На носу начало нового учебного года, однако приближение Дня знаний радует далеко не всех. Некоторые дети признаются, что ненавидят школу и хотели бы продлить время летних каникул. Исследовательский центр рекрутингового портала попытался выяснить причину столь негативных эмоций.

По мнению большей части респондентов (26%), причина враждебности детей по отношению к школе кроется во взаимоотношениях со сверстниками: «Дети – жестокие существа. Конфликты между сверстниками в школе порой бывают очень жестокими». Неразделенная любовь, издевательства и подшучивания одноклассников могут надолго отбить охоту к посещению школы, - считают они.

Каждый пятый участник опроса (20%) утверждает, что ненависть к школе прививают детям учителя, которые зачастую не помогают юным созданиям подготовиться к взрослой жизни, а, напротив, всячески унижают и отказываются видеть в ребенке личность. «В свое время именно учителя отбили у меня охоту ходить в школу»; «Безусловно, это отношения с учителями, которые сами ничего в жизни не добились и отрываются на учениках»; «Посредственный педагог – это горе», - комментируют опрошенные.

16% россиян винят в происходящем самих детей, которые, по их мнению, просто ленятся и не хотят учиться. Еще 13% респондентов склонны думать, что ненависть к школе у подрастающего поколения формируют родители, которые заставляют детей учиться на «отлично» и тем самым превращают жизнь ребенка в ад.

По мнению 8% россиян, неприязнь некоторых детей к школе обусловлена тем, что в ней они теряют время, изучая то, что никогда не пригодится в жизни. «Ненавижу школу, и хорошо, что отучился. 80% школьной информации никогда не пригодится мне, это уж точно!»; «В школьные годы я люто ненавидела математику и преподавателя, которая унижала весь класс. И что в итоге? Синусы, тангенсы и прочее в жизни не пригодились, а нервов было убито много», - вспоминают опрошенные.

Свои версии того, почему школьники не любят школу, предложили 7% респондентов: «в школе неинтересно», «виновата система образования в целом», «виновата семья и воспитание», «дети просто устают», «это нормально для 90% детей».

Любопытно, что женщины чаще склонны искать причину детской ненависти к школе в плохих отношениях с учителями и сверстниками, а также в прессинге со стороны родителей, тогда как мужчины чаще склонны винить детей в лени и безалаберности.

Затруднились ответить 10% опрошенных: «Думаю, что здесь имеют место все причины. Ненавидят школу не только лентяи».

Место проведения опроса: Россия, все округа
Заказчик: Новые известия
Населенных пунктов: 210
Время проведения: 28-30 августа 2012 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос:
«Некоторые дети признаются, что ненавидят школу. С чем, по вашему мнению, это связано в первую очередь?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Варианты ответа Все Пол Наличие детей
муж жен Есть Нет
Школу ненавидят только лентяи, которые не хотят учиться 16% 20% 12% 15% 17%
В школе дети теряют время, изучая то, что никогда не пригодится в жизни 8% 8% 7% 6% 9%
Дети страдают от конфликтов со сверстниками 26% 23% 29% 25% 28%
Детей унижают учителя, которые отказываются видеть в школьниках личности 20% 16% 24% 23% 16%
Родители заставляют детей учиться на отлично, превращая их жизнь в ад 13% 12% 15% 13% 14%
Другое 7% 8% 6% 8% 6%
Затрудняюсь ответить 10% 13% 7% 10% 10%

Некоторые комментарии респондентов:

«Школу ненавидят только лентяи, которые не хотят учиться» - 16%
«А когда вырастут, будут ненавидеть ходить на работу или работать вообще».
Прораб, 50 лет, Нефтеюганск

«Если ты сам в каждом сверстнике будешь видеть только положительное, будешь поддерживать разговор, исходя из своей начитанности, то тебя быстро зауважают и тебе всегда захочется идти в школу и учиться. Если у тебя возникли конфликты с учителями, наберись терпения и докажи, что ты что-то значишь, тогда тебя обязательно будут ставить в пример другим, только не гордись и не ленись».
Начальник отдела, 47 лет, Пенза

«Зачастую родители психологически не готовят детей к школе, не формируют у ребенка ответственность за свою жизнь. То есть в значительной мере это вина родителей».
Главный инженер, 45 лет, Москва

«Сейчас школа другая, она сильно отличается о той, в которой учились мы. Были другие отношения с учителями. Меньше было материального, больше духовного. Учителя с нами действительно возились, и мы это ценили. Сейчас совсем другие времена, и если ребенок ленится, значит у него не вызывает интереса учитель или же он скучно излагает материал. Лентяями не рождаются, ими становятся. И школа тоже в этом виновата».
Юрист, 47 лет, Рязань

«В школе дети теряют время, изучая то, что никогда не пригодится в жизни» - 8%
«Масса примеров из реальной жизни. Достаточно четырех-пяти классов на все про все».
Корректор, 51 год, Москва

«Ненавижу школу, и хорошо, что отучился. 80% школьной информации никогда не пригодится мне, это уж точно!»
Администратор, 19 лет, Хабаровск

«К сожалению, в нашей действительности будущее ребенка никак не зависит от полученного им образования: можно быть дворником с ученой степенью или состоятельным балбесом».
Юрисконсульт, 26 лет, Москва

«В школьные годы я люто ненавидела математику и преподавателя, которая унижала весь класс. И что в итоге? Синусы, тангенсы и прочее в жизни не пригодилось, а нервов было убито много».
Помощник секретаря, 26 лет, Москва

«Дети страдают от конфликтов со сверстниками» - 26%
«У самого были жестокие конфликты с одноклассниками, сын из-за конфликтов перешел в другую школу и отношений с прежними одноклассниками больше не поддерживал».
Инженер-конструктор, 56 лет, Глазов

«Все дети радуются, если можно не ходить в школу. Школа всегда содержит в себе некий элемент насилия над ребенком (без него обучение нерезультативно!), а среди детей мало мазохистов. А если ребенок еще и не может утвердить себя среди сверстников и учителей, тогда школу остается только ненавидеть».
Администратор базы данных, 39 лет, Казань

«Дети – жестокие существа. Конфликты между сверстниками в школе порой бывают очень жестокими».
Ведущий геолог, 31 год, Благовещенск

«Некоторых детей угнетают накалившиеся отношения со сверстниками. Нынешняя молодежь, по моему мнению, стала жестокой настолько, что детям просто неохота это терпеть и они вынуждены придумывать различные отговорки, лишь бы не ходить в этот ад (школу)».
Официант, 18 лет, Саратов

«Детей унижают учителя, которые отказываются видеть в школьниках личности» - 20%
«Дети рождаются гениями, а школа делает из них людей».
Мастер производственного участка, 53 года, Омск

«Преподаватели зачастую выступают в роли надзирателей-законодателей, не обращая внимания на свои прямые должностные обязанности. То есть вместо того чтобы вести уроки на одном дыхании, учителя отвлекаются на внешний вид учеников, их поведение на уроках и т.д. Они забывают, что если на уроке будет интересно, дети будут соблюдать дисциплину и сами приструнят отъявленных плохишей, мешающих всему классу».
Менеджер по работе с персоналом, 37 лет, Ростов-на-Дону

«Сейчас нет педагогов, одни случайные учителя...»
Заместитель директора по научной работе, 58 лет, Иваново

«Я ненавидела свою вторую школу (последние 3 года обучения). Посредственные учителя, посредственное обучение. Любое посягательство на авторитет учителя заканчивалось репрессиями со стороны остальных учителей и «дружеским разбором полетов» с участием всего класса. Откровенное «выдавливание» из школы успешных учеников, смеющих иметь собственное мнение. Увы, по сей день та же проблема встречается и в других школах. Никогда в школу на вечера встреч не хожу, так как кроме чувства несправедливости и мерзости ничего не испытываю...»
Главный бухгалтер, 46 лет, Москва

«Учителя не могут заинтересовать детей, учителям все равно, а детям в свою очередь плевать на учебу».
Практикантка, 19 лет, Ростов-на-Дону

«Безусловно, это отношения с учителями, которые сами ничего в жизни не добились и отрываются на учениках».
Заместитель директора, 23 года, Саратов

«Родители заставляют детей учиться на отлично, превращая их жизнь в ад» - 13%
«Родители сами виноваты».
Менеджер по развитию, 30 лет, Астрахань

«Я выбрала вариант, который наиболее близок мне. Но конфликты со сверстниками также являются причиной ненависти к школе».
Куратор, 23 года, Санкт-Петербург

«Другое» - 7%
«Причины нужно рассматривать в комплексе. Это и недостаточное воспитание со стороны родителей, и, конечно же, школьная атмосфера. Здесь целый клубок проблем! Начиная от отсутствия продуманной государственной программы обучения, низкой квалификации преподавательского состава, недостаточной материально-технической базы и т. д. и т. п.».
Начальник отдела, 49 лет, Ростов-на-Дону

«Смена приоритетов! Неквалифицированные педагоги, общий низкий уровень развития, современная система образования!»
Бухгалтер, 45 лет, Саратов

«В каждом конкретном случае нужно искать свою причину».
Менеджер по продажам, 53 года, Волгоград

«Главное в нашей жизни – выживание. Дети от взрослых узнают о конфликтах и зле. Школа – это отражение нашего общества. Несправедливость, обиды, презрение товарищей – одни из многих причин нежелания посещать школу, где тебя не любят и унижают. Такого предмета, как моральная автономия личности, в школе не изучают. Да и личность ребенка только-только формируется в школе».
Заместитель директора по производству, 51 год, Санкт-Петербург

«Виновата семья и плохое воспитание».
Директор, 48 лет, Волгоград

«Мне кажется, что главная причина – это лень и зависимость. Там ведь заставляют трудиться (напрягать мозги) и обязывают жить не так, как хочется, а по распорядку».
Юрист, 56 лет, Санкт-Петербург

«Морально устаревшая система образования. Отсутствует или не работает обратная связь. По моему скромному мнению, должен быть индивидуальный подход, один учитель – один ученик. А то, что вещает учитель на уроке, можно и так прочитать. Лучше это время потратить на каждого отдельно взятого ребенка, все-таки учитель это педагог, а не диктор. Это позволит разработать для каждого ребенка программу обучения в соответствии с его способностями».
Инженер-механик, 26 лет, Кабанск

