Элективный курс «Английский язык: практика письменной речи» для 10-11классов

Разработала: учитель английского языка Бабкина Н.П

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс «Английский язык: практика письменной речи» разработан для учащихся 10-11 классов с учетом их дальнейшей профессиональной филологической ориентации, а также для учащихся, которые планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку. Курс позволяет формировать основы филологической грамотности, поэтапное овладение основами продуктивного письма.

Актуальность создания данного курса обусловлена противоречиями между потребностями учащихся в развитии умений письменной речи, длительностью процесса овладения письменной формой речи и недостаточным учебным временем, выделяемым программой для целенаправленного и полноценного обучения письменному общению.

Данный элективный курс

Сопровождает базовый и направлен на расширение знаний, умений, которые приобретаются на уроках английского языка при обучении письменной речи;

Построен на интеграции английского языка как учебного предмета и нескольких учебных дисциплин, таких как русский язык, литература, информационные технологии;

Ориентирован на учащихся, связывающих своё профессиональное будущее с дальнейшим изучение английского языка.

Основной целью данного элективного курса является совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в области письменной речи.

Данный курс имеет следующие развивающие, воспитательные и общеобразовательные цели:

Развитие социокультурной компетенции, а именно: умение участвовать в письменной коммуникации в соответствие с нормами, принятыми в странах изучаемого языка;

Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению языка, построение учащимися личного профессионального алана,

Совершенствование речевой культуры учащихся.

Достижение данных целей предусматривает решение следующих задач:

Развить практические умения для употребления английского языка в профессиональных целях (создание некоторых видов письменных текстов: деловое письмо, электронное письмо, сочинение с элементами рассуждения);

Расширить (в сравнении с базисным курсом) число видов и типов текстов, уделить особое внимание жанровому разнообразию текстов, их структурным и стилистическим особенностям;

Развить у учащихся умение самостоятельной работы;

Углубить профессиональный интерес, помочь решить задачу профессионального самоопределения учащегося.

Требования к уровню освоения курса

По окончании курса учащиеся должны:

Уметь различать и создавать различные типы текстов (деловое письмо, письмо личного характера, электронное письмо, сочинение с элементами рассуждения);

Освоить языковые особенности, стандартные речевые формулы обслуживающие изучаемые жанры письменной речи;

Владеть логической и культурно-традиционной структурами текстов;

Владеть алгоритмом продуцирования письменного текста;

Уметь использовать соответствующий стиль речи и соблюдать формат письма;

Уметь правильно использовать пунктуационные знаки и внешнее оформление письменных текстов изученных жанров.

В сфере социокультурной учащиеся:

Расширят объём знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка;

Узнают азы профессиональной этики в области письменного делового общения.

В сфере учебно-познавательной данный курс способствует:

Углублению учебных знаний, умений и навыков;

Обогащению словарного запаса, развитию стилистического чутья;

Умению работать с основными типами справочной литературы (словари, справочники, сайты Интернета);

В целом развивает умение использовать английский язык для продолжения образования и самообразования в рамках выбранного профиля.

Структура курса и организация обучения

Программа курса рассчитана на 60 учебных часов и состоит из 7 тематических разделов. Выделяется 4 часа на лекции и 56 часов на практические занятия (написание, анализ, редактирование текстов и т.д.). При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 34 часа в 10 классе и 26 часов – в 11-ом классе. При двух часах занятий неделю курс может быть пройдет за один учебный год в 10-м или 11-м классе.

В основе курса лежат следующие методические принципы:

Коммуникативная направленность;

Социокультурная направленность;

Практическая направленность;

Сотрудничество

Процесс обучения по данному курсу предполагает использование различных приёмов организации речевой деятельности учащихся:

Комментирование понятий;

Анализ организации, содержания, стиля письменных текстов;

Редактирование письменных работ;

Создание собственных письменных продуктов, их презентация и обсуждение;

Работа с электронной почтой.

Курс способствует развитию таких личностных качеств, как умение работать в сотрудничестве: работа в парах и группах, даст учащимся возможность поиска оптимального решения коммуникативных задач.

Контроль уровня обученности

Методы проверки достижения результатов: анкетирование, наблюдение, беседа, презентация письменных продуктов, тесты, метод взаимо- и самооценки. Основная форма контроля –портфолио. Это коллекция самостоятельно выполненных учебных продуктов, профессиональных продуктов, текстов рефлексивного плана о динамике качества обучения и учебных достижений. В ряду инновационных технологий обучения иностранным языкам портфолио выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития учащихся. Старшеклассники осознанно и целенаправленно отбирают образцы своих работ для включения в портфель. Более того, его ключевыми элементами является рефлексия изучающего языка и самомониторинг. В языковом порфолио посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты процесса изучения иностранного языка, что способствует созданию условий для развития их учебной компетенции и автономии.

Методический аппарат программы

Методические инструкции сопровождают каждый тематический раздел курса и учитывают подготовку, проведение занятий и подведение итогов.

Предусмотрены варианты заданий в зависимости от наполняемости группы, интересов учащихся. Даны также рекомендации по алгоритмизации рассмотрения заданий и продуцирования письменных текстов.

Тема 1.Особенности письменного текста и его отличия от устного.

Основы целостного подхода к тексту. Основные сведения о структуре и функционировании письменного текста.

Тема 2. Личная переписка.

1. Письмо личного характера.

2. Письма-приглашения, выражения благодарности, соболезнование.

Логическая и культурно-традиционная структура текстов. Стандартные речевые формулы.

Тема 3. Деловая переписка.

1. Структура и особенности оформления деловых писем. Форматы деловых писем.

Разделы делового письма: адрес отправителя, ссылка, дата, адрес получателя, обращение, тема письма, подписной блок. Особенности написания адресов в США, Великобритании и России. Оформление конверта.

2. Стиль и содержание деловых писем.

Формальные и неформальные стили. Текст письма как основной информационный компонент: письмо-предложение, письмо-запрос информации, письмо-заказ, письмо-жалоба и ответы на них. Сочетания, штампы для написания деловых писем. Виды сокращения, используемые при оформлении деловой корреспонденцию. Американский и британский варианты английского языка при написании деловых писем.

3. Переписка при устройстве на работу/учёбу.

Правила составления письма-заявления, резюме, CV, заполнение анкеты.

Тема 4. Электронное письмо.

Языковые и культурные особенности электронной коммуникации по сравнению с личным и деловым письмом, этикет и правила поведения в Интернете.

Тема 5. Сочинение с элементами рассуждения.

1. Алгоритм создания и структура сочинения с элементами рассуждения.

Композиция сочинения. Деление текста на абзацы. Связность, логичность построения текста, адекватное применение логических средств связи в тексте.

Постановка проблемы. Выражение собственного суждения с аргументацией. Формулировка противоположных мнений и аргументов против них. Вывод и заключение. Соответствие объёма высказывания поставленной задаче. Адекватное использование различных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. Некоторые стилистические приёмы: синонимы, сравнение, контраст, родственные слова, параллельные конструкции, лексический повтор. Использование пунктуационных знаков.

Тема 6. Обобщающий урок.

Презентация портфолио «Мои творческие работы на английском языке».

УЧЕБНО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема, подтема

Кол-во уроков

Формы работы

Формы контроля

Семи-нары

Особенности письменного текста и его отличия от устного.

Лекция с элементами беседы.

Конспект лекции. Беседа. Анкетирование.

Личная переписка.

Письмо личного характера.

Анализ образцов писем: содержание и организация текста, использование различных стилей (формального, неформального, дружеского).

Написание писем личного характера. Само- и взаимопроверка писем по критериям.

Открытки, письма-благодарности, соболезнования, приглашения.

Анализ образцов личной переписки: открыток, писем-благодарностей, приглашений, выражения соболезнования.

Написание открыток, писем-благодарностей, приглашений, выражения соболезнования. Текст на знание лексико-грамматических особенностей личной переписки.

Деловая переписка.

Структура и особенности оформления деловых писем. Форматы деловых писем.

Чтение и анализ деловых писем. Обсуждение различных форматов деловых писем, адресов, подписных блоков и т.д.

Беседа. Написание писем различных форматов, написание адресов в США, Великобритании и России, написание дат, подписных блоков.

Стиль и содержание деловых писем.

Анализ деловых писем, их размера, начала и завершения, основного содержания. Формальный и неформальный стили деловых писем.

Составление деловых писем различных стилей.

Переписка при устройстве на работу/учебу.

Анализ структуры и содержания письма-заявления, резюме, CV, анкет.

Написание письма-заявления, резюме, CV, заполнение анкет.

Электронное письмо.

Чтение, анализ различных e-mail сообщений.

Тест на знание особенностей написания e-mail. Оформление электронного письма.

Сочинение с элементами рассуждения.

Алгоритм и структура сочинения с элементами рассуждения.

Ознакомление с алгоритмом наполнения и структурой сочинений. Анализ образцов сочинений.

Написание черновых вариантов сочинений.

Анализ образцов сочинений по критерию «Содержание».

Написание конечного варианта сочинений. Само- и взаимопроверка сочинений по критериям.

Обобщающий урок.

Презентация порфолио «Мои творческие работы на английском языке».

Оценка портфолио.

Литература

Для учителя:

    Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе (ИЯШ). 2004. №4.

    Бим И. Л., Вайсбурд М.Л., Грачева Н.П. и др. Рекомендации по организации препрофильной подготовки с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Английский язык в школе (АЯШ). 2003. №3.

    Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку –принципы и практика // АЯШ. 2006.№3.

    Орехова И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам //ИЯШ. 2004. №5.

    Тарнаева Л. П. Культура и общение: Пишем по-английски.-СПб.: Союз, 2001.

Для учащихся:

    Болтнева О. Ю. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи. –М.: Дрофа, 2004.

    Гроза О. Л., Деревянко Н. Н. и др. New Millennium English.-Обнинск: Титул, 2006.

    Дворецкая О. Б., Казырбаева Н. Ю.,Новикова Н. В. Деловой английский для школы.- Обнинск: Титул, 2006.

    Музланова Е. С. Английский язык. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ: Письмо. – М.: АСТ, 2009.

    Стрельникова О. Writing an Essay // Английский язык. 2009.№5.

    Шмакова О. В., Тарабунова Н. В. Учимся писать по-английски. – М: АСТ, 2005.

Приложение

Оценочный лист из раздела портфолио «Рефлексия»

Now I Can!

Have you ever thought skills you be successful in writing? To indentify your writing skills more accurately make use of this Student`s Evaluation Card.

Choose the colour which correspondents to your level:

GREEN I can it very well!

YELLOW I can do it but I have some difficulties!

RED I can not do it without support or I make a lot of mistakes!

Student`s Evaluation Card.

CAN I…

Date 10.09.20…

Date 10.01.20…

…write about a problem I am interested in?

…write clearly expressing the main idea?

…give and ask for information?

…write without gross grammar mistakes?

…use a wide range of vocabulary?

…use stylistic devices (metaphors, comparisons, etc?

…adjust the style and register of my writing to the reader?

…describe people, objects and places?

…organize a piece of writing (paragraphing, linking) well?

…use informal style?

…use formal style?

…write different types of letters (invitation, congratulation, complain, etc.)?

…fill in an application form for employment?

…write an e-mail to my foreign friend?

…write an ‘Opinion’ Essay?

…write a ‘For’ and ‘Against’ Essay?

…use a computer spelling program?

1 .– me, 2 .-my neighbour, 3 .- group, 4 .- teacher

Pay attention to the colours in the boxes. If they are green, you can try to take a proficiency exam right now.

If your colours are mostly yellow, you should go on practicing your writing skills.

If all colours are red, you have a long way ahead.

Портал PhDRu предлагает аспирантам и соискателям учёной степени кандидата наук ознакомиться с пособием А.С.Числовой и А.С.Акоповой «Учебное пособие по практике письменной речи английского языка для магистрантов и аспирантов (очной и заочной формы обучения)» .

Настоящее пособие предназначено для развития навыков письменной речи у студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов университета, а также для всех желающих совершенствовать навыки письменной речи. Цель пособия - развить у обучающихся навыки письма и написания короткого сочинения с перечнем основных требований к нему и критериям оценки, ознакомить магистрантов и аспирантов со схемой написания реферата, доклада, а также резюме. Предлагаемая работа обусловлена следующими мотивами. В настоящее время все больше и больше возможностей общаться письменно, через электронную почту, которая является самой быстрой на сегодняшний день. Оценка навыков и умений овладения иностранным языком в образовательной системе тесно связана с прогрессом в письменных видах работы. Из практики опытного педагога известно, что обучающиеся часто обеспокоены таким аспектом обучения на английском языке, как письмо. Они с такой же боязнью относятся к написанию абзаца, как и к написанию исследовательской работы. Их волнует то, смогут ли они выразить свои мысли ясно, без ограничений в правильности использования грамматики, пунктуации, орфографии. Часто, на первых порах обучения языку, мало внимания уделяется творческому аспекту письма, т.к. все внимание сосредоточено на грамматике, пунктуации, орфографии. Именно поэтому у обучающихся развивается страх перед письменными заданиями, а все то, что они напишут, кажется им, состоит сплошь из ошибок. Эти страхи мешают им и часто делают процесс письма как медленным, так и безрезультативным. На более высоком уровне обучения языку больше внимания уделяется развитию продвинутых элементов письма, таких как абзац, маленькая заметка, эссе или небольшой исследовательский доклад. Обучающиеся, однако, встречаясь со своими опасениями при письме, не чувствуют себя комфортно при свободном течении мысли. А это ведет к закостенелому, скучному, плохо развитому, не творческому навыку письма. Для того, чтобы помочь обучающимся сфокусироваться на идее, а не форме, помочь преодолеть страхи перед орфографией, пунктуацией и грамматическими ошибками, авторы и предлагают эту разработку. Наша цель, поэтому, помочь обучающимся создавать самостоятельные композиции.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Факультет английской филологии

Кафедра английской филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Практика устной и письменной речи

Направление: 520500 - лингвистика,

программа подготовки

бакалавров

Степень – бакалавр лингвистики

Семестры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Составители: к. ф.н., проф. , к. ф.н., доц. ., к. ф.н., проф. , к. ф.н., проф. , к. ф.н. доцент

Рецензенты:

Д. ф.н. профессор кафедры лексики английского языка Московского педагогического государственного университета

О. Г, Чупрына

К. ф.н. профессор кафедры английской филологии факультета английской филологии Института иностранных языков ГОУ ВПО МГПУ

Практика устной и письменной речи английского языка

Учебно-методический комплекс.

Согласно данной программе процесс обучения иностранному языку в курсе практики речи делится на два этапа, которые отличаются друг от друга объёмом и спецификой изучаемого материала, целями, содержанием и методикой работы, а также характером взаимодействия с теоретическими курсами. На обоих этапах преподавание языка строится на основе современных методов, приемов, средств и форм обучения, определяется когнитивно-коммуникативной и профессиональной направленностью, оптимальным сочетанием аудиторной, лабораторной и внеаудиторной работы студентов, постепенным увеличением удельного веса их самостоятельной работы, последовательным переходом от простого к сложному. В курсе практики устной и письменной речи используются преимущественно аутентичные учебные материалы, высококачественные отечественные и зарубежные учебники и учебные пособия , аудио - и видеозаписи , мультимедийные средства обучения, книги для чтения, сложность которых соответствует тому или иному этапу обучения.

Для достижения сформулированной выше цели студенты по дисциплине «Практика устной и письменной речи» должны быть сориентированы на выполнение следующих задач:

1) развитие коммуникативных умений при составлении монологического и диалогического высказываний, включая умения осуществлять устное и письменное высказывание;

2) усвоение необходимого количества лексических единиц, обогащение и дифференциация вокабуляра;

3) развитие и совершенствование навыков речевого поведения в разнообразных условиях общения с учетом современных требований политкорректности;

4) развитие способности извлекать информацию из текстов разных уровней сложности;

5) развитие способности составлять резюме, предлагать развернутую аргументацию своей точки зрения, интерпретировать и комментировать изучаемые тексты различных функциональных стилей; ,t."

6) совершенствование фонетического оформления речи, овладение навыками транскрибирования;

7) усвоение грамматических особенностей изучаемого языка;

8) формирование умения самостоятельно решать коммуникативно-познавательные задачи творческого и поискового характера.

5. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина:

Научно-методическая

Социально-педагогическая

Научно- исследовательская

В программе раскрывается содержание и особенности учебной работы на каждом курсе, формируются конечные требования по каждому году обучения, приводится примерная речевая тематика, требования к экзаменам, образцы экзаменационных билетов и контрольных работ , а также списки рекомендуемой литературы.

П. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент, изучающий дисциплину «Практика устной и письменной речи» должен: иметь представление о

Фонетическом и грамматическом строе английского языка;

стилистической маркированности и парадигматической стратификации вокабуляра английского языка, о различных лексико-грамматических разрядах;

Сочетаемостных особенностях лексических единиц современного английского
языка;

Социально - культурном фоне страны изучаемого языка, его лингво-
культурологических характеристиках;

владеть

элементами фонетического, грамматического, /лексикологического и стилистического терминологического аппарата;

Основами языкового и интерпретационного анализа;

Умениями составлять доклады, эссе, резюме, выполнять проектную работу;

Навыками работы с лексикографическими источниками, в том числе
электронными;

Умением ориентироваться в современных социальных и культурных реалиях
стран изучаемого языка;

знать

уметь

Свободно владеть всеми видами речевой деятельности на английском языке в рамках, заложенных в Государственных Стандартах по дисциплине;

Осуществлять теоретическое обобщение практических знаний в области лексики, фразеологии и стилистики английского языка;

Анализировать конкретный языковой материал в объеме изучаемой дисциплины;

Делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим языковым
материалом.

III . Структура учебной дисциплины.

Структура курса устной и письменной речи предусматривает в основном практические занятия в небольших группах по 8-10 человек, что позволяет обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту. Курс также предусматривает самостоятельное изучение студентами ряда тем на основе рекомендованных источников, а также самостоятельное направление определенных заданий, в том числе с помощью электронных носителей, включая лабораторные, контрольные и самостоятельные работы. В частности в ходе самостоятельной работы студенты изучают специальную литературу, выполняют задания по стилистическому анализу, готовят рефераты и выступления по соответствующим разделам учебной дисциплины, интерпретируют художественные тексты.

Во время проведения практических занятий студентам предлагается системное изложение лексико-грамматических основ языка, особое внимание обращается на проблемные вопросы курса, на развитие способности анализировать конкретный языковой материал, но прежде всего на этих занятиях студент совершенствует практическое владение изучаемым языком, часто в сопоставлении с родным языком учащихся.

II ЧАСТЬ

I КУРС

1. Описание

Описание УМКД, составной частью которого являются настоящие методические рекомендации ;

Виды учебной работы (аудиторные занятия, в том числе лекции, семинары, практические и лабораторные занятия /лабораторный практикум, самостоятельная работа студентов) и их трудоемкость в соответствии с учебным планом (в часах/ в часах и кредитах), общая трудоемкость дисциплины, вид контроля (зачет/экзамен)

Тематический план курса на каждый семестр:

Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ и т. п., курсовых и дипломных работ ;

Требования и примерные вопросы к зачету (экзамену);

Тесты для самоконтроля по всему курсу или отдельным темам:

Список Интернет ресурсов по дисциплине (по желанию);

Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ (по желанию).

2. Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Практические занятия

Занятий

само­стоятель­ная рабо­та

Всего по дддисцип­лине

Вид итогового контроля

3.1. Тематический план.

Названия тем, их содержание, объем в часах.

I семестр

Название темы

Практические занятия

Здоровье человека. Болезни и легкие недомогания. Самочувствие человека и влияние погоды на ощущения людей. Различные способы приветствия и прощания.

Семья и человек. Характер людей. Родственные и дружественные связи. Взаимоотношения человека с родственниками и друзьями.

Профессии. Сложности при выборе профессий. Описание различных видов деятельности человека. Человек как составляющая часть общества. Ценность каждой выбранной профессию Продвижение по служебной лестнице. Взлеты и падения на пути к достижению успеха в карьерном росте.

Сложности, возникающие в процессе обучения. Канцелярские принадлежности. Обучение в школе. Взаимодействие учителя и ученика в ходе обучения. Обучение как важная часть становления человека.

Человек и его «крепость». Обустройство дома и квартиры. Быт, окружающий человека. Характеристика различных типов жилья. Предметы повседневной необходимости.

Дни недели и месяцы. Сложности, возникающие при неправильном распределении времени. Быстроходное течение времени. Встречи и расставания - вечные спутники современной стремительной жизни. Важность правильного распределения времени.

Страны мира и их столицы. Жизнь на нашей планете. Соотношение воды и суши на нашей планете. Представители различных национальностей. Взаимоотношения людей, живущих на планете Земля. Планета Земля - наш общий дом.

Продукты питания. Кухни разных народов мира. Повседневное питание. Деликатесы. Процесс приготовления пищи. Ежедневный

рацион человека.

Распорядок дня. Важность правильного распределения сил. Работа по дому. Создание уютной атмосферы.

ИТОГО