Первой любовью в биографии Данте Алигьери стала Беатриче Портинари. Но она скончалась в 1290 году. После этого Алигьери женился на Джемме Донати. Одной из первых повестей Данте Алигьери была «Новая жизнь». В 1300-1301 годах Алигьери носил титул приора Флоренции, а в следующем году был изгнан. При этом его жена осталась жить на старом месте, он не звал Джемму сопровождать себя. За всю дальнейшую жизнь Алигьери больше ни разу не приехал во Флоренцию.

Следующим произведением в биографии Алигьери стал «Пир», написанный в изгнании. За ним последовал трактат «О народном красноречии». Вынужденный покинуть Флоренцию, Алигьери ездил по Италии, Франции. Тогда же был активным общественным деятелем – читал лекции, принимал участие в диспутах. Самым известным произведением в биографии Данте Алигьери стала «Божественная комедия», которую писатель создавал с 1306 года и до конца своей жизни. Произведение состоит из трех частей – Ад, Чистилище, Рай. Среди других сочинений Алигьери: «Эклоги», «Послания», поэма «Цветок», трактат «Монархия».

В 1316 году стал жить в Равенне. Скончался Данте Алигьери в сентябре 1321 года, заболев малярией.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Статья рассказывает о краткой биографии Данте Алигьери - знаменитого средневекового итальянского поэта. Его главное произведение - "Божественная комедия" входит в золотой фонд мировой литературы. Цитаты из него стали крылатыми и используются в творчестве многих поэтов и писателей по всему миру.
Данте стал одним из величайших деятелей культуры, творчество которого ознаменовало переход к новой исторической эпохе. Средневековое аскетическое общество переживало упадок, близились глобальные перемены. Поэт стал одним из первых пропагандировать гуманизм, чем значительно приблизил начало Нового времени.

Биография Данте: ранние годы

Данте родился в 1265 г. во Флоренции. Его семья была аристократического происхождения, впрочем, не очень знатного и богатого. Мальчик получил обязательное образование, которое, по его собственному признанию, было недостаточным. Данте активно занимался самообразованием, отдавая предпочтение литературе и искусству. Он начинает пробовать свои силы в качестве поэта. Стихотворения молодого Данте еще очень слабы, но в них уже заметны новые чувственные мотивы, идущие вразрез с классическими представлениями.
Уже в детстве мальчик нашел первый источник для своего будущего творчества. Им оказалась соседская девочка по имени Беатриче. Серьезное увлечение и любовь возникла у Данте уже в юности. Беатриче умерла в молодости, что было серьезным ударом для Данте стало его трагедией на всю оставшуюся жизнь. Результатом было произведение "Новая жизнь", получившее огромный успех и принесшее поэту большую славу. Творение автора было сборником стихотворений с обширными комментариями автора. Художественная ценность произведения привлекла внимание к личности Данте. Самостоятельное приобретение знание привело к тому, что поэт стал одним из наиболее и разносторонне образованных людей эпохи. Его познания охватывали широкий круг наук, от истории до астрономии. Данте превосходно разбирался в античном искусстве, интересовался восточной культурой и философией.
Женился поэт не по любви в 1291 г. Семейная жизнь все же складывалась удачно: у супругов родилось семеро детей.
Уважение к Данте привело к тому, что он постоянно занимал высшие почетные должности в управлении Флоренции. Однако, благополучное существование продолжалось недолго. Во Флоренции в это время шла ожесточенная политическая борьба между различными аристократическими партиями, перераставшая в вооруженные столкновения. К власти пришла партия т. н. "черных гвельфов", которые при поддержке папы римского начали суровые расправы со своим политическими противниками.

Биография Данте: жизнь в изгнании

В 1302 г. Данте обвинили в расходовании общественных средств и наложили штраф. Одновременно церковь приговорила его к казни на костре за политические убеждения. Поэт вынужден скрываться и путешествовать по Италии и Франции. Жена отказалась последовать за мужем, и больше они никогда не встречались. Данте в его скитаниях повсюду сопровождало уважение и почет, но это не радовало поэта. Он продолжал тосковать по Флоренции и тяжело переживал свое изгнание. Данте переосмысливает свое отношение к жизни. Он начинает замечать, что внешнее благополучие повсюду сопровождается яростной борьбой между различными политическими группировками и государствами. В этой борьбе применяются все средства, как открытое насилие, так и ложь, обман, интриги, лесть и т. д.
В изгнании поэт много времени проводит в творчестве. Известным произведением становится научно-философский трактат "Пир", главной особенностью которого стало то, что он написан на итальянском языке. Это было значительным новшеством, т. к. все научные произведения того времени писались на латыни.
Одновременно поэт принимает активное участие в общественной жизни: произносит публичные лекции, выступает в диспутах, на которых обсуждаются острые проблемы. Данте проповедует свои оформившиеся в изгнании взгляды, носящие гуманистический характер.
С 1316 г. Данте живет в Равенне.
Величайшим произведением Данте, прославившим его имя, стал "Комедия", названная впоследствии "Божественной". Поэт писал ее в течение многих лет и закончил уже перед самой смертью. Подробное описание скитания души по загробному миру обессмертило имя Данте. Его "Комедия" стала классическим произведением, познакомиться с которым обязан любой образованный человек.
В 1321 г. Данте заболел малярией и вскоре умер. Поэт так и не смог вернуться в свой родной город, хотя мечтал об этом всю жизнь. Правительство Флоренции спустя долгое время осознало, что потеряло своего величайшего гражданина. Были сделаны попытки по возвращению останков на родину. Однако до сих пор прах Данте остается на чужбине.

Отправить

Данте Алигьери

Кто такой Данте Алигьери?

Дуранте дельи Алигьери (итал. Durante deʎʎ aliɡjɛːri, краткое имя Данте (итал. Dante, Брит. dænti, амер. dɑːnteɪ; с 1265 - 1321.), был одним из основных итальянских поэтов Позднего Средневековья. Его "Божественная комедия", первоначально была названа просто "Комедия" (совр. итал.: Commedia), а позже Боккаччо окрестил ее "Божественной". "Божественная комедия" считается величайшим литературным произведением, написанным на итальянском языке, а также, – шедевром мировой литературы.

