Americans) считаются все, кто родился на территории США, а иммигрантами - все легально и нелегально проживающие в стране иностранцы и их родившиеся в Америке дети в возрасте до 18 лет.
Отчет установил, что сегодня иммигранты составляют больше половины всех занятых на сельскохозяйственных работах; 41% водителей такси и 48% уборщиков и уборщиц, но
в то же время примерно треть программистов и 27% врачей. Оперируя этими данными, авторы отчета говорят, что иммигранты приспосабливаются к новой жизни по мере своего пребывания в ней, но сильно отстают от коренных американцев в таких областях, как заработки, собственные дома и медицинские страховки. 43% иммигрантов, которые прожили в США минимум 20 лет, «сидят на велфэре», то есть на шее государства, и их почти вдвое больше, чем коренных американцев, и почти на 50% больше, чем новых иммигрантов. Таким образом, заключает отчет, проблема полной ассимиляции сложнее преодоления барьера языка и культуры.
Выражение «плавильный котел» (melting pot) появилось в США в конце XVIII века, как метафора перехода гетерогенного общества в гомогенное, то есть ассимиляции этнических групп, прибывших на постоянное жительство в другую этническую среду. Позже оно было дополнено учеными терминами «иммиграция» и «мультикультура», а в быту словами «мозаика» и даже «миска салата» (salad bowl). Выражение «плавильный котел» прочно вошло в обиход с начала ХХ века, когда пароходы с иммигрантами штурмовали американские порты и британский еврей Израэль Зангвилл написал и поставил в Нью-Йорке пьесу с таким названием. Это была иммигрантская адаптация трагедии Шекспира, где Ромео Монтекки превратился в еврея-иммигранта из царской России, а Джульетта Капулетти в христианку по имени Вера, тоже иммигрантку из России. «Плавильный котел» исправно переплавлял «мультикультурную» иммиграцию в американцев, дети которых становились коренными янки, создавая Америку как государство (state) и как нацию (nation). Сейчас это совсем не так, и «мульткульти» означает право этнических групп сохранять свой язык, свою культуру и свои традиции, а данью принявшей их стране стали налоги и обязанность заседать присяжными в судах.
Отчет Центра исследования иммиграции занимает 96 страниц и появился в разгар предвыборной борьбы, когда оба соперника по мере своих политических убеждений заигрывают с многомиллионной общиной нелегальных иммигрантов, рассчитывая на голоса их легальных соотечественников, уже получивших американское гражданство. В основном речь идет о возможности младшей, законопослушной и мало-мальски образованной части нелегалов временно легализоваться. Кардинально же речь идет о возможном увеличении числа легальных иммигрантов. Автор отчета и глава центра Стивен Камарота считает, что аргументы pro и contra этой проблемы скорее не количественные, а качественные.
«Нам известно, что в основном это люди бедные, - сказал Камарота газете Washington Times, - и не рассказывайте, будто у них все идет хорошо, как того многим хочется услышать. Прогресс есть, и отдельные меры его усиливают, но в общем положение совсем не такое, как нам хотелось бы, особенно для тех, кто наименее образован. Они сильно отстают от коренных [американцев], хотя прожили здесь по двадцать лет». Как и остальные эксперты проблем массовой иммиграции, Стивен Камарота имеет в виду не грамотных маляров из Молдовы или горничных из Намибии, а иммигрантов из Мексики и стран Латинской Америки - костяк дешевой рабочей силы на наших полях и огородах.
Эта перспектива не встречает восторга у большинства избирателей, но большинство наших политиков выступают за рост легальной иммиграции. Будучи сенатором, Барак Обама поддерживал проекты законов, которые предлагали взвинтить приток иммигрантов до сотен тысяч в месяц, и став президентом, он не сменил позицию. «Нашим фермам нужно дать законную возможность нанимать работников, на которых можно положиться, и открыть таким работникам дорогу к легальному статусу, - заявил Обама в прошлом году, выступая в техасском городе Эль-Пасо у мексиканской границы. - И наши законы должны уважать соблюдающие правила семьи и быстрее воссоединять их, а не раскалывать». Республиканец Митт Ромни, очевидный соперник Обамы на ноябрьских выборах, тоже призвал к легализации иммигрантов, хотя только студентов, изучающих науки высокой технологии, и членов семей обладателей гринкарт. «Наша система иммиграции должна помогать крепким семьям, а не разделять их, - сказал Ромни в июне на встрече с членами Национальной ассоциации выборных и назначенных чиновников-латиноамериканцев во Флориде. - Наша страна выигрывает, если матери, отцы и их дети живут вместе под одной крышей».
По данным отчета Камароты, здесь играет роль демография: в Массачусетсе, например, годовой доход семьи коренных американцев составляет в среднем 89 тыс. долларов, а семьи иммигрантов - 66 тыс. В Вирджинии это отношение составляет 93 тыс. и 80 тыс. долларов. С одной стороны, семьи иммигрантов в Вирджинии платят больше подоходных налогов, но, с другой стороны, эти семьи больше пользуются велфэром. По части происхождения иммигрантов отчет установил, что мексиканцы составляют 57% потребителей социальной помощи по бедности, тогда как англичане всего 6%, что немудрено, если учесть количество в Америке тех и других. На долю коренных американцев приходится 23% такой помощи.
Грибоедов зря утверждал, что горе бывает от ума. Сегодня 25% учащихся государственных средних школ США у себя дома говорят не по-английски.
В отчете центра Стивена Камароты отмечено, что прожившие в США по 20 лет иммигранты с дипломами бакалавра и выше преуспевают немного, но больше, чем коренные американцы. Иммигранты со средним образованием живут хуже таких же коренных янки, вне зависимости от того, как долго они находятся в США.
По мнению специалистов, иммигранты новой волны ассимилируются тоже по-новому. Профессор Джордж Борхес из Гарвардского университета говорит, что второе поколение американцев - дети нынешних иммигрантов - к 2030 году все равно будут на 10% отставать по уровню жизни от коренных американцев. В своем докладе «Ассимиляция завтра» профессора-демографы Университета штата Калифорния Дауэлл Майерс и Джон Питкин утверждают, что, напротив, к 2030 году иммигранты 1990-х годов станут жить припеваючи, причем 71% из них получат американское гражданство. Недавняя рецессия затруднила их «путь наверх», но не сбила с пути, которым шли к ассимиляции предыдущие поколения иммигрантов. Тем не менее, считают Майерс и Питкин, легализация 11 млн иностранцев, которые сейчас незаконно находятся на территории США, не поможет, а только повредит процессу ассимиляции - работе гигантского «плавильного котла» Америки. Сегодня работу этого котла отображает уже не пьеса Израэля Зангвилла «Melting Pot» по мотивам трагедии Шекспира, а скорее спектакль-гротеск «Russian Transport» по пьесе Эрики Шеффер, который с зимы этого года играют на сцене театра Acorn на 42-й улице рядом с Бродвеем.
Закон суров, гласит римская мудрость, но это закон. Федеральный закон США обязывает иммиграционные власти отказывать в визах иностранцам, которые могут стать потенциальными иммигрантами, но не в состоянии содержать себя и таким образом увеличат армию получателей государственной помощи. На прошлой неделе группа сенаторов-республиканцев направила в Министерство внутренней безопасности (куда входит Служба иммиграции) и в Госдепартамент письмо с просьбой разъяснить, почему там при рассмотрении заявлений на визы не учитывают, станут ли заявители получателями 80 видов велфэра. Ответа на свое письмо сенаторы пока не получили.

Проблема межнациональных взаимоотношений, умения людей различного этнического и религиозного происхождения мирно сосуществовать в рамках одного государства, умение быть разными, но при этом равными друг другу - это одни из главных проблем, которые волнуют современное общество.

В настоящее время в мире насчитывается более 2000 наций, проживающих в 197 государствах.

Человечество в скором будущем будет жить в условиях полиэтнических стран, так как с каждым годом усиливаются. Возникают новые территориальные образования.

Сегодня национальная проблема приобрела мировое значение. Вместе с борьбой против угрозы ядерной войны и охраной окружающей среды она вошла в число важнейших вопросов глобального масштаба. Острейшие этнические конфликты существуют в Анголе, Нигерии, Ираке, Украине. Националистическими идеями прониклось население многих стран мира. В разных формах этнический вопрос выступает на первый план общественной жизни Франции, Великобритании, Бельгии, Испании, Канады.

Среди ученых бытует мнение, что именно национализм в конце XX века чуть не подвел человечество на грань новой катастрофы.

Проблема межнациональных взаимоотношений очень актуальна и в США, одном из крупных многонациональных государств мира, где проживает около 106 этнических групп. Национальный вопрос в истории этой страны всегда был одним из главных. США - это страна иммигрантов, именно так ее называл Рузвельт, а Кеннеди Джон написал книгу «Нация иммигрантов».

Опыт США в сфере уникален. Благодаря постоянному притоку населения в результате переселения, люди разных национальностей вливаются в страну вместе со своими традициями, культурой, языком и острыми этническими проблемами. В результате смешения населения, пестрого в расовом и этническом отношении, происходил процесс формирования американской народа, который получил вполне определенное название - "плавильный котел наций". Об этой модели межэтнического развития общества и пойдет речь в статье.

Определение понятия

Само понятие "плавильный котел" или "плавильный тигель" - является переводом с английского языка выражения melting pot. Это модель этнического развития общества, которая пропагандируется в американской культуре. Доминирование этой мысли связано с идеалами представления о свободном демократическом обществе, в котором люди спокойно уживаются с расово и этнически разными соседями.

Данная концепция очень схожа с политикой мультикультурализма.

В соответствии с теорией "плавильного котла", формирование американской нации должно было идти по формуле смешивания или сплавления всех народов. При этом предполагалось как культурное, так и биологическое слияние (смешивание). Эта теория отрицала наличие каких бы то ни было социальных, этнических или национальных конфликтов в обществе. Известный американский исследователь Манн А. считал, что термин плавильный котел в США стал национальным символом 20-го столетия.

Происхождение понятия

Само понятие было сформулировано в пьесе британского драматурга и журналиста Зангуилла Исраэля, который очень часто посещал США и знал жизнь, обычаи и культуру страны. Суть литературного произведения заключалась в том, что в США происходило слияние или смешивание различных народов и культур, в результате чего образовалась единая американская нация. Пьеса была названа «Плавильный котел». Это выражение стало очень популярным сначала в американской культуре, а затем и во всем мире. Чуть позже была сформирована целая концепция развития общества с одноименным названием.

Суть концепции тоже заимствована из пьесы, где главный герой, глядя с корабля, который прибыл в порт Нью-Йорка, воскликнул, что Америка - это величайший котел, в котором переплавляются все И что именно так Всевышний создал американскую нацию.

История развития теории слияния наций

История слияния народов из разных стран в один общий этнос или культуру интересовала ученых и писателей еще до появления пьесы «Плавильный котел». Эссе на эту тему и описания американского народа как единой нации прослеживаются у авторов, историков и философов еще в XVIII веке. Например, Пейн Томас, англо-американский философ и писатель, в своей книге «Здравый смысл» описывает американцев как единый народ, который образовался из выходцев из Европы, которые там были гонимы из-за своих идей религиозной и гражданской свободы.

Но самым первым автором, который использовал выражение «плавильный котел» для описания американского народа и общества, стал француз Кревкер Джон, который в своих «Письмах американского фермера» рассуждал на тему, кто такой американец. Он писал, что в Америке все национальности смешиваются в новую расу, которая однажды изменит весь мир.

История концепции в XIX веке

Наибольшую популярность концепция приобрела в XIX веке. Ее поддержал выдающийся интеллектуал той эпохи Эмерсон Ральф.

Рузвельт Теодор в своем четырехтомном произведении «Покорение Запада» описывает колонизацию Запада, восхваляет американскую силу, которую он видел в единстве. И в заключении он пишет, что американский индивидуализм был закален именно мощью единения.

Одну из основополагающих ролей в изучении концепции занимает труд историка Тернера «Значение и границы в Американской истории», в котором он уделяет большое внимание географическому фактору. «Плавильный котел» в его научной работе - это процесс американизации. Согласно его теории, все иммигранты американизировались по основным направлениям. Кроме того, он считал, что американская идентичность не заимствована из Европы, что она возникла в результате непрерывного продвижения поселений на Запад. Он утверждал, что вначале границей Европы было Атлантическое побережье, но с продвижением вглубь континента происходило постепенное удаление от европейского влияния и развитие нации по американскому типу.

Критика теории

Теория слияния наций была воспринята негативно сторонниками культурного плюрализма (они выступают за сохранение этнических и культурных традиций в составе национальной общности). Плюралисты критиковали дискриминацию и ущемление прав меньшинств, к которым относили представителей желтой и черной расы в США.

Если в концепции «плавильного котла» меньшинства являются второстепенными и постепенно должны исчезнуть, то плюралисты считают меньшинства главным элементом в структуре общества, и они должны развиваться и сохранять свою самобытность и культуру.

Концепция культурного плюрализма, теоретически оформилась в 20-х годах XX столетия. Основные доктрины теории были изложены в научной работе американского философа Каллена Г. «Демократия против плавильного котла», в которой он писал, что можно изменить стиль одежды, религию, мировоззрение, но нельзя изменить своего происхождения. Именно плюралисты считают, что этнические группы объединяют не культура и язык, а происхождение, и поэтому американское общество, по их мнению, это салатница, в которой разные культуры мирно уживаются, при этом сохраняя свою самобытность.

Преимущества и недостатки теории

Среди преимуществ данной теории можно назвать то, что она создала благоприятную общественную атмосферу, свела до минимума риски терактов и других всплесков насилия.

Эта концепция позволила увеличить производственные силы страны, создавая термин американский народ или американская нация, что было выгодно для экономики страны в то время.

Эта теория усилила процесс ассимиляции других народов, стирая границы и противоречия между культурами. При этом шел активный процесс формирования и обогащения американской культуры.

Среди недостатков можно выделить слишком идеалистичную направленность этой концепции. Кроме того, она предполагала жесткую ассимиляцию, что, как показала практика, не входило в планы иммигрантов.

Теория не смогла долго продержаться, о чем свидетельствуют наличие ряда национальных общин, которые, считая себя гражданами США, остаются мексиканцами, евреями, украинцами, китайцами, арабами и так далее. Скорее всего, теория не смогла отразить всего многообразия тех процессов, которые происходили в обществе многонациональной страны.

Так обстояли дела со сплавлением наций в США. Что же происходило в Латинской Америке?

Концепция "плавильного котла" в Латинской Америке

Латиноамериканские нации стали складываться в XIX веке. Они формировались из разных народов и этносов, проживавших в границах того или иного государства. Как и в США, здесь действовал "плавильный котел", в котором смешивались нации и расы: индейцы, выходцы из Португалии, Испании и других стран Европы, негры, арабы, выходцы из Азии.

Общество в этих странах формировалось под влиянием португальских и испанских обычаев, в системе отношений меду людьми всегда была иерархия. Каждый знал свое место, отсюда и склонность к авторитарным режимам.

Сработала или нет концепция "плавильного котла" в Латинской Америке?

В эссе, в публицистической литературе и даже научных работах некоторые ученые считают, что нет. Процессу смешивания народов и этносов способствовало языковое единство (большинство стран говорят на испанском, только Бразилия на португальском языке), общая религиозная принадлежность (католичество), социальное сходство, общее для стран колониальное прошлое, но слишком очевидны были различия в поведении, обычаях, традициях, менталитете между европейскими мигрантами, потомками индейцев и выходцами из Африки.

И, несмотря на так называемое латиноамериканское братство, среди стран континента просматривается недоверие и соперничество. Яркий пример - испаноговорящая Аргентина и португалоговорящая Бразилия. Если первая заселена выходцами из европейских стран, то вторая в этническом составе населения имеет в большей степени африканские корни, именно в Бразилию в XVI-XVIII веках привозили сотни тысяч рабов с африканского континента. И сложно ожидать, что эти две страны в будущем смогут образовать единое государство.

Плавильный тигель Европы

Если ничего не изменится, то в ближайшем начнет напоминать Нью-Йорк или некоторые государства Латинской Америки, которые опровергают концепцию смешивания или сплавления наций. Например, в Нью-Йорке уживаются множество культур: китайцы и корейцы, пакистанцы и пуэрториканцы, мексиканцы и русские. Некоторые этнические группы слились, например, ирландцы и испанцы, поляки и евреи, другие сохранили свою индивидуальность: живут в своих кварталах, говорят на своем языке и соблюдают свои традиции. Но все они подчиняются общим законам и употребляют в общественных местах стандартный официальный государственный английский язык.

Концепция плавильного котла не сработала ни в США, ни в Латинской Америке. Сработает ли этот принцип в Европе, или она будет напоминать Нью-Йорк? Ответ на этот вопрос человечество узнает в самое ближайшее время.