Саул Розенцвейг (англ. Saul Rosenzweig; 7 февраля 1907, Бостон - 9 августа 2004, Сент-Луис) - американский психолог и психотерапевт. Специалист по проблемам личности, психодиагностике, шизофрении. Автор теории фрустрации, на основе которой им был разработан «тест рисуночной фрустрации Розенцвейга» (1945).

Биография

Родился в Бостоне 7 февраля 1907 года. Его дед, синагогальный кантор, эмигрировал из России в 1890 году с сыном Давидом, который впоследствии стал ювелиром и часовщиком. Мать, Этта Тател, была занята в ипотеке. У Саула была сестра Рут и брат Меер, утонувший в девятнадцатилетнем возрасте. В возрасте тринадцати лет в результате нечастного случая Саул перестал видеть левым глазом. Закончив Гарвардский колледж в 1932 году, работал в Ворчестерской городской больнице и Университете Кларка, после чего стал главным психологом в Западном Государственном Психиатрическом Институте. Розенцвейг преподавал в Университете Вашингтона в Сент-Луисе с 1948 года до 1975, после вышел на пенсию. Саул Розенцвейг умер 9 августа 2004 года в возрасте 97 лет.

Научная работа

Психолог стал известным после публикации ряда научных работ, где им обсуждались общие факторы психотерапии. Он говорил о том, что все модели терапии должны быть одинаково удачными, благодаря компетентности терапевта и использованию общих факторов, которые помогают пациентам. Его предположение получило название «Вердикт птицы Додо» или «Гипотеза птицы Додо». Додо - персонаж из книги Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес», в которой птица Додо организовала соревнование в беге по кругу, где каждый участник начинал и прекращал бегать, когда ему вздумается. После того, как соревнование закончилось, птица Додо сказала: «Победил каждый, и все должны получить призы!»

Исследования агрессии и фрустрации

Больше всего психолога прославили его исследования агрессии, которые привели к созданию «Теста рисуночной фрустрации Розенцвейга», который выявляет скрытую враждебность человека. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга считается полупроективной методикой и включает в себя исследование вербальной продукции испытуемого на неоднозначные стимулы на карточках. Тест существует в версии для ребенка, подростка, и взрослого. Целью исследования считается оценка того, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации. Тест допускает, что то, каким образом респондент ответит на каждую фрустрирующую ситуацию, будет отражать то, как они будут реагировать в ситуации фрустрации. Достоинство данной методики состоит в том, что с помощью неё было обозначено три типа агрессии. Первое направление агрессии - вовне, направленное на окружающих людей и предметы. Второй тип агрессии - агрессия, направленная испытуемым на самого себя. Последний тип - агрессия, направленная вникуда, отрицающая наличие фрустратора.

С. Розенцвейг выделял три типа ситуаций-фрустраторов: лишение (privation), потеря (deprivation) и конфликт. Лишением Розенцвейг называл ситуацию отсутствия средств для достижения цели (может быть внешней по отношению к субъекту и внутренней). В качестве потери можно привести ситуацию потери близкого человека, или дорогого предмета, внутренней потерей можно назвать потерю силы или интеллекта. Ситуация конфликта может быть так же внешней и внутренней. Внешний конфликт связан, скорее, с другими людьми, в то время как внутренний конфликт коренится внутри субъекта. Выносливость по отношению к фрустрирующим ситуациям называют фрустрационной толерантностью, она означает «отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов». Тест Розенцвейга направлен на исследование реакций на ситуацию фрустрации и способов выхода из этой ситуации. Стимульный материал содержит 24 рисунка, представляющих разные жизненные ситуации в форме «комикса» с пропущенным диалоговым окном, куда испытуемый должен вставить высказывание, которое бы он применил в данной ситуации. В тесте у персонажей удалены черты лица, чтобы способствовать проекции этих черт на материал у испытуемого.

