Из космоса Земля была описана как «синий мрамор». Знаете почему? Потому что большая часть нашей планеты покрыта Мировым океаном. Фактически, почти три четверти (71%, или 362 млн км²) Земли - океан. Следовательно, здоровые океаны жизненно важны для нашей планеты.

Океан неравномерно распределяется между Северным и Южным полушариями. содержит около 39% суши, а в Южном полушарии земли занимают приблизительно 19%.

Когда появился океан?

Конечно, океан возник задолго до появления человечества, поэтому никто точно не знает, каким образом это произошло, однако полагают, что он образовался благодаря водяному пару, присутствующему на Земле. Когда Земля остыла, этот водяной пар в конечном итоге испарился, образовал облака и выпал в виде дождя. В течение долгого времени дождь затапливал низменности, создавая первые океаны. Когда вода стекала с суши, она захватывала минералы, в том числе соли, которые образовали соленую воду.

Значение океана

Океан чрезвычайно важен для человечества и всей Земли, при этом некоторые вещи более очевидны, чем другие:

  • Обеспечивает еду.
  • Обеспечивает кислород через крошечных организмов, называемых фитопланктоном. Эти организмы вырабатывают примерно 50-85% кислорода, которым мы дышим, а также хранят избыток углерода.
  • Регулирует климат.
  • Он является источником важных продуктов, которые мы используем в кулинарии, включая загустители и стабилизаторы.
  • Предоставляет возможности для отдыха.
  • Содержит , такие как природный газ и нефть.
  • Обеспечивает «дорогу» для международной торговли. Более 98% внешней торговли США происходит через океан.

Сколько океанов на планете Земля?

Карта всех океанов и континентов Земли

Основной частью гидросферы нашей планеты считается Мировой океан, который связывает между собой все океаны. Есть течения, ветры, приливы и волны, которые постоянно циркулируют вокруг этого океана. Но чтобы упростить , Мировой океан был разделен на части. Ниже представлены названия океанов с кратким описанием и характеристикой, от самых больших до самых маленьких:

  • Тихий океан: является самым большим океаном и считается крупнейшим географическим объектом на нашей планете. Он омывает западное побережье Америки и восточное - Азии, и Австралии. Океан простирается от Северного Ледовитого океана (на севере), до Южного океана, окружающего Антарктиду (на юге).
  • Атлантический океан: имеет меньший размер, чем Тихий океан. Он более мелководный, чем предыдущий и ограничен Америкой на западе, Европой и Африкой - на востоке, Северным Ледовитым океаном - на севере, и соединяется с Южным океаном на юге.
  • Индийский океан: является третьим по величине океаном. Он ограничен Африкой на западе, Азией - на севере и Австралией - на востоке, а на юге соединяется с Южным океаном.
  • Южный или Антарктический океан: был выделен в отдельный океан Международной гидрографической организацией в 2000 году. Этот океан включает в себя воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов, и он окружает Антарктиду. На севере он не имеет четких очертаний островами и материками.
  • Северный Ледовитый океан: это самый маленький океан. Он омывает северные побережья Евразии и Северной Америки.

Из чего состоит морская вода?

Соленость (содержание соли) воды может быть разной в различных частях океана, но в среднем составляет около 3,5%. Чтобы воссоздать морскую воду в домашних условиях, необходимо чайную ложку поваренной соли развести в стакане воды.

Однако соль в морской воде отличается от поваренной соли. Наша пищевая соль состоит из элементов натрия и хлора, а соль в морской воде содержит более 100 элементов, включая магний, калий и кальций.

Температура воды в океане может сильно различаться и варьируется от -2 до +30°С.

Зоны океанов

Изучая морскую жизнь и места обитания, вы узнаете, что различные морские организмы могут жить в разных зонах, однако двумя основными выступают:

  • Пелагическая зона (пелагиль), считающаяся «открытым океаном».
  • Бентическая зона (бенталь), которая является дном океана.

Океан также разделен на зоны в зависимости от того, сколько солнечного света каждая из них получает. Существует , которая получает достаточное количество света, чтобы обеспечить процесс фотосинтеза. В дисфотической зоне есть только небольшое количество света, а в афотической зоне нет солнечного света вообще.

Некоторые животные, такие как киты, морские черепахи и рыбы, могут занимать несколько зон на протяжении всей их жизни или в разные сезоны. Другие животные, такие как усоногие, способны находиться в одной зоне почти всю свою жизнь.

