Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Индивид (от лат. individuum – отдельный человек) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами)

Индивидные признаки – признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Индивидуальные признаки – признаки, свойственные одному конкретному человеку(отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д.). О человеке, который неповторим, самобытен, говорят: «Это яркая индивидуальность» . Этой характеристикой особенно дорожат люди творческого труда.

Структура личности Социальный статус – место человека в системе общественных отношений Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения

Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации. Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Типы мировоззрения Обыденное – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.).

Социализация (становление личности) Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Термины Адаптация (от лат. adaptatio). На этой фазе человек усваивает образцы жизненной деятельности этой группы, становится, как все. Суть индивидуализации состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. Интеграция (от лат. integratio). На этой фазе человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Расширение и углубление социализации происходит: В сфере деятельности Расширение ее видов. Ориентировка в системе каждого вида деятельности. В сфере общения Обогащение круга общения, углубление его содержания. Развитие навыков общения. В сфере самосознания Формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности. Осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Вывод Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.

Личность формируется в процессе деятельности и общения.

1. В процессе социализации происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания.

2. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

3. Основой формирования личности выступают общественные отношения.

4. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми – необходимое условие для становления и развития социального «Я».

5. В случае социальной изоляции индивид превращается в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли»: человек не умеет разговаривать, абстрактно мыслить, у него отсутствует самосознание и самоидентификация).

ЛИЧНОСТЬ:

1) продукт социализации и воспитания;

2) отличается самостоятельностью в поступках;

3) способна нести ответственность и решать проблемы;

4) контролирует поведение, обладает силой воли.

НЕРАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ – это

такая личность, чьё развитие не соответствует требованиям, которые общество предъявляет к человеку в данный период жизни.

ПРЕСТУПНАЯ ЛИЧНОСТЬ – это

такая личность, которая нарушает законы государства, пренебрегает нормами морали и права.

СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - это

1) человек, умеющий преодолевать внутренние и внешние препятствия для выполнения одобряемых обществом поступков,

2) для воспитания в себе положительных качеств;

3) человек, способный отказаться от личных благ во имя достижения общего блага.

НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВЛИЯЮТ:

1. Наследственность.

2. Воспитание.

3. Социальная среда: естественная (географическая) среда; общество в целом; домашняя среда (семейные традиции).

4. Образ жизни.

5. Вид деятельности.

6. Личное стремление человека к самоусовершенствованию.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧЕЛОВЕКА:

1) целенаправленно (путём организации обучения и воспитания);

2) непреднамеренно.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

2. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

3. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой.

4. Социальное характеризует общественную сущность человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это

сочетание неповторимых особенностей человека (биологических, психических, социальных), составляющих его своеобразие, отличие от других (уникальность).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА


ВЫВОДЫ

1. Биологическое в человеке выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и др. процессах его организма.

2. Психическое характеризует внутренний духовный мир человека: его сознательные и бессознательные процессы, волю, переживания, темперамент, характер, память и т.д.

3. Социальное характеризует общественную сущность человека.

4. Все это находит свое воплощение в триаде: индивид, личность, индивидуальность.


Похожая информация:

  1. A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность

Как становятся личностью? Зачем вообще это нужно? Ответы на эти вопросы будут даны далее.

Зачем становиться личностью?

Как становятся личностью? Этим вопросом начинает задаваться все больше и больше людей. Причина этого - обыкновенный застой. Застой в личной жизни, на работе, в творчестве и т. д. Среднестатистический гражданин, вполне неплохо обустроившейся в жизни, имеющий семью, хорошую, высокооплачиваемую профессию, а также несколько хобби, начинает замечать, что не представляет собой ничего значимого. Он не приносит почти никакой пользы обществу, а если и приносит, то минимальную. Люди его не замечают, а повлиять на что-то серьезное и вовсе не представляется возможным.

Что здесь можно предпринять? Неужели стоит и дальше продолжать жить подобным образом? Человек начинает думать о том, как можно самосовершенствоваться, как стать более значимой и ценной фигурой. Именно таким образом индивид становится личностью.

С чего начать?

Вопрос о том, с чего именно стоит начинать, является чуть ли не решающим в становлении человека как личности. Первое, что стоит уяснить, это один простой факт: личностью не рождаются, личностью становятся.

А, стало быть, все окружающие простого человека "крутые парни" вряд ли такими родились. Естественно, они много трудились и работали над собой, чтобы добиться настоящего результата.

К сожалению, многие люди делают первые шаги на пути к самосовершенствованию совершенно неправильно. В качестве простого примера можно привести следующую ситуацию: простой, скромный работник офиса внезапно начинает хамить и дерзить всем подряд. Он вступает в конфронтацию с начальством, портит все отношения с коллегами, ругается с семьей. Причина тому - нежелание жить так, как прежде. Человек, коим до определенного момента все помыкали, выплескивает накопленные отрицательные эмоции наружу в надежде на свершение желания "стать личностью в обществе".

Правильно ли он поступает? Конечно же, нет. Далее будет рассказано о том, как же все-таки верно и грамотно изменить себя и свой характер.

Правило зеркала

Первое правило, которое стоит учесть, звучит следующим образом: относиться к людям стоит так, как хотелось бы, чтобы они относились к вам. Всем уже давным-давно известно правило отзеркаливания: если индивид ведет себя с окружающими грубо и нагло, то подобное отношение будет проявляться и к нему. Однако это правило далеко не всегда работает в обратную сторону.

Так, доброжелательные и вежливые люди получают в свою сторону бесконечные упреки. С чем это связано? Все дело в том, что люди, с которыми обращаются плохо и несправедливо, как правило, сами позволяют такое отношение к себе. Окружающие видят слабохарактерных индивидов и начинают управлять ими как марионетками.

Какой здесь может быть выход? Как обычно, все решает золотая середина. Человек должен быть доброжелательным и вежливым со всеми, но не ведомым. В определенных случаях особенно наглым людям все-таки стоит давать отпор. Однако происходить это должно деликатно и культурно. Не стоит обижаться, а тем более хамить. Окружающие не должны замечать неустойчивости в поведении человека: наоборот, должен быть виден крепкий внутренний стержень, который не так уж и просто сломить.

Правило открытости

Как известно, личность - понятие весьма абстрактное и относительное. Формирует это понятие лишь ближайшее окружение человека. Следовательно, желающий стать личностью индивид должен работать над собой таким образом, чтобы это заметно отражалось и на окружающих людях. Один из важнейших моментов, который здесь стоит выделить, - честность и открытость. Но как добиться этих качеств?

Все мы ошибаемся. Практически каждый с самого детства знает, что не так страшно ошибаться, гораздо страшнее - не уметь признавать свои ошибки. Почему в обществе так важно оставлять открытой свою неидеальность? Ответ очень простой. Это дает возможность людям понять, насколько человек честен с окружающими. И это действительно важно. Ведь слабыми считаются те индивиды, которые не умеют признавать свои ошибки. Более того, многие и вовсе не желают отказываться от своих неверных взглядов и убеждений. Открытый же, честный со всеми человек считается невероятно сильным и крепким по характеру. Именно такой и может именоваться личностью.

Правило независимости

Выше уже был приведен пример человека, желающего показать себя как личность при помощи хамства и наглости. Некоторые люди идут еще дальше. Вопрос о том, как становятся личностью, они понимают совершенно неправильно. Из этого следует один в корне неверный тезис: "Мне все должны".

Самое страшное здесь то, что подобные люди считают такое убеждение логически обоснованным и верным. И действительно: ранее индивид шел на поводу у большинства, многие им помыкали как могли. А стало быть, пришло время, когда все должны именно ему. Конечно же, это в корне неверно.

Сильная личность всегда независима. Это одно из основополагающих правил, которое должны запомнить все люди, желающие стать чем-то большим, чем они есть. Зависимость же всегда предполагает обратную связь. Стоит ли говорить о том, как сильно эта связь мешает на пути к самосовершенствованию?

Правило присутствия

Стоит, наконец, выделить самое важное правило для людей, задающихся вопросом о том, как становятся личностью. Звучит оно очень просто и для многих знакомо: необходимо быть здесь и сейчас.

Каждый человек должен понимать, как важно совершенствоваться в той сфере, где он находится, где ему комфортно. Нельзя сделать что-то невозможное, слишком грандиозное и непосильное. Казалось бы, все и так понятно. А ведь многие люди поступают.

Личностью можно стать, только перешагнув через себя, одномоментно и резко. Это глубоко ошибочное убеждение, от которого необходимо избавляться. Путь к личности - очень долгий, трудный и тернистый. Это всегда сложности и препятствия. Однако других вариантов здесь попросту нет.

Правило оптимизма

Это самое простое и самое важное правило. Нельзя добиться чего-то, если на лице будет угрюмая гримаса, а в душе - злоба и негатив. Сильная и смелая личность всегда оптимистичная, а потому и крепкая. Она смотрит страху в лицо и улыбается. Именно поэтому людям, собирающимся работать над собой, стоит учесть, что нельзя изменить себя без капли радости и оптимизма.

Человек становится личностью общества только тогда, когда он выходит из зоны комфорта, но это не кажется ему чем-то ужасным. Наоборот, он радуется совершению первого шага.

Говорят: личностью не рождаются, а становятся. При этом явно подразумевается, что понятия человека и личности не тождественны. Но что такое личность?

В философии существовали и существуют различные понимания личности . У Гегеля решающим признаком личности является «автономия воли», или «самосознание». При этом говорилось, что личностью является не всякий человек. Нужно обладать даром «чистого мышления», чтобы стать личностью.