Данная методика направлена на определение реакции на неудачу и изучение способов, выбранных тестируемым для разрешения возникших сложностей. Другими словами, объектом анализа выступает индивидуальная фрустрация – тип эмоционального состояния, выражающийся во внутреннем беспокойстве индивидуума как результате реакции на негативные события последних дней. Представленная методика, позволяющая сегодня пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, дает возможность изучить реакцию испытуемого на:
  • Агрессию
  • Апатию
  • Идентификацию
  • Компенсацию
  • Перемещение
  • Подавление
  • Проекцию
  • Рационализацию
  • Регрессию
  • Фантазию
  • Фиксацию
  • Относящаяся к классу проективных тестов, она предлагает тестируемому 24 жизненных ситуации. В 16 из них воспроизводится сцена какого-то момента жизни, где человек сталкивается с определенными препятствиями. В 8 тестируемый условно является объектом обвинения. При этом обе группы ситуаций имеют общий раздражитель – тот фактор, который активировал режим «столкновения с препятствием», а после вызвал ощущение фрустрации. При этом абсолютно не играет роли как человек, решивший пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, воспринимает происходящее – как «препятствие» или как «обвинение».

    Выявление скрытой агрессии и фрустрации – прикладной значение методики

    Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга ставит главной задачей – вывить скрытую враждебность испытуемого. При этом он предполагает дополнительно определение типа агрессии:
  • Внешняя (экстрапутивная) – направлена на все, что человека окружает
  • Внутренняя (интропутивная)– в роли объекта агрессии выступает сам испытуемый
  • В никуда (инпутивная)– являющаяся следствием отрицания фрустратора
  • При этом барьер (фрустратор) также мог быть неоднозначным:
  • Лишение – отсутствие возможности достичь поставленную цель
  • Потеря – лишение какой-то вещи, близкого человека, внутренней силы и т.д.
  • Конфликт – наличие ситуации, вызывающей внутреннее напряжение
  • Попутно выделялось такое понятие, как «фрустрационная толерантность» – устойчивость тестируемого к фрустрирующим ситуациям (отсутствие выраженной реакции на раздражитель).


    В конечном итоге лицам, решившимся пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, помогали не только определить адекватность реакций на происходящее, но и выявить наиболее часто используемые тестируемым способы его преодоления.

    Теоретические основы

    Каждый из полученных ответов, согласно теории Розенцвейга**, оценивается по 2-м критериям:
  • Направлению реакции
  • Типу реакции
  • В свою очередь, направление реакции может быть экстрапунитивным, интропунитивным и импунитивным. Первый тип направления реакции выражается в проявлении агрессии к внешней среде. Здесь акцент ставится на степени фрустрирующей ситуации. Индивидуум передает право разрешения проблемы кому-то на стороне. Второй тип характеризует человека с глубоким чувством самокритики. Источником проблем и лицом, способным их решить, он видит исключительно себя. Третий тип говорит о том, что человек видит происходящее следствием неизбежности. Решив пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, он в конечном итоге выясняет, что «его» решение проблем зависит только от времени и терпения.
    Тип реакции бывает препятственно-доминантным, самозащитным и необходимо-упорствующим. Первый акцентирует внимание на «препятствии» вне зависимости от того, какую оценку ему дает сам тестируемый – положительную, нейтральную или отрицательную. Второй берет за основу самозащиту. Испытуемый всеми силами пытается найти себе оправдание, ищет причины возникновения проблемы вовне. Третий тип предполагает взятие установки на удовлетворение собственных потребностей. Человек в зависимости от ряда сторонних факторов имеет разные взгляды на происходящее в то или иное время.

    Он либо ищет пути разрешения конфликта, либо перекладывает эту ответственность на другого, либо позволяет ситуации «плыть по течению», надеясь на ее разрешение спустя необходимое для этого время.

    Розенцвейг (Rosenzweig) Саул (род. 1907) - американский психолог. Профессор университета Сент - Луис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест - рисуночную методику фрустрации.
    Сочинения.
    Psychodiagnostics. 1949;
    The Picture - assotiation Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration. 1945.

