Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при «Заготзерне», любит всякие хитрые механические изделия. Хотя Андрей занимается простым и нехитрым ремеслом, внутри него живёт творчески-исследовательское начало. Он давно лелеет тайную мечту приобрести личный микроскоп, но купить его так, чтобы не оторвать нужнейших средств от семьи, не на что. Однако со временем страстное желание Андрея растёт всё сильнее. В конце концов, он решается сказать жене, что снял со сберкнижки сто двадцать рублей и по пути домой потерял их.

Услышав эту новость, жена хватает сковородник и начинает колотить им Ерина. Супруга обзывает Андрея «кривоносиком» и «скважиной», причитает, что дети теперь будут ходить в школу без новых шубок, рваные и холодные. Ерин, успокаивая её, обещает месяц работать в полторы смены – и потом действительно работает так.

Выждав после этого случая несколько дней, Андрей приносит домой купленный им на 120 рублей микроскоп. Жену он уверяет, что был премирован им в «Заготзерне» за ударный труд. Андрей с сыном Петькой садятся рассматривать через микроскоп водяные капли, где, по уверениям Ерина, кишат «миллионы микробов». Андрей кричит, что эти «беленькие собаки» «разгуливают» прямо у него на глазах. Трудно понять, видит он микробов на самом деле, или нет, но один процесс возни с микроскопом приводит Ерина в близкий к экстазу восторг. Захваченный им Петька тоже начинает уверять, что разглядел микробов. Да и жена если не соглашается, то не решается противоречить, хотя и замечает: жаль премировали не пылесосом – он для дома был бы полезнее.

Андрей пребывает наверху счастья. Он встаёт к микроскопу даже ночью. Ерин мечтает путём наблюдения за микробами открыть, почему человек живёт не 150 лет, а «протягивает ноги» уже в 60-70. («Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и, как только он чуток ослабнет, они берут верх… От какой мелкой твари гибнут люди!») Жене Андрей обещает: скоро она поймёт, что спит с учёным. Выдавив под микроскоп капельку собственной крови, Ерин замечает микробов и там. Он искренне удивляется, как они не погибли от водки, которую он пьёт очень часто?

Василий Шукшин «Микроскоп». Видео

Андрей с сыном суют в каплю под микроскопом тонкую иглу, чтобы попытаться проколоть микробов. Этот способ оказывается непригодным. Ерин собирается принести с работы батарейку и подвести к микробам ток через два проводка, но в этот момент его научные опыты внезапно прекращаются. К Ериным заходит коллега Андрея по работе в «Заготзерне» Сергей Куликов и просит разрешения поглядеть в микроскоп. При этом он случайно проговаривается жене Андрея, что никаких наград за ударный труд им не выдавали («Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут.»).

Жена сразу догадывается: микроскоп был куплен на «потерянные» 120 рублей.

Чтобы избежать новых побоев сковородником, Андрей в тот вечер бежит из дома и возвращается с похмелья лишь назавтра. Жены дома нет: сын рассказывает, что она взяла микроскоп и уехала сдавать его в городскую комиссионку. Понурив голову (но и наставив Петьку «ползти в науку хотя б и на карачках»), Андрей идёт в горницу спать.

Один из рассказов Василия Шукшина так и называется – «Чудик» . Не самый заметный, пожалуй. Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено» .
Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное.
В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» .
В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» .
Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать.
“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.
Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж.
Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок литературы

… Хочешь быть мастером,

макай своё перо в правду .

В . М . Шукшин

Из рабочих тетрадей

Подготовила и провела

Карась Наталья Владимировна

Гусь - Хрустальный

201 4

Цели урока

Образовательные :

  • познакомить ребят с биографией писателя ;
  • продолжить знакомство с творчеством Шукшина ; особенностями малого жанра автора ; любимыми героями ;
  • продолжить обучение составлению синквейна

Воспитательные :

  • вызвать интерес к личности и творчеству прозаика ;
  • продолжить прививать любовь к слову ;
  • приобщить учащихся к богатствам отечественной литературы

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное;
  • развивать навыки творческого чтения;
  • развивать, обогащать речь учащихся.

Мы – люди , потрясённые Шукшиным

… Хочешь быть мастером,

макай своё перо в правду .

Ничем другим больше не увидишь .

