Высокие горы,

Два ласковых моря –

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Все это Кубань.

И хутор, и город,

Живут без раздоров,

Имеют свой говор –

Все это Кубань,

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой

Гордится Кубань.

Народ – православный.

А путь его – славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Веселые вина,

С цветами долина

И строй тополиный –

Все это Кубань.

Быт улочек старых

И новь Краснодара,

И щедрость базаров –

Все это Кубань.

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!
Как много ты значишь

Для всех нас, Кубань!

^ В. Д. Нестеренко

«Пшеничный цвет»

Пшеничного цвета у брата усы.

Узнал я, что это не ради красы.

И волосы тоже пшеничного цвета.

Наверно, есть тайна какая-то в этом.

Пшеничного цвета у брата ресницы –

Ну что с моим братом

Могло приключиться?

А брат улыбнулся

И гордо сказал:

Я летом пшеницу

В полях убирал.

^ В. Б. Бакалдин

«Песня о родной земле»

Хорошо нам утром выйти в поле,

Хорошо встречать рассвет на воле,

И поёт душа о светлой доле,

Песню родной земле

Припев:

Ой, да на Кубани зори ясны,

Ой, да на Кубани вишни красны,

Ой, да на Кубани под высоким небом

Золотом горят хлеба!..

^ В. Б. Бакалдин

«Я не рос среди берез»

Я не рос среди берез,

Я не рос под елями,

Мне не пел седой мороз

Вьюгами – метелями,

Я черемух не ломал

Ночью под окошками,

Сок березы не пивал

И грибов не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес – так южный лес

Перед перевалами…

Я запомнил у крыльца

Тополя зеленые

Черномазого скворца

Песни немудреные,

В завитушках виноград,

Горы седовласые…

^ В. Б. Бакалдин

В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна.
Прямо у дверей
Золото полей,
Дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа
Пролегла в хлеба,
Здесь моя судьба –
Радость и борьба,
Здесь, взращённый мной,
Колос налитой –
Гордость и отрада жизни молодой.
От тебя вдали,
В пламени,
В пыли годы нас вели
Вглубь чужой земли,
Но всегда со мной
В стороне иной был в трудах-походах
Ты, мой край родной.
Видно, так и быть,
Здесь мне век прожить,
До конца дружить ,
До конца любить,
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего не скажешь – здесь земля моя.

^ И. Ф. Варавва

«Жатки»

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба

В страде горячей.

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть, мужество и труд.

На поле жатки величаво

Слагают ровные валки,

Они в венок своей державы

Вплетают чудо-колоски.

^ Т. Д. Голуб

«Главный запах»

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах…

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей.

^ С. Н. Хохлов

Кубань, Кубань – души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

^ К. А. Обойщиков

«Люблю тебя, мой край…»

Люблю тебя, мой край степной,

За широту земли,

За то, что ты передо мной

Дороги расстелил.

За те сады и тополя.

Что снились много лет,

За то, что черная земля

Даёт нам белый хлеб.

Люблю тебя, мой край морской,

Твой ласковый приют,

Где чаек взлёт над синевой,

Как праздничный салют.

Люблю за эту синь и даль,

За то, что ты хранишь печаль

О павших на войне.

Люблю тебя, мой горный край,

Орлиная страна.

С твоих вершин посмотришь в даль -

Вся Родина видна.

Люблю за то, что тут звенятВысокие леса.

И песни вольные летят

В родные небеса!

^ К. А. Обойщиков

«Они Россию кормят хлебом»

В степи, под этим южным небом,

Мне хлеборобы как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это значит и меня.

И житель города законный,

Не первый, не последний раз

Иду я тропочкой знакомой

На свет хлебов и добрых глаз.

А ветер дух полей разносит,

И пыль, и сладкие дымы.

Пока земля растит колосья,

В бессмертье будем верить мы.

^ К. А. Обойщиков

«Кубань – земля такая»

Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет-

И поле оживает.

И гром земной плывет,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что-то засевают,

И что-то убирают,

И что-нибудь цветет.

Кубань – земля такая:

От края и до края

Две Дании войдет.

Омытая морями,

Укрытая в леса,

Пшеничными полями

Глядится в небеса.

А снежные вершины –

Как волны седины,

Как мудрость старины.

Кубань – земля такая:

В ней слава боевая

И слава трудовая

Цементом скреплены.

Цветет в Новороссийске

Священная земля.

И, словно обелиски,

Застыли тополя.

Кубань – земля такая:

От хлеба золотая,

Степная сторона.

Гостей она встречает,

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань – земля такая:

Однажды приласкает –

Полюбишь навсегда!

^ Ю. Н. Колодний
«Дума казака»

Итог страданий сердца плач…

На крест могильный, как палач,

Сел ворон, смотрит свысока,

На боль и муку казака...

В открытом поле за рекой,

Где дуб заветный вековой,

Не обрела душа покой...

Разбито зеркало бедой...

О чем грустишь казак лихой?

О доме и о злой судьбе,

И скорбь безмерную унять?

Увидеть Свет былых времен

Среди регалий и знамен?

И беды всей душой принять –

За Русь Святую постоять!

^ Николай Доризо

«На кубань пришла весна»

Все теплее

Солнце греет,

Степь бескрайна и ясна,

Травы густо

Зеленеют,-

На Кубань пришла весна.

Стали ночи

Покороче,

Стали дни погожие длинней.

Вешний ветер

Бродит в роще,

И работать стало в поле веселей.

Эх, Кубань, моя Кубань!

Над рекой сады вишневые...

Хороша весной Кубань -

Широки твои луга медовые!

Вся земля теплом весенним

Растревожена,

Эх, Кубань, привольный край,

Кубань,- Хороша Кубань, куда ни глянь!..

Лишь засветят

В синем небе

Зорьки алые края -

Вся станица

Выйдет в степи.

Вся колхозная семья.

День сегодня

Будет ясный.

Песня над дорогами слышна,

И от наших

Флагов красных

В этот день весна особенно красна!

Эх, Кубань, моя Кубань!

Над рекой сады вишневые...

Хороша весной Кубань-

Широки твои луга медовые!

Вся земля теплом весенним растревожена,

Сколько силы богатырской в ней заложено!

Эх, Кубань, привольный край, Кубань,-

Хороша Кубань, куда ни глянь!..

«Кубань»

Тебе Кубань родная, отдаю я дань,

Я о тебе сейчас стихи слагаю.

И славлю вольную, могучую Кубань.

Прекрасней края в мире я, не знаю.

Твои глаза – два моря голубые.

А брови – виноградная лоза.

Ресницы, то леса твои густые.

Из золотой пшеницы – русая коса.

А в косу длинную лазурной синевой сияя,

Красивой лентою вплелась Кубань река.

Наряд твой, весь цветами расцветает,

Степными ковылями отливается слегка.

Ты смотришь в мир глазами голубыми

И песнями своими всех с ума сведёшь.

Недаром и зовут тебя «Жемчужина России»

Тебя Кубань и краше в мире не найдёшь.

И где бы, в стороне, какой я ни был,

Мне всё ж милей в краю моём родном.

Твои ладони пахнут тёплым хлебом,

А губы – сладким молодым вином.

^ Виктор Подкопаев

«Край наш тополиный»

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный-

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Ты весной чудесен,

Цветами щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский.

…Весна степь голубит

Ласковой прохладой.

Значит, тем, кто любит,

Повстречаться надо.

Лунный свет потоком

Захлестнет влюбленных.

Позовет их тополь

В тень ветвей зеленых.

Только шепчет ветер

Древние былины…

Ой, вы, степи-степи,

Край наш тополиный.

^ Сергей Хохлов

«Кубанские синие ночи».

Кубанские синие ночи,

Черешен густой аромат,

Шумит над поселком рабочим

Зелеными ветками сад.

Он весь как хорошая сказка,

В нем полный разгул соловья.

Эх, сад мой бескрайний кубанский,

Счастливая юность моя.

Приду под заветные кроны,

Улыбку свою подарю,

Пусть месяца рог золоченый

Нам светит с тобой до зари.

^ Валентина Дацко

«Кубань»

Поля объяты сизой дымкой

Блестит на травах жемчуг рос.

Лаванда синею косынкой

Вливает в сердце сладость грёз

Влекут поля пшеницы спелой

К себе невиданной красой

Река Кубань девчушкой смелой

Бежит с распущенной косой

Чужому глазу не открытый

В овраге прячется родник...

Хранит к здоровью свой тайник

Кубань моя, за всё спасибо

За хлеб и соль, за силу трав.

Живя с тобой, я так счастлива

И кто поверит, будет прав.

^ Николай Иващенко

"Мой милый край, Кубань моя "

Мой милый край,

Кубань моя пшеничная,

Тебя в народе житницей зовут,

Достойной будь

Такого возвеличил,

Приумножая честь свою и труд.

Ты кормишь хлебом

Родину большую,

Растишь пшеницу, рис,

Свеклу и чай!

Твои озёра, реки, ширь степную

Люблю тебя, красавица Кубань!

Люблю акаций

Белый цвет душистый

Люблю стогов пьянящий аромат.

Вдыхать люблю прозрачно

Воздух чистый,

Когда грохочет громовый раскат.

Люблю тебя, мой край

За море синее

И дорог мне здесь

Каждый человек.

Пусть будет чистым

Небо над Россиею

Хвала рукам

«Там, у далёких берегов Кубани»

Там, у далёких берегов Кубани

Взъерошенная степь уходит в синеву.

Там спит моя земля родная

И моё сердце там. В лазоревом дыму

Зачахли золотые волны нив,

Видны огни родной станицы,

И ветер, пламенный певец, затих,

Чтоб кубанской ночью насладиться…

А я на севере опять лишён покоя

И счастье моё плачет по ночам…

Ах, родина, расстался я с тобою,

И не согреться мне в твоих лучах

^ Виктор Гончаров

«Кубань»

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Там вечер просторный

И песня простая.

У клуба – парнишек

И девушек стая.

Там примут тебя

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом,

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Там где-то саманный

Курень мой дымится,

Увитый густой

Виноградной лозою,

Мой бойкий домишко

С антенной косою.

Весёлые окна,

Открытые ставни,

Дымок над трубою

Как выстрел недавний.

Люблю тебя. Край мой,

Простор краснодарский.

И труд хлебороба.

И песни. И пляски.

И пыль под копытами

На ипподроме,

И яркую лампочку

В маленьком доме,

Улыбку и радость

На лицах казачьих –

Суровых и смуглых,

Простых, но горячих!

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

^ Иван Варавва

«Кубань»

То ли явор у двери сарая,

То ли ветер сдвигает засов?..

Горемычница вольного края

Просит милости у образов.

Молит небо за ратника-сына:

От меча и от пули сберечь!

Я сама тебя, сокол, растила,
Приторочила бурку оплечь.

Я коня вороного седлала,

Саблю дедову, крепость кинжала

Положила в ножны казаку.

На краю медозвонного лета

Забурунилась в карчах река.

Я дала тебе сердце из света,
Неуемную плоть казака.

Славлю час зоревого рожденья

И друзей, и коханок твоих...

За оконницей, крашенной чермнью,

Старый явор чуприной поник!

То ли явор гудит, то ли ветер

Разбивает о двери засов?

Мать-печальница в блекнущем свете

Просит милости у образов.

Кто ты, женщина-лунность седая?

Болью душу свою не порань!

Я станичница вольного края,

Я казацкая ваша Кубань!

^ Сергей Хохлов

«Люблю я, Господи, Россию»

Когда цветы - багряный, синий -

Дрожат в траве - роса густа.

Люблю я, Господи, Россию,

Как любит странник, обессилев,

В глухую полночь жар костра.

Люблю твои в цветенье яблони,

Их чашки, полные огня.

Они, как пушкинские ямбы,

С небес нисходят на меня.

И этот - желто-синий поезд,

Колеса спрятавший во ржи,

Меня манит на новый поиск,

Земли, где нет ни тьмы, ни лжи.

Я говорю Земле: спасибо...

Пусть жизнь была порой черства...

Люблю я, Господи, Россию,

Люблю я, Господи, Россию,

Как странник в полночь жар костра.

^ Сергей Хохлов

«Мой светлый край»

Мой светлый край, ты нашептал мне сны…

Стою в каком-то дивном обаянье.

А этот мягкий, нежный свет луны,

Как дым времен струится над Кубанью.

Порой лишь плеск мне слышится с реки.

Но всякий шум здесь тишиной приглушен.

И как ведь славно землю нарекли -

Кубанью! - словом, удивившим душу.

О, сколько стрел об эти берега,

О, сколько черных молний раскололось!

Казачьей шашкой через степь легла.

Твои курганы древние молчат, И пепел смыт

Времен минувших

Стойбищ.

Ты всех простила - ибо зла не помнишь,

Ты лишь героев помнишь имена.

Пьют, наклонившись воду облака,

И соколы играют в поднебесье.

Какие нам они пророчат вести?

Что скоро, в позднюю теплынь,

Тебе подарят для начала

И моря ширь, и неба синь,

И будет долгий поиск смысла

В броне бетонной завершен,

И ты, к людской судьбе причастна,

Услышишь дальний зов турбин

Сквозь отстоявшуюся ясность

Своих смирившихся глубин...

На смену юности проворной

Придут задумчивые сны

О ранних днях речушки черной,

Так не любившей тишины...

И только изредка под ветром

Пройдет по сонной глади рябь -

Как память песни недопетой

И страсти -

Мчаться и страдать...

^ Татьяна Моржова

Не счесть всех городов,

Но есть столица

Земли кубанской - город Краснодар.

Назначено судьбой мне здесь родиться,

И для меня мой город - Божий Дар.

Среди берез кудрявых, лип и сосен,

Платанов и высоких тополей

Сменяет лето золотая осень,

И в день рожденья нет его милей!

Отбросив лишних фраз словосплетенья,

Окинув взглядом улицы, любя,

Тебе я громко крикну: «С днем рожденья!

Мой Краснодар, с Днем города тебя!»

^ Татьяна Моржова

«Храни меня, родная Кубань!»

В глазах своих вижу я зелень полей.

Живет на Кубани мой славный народ.

Мне кроме Кубани земли нет милей

И ближе, чем славный, казачий мой род!

В глазах своих вижу колосьев лучи,

Храни меня вечно, мой свод голубой.

Кубань - моя мать!

Как объятья твои горячи!

Кубань, мне вовек

Не расстаться с тобой!

^ Евгений Титов

«Песня о Краснодаре»

Туман осенний в воздухе разлит,

Как будто дым кадильный в синем храме,

На разные лады колоколами

Со мной вечерний город говорит.

Мы навсегда повенчаны судьбой,

Мой Краснодар, мне силы жизни давший.

И радости, и беды повидавший,

Ты все же беззаботно молодой.

Моих побед, ошибок и грехов

Свидетель неподкупный, молчаливый,

Прощающий сердечно и легко.

Закат раскинул крылья над рекой,

В багряный плащ Кубань моя одета,

И, как мольба, последний лучик лета

Тревожит красных сумерек покой.

Я по старинным улочкам бреду,

Как будто бы во времени скитаюсь,

Как будто дневники твои читая,

Я молодость вторую обрету.

Не дай покоя мне, тревожь, буди

И окликай трамвайными звонками,

^ В. Д. Нестеренко

«Наша Родина - Кубань»

Помнят земли вековые

Каждый камень и курган,

Орды грозные Батыя

И турецкий ятаган.

Стародавних лет картины

Нынче трудно воссоздать.

Реки, горы и равнины

Волею Екатерины

Нужно было защищать.

Запорожцы-черноморцы –

Удалые ратоборцы –

Охраняли рубежи.

Тут была опасной жизнь.

На защиту тех просторов

С казаками твёрдо встал

С верным воинством Суворов –

И навеки отстоял.

Обдуваемый ветрами,

Омываемый морями

И обласканный лучами,

Малой родины исток.

Он любим безмерно нами –

Сердцу милый уголок.

Щедрый дар императрицы

Нашим предкам-казакам –

Плодородная землица –

Урожаи дарит нам.

Край наш - житница России.

Главный символ - колосок.

Под бескрайним небом синим

Пусть растёт зерна поток.

Называют край наш садом.

Знают все в стране давно,

Что богат он виноградом,

Здесь чудесное вино.

У народа дар гигантский –

На таланты край наш скор.

И пример тому - Кубанский

Славный наш казачий хор.

Все места нам дорогие:

Краснодар и глухомань

Наша Родина – Россия,

Наша родина – Кубань

^ В. Д. Нестеренко

«Мой край»

За околицей станичной –

Между рощей и рекой,

Начинается пшеничный

Ярко-бронзовый прибой.

С каждым колосом высоким

Дружат солнце и дожди.

Сколько зёрен крутобоких

В каждом колосе – гляди!

Полюбуйся полем этим –

Щедрый будет урожай.

Краше места нет на свете,

Чем знакомый с детства край.

^ В. Д. Нестеренко

«Тихие места»

Это речка Бейсужок –

Нитка голубая.

Вот зелёный бережок,

Даль за ним степная.

Здесь трава всегда густа,

Лошади пасутся.

Эти тихие места

Родиной зовутся.

^ Виктор Подкопаев

Наш край Кубань -

Особой славы край.

И быть кубанцем

Дело не простое.

На бранном иоле -

Мы гвардейцы боя.

На мирном -

Мы бойцы за урожай.

У мастеров земли -

Цветет земля.

У мастеров машин -

Поют машины...

В святой любви к Отчизне -

Мы едины.

В большой работе -

Мы одна семья.

Мы Родине

Сегодня говорим:

Ставь перед нами

Новые задачи.

Чтоб стала ты сильнее и богаче,

Мы все твои наказы

Претворим.

Слово верное даем.

На нас, кубанцев,

Можно положиться!

Над нами

Знамя алое струится.

И, как два солнца,

Ордена на нем.

^ Виктор Подкопаев

«Знамена»

Смотрю светло

И озаренно...

Торжественность минут,

Когда тяжелые знамена

На волнах музыки

И я ловлю

Их отраженье

В глазах

Взволнованных людей,

Что отстояли их

В сраженье,

Что утвердили их

Колышет ветер

В них наша вера,

На все года!

На все века!

^ Кронид Обойщиков

«Отчий край»

Отчий край!

Вишневые рассветы,

Двух морей и неба

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

И хотя мне с ними состязаться

Еще может быть не по плечу,

Я тебя, метельная акация,

Лично поприветствовать хочу.

Сам желаю в пояс поклониться

Камышевым речкам и полям,

У степных курганов за станицей

Честь отдать служивым тополям.

Я кричу им:

Здравия желаю!

А потом у тихого моста

Молодую вишню наклоняю

И целую в сладкие уста.

В тишине черемуховых кружев

Пью настой прохлады и травы.

Как мальчишка топаю по лужам

В брызгах солнца -

С ног до головы.

Ах, какое радостное утро,

Будто в детство выдался маршрут.

Лошадям развязываю путы -

Никуда отсюда не уйдут!

^ Кронид Обойщиков

«Моя Кубань»

Поэма

Запев

Сторона моя степная

И морская, и лесная,

Цепи гор из края в край!

Что покраше, выбирай!

Что покраше, я не знаю,

Всю тебя я выбираю

Любы русские края,

Но милее, ты моя.

Были дальние походы,

Я тебя носил все годы -

Наяву ты и во сне

Растворилась вся во мне.

Все и радости, и муки -

Все сошлось в чудесном звуке.

Все во мне, моя земля -

От орла и до шмеля,

С детских лет твои дороги

Целовали мои ноги,

Как перины, облака

Мне ложились под бока.

Ты поила и кормила,

Ты в огне меня хранила.

Корень ты в моей судьбе.

Эти песни о тебе.

Тема: «Писатели Кубани о родной природе»

Цели:

1 .обучающие - познакомить учащихся с биографией Вараввы, Обойщикова, Голуб; раскрыть содержание темы урока

2. развивающие - продолжить развитие мышления, памяти, внимания, речи, позновательный интерес

    воспитательные - воспитать любовь к природе,детской книге, воспитание речевой культуры учащихся Организационный момент и настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

- Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок, на котором мы расскажем о нашей малой Родине, о нашем Краснодарском крае, познакомим с творчеством писателей о природе Кубани.

В качестве эпиграфа я выбрала высказывание А.Н. Ткачева “Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!”

Ведь природа Краснодарского края прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…

Посмотрите вокруг –

Зачарует краса:

края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью украшена…

2. Подготовка к первичному восприятию стихотворения И. Вараввы «На хуторе нашем вишневом»

Ребята, я приглашаю вас отправится дорогами кубанских поэтов изучать чудеса и очарования края. Начнем Ивана Федоровича Вараввы. И.Ф. Варавва родился на Кубани в ст. Староминской. После окончания школы отправился на фронт добровольцем, где был ранен. Однако, война принесла в личную жизнь писателя не только беды. Именно во время войны Иван Федорович берет в руки перо и начинает писать. Более подробно мы остановимся на стихотворениях о природе, а именно «На хуторе нашем вишневом »

2.1. Первичное восприятие

О чем говорится в стихотворении?

Какую композиционную особенность вы заметили?

Чем заканчивается стихотворение?

2.2. Вторичное восприятие с элементами анализа

Чем на хуторе вишневом украшали сорочки, подолы, рубах рукава?

На что похожа одежда в этом хуторе?

Отчего весной дорога бела?

Словесное рисование

3. Подготовка к восприятию стихотворения Т. Голуб «Главный запах»

Родилась и выросла на Кубани. В шестнадцать лет тяжело заболела. Болезнь приковала к постели и сделала талантливую поэтессу инвалидом. Но это не помешало ей заняться свое литературной деятельностью. Так было написано 8 стихотворных сборников. Среди них «Хлебное дерево»

В которое было помещено стихотворение «Главный запах»

3.1. Первичное восприятие

Чтение учителя сопровождается динамической демонстрацией.

Проверка первичного восприятия

- Кто запомнил, чем же пахнет на Кубани?

3.2. Составление партитуры

- С какой интонацией будем читать стихотворение начиная со слов Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…

- Какой паузой сопровождается интонация перечисления?

- Каким знаком препинания оканчивается перечисление? Какая здесь будет пауза?

Выразительное чтение фрагмента

- Прочитайте предложения, вынесенные на слайде. Какой она должна быть?

- Как необходимо произнести слово «слышали»? Почему? (слово-обращение, необходимо его логически выделить)

- Как следует прочитать слово «пшеница»? (мелодично, спокойно) Хоровое произношение слова

Хоровое чтение фрагмента

Выразительное чтение стихотворения

4. Подготовка к первичному восприятию стихотворения К. Обойщикова «Кубань – земля такая»

К. Обойщиков родился в Ростовской области в 1920 году. Школьные годы прошли на Кубани. В 4-ом классе появляются первые стихотворения о природе родного края

4.1. Первичное восприятие

Выразительное чтение учителя.

Проверка первичного восприятия

Какое настроение у вас вызвала стихотворение?

Как изменилось ваше представление о Кубани?

4.2. Вторичное восприятие

Чтение стихотворения учащимися.

Создание диафильма и рассказа к нему

Деление класса на 4 группы. Графическое рисование

Изобразите отрывок и подпишите титры, для создания диафильма «Моя Кубань », опираясь на прочитанные стихотворения. Составление рассказа о природе Кубани, отпираясь на полученный диафильм.

5. Викторина знатоков творчества кубанских писателей

«Кубань – земля Т. Голуб

такая»

«Главный запах» И. Варава

«На хуторе к. Обойщиков

нашем вишневом»

2.Чем «пахнет» солнце на Кубани?

3. Бесценный домашний подарок

4. В какое время года на хуторе вишневом дорога бела

5. На что похожа одежда на хуторе вишневом

6. Вспомни как можно больше запахов Кубани

«Главный запах »

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?

Кубань – земля такая

Кубань – земля такая: Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет- В ней слава боевая

И поле оживает. И слава трудовая

И гром земной плывет, Цементом скреплены.

И землю плуг срезает, Цветет в Новороссийске

Как масло. Священная земля.

Круглый год И, словно обелиски,

Здесь что-то засевают, Застыли тополя.

И что-то убирают, Кубань – земля такая:

И что-нибудь цветет. От хлеба золотая,

Кубань – земля такая: Степная сторона.

От края и до края Гостей она встречает,

Две Дании войдет. И душу открывает,

Омытая морями, Прозрачную до дна.

Укрытая в леса, Казачка огневая,

Пшеничными полями Красива, молода,

Глядится в небеса. Кубань – земля такая:

А снежные вершины – Однажды приласкает -

Как волны седины, Полюбишь навсегда!

Как мудрость старины.

«На хуторе нашем вишневом»

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

к заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

На хуторе нашем вишневом,

Где катится речка вольна,

В красивых девичьих обновах

Весь год пламенеет весна.

Приезжий, нездешний прохожий

Заметит у тихой воды:

Здесь даже одежды похожи

На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишневом

Красивые люди живут,

На хуторе нашем вишневом

Оркестры на свадьбе зовут.

И хлопцы подруг зазывают,

И сами выходят на круг,

под вишнями вишни срывают

С горячих рассерженных губ.

На хуторе нашем вишневом

Весною дорога бела

От вишен в цветении новом,

От их молодого тепла.

Я тоже однажды недаром

Из хутора в стылый мороз

Бесценный драгоценный подарок –

весну на рубахе принес.

5.Итог урока

Оксана Петрова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах » Цель : приобщать детей к миру поэзии Кубанских писателей, прививать любовь к малой Родине.

Задачи :

-развивать познавательный интерес, инициативу и любознательность;

Помочь детям понять содержание и смысл стихотворения ;

Побуждать детей использовать модельную схему при заучивании стихотворения ;

Способствовать запоминанию слов;

Совершенствовать интонационную выразительность речи ;

Воспитывать любовь к поэзии о Родном крае.

Методы и приёмы :

Практические - игра «Передай волшебную палочку» , Динамическая пауза «Урожай» , упражнение «Повтори без слов» , «Построй сюжет»

Наглядные – презентация к занятию «Главный запах » .

Словесные - проблемная ситуация, беседа, рассказывание стихотворения по модельной схеме .

Материалы и оборудование : презентация «Главный запах » , волшебная палочка, 1. Организационный момент

Приветствие гостей

Звучит Гимн Кубани

Ребята, какое произведения сейчас прозвучало. (Гимн Краснодарского края)

Как называется человек, который пишет слова к песне или стихи ? (поэт)

Как называется человек который пишет музыку (композитор)

Кто написал музыку к нашему гимну? (музыка народная в обработке Виктора Гавриловича Захарченко)

2. Проблемная ситуация «Поэты Кубани»

Ребята, посмотрите перед вами портреты кубанских поэтов.

О чем пишут поэты в своих стихах ?

А скажите, пожалуйста, знают ли ваши родители стихи кубанских поэтов ?

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяны Дмитриевны Голубь «Главный запах » И расскажем это красивое стихотворение дома своим родителям, чтобы наши родители знали, что у нас на Кубани есть поэты, которые пишут красивые стихи о нашей Родине .

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяна Дмитриевна Голубь «Главный запах »

Татьяна Дмитриевна Голубь родилась в 1944 году в Оренбургской области. Переехали в город Славинск – на- Кубани в 1949 году. За школьной партой Таня не сидела. Она тяжело болела, была прикована к постели, ходить не могла, но её мужество, стремление к творчеству сделали её известной поэтессой. Её стихи о природе Кубани , о детях, о труде. На её стихи написаны песни .

Слайд№ 5. Чтени стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах »

Как называется стихотворение ? (Главный запах )

Кто написал это стихотворение ? (Татьяна Дмитриевна Голубь )

О чем рассказывает нам стихотворение ? (о том, чем пахнет лето)

С чем сравнивают запах лета ? (с сочной клубникой, огурцами, ежевикой, разогретой лебедой, мятой, резедой, дождиком грибным, молодым укропом, грушами, солнышко пшеницей)

С чем прилетел запах лета ? (с ветром с моря)

Чем пахнет солнышко летом на Кубани? (пшеницей)

Где пахнет лето сочной, сладкою клубникой? (на Кубани)

Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились (Словарная работа)

Резедой – резеда – цветок с ароматным запахом .

Накрапах – накрап – природные пятна на груше.

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Упражнение «Повтори без слов»

4. Динамическая пауза «Урожай»

В огород мы пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идем вперед

Здесь клубнику, ежевику наклоны вперед

Ароматную сорвем.

И огурчиков хрустящих, приседаем 2р.

На салат мы соберем.

Груши с дерева сорвем показать руками «рвут»

Желтые и сочные, правая рука вперед, левая рука вперед

Очень, очень вкусные. кистями круговые движения

И вернемся по дорожке. поворачиваемся вокруг себя

С урожаем мы в лукошке. шагом возвращаемся на места

5. Повторное чтение по модельной схеме. Упражнение «Построй сюжет»

Ребята нам с вами пришло письмо в нем с помощью картинок зашифровано наше стихотворении , давайте с вами расшифруем его. Кто запомнил строки из стихотворения и хочет расшифровать его.

6. Игра «Передай волшебную палочку»

Для того чтобы нам было интереснее и легче запомнить стихотворение , предлагаю вам поиграть в игру «Передай волшебную палочку» . Мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу, и произносить по строчке стихотворения .

7. Рассказывание стихотворения детьми по модельной схеме.

8. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение , которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Все молодцы, успешно справились с заданием!

Слайд№7Сейчас вы с помощью солнышка, тучки с солнышком и тучки с дождиком покажите своё отношение к услышанному сегодня.

Солнышко означает - я много узнал нового, мне было, интересно.

Тучка с солнышком - я много узнал нового, но мне было не очень интересно.

Тучка с дождиком - я ничего не узнал нового, мне было не интересно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения И. Василевского «Снег» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема Заучивание стихотворения И. Василевского «Снегопад».

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вкус, запах» Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ Детский сад «Колосок» Образовательная область «Познание» Тема:.

Конспект занятия. Литературный калейдоскоп «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Интеграция.

Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе заучивание стихотворения «Оленёнок» Ю. Кушака Программное содержание: 1. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение 2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.

«Энергия ветра» - Данные наблюдений (МВтч). Фото: Nordex AG. Вопросы? Ресурс энергии ветра. Электроэнергия (кВт). Что обеспечивают системы с использованием энергии ветра? Фото: Danmarks Tekniske Universitet. Рассчитать кривую распределения энергии. Рассчитать действительное энергопроизводство. Фундамент (вид сбоку). График мощности турбины на 1 МВт.

«Ветер в феврале» - В поле за ветром не угоняешься. Выяснить, почему февраль считается самым ветреным месяцем. Цель работы: В рукавицу ветра не изловишь. Руками ветра не поймаешь. Январю –батюшке -морозы, февралю -метели. Научит по небу летать И облака там задевать. Ветер не дует, так и осока не шумит. Диаграмма количества ветреных дней за три месяца.

«Моря России» - Реки России. Озеро Копытко – излюбленное место отдыха жителей и гостей нашего города. Моря Атлантического океана. Балтийское море Черное море. Берингово море Охотское море Японское море. Моря Тихого океана. Озера России. Каспийское озеро-море Байкал Ладожское Онежское. Реки Усть – Лабинска – Кубань и Лаба.

«Моря в России» - Японское море. Владивосток. Закрепление изученного материала. В Каспийском. Мурманск. Какое море является морем мертвых глубин? Петропавловск - Камчатский. Балтийское, Чёрное, Азовское моря. Берингово море. Впадение крупных рек, которые опресняют воду. Восточно-Сибирское море. Чукотский п -в. Начиная со 125 – 200 м. вода отравлена сероводородом.

«Состояние Аральского моря» - Актуальность. Определение скорости ветра. Проведение экологического мониторинга Аральского моря. Пути улучшения экологического состояния Аральского моря. Лишь адыраспан, да ветер одинокий, Да стонущие жёлтые пески. Продолжится и общее восстановление водоема. Ход исследования. Цель работы. С распадом СССР в 1991 г.

«Урок Ветер» - Ветер – перемещение воздуха в вертикальном направлении. Ветер изменяет формы рельефа. Засвистит- по речке дрожь. Местный ветер. Приборы. Характеристика ветра. «Женатый» -на оз. Бриз. Муссон образуется на побережье морей. Озорник, а не уймёшь. Анемометр –прибор для определения силы ветра. Ветер дует из области с низким давлением, в область с высоким атмосферным давлением.

«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,

— Е. А. Покровский.

Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прик-ладной направленностью: «Горшки», «Каза-ки-разбойники». Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, на-ходчивостью, смекалкой, юмором.

Заметное влияние на становление игры, на развитие игрового действия оказали исто-рически сложившиеся особенности нацио-нальных культур разноязычного населения Кубани.

Для детей дошкольного возраста наибо-лее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождени-ем, в которых участие педагога обязатель-но: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».

В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить де-тей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предмета-ми, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки,шесты, шары и другие атрибуты; в симво-лических играх с помощью считалок выби-рается ведущий.

Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.

Если в народной игре предполагается соревнование двух ко-манд, то применяется обычно способ огова-ривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д.

Ниже помещено описание нескольких игр, некоторые — с вариантами.

ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)

Играющие становятся рядом, рука в руке.

Двое, стоящих на одном краю вере-ницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, при-чём «селезень» догоняет «утку».

Стоя-щие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая — утка,

Десятая гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становят-ся на освободившееся место.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».

После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».

Остальные участни-ки игры выстраиваются один за другим и гусь-ком проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая од-ного из игроков. Он просит: «Золотые воро-та, пропустите вы меня!».

Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или на-ливное яблочко?». Задержанный игрок вы-бирает и переходит на ту или другую сторо-ну, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игрока-ми.

Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)

Играющие берутся за руки, образуя круг.

В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подхо-дит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все го-ворят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил во-дящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, вы-дернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

Из играющих выбирается «казак», кото-рый становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая ко-рову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется — казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хо-ровод, поднимают руки — «воротики», а ка-зак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-нак-рест.

Дети первой шеренги подходят к стоя-щим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расхо-дятся по всей комнате (залу, площадке), вы-полняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся ше-ренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, ко-торая первая построится.

ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один — в центре.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут ,

Тебе блин дадут.

Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: —Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: — Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.

ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.

Кто-либо из участ-ников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.

Затем играющие зо-вут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не лома-ном) соединении.

ИГРА «ГОРШКИ»

Играющие делятся на две равные коман-ды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая коман-да — «хозяева». Они становятся за горшка-ми. Один из играющих — водящий — изоб-ражает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

Почём горшок?

Хозяин отвечает:

По денежке.

А он не с трещиной?

Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупа-тель» бегут в разные стороны вокруг горш-ков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — коман-дир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая ру-ка каждого вытянута вперед, правая подня-та вверх.

По сигналу воспитателя командир соска-кивает с «коня», кладет флажок и становит-ся в общий круг.

Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.

Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, пово-рачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчи-ков, около которых он остановился, повора-чиваются спиной друг к другу и бегут в про-тивоположные стороны вдоль круга. Каж-дый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».

Выигравший стано-вится командиром.

ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

Играющие ходят по кругу, выполняя лю-бые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце ко-торого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается.

Игры с бегом и увёрткой для детей 3-7 лет

Домовой за грубкой?

Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.

Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»

Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

Шкракобушка.

Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спра-шиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то де-лаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

Чапля.

Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м.

По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.

Остальные - «лягушки».

Пока чапля «спит», т. е. стоит, накло-нившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ло-вить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.

Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.

При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы пло-щадки, а также при осаливании они меняются местами.

Чур у дерева!

Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с ма-ленькими горцами.

Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

Число играющих зависело от ко-личества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.

Сто-ящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

Осаленный менялся местом с водящим.

Хваталки.

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игро-ков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь пред-меты: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стара-ясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захва-тила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

Повтори!

В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.

Со-здавали круг.

Вожаком был самый старший - шестилетка.

Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого вы-берут затейником.

А задача затейника - показывать разные дви-жения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.

Вожака звали в круг.

Он прохаживался внутри него и при-сматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.

При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго накого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывалзатейника.

Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал мо-мент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и на-зывал затейником не того, игра продолжалась.

Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.

Колесо.

Играющих 16 или значительно больше.

Они, раз-делившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.

Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, уда-рив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.

Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - сле-дующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.

Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.

Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.

Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.

Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет

Путы.

Ноги завязываются платком или верёвкой пример-но так же, как спутываются ноги у лошади.

И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

Змейка.

Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани:

«Малы хлопци чи лягають на спыну, чи хло-паются на коленки, чи сидають на зимлю один за другим, но на небольшом расстоянии.

Самый крайний сигаеть через осталь-ных, а на кониц сам лягае чи сидае на другом конци.

И так один за другим».

Побег.

Играющих 10-20 человек. Они образуют круг, крепко взявшись за руки. Один игрок перемещается внутри, а другой вне круга. Тот кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это можно по -разному:или перепрыгнуть через руки, или проскочить под руками, или же просто разорвать цепь.

Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему.

Если игроку удастся убе-жать, то водить идёт пара, виновная в его побеге.

Перетяни палку.

Играющие делятся на две партии. Веду-щий одной партии берёт палку, а за него берутся все остальные. Ведущий другой партии тоже берётся за эту палку, а за него берётся его партия.

И так стараются перетянуть палку - каждая группа на свою сторону.

Физкультминутки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев кистей рук.

Мы сегодня нарезали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,

Снова резать начнут.

Дружно локти отведём.

Снова резать ромбики начнём.

Дружно локти отведём.

Снова резать ромбики начнём.

Активное сгибание и разгибание пальцев. :

Встряхивание руками перед собой.

Энергично отвести локти назад.

Мы сегодня вырезали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём, Вырезать опять начнём.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Заколачиваем гвоздь.

Заколачиваем гвоздь.

Плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.

Разводить и сводить ноги, притопывая.

По сухой лесной дорожке — Топ-топ-топ топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки,

Для сыночка или дочки.

Дети стоят, слегка согнувшись.

Руки, согнутые в локтях,

перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки.

«Собирают ягодки» — кончики пальцев соединя-ются, «срывают ягоды».

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СОЛОМКА

Вырастут в поле и рожь и пшеница.

Их обмолотят соломка родится.

Руки коснутся её золотые,

И появляются словно живые

Сильный наездник и конь златогривый,

Гордый олень и телёнок бодливый,

И с золотою короной девица.

Вот ведь какая она непростая

Эта соломка, совсем как живая!

В руки возьмет лишь её мастерица

Сразу она в чудеса превратится!

ПЕТУХ

Ах, красавец петушок!

На макушке гребешок,

А под клювом-то бородка.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

***

Солнце цветам помогает расти,

Солнышку нужно поярче светить!

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился,

Солнце, и дождик, и руки мои.

Вместе цветку подрасти помогли!

СТИХИ

ЖАТВА

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле подбери с земли,

Каждый спелый колос, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно.

Б. Токмакова

КОЛОС

Золотое поле, спелый колосок

Не роняй ты зёрен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Е. Трутнева

ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Потрудиться так и хлеба поесть.

ЗАГАДКИ

Весною — травкой шелковистой,

Летом нивой золотой,

Ну а зимнею порою —

Аппликацией, игрою,

Сухая очень, ломкая,

Зовут её ...

(Соломка)

Не море, а волнуется.

(Поле)

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колосок)

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,

Льют зарю, к порогу подойдя.

Варвара Бардарым.

Г.краснодар

Богата весна цветами, травами.

ВЕСНОЙ

На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет

Т. Голуб

ОДУВАНЧИКИ

Я бегу, а у дороги

Одуванчики стоят.

Ну такие недотроги:

Дунь — и к небу полетят.

В. Бардадым

ПОДСОЛНУХИ

Это не зонтики ,

Это не солнышки,

Это на ножках зелёных

Подсолнушки.

Греют на солнце

Подсолнухи спины,

Осенью зёрен

Подарят корзины.

Т. Голуб

ОДУВАНЧИК

Одуванчик золотистый

Превратился в шар

Пушистый.

Ветерок слегка

Подул,

Пух куда-то

Упорхнул!

Где пушинка

Упадёт,

Там на следующий Год

Одуванчик расцветёт!

Т. Голуб

***

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом тысяча светил,

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил...

И. Варавва

***

Высокие травы-муравы,

растёте вы, травы, на славу!

Зелёные скинув рубашки,

белеют-желтеют ромашки,

Краснеют нарядные маки,

как в новых одеждах казаки.

И словно разливы реки,

небесная синь васильки...

В. Бакалдин

Лучшая пора на Кубани — это лето!

***

У лета в корзине

Арбузы и дыни,

Черешни и сливы,

Подсолнух на диво!

В лесу на опушке

Кукуют кукушки,

Кукуют кукушки

На весь белый свет.

И кажется, это

От щедрого лета,

От доброго лета

Сердечный привет

Т. Голуб

***

На Кубани много лета, много хлеба.

Словно дыня, закатилось солнце в небо.

И клюют его, клюют со всех боков,

Как гусыни стаи белых облаков.

К.Обойщиков.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

...Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом — щедрая земля

С восхода до заката.

Т. Голуб

***

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной сладкою клубникой,

огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах...

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Т. Голуб

КОЛОСОК

Наступил уборки срок,

Строен, крепок, невысок

В золотом пшеничном поле

Каждый колосок.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

…Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке - поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом- щедрая земля

С восхода да заката.

Т.Голуб

ОСЕНЬ

Осень, осень... Огненная птица.

Лист багряный в воздухе кружится.

Падая у ног моих, шуршит.

Словно шепчет мне он: «Не спеши.

Посмотри вокруг, как все прекрасно:

Россыпь трав и щебетанье птиц.

Радости как будто нет границ!..»

К. Обойщиков

***

В небесах высоких тает

Одинокий тонкий луч,

Улетают птичьи стаи,

Прилетают стаи туч.

В. Нестеренко

СЕНОКОС

Здравствуй, сенъ-сенокос

Что с собою ты принёс?

Жаркий труд людей умелых,

Разговоры острых кос.

Расскажи-ка, сенокос,

Что ещё с собой принёс?

Ароматы трав сушеных

И сверканье звонких рос!

Сено-сено-сенокос!

А хорош ли твой укос?

Накосил бурёнкам сено —

Вот какой огромный воз!

В. Нестеренко

***

Зима пришла непрошено,

Наутро запорошила

Все улицы снежком.

Привет, пора весёлая!

Готовь быстрей коньки,

А рядом с нашим садиком,

Растут снеговики.

В. Нестеренко

***

Снег блестящий,

Снег хрустящий

Заметает наш порог,

И зовёт гулять звенящий,

В степь летящий ветерок!

Т. Голуб

ЗИМА

Опять деревья побелели

И ветер с севера подул.

Опять поют в полях метели...

Устав от лета, пруд уснул.

Сады покрылись сединою,

Снежок рассыпчатый хрустит.

Сосульки виснут бахромою,

И солнце льдинкою блестит...

Т. Голуб

Краснодарский край обладает уникаль-ными природными богатствами. Его ланд-шафт очень разнообразен. Горные рельефы, равнины, степи, луга, Чёрное и Азовское мо-ря, реки, озёра, лиманы и плавни создают большие возможности для ознакомления де-тей дошкольного возраста с большим разно-образием растительного мира Кубани.

Деревья хвойные — ель, кипарис, пихта, туя, сосна.

Деревья лиственные — берёза, клён, ясень, граб, бук, платан, липа, осина, дуб, тополь, ива.

Фруктовые деревья — яб-лони, вишни, абрикосы, груши, алыча.

Цветы полевые и луговые — одуванчи-ки, лютики, клевер, васильки, ромашки, маки, сурепка, вьюнок, колокольчики, го-рошек мышинный, цикорий, мать-и-маче- ха, мята, полынь, чистотел, зверобой, подо-рожник.

Цветы лесные — ландыши, анемо-ны (ветреницы), примулы, цикламены, фиал-ки, незабудки.

Цветы садовые — розы, нас-турции, астры, бархатцы, маргаритки, гла-диолусы, георгины.

Злаковые культуры — пшеница, рожь, ячмень, рис, овёс, просо, гречиха.

Растения водоёмов — камыш, рогоз, ку-бышка, белая кувшинка, ряска, перистолистник, стрелолист, лотос.

Животные — бурые медведи, волки, ли-сицы, белки, зайцы, еноты, кабаны, олени, косули.

Птицы — сойки, синицы, дятлы, иволги, дрозды, кукушки, щеглы, воробьи, галки, перепёлки, жаворонки, голуби, ласточки.

Хищные птицы — коршуны, сычи, орлы, совы, беркуты. Птицы морей — чайки, бак-ланы. Птицы плавней и лиманов — цапли, дикие утки и гуси, камышанки, кулики, лебе-ди.

Рыбы пресных водоёмов — щука, карп, сом, окунь, карась, плотва, сазан, судак, та-рань, лещ.

Рыбы морские — хамса, камба-ла, барабуля, бычок, кефаль. Редкие ры-бы — морской конёк, акула, скат-хвосто- кол, дельфины (животные).

Памятники природы: скала Парус (Геленджикский р-н), скала Киселёва (Туапсинский р-н), гора Петушок (Гребешок) (г. Горячий Ключ), Гуамское ущелье (Апшеронский р-н) и др.

Редкие деревья: тюльпановое дерево (р-н Сочи), самшито-вая роща (р-н Сочи), кедр Ливанский(п. Джанхот), гинкго двулопастный (Крас-нодар, пл. Победы); дуб Великан (Красно-дар, парк им. Горького) и др.

ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ

Будет дождик или нет

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики-цветки у

Значит, дождь пойдёт опять

Нужно зонт с собою взять.

***

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок

Тут никто не ошибётся,

Будет солнечный денёк.

Т. Голуб

Народные приметы.

Кто? Что?

Что делает?

Какая будет погода?

Паучок

плетёт сеть

будет солнышко греть

Ласточки

летают низко

значит, дождик близко

Муравьи

прячутся в дома

не гуляй без зонта

Клевер

наклоняется

дождик ожидается

Ёлка

ветки опустила

о дожде предупредила

Воробьи

купаются

дождик ожидается

Собака

по земле катается

ветер ожидается

Одуванчик

не сдувается

дождик ожидается

Одуванчик

шар снимает

дождик капать начинает

Цветы

пахнут сильнее

тучи на небе чернее

Дым

к верху поднимается

мороз ожидается

Лягушки

держатся на воде

солнце будет на земле

Лягушки

прыгают по земле

дождик будет во дворе

Лягушки

громко квакают

дождик сильно капает

Вода

на реке пенится

дождик ожидается

Розовый

закат

солнце к ветру