    • - основатель Израильско-Иудейского царства...

      Исторический словарь

    • - основатель Израильско-Иудейского царства. Выдвинулся впервые как полководец во время битвы с аммонитянами за г. Ябеш и был избран царем на собрании израильск. племен. союза...

      Древний мир. Энциклопедический словарь

    • - ; см. тж -ЦАРЬ) Я солнце предпочитаю Зайчику мерклых зеркал, Как Саул, я нашел и знаю Царство, что не искал! Куз917 ; Пью - не напьюсь...

      Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    • - Франц - немецко-евр. мыслитель, один из инициаторов т.н. “диалогического мышления” в 20 в. Изучал медицину, историю и философию в Берлин, и Фрейбург. ун-тах; защитил дис. о духовно-идеалистич...

      Энциклопедия культурологии

    • - Розенцвейг наиболее известен своими исследованиями и теориями фрустрации и агрессии...

      Психологическая энциклопедия

    • - " или "одолженный "): 1) сын знатного вениамитянина см. Киса. С. был красив и высок ростом. Господь привел его к пр. Самуилу, чтобы тот помазал его в цари Израиля...

      Библейская энциклопедия Брокгауза

    • - первый царь израильско-иудейского государства, в ветхозаветном повествовании воплощение правителя, поставленного на царство по воле бога, но ставшего ему «неугодным»...

      Энциклопедия мифологии

    • - Франц - немецкий философ-диалогист. Изучал медицину, затем историю, написал докторскую диссертацию по философии Гегеля. Во время первой мировой войны был на фронте...

      Новейший философский словарь

    • - Франц - немецкий философ-диалогист. Изучал медицину, затем историю, написал докторскую диссертацию по философии Гегеля. Во время Первой мировой войны был на фронте...

      История философии

    • - в Ветхом Завете, первый царь Израиля. Сын Киса из колена Вениаминова, он был помазан на царство пророком Самуилом, когда народ потребовал дать ему царя. Публичное избрание Саула царем произошло в Массифе...

      Энциклопедия Кольера

    • - основатель Израильско-Иудейского царства. Выдвинулся впервые как полководец во время войны с аммонитянами за г. Ябеш и был избран царем на собрании израильского племенного союза...

      Советская историческая энциклопедия

    • - педагог, род. в 1831 г. в Житомире, ум. в 1903 г. в С.-Петербурге...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - Франц - религиозный мыслитель экзистенциального направления, переводчикОсновные интересы: философия иудаизма и языка. В 1905-14 преподает в различных университетах...

      Философская энциклопедия

    • - австрийский ориенталист, профессор восточной академии в Вене. Известен переводами с персидского языка на немецкий, которые он издал вместе с персидским текстом...
    • - первый царь еврейского народа, помазанный на царство Самуилом по желанию народа в XI в. до Р. Хр. Избрание царем этого простого, хотя и зажиточного вениамитянина, который пошел искать потерявшихся ослиц, а нашел...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - основатель Израильско-Иудейского царства. Выдвинулся впервые как полководец во время войны с племенами аммонитян за г. Явеш и был избран царём на народном собрании израильского племенного союза...

      Большая Советская энциклопедия

    "Розенцвейг Саул" в книгах

    Саул (Saul)

    Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

    Саул (Saul) Трагедия (1782)Давид приходит ночью в стан израильтян в Гелвуе. Он вынужден скрываться от царя Саула, к которому питает сыновние чувства. Раньше и Саул любил его, он сам избрал Давида в супруги для любимой дочери Мелхолы. «Но выкуп / Зловещий - сотню вражеских голов

    Саул

    Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

    Саул Саул – первый царь еврейского народа, помазанный на царство Самуилом, по желанию народа, в XI в. до Р. Хр. Избрание царем этого простого, хотя и зажиточного вениамитянина, который пошел искать потерявшихся ослиц, а нашел царство, переносит нас в эпоху первичной стадии

    Саул

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

    РОЗЕНЦВЕЙГ Франц (1886-1929)

    Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

    РОЗЕНЦВЕЙГ Франц (1886-1929) - немецкий философ-диалогист. Изучал медицину, затем историю, написал докторскую диссертацию по философии Гегеля (1912). Во время первой мировой войны был на фронте. В 1919 стал одним из основателей Свободной Еврейской Академии. В 1922 заболел тяжелой

    Гэри Розенцвейг Adobe Flash. Создание аркад, головоломок и других игр с помощью ActionScript

    Из книги Adobe Flash. Создание аркад, головоломок и других игр с помощью ActionScript автора Розенцвейг Гэри

    Гэри Розенцвейг Adobe Flash. Создание аркад, головоломок и других игр с помощью

    Саул

    Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

    Саул Царь, создавший Израиль и сохранивший за собой жреческие обязанности вождя племени Смерть СаулаОслабление Египта способствовало тому, что в зависимой от него Палестине стали образовываться независимые государства. Одним из них стало Израильское царство,

    8:1 - 15:35 Самуил и Саул

    автора Карсон Дональд

    8:1 - 15:35 Самуил и Саул Этот раздел представляет нам всю цепь событий, которые привели Саула на царский престол. Установление монархии означало огромные изменения в управлении и организации Израиля. Столь значительные перемены заслуживают основательного обсуждения,

    16:1–31:13 Саул и Давид

    Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

    16:1–31:13 Саул и Давид Остальная часть повествования 1 книги Царств посвящена истории взаимоотношений Саула и Давида. Самуил после помазания Давида на царство тихо и незаметно уходит со сцены. Саул отвержен, хотя Бог позволил ему оставаться на царском престоле до конца его

    САУЛ И ДАВИД

    Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

    САУЛ И ДАВИД САМУИЛУ одного человека по имени Елкана было две жены: Анна и Феннана. У Феннаны рождались дети, а у Анны нет. В тот день, когда Елкана приносил жертву Богу, он угощал Феннану, сыновей, дочерей, но Анне давал часть особую, потому что очень ее любил. Феннана же

    Саул и Давид

    Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

    Саул и Давид Когда Самуил состарился, власть свою он передал сыновьям, но сыновья его брали взятки и судили несправедливо. По этому случаю старейшины еврейские пришли к Самуилу и стали просить, чтобы он поставил им царя. Самуил сказал на это: «Зачем вам царь, когда вы

    Саул

    Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

    Саул После смерти Илия Самуил был судьёй над Израилем до глубокой старости. Из года в год он обходил Вефиль, Галгал и Массифу, а потом возвращался в Рамафаим-Цофим и судил народ во всех этих местах. Когда Самуил состарился, то поставил судьями своих сыновей, Иоиля и Авию. Но

    САУЛ И ДАВИД

    Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

    САУЛ И ДАВИД САМУИЛ У одного человека по имени Елкана было две жены: Анна и Феннана. У Феннаны рождались дети, а у Анны нет. В тот день, когда Елкана приносил жертву Богу, он угощал Феннану, сыновей, дочерей, но Анне давал часть особую, потому что очень ее любил. Феннана же

    Саул

    Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

    Саул Как бы успешны ни были действия Самуила, положение оставалось неудовлетворительным. Он лишь удерживал ситуацию, чтобы она не стала хуже, и никаких признаков улучшения не наблюдалось. Необходимо было не просто отражать нападения филистимлян, а победить их. Поэтому,

    Саул у волхвицы

    Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

    Саул у волхвицы В это время умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его.Собрались Филистимляне и стали станом в Сонаме, а Саул собрал весь народ Израильский и стали они станом на Гелвуе. Когда увидел Саул стан Филистимский, то

    Саул и Самуил

    Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

    Саул и Самуил После этой победы власть Саула укрепилась. Но Самуил рассматривал Саула лишь как военачальника и запретил ему совершать жертвоприношения. Однажды, когда Саулу стало известно о том, что филистимляне готовят нападение на Израиль, он приказал своему сыну