В . М . Шукшин

Из рабочих тетрадей

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое путешествие по жизни и творчеству В. М. Шукшина. Заглянем на Алтай, где родился Василий Макарович, побываем в гостях у некоторых его героев. А начать мне бы хотелось со слов самого писателя: «Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь». Да Шукшин умел удивлять, задеть за живое, пробиться в души читателей. Он не щадил себя, торопясь, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Какой за всем этим труд! «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволял себе пожить расслабленно, развалившись, - писал Шукшин. - Вечно напряжён и собран».

Теперь давайте познакомимся с биографией писателя, а для этого заглянем на Алтай, в село Сростки.

Выступление заранее подготовленных учеников.

Дома вы читали рассказы Шукшина и вступительную статью учебника о писателе, поэтому вы можете ответить на вопрос:

Кто же герои Шукшина?

Герои Шукшина – простые, «рядовые», обыкновенные люди – крестьяне, рабочие, студенты, продавцы магазинов, учителя, агрономы, служащие.

Ещё до того, как мы начнём обсуждать рассказы, которые вы прочитали дома, мне хочется познакомить вас с известной фразой Н. А. Островского из его кники «Как закалялась сталь»:

«Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор мучения за подленькое и мелочное прошлое…»

Как вы понимаете слова Островского «бесцельно прожитые годы»?

Это годы, когда ты не смог создать что-то хорошее, принести пользу людям.

А важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение?

А теперь следующая станция, совхоз «Гигант», и рассказ «Крепкий мужик».

О чём он? Кратко перескажите.

О том, что Николай Шурыгин решил сломать пустую и ненужную, как он считал, церковь, чтобы использовать кирпич для постройки свинарника. И это ему удалось, т.е. церковь он сломал.

Попробуйте рассказать, что за человек Николай Шурыгин. Как характеризует Николая его речь?

Судя по манере поведения, по речи о Шурыгине можно сказать, что он человек грубый. Шукшин подчёркивает, что без нецензурной брани и крика у него не обходится ни одного дела.

Кроме того, он любит выпить. Это ограниченный, невежественный человек, привыкший к власти. В критические моменты он может быть страшен.

Почему решил герой сломать церковь? Зачитайте.

«Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил».

Может быть это хорошо? Церковь пустая. Кирпич нужен. Наверное, это характеризует Николая как человека хозяйственного.

Чем была церковь для односельчан Шурыгина?

См. текст

«Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала её вокруг себя, далеко выставляла напоказ».

«Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и её...».

Мать: «Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уж дома. Она сил прибавляла».

Да, она была красивая, оживляла село, прибавляла сил усталым и была олицетворением малой родины.

Замечал ли эту красоту Шурыгин?

Нет.

Как отнеслись односельчане к поступку Николая? (см. текст)

«Кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь».

Шурыгин, прекрати своевольничать!

Учитель:

Немедленно прекратите! Чьё распоряжение? Это семнадцатый век!

Кто из всех односельчан не только словом, но и делом стал отстаивать церковь?

Это учитель. Он «забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной»

Но, когда Шурыгин «схватил его в беремя и понёс прочь от церкви», никто из народа под стену не стал.

Что же делали люди? (см. текст)

«Все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали».

Какая стилистическая фигура здесь используется Шукшиным?

Анафора

С какой целью?

Чтобы подчеркнуть всеобщее бездействие.

Три раза повторяется слово «все». И эти «все» не смогли оказать сопротивление одному. Учитель кричит, что это народное дело, а народ бездействует. Шукшин знает и слабые и сильные стороны своего народа и изображает их правдиво и объективно.

И всё же народ осудил Николая.

Кто он теперь для них?

«Идиот», «идол», «харя необразованная».

Что сказала ему мать, узнав о его поступке?

«Колька, идол ты окаянный…». (Зачитываем отрывок)

Сумел ли Николай воспользоваться плодами своего труда? Добыл ли он кирпич? Почему?

« Покрошилось много, ага… Не знаю, как их потом долбать… попробовал ломиком – крепкая зараза. Действительно, литьё!».

«К кирпичам, конечно, ни один дьявол не притронется, – подумал. – Ну и хрен с ними! Сгребу в кучу бульдозером, и пусть крапивой зарастает».

Итак, автор приводит нас к тому, что Николай совершил варварский, бесполезный поступок. И на душе у него, наверное, скверно. Недаром он постоянно пьёт водку, даже поёт, пытаясь всем показать, что несмотря ни на что у него прекрасное настроение.