Океанические места обитания

Места обитания в океане варьируются от теплых, неглубоких, заполненных светом вод до глубоких, темных, холодных районов. Основными местами обитания выступают:

  • Литоральная зона (литораль): это береговая область, которая во время приливов затапливается водой и высушивается при отливах. Морская жизнь здесь сталкивается с серьезными проблемами, поэтому живые организмы должны адаптироваться к изменениям температуры, солености и влаги.
  • : еще одно место обитания организмов вдоль побережья. Эти районы покрыты солеустойчивыми мангровыми деревьями и они являются важной средой обитания для некоторых морских видов.
  • Морские травы: это цветущие растения, которые растут в морских, полностью засоленных средах. Эти необычные морские растения имеют корни, с помощью которых крепятся ко дну и часто образовывают "луга". Экосистема морских трав способна поддерживать жизнь сотни видов организмов, включая рыб, моллюсков, червей и многих других. Травянистые луга хранят более 10% от общего количества углерода, содержащегося в океанах, а также вырабатывают кислород и защищают прибрежные районы от эрозии.
  • : коралловые рифы часто называют « морским лесом» из-за их большого биоразнообразия. Большинство коралловых рифов встречается в теплых тропических и субтропических районах, хотя глубоководные кораллы существуют в некоторых холодных местах обитания. Одним из самых известных коралловых рифов является .
  • Глубокое море: хотя эти холодные, глубокие и темные районы океана могут показаться негостеприимными, ученые доказали, что они поддерживают широкий спектр морской жизни. Это также важные области для научных исследований, так как около 80% океана имеют глубину более 1000 метров.
  • Гидротермальные вентиляционные отверстия: они представляют собой уникальную, богатую минералами среду обитания, где живут сотни видов, включая организмы, называемые (которые осуществляют процесс хемосинтеза) и других животных, таких как рифтии, моллюски, мидии, крабы и креветки.
  • Леса водорослей: они находятся в холодных, плодородных и относительно мелких водах. Эти подводные леса включают обилие бурых водорослей. Гигантские растения обеспечивают пищу и укрытие для огромного количества морских видов.
  • Полярные регионы: расположены вблизи полярных кругов Земли, севернее Арктики и южнее Антарктики. Эти районы холодные, ветреные и имеют широкие колебания дневного света в течение года. Хотя эти области, по-видимому, непригодны для жизни людей, они характеризуются богатой морской жизнью, а многие мигрирующие животные отправляются в эти районы, чтобы питаться крилем и другой добычей. Полярные регионы также являются родиной знаковых животных, таких как белые медведи (в Арктике) и пингвины (в Антарктике). Полярные регионы подвергаются все большему вниманию из-за опасений по поводу - так как именно в этих районах повышение температуры, вероятно, будет наиболее заметным и значительным.

Факты об океанах

Ученые лучше исследовали поверхности Луны, Марса и Венеры, чем океанического дна Земли. Однако причина этому вовсе не равнодушие к океанографии. На самом деле сложнее изучить поверхность дна океана, с измерением гравитационных аномалий и использованием гидролокатора на близких расстояниях, чем поверхность близлежащей Луны или планеты, что может быть сделано с помощью спутника.

Излишне говорить, что океан Земли не изучен. Это затрудняет работу ученых и, в свою очередь, не позволяет в полном объеме осознать жителям нашей планеты на сколько это мощный и важный ресурс. Люди должны понимать свое влияние на океан и влияние океана на них - человечеству необходима океаническая грамотность.

  • Земля имеет семь континентов и пять океанов, объединенных в один Мировой океан.
  • Океан - очень сложный объект: он скрывает горные хребты с большим количеством вулканов, чем на суше.
  • Используемая человечеством пресная вода напрямую зависит от морской, через .
  • В течение всего геологического времени океан доминирует над сушей. Большинство пород, обнаруженных на суше, были заложены под водой, когда уровень океана был выше, чем сегодня. Известняк и кремнистый сланец являются биологическими продуктами, которые сформировались из тел микроскопической морской жизни.
  • Океан формирует побережье материков и островов. Это происходит не только во время ураганов но и при постоянной эрозии, а также с помощью волн, и приливов.
  • Океан доминирует в мировом климате, управляя тремя глобальными циклами: водным, углеродным и энергетическим. Дождь появляется из испаренной морской воды, переносящей не только воду, но и солнечную энергию, которая выводила его с моря. Растения океанов производят большую часть кислорода в мире, а течения несут тепло от тропиков к полюсам.
  • Жизнь в океанах позволила атмосфере получать кислород, начиная с протерозойского эона, миллиарды лет назад. Первая жизнь возникла в океане и благодаря ему Земля сохранила свой драгоценный запас водорода, запертого в виде воды, а не потерянного в космическом пространстве, как это было бы иначе.
  • Разнообразие мест обитания в океане значительно больше, чем на суше. Точно так же в океане есть более крупные группы живых организмов, чем на суше.
  • Большая часть океана - это пустыня, при этом эстуарии и рифы поддерживают самое большое в мире количество живых организмов.
  • Океан и человек неразрывно связаны. Он предоставляет нам природные ресурсы, и в то же время может быть чрезвычайно опасным. Из него мы извлекаем продукты, лекарства и полезные ископаемые; торговля также зависит от морских маршрутов. Большая часть населения живет рядом с океаном, и это главная рекреационная привлекательность. И наоборот, шторма, цунами и изменение уровня воды угрожают жителям прибрежных территорий. Но, в свою очередь, человечество негативно влияет на океан, поскольку мы непрерывно его используем, изменяем, загрязняем и т.п. Это вопросы, которые касаются всех стран и всех жителей нашей планеты.
  • Было подробно изучено только от 0,05% до 15% нашего океана. Поскольку океан составляет приблизительно 71% всей поверхности Земли, это означает, что о большей части нашей планеты все еще нет информации. Поскольку наша зависимость от океана продолжает расти, морская наука будет иметь все большее значение для поддержания здоровья и ценности океана, а не только для удовлетворения нашего любопытства и потребностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Природный комплекс - территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. Он имеет единый геологический фундамент, однотипный характер и количество поверхностных и подземных вод, однородный почвенно-растительный покров и единый биоценоз (сочетание микроорганизмов и характерных животных). В природном комплексе однотипны также взаимодействие и обмен веществ между составляющими его компонентами. Взаимодействие компонентов и приводит в конечном итоге к образованию конкретных природных комплексов.