    Родился в Бостоне 7 февраля 1907 года. Его дед, синагогальный кантор, эмигрировал из России в 1890 году с сыном Давидом, который впоследствии стал ювелиром и часовщиком. Мать, Этта Тател, была занята в ипотеке. У Саула была сестра Рут и брат Меер, утонувший в девятнадцатилетнем возрасте. В возрасте тринадцати лет в результате нечастного случая Саул перестал видеть левым глазом. Закончив Гарвардский колледж в 1932 году, работал в Ворчестерской городской больнице и Университете Кларка, после чего стал главным психологом в Западном Государственном Психиатрическом Институте. Розенцвейг преподавал в Университете Вашингтона в Сент-Луисе с 1948 года до 1975, после вышел на пенсию. Саул Розенцвейг умер 9 августа 2004 года в возрасте 97 лет.

    Научная работа[править | править вики-текст]
    Психолог стал известным после публикации ряда научных работ, где им обсуждались общие факторы психотерапии. Он говорил о том, что все модели терапии должны быть одинаково удачными, благодаря компетентности терапевта и использованию общих факторов, которые помогают пациентам. Его предположение получило название «Вердикт птицы Додо» или «Гипотеза птицы Додо». Додо - персонаж из книги Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес», в которой птица Додо организовала соревнование в беге по кругу, где каждый участник начинал и прекращал бегать, когда ему вздумается. После того, как соревнование закончилось, птица Додо сказала: «Победил каждый, и все должны получить призы!»

    Исследования агрессии и фрустрации[править | править вики-текст]
    Больше всего психолога прославили его исследования агрессии, которые привели к созданию «Теста рисуночной фрустрации Розенцвейга», который выявляет скрытую враждебность человека. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга считается полупроективной методикой и включает в себя исследование вербальной продукции испытуемого на неоднозначные стимулы на карточках. Тест существует в версии для ребенка, подростка, и взрослого. Целью исследования считается оценка того, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации. Тест допускает, что то, каким образом респондент ответит на каждую фрустрирующую ситуацию, будет отражать то, как они будут реагировать в ситуации фрустрации. Достоинство данной методики состоит в том, что с помощью неё было обозначено три типа агрессии. Первое направление агрессии - вовне, направленное на окружающих людей и предметы. Второй тип агрессии - агрессия, направленная испытуемым на самого себя. Последний тип - агрессия, направленная вникуда, отрицающая наличие фрустратора.

    С. Розенцвейг выделял три типа ситуаций-фрустраторов: лишение (privation), потеря (deprivation) и конфликт. Лишением Розенцвейг называл ситуацию отсутствия средств для достижения цели (может быть внешней по отношению к субъекту и внутренней). В качестве потери можно привести ситуацию потери близкого человека, или дорогого предмета, внутренней потерей можно назвать потерю силы или интеллекта. Ситуация конфликта может быть так же внешней и внутренней. Внешний конфликт связан, скорее, с другими людьми, в то время как внутренний конфликт коренится внутри субъекта. Выносливость по отношению к фрустрирующим ситуациям называют фрустрационной толерантностью, она означает «отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов». Тест Розенцвейга направлен на исследование реакций на ситуацию фрустрации и способов выхода из этой ситуации. Стимульный материал содержит 24 рисунка, представляющих разные жизненные ситуации в форме «комикса» с пропущенным диалоговым окном, куда испытуемый должен вставить высказывание, которое бы он применил в данной ситуации. В тесте у персонажей удалены черты лица, чтобы способствовать проекции этих черт на материал у испытуемого.

    Ответы в тесте Розенцвейга делятся на экстрапунитивные (внешнеобвиняющие), импунитивные (примирение) и интрапунитивные (обвиняющие себя). Экстрапунитивные реакции чаще всего сопровождаются гневом и возбуждением. Интрапунитивные реакции сопровождаются виной, угрызениями совести. Импунитивные ответы характеризуются желанием испытуемого отойти от конфликта.

