Эти слова должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало (>), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд менеджера, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.

Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор также ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении - единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.

Не устарели рекомендации оратору великого мастера слова древности Марка Туллия Цицерона. На основе его советов можно выстроить такой алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.

Особое место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента. В сущности этого метода лежат принципы гипноза, научные исследования которого были выполнены английским хирургом Дж. Бредом и португальским аббатом Фариа (его трагическая судьба положена в основу одного из персонажей романа А. Дюма >). Метод эффективно применялся американским врачом-психиатром Милтоном Эриксоном и носит его имя. Тот, кто владеет терапией слова, получает важное преимущество в установлении необходимого взаимопонимания и воздействии на собеседника. Важным показателем ораторского искусства является словарный запас, хранящийся в памяти человека, - тезаурус личности. Тезаурус с древнегреческого переводится как "сокровищница", и этот надежный сейф памяти организован удивительно целесообразно: информационные файлы памяти мобилизуются посредством ассоциаций, что облегчает и ускоряет поиск нужного слова.

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой - так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме - диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество. Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредст¬венное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредствен¬ный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности ора¬тора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь - это всегда искусство. В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства (полиса) в его самом развитом виде - рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, по крайней мере номинально - было Народное собрание, к которому политический дея¬тель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могу¬ществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»,- утверждал Деметрий Фалеркий.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало выс¬шей ступенью античного образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.

Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень боль¬шое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каж¬дый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был воином- он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом- он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биогра¬фии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число суден было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. «Когда судьи и обвинители - одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным»,- писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.

Выводы

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр. В наше время умение произносить публичные речи является неотъемлемым качеством для любого человека на пути становления его как личности!

Мне грустно. Но бывает хорошая грусть. Она знакома многим педагогам. Выпускной вечер в школе, прощальный бал в институте. И у тех, кто прощается со своими учениками, всегда навертываются на глаза слезы. Очищающие слезы. Звучит сентиментально. Но, может быть, нам всем чуть-чуть не хватает сентиментальности, и жаль, что мы отбрасываем сентиментальность, предпочитая натиск, грубость, браваду.

Так хочется, чтобы слово, обращенное к ученикам, запомнилось. И если даже не вернулось бы к тебе спустя годы благодарственным письмом, то хотя бы не обернулось противоположным - когда по воле случая или в силу обстоятельств ты обратился к тем, кому пытался передать знания, привить порядочность, честность, развить благородство, а наткнулся на раздражение, хамство, черствость, равнодушие, необязательность... (Такое бывает, я и сам с подобными ситуациями сталкивался.)

Я говорю вам: до свидания! Хорошее слово - «до свидания». Прекрасное слово. Мы прощаемся, но мы же встретимся. Произнося «до свидания», мы как бы обещаем, надеемся, что произойдет встреча. До свидания - не прощание, когда люди расстаются навсегда.

Каждый, кто занимался, сам способен оценить свои успехи: стало ли легче общаться, исчезла ли скованность, появилось ли терпение при общении с другими людьми, возникло ли еще большее понимание себя и других людей?

Большинство людей не умеют выступать публично.

Большинство людей не умеют общаться.

Большинство людей не способны вести обычную беседу.

И сами от этого страдают.

Деловые переговоры, личные отношения, общение в семье...

Все это тесно связано с нашим умением слышать и слушать, говорить, убеждать, доказывать, отстаивать свои идеи... И этому можно научиться.

Отбросим лукавство: конечно, чтобы научиться говорить публично, нужно проделать огромную работу по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Каждый из нас способен развить силу собственного голоса, сделать его более сочным, проникновенным, запоминающимся. Ведь нет двух одинаковых голосов, как нет одинаковых отпечатков пальцев и абсолютно одинаковых почерков. Голос - это всегда и характеристика человека.



Я знал специалиста, способного, прослушав фонограмму, почти безошибочно определять возраст, характер, внешность человека, его сексуальную жизнь (да-да, даже это!), он мог, анализируя голос, точно рассказать о детстве человека.

Ритм, темп речи, ударное слово, верно поставленная точка, предложение с многоточием... Умение держать паузу. Всему этому можно научиться.

Но главное, как я уже не один раз говорил, - предмет разговора, убежденность в своей позиции.

Почему я взялся за создание книги «Учимся говорить публично»? Мне казалось: если люди научатся слушать друг друга, смогут контролировать себя, научатся общаться, поймут, как находить настоящих друзей и единомышленников, а не просто поддерживать отношения с нужными людьми (в этом ничего плохого нет, но не надо исключать и подлинную дружбу), смогут, как говорили в старину, сеять доброе, вечное, то всем нам станет легче жить.