В эпоху Позднего Средневековья, подавляющее большинство стихов было написано на латыни, а значит, было доступно только богатой и образованной аудитории. В "De vulgari eloquentia" ("О народном красноречии"), однако, Данте защищал использование жаргона в литературе. Он и сам бы написал на тосканском диалекте работы, такие как "The New Life" ("Новая жизнь") (1295) и вышеупомянутую "Божественную комедию"; этот выбор, хотя и весьма неортодоксальный, стал причиной чрезвычайно важного прецедента, которому позже будут следовать итальянские писатели, такие как Петрарка и Боккаччо. В результате, Данте сыграл важную роль в создании национального языка Италии. Большое значение Данте также имел для своей родной страны; его изображения Ада, Чистилища и Небес обеспечили вдохновение для большой части западного искусства, и повлияли на творчество Джона Мильтона, Джеффри Чосера и Альфреда Теннисона и многих других. Кроме того, первое использование перекрестной трех строчной схемы рифмования, или терцин, приписывается именно Данте Алигьери.

Данте был назван "Отцом итальянского языка" и одним из величайших поэтов мировой литературы. В Италии Данте часто называют "il Sommo Poeta" ("Верховный Поэт"); его, Петрарку и Боккаччо также называют "Три фонтана" или "Три короны".

Биография Данте

Детство Данте Алигьери

Данте родился во Флоренции, Республика Флоренция, современная Италия. Точная дата его рождения неизвестна, хотя, считается, что это около 1265 года. Это можно вывести из автобиографических намеков в "Божественной комедии". Ее первая глава, "Инферно", начинается: "Nel mezzo del cammin di nostra vita" ("Земную жизнь пройдя до половины"), подразумевая, что Данте был около 35 лет, так как средняя продолжительность жизни, согласно Библии (Псалом 89: 10, Вульгата) составляет 70 лет; и так как его воображаемое путешествие в преисподнюю имело место в 1300 году, он скорее всего, родился около 1265 года. Некоторые стихи раздела "Paradiso" "Божественной комедии" также есть возможным ключом, к тому, что он был рожден под знаком Близнецов: "Когда я вращался с вечными близнецами, я увидел, от холмов к устьями рек, гумно, что делает нас настолько свирепым "(XXII 151-154). В 1265 году, солнце в Близнецах примерно между 11 мая и в июне 11 (по юлианскому календарю).

Семья Данте Алигьери

Данте утверждал, что его семья происходит от древних римлян ("Inferno", XV, 76), но самый ранний родственник мог быть человек по имени Каччиугайда дегли Елисей ("Paradiso", XV, 135), родившийся не ранее, чем в 1100 году. Отец Данте, Алагиеро (Алигиеро) ди Беллинчионэ, был из Белых Гвельфов, которые не подверглись репрессиям после победы Гибеллинов в битве за Монтаперти в середине 13-го века. Это говорит о том, что Алигиеро или его семья, возможно, спаслись благодаря своему авторитету и статусу. Хотя, некоторые предполагают, что политически неактивный Алигиеро имел такую низкую репутацию, что его не стоило даже ссылать.

Семья Данте имела приверженность к гвельфам – политическому альянсу, который поддерживал папство и был вовлечен в сложную оппозицию к гибеллинам, которые, в свою очередь, были поддержаны императором Священной Римской империи. Мать поэта Белла, вероятно, является членом семьи Абати. Она умерла, когда Данте еще не было десяти лет, и Алигиеро вскоре женился снова на Лапе ди Чиариссимо Чиалуффи. Неизвестно, действительно ли он женился на ней, так как вдовцы были социально ограничены в таких действиях. Но, эта женщина определенно родила ему двоих детей, сводного брата Данте – Франческо и сводную сестру – Тану (Гаетану). Когда Данте было 12 лет, он был вынужден вступить в брак с Джеммой ди Манетто Донати, дочкой Манетто Донати, – члена влиятельной семьи Донати. Договорные браки в этом раннем возрасте были довольно распространенными и включали в себя официальную церемонию, в том числе и договоры, заключенные у нотариуса. Но, к этому времени, Данте влюбился в другую, – Беатриче Портинари (известная также как Биче), с которой он впервые встретился, когда ему было всего девять лет. Много лет после заключения брака с Джеммой он хотел встретить Беатриче снова; он написал несколько сонетов, посвященных Беатрис, но никогда не упоминал Джемму ни в одном из своих стихотворений. Точная дата его брака неизвестна: есть только информация, что до его изгнания в 1301 году,он имел троих детей (Пьетро, ​​Якопо и Антония).

Данте принимал участие в сражении против кавалерии гвельфов в битве при Кампальдино (11 июня, 1289 года). Эта победа привела к реформированию Флорентийской Конституции. Для того, чтобы принимать какое-либо участие в общественной жизни, надо было поступить в один из многих коммерческих или ремесленных гильдий города. Данте вошел в гильдию врачей и аптекарей. В последующие годы, его имя иногда записывается среди говорящих и голосующих в различных советах республики. Значительная часть записей таких встреч в 1298-1300 годы была потеряна, так что истинная степень участия Данте в советах города является неопределенной.

Джемма родила Данте несколько детей. Хотя, некоторые позже утверждали, что его потомками, вполне вероятно, являются только Джакопо, Пьетро, ​​Джованни и Антония. Aнтония позже стала монахиней, приняв имя Сестра Беатрис.

Образование Данте Алигьери

Об образовании Данте известно не так много; вероятно, он учился дома или в школе при церкви (монастыре) во Флоренции. Известно, что он изучал тосканскую поэзию и восхищался композициями болонского поэта Гвидо Гвиницелли, которого в XXVI главе "Чистилища" он охарактеризовал как своего "отца"– в то время, когда сицилийская школа (Scuola Poetica Siciliana), культурная группа из Сицилии, стала известной в Тоскане. Следуя своим интересам, он открыл для себя провансальскую поэзию трубадуров (Арнаут Даниил), латинских писателей классической древности (Цицерон, Овидий и особенно Вергилий).

Данте говорил, что впервые встретился с Беатриче Портинари, дочерью Фолько Портинари, в возрасте девяти лет. Он утверждал, что влюбился в нее "с первого взгляда", вероятно, даже не разговаривая с ней. Он видел ее часто после 18 лет, часто обменивался приветствиями на улице, но никогда ее хорошо не знал. Фактически он подавал пример так называемой куртуазной любви, популярного феномена в французской и провансальской поэзии предшествующих веков. Опыт такой любви тогда был типичным, но Данте выражал свои чувства особенно. Именно во имя этой любви, Данте оставил свой отпечаток в "Dolce stil novo" ("Cладостная новая манера письма", – термин, который Данте сам и придумал). Также он присоединился к другим поэтам и писателям того времени в изучении аспектов любви (Amore), которые ранее никто не исследовал. Любовь к Беатриче (как у Петрарки к Лауре, только несколько иначе) будет причиной для написания поэзий и стимулом для жизни, иногда для политических страстей. Во многих его стихах, она изображается как полубожество, которое постоянно наблюдает за ним и дает духовные наставления, иногда резко. Когда в 1290 году Беатрис умерла, Данте искал убежища в латинской литературе. Он прочитал: "Конгрессивные хроники", "Делийскую философию Боэция" и отрывки из Цицерона. Затем он посвятил себя философским исследованиям в религиозных школах, таких как Доминиканская в Санте-Марии-Новелле. Он принимал участие в спорах о том, что два основных нищенствующих ордена (Францисканцы и Доминиканцы) прямо или опосредованно захватили Флоренцию, приводя в качестве доводов доктрины мистиков и святого Бонавентуры, а также трактовку этой теории Фомы Аквинского.

В возрасте 18 лет, Данте познакомился с Гвидо Кавальканти, Лапо Джанни, Чино да Пистойя и вскоре с Брунетто Латини; вместе они стали лидерами "Dolce stil novo". Брунетто позже был упомянут в "Божественной комедии" ("Inferno", XV, 28). Упомянуты были его слова, сказанные Данте: Не говоря больше ничего на этот счет, я иду с сером Брунетто, и я спрашиваю кто его самые известные и самые выдающиеся спутники. Около пятидесяти поэтических комментариев Данте известны (так называемые рифмы), другие включаются позже в "Vita Nuova" и "Convivio". Другие исследования или выводы, из "Новой жизни" или "Комедии", касаются живописи и музыки.

Политические взгляды Данте Алигьери

Данте, как и большинство флорентийцев его времени, был втянут в конфликт Гвельфов и Гибилленов. Он сражался в битве при Кампальдино (11 июня 1289 год), с флорентийскими Гвельфами против Гибеллинов Ареццо; в 1294 году он был одним из конвоиров Карла Мартелла Анжуйского (внука Карла I Неаполя; чаще называют Карл Анжуйский), когда жил во Флоренции. Для дальнейшего продвижения своей политической карьеры, Данте стал фармацевтом. Он не собирался практиковаться в этой сфере, но закон изданный в 1295 году, требовал от дворян, претендующих на государственные должности, чтобы они были зарегистрированы в одной из гильдий искусств или ремесел. Поэтому Данте вступил в гильдию аптекарей. Эта профессия была подходящей, так как в то время книги продавались в аптеках. В политике он достиг немногого, тем не менее, в городе на протяжении нескольких лет, он занимал различные должности, где царили политические беспорядки.

После победы над Гибилленами, Гвельфы разделились на две фракции: Белых гвельфов (Guelfi Bianchi) – объединение во главе с Вьери де Черки, к которому присоединился Данте, и Черных гвельфов (Guelfi Neri), во главе с Корсо Донати. Хотя раскол произошел изначально по семейным разногласиям, возникли и идеологические разногласия на основе противоположных взглядов роли Папы в флорентийских вопросах. Черные Гвельфы поддерживали Папу, а Белые Гвельфы хотели больше свободы и независимости от Рима. Белые взяли власть и выслали Черных. В ответ, папа Бонифаций VIII, планировал военную оккупацию Флоренции. В 1301 году Чарльз Валуа, брат короля Франции Филиппа IV, должен был посетить Флоренцию, как миротворец Тосканы, назначенный Папой. Но правительство города обошлось с послами папы плохо несколько недель до того, требуя независимости от папского влияния. Считалось, что Чарльз получил другие неофициальные инструкции, поэтому совет направил делегацию в Рим, чтобы выяснить намерения Папы. Данте был одним из делегатов.

Изгнание Данте из Флоренции

Папа Бонифаций быстро уволил других делегатов, а Данте предложил остаться в Риме. Тем времнем (1 ноября, 1301 года), Чарльз Валуа захватил Флоренцию с Черными Гвельфами. За шесть дней они разрушили большую часть города и убили многих своих врагов. Была установлена ​​новая власть Черных Гвельфов, и Канте де Габриэлли да Губбио был назначен главой города. В марте 1302, Данте, принадлежавший к Белым Гвельфам, вместе с семьей Герардини, был приговорен к ссылке в течение двух лет и обязан был выплатить крупный штраф. Он был обвинен Черными Гвельфами в коррупции и финансовых махинациях, во время службы настоятелем города (самое высокое положение во Флоренции) в течение двух месяцев в 1300 году. Поэт еще был в Риме в 1302 году, когда Папа, который поддержал Черных Гвельфов, "предложил" Данте остаться. Флоренция под Черными Гвельфами считала, что Данте скрывается от правосудия. Данте не уплатил штраф, отчасти потому, что он считал, что он не виновен, а отчасти потому, что все его активы во Флоренции были захвачены Черными Гвельфами. Он был обречен на вечное изгнание; если бы он вернулся во Флоренцию без уплаты штрафа, он мог быть сожжен на костре. (В июне 2008 года, почти семь столетий после его смерти, городской совет Флоренции принял резолюцию об отмене приговора Данте.)

Он принимал участие в нескольких попытках Белых Гвельфов вернуть себе власть, но они провалились из-за предательства. Данте был огорчён этими событиями, также он испытывал отвращение к междоусобицам и бестолковости своих бывших союзников и поклялся не иметь ничего общего с этим. Он отправился в Верону в качестве гостя Бартоломео I делла Скала, а затем переехал в Сарзану в Лигурии. Позднее, как предполагается, он жил в Лукке с женщиной по имени Гентукка, которая обеспечила ему комфортное пребывание (Данте с благодарностью упомянул ее в "Чистилище", XXIV, 37). Некоторые спекулятивные источники утверждают, что он побывал в Париже между 1308 и 1310 годами. Также, есть и другие, менее надежные источники, которые переносят Данте в Оксфорд: эти утверждения, впервые появляются в книге Боккаччо, где речь идет о нескольких десятилетиях после смерти Данте. Боккаччо был вдохновлен и впечатлен широкими знаниями и эрудицией поэта. Очевидно, философия Данте и его литературные интересы углубились в изгнании. В период, когда он больше не был занят изо дня в день делами внутренней политики Флоренции, он стал проявлять себя в прозаических произведениях. Но, нет никаких реальных доказательств того, что он когда-либо покидал Италию. Бесконечную любовь Данте к Генри VII Люксембургскому, он подтверждает в своей резиденции "под рудниками Арно, недалеко от Тосканы" в марте 1311.