Природные комплексы океана в отличие от суши состоят из следующих компонентов: воды с растворенными в ней газами, растений и животных, горных пород, рельефа дна. В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы - отдельные океаны, менее крупные - моря, заливы, проливы и пр. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.

Мировому океану как планетарному природному комплексу свойственны неодинаковые в разных районах геологические условия (строение берегов и дна), физико-химические характеристики (температура, соленость, плотность воды) и процессы (течения, волнение, приливы и др.), биологические показатели (биологическая продуктивность, видовой состав организмов и т. п.).

Наиболее важные пространственные различия природных условий в Мировом океане определяются:

Глобальными факторами: особенностями геологического развития Земли,
географической широтой,
местными факторами: влиянием суши, конфигурацией берега, рельефом дна, материковым стоком.

По совокупности взаимосвязанных геолого-геоморфологических, гидрометеорологических, биологических и других показателей некоторые части Океана представляют собой целостные природные образования. Причем этим природным образованиям свойственны только им присущие особенности. Как природные объекты они характеризуются:
географическим положением,
размерами,
степенью связи с открытыми океанскими пространствами,
системой течений и т.д.


Океан. Фото: Walt Stoneburner


– обширная часть Мирового океана, обособленная материками, с характерным геологическим строением и рельефом дна, самостоятельной системой течений и циркуляцией атмосферы. Кроме того, важными признаками океана служат свойственная ему структура вод, особенности горизонтального и вертикального распределения океанологических характеристик.

Море – более или менее обособленная часть океана, обладающая собственным режимом. Режим моря формируется под влиянием местных условий свободного или затрудненного водообмена с прилегающими океанскими или морскими акваториями. Море непосредственно или через проливы сообщается с этими акваториями и отделяется от них островами, подводными поднятиями (порогами). Главный признак моря – лишь ему присущие гидрометеорологические условия.

Залив – часть океана или моря, более или менее глубоко вдающаяся в сушу, но не отделенная от сопредельных океанских (морских) участков подводным порогом. Залив открыт для воздействия вод океана или моря.

Пролив – относительно узкое водное пространство между участками суши, соединяющее смежные участки океана (океанов) или моря (морей). В большинстве случаев для пролива характерно поднятие дна – подводный порог.

Среди названных подразделений Мирового океана наиболее значительны по площади (несколько миллионов квадратных километров) – океаны.

По современным представлениям, океан – это региональный природный комплекс, в котором особенности взаимодействующих крупномасштабных процессов обусловливают его самостоятельность и индивидуальность как географического объекта.

Индивидуальные черты отдельного океана сформировались под влиянием различных природных факторов. Таким образом, каждый океан имеет свою специфику. Специфика океана отражается в географических, гидрометеорологических и биологических условиях. В океане, вытянутом в меридиональном направлении, географическая зональность представлена полнее и выражена более отчетливо, чем при его широтном простирании.

От географического положения океана зависит характер атмосферной циркуляции над ним и свойства поступающих в его районы воздушных масс. Циркуляцией воздуха над океаном в основном определяются особенности течений. Отдельным океанам свойственны самостоятельные системы течений. С ними в значительной мере связаны распределение температуры, солености на поверхности и глубине, а также структура вод. В свою очередь от температуры, солености и особенностей циркуляции вод зависит состав и концентрация растворенных газов, перенос питательных веществ, интенсивность биологических процессов и богатство органического мира океана. Природное своеобразие океанов, расположенных в полярных регионах, проявляется, например, в том, что суммарный годовой поток тепла направлен из воды в атмосферу. В связи с этим здесь значительно преобладают холодные воды, круглогодично присутствуют льды, распространены холодолюбивые организмы. Для океанов и их районов, находящихся преимущественно в тропических широтах, напротив, характерны в основном хорошо прогретые воды, теплолюбивая флора и фауна.
Таким образом, весь комплекс природных условий, свойственных каждому из океанов, делает их качественно отличными друг от друга, со своей спецификой и региональными особенностями.



План урока

Урок № 3

Предметные:

Знать географическое положение океанов, историю их исследования, особенности природы, органический мир и хозяйственное использование;

Определять по карте географическое положение океанов;

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт;

Наносить на контурную карту географические объекты.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Смысловое чтение;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Работать индивидуально и в группе;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Проводить сравнение;

Извлекать знания из различных источников географической информации.

Основные понятия

Рельеф дна, площадь океанов, климатические пояса, соленость

Трудовые действия учителя

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;

Планирование и проведение учебных занятий;

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

Формирование универсальных учебных действий;

Формирование мотивации к обучению;

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными возможностями детей.

Учебно- методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

Для обучающихся

1. ПК

2. мультимедийный проектор

1. Атлас

2. Контурная карта

3. Раздаточный материал с заданиями

4. Учебник

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие, психологический настрой.

Свободный человек!

Недаром ты влюблен

В могучий океан:

Души твоей безбрежной

Он – зеркало;

Как ты, в движеньи он..

Приветствуют учителя. Делятся на группы.

Проверка домашнего задания

Постановка цели и задач урока (мотивация)

Ребята, сегодня у нас урок – практическая работа. Давайте, определим тему нашего урока. Для этого попробуйте отгадать загадки:

1.Он могучий, он великий, много в нем морей он…

2. Это из воды пустыня, где волны как барханы, здесь среди бездомной сини штормы, ураганы

Итак, тема нашего урока

«Тихий океан. Атлантический океан. Описание основных компонентов природы океанов»

Мы будем исследовать океаны. Исследование будет проходить с научной точки зрения. Мы будем исследовать:

    Географическое положение океанов

    Историю исследования океанов

    Климатические особенности

    Течения в океанах

    Органический мир

Все данные будем заносить в таблицу

Отгадывают загадки, выдвигают предположения по теме урока

Тихий океан

Атлантический океан

Записывают тему урока

Слушают учителя, записывают в тетрадях план исследования

Организация познавательной деятельности

Открытие нового знания и способов действий

Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океанов.

Между какими материками расположен Атлантический океан? Тихий океан

Какие моря и заливы входят в состав океанов?

Как расположены океаны относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?

В каких климатических поясах расположены океаны?

Историю исследования конспектируем по учебнику

Стр 44-50, 84-86

Работают с атласами.

Атлантический океан

Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка Тихий океан

Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия

Атлантический океан

Карибское море, Саргассово море, Мексиканский залив, Гвинейский залив, Бискайский залив

Тихий океан

Филиппинское море, Охотское море, залив Аляска

Атлантический океан

Тихий океан

Пересекают, кроме полярных кругов и нулевого меридиана

Во всех кроме арктического и антарктического

Конспектируют по учебнику

Историю исследования океанов

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать

Берег слева, берег справа

Океан лентой вперед

Сверху мостик погляди

Чтобы плыть еще скорей

Надо нам грести быстрей

Мы работаем руками

Кто угонится за нами

А теперь пора нам братцы

На песочке поваляться

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем

Плавательные движения

Повороты влево – вправо

Потягивание рук вперед

Руки вверх

Плавательные движения

Ходьба на месте

Садятся на свои места

3. Климатические особенности океанов. Климат океанов разнообразен.

Учитель:

В каких климатических поясах расположены океаны?

Назовите, в каких климатических поясах лежит большая часть океанов?

Средняя температуры воды

Средняя соленость

4. Течения в океане.

1. Теплые:

Холодные:

2.Почему течения отклоняются в северном полушарии на восток, а в южном на запад?

5.Органический мир.

конспектируем по учебнику

Стр 62, 92

(Во всех, кроме северного полярного (аркт.).

(экватор., субэкватор., тропич. Субтроп.).

18,1ºС (в районе экватора 25 - 28 ºС).

Атлантический- 37,5

Тихий-36,5 %

Куросио, Северо-пассатное, Южное пассатное.

Гольфстрим, Гвианское, Бразильское

Перуанское, Калифорнийское, Курильское,

Бенгельское

(постоянные ветры и в результате движения земли вокруг своей оси).

Конспектируют по учебнику

Этап закрепления изученного

Назовите особенности океанов

Атлантический океан:

1.Второй по величине океан.

2.Площадь – 91, 6 млн. км2.

3.Объем - 329,7 млн. км3.

4.Средняя глубина - 3 600 м.

5.Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

6.Океан лежит во всех климатических поясах.

7.Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

Тихий океан

    Самый большой по площади.

    Самый глубокий.

    Самый теплый.

    Самый неспокойный и грозный.

    Самый древний.

    Наибольшее количество морей относится к бассейну.

    Наибольшее количество островов.

    Омывает более 50-ти стран, где проживает половина человечества Земли.

    Половина мирового улова рыбы.

Этап подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с двумя из крупнейших океанов, узнали их особенности

Делают выводы по практической работе

Этап информации о домашнем задании

    Подготовить сообщение:

    1в-Эль-Ниньо

    2в-Аквакультура

    3в-Марианская впадина

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Что явилось результатом вашей работы?

Где могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Зачем людям изучать океаны?

выполнили задачи?

Какие трудности?

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях

-- [ Страница 48 ] --

Рис. 122. Распашка рисового поля на острове Ява Важное значение для страны имеют культуры, выращиваемые для вывоза за границу, – табак, перец, чай, кофе, сахарный тростник, различные пряности. Многие потребности населения удовлетворяют ремесленники, особенно славится расписанный ручным способом батик – ткань, отличающаяся красотой рисунка.

Занимаются также резьбой по дереву, создавая подлинные произведения искусства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите самые крупные острова Индонезии.

2. Чем объяснить большое разнообразие ее природы?

3. Найдите на комплексной карте месторождения полезных ископаемых Индонезии.

4. Каковы занятия населения страны и как они связаны с природными условиями?

Евразия – самый большой материк земного шара.

Единственный материк, который омывают все четыре океана.

В Евразии расположены самые высокие горы на Земле, самая глубокая впадина – Мертвое море.

Самое высокое нагорье – Тибет также находится в Евразии.

Самые большие территории занимают континентальный и муссонный типы климата, многолетняя мерзлота.

На территории материка находятся все природные зоны Северного полушария.

Полюс холода Северного полушарии – также в Евразии.

У берегов Евразии находятся самое большое море – Филиппинское, самое малое море – Мраморное, самое мелкое – Азовское, самое соленое – Красное.

В Евразии расположено самое большое государство – Россия и самая большая страна по численности населения – Китай.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Почему важно знать географическое положение материка? Каковы особенности географического положения Африки?

2. На примере климата, рек, природных зон Африки покажите действие закона географической зональности.

3. На примере Австралии покажите действие каждого климатообразующего фактора.

4. * Докажите, что природа создала в Австралии огромный заповедник. Чем он знаменит?

5. * Как может измениться климат Южной Америки, если Анды будут расположены на востоке материка?

6. В каких природных зонах Южной Америки особенно велики изменения природы под влиянием деятельности человека? Почему?

7. Составьте описание природы одного из океанов.

8. * В чем сходства и различие между пустынями Африки и Антарктиды?

9. * С климатом какой части Северной Америки имеет сходство климат вашей местности?

10. Сравните материки Евразию и Северную Америку. В чем состоит сходство и различие их географического положения?

11. * Сравните рельеф Евразии с рельефом других материков. Чем следует закончить сравнение? Какие особенности рельефа можно объяснить с помощью карты «Строение земной коры»?

12. * Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

Земля – наш дом § 63. Особенности географической оболочки Вы закончили изучение всех материков и океанов. Их образование обусловлено рельефом земной коры, который своим происхождением обязан внутренней энергии Земли. Каждый материк и океан по своим природным условиям неповторим. Это объясняется прежде всего их особым географическим положением, размером, конфигурацией и рельефом.

Вы также узнали, что природа любого природного комплекса определяется солнечной энергией, которая проявляется через климат. В связи с неравномерностью распределения солнечного тепла, а также атмосферных осадков по земной поверхности географическая оболочка делится на зональные природные комплексы – природные зоны равнин (природные пояса в океане) и высотные пояса в горах (см.

рис. 39, 123). Вы познакомились с особенностями природных зон на каждом материке и в океане, которые влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Рис. 123. Природные зоны равнин: А – экваториальный лес; Б – тропическая пустыня.

Какие климатические условия необходимы для образования и существования экваториальных лесов? На каких материках эта зона занимает самые большие площади? Какие условия приводят к образованию тропических пустынь? Чем тропические пустыни отличаются от пустынь умеренного пояса? По карте «Природные зоны мира» (см. форзац) определите особенности тропических пустынь (положение, простирание, величина) на каждом материке Какие природные зоны: а) наиболее богаты растительным и животным миром; б) наиболее благоприятны для жизни человека? В какой природной зоне вы бы хотели жить и трудиться? По рис. 47, 66, 64, 91, 105 определите, площадь каких природных зон за последнее время резко увеличилась, а каких – уменьшилась. Как человек влияет на изменение границ природных зон?

Теперь вы знаете, что географическая оболочка – это природная среда, где живет и развивается человеческое общество. Все необходимое для своего существования человек берет от природы, часто нарушая сложившиеся связи между ее компонентами. И тем самым наносит большой вред как географической оболочке, так и себе. Покажите это на примере уничтожения лесов. Для сохранения окружающей нас природы необходимо рационально и бережно к ней относиться. А это возможно только при хорошем знании свойств и закономерностей развития географической оболочки.

У каждого компонента географической оболочки свои специфические закономерности или законы. Например, большие равнины Земли соответствуют относительно устойчивым участкам земной коры – платформам, а высокие складчатые горные системы приурочены к сейсмическим поясам – краям литосферных плит.



Однако в строении и развитии географической оболочки также есть свои закономерности. Их принято называть общими. Они свойственны как всей географической оболочке, так и природным комплексам всех размеров и отдельным компонентам. Знание общих географических закономерностей позволяет человеку полнее и целесообразнее использовать природные богатства, не нанося ущерб природному комплексу – окружающей природе. К важнейшим общим закономерностям географической оболочки относят ее целостность, ритмичность и зональность. Вы, наверное, уже догадались, что со всеми указанными закономерностями вы знакомились при изучении отдельных природных комплексов:

материков, океанов и их частей.

Целостность географической оболочки – это взаимосвязь, взаимозависимость ее компонентов. Она обусловливается непрерывным круговоротом и обменом веществ и энергии. Вспомните, как круговорот воды связывает в единое целое гидросферу, тропосферу, верхние слои литосферы и все живые организмы, включая и человека.

Могут ли живые организмы существовать вне этого круговорота? Взаимодействие и взаимопроникновение всех компонентов географической оболочки, осуществляемое круговоротом веществ, связывает их в единое целое. Доказательством целостности географической оболочки служит тот факт, что изменение хотя бы одного компонента неизбежно влечет за собой изменение других. Так, если в том или ином природном комплексе будет загрязнена вода, это отразится на загрязнении всего природного комплекса в целом.

Ученые установили такую зависимость: в годы, когда в Баренцевом море увеличивается ледовитость, уровень воды в крупных африканских озерах понижается. Все это объясняется не чудом, а усилением или уменьшением движения воздушных масс. Если возрастает количество воздушных масс и скорость их перемещения, особенно в меридиональном направлении (с юга на север), то уменьшается ледовитость морей. В экваториальной части материка, наоборот, это вызывает увеличение количества выпадающих осадков, что и сказывается на изменении уровня озер.

Знание целостности географической оболочки имеет большое практическое значение.

Если хозяйственная деятельность человека не учитывает этот закон, то она часто приводит к нежелательным последствиям. Например, орошение засушливых территорий приводит к их засолению. Целостность географической оболочки требует предварительного изучения территории. Например, еще недавно на болота смотрели, как на бесполезные природные комплексы, которые необходимо осушить. Массовое осушение болот привело к катастрофическим последствиям. Стали исчезать леса, мелеть реки, пересыхать почвы.

Болота – это огромные резервуары воды, приготовленные природой на аварийный случай, для сохранения растительной жизни во время засух и пожаров, которые останавливаются на их границах. Теперь люди начали восстанавливать болота, но это оказалось значительно труднее и дороже, чем их уничтожение.

Ритмические явления в географической оболочке. Периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени называют ритмикой. Ритмичность – характерная черта географической оболочки. Она свойственна живой и неживой природе. Вращение Земли вокруг своей оси вызывает суточные ритмы. Для каждого крупного природного комплекса создается характерный суточный ход температуры, влажности, деятельности растений и животных и т. д. Вспомните, каковы особенности суточных ритмов в экваториальных лесах. Все живые организмы имеют период покоя – отдыха и период бодрствования. Эта внутренняя потребность организмов согласуется с суточным движением Земли. У разных животных выработана разная ритмика. Одни животные проявляют активность днем, другие (например, летучие мыши, совы) – ночью. Жизнь человека также протекает в суточном ритме: активность днем, отдых ночью.

Движение Земли вокруг Солнца вызывает годовые (сезонные) ритмы природных процессов. Годовая ритмика отчетливо прослеживается в годовом ходе температур, в смене ветров (муссоны), осадков, режиме рек, почвообразовании, в жизни растений и животных. Приведите примеры.

Существуют ритмы, связанные с обращением Солнца вокруг своей осн и годовым его движением, а также планет и других космических тел вокруг центра Галактики. А. Л.

Чижевский доказал, что жизнедеятельность всех организмов – от растений до человека – зависит от состояния Солнца. Это положение подтверждается многими изменениями состояния здоровья людей, периодическими эпидемиями.

Самый короткий ритм – 27 дней – период обращения Солнца вокруг своей оси.

Длительные ритмы, обусловленные годовым движением Солнца и планет, составляют сотни тысяч лет. С ними связаны геологические процессы – периоды бурного развития вулканизма, землетрясений, резких изменений климата и всех процессов, происходящих в географической оболочке. О них исследователи узнают по характеру отложений горных пород. Естественными летописцами изменений, происходящих в географической оболочке, оказались деревья, точнее, их годовые кольца.

Ритмы управляют всеми процессами в географической оболочке, воздействуя на все ее компоненты. Ритмы дают представление о том, что следует ожидать от природы в ближайшее время, в ближайшее столетие.

В природе не могут существовать ритмы отдельных компонентов. Так, периоды похолодания и потепления климата обязательно скажутся на ритмике всех природных процессов. Ритмика – это форма своеобразного «дыхания» целостной географической оболочки, свидетельствующая о неравномерности ее развития во времени.




Похожие работы:

«ош век неимоверно насыН щен информацией. Порой можно прочитать или услышать об информационном взрыве, который, словно ужаснейшее стихийное бедствие, будто бы обрушивается на человечество. Но при более внимательном подходе к этому взрыву оказывается, что он не так уж страшен. И осколки, и волны, и раскаты этого взрыва отнюдь не опасны. Наоборот, они несут человечеству сознание того, что человек все может, на все способен. Способен использовать могучие природные силы себе на пользу. Способен...»

«ТАРАСЪ ГРИГОРЬЕВИЧЪ ШЕВЧЕНКО. (Нкоторыя дополненія и поправки къ его біографіи). Въ прошломъ мсяц вышла въ Кіев книга: Жизнь и произведенія Тараса Ш евчеша, М. К. Чалаго, обратившая уже на себя вниманіе читающей публики богатствомъ сообщаемыхъ ею новыхъ матеріаловъ для біографіи и характеристики поэта. На нашъ взглядъ и въ этой книг, какъ и во всемъ, что писано было о нашемъ поэт, начиная съ его автобіографіи, помщенной когда-то въ „Народномъ Чтеніи“, есть еще довольно пробловъ и неточ­ ностей;...»

«www.specialtravelclub.com 24 декабря 2008, среда, Ушуая, Пролив Бигл Ранним утром мы прибыли в самый южный город земли – Ушуаю (Аргентина), Огненная Земля. Именно здесь нас ожидало наше экспедиционное судно Профессор Молчанов. Времени у нас было достаточно, так как посадка на пароход была запланирована на 16 00. Разместившись в гостинице, все отправились гулять по городу. Дел ещё было предостаточно. Перед посадкой нужно было закупить фрукты полярникам со станции Беллинсгаузен. Погуляв по городу...»

«1 Написано: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. (Новый Завет. Послание к колоссянам Апостола Павла, гл. 2, 18.) Ангелы в Библии – Воля Господня. Кредо всевластия. Высшая дань или отнятие. Гнев преисподней. Что предоставит Господняя длань? Ангелы в Библии – Божие своды. Крылья Божественных – Воля Творца. Сенс вездесущности, быстрых воздействий. Ангел – се образ. Беспечны сердца...»

«Книга десятая Произведение является результатом интеллектуальной деятельности и как объект исключительного права охраняется законом. Ни одна часть книги, ни произведение в целом не могут быть использованы (в том числе размещены в Интернете) без письменного согласия автора. Мегре В.Н. Анаста. - СПб.: Издательство ДИЛЯ, 2010. - 288 с. Серия Звенящие кедры России ISВN 978-5-88503-936-9 В подобное с трудом поверить смогут люди. И пусть не верит кто-то, что с того? Неверие в могущество своё...»

«ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОГУ ВИЧУГСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО Заказчик: Исполнитель: ООО Научный Комитет Ивановской области по производственный центр Земля лесному хозяйству Председатель Генеральный директор Л. А. Королёва З. М. Исламова _ Иваново 2008 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ- 5 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 7 1.1. Краткая характеристика - 7 1.1.1. Местоположение и площадь лесничества 1.1.2. Распределение территории лесничества по муниципальным образованиям 1.1.3. Распределение лесов лесничества по...»

«Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Эпитома. Указатель собственных имен, географических названий и этнических групп. Борухович В. Г. Античная мифография и Библиотека Аполлодора. Аполлодор МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Книга I Текст приводится по изданию: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, Издательство Наука, Ленинградское отделение, 1972. I II III IV V VI VII VIII IX I. (1) Уран первый стал править всем миром. Вступив в брак с Геей1, он произвел на свет прежде всего так...»

«Осень 2012 vashe-plodorodie.ru Ежеквартальный информационный вестник уфимского клуба природного земледелия Те м а н о м е р а: Розы в саду Осенние Здоровое Семинары Чудесный работы 10-11 питание 14-15 для садоводов 16 сад-огород 4-7, 12-13 Лето в этом году было чудесное! А ещё и грядки томатов, увешанные Кто-то со мной согласится, а кто-то нет. помидорами как гирляндой, Даже при жаре под 40 °С, засухе и отсутствии и капуста, утопающая в бархатцах, дождей наши садоводы-природники и земляника,...»

«Проект Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов реки Неман и рек бассейна Балтийского моря (российская часть в Калининградской обл.) (код 01.01.00) СВОДНЫЙ ТОМ СКИОВО реки Неман и рек бассейна Балтийского моря (российская часть бассейна в Калининградской области) Москва 2012 г. Список исполнителей Руководитель к.ф.-м.н., зав. Землянов И.В. работы лабораторией ФГБУ ГОИН Исполнители: ст.н.с. Горелиц О.В. ст.н.с. Демиденко Н.А. к.ф.-м.н., ст.н.с. Павловский А.Е. к.т.н.,...»

«Приняты Верховным Советом СССР 23 ноября 1989 г. N 810-1 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ Раздел I. АРЕНДА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АРЕНДЕ Статья 1. Аренда Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями (объединениями) и другими имущественными комплексами, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности....»

Природные комплексы в океанах изучены хуже, чем на суше. Однако хорошо известно, что в Мировом океане, так же как и на суше, действует закон зональности. Наряду с широтной в Мировом океане представлена и глубинная зональность.

Широтные зоны Мирового океана

Экваториальные и тропические зоны имеются в трёх океанах: Тихом, Атлантическом и Индийском. Воды этих широт отличаются высокой температурой, на экваторе с пониженной, а в тропиках с повышенной солёностью. Эти условия обеспечивают большое разнообразие органического мира. Для этих зон характерно распространение коралловых рифов с многочисленными рыбами и морскими звёздами. В тёплых водах обитают губки и змеи, морские черепахи и гигантские головоногие моллюски (кальмары, спруты, осьминоги). В открытом океане, где велико количество поверхностного нектона, распространены летучие рыбы, акулы. Здесь также много ценных промысловых рыб (скумбрия, сардина, тунец, меч-рыба).

Умеренные зоны в Северном полушарии представлены в Атлантическом и , а в Южном ещё и в . Для вод этих широт характерен большой перепад между зимними и летними температурами, причём в Южном полушарии воды холоднее. Благодаря интенсивному вертикальному перемешиванию воды не только богаты органическим веществом, поднимающимся с глубин, но и хорошо насыщены кислородом. В умеренных широтах сосредоточена самая большая масса нектона. Поэтому умеренные широты - главные районы рыбного промысла. Промысловые рыбы разнообразны (сельдь, треска, хек, навага, сайра, лососёвые).

Субполярные и полярные зоны опоясывают кольцом ледяную , охватывают и северные части Тихого и . Видовой состав живых организмов здесь беден. Планктон появляется только в короткий летний период в местах, освобождающихся ото льда. Вслед за планктоном приплывают рыбы и крупные млекопитающие (киты, моржи, тюлени). Чем ближе к полюсам, тем меньше планктона, а вместе с ним рыб и морского зверя.

Вертикальные зоны океанов

Береговая зона - довольно узкая полоса суши и океана, где наиболее активно взаимодействуют все земные оболочки. В береговой полосе проживает многочисленное население, располагаются порты и морские курорты, поэтому природные комплексы здесь сильно изменены человеком.

Прибрежное мелководье - шельф - хорошо прогревается солнцем и принимает наибольшее количество осадков, стекающих с суши, и пресных вод впадающих сюда рек. Здесь много водорослей, которые поставляют основную часть кислорода для рыб, моллюсков и млекопитающих. В зоне шельфа сосредоточена основная часть живых организмов океанов. Здесь вылавливают больше всего морепродуктов, добывают губок, жемчуг, морские водоросли. Органический мир особенно богат на шельфе тёплых морей и в коралловых рифах, поэтому эта зона пользуется популярностью у любителей подводного плавания.

С глубиной количество тепла и света уменьшается, но и здесь встречаются живые существа (кремниевые губки, морские лилии) и причудливые хищные рыбы со светящимися плавниками. Па дне океанов в местах выхода горячих источников обитают огромные черви - рифтии. Глубоководные животные приспособились к низкой температуре, высокому давлению и почти полной темноте.