Доказать?

Пожалуйста!



Родился ребенок. Как с ним говорят мать и отец? Как с ним общаются другие взрослые?

Сю-сю-кают! А потом кричат на малыша, ибо он их раздражает. У многих взрослых хватает времени на все - работу, телевизор, пьянки (чувствуете, я рьяный противник пьянства, которое нас губит, но мы никак не можем это понять), а на нормальное, спокойное, методичное (подчеркиваю: методичное) общение с детьми времени не остается. А потом мы удивляемся, почему у детей не речь, а сленг. Да все дело в том, что дети создают свой мир, они отгораживаются от нас, взрослых, они не верят, что мы способны понять их.

Как все просто! Как все сложно. Один человек не способен понять другого. И у нас это происходит не только в личном общении, но и на государственном уровне.

По тому, как человек говорит, можно многое сказать о нем. (Я вынужден повторить уже сказанное ранее.) Но как же важно вслушаться в речь другого человека и постараться точно определить его сущность. Тогда будет меньше ошибок. Мы скажем «нет» лгуну, фарисею, корыстолюбцу, человеку, актерствующему в жизни, а не на сцене.

Может быть, все в жизни бывает, именно сейчас читает меня тот человек, которого действительно стоит поддержать. Читает тот, кому хочется оставить о себе память своими добрыми делами. Может быть, меня читает будущий президент. С чего ему начать свое вхождение во власть? С личной образованности. С того, чтобы научиться говорить.

Мы живем среди людей. Так постарайтесь, чтобы все, кто с вами общается, лучше поняли вас, а вы других. Пусть у вас будет свой микромир, но чтобы царил в вашем доме дух взаимопонимания и взаимоподдержки.

Начиная курс, я думал, что он нужен деловым людям. Но они, деловые люди, считают, что у них нет времени для занятий. Что ж, им виднее. Только не понимают они, деловые люди, что, потратив два-три часа в неделю на занятия, они сэкономят десятки часов в будущем, когда их просьбы будут выполняться с первого раза, а не после десятого, а то и сотого напоминания, иногда переходящего в крик и угрозы.

(С непониманием деловых людей я столкнулся, когда пытался убедить их в полезности слепого десятипальцевого набора на клавиатуре компьютера).

Один врач мне сказал, что сорок процентов инфарктов происходят из-за неверного общения людей. Мы доводим друг друга до инфаркта. Но каждый забывает: сегодня он довел кого-то до инфаркта, как раньше говорили, разрыва сердца, а завтра кто-то другой поступит с ним так же.

Как же быть, если тебя не понимают? В чем причины того, что тебя не могут понять, не слышат? Только ли неумение говорить, убеждать, доказывать?

Нет. Все сложнее. Вы можете прекрасно говорить, а вас не поймут. Почему? Да просто те, к кому обращены ваши слова, не способны вас понять. Такое бывает. И не стоит в таких случаях тратить энергию. Иногда можно уговорить (убедить, доказать свою правоту) зал на несколько тысяч мест - и не суметь воздействовать на одного человека, ибо этот человек запрограммирован на непонимание. Не тратьте в этом случае свои силы. Оставьте в покое такого человека, пожалейте его узколобость, зашоренность, запрограммированность. Он никогда вас не поймет.

А вы продолжайте жить. Ищите единомышленников среди других людей. Живите, но не торопитесь жить.

Мы торопимся умереть. Стоит ли?

Я надеюсь, что меня правильно поймут, надеюсь.

Как оценить эффективность курса?

Помните, в самом начале книги я просил записать на магнитофон свою речь?

Создайте еще один вариант речи.

Прослушайте его. И сравните с той, первой речью. Что, обе не получились? Тогда с самого начала, пожалуйста, выполните все задания.

С уважением и признательностью ко всем, кто читал (а может быть, и занимался) нашу школу «Учимся говорить публично»,

Ваш Владимир Шахиджанян

P.S. В 61 году до н.э., защищая греческого поэта Архия (оспаривалось римское гражданство), Цицерон произнес фразу: «Poёtae nascuntur, oratores fiunt». Смысл этого выражения прост: поэтический талант - это от природы, ораторский можно развить путем упражнений.

А высказывание Цицерона в переводе на русский язык звучит так: "ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ ДЕЛАЮТСЯ ".

Спасибо за ваши терпение и внимание.