    Розенцвейг выделил три уровня защиты организма от ситуации фрустрации: клеточный, автономный и высший кортикальный. Клеточный уровень защиты, или иммунологический, заключается в биологической защите организма, выработке антител, фагоцитов, и т. д. Автономный уровень, или уровень немедленной необходимости, заключается в защите организма от внешней агрессивной среды. В биологическом плане это проявляется как изменения по типу стресса, а в психологическом плане выражается в виде ярости, страха, или страдания. Высший кортикальный уровень включает в себя собственно защиту «Я» от психологической агрессии и на этом уровне строится теория фрустрации Розенцвейга. Сам С. Розенцвейг говорил о том, что его теория покрывает все уровни защиты и что это разделение достаточно схематично. Эти уровни могут проникать друг в друга, образуя новые комплексы, как, например страдание, беспокойство и страх можно отнести ко всем трем уровням, на самом деле это колебания между разными уровнями. Страдание относится к первому и второму уровню, страх - ко второму и третьему, а беспокойство - к третьему.

    Память[править | править вики-текст]
    Тест Розенцвейга был упомянут в фильме Стэнли Кубрика «Заводной Апельсин».

    Коллекция работ Саула Розенцвейга была сохранена в Архивах Истории Американской Психологии в Университете Акрона. Он Включает в себя работы с 1929 до 2003 года в пяти сериях:

    Корреспонденция
    Основа Идиодинамической теории личности и креативности в литературе
    Психоархеология
    Сексология
    Перепечатки
    Основные работы[править | править вики-текст]
    Rosenzweig S. The Picture-assotiation method and its application in a study of reactions to frustration of personality, 1945.
    Rosenzweig S. Psychodiagnostics, 1949.
    Примечания[править | править вики-текст]
    Анцупов А.Я. (2009), Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург
    Биографические данные
    Перейти к: 1 2 3 Everding, Gerry (August 26, 2004), (Obituary) Saul Rosenzweig, 97, professor emeritus in Arts & Sciences, Washington University in St. Louis
    . (2007), Outline of Rosenzweig Picture-Frustration Study, Violence Institute of New Jersey
    Н.Д. Левитов (1967), Фрустрация как один из видов психических состояний, Вопросы Психологии,№6
    Bloom, Mark (November 2007), Finding Aid for Saul Rosenzweig, Archives of the History of American Psychology, University of Akron

    Краткая история создания методики : разработана в 1945 г. на основе теории фрустрации. Существуют модификации методики предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др. В Отечественной психодиагностике методика использовалась для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н.В. Тарабарина, 1973 г.). Разработаны взрослый, детский и вариант для диагностики подростков.

    Общие теоретические положения : в основе методики лежит разработанная С.Розенцвейгом теория фрустрации (с лат. – обман, тщетное ожидание, расстройство).

    В соответствии с теорией, фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях:

    1) клеточном (действие фагоцитов, антител и т.п.),

    2) автономном – защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом – изменениям, происходящим в организме при стрессе),

    3) кортикальном , психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

    Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конструировании теста, использован принцип соотнесения мотива и преграды.

    Фрустрационная толерантность (ФТ) – способность человека противостоять различного рода трудностям, способность адекватно оценивать возникшую ситуацию и предвидеть выход из нее.

    С повышением уровня развития личности повышается уровень фрустрационной толерантности.

    Данные о валидности и надёжности методики : по данным зарубежных исследователей, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60–0,80. Достаточна высокая валидность, например по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по методике, составляет 0,747. Задания, составляющие тест Розенцвейга, неоднородны. Будут варьироваться переживания (и действия) в отношении ситуаций теста в различных обстоятельствах. Розенцвейг смог выявить достаточно высокие показатели ретестовой надежности методики: для взрослого варианта методики коэффициенты варьировались от +0,71 для испытуемых мужского пола (по шкале импунитивной реакции) до +0,21 для испытуемых женского пола (по рейтингу групповой конформности).



    Цель : диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели, этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта.

    Область применения : Существуют 2 варианта методики: детский вариант методики - от 4 до 14 лет и взрослый вариант методики.

    Организация : толькоиндивидуально, требуемое время 20-30 мин.

    Краткое описание методики: Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра­жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

    1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби­вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.

    2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь.

    Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуа­ция «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.

    Стимульный материал : карточки со схематичными контурными рисунками, на которых изображены 2 или более человек, занятые еще незаконченным разговором, находящиеся во фрустрирующей ситуации, которая создается наличием препятствия или обвинения. Взрослый вариант 24 карточки, детский – 8 карточек. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ.

    * Если испытуемый отказывается отвечать на какую-то карточку, тогда карточку нужно отложить, но потом вернуться (не более двух отказов).



    Обработка результатов : по этой методике выделяется следующая информация: три типа реакций, три направленности реакций, коэффициент групповой конформности (GCR), полный образец поведения, тенденции развития поведения с течением времени.

    Первый этап обработки : ответы оцениваются в 2-х аспектах:

    1. По направленности реакции подразделяются на:

    1) Экстрапунитивные (E) – реакция направлена на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

    2) Интропунитивные (I) – реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

    3) Импунитивные (M) – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    2. По типу реакции:

    1) (OD) Препятственно-доминантные / с фиксацией на препятствии (E’, I", M") – препятствия, вызывающие фрустрацию, акцентируются, независимо от того расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные

    2) (ED) Эго-защитные / с фиксацией на самозащите (E, I, M) – активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека, направлена на защиту своего «Я»

    3) (NP) Потребностно-настойчивые / разрешающие / с фиксацией на удовлетворении потребностей (e, i, m) – постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

    В соответствующей таблице содержатся способы оце­нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци­онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозна­чен как «степень социальной адаптации». Данный пока­затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес­кими.

    Второй этап:

    План обработки результатов :

    1. заполнить таблицу обсчета , подсчитав повторяемость каждого из символов, затем их сумму (сумма по вертикали и горизонтали должна равняться 24)

    - - - - - - - - - - -

    * по каждому протоколу составляется таблица профилей (5 столбцов и 5 строк), в которую вносятся значения – количество встречаемости каждого фактора.

    ** если ответов на одну карточку больше одного, то каждому счетному фактору присваивается такое количество баллов, которое в сумме дает 1 (напр: если на одну карточку получено 2 ответа, то каждому из них присваивается по 0,5 баллов).

    - - - - - - - - - - -

    2. по таблице перевести полученные суммы в проценты

    3. записать в символах полный образец поведения .

    Полный образец поведения «формула» поведения личности в стрессовых ситуациях, состоящая из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения.

    - - - - - - - - - - -

    * Таких образцов 3 вида:

    1 – частота разных направлений ответа, независимо от типа реакции (пр: E>M>I).

    2 – относительная частота типов реакции, независимо от их направленности (пр: OD>ED>NP).

    3 – частота встречаемости трех счетных факторов, независимо от направленности и типа реакции (пр: M’>E>E’=i).

    * выписываем три наиболее часто встречающихся значения ; если какие-то значения повторяются, то факторов может быть больше трех.

    - - - - - - - - - - -

    4. сверить GCR с ключом (по Тарабариной), число совпадений удваивается, затем перевести их в проценты

    Коэффициент групповой конформности (GCR) степень подверженности личности влиянию группы, является меткой социальной адаптации. Чем выше GCR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже GCR, тем сильнее развиты положительные качества – независимость, самостоятельность, оригинальность.

    5. подсчитать тенденции . Для этого подсчитать встречаемость символа (e, i, m, E, I, M, E’, I”, M’) в первой половине ситуаций (до 12 включительно) и во второй половине. Затем из большего числа вычесть меньшее с сохранением знака, разделить разницу на сумму встречаемости этого символа и перевести полученное число в проценты.

    Тенденции поведения количественно отражают динамику изменения показателей методики с течением времени. Они отражают усиление или ослабление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.