В 1310 году император Священной Римской империи Генрих VII Люксембургский вошел в Италию с пятитысячным войском. Данте увидел в нем нового Карла, который вернет должности Святого Римского императора былую славу и очистит Флоренцию от Черных Гвельфов. Он писал Генри и нескольким итальянским принцам, требуя, чтобы они уничтожили Черных гвельфов. Смешивая религию и частные проблемы в своих письмах, он ссылался на худший гнев Божий против его города и предложил несколько конкретных целей, которыми также были его личные враги. Именно в это время, он писал абсолютным монархам, предлогая универсальную монархию под Генри VII.

Во время своего изгнания, Данте задумал написание "Комедии", но дата является неопределенной. В этой работе он был гораздо увереннее и она была более широких масштабов, чем что-либо другое произведенное им во Флоренции; скорее всего, он вернулся к этому виду деятельности после того, как понял, что его политическая деятельность, которая занимала центральное место для него вплоть до его изгнания, была остановлена ​​на некоторое время, а может быть, и навсегда. Также, к нему возвращается образ Беатриче с новой силой и с более широким значением, чем в "Новой жизни"; в "Пире" (1304-1307) он заявил, что память об этой юношеской любви принадлежит прошлому.

Еще на ранних этапах создания поэмы, когда она была в процессе разработки Франческо да Барберино, упомянул о ней в своих "Documenti d"Amore" ("Уроках любви"), написанных, вероятно, в 1314 году или в начале 1315. Вспоминая образ Вергилия, Франческо благоприятно отзывается, о том что Данте наследует римскую классику в поэме под названием "Комедия", и что он описывает в поэме (или ее части) преисподнюю; то есть ад. Краткая ремарка не дает неоспоримых указаний, что он сам читал хотя бы "Inferno" ("Ад") или что эта часть была опубликована в то время. Но, это указывает на то, что композиция уже была составлена и что очерки произведения, были сделаны несколько лет до этого. (Было предположено, что познания Франческо да Барберино в трудах Данте также лежит в основе некоторых отрывков его работы "Officiolum" (1305-1308), рукописи, которая увидела мир только в 2003 году.) Мы знаем, что "Inferno" было опубликовано близко 1317 года; это определено процитированными строками, вкрапленными в поля современных записей из Болоньи, но нет никакой уверенности в том, были ли все три части поэмы опубликованы полностью, или только несколько отрывков. "Paradiso" ("Рай"), предполагается, был опубликован посмертно.

Во Флоренции, Бальдо ди Агуглионе помиловал и вернул большинство Белых Гвельфов из изгнания. Тем не менее, Данте зашел слишком далеко в своих жестоких письмах к Арриго (Генри VII) и его приговор не был отменен.

В 1312 году Генри напал на Флоренции и победил Черных Гвельфов, но нет никаких доказательств того, что Данте принимал участие в этой войне. Некоторые говорят, что он отказался от участия в нападении на собственный город; другие полагают, что он стал непопулярным среди Белых Гвельфов, и поэтому его следы были тщательно заметены. Генри VII умер (от лихорадки) в 1313 году, и вместе с ним умерла последняя надежда Данте увидеть Флоренцию снова. Он вернулся в Верону, где Кангранде I делла Скала позволил ему жить в безопасности и, вероятно, в достатке. Кангранде был допущен к "Раю" Данте (Paradiso, XVII, 76).

В период изгнания Данте переписывался с Доминиканским богословом Николасом Бруначчи (1240-1322), который был учеником Томаса Аквинского в училище Санта-Сабина в Риме, а затем в Париже и Кельнском училище Альберта Великого. Бруначчи стал лектором училища Санта-Сабина, предшественником Папского университета святого Фомы Аквинского, а затем служил в папской курии.

В 1315 году во Флоренции Угуччионе делла Фаджиола (военный офицер, контролирующий город), объявил амнистию тем, кто был в ссылке, в том числе и Данте. Но для этого, Флоренция требовала публичного покаяния в дополнение к большому штрафу. Данте отказался, предпочитая оставаться в изгнании. Когда Угуччионе захватил Флоренцию, смертный приговор Данте был заменен на домашний арест при условии, что вернувшись во Флоренцию, он клянется никогда не выходить в город. Он отказался от такого предложения, и его смертный приговор был подтвержден и продлен до его сыновей. Он надеялся на протяжении всей оставшейся жизни, что ему будет предложено вернуться во Флоренцию на почетных условиях. Для Данте, изгнание было равно смерти, потому что оно лишало его большой часть своей идентичности и наследия. Он описал свою боль от изгнания в "Paradiso", XVII (55-60), где Каччиагуйда, его прапрадед, предупреждает его о том, чего стоит ожидать:Что касается надежды на возвращение во Флоренцию, он описывает это, как уже принятую невозможность (Paradiso, XXV, 1-9).

Смерть Данте

Алигьери принял приглашение принца Гвидо Новелло да Полента в Равенну в 1318 году. Он закончил "Рай", и умер в 1321 году (в возрасте 56 лет), возвращаясь в Равенну из дипломатической миссии в Венеции, возможно, от малярии. Он был похоронен в Равенне в церкви Сан-Пьер Маджоре (позже названной Сан Франческо). Бернардо Бембо, претор Венеции, возвел для него могилу в 1483 году. На могиле было написано некоторые стихи Бернардо Каначчио, друга Данте, посвященные Флоренции.

Наследие Данте

Первая официальная биография Данте "Жизнь Данте Алигьери" (также известная как "Малый трактат в похвалу Данте"), была написана после 1348 года Джованни Боккаччо; Хотя некоторые ведомости и эпизоды этой биографии были признаны ненадежными современными исследователями. Более ранний рассказ о жизни и творчестве Данте был включен в "Новую хронику" Флорентийского летописца Джованни Виллани.

Флоренция в конце концов пожалела об изгнании Данте, и город неоднократно посылал просьбы о возвращении его останков. Хранители тела в Равенне отказались, и в какой-то момент все зашло так далеко, что кости Данте были скрыты в ложной стене монастыря. Тем не менее, могила для него была построена во Флоренции в 1829 году, в базилике Санта-Кроче. Эта могила была пустой от самого начала, а тело Данте осталось в Равенне, далеко от земли, которую он так любил. На его надгробье во Флоренции написано: "Onorate l"altissimo poeta" – что примерно переводится так: "Почитай величайший поэт". Это цитата из четвертого канто в "Inferno", в котором изображается Вергилий среди великих древних поэтов, проводящих вечность в подвешенном состоянии. Следующая строга говорит: " L"ombra sua torna, ch"era dipartita" ("Его дух, который ушел от нас, вернется"), это красноречивые слова над пустой гробницей.

30 апреля 1921 года в честь 600-й годовщины со дня смерти Данте, Папа Бенедикт XV обнародовал энциклику под названием "In praeclara summorum", называя его одним "из многих известных гениев, которыми может похвастаться католическая вера", а также "гордость и слава человечества ".

В 2007 году в рамках совместного проекта была проведена реконструкция лица Данте. Художники из Пизанского университета и инженеры Университета Болоньи в Форле построили модель, передающую черты Данте, которые несколько отличались от более раннего представления его внешности.

В 2015 году была 750-я годовщина со дня рождения Данте.

Творчество Данте Алигьери

"Божественная Комедия" описывает путешествие Данте по Аду (Inferno), Чистилищу (Purgatorio) и Раю (Paradiso); сначала его проводником является римский поэт Виргилий, а затем Беатрис, предмет его любви (о которой он также пишет в "La Vita Nuova"). В то время как богословские тонкости, представленные в других книгах требуют определенного терпения и знаний, изображение"Ада" Данте является понятным для большинства современных читателей. "Чистилище", возможно, самая лиричная из трех частей, по словам более современных поэтов и художников, чем "Inferno"; "Рай" наиболее насыщен богословием, и именно в нем, по утверждению многих ученых, появляются самые красивые и мистические моменты "Божественной комедии" (например, когда Данте смотрит в лицо Бога: "all"alta Fantasia Qui Манко possa" - " в этот высокий момент, возможность провалила мою способность описать, "Paradiso, XXXIII, 142).

Со всей серьезностью ее литературного роста и диапазона, как стилистического, так и тематического, в своем содержании, "Комедия" вскоре стала краеугольным камнем в утверждении итальянского литературного языка. Данте был более осведомленным, чем большинство ранних итальянских писателей, которые использовали различные итальянские диалекты. Он понимал необходимость создания единого литературного языка, за пределами Латинской письменной формы; в этом смысле, Алигьери является предвестником эпохи Возрождения, с его попытками создать простонародную литературу, которая могла бы конкурировать с более ранними классическими авторами. Глубокие знания Данте (в пределах своего времени) в римской античности, и его очевидное восхищение некоторыми аспектами языческого Рима, также указывают на XV век. Как ни странно, в то время как он был широко почитаем после своей смерти, "Комедия" вышла из моды среди писателей: слишком средневековая, слишком грубая и трагическая, стилистически не точная, чего Высокое и Позднее Возрождение требовало от литературы.

Он написал комедию на языке, который сам назвал "итальянским". В каком-то смысле это амальгамированным литературный язык, который в основном базируется на региональном диалекте Тосканы, но с некоторыми элементами латинского и других региональных диалектов. Он сознательно был направлен на завоевание читателей по всей Италии, включая мирян, священников и других поэтов. Создавая поэму с эпической структурой и философским предназначением, он установил, что итальянский язык подходит для высшего сорта выражения. На французском и итальянском он иногда подписывается "la langue de Dante" ("язык Данте") . Публикуясь на родном языке, Данте как один из первых в Римских католиков Западной Европы (в том числе таких, как Джеффри Чосер и Джованни Боккаччо), сломал стандарты издательства только на латыни (язык литургии, истории и науки в целом, но часто также лирической поэзии). Этот прорыв позволил публиковаться большему количеству литературы для широкой аудитории, подготавливая почву для более высоких уровней грамотности в будущем. Тем не менее, в отличие от Боккаччо, Мильтона или Ариосто, Данте не стал автором, читаемым по всей Европе, до эпохи романтизма. Для романтиков, Данте, как Гомер и Шекспир, был ярким примером «оригинального гения», который устанавливает свои собственные правила, создает персонажей неопределенного статуса и глубины, и выходит далеко за рамки любой имитации форм ранних мастеров; и кто, в свою очередь, не может по-настоящему быть превзойден. На протяжении всего XIX века, репутация Данте росла и утверждалась; и к 1865 году, к 600-летию со дня его рождения, он стал одним из величайших икон литературы западного мира.

Современные читатели часто удивляютя, как такая серьезная работа может быть названа "Комедия". В классическом смысле слово комедия относится к работам, которые отражают веру в упорядоченной вселенной, в которой есть не только счастливые события или забавный финал, но и влияние провиденциальной воли, которая упорядочивает все вещи к высшему благу. В этом значении слова, как писал сам Данте в письме к Кангранде I делла Скала, прогресс паломничества из ада в рай, парадигматическое выражение комедии, так как работа начинается с моральной путаницы паломника и заканчивается видением Бога.

Другие работы Данте включают: Convivio ("Банкет"), сборник его длинных стихов с (неоконченным) аллегорическим комментарием; "Монархия", краткий трактат политической философии на латыни, которая была осуждена и сожжена после смерти Данте Папским легатом Бертандо дель Поджетто, который выступал за необходимость универсальной или глобальной монархии в целях установления всеобщего мира в этой жизни, и пропагандировал эти монархические отношения римским католикам в качестве руководства для вечного мира; на "De vulgari eloquentia" ("О народном красноречии"), – простонародную литературу, Данте отчасти вдохновился "Razos de trobar" Реймона Вайдела де Безаудуна; и "La Vita Nuova" ("Новая жизнь"), история его любви к Беатриче Портинари, которая также служила в качестве символа спасения в "Комедии". "Vita Nuova" содержит много стихов о любви Данте на тосканском, что не было беспрецедентным; простонародным языком он регулярно пользовался для лирических работ до и во время всего XIII века. Тем не менее, комментарии Данте о его собственных работах также написаны на родном языке, как и "Vita Nuova", и "Пир" – вместо латыни, которой пользовались почти повсеместно.

(1265-1321) великий итальянский поэт эпохи Предвозрождения

Город Флоренция, в котором родился будущий великий поэт, был первым итальянским городом-республикой, имевшим конституцию. Данте страстно любил и бурную, сносившую в половодье мосты реку Арно, и холмы, раскинувшиеся за городской стеной, и островерхие башни, обрамленные зубцами, и узкие улочки, и простых горожан и ремесленников. Звуками колокола на площадь Синьории созывалось народное собрание, которое решало важнейшие дела коммуны. Город рос стремительно и скоро стал одним из крупнейших городов Европы. Развивались ремесла, торговля и ростовщичество. Скоро богатая верхушка Флоренции забрала власть в свои руки, и править начали консулы и Совет ста.

Борьба города за независимость обострялась непримиримой враждой двух партий - гвельфов и гибеллинов, которая втягивала в свой круговорот все население города. Гвельфов поддерживал народ. Схватки взрывали покой прекрасной Флоренции, и попеременно сторонники то одной партии, то другой оказывались изгнанными, а дома и имущество - разграбленными или конфискованными. Месть победителей была жестокой, и на стенах дворца Барджелло вешали бунтовщиков или их изображения с петлей на шее. Отчий дом Данте находился недалеко от зловещего дворца, в юго-восточной части города. Семья принадлежала к гвельфам, отец был, по-видимому, юристом. К гибеллинам, как правило, принадлежали крупные феодалы и городские патриции. Когда в городе победили гвельфы, в самой их среде начались раздоры, перешедшие в кровавые распри.

По обычаям того времени, 12-летний Данте Алигьери был обручен с 6-летней Джеммой Донати. Свадьба должна была совершиться по достижении женихом 20-летнего возраста. После школы Данте изучает высшие науки в университете в городе Болонье. Он приехал туда после страшной 40-дневной резни, учиненной победившими гвельфами. В городе наступил относительный мир. Когда будущий поэт покидал Болонью, в городе распространился слух об убийстве в соседнем городе Римини ревнивцем мужем прекрасной Франчески и ее возлюбленного Паоло. Таковы были жестокие нравы сурового Средневековья. Возможно, обязательства перед невестой или семейные проблемы заставили Данте вернуться в родной город, не закончив курса наук. Он принимает самое деятельное участие в защите интересов города-коммуны, участвует в нескольких сражениях. В 1290 г. Данте Алигьери переживает страшную утрату: совсем молодой умирает его возлюбленная, прекрасная Беатриче Портинари, в замужестве деи Барди.

Беатриче он увидел девятилетним мальчиком, а через 9 лет встретил ее на улице и был поражен ее обликом. Прекрасной даме была посвящена первая книга Алигьери «Новая жизнь» (1292) - поэзия и проза о любви и обожании, написанная в «дольче стиль нуово» («сладостном новом стиле»). Маленькая книжечка предвосхитила рождение искусства Возрождения, идущего на смену аскетической поэзии Средневековья. Любовь показана как высший дар человека. На реальных эпизодах жизни Данте раскрывает психологию живого чувства юноши к целомудренной флорентийке. Словно Мадонна, она вызывает скорее преклонение и обожание, нежели любовь. Смерть Беатриче изображена как космическая катастрофа, утрата для всего человечества. «Новая жизнь» заканчивается молитвой поэта о даровании ему сил воздвигнуть возлюбленной бессмертный памятник. От горя и тоски Данте спасают усиленные занятия литературой и философией, чтение Аристотеля, Вергилия, Цицерона, медицинских трактатов и участие в философских и богословско-этических спорах.

В 1292 г. Данте Алигьери женится на Джемме Донати.

Продолжается его активная политическая деятельность. Она длится 7 лет. Данте избирается в Совет ста после участия в битве при Ареццо, потом становится одним из семи приоров города, т.е. членом правительства. Данте направляется послом от белых гвельфов для объединения сил против папы Бонифация VIII, но возвращается во Флоренцию тайно, так как в его отсутствие городом завладели черные гвельфы, сторонники папы.

В 1302 г. ему выносят приговор, поставив в вину организацию сопротивления папе и Карлу Валуа и внесение разлада в партию гвельфов. Церковь приговаривает его к сожжению и конфискации имущества.

К счастью, Данте Алигьери находился в это время в Риме, и приговор был вынесен заочно, но поэту пришлось навсегда стать изгнанником и скитальцем. Когда же спустя почти 15 лет Флоренция объявила амнистию изгнанникам, при условии выплаты штрафа и публичного покаяния, Данте не принял унизительного возвращения на родину и остаток жизни провел в Вероне и Равенне. За это его во второй раз приговорили к смерти, и приговор этот был отменен лишь в 1966 году. До конца жизни поэт не простит Флоренции своего изгнания. В стихотворении русского поэта Дм. Кедрина «Суровый Дант» герой произнесет слова:

Мне мачехой Флоренция была -

Я пожелал покоиться в Равенне.

Не говори, прохожий, об измене.

Пусть даже смерть клеймит ее дела.

Вначале изгнанник будет скитаться по замкам своих временных покровителей, принимая участие в разных политических делах и составляя страстные воззвания. Побываете Париже, слушая лекции в Сорбонне, почтит дом флорентийского изгнанника поэта Ф. Петрарки в Пизе и, наконец, уединится в горном монастыре бенедиктинцев Санта Кроне. И здесь, вдали от суеты и волнений, начнет писать главное произведение своей жизни - поэму «Божественная комедия».

Потом, поселившись в Равенне у покровителя искусств и поэзии Гвидо да Полента, Данте отправится в Венецию послом с миротворческой миссией и на обратном пути, заболев лихорадкой, подхваченной в болотах, уйдет из жизни в возрасте 56 лет, не дожив до определенного им самим срока в 70 лет.

Его тело положат в каменный античный саркофаг, на голову возложат лавровый венок. Позже будет сделано надгробие в виде поясного скульптурного портрета и написана эпитафия. Вот ее последние слова:

Здесь покоится Данте, из милого изгнанный края.

Так поступила с певцом Флоренция, родина злая .

Равенна стала местом паломничества почитателей великого поэта. Флоренция не раз будет просить возвратить ей прах Данте, но безуспешно.

В годы скитаний поэт был одержим страстью указать человечеству справедливый путь. Он, изгнанник, ощущает свою духовную связь со всей Италией и называет себя «гражданином мира». Философский трактат «Пир» утверждал идею гармонического человека в обществе, «где каждый человек каждому другому человеку от природы друг». «Пир» написан не на латыни, а на итальянском языке и заканчивается славой народному языку как языку национальной литературы. В политическом трактате «Монархия» Данте выразил мечту об общенародном единстве Италии, свободной от папской власти, что вызвало гнев церкви.

«Монархия» - первая великая утопия, созданная на заре Ренессанса, где идея единения народов противостоит распаду Италии на малые монархии, где поэт призвал народы к миру как высшему блаженству на земле.

Но все, что написано Данте Алигьери до его 35-летия, было лишь подготовкой к делу его жизни - поэме, в которой отразились «и небо и земля».

В предгорьях Апеннин, в бенедиктинском монастыре Санта Кроче, свободный от всех зависимостей, Данте начал свой великий труд - «Божественную комедию»: «Земную жизнь пройдя до половины...» - грустно звучит вступление, отражая всю горечь разочарования и крушение надежд великого отшельника. Но из уединения монастырской кельи он следит за событиями на родине. Гордый мечтатель и яростный обличитель, он пишет гневное письмо совещанию итальянских кардиналов, обвиняет их в чинимых беззакониях и в потворстве французской церковной партии (1314). А когда узнает о разгроме гвельфов и новых кровавых битвах, едет в Лукку, а затем в Верону.

В основе «Комедии» лежит традиционный для средневековой литературы жанр «видений» - хождений человека по мукам загробного мира. Целью «видений» было осудить мирскую суету и устремить читателя к загробной жизни, приготовить к уходу в другой мир. Данте же судит греховную жизнь с целью ее исправления, очищения человека. По словам автора, поэма должна была указать путь к спасению через искупление грехов. Человек должен познать себя, чтобы покинуть путь заблуждения. Познать себя через знание всего человечества.

Во вводной песне Данте рисует чащу сумрачного леса. Он стремится подняться на холм, где царство гармонии, но путь ему преграждают три зверя: пантера, лев и волчица, символы разных пороков - лжи, предательства, сладострастия, гордости и насилия, алчности и себялюбия. Помогает Данте выбраться из дебрей его любимый поэт Вергилий, воплощение мудрости и разума. Как ученик за учителем, следует Данте за Вергилием через ворота в подземное царство, чтобы пройти долгий и трудный путь, очиститься и вознестись на небеса, где Данте ждет Беатриче. Данте убежден, что во имя законности и справедливости нужна карающая десница. И вот он слышит крики и жалобы на разных наречиях. Это в преддверии Ада находятся те, кто занял позицию невмешательства в борьбе. Их не принимает ни Ад, ни Чистилище, ни Рай.

Затем Данте Алигьери видит Харона, загоняющего души грешников в ладью, чтобы отправить их в преисподнюю. От страшной картины он лишается чувств и просыпается уже на другом берегу Ахерона. В высоком небе подземного царства в замке Лимба Данте поместил души всех нехристиан, кто прославил в древние времена человечество: Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона и других. В Лимбе нет мук, но здесь души скорбят о недоступном им рае. Здесь же Гомер, Овидий, Гораций.

И вот в картинах страшных мук грешников, помещенных в круги ада, перед читателями разворачиваются истории преступлений, показываются жертвы пагубных страстей. На фоне бушующих огненных рек и ревущего моря, грозных скал и топи болот, бесконечного мрака слышатся стоны грешников. И словно скульптуры, возникают фигуры современников Данте. Они вступают в беседу с поэтом, спорят с ним, и он бранит и уличает их. А бесы крюками сталкивают грешников в кипящую смолу, чтобы они не вылезали наверх. Здесь в Аду, как и на земле, бушуют политические страсти. Здесь многие враги Данте, политические его противники.

Грешников поэт судит не по церковным канонам. Ко многим он относится с состраданием. Во многих видит сильных и страстных личностей. Так, его восхищает сильное чувство Франчески да Римини и Паоло. Франческа была обманом выдана за урода Джанчотто Малатесту, который из ревности убил ее и своего брата Паоло. Рассказ Франчески настолько потрясает Данте своим трагизмом, что он лишается чувств. Нераскаянность Франчески говорит о том, что любовь выше страха греха. Прекрасный образ, созданный Данте, вдохновил Ференц Листа, Петр Ильич Чайковского и других композиторов на создание музыкальных памятников нераскаявшимся грешникам. Церковников же эти страницы поэмы Данте приводили в неистовство.

Поэма насыщена многочисленными аллегориями, которые были ясны для современников. С героями своего времени поэт объединяет героев древности. Это подчеркивает безмерность мук грешников. Перед судом вечности стираются времена и границы. Эти сюжеты говорят о прекрасном знании автором истории и мифологии. Так, знаменитый Улисс объят пламенем за то, что обманом ввел в Трою деревянного коня, что привело к гибели города. И все же Улисса, Данте рисует как личность героическую. Его вела бесконечная жажда знаний неведомого. Он близок Данте смелостью, отвагой, дерзостью, жаждой открытий новых земель.

В нижней бездне Ада испытывает мучения папа Бонифаций VIII, пожелавший подчинить себе Тоскану и Романью с помощью французов. Здесь же и другой изменник, помещенный Данте в Ад еще до его смерти, - Карло деи Пацци, который, как изменник и предатель своей партии, сдал черным гвельфам замок Пьянтравинье вместе со всем гарнизоном, который состоял из изгнанников - белых гвельфов. Расправа над защитниками крепости была страшной.

В самых глубоких безднах Ада, Данте замечает вмерзшую в лед человеческую голову. Это голова предателя Флоренции, изменника Бокка дельи Абати. Он во время битвы флорентийцев с войском короля Манфреда отрубил руку знаменосца коммуны Якопо деи Пацци. Увидев упавшее знамя, флорентийские гвельфы дрогнули и побежали.

Нижний город Ада озарен пламенем. Бесы пытаются заманить Данте одного, без учителя. Страшная картина - фурии, гидры, змеи, Медуза Горгона, которая обращает всякого взглянувшего на нее в камень, - даже Вергилия повергает в смятение. Эта аллегория изображает состояние Флоренции и Италии во времена Данте. Вместе с тем это и те преграды, которые предстоит человечеству побороть, чтобы очиститься от грехов.

Наконец повествователь попадает в самый узкий круг, где находится владыка преисподней Люцифер, вмерзший вместе с другими грешниками в лед. Это предатели, Иуды разных времен. Гордыня восставшего против божеского мирозданья ангела Люцифера была первопричиной зла, нарушила мировую гармонию. От него все беды.

Прошло 24 часа страшных адских видений, и теперь Вергилий поднимает Данте на гору Чистилища.

Вторую часть поэмы поэт пишет уже в Вероне, куда пригласил его правитель города, любитель и знаток поэзии.

После душераздирающих картин Ада перед читателем возникает живописная гора, озаренная солнцем, с ангелами в белых и огненных одеждах. Отсюда видна вершина с цветущими лугами. Там Рай - край негасимого света.

Хранителем Чистилища Данте сделал Катона, доблестного мужа римского государства, не пожелавшего подчиниться тирании. Здесь не такие страшные грешники, как в Аду. В первом круге очищаются гордецы (сюда намерен попасть и сам Данте после смерти), во втором - завистники, в третьем - гневные, дальше - скупцы и расточители, потом чревоугодники, сладострастники.

Здесь Данте Алигьери встречает участников бесконечных распрей современной ему Италии из тех, кто смог искупить при жизни свой грех. Так, красавец король Сицилии Манфред, мужественно принявший смерть в битве с Карлом Анжуйским под Беневентом, был проклят епископом Козенцы, и останки его были выброшены из могилы. При жизни он был эпикурейцем, не заботился о Боге, был врагом церкви. Сам Данте тоже был врагом папы и Святой церкви, и потому он спас Манфреда от Ада, приписав ему предсмертное обращение к Богу с молитвой о прощении. В последующие века на образе Манфреда, как борца за независимость страны от власти папы и чужеземцев, была создана целая литература.

Путь к Раю лежит через стену огня. Со страхом, «побледнев, как мертвец», Данте входит в пламя, чтобы там, за стеной огня, увидеть Беатриче. Вергилию, как язычнику, не дозволено лицезреть Бога, и на смену ему появляется Беатриче. Данте чувствует страшное раскаяние за неверные свои шаги после смерти возлюбленной. Это она, чтобы спасти его от грешного пути, показала ему страшное зрелище погибших навсегда и помогла освободиться от пагубного груза грехов и заблуждений. Она возносит его с одной сферы на другую, увлекая его силой своей уже не земной, а божественной любви. Но и там, в звездных высях, в мире гармонии, его не покидают мысли о судьбе его несчастной родины.

Сам Данте Алигьери назвал свою поэму «комедией». Так в Средневековье называлось произведение с грустным началом и счастливым концом. Божественной же ее назвал поэт Боккаччо, автор знаменитого «Декамерона», выразив так восхищение читателей мощным творением Данте. Следовательно, ничего сугубо религиозного в этом определении не заключено.

Написана поэма на итальянском языке, в основу которого Данте положил тосканский диалект, тем самым демократизировав язык литературы.

Поэма поражает строгой гармоничной композицией. Она состоит из 100 песен, разделенных на три части по 33 песни в каждой. Одна песня - пролог. В основе композиции троичное членение, воплощающее божественную троицу. Написана поэма терцинами - трехстрочными строфами, связанными своеобразной рифмовкой.

Появление поэмы ознаменовало начало новой эпохи в литературном развитии всей Европы, когда предметом литературы стал земной человек.

В России первые полные переводы «Божественной комедии» Данте относятся к середине XVIII века. В XIX веке лучшие переводы принадлежат Д. Минаеву и М. Лозинскому.

Семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов , вернулся в родной город в 1266 году , после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто . Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

Данте родился 26 мая 1265 года во Флоренции. Первым наставником Данте был известный в то время поэт и ученый Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.

Краткая хронология

  • - рождение Данте
  • - вторая встреча с Беатриче
  • - смерть Беатриче
  • - создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»)
  • / - первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
  • - женитьба Данте на Джемме Донати
  • / - приор Флоренции
  • - изгнан из Флоренции
  • - - «Пир»
  • 1304- - трактат «О народном красноречии»
  • 1306- - создание «Божественной комедии»
  • - подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
  • В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 - умирает по дороге в Равенну

Сочинения

  • - «Божественная комедия » - (итал. Divina Commedia ):
  • - «Пир» (итал. Convivio )
  • - «О народном красноречии», трактат (dubia лат. De vulgari eloquentia libri duo )
  • «Эклоги » (лат. Egloghe )
  • «Послания» (лат. Epistulae )
  • «Цветок» (итал. Il fiore )), поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе » (Roman de la Rose ) фр. аллегорический роман XIII века
  • - «Монархия», трактат (лат. Monarchia )
  • «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» (фр. Roman de la Rose )
  • «Вопрос о воде и земле», трактат (dubia лат. Quaestio de aqua et de terra )
  • «Новая жизнь» (итал. Vita nuova )
  • «Стихи» (итал. Rime (Canzoniere) )
    • Стихотворения флорентийского периода:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Баллаты и станцы
    • Стихотворения написанные в изгнании:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Стихи о каменной даме
  • Письма

Русские переводы

  • А. С. Норова, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
  • его же, «Предсказания Д.» (из XVII песни поэмы Рай;
  • «Литературные листы», 1824, Л" IV, 175);
  • его же, «Граф Угодин» («Новости литер.», 1825, кн. XII, июнь);
  • «Ад», пер. с итал. Ф. Фан-Дим (Е. В. Кологривова; СПб. 1842-48; прозой);
  • «Ад», пер. с итал. размером подлинника Д. Мина (М., 1856);
  • Д. Мин, «Первая песнь Чистилища» ("Русск. вест., 1865, 9);
  • В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, СПб., 1871, 3-е изд. 1872; перев. только Ад);
  • Д. Минаев , «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами);
  • «Ад», песнь 3-я, перев. П. Вейнберга («Вестн. Евр.», 1875, № 5);
  • «Паоло и Франческа» (Ад, дерев. А. Орлов, «Вестн. Евр.» 1875, № 8); «Божественная комедия» («Ад», изложение С. Зарудного, с объяснениями и дополнениями, СПб., 1887);
  • «Чистилище», перев. А. Соломона («Русское обозрение», 1892 г., белыми стихами, но в форме терцин);
  • Перевод и пересказ Vita Nuova в книге С., «Триумфы женщины» (СПб., 1892).
  • Голованов Н. Н. «Божественная Комедия» (1899-1902)
  • М. Л. Лозинский «Божественная комедия» ( Сталинская премия)
  • Илюшин, Александр Анатольевич. («Божественная Комедия») (1995).
  • Лемпорт Владимир Сергеевич «Божественная комедия.»(1996-1997)

См. также

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Баренбойм П. Д. «Конституционные идеи Данте», Законодательство и экономика, № 6, 2005, C. 64-69
  • Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки . - 1991. - № 8. - С. 132-170.
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура / Под редакцией и послесловием академика В. М. Жирмунского . - М .: Наука, 1971.
  • Данте и всемирная литература. М., 1967.
  • Дживелегов А. К. Данте, 1933. - 176 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Доброхотов А. Л. Данте Алигьери.- М.: Мысль, 1990.- 207,c.-(Мыслители прошлого) ISBN 5-244-00261-9
  • Елина Н. Г. Данте. М., 1965.
  • Зайцев Б. К. Данте и его поэма. М., 1922.
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985.

Ссылки

  • 2011.02.09. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 1 лекция
  • 2011.02.10. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 2 лекция
  • Божественная комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре в библиотеке mobook.ru