>>Українська мова: Зв’язне мовлення. Основні поняття про мовлення і спілкування. Види мовленнєвої діяльності. Різновиди читання і аудіювання


Виступ під час дискусії

295. Пригадайте, що означають слова дискусія, диспут, полеміка. В разі потреби скористайтеся тлумачним словником. Чи доводилося вам брати участь у дискусії? Що вам здалося найскладнішим?

296. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Складіть план (складний) прочитаного.

Усні виступи звичні в нашому житті. Кожному потрібно вміти виступити і на зборах, і з лекцією чи доповіддю, взяти участь у диспуті тощо.
Виступ під час дискусії - це роздум проблемного характеру. Автор такого роздуму намагається знайти вирішення певної проблеми чи складного питання. Оскільки багато проблем, які постають у нашому житті, не передбачають однозначного вирішення, то роздуми часто мають дискусійний характер.
Щоб виступ під час дискусії був цікавим, виступаючий повинен сам бути зацікавленим у предметі свого виступу. Коли кажуть: людина спроможна добре виступити перед аудиторією, вміє самостійно роздумувати, сперечатися, відстоювати свої думки, судження та ін., це означає: вона не просто володіє необхідними знаннями, а й уміє їх використовувати практично.
Отже, виступ дискусійного характеру здебільшого будується таким чином: у виступі мають бути вступна частина (вказівка на те, що говоритиме виступаючий і чому), основна частина (виклад власних поглядів на певну проблему чи питання, докази), висновки (пропозиції). У такому виступі часто використовується ілюстративний матеріал для доведення основної думки (тези) висловлювання. Ним може бути так званий місцевий матеріал (приклади з життя свого класу, школи тощо). Такий матеріал, безумовно, ожив¬ляє виступи, привертає увагу слухачів, викликає до нього інтерес. Крім того, під час такого виступу слід чітко уявляти, з якою метою виступаючий буде говорити, якої реакції слухачів він домагається.
Виступ дискусійного характеру намагайтеся будувати з доброзичливістю. Навіть виступ проти якоїсь ідеї, думки потрібно будувати як підтримку позитивного, що є в запереченнях того, хто з вами сперечається.

297. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Користуючись матеріалом тексту, скажіть, яких вимог слід додержуватись під час дискусії. Запишіть їх у формі пам"ятки. З"ясуйте значення слова опонент за тлумачним словником.

ВМІННЯ ПЕРЕКОНУВАТИ
Під час дискусії необхідно уміти швидко визначити головні проблеми й зосередити зусилля на їх розв"язанні.
Досвід показує, що в дискусії слід керуватися правилом: «Поступись опонентові усім, чим можна поступитися, і не стверджуй нічого такого, чого не можеш довести».
Якщо ви хочете переконати слухачів у правильності того, що говорите, то не досить буде сказати «це так і ось так». Не думайте, що люди повірять вам лише тому, що ви їм про це говорите. Щоб їх переконати, треба неодмінно викласти докази у формі фактів або свідчень.
Одним із видів доказу є посилання на авторитет. Адже більшість знань нам опосередковано передали люди, які були або є фахівцями у тій чи іншій галузі.
Щоб доказ був переконливим, необхідно назвати ім"я та прізвище авторитетної людини, на яку посилаєтесь. Замало сказати: «Багато визначних учених вважають, що...»
Щоб вплинути на аудиторію, промовець повинен бути впевнений у своїх силах, уміти завоювати повагу слухачів своїм виступом. Його мова має свідчити про те, що він досконало знає предмет і добре підготувався до виступу. Початок виступу має вирішальне значення для створення у слухачів приємного враження. Жести і міміка повинні бути невимушеними, а темп мовлення ні монотонним, ні надто швидким.
Запальна дискусія закінчилася. Ваші аргументи перемогли, більшість учасників дискусії з вами погодились. Аргументи іншої сторони були відкинуті. Поставте себе на місце опонента. Подбайте про те, щоб ваш супротивник після дискусії не залишався самотнім, щоб він не відчував озлобленості і гіркоти поразки.
Запам"ятайте, що там, де один тріумфує, у другого виникає неприємне відчуття програної справи. Натомість там, де ніхто не поводиться як переможець, ніхто не відчуває себе переможеним. (За І. Томаном.)