    6. общая интерпретация результатов :

    Испытуемый сознательно или подсознательно иденти­фицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

    Первый этап состоит в изучении GCR, который являет­ся важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружаю­щими его лицами, что он недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.

    Второй этап заключается в анализе образцов.

    Начинаем с третьего образца , поскольку он самый информативный.

    Преобладание :

    E’ ответов говорит о тревожности испытуемого, неспособности его быстро оценить изменяющуюся ситуацию и адекватно приспособиться к ней.

    I’ – говорит о стремлении найти в неблагоприятно складывающихся обстоятельствах положительные, выгодные для них моменты.

    M’ – говорит о тенденции недооценивать значимость ситуации и не придавать ей серьезного значения. В основе этой тенденции может лежать один из следующих двух механизмов :

    1) Отношение к трудностям как к «мелочам жизни», как к тому, что не заслуживает внимания. Это характерно для людей с высоким порогом стрессоустойчивости, эмоционально уравновешенных.

    2) Характерен для людей, придающих сверхважное значение затруднениям и предпочитающим лучше отказаться от своих претензий, чем подвергать себя стрессу. Сопровождается высоким нейротизмом, высокой эмоциональной неуравновешенностью.

    * чтобы выяснить – какой из механизмов присутствует у испытуемого, смотрим какой фактор следует за M’ :

    если любой из NP (e, m, i), то у испытуемого присутствует первый механизм;

    если любая большая буква, то – второй механизм.

    E – отражают уровень агрессивности человека. Если ответов E слишком много, это свидетельствует о высокой агрессивности, сильной мотивации поддерживать свой статус на высоте, стремлении первенствовать, нетерпимости к навязыванию чужой воли.

    I – говорит о гибкости, деликатности, воспитанности человека, но чрезмерно высокие значения I могут свидетельствовать о заниженной самооценке, неуверенности в себе и в своем поведении.

    M – говорит о примиренческой позиции, благодушии, бесконфликтности, стремлении поддерживать ровные дружеские отношения с окружающими.

    e – говорит о склонности к управлению другими людьми, претензии на подчинение своему диктату окружающих лиц.

    i – говорит об инициативности, самостоятельности, стремлении полагаться на свои силы.

    m – может говорить о способности переждать неблагоприятную ситуацию, умении держать паузу, дипломатичности. Очень высокий уровень m может говорить о пассивной жизненной установке.

    * если значения каких-то счетных факторов оказывается равным или они отличаются не сильно, то можно говорить о том, что испытуемый использует разнообразные стратегии при реагировании на трудные ситуации.

    Дополнительно проводится анализ первых двух образцов:

    Первый образец:

    · Преобладание экстрапунитивных реакций (E ), особенно, если это реакции эго-защитного типа (ED ), говорит о завышенной самооценке.

    · Большое количество интрапунитивных реакций (I ) свидетельствует о низкой самооценке испытуемого.

    · Высокое число импунитивных реакций (M ) говорит об адекватной самооценке и примиренческой позиции.

    Второй образец:

    · Преобладание реакции препятственно-доминантного типа (OD ):

    – при высоких значениях E’ говорит о том, что субъект фрустрирован, и значит – результаты данного обследования нуждаются в дополнительной проверке ;

    – если сопровождаются высокими значениями M’ , это говорит о склонности субъекта не придавать серьезного значения затруднениям.

    · Преобладание реакции эго-защитного типа (ED ):

    – в сочетании с высокими значениями E , говорит о силе личности;

    – если сопровождается высокими значениями I , это говорит о слабости, подчиненности, ведомости.

    · Преобладание реакций разрешающего типа (NP ) говорит об адекватном реагировании на ситуации, активности, инициативности, фрустрационной толерантности личности.

    В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно неко­торых аспектов адаптации испытуемого к своему социаль­ному окружению. Методика ни в коем случае не дает ма­териала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмо­циональные реакции испытуемого на различные трудно­сти или помехи, которые встают на пути к удовлетворе­нию потребностей, к достижению цели.