Термин «личность» в первоначальном значении обозначал маску актера греческого театра, затем он стал обозначать самого актера и его роли. Позднее этот термин приобретает иной, более глубокий смысл. Личность понимается как результат развития человека. Отдельный человек, индивид (например, ребенок) становится личностью по мере овладения опытом человечества.

Социальный опыт не кодируется в нервных клетках, он фиксируется в созданной человечеством культуре. Индивид становится личностью по мере овладения этой культурой. Овладеть же культурой, в принципе, может каждый человек. Не следует думать, что личность – это только выдающийся человек. Каждый нормальный человек, включенный в культуру, овладевающий ею, способный самостоятельно принимать решения и несущий за свои поступки ответственность перед обществом, – личность.

Диалектико-материалистическая философия утверждает, что сущность человека как личности определяется общественными отношениями, прежде всего общественным трудом. В труде человек выделяет себя из природы, отличает себя от других людей и вступает с ними в общение, а затем это отражается в его сознании: человек сознает себя как личность. Содержание и самосознание отдельной личности определяется кроме трудовой деятельности семейно-бытовыми отношениями, общественной деятельностью и т. д. На человека влияет образ жизни той социальной группы, к которой он принадлежит. Человек говорит на языке, который является продуктом общественного развития, думает понятиями, которые выработал ряд предшествующих поколений. В каждую личность вложено общественное содержание. Процесс становления личности – это процесс социализации индивида.

Конкретные личности как результат социализации индивида, даже если они сформировались в условиях примерно одинаковой социальной среды, однако неповторимы. Нет двух совершенно одинаковых индивидуальностей; каждый человек имеет свою собственную манеру держаться, общаться с другими людьми, проявлять себя в поступках.

Содержание личности многогранно. В ее структуре, прежде всего, выделяют ее психологические особенности. У каждой личности есть свой темперамент. Словом «темперамент» Гиппократ обозначал индивидуальные способности, особенности поведения человека. Он считал, что всех людей можно по темпераменту разделить на четыре типа: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Психологи считают, что темперамент личности зависит от свойств нервной системы. У человека есть врожденные свойства нервной системы: чувствительность и реактивность, работоспособность, сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Хотя свойства темперамента врожденны, это не является препятствием для сознательного самовоспитания, компенсации тех или иных свойств темперамента, сознательно выработанными навыками поведения. В принципе, люди любого типа темперамента могут добиваться успехов в любой области деятельности.

При организации деятельности какого-либо коллектива важно знать и учитывать темпераменты работников. Так, в коллективе холерики часто могут быть агрессивными, хвастливыми, тщеславными, упрямыми. Для молодых людей с холерическим темпераментом характерны максимализм и негативизм. Сангвиники честолюбивы, склонны выставлять напоказ свои достоинства, а меланхолики обычно их маскируют. Флегматики спокойно реагируют на критику. Холерики и меланхолики в состоянии утомления могут легко входить в состояние раздражения, сопровождающегося аффективными вспышками. Естественно, что коллектив нуждается в психологической совместимости, балансе темпераментов его членов. Психологи считают наиболее совместимыми флегматиков и сангвиников; чаще всего конфликтуют между собой холерики и меланхолики.

На основе темперамента в процессе жизнедеятельности личности вырабатывается ее характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющие типичные для нее способы поведения. Характер личности проявляется в ее отношении к другим людям, к самому себе, к делу.

Индивидуальные психологические черты личности заключаются не только в темпераменте и характере, ноивееспособностях. Способности генетически обусловлены особенностями строения и функционирования мозга. Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют одаренностью. Здесь нужно подчеркнуть, что сами по себе способности, одаренность еще не гарантируют достижение личностью высоких творческих результатов; для этого нужен серьезный труд, волевые усилия.

Теперь перейдем к социальному аспекту личности, который включает в себя, прежде всего, мотивы, установки и ценностные ориентации. Они вытекают из социального положения личности, предписываются окружающей ее средой.

Мотив – отношение личности к своему возможному поступку, определяющее выбор сиюминутного поведения. Установка – состояние готовности, настроенность на поведение в определенной ситуации. Установка определяет поведение не только в данный момент, но и на более длительный период. Ценностные ориентации – система установок, в свете которых личность оценивает ситуации и выбирает определенный способ поведения. Ценностные ориентации основываются на идеалах и убеждениях личности.

Социальный аспект личности, далее, заключается в выполняемой ею системе социальных ролей. Социальная роль – это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего в обществе определенную позицию (например, молодой человек выполняет социальную роль студента). В ходе своей жизни человек выполняет множество социальных ролей, поскольку одновременно или в разное время может принадлежать разным коллективам, в каждом из которых выполняет определенную роль. Из множества ролей личность может выбрать для себя главную, так называемую интернализованную роль. Если эта роль выполняется длительное время, она оказывает заметное влияние на личностные качества (так, например, учителя и офицера можно узнать и вне школы и места службы).

Сочетание специфических биологических, психологических и социальных особенностей делает человека как личность уникальным. Эта уникальность отображается понятием «Я». У каждой личности, каждого «Я» есть своя композиция потребностей. Обычно выделяют три группы потребностей:

базисные, биологические (в пище, воде и т. д.);

социальные (потребность принадлежать к определенной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, быть объектом уважения и т. д.);

когнитивные (потребность в познании окружающего мира и самого себя).

Те или иные потребности занимают свое место в шкале ценностей личности. Жизненный путь личности существенно зависит от того, как сочетаются эти потребности и ценности у личности. Если, скажем, на первом плане удовлетворение биологических потребностей, то это может привести к деградации личности (еда переходит в обжорство; все более частое употребление спиртных напитков приводит к алкоголизму и т. д.). Человек может по-разному видеть смысл своей жизни. Для одних это – личный успех, для других – забота о других, для третьих – охрана природы и т. д.

Сегодня часто звучат призывы к «душевности», «духовности». А ведь душевность связана с альтруизмом, потребностью быть полезным «для других»; «духовность» – с потребностью познания, развитием эмоциональной сферы и т. д. Говорят также о необходимости формирования «всесторонне развитой личности». Но как ее понимать? С давних времен складывалось представление о такой личности; в ее характеристику включают ряд параметров:

Сила и здоровье;

Прилежание, овладение практическими умениями и навыками;

Ум, мудрость, понимание жизни;

Доброта, нравственность, высокая степень гуманности;

Красота, развитость вкуса, эстетических чувств. В лапидарной форме это выглядит так: сильный – прилежный – мудрый – добрый – красивый (так называемый гуманистический канон).

Величайшее благодеяние, акт человеколюбия и проявление деятельной любви заключается в том, чтобы помочь современному грешному человеку стать личностью...

Величайшее благодеяние, акт человеколюбия и проявление деятельной любви заключается в том, чтобы помочь современному грешному человеку стать личностью. «С онтологической точки зрения личностями являются все люди и даже сам диавол. Однако с сотериологической точки зрения не все мы лично¬сти, поскольку не все достигли подобия Божия».

Отцы Церкви, и в особенности трезвенные отцы, являются здесь ценными помощниками, поскольку они, обладая просвещенным умом, сделались причастниками Божественной благодати и познали глубины человеческой души. Все, что было сказано выше об уме и сердце, в полной мере применимо и к нынешнему предмету нашего рассмотрения.

Когда ум человека, прежде блуждавший по воле страстей, благодаря покаянию возвращается в сердце и видит там «отвратительную личину» своей души, он неутешно плачет и рыдает. Он спешит очистить безобразие своей души. Благодаря покаянию в душе начинает действовать очистительная благодать, и тогда ум видит состояние души и ощущает печаль, которую причинил Богу Отцу. Об этом святитель Григорий Нисский выразительно говорит в своем «Слове К скорбящим...»: «Облик души формируется сообразно с Божественной красотой. Поэтому, обращаясь к Первообразу, душа в точности видит самое себя».

Человек, находящийся далеко от Бога, не понимает, что такое страсти, что такое душевная смерть; он не ведает богатства своей души. Однако благодаря покаянию в нас происходит возрождение. Открывается доселе неизвестная область души. Одновременно открывается и лик души, который до того времени был неведом.

Благодаря подвижничеству во Христе и участию в божественных таинствах душа человека просвещается и в ней воцаряется Христос. Вся подвижническая брань совершается для того, чтобы душа очистилась, стала светлым чертогом, доколе не изобразится в вас Христос. Когда же в нас живет и царствует Христос, Который является подлинной личностью, то личностью становится и человек. Вот как в глубине возрожденного сердца происходит откровение личности.

Конечно, здесь мы вступаем в таинственные глубины души. Там находится сокровенный сердца человек. Однако эти глубины не столь уж неведомы, поскольку действие благодати Духа Святого, которую принимает душа, изливается и на соединенное с душою тело. Здесь, однако, необходимо подчеркнуть вот что: каждая личность есть единственная и неповторимая сущность. В этом заключается характерный признак личности.

Другие основные элементы личности - это свобода и любовь. Свобода существует до тех пор, пока образ души остается совершенно чистым, как его сотворил Бог. Проявлением свободы является совершенная любовь к Богу Отцу и другим людям. Когда свободу связывает какая-либо страсть или даже какой-нибудь помысел, тогда и любовь к Богу ограничивается. Следствием свободы и любви личности является святость. Мерой свободы и любви каждой личности определяется и степень святости, то есть то просвещение Божественной благодатью, которое в состоянии принять душа.