298. Уявіть ситуацію: якось в одному класі виникла дискусія на тему «Чи кожна людина може стати гарним оратором?» Думки учнів розділилися: одні говорили, що тільки природні дані можуть зробити людину оратором. Інші стверджували, що властивості гарного оратора набуваються, розвиваються, виховуються. Якої думки дотримуєтеся ви? Підготуйте виступ дискусійного характеру, скориставшись матеріалом поданого нижче тексту. Пам"ятайте про композицію виступу під час дискусії (чужа думка, що привернула увагу; погоджується чи не погоджується виступаючий з цією думкою; ствердження своєї думки (тези); докази (аргументи); висновок).

Пам"ятка
Як володіти голосом під час виступу
1. Пристосовуйте свій голос до обстановки, де відбувається спілкування (не говоріть голосно в громадських місцях).
2. Хто говоріть занадто тихо, справляє враження людини, яка не вірить у свої сили.
3. Не говоріть занадто голосно - це справляє враження агресивної людини.
4. Постійно тренуйте свій голос; найзручніший спосіб для цього - читання вголос, під час якого постійно контролюється правильність вимови.
5. Голос підвищують тоді, коли ставлять запитання, висловлюють радість, здивування. Якщо вам потрібно когось переконати, відповісти на запитання, то голос понижують.
6. Будьте тактовні: спочатку зважте, чи нікого не образить те, що ви хочете сказати, а тоді вже говоріть.

ПОЕТАМИ НАРОДЖУЮТЬСЯ,
ОРАТОРАМИ СТАЮТЬ

Багато тисячоліть тому знаменитий оратор Стародавнього Риму, видатний теоретик ораторського мистецтва Марк Туллій Цицерон виголосив фразу, яка стала крилатою і дійшла до наших днів: «Поетами народжуються, ораторами стають». Великий римлянин був впевнений, що з поетичним талантом людина народжується, а оратором можна стати, якщо прикласти для цього певних зусиль.
Цікаве і висловлювання А. Коні (юриста і громадського діяча, видатного судового оратора) про те, що потрібно розрізняти красномовність та вміння говорити публічно. Якщо красномовність - це дар, яким наділена людина від природи, то вміння виступати набувається в результаті повсякденної практики, систематичних тренувань і вправ.
Дійсно, гарним оратором може стати лише той, хто хоче ним стати, хто прагне цього хто багато працює над собою. Звичайно, при¬родні дані допомагають людині досягти кращих результатів, але самі по собі вони не є запорукою успіху.
Давайте звернемося до історії ораторського мистецтва.
Кому не відоме ім"я знаменитого давньогрецького оратора Демосфена? Проте, мабуть, не всі знають, що його виступи спочатку не мали успіху. Коли Демосфен виголошував першу промову, то народ сміявся з нього і, висловлюючи своє невдоволення, так кричав, що оратор не міг закінчити її. Тільки ціною величезних зусиль, постійної і наполегливої праці Демосфен домігся визнання сучасників.
Давньогрецький історик Плутарх в книзі «Порівняльний життєопис» розповідає про те, як Демосфен зумів побороти свої слабості, позбувся недоліків, які йому заважали. Щоб зміцнити свій слабкий голос, навчитися жестикулювати, позувати перед слухачами, володіти мімікою, він влаштував собі в підземеллі кімнату для занять і працював там щодня.
Демосфен навчався ораторському мистецтву в інших відомих ораторів, його сучасників. Він уважно слухав їхні виступи, стежив за ходом роздумів, відзначав для себе позитивні і негативні сторони. Він запам"ятовував вдалі слова і вирази, а потім використовував їх у своїх виступах, придумував різні варіанти висловлення однієї і тієї ж думки, вносив до них поправки, шліфував, відточував, вибирав серед них кращий і найбільш точний варіант.
Вся майстерність Демосфена-оратора, вся його сила були здобуті постійною, наполегливою, цілеспрямованою працею.
Надзвичайно освіченим, різнобічним і невтомним оратором, за словами Плутарха, був Цицерон. Ще будучи підлітком, він з пристрастю вбирав всяку науку, не нехтуючи ніякими знаннями. Завдяки працьовитості і природним здібностям, Цицерон став відомим серед своїх ровесників, а їхні батьки навіть приходили на заняття, щоб власними очима побачити Цицерона і переконатися в його блискучих успіхах.
Закінчивши шкільні заняття, Цицерон продовжував навчатися з величезною старанністю: знайомився з філософськими вченнями різних шкіл, вивчав грецьку мову, штудіював різні науки. Він відточував свою красномовність, як зброю. Наполегливо працював сам, відвідував знаменитих ораторів. Коли Цицерон став виступати захисником в суді, то його промови зразу ж привернули увагу сучасників.
Як бачите, видатні оратори багато працювали над собою, приділяли велику увагу повсякденній підготовці до публічних виступів.
І хай їхня ораторська діяльність буде прикладом для тих, хто захоче навчитися виступати в аудиторії, хто захоче стати справж¬нім оратором. (За Л. Введенською.)