«В школе неинтересно. Нужно больше интерактивных игр, уроков-бесед, брейн-рингов и т. д.».
Офис-менеджер, 24 года, Саратов

«Дети ненавидят школу, на мой взгляд, потому, что им приходится рано вставать, а после школы – делать уроки...»
Главный архивист, 38 лет, Санкт-Петербург

«Это нормально для 90% детей».
Главный бухгалтер, 52 года, Санкт-Петербург

«Затрудняюсь ответить» - 10%
«Думаю, что здесь имеют место все причины. Ненавидят школу не только лентяи».
Руководитель проекта, 50 лет, Москва


Код для вставки в блог

По мнению взрослых, дети ненавидят школу из-за конфликтов со сверстниками

На носу начало нового учебного года, однако приближение Дня знаний радует далеко не всех. Некоторые дети признаются, что ненавидят школу и хотели бы продлить время летних каникул. Исследовательский центр рекрутингового портала попытался выяснить причину столь негативных эмоций.

Но случается и такое, что причиной ненависти к школе являются более серьезные факты, которые нужно решать. Задачей мамы и папы является выяснить, критична ли проблема или банальна.

Как выяснить причину нежелания идти в школу

Дабы понять истинную причину нелюбви к школе, следует задавать наводящие вопросы своему чаду. Надо выяснить следующие нюансы:

  1. Что больше всего ребенку нравится в учебном заведении.
  2. Также важно понять, что вызывает больше всего негодования.
  3. Спросите у сына или дочери, кто из учителей самый хороший и почему.
  4. То же самое касается и самого недоброго учителя.
  5. Уточните у своего чада, кто его лучший друг, а кто враг среди одноклассников.
  6. С помощью хитростей узнайте у ребенка о том, во что они играют на уроках.
  7. Важно понять, как к сыну или дочери относятся дети с других классов.

Это ряд вопросов, который поможет найти корень проблемы. А уже после выяснения, маме или папе стоит попытаться найти подход к ребенку, дабы узнать все в деталях.

Ни в коем случае не стоит давить на свое дитя, это может вызвать обратную реакцию и нежелание в дальнейшем о чем-то рассказывать. Поняв суть проблемы, нужно по-дружески, с приведением собственных примеров из детства, определить глубину проблемы и найти оптимальное решение.

Распространенные проблемы среди учеников младших классов

Есть ряд недоразумений, с которыми по статистике сталкивается каждый второй школьник. Наиболее распространенные проблемы и пути их решения, следующие:

1. Плохое отношение со стороны учителей. Если вы выяснили, что к вашему чаду несправедливо относится преподаватель, не пытайтесь сразу бить тревогу. Для начала детально изучить суть проблемы. Несомненно, есть разные преподаватели и некоторые из них не обосновано обижают и ущемляют учащихся. В то же время, случается и такое, что замечания педагога далеко не беспочвенны.

Естественно, каждый родитель убежден, что его чадо самое послушное, правильное. Тем не менее, не стоит забывать о том, что не всегда кажущееся является действительностью. Дабы без ущерба для своего ребенка выяснить причины и следствия, опять же, надо задавать наводящие вопросы.

2. Следующая распространенная проблема — это плохие отношения с одноклассниками. Далеко не каждый ребенок способен обзавестись друзьями и общаться со всеми окружающими на одинаковых нотах. Если проблема в этом, опять же, не стоит сразу же бежать к родителям обидчика и давать им ценные указания. Предположите мысль о том, что и ваш безупречный ребенок способен первым вступить в конфликт. Опять же, все нужно выяснять дружелюбно и без давления.

3. Если ребенок не желает идти на определенные уроки, возможно проблема кроется в том, что эти предметы просто не понятны вашему чаду. Решить вопрос можно, наняв репетитора, чтобы подтянуть знания. Проблема сотрется сама по себе.

Если стало известно, что все упреки несправедливы, то нужно аккуратно поговорить с преподавателем или родителями обидчика.

Когда действительно нужна помощь

Если из указанных выше ситуаций можно выйти полюбовно, то в некоторых случаях ребенку действительно нужно помочь. Это касается физических рукоприкладств и унижений, вне зависимости от того, дети осуществляют такие действия или учителя.

В таких ситуациях важно четко и без лишних слов выразить свое мнение. Если не помогут просьбы, прозвучавшие в адрес обидчиков, то можно смело идти к директору школы или, если нужно, высшим инстанциям, занимающимися защитой детей.

Решение проблемы можно найти всегда, главное вовремя понять ее источник и помочь своему чаду разобраться. Когда раздражитель перестанет воздействовать, ваше чадо обязательно полюбит школу и будет с удовольствием идти туда.

Светлана Устименко

Уже второй-третий год в качестве мамы школьников я с содроганием ожидаю это щекотливое ощущение неизбежности. О, это зловещее молчание классных чатов! Но уже с середины августа в фокусе родительского внимания – предполагаемые задачи «со звездочкой», предстоящие, совместные с детьми, недосыпания, уплата школьной «десятины»… В общем, то, о чем принято печалиться в мессенджерах порядочным родителям!

Пока ты еще во власти обычного режима – работа, прогулки с детьми, отдых, – а тебя атакует ощущение, что через пару недель какая-то дурацкая школа посягнет на тебя и на твоего ребенка. А вдобавок лишит семью мира и тишины.

А дети? Это только кажется, что они беззаботно купаются и плескаются. На самом же деле – сдавлены определенной двойственностью. С одной стороны, они понимают, что взрослые к концу лета ожидают увидеть неповторимое оживление в их глазах. А многие и вправду радуются – если не учебе, так уж встрече с друзьями. Но с другой… они ненавидят школу во всех ее проявлениях, и знаете почему? Потому что чувствуют не наигранную фобию по отношению к ней со стороны родителей.

Один из моментов тут, конечно же, – уже упомянутые мессенджеры. Детям не обязательно старательно шпионить за активностью своих мам, реже – пап, в классных и школьных чатах. Для них и так очевиден факт того, что их школьное житие-бытие регулируется именно из вотсапов, вайберов и иже с ними.

Хотел, скажем, ребенок оформить задачу двумя способами, так нет – в мамином телефоне щелкнуло сообщение. Большинство родителей, успевших просмотреть содержание домашнего задания, считают, что надо все записывать по стандарту. Вероятность того, что мама станет советовать своему школьнику поступить по его собственному разумению, крайне низка.

Или другой пример. Приближается Новый год, и ребенку пришла в голову мысль присмотреть в магазине, с помощью старших, подарочное издание любимой учительнице. Но через пару дней – задний ход всем идеям. Родительское сообщество высказалось через мессенджер за единое поздравление от класса, исключающее любые частные «поздравлялки».

В общем, та идея самостоятельности, инициативности, к которой взрослые частенько призывают своих чад, на глазах детей рассыпается как песочный замок.

От подобных явлений (ведь они не бывают единичными!) у ребенка постепенно формируется желание и вовсе предоставить школу во всем ее многообразии самим родителям. Дистанцироваться от нее и даже объявить чужой, враждебной территорией.

Школа вместо Бабая

Другой источник неприятия школы нами, родителями, а затем и нашими детьми – это противопоставление школы и жизни. Вот, уже с середины лета кто-то из бдительных родителей пытается что-то повторять с детьми. В середине августа и вовсе – массовые учебно-воспитательные аттракционы.

Для меня же интересна та мотивация, которую предлагаем мы своим детям, усаживая их за летние занятия. Чаще всего акцент волей-неволей делается на то, что интенсивность летних занятий обратно пропорциональна тем трудностям, которые могут потом возникнуть в школе.

«Петенька, надо повторить то, что ты прошел во 2-м классе, иначе тебе будет трудно учиться в 3-м!», «Позанимаемся, Настюш, с недельку, и ты любые задачки будешь щелкать!», и тому подобное. Узнаёте? То есть в наших репликах, с первого взгляда столь естественных и логичных, заранее заложено то, что школа сопряжена с трудностями, горестями, неудачами.

Ну, а если сюда приплюсовать наши мысли вслух, то становится совсем тоскливо: «Ах, вообразить не могу – через 10 дней жить по звонку, сборы, уроки, кружки», «И какой же «добрый» человек придумал сентябрь: живешь тут себе, радуешься жизни, а потом – бах!»…

Фото: Ирина Серова / vk.com/irina_serova_photo

Повторюсь: многие фразы вполне оправданны, даже необходимы. Как, например, не призывать детей в конце лета к восстановлению учебного режима дня? Безусловно, это наш долг, ведь в противном случае мы даем зеленый свет хаосу, неопределенности в семье.

Но только если маленький человек слышит с определенной периодичностью что-то вроде: «У тебя что, вечное лето?! Через две недели тут будет куча заданий, а ты расслабился и спать ложишься поздно!», то школа в очередной раз предстает в его сознании в негативном, враждебном его детским потребностям образе.

Так уж сложилось в нашей родительской культуре: многочисленные словесные инструкции, обращенные к детям-школьникам, как будто специально звучат так, чтобы противопоставить жизнь и школу .

Получается, есть реальная жизнь со своими радостями и горестями, а еще есть какая-то там школа – нудная, недружелюбная, сотканная из трудностей. Ею запугивают так же, как в более раннем детстве – Бабаем. Чему ж тогда удивляться, если дети оказываются на стороне жизни?

Напоминать ребенку о том, что да, с сентября нагрузка объективно возрастет – это одно дело. И лучше, если акцент будет на планировании времени, на том, что во время учебы тоже должно хватать времени на любимые дела, на семейные прогулки и так далее. Но совсем иное дело – нагнетать негатив.

Поэтому первое, что мы можем сделать – тщательно пересмотреть свой лексикон, тон высказываний, даже мимику. Если действительно не хотим и впредь формировать в детях боязнь школы или, быть может, пытаемся ослабить уже имеющееся негативное отношение к ней.

Иначе мы не освободим ребенка от чувства раздробленности. Это чувство связано с тем, что, вот, Вася-сын бесконечно любим мамой и папой, а Вася-школьник доставляет родителям столько головной боли, что лучше б этой клятой школы и не было вообще!

«Уж август в разгаре, а ты ничего не повторил»

Универсального ответа на вопрос, чем именно должны быть наполнены летние занятия, конечно, не существует. Знаю, что традиционно родители стараются «извлекать» из чад остаточные знания по русскому и иностранному языкам, по математике. Но мой опыт подсказывает, что летом можно повторять все что угодно, и «обижать» географию, историю, даже ОБЖ, здесь не следует.

О, нет! Я не призываю в июле-августе обложить ребенка учебниками, я лишь подчеркиваю, что занятие летом – это совсем не то же, что выполнение уроков в учебном году. Пусть ребенок просто находится рядом на кухне и что-то путано рассказывает о школе, о том же ОБЖ, пусть вспоминает смешные случаи на уроках! Могу дать двести процентов – он обязательно что-то проговорит из пройденного материала, и пусть это тысячу раз будет не математика! С помощью тонко заданных вопросов «издалека» можно будет перенаправить беседу в русло смежных дисциплин.

Семья Устименко. Фото Бориса Овсянникова

История, география, ОБЖ, даже физика – ведь никто не станет спорить, что эти школьные предметы на самом деле очень связаны. Не хотел сын вспоминать законы физики – будьте спокойны, он невольно придет к ним через географию или пресловутое ОБЖ.

А еще я убедилась, что все вопросы о летнем повторении – нежелание детей, давление родителей – не принадлежат учебной плоскости. Это больше вопросы доверия между поколениями.

Раньше, когда в школу ходил только старший сын, я страдала излишней «каноничностью»: пыталась усадить его за стол, разложить тетрадки. Потом пришло понимание, что это не только неэффективно, но и неестественно, неискренне. Вместо доверительного общения с ребенком, не разграниченного звонками и кружками, выходила жалкая пародия на общение. Вместо бесед о жизни, о красоте и гармонии этого мира – и здесь прямая связь с окружающим миром и математикой – получалась отпускная потасовка на тему «уже август в разгаре, а ты, бессовестный, ничего не повторил».

Даже для тренировки почерка можно применить что-то интересное. Например, объявить день молчания и всем в семье общаться в этот день исключительно в эпистолярном жанре. Ну а для закрепления решения задач, для применения таблицы умножения – играем в магазин. «За прилавком» попеременно стоит то взрослый, то кто-то из детей. А потом обязательно приглашаем детей к обсуждению всех трудностей, возникших у них при подсчете, то есть, опять-таки, делаем ставку на общение.

А еще эффективен принцип разделения обязанностей, когда старшие проводят занятия с младшими. Хорошо тут всем: младшим – тренировка, родителям – отдых, ну а старшие примеряют на себя нелегкую роль контролирующего органа. Я только и успевала умилительно улыбаться, когда сын, с которым я сама так бездарно занималась в иные годы, взыскательно проверял уроки у дочери.

Пусть ребенку захочется, чтобы день поскорей «забурлил»

Учебный год наших детей – это не только школа, но часто еще и дополнительное образование. Кто-то занимается в кружках, секциях, «музыкалках» просто из послушания родителям. Кто-то – потому что убежден, что одна школа – это вариант «ботаника». Кто-то весь погружен в творчество, в научный поиск, в спорт – для него обычная школа становится дополнительным институтом.

Полагаю, при любом раскладе необходимо выстраивать концепцию дополнительного образования на предстоящий год. Это и планирование дней – наиболее и наименее загруженных. Это и согласование учебно-тренировочного времени каждого ребенка с общим семейным графиком. Это и замена одного кружка другим.

Правильно продуманная летом концепция дополнительного образования может повлиять на мотивацию к обучению вообще. Ведь математика-русский-чтение-технология – это общая территория. И, возможно, лишь найдя свою маленькую полянку, ребенок захочет сломя голову бежать по бескрайнему полю «общих» наук.

Даже если кто-то из детей навсегда уходит из «художки» или, скажем, баскетбола – это тоже вопрос, требующий планирования. Нет, не обязательно в те пять часов в неделю, которые ранее школьник посвящал спортсекции, теперь нужно «ходить за продуктами, забирать из сада братика, выгуливать Рекса». Пусть какое-то время будет отдано чтению или телевизору. Лично я научилась «не выступать» даже тогда, когда любимое чтение шло в ущерб обязательным произведениям. Главное – незаметно все держать на контроле.

Цель любых изменений или, наоборот, отказа от изменений: вот, просыпается ребенок утром и ему страшно хочется, чтобы этот день поскорее «забурлил». И неважно тут, что сегодня две контрольных, а потом полтора часа трястись в автобусе, чтобы доехать на флейту и сольфеджио.

Я часто слышу о том, что, мол, ребенку некогда будет скитаться по улицам, искать сомнительных друзей. Но рискну заявить (и это тоже – из опыта), что у внешкольного образования есть и еще один замечательный ресурс. Дополнительные занятия способны сделать из «сопротивленцев» и нигилистов прилежных школьников. Ведь по-настоящему не желают учиться только единицы из детей. А остальные – так, придуриваются.

Им не нравится соблюдение школьных «канонов» – дресс-код, этикет, правила оформления работ и прочее. А все остальное в школе для них, говоря их же языком, – норм. И часто именно регулярное посещение творческих студий, спортивных секций способно заставить убедиться в том, что без соблюдения внешних установлений – ни шагу. Иначе – катастрофа, беспредел. Ведь ты пришел сюда не по «обязаловке», а потому что, так или иначе, интересно. Но и здесь, в зоне творческого самовыражения, спортивного азарта, хочешь не хочешь – следуешь канонам, изучаешь, как делали до тебя. Плюс жесткий график, форма, дисциплина, взыскания.

Такое понимание неминуемо распространится и на обычную школу. Если же ребенок, якобы не желающий учиться, никуда, кроме основной школы, не ходит, шансов на изменение отношения к школе будет явно меньше. Перед ним просто-напросто не откроется возможность сравнивать и видеть много общего. А надеяться, что ситуация выправится сама собой к выпускному – затея не для слабонервных. По крайней мере, если не Гефест по заказу нервы кует.

ПризрОк как символ спокойствия

В заключение я хотела бы рассказать об одном примечательном случае, произошедшем у нас в середине лета. Дочка Катя, большая любительница заварных пирожных, перешедшая во второй класс, как бы между прочим подбросила нам записку. Надо сказать, дочь вовсю испытала на своей шкуре педагогическое равнодушие своей мамы. Говоря так, я не лукавлю – в суммарном круговороте кружков рекомендуемая «домашка» выполнялась у нас в спешке, за час до сна.

«Если вы завтра до вечера не купите Кате заварное, то в 9 вечера к вам придет призрОк», – было написано там. Потом последовало устное пояснение – призрак будет действительно страшен и не пощадит никого.

Нет, ревнители прав ребенка могут спать спокойно: пирожные, как и другие сладости, в нашей семье – не редкость. Просто в тот конкретный момент была «чудовищная» пауза в три дня. Поэтому, если кто-то захочет обратиться в органы опеки, то посоветую ему сделать это в связи с нарушением прав зубов, обитающих в ротовой полости нашего ребенка.

В итоге пирожное мы так и забыли купить, а «призрок» к нам так и не явился. Но что заставило меня реально успокоиться, так это уровень знания русского языка. Увидеть в письменах ребенка, пусть даже в этой единственной фразе, всего одну ошибку – мне хотелось плакать от радости! Я не всегда успевала проверять знания даже самых элементарных правил, пройденных по русскому языку. А тут вдруг поняла, что какой-то порог в приобщении к грамотности уже преодолен.

Вот он, символический знак, подсказывающий мне, что пора уже чуть расслабиться! Пора не столько донимать ребенка проверками, правилами и зубрежкой, сколько верить в него и просто заряжать хорошим настроением!

Вот он – самый хороший старт для начала учебного года. Это родитель, который не раздражен на весь мир, не ноющий о том, что наступает «унылая пора». Это родитель, верящий в успех ребенка и убежденный, что надо просто быть рядом.

Ребенку грустно одному идти по школьной тропе, временами пытаясь предугадать, что еще напишет в чате о его ученической судьбе «княгиня Марья Алексевна» из родительского комитета. Но и нам тоскливо сидеть в мессенджерах и брюзжать. Значит, надо идти вместе. И наполнять совместный путь радостью.

И ребенок, полагаю, это оценит. А сколько рассказов из летнего списка литературы прочтено или сколько задач на повторение решено – дело уже десятое.

Идея уговаривать ребенка “ну ты же любишь школу”, “ну там же твои друзья!”, “тебе нужно учиться” мне не близка

Психологический лайфхак для родителей

Я давно говорю, что большинство областей жизни имеют самые прямые параллели, и методы взаимоприменимы.

В принципе, к школе мои дети относятся с вялым терпением. Иногда идут с радостью, иногда не очень, но рефрен “я ненавижу школу” периодически возникает, особенно когда устали, с учителем не складываются отношения, и что-то не получается.

Идея уговаривать ребенка “ну ты же любишь школу”, “ну там же твои друзья!”, “тебе нужно учиться” мне не близка. Поэтому я обычно понимаю и принимаю, эмпатирую и сочувствую, и чаще всего временное “не хочу в школу” проходит, когда они выговорятся, кто им что резко сказал, и где что не так пошло .

Но иногда не проходит. Иногда ребенок часто и регулярно приходит в “я ненавижу школу”. И тогда нужно изучать вопрос.

Один раз я видела совершенно конкретную критическую ситуацию, и решила ее в несколько стадий, кончившихся жалобой директору, и проблема снялась.

А что если ребенку просто скучновато, не очень весело, не все учителя ему нравятся, но изучив вопрос, понимаешь, что жаловаться особо не на что, ничего преступного не происходит, оснований переводиться в другую школу нет, а ребенку нужно помочь.

Короче, сегодня я взялась за “Мама, я ненавижу школу” с опытом дела:

1. Конечно, первое и самое главное всегда его услышать и признать его чувства.

Да, понимаю тебя, я бы чувствовала то же в такой ситуации, конечно обидно. Если уйти сразу “в голову”, то чувства останутся и будут зудеть и прорываться.

2. Раскладываем проблему на самые маленькие составляющие.

Во-первых, тут же включается мышление, то есть кровь отливает от центров эмоций, чтобы напитать неокортекс, и эмоциональный накал переходит в продуктивность. Во-вторых, ужасная огромная проблема препарируется, как лягушка, на много маленьких кусочков. Я нарисовала табличку и попросила Тессу заполнить ее. Для каждого предмета я попросила дать оценку по трем параметрам:

  • Как тебе сам предмет, вне учителя? Интересен ли он, интересны ли те штуки, которые вы изучаете?
  • Как тебе учитель, как человек? Как тебе быть с ним рядом?
  • Как он учит предмету? Дает ли вам задания, которые интересные, делаете ли вы что-то такое, что тебе интересно делать, рассказывает ли, показывает ли интересные штуки.
  • В конце я попросила ее дать общую оценку. Тесса сама выбрала оценивать как 10/10. Я просто попросила оценить ее каждый предмет в целом, как она чувствует, насколько любит его.”Как съесть слона? По кусочкам”.

3. Аналитика.

В данном случае я решила сделать цветовое кодирование, потому что визуально ребенку легче это воспринимать, чем, например, сумму балов или среднее арифметическое. Поэтому я раскрасила “очень плохо” красным, “так себе, жить можно” – желтым, и “нормально, хорошо, отлично” – зеленым. И предложила ей поискать закономерности.

  • Прежде всего она увидела, что “вредный” учитель соответствует “скучному” преподаванию. Я предложила ей подумать, что может быть преподавания кажется скучным, потому что ведет его неприятный тебе человек? Не в плане переубедить, а в плане умения думать. Остальные закономерности показывала и подсказывала я.
  • Что в принципе “иногда кричит”, “иногда в плохом настроении”, “ни то ни се” – не являются критичным для нее. А вот “заставляет конкурировать”, и “относится неуважительно” – для нее очень сильные отрицательные факторы.
  • Что неприятие учителя вкупе со скучным преподаванием приводят к тому, что даже любимый предмет становится противен (см. математика и музыка).
  • А вот не очень легкий в общении учитель, но интересно преподающий, позволяют сохранять интерес к предмету (см. география и рисование)

4. Переформулировать проблему.

Проговорив это все, мы смогли в диалоге поменять проблему “я ненавижу школу“, на следующее “мне нравится большинство предметов, и для меня важно, чтобы уроки были интересными. Я понимаю, что не все учителя идеальные, но это ничего, если урок интересный.

Проблема есть с 4 учителями: французкий, музыка-история, математика и наука. Французский и история – не мои любимые предметы, поэтому я сосредоточусь на важном – это музыка и математика, потому что предметы мне интересны, а это я теряю из-за учителя”. Тут мне очень важно перевести ее из состояния “жертвы учителя” в состояние ответственности за свою любовь к предмету. Поэтому мы поговорили про то, как НЕ ПОЗВОЛИТЬ плохому учителю испортить любовь к предмету и ее успех.

5. Составить план действий.

Тут удалось проговорить идею “на что мы можем влиять” и “на что мы не можем влиять”. Мы можем попробовать поговорить с учителями и школой (два учителя – это проще, чем общее “я ненавижу школу”). И я это сделаю. Мы можем попробовать заниматься предметом вне школы, в интересной обстановке.

Договорились, что я поищу ей подростка-тьютора на математику. Нарисовала ей картинку, как во-первых он может быть очень клевым и интересным, а во-вторых, вместо того, чтобы “учиться у учителя математики”, она сможет обогнать программу и приходить и демонстрировать свои знания. Такой рефрейм своей позиции ей очень понравился.

Не знаю, что там у нас выйдет с математикой, но вот инструмент важный, надеюсь, я ей смогла дать. опубликовано

В списке школьника есть множество интересных дел, которые он с удовольствием делал бы, только чтобы не ходить в школу: смотрел телевизор, работал в интернете, ходил по магазинам, читал интересные книжки, играл в видео игры. Его ничего не беспокоит, и мы чувствовали себя также, когда были в этом возрасте. Но что делать, когда все выходит из-под контроля и ваш ребенок идет в школу с чувством страха или тревоги? Вот несколько советов, чтобы помочь избавиться ребенку от негативного отношения к школе: Ваш ребенок скучает? Школа - это та же работа, и не всегда там будет весело. Вы не можете вырвать детей из реальности жизни, но вы можете попробовать привить ему интерес к учебе. Первый шаг - забота и внимание. Сядьте рядом с ним, расспросите его о том, что происходит в школе, посмотрите тетрадки и дневник. Также могут скучать на уроках и очень умные дети, если работа в классе для них слишком легкая. Вы можете поговорить с учителем и попросить его увеличить ему нагрузку, чтобы возбудить у малыша интерес к учебе. Ваш ребенок перегружен? Бывает, что дети прилагают немало усилий, для того, чтобы хорошо выполнять задания, и не отставать от одноклассников. Но им это очень тяжело дается. Ребенок чувствует, что как бы он ни старался, ему не удается все сделать хорошо, и он просто отказывается идти дальше. Узнайте у его учителя, что можно сделать, чтобы помочь ему и облегчить обучающий процесс. Ваш ребенок ненавидит учителя? В этом случае необходимо поговорить с ребенком, и выяснить причину недопонимания. Почему он испытывает к учителю негативные чувства? Что случилось? Вы не должны сразу же предъявлять претензии педагогу, так как восприятие вашего чада может быть необоснованным. Если учитель действительно сделал что-нибудь не так, был слишком требовательным, вы просто должны разъяснить, как вести себя в этой ситуации. Но если проблема становиться все серьезнее, у малыша появляются признаки стресса, вам необходимо вмешаться и пообщаться с педагогом, не обвинять его, но довести до его внимания, и попробовать улучшить их отношения. У вашего ребенка возникли проблемы с одноклассниками? Иногда проблема заключается не в школе, а в детях. Они издеваются? Если у него проблемы с общением? Неужели он подрался со своим лучшим другом? Поощряйте его делиться своими чувствами, и ищите способы завоевать доверие. Возможно, вам потребуется помощь психолога, но не забывайте, что только любовь и понимание могут легко избавить вашего малыша от проблем, связанных со школой. А еще можно помолиться! Ведь в молитве и выражается любовь к своему ребенку. Молитва матери о благополучии детей всегда поистине творит чудеса!

На нашем сайте о психологии детей : Тяга ребёнка к познанию настолько велика, что он непременно куда-нибудь влезет и что-нибудь натворит. Так выражается психология детей .Как относиться к проделкам малыша? Вот классическая жизненная ситуация, на примере которой можно понять огромную разницу в восприятии детей и взрослых: подвижный ребёнок залез в любимый сервиз и разбил хрустальный бокал. Как реагируют родители? Для них разбитый бокал - это куча мусора на полу; далее - страх, что подвижный ребёнок порежется, злость и сожаление по поводу утраты красивой вещи, которая, к тому же, стоит денежку. Скорее всего ребенка отругают, постыдят, может и отхлопают по попе. А вот что видит и чувствует ребёнок: "Какая красивая штучка там стоит." Берёт стул, залезает, трогает бокал. "Тут рисуночки, их можно пощупать. Какой холодный. Интересно, он вкусный?" Поднимает бокал. "И тяжёлый..." Бокал падает, разбиваясь на тысячи сверкающих и переливающихся осколков. "Как красиво." Маленький исследователь, наш подвижный ребёнок улыбаясь, в восторге хлопает в ладошки... И тут прибегают на шум мама с папой. "Мама сильно кричит,наверно я сделал что - то плохое" Широко открытые глазёнки наполняются слёзками... В подобных случаях не следует сильно ругать подвижного ребёнка , так как это может отбить охоту к познанию, что может в будущем сказаться даже на успеваемости в школе. Следует ему объяснить, почему мама так расстроилась и сказать, чтобы он так не делал. И, конечно, необходимо следить, чтобы подвижный ребёнок не стал пользоваться Вашей излишней добротой, иначе сядет на шею. В общем, придерживайтесь золотой середины, не вдаваясь в крайности в порыве эмоций, и тогда Вы будете гордиться своими детьми.Если вы хотите быть авторитетом для своего ребёнка даже тогда, когда слово "ребёнок" перестанет звучать в адрес вашего подвижного ребёнка , вам следует знать некоторые методы из психологии детей , которые позволят вам вырастить из Вашего любознательного подвижного ребёнка достойного и хорошего человека. Правило №1. Слово "нельзя" - закон. Любой здоровый ребёнок начинает понимать человеческую речь с 2-2.5 лет. С этого же возраста и следует объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо. А если точнее, научить ребёнка не есть песок, не дёргать провода, не хватать животных и т.п. Всё это можно сделать с помощью одного-единственного слова - слова "нельзя".Ведь психология детей чрезвычайно гибкая. Правило №2. Наказание без крика и битья. Ни в коем случае не бейте ребёнка и не повышайте на него голос. Это будет грубым ударом по психологии детей . Самое эффективное наказание для малыша от пяти лет - угол, для малыша от двух до пяти - стульчик или ступенька. Наказывая, обязательно объясните подвижному ребёнку , за что он наказан и что должен сделать, чтобы наказание было снято. Попытки убежать из угла/слезть со стульчика или ступеньки сразу же пресекайте, возвращая подвижного ребёнка на место наказания со словами: "Ты наказан(а) и будешь сидеть здесь"! Такова психология детей !Правило №3. Отвечайте за свои слова. Как бы смешно и не по-детски не звучало, но если вы не держите своих слов, ваш авторитет в глазах ребёнка неумолимо падает. Так работает психология детей ! Поэтому если вы говорите подвижному ребёнку , что он будет играть в компьютер полчаса, вы не должны жалеть малыша и поддаваться на его уговоры, когда указанный срок истечёт, а уходить из-за монитора не захочется. В противном случае подвижный ребёнок поймёт, что вас можно легко "сломать" слезами или мольбами, а к вашим словам и вовсе можно не прислушиваться - говорите одно, а делаете другое. Конечно, это далеко не всё, что должны знать умные родители, но соблюдение этих трёх нехитрых правил здорово облегчит жизнь вам и вашему подвижному ребёнку и хорошо укрепит психологию детей .

2011-06-26 14:54:11 Все статьи о здоровье детей и проблемах матери и ребенка на нашем сайте
Копирование материалов сайта без письменного разрешения авторов сайта преследуется по закону. Сайты, где будут обнаружены копии наших статей, считаются нарушителями авторского права. Мы знаем о существовании DMCA и знаем, как им воспользоваться!
Все права защищены.