И как он себя оправдывает? (см. текст)

«Приходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился…». (Зачитываем отрывок)

Был в истории человек по имени Геростат, грек из Малой Азии, которой разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославится. Так и Николай Шурыгин, конечно, прославился на всё село, И будут его помнить.

Только не будет ли ему «мучительно больно» в конце жизни?

Хотелось бы надеяться, что будет.

И ещё одна станция. Село Чебровка, где живёт Сёмка Рысь из рассказа «Мастер».

Как вы думаете, почему из совхоза «Гигант» мы отправляемся в Чебровку?

Главный герой, Сёмка Рысь, поразился красотой церкви. Он захотел её отремонтировать, обращался к церковным и светским властям, но нигде его не поддержали.

Найдите эпизод, где Сёмка любуется этим храмом.

«И стоит в зелени белая красавица. Столько лет стоит…» (Зачитываем отрывок)

Жаль, конечно, что не удалось Сёмке сделать задуманное. Но одно намерение уже само по себе дорого автору и показывает нам «забулдыгу, но непревзойдённого столяра» как человека способного любить и понимать прекрасное. Этот трактором по красоте не пройдётся.

Ещё один рассказ, который мы сегодня обсудим, называется «Гринька Малюгин». И следующая станция - «Бензохранилище».

Главный герой рассказа - Гринька.

Каким он был по мнению односельчан? (см. начало рассказа)

«Был он человек недоразвитый, придурковатый».

Давайте найдём портрет героя.

«Был он здоровенный парень…» (Зачитываем отрывок)

Красив он?

Нет, длинные руки, вытянутое, как у лошади, лицо.

Какая же история с ним приключилась?

Главный герой приехал на бензохранилище. И вдруг там начался пожар. Горели бочки с бензином в одной из машин. Гринька сел в горящую машину и направил её к реке, а сам выпрыгнул и сломал ногу. См. текст. «Гриньку точно кто-то толкнул сзади…»

Что было бы, если бы он этого не сделал?

Взрыв. Очень сильный пожар. Сгорели бы машины, возможно, погибли люди.

Как вели себя другие люди во время пожара?

Какой-то толстый мужчина (профорг) бегает и кричит: «Давайте брезент! Э-э! Куда вы? Успеем же!.. Э-э!..»

Итак, пока все паникуют, думают о своём спасение, один Гринька, недоразвитый, придурковатый, некрасивый парень сообразил, что нужно сделать. Интересно, как разные люди относятся к поступку Гриньки?

Девушка-корреспондентка

Она пишет о нем статью в газету.

«На другой день Гриньке принесли газету…» (Зачитываем отрывок)

Да, она понимает, что он совершил «мужественный поступок», «рискуя жизнью, спас государственное имущество».

А как к этому же поступку относится мать Гриньки? См. текст.

«И вечно тебя несёт куда-то, дурака. Никто небось не побежал…»

И ещё мать задаёт сыну очень интересный вопрос. Какой?

Деньжонок-то нисколько не дали?

Что ей на это сказал сын?

Ты чо? Ненормальная какая-то…

А сам Гринька считает, что совершил подвиг?

Нет, вот если бы его на Луну запустили… И на вопрос журналистки: «Что вас заставило броситься к горящей машине?». Он отвечает: «Дурость… Я же мог подорваться».

Так какой же он на самом деле Гринька Малюгин?

Человек немного странный, не похожий на других, чудной. Он совершил подвиг, но немного стесняется этого. И совсем не считает, что его должны наградить.

Что это за тип шукшинского героя?

Гриньку можно назвать чудиком.

Какие они эти герои Шукшина?

Это люди, обладающие доброй душой, тянущиеся к прекрасному, к знаниям, к искусству. Поступки этих героев отличаются не корыстным расчётом, а внутренними нравственными понятиями, хотя вряд ли сами герои осознают это: ведь стремление к добру составляет основу их характера, т. е. привычно для них как дыхание.

Да, Гринька Малюгин – чудик. Но именно такие люди на войне совершали подвиги, не думая ни о себе, ни о наградах…

А теперь давайте заглянем на следующую станцию, в село, где живёт семья Андрея Ерина, ещё одного шукшинского «чудика» из рассказа «Микроскоп». Почему Андрея Ерина можно отнести к любимым героям Шукшина?

Потому что он мечтает о недостижимом. Он хочет избавить мир от микробов.

Что же он для этого делает?

Он обманул жену, сказав, что потерял зарплату. А сам купил на эти деньги…

Что же он купил?

Микроскоп.

Зачем столяру микроскоп?

Ему очень интересно, что и в воде и в других жидкостях есть микробы.

Почему же так беспокоят Андрея микробы? Как он сам объясняет это? См. текст.

«Дело в том, что человеку положено жить 150 лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм и, как только он чуток ослабевает, они берут верх»

Мне хочется обратить ваше внимание на тонкий юмор, с которым автор описывает психологию А. Ерина, и его увлечённость.

Какие моменты можете вы назвать, где автор по-доброму смеётся над героем?

Тогда, когда он решил микробов проволокой «накалывать».

Зачитайте.

«Как-то Андрей принёс с работы…» (Зачитываем отрывок)

И когда он побаивается жены со сковородником.

И когда на него нападает азарт любознательности, и он даже на время становится хозяином в доме»

А кто же по-вашему прав в семейном конфликте Андрея и его жены? Что нужнее: шубки детям или микроскоп и борьба с микробами?

Андрей, узнав, что жена отвезла микроскоп в комиссионку, говорит сыну:

«Да… Шубки надо. Ну ладно – шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! На карачках, но ползи в науку – великое дело.. Учись знай. И не пей никогда… Да, они и не пьют, учёные-то. Чего им пить? У их делов хватает и без этого».

Как эти слова влияют на смысл рассказа?

Живёт в А. Ерине тяга к науке. Может быть, из него получился бы хороший врач, учёный, исследователь. И теперь ему хочется, чтобы его мечту осуществил сын.

Почему «чудики» кажутся нам людьми «не от мира сего»?

Потому что они не такие как большинство людей. Они как будто «парят» над действительностью, в них есть стремление к хорошему: к добру, к науке и т. д.

А теперь давайте послушаем синквейны, которые у вас получились?

1)Николай (Шурыгин)

Упрямый, ограниченный.

Ломает, ругается, пьёт.

Николай Шурыгин – современный Геростат.

Крепкий мужик

2) Гринька

Смелый, странный.

Спасает, хвалится, стесняется.

Это герой нашего времени.

Чудик

3)Андрей

Увлечённый, смешной.

Обманывает, исследует, грустит.

В нём погиб учёный.

Чудик

Я очень рада, что вы прочитали предложенные мной рассказы. Подводя итог, мне хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что герои Шукшина – люди реальные, взятые из жизни. Их нельзя разделить на положительных и отрицательных. Надеюсь, что ваше путешествие в мир творчества этого писателя, актёра, режиссера, макавшего своё перо в правду, продолжится, и вы вместе со мной сможете сказать: «Мы – люди, потрясённые Шукшиным».

Домашнее задание: сочинение - миниатюра по одной из тем:

1. Искусство должно учить добру.

2. Над чем заставляют задуматься рассказы Шукшина?

3. Новый тип героя в рассказах Шукшина.


Цели урока:

Знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры;

Развитие умения анализировать рассказ «Микроскоп»;

Формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι. C тадия вызова .

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

ΙΙ. ТЕМА. Целеполагание.

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты ? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

Василий Шукшин

О каких людях идёт речь? Много ли их?

Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г.)

До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Презентация, подготовленная учеником).

1) Родился 25 июля 1929 г. в Сибири, в деревне Сростки. Василию ещё не исполнилось 4-х, когда его отец был арестован и уничтожен как кулак. Семья потеряла кормильца, и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Из рассказа матери, Марии Сергеевны: «Корчевал Вася со мной пни… уставали очень, а он ребёнок ведь совсем был. Несёт лопатку, топор, лом, верёвку – всё тяжёлое, - так вдвоём и шли. Отец у меня был плотник. Я ему и говорю: «Тятя, дай Васе топорик маленький». Подыскал он мальчонке топорик поменьше, а тот был рад, подрубает корешочки – тут ведь лес-то был непроходимый. А он маленько передохнёт и снова. Гляжу, рубашонка-то на нём вся уже мокрая от пота… а после я спрошу: «Устал, сынок?» «Нет, нет, мама, жарко просто, нисколь не устал», - отвечал мне. Читала как-то книгу его – это после смерти Васи –наткнулась на то, где он пишет, что устаёт, как на раскорчёвке пней. Я прямо целый день проплакала: «Господи, когда покаялся-то!»

В 11 он первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он « окончательно решил стать жуликом» . Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают

В поисках заработка переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и помощником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдаёт экстерном экзамены на аттестат зрелости. Некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу коровы, отправляется в Москву – учиться дальше.

2) Ш. хотел поступить в литературный институт , учиться «на писателя». Но к этому времени приём уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подаёт документы в институт кинематографии , где учится в классе известного кинорежиссёра Михаила Ромма.

Но и в этом институте – предмет мечтаний многих молодых людей - непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка» , в которое его пытались

втиснуть. Он хотел говорить о людях. Хотел говорить правду.

Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина-писателя . Всё это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. В августе 1958 г. в журнале «Смена» появился 1-й рассказ В. Шукшина – «Двое на телеге ».

Много трудностей и невзгод ещё выпадает на долю Шукшина: не выпустят на экран его 1-й дипломный фильм, 5 лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем – уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, - ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы с «живописным пустырём» под окнами, но самое главное – рождение писателя – произошло. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять.

Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его суждениями. Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма…

Вопросы для закрепления:

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

- Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

III . «Погружение» в текст рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

    Словарная работа:

«Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

2. Выявление смыслового понимания текста.

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»? Почему?

Каков сюжет рассказа?

Какова тема? (Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он з простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.)

3. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение с начала до слов: «Он обзываться вслух не смел»

Кто прав, по-вашему, в конфликте? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

2) «Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

3) Сравнение героев рассказа.

Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

4) Характеристика

Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Имя героя

Внешность

Черты характера

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

5) Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

6) Юмор. В рассказе немало смешного. (предварительное задание:приведите примеры).

в рассказе «Микроскоп»

Примеры

Эффект двойного разоблачения

«….Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

«Кого присудить? Не понял Сергей. Андрей похолодел.»

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

образа мыслей.

«Догонют да ищо раз выдадут».

«Какого хрена болтаешься по дворам».

Емкость, многозначность слова

Скважина

Особенности героев и манеры Шукшина. Вывод:

Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

IV . Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

VI . Итог урока.

В чём проявился талант писателя?

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII . Рефлексия (использование смайликов, как показателя уровня качества урока).

Резерв

Кому из героев принадлежат эти слова?

Зоя Ерина

Андрей Ерин

    «Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел ребенок

босыми ногами, м пожалуйста подцепил».

Учёные. У них микроскопы-то получше нашего –

все видят. И молчат. Не хотят расстраивать

народ».

    Дело в том,…что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается,

    почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку».

«Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

3. «…будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные!...»

«Пешком! Пешком – туда и назад, скважина! А где, так ищо

побежишь – штоб не опоздать».

Работа в парах с текстами рассказов“Микроскоп” (отмечены детьми заранее)

Задание: На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказов, заполнив листы.

VIII .Домашнее задание:

Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

Особенности рассказов В. Шукшина

Создавая свои рассказы, В. Шукшин ориентировался на устное народное творчество. Он отмечал, что народному искусству чужды «пустое баловство», «манерность», «холодная игра ума».

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли <…> Тут – почему я и говорю искусство устного рассказа – всегда был свой неожиданный прием, свой особенный фокус. Народный рассказчик – это и драматург, и актёр, а вернее, целый театр в одном лице. Он и ситуации сочиняет, и проигрывает диалоги за всех действующих лиц, и комментирует действие… Но всё это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главными оставался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое.

К чему я всё это говорю? Да к тому, что я стараюсь в своей работе делать то же самое».

В статье «Нравственность есть правда» он пишет: «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером высекаю из бумаги живые голоса людей». В этой же статье читаем: «Вот рассказы, какими они должны быть: 1. Рассказ-судьба. 2. Рассказ-характер. 3. Рассказ-исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот. Нет, литература – это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

(По статье В. А. Апухтиной «Рассказ. Ситуации и характеры»
в книге «Проза В. Шукшина»)

VI . Работа с текстом.

«Один из рассказов Василия Шукшина так и называется – «Чудик» . Не самый заметный, пожалуй. Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено» .
Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное.
В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» .
В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» .
Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать.
“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.
Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж.
Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.