299. Підготуйте робочі матеріали до виступу на класних зборах на тему дискусійного характеру «Чи всяка справа може бути цікавою і творчою».

Марк Туллий Цицерон (великий римский оратор) как-то сказал:

ORATORES FUINT, POETAE NASCUNTUR

Что в переводе обозначает:

Ораторами становятся, поэтами рождаются

Ораторами рождаются или становятся?

По русски это будет звучать примерно так: “Ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур”.

Это афоризм Цицерона из «Речи в защиту Архия», произнесенной им в 61 до н.э. Но этот тезис всегда был предметом спора, что в те далекие времена, что сейчас.

Статья о том, как ораторами становятся. ..

Да, ораторами рождаются…

Младенец не стесняясь возвещает о себе криком. Каждый день, он сообщает о своих потребностях окружающим через крик. Позже – это уже первые слова: «Агу-агушечки…».

Половина из этих «выступлений» – это влияние на публику (привлечение внимания, общение, одобрение или протест). Так что можно сказать, что ораторами рождаются. Причем, все.

А что потом?

Взрослея, малыш оказывает воздействие на окружающих уже с помощью речи: «Дай, моё, люблю…».

В большинстве случаев, дети умеют быть ораторами среди близких и знакомых людей.

Но, когда появляется необходимость общаться с незнакомыми людьми, часто срабатывает инстинкт самосохранения, проявляется осторожность (скованные движения), агрессивность к «чуждой» среде (излишнее напряжение), и так далее.

Ребенку проще, под любым предлогом, избежать таких публичных выступлений перед «чужими» людьми.

И опыт выступлений не закрепляется.

Вот и получается, что дети рождаются ораторами, но этот навык не у всех развивается.

Ораторами становятся!

И этот тезис тоже верен. Чтобы стать оратором нужно приложить немало усилий, учиться самому или у тренера.

“Ораторами рождаются, но хорошими ораторами – становятся!”

Есть ораторы, которые стали таковыми благодаря врожденным данным.

В детстве много говорили, язык подвешен. Среди наших политиков есть много именно таких ораторов. Видно, что жизнь им подарила умение говорить. Повезло, можно так сказать.

Но есть множество ораторов, которые в детстве красноречием не отличались. Даже наоборот. Такой пример – греческий оратор Демосфен. С детства он был косноязычен, имел тихий голос, от волнения у него дрожали плечи. Но благодаря упорным тренировкам Демосфен стал самым великим оратором Афин в свое время.

Сам Цицерон – тоже пример работы над собой. Он сделал себя оратором упорным трудом, о чем сказал в своей речи: “Поэтами рождаются, ораторами – становятся”.

Но для меня самым ярким примером являюсь я сам.

Ведь в детстве я совершенно не умел выступать, был молчаливым, не мог связать двух слов, если передо мной появлялось больше, чем один человек. Но прошло время, я стал хорошим оратором, действительно хорошим оратором. Мне не составляет труда выступить перед какой-либо публикой. И я могу выступать часами, что и делаю на различных семинарах. Не хочу хвастаться – просто я знаю, что ораторами действительно становятся, а не рождаются.

А еще я видел своих учеников, которые становились настоящими ораторами. И я горжусь теми учениками, которые сейчас выступают на большой сцене, и выступают значительно лучше других.

И обо всем этом я написал в этой книге. Читайте.

Изредка на страницах книги будет мелькать реклама об онлайн-обучении ораторскому искусству онлайн. Это наша реклама. Мы этому обучаем. Можете заглянуть, поинтересоваться:

  • Большая просьба : оставьте, пожалуйста, комментарии к тем статьям, которые Вам понравились! Очень нужно!

Еще высказывания Цицерона об ораторском искусстве:

Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

/ Ораторами рождаются или становятся / /

Введение
Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода – это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших туинформацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.
Иное назначение ораторского искусствавидел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину. Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особымстимулом к добру и просвещению человечества».
Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотеливыселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, наскольковам позволит природа».
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторскогоискусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.
При работе мной были изучены труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева и др.
На основе полученных знаний я постараюсь полно и всесторонне осветить поставленные мной вопросы.

1. Понятие об ораторском искусстве
Термин ораторское искусство (лат. оratoria)античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
2. Перен. Эффектность, внешняя красивостьречи, напыщенность.
3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько...