В предыдущей статье о фильме “Apollo 18” упоминался советский лунный модуль “Прогресс”. По описанию фильма именно на нем единственный советский космонавт прибыл на Луну раньше американцев (или немногим позже) и героически погиб, сражаясь за жизнь с инопланетной угрозой.

На самом деле советский модуль является практически точной копией проекта Л3, разработка которого велась с 1963 года, а название “Прогресс” тогда было присвоено не ему, а новому ракетному носителю. В принципе, в контексте фильма такие подробности значения не имеют и надо отдать должное американским коллегам по кинематографу – Л3 был выполнен просто на “отлично”. А посему, об этой конструкции надо рассказать подробнее.

Итак, как уже говорилось ранее, разработку лунного посадочного модуля Л3 начали в 1963 г., практически одновременно с развертыванием программы “Союз”. Именно они должны были доставить советских космонавтов к Луне, но довести эту работу до конца не удалось. В итоге, “Союзы” стали знамениты как средство доставки космонавтов самых разных стран на околоземную орбиту. Что касается лунного посадочного модуля Л3, то его судьба сложилась следующим образом.

Из-за отсутствия подходящего по мощности носителя инженерам пришлось ограничиться компоновочной схемой, рассчитанной только на одного космонавта. Сравните размеры советского и американского лунных модулей (рисунок).

Конструктивно Л3 (называемый также ЛК – лунный корабль), состоял из двух секций:

– лунная кабина: кресло космонавта располагалось у задней стенки, справа и слева размещались средства управления, в центре был сделан большой круглый иллюминатор;
– приборный модуль: имел дисковидную форму, в нем разместили систему управления, радиотехнику, систему управления электропитанием и аппаратуру для обеспечения стыковки.

Самым узким местом ЛК, не считая его скромных габаритов, была невозможность прямого перехода космонавта из ЛОК (лунного орбитального корабля, который должен был доставить экспедицию). Другими словами схема действий после выхода на околоземную орбиту представлялась следующим образом.

Космонавты надевают скафандры разных типов (пилот ЛОК – “Орлан”, пилот ЛК – “Кречет-94”) и переходят в бытовой отсек, который в дальнейшем используют в качестве шлюзового.

Далее пилот ЛК, использую поручни, переходит по внешней поверхности ЛОК к своему кораблю. Для большего удобства оба люка были размещены друг против друга. После этого ЛК отделяется от ЛОК и спускается на поверхность Луны.

На высоте 16 км включаются тормозные двигатели, а на высоте 3-4 км от модуля отделяется разгонный блок “Д”, после чего ЛК выполняет “мертвую петлю”.

Такие ухищрения были необходимы для того, чтобы посадочный радиолокатор лунного корабля не принял отделившийся блок “Д” за лунную поверхность и раньше времени не сработало автоматическое включение ракетного блока “Е”. Непосредственно посадка проводилась самим пилотом ЛК, которому предстояло использовать как автоматическую, так и ручную систему управления.

Отдохнув и проверив работу аппаратуры космонавт выходил на лунную поверхность для сбора образцов. Скафандр “Кречет-94” был рассчитан на 4 часа автономного пребывания на Луне. За это время космонавт должен был установить на Луне научные приборы и государственный флаг СССР, собрать образцы лунного грунта, провести телевизионный репортаж, фото- и киносъемку района приземления.

Проведя на Луне не более 24 часов космонавт должен был покинуть планету. При старте включались оба двигателя блока “E”, и в случае штатной работы один из них впоследствии отключался. Затем ЛК выходил на лунную орбиту и с помощью системы “Контакт” совершал стыковку с ЛОК. Далее все действия космонавта проводились в обратном порядке, как перед спуском на Луну. Обратный путь на Землю должен был занимать не более 3,5 суток, а общее продолжительность экспедиции рассчитывалась на 11-12 суток.

Как мы видим, американские кинематографисты во многом оказались правы. Модуль ЛК прилунился в кратере на солнечной стороне и советский космонавт, по всей видимости, выполнил основную часть программы пребывания на лунной поверхности. Кстати, удачно был воспроизведен не только сам ЛК, но и скафандр “Кречет-94”.

Для более детального изучения данной темы имеется отдельная статья “Скафандры для советской лунной программы” (формат PDF). Сейчас от этой эпохальной программы остались только модули для стендовых испытаний и один из образцов скафандра “Кречет-94″. Последний, причем, является музейным экспонатом, чего нельзя сказать о модуле ЛК.

Под занавес рассказа о советском лунном модуле ЛК – несколько кадров из фильма “Apollo 18″. Смотрим, оцениваем, наслаждаемся…

Опередить Америку на Луне Советский Союз, как известно, не сумел. Н-1 — советский ответ Saturn-V — ракета, на которую возлагались наши лунные надежды, пыталась взлететь четыре раза и четыре раза взрывалась вскоре после старта. Не желая больше тратить миллионы и миллиарды рублей на уже проигранную гонку, в середине 1970-х Советское правительство заставило конструкторов забыть о Луне.

Но был ли правильным путь, по которому в итоге пошла советская лунная программа? Конечно, история не знает сослагательного наклонения, и было бы слишком смелым утверждать, что, окажись бразды правления программой не в руках С.П. Королева и его преемника В.П. Мишина, а, скажем, в руках М.К. Янгеля или В.Н. Челомея, исход соревнования с Америкой оказался бы принципиально иным. Однако все нереализованные проекты пилотируемых полетов к нашему спутнику безусловно являются памятниками отечественной конструкторской мысли, и вспомнить о них интересно и поучительно, особенно сейчас, когда о полетах к Луне все чаще говорят в будущем времени.

Поезд на орбите

С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Но если для NASA первый этап был непосредственным предшественником второго и имел ту же материально-техническую основу — комплекс Saturn V — Apollo, то советский подход был несколько другим. Вынужденно другим.

Лунный корабль для облета Луны

На фото — схема ЛК для пилотируемого облета Луны из эскизного проекта, подготовленного в КБ В.Н. Челомея.
1) Конструкция. Эскизный проект лунного корабля (ЛК) был подготовлен в ОКБ-52 к 30 июня 1965 года. Корабль состоял из блока «Г» — двигателя системы аварийного спасения, блока «В» — возвращаемого аппарата, блока «Б» — аппаратурного отсека и отсека двигателей коррекции, блока «А» — доразгонной ступени для сообщения скорости, близкой ко второй космической, для облета Луны.
2) Полет. Корабль должен был выводиться на опорную орбиту высотой 186−260 км трехступенчатой ракетой УР-500К. Отделение носителя происходило на 585-й секунде полета. После витка вокруг Земли примерно на 5 минут включались двигатели доразгонного блока, сообщая аппарату скорость, близкую ко второй космической. Затем блок отделялся. По пути осуществлялись три коррекции орбиты с помощью двигателей блока «Б». Планировалось провести 12 пусков без экипажа и до десяти пусков с космонавтом на борту.

Первые расчеты, сделанные в королевском ОКБ-1 в самом начале 1960-х годов, показали, что для высадки экипажа на Луну потребуется сначала вывести на околоземную орбиту около 40 т полезного груза. Практика не подтвердила эту цифру — в ходе лунных экспедиций американцам приходилось выводить на орбиту в три раза больший груз — 118 т.


Доразгонный блок «А» отделен от отсека «Б» (двигатели коррекции) металлической фермой. Характеристики ЛК. Экипаж: 1 человек // Вес корабля на старте: 19 072 кг // Вес корабля при полете к Луне: 5187 кг // Вес возвращаемого аппарата: 2457 кг // Продолжительность полета: 6−7 суток.

Но даже если брать за отправную точку цифру 40 т, все равно было очевидно, что Королеву нечем поднимать на орбиту такой груз. Легендарная «семерка» Р-7 могла «вытянуть» максимум 8 т, а значит, требовалось заново создать специальную сверхтяжелую ракету. Старт разработке ракеты Н-1 был дан в 1960 году, но С.П. Королев не собирался ждать появления нового носителя. Пилотируемый облет Луны, считал он, можно было провести наличными средствами.

Его идея заключалась в том, чтобы вывести на орбиту с помощью «семерок» несколько сравнительно легких блоков, из которых путем стыковки можно было бы собрать корабль для облета Луны (Л-1). От этой концепции соединения блоков на орбите, кстати, и пошло название кораблей «Союз», а непосредственным предком всей линейки рабочих лошадок отечественной космонавтики был модуль 7K. Другие модули королевского «поезда» имели индексы 9К и 11К.


Итак, на орбиту следовало вывести капсулу для экипажа, емкость с топливом, разгонные блоки… От первоначального замысла собрать корабль всего из двух частей конструкторы ОКБ-1 постепенно пришли к целому космическому поезду из пяти аппаратов. Если учесть, что первая в истории успешная стыковка на орбите произошла лишь в 1966 году, в ходе полета американского корабля Gemini-8, то очевидно, что упование на стыковку в первой половине 1960-х отдавало авантюрой.


Экипаж: 2 человека // Вес корабля на старте: 154 т // Вес корабля при полете к Луне: 50,5 т // Вес возвращаемого аппарата: 3,13 т // Время полета к Луне: 3,32 суток // Продолжительность полета: 8,5 суток.

Носитель для мегатонн

Вместе с тем у В.Н. Челомея — главного конкурента Королева, возглавлявшего ОКБ-52, — имелись свои космические амбиции и свои весомые аргументы. С 1962 года в филиале № 1 ОКБ-52 (ныне ГКНЦП имени М.В. Хруничева) началось проектирование тяжелой ракеты УР-500. Индекс УР (универсальная ракета), который имели все баллистические ракеты челомеевской «фирмы», подразумевал различные варианты использования этих изделий. В частности, толчком для начала работ по УР-500 стала потребность в мощной баллистической ракете для доставки на территорию вероятного противника сверхмощных водородных бомб — той самой «кузькиной матери», которую обещал показать Западу Н.С. Хрущев. По воспоминаниям сына Хрущева Сергея, который как раз в те годы работал у Челомея, УР-500 была предложена в качестве носителя термоядерного заряда мощностью 30 мегатонн. При этом, однако, имелось в виду, что новая ракета сможет сыграть важную роль в пилотируемой космонавтике (о ракетопланах и космопланах ОКБ-52 мы подробно писали в № 9" 2008).


Поначалу был создан двухступенчатый вариант ракеты. Когда третья ступень еще только проектировалась, Челомей выступил с предложением совершить облет Луны с помощью трехступенчатой УР-500К — она сможет вывести на орбиту до 19 т — и одномодульного пилотируемого корабля (ЛК), который будет собран полностью на Земле и не потребует никаких стыковок на орбите. Эта идея легла в основу доклада, сделанного Челомеем в 1964 году в ОКБ-52 в присутствии Королева, Келдыша и других выдающихся конструкторов. Проект вызвал у Королева резкое неприятие. Он, разумеется, не без основания считал, что его КБ (в отличие от челомеевского) имеет реальный опыт создания пилотируемых кораблей, и конструктора совершенно не радовали перспективы делить космонавтику с друзьями-конкурентами. Однако гнев Королева был направлен не столько против ЛК, сколько против УР-500. Ведь эта ракета явно уступала по надежности и проработанности заслуженной «семерке», а с другой стороны, имела в три-четыре раза меньшую грузоподъемность, чем будущая Н-1. Вот только где она, Н-1?


Посадочная платформа корабля ЛК700 (макет). Ей предстояло остаться на Луне.

Прошел год, который, можно сказать, был потерян для советской лунной программы. Продолжая работать над своим сборным кораблем, Королев фактически пришел к выводу о несостоятельности этого проекта. В то же время, в 1965 году, с помощью УР-500 на орбиту был выведен первый из четырех «Протонов» — тяжелых ИСЗ весом от 12 до 17 т. Р-7 такое было бы не под силу. В конце концов Королеву пришлось, что называется, наступить на горло собственной песне и пойти с Челомеем на компромисс.

1) Прямая посадка. «Использование прямой схемы полета без стыковок на орбитах ИСЗ или ИСЛ, с одной стороны, резко упрощает задачу, сокращает стоимость и сроки разработки и увеличивает надежность выполнения задачи, и с другой — позволяет использовать корабль в качестве транспортного. С увеличением грузопотока на Луну единственно возможной схемой полета будет прямая схема, в которой весь корабль (или весь полезный груз) доставляется на поверхность Луны в противовес бесперспективной схеме полета со стыковкой на орбите ИСЛ, где большая часть груза остается на орбите Луны (из текста эскизного проекта).
2) Лунные базы. Комплекс УР-700-ЛК700 проектировался не только для одноразовых высадок на Луну, но и для создания на спутнике Земли лунных баз. Обустраивание базы планировалось в три этапа. Первым пуском на поверхность Луны доставляется тяжелая беспилотная стационарная лунная база. Вторым пуском на Луну доставляется экипаж на корабле ЛК700, при этом база используется в качестве маяка. После посадки корабля его экипаж переходит в стационарную базу, а корабль консервируется до обратного полета. Третьим пуском доставляется тяжелый луноход, на котором экипаж совершает экспедиции по Луне.

Как разделить неудачу

8 сентября 1965 года в ОКБ-1 было созвано техническое совещание, на которое были приглашены ведущие конструкторы челомеевского КБ во главе с самим Генеральным конструктором. Председательствовал на совещании Королев, который и выступил с основным докладом. Сергей Павлович соглашался, что для проекта облета Луны УР-500 перспективней «семерки», и предлагал Челомею сосредоточиться на доработке этого носителя. Вместе с тем разработку корабля для облета Луны он намеревался оставить за собой.

Огромный авторитет Королева позволил ему претворить свои идеи в жизнь. В целях «сосредоточения сил конструкторских организаций» руководство страны постановило прекратить работы над проектом ЛК. В полет вокруг Луны предстояло отправиться кораблю 7К-Л1, который поднимет с Земли УР-500К.


На снимках — архивные фото полноразмерного макета корабля в стартовой комплектации и варианте лунной посадки.

10 марта 1967 года королевско-челомеевский тандем стартовал с Байконура. Всего с 1967 по 1970 год было запущено двенадцать 7К-Л1, имеющих статус лунных зондов. Два из них отправились на околоземную орбиту, остальные — к Луне. Советские космонавты с нетерпением ждали — ну когда же кому-то из них посчастливится отправиться к ночному светилу на борту нового корабля! Оказалось, что никогда. Только два полета системы прошли без замечаний, а в остальных десяти были отмечены серьезные неполадки. И лишь два раза причиной неудачи стала ракета УР-500К.

В такой ситуации рисковать человеческими жизнями никто не решился, а кроме того, беспилотные испытания так затянулись, что за это время американцы уже успели и облететь Луну, и даже высадиться на нее. Работы по 7К-Л1 были прекращены.


Надежда на чудо

Думается, мало кто из нас не задавался болезненным для национального сознания вопросом: так почему же все-таки страна, запустившая в космос первый спутник и отправившая на орбиту Гагарина, проиграла лунную гонку с «сухим счетом»? Почему столь же уникальная, как и Н-1, сверхтяжелая ракета Saturn V отработала во всех полетах к Луне «как часы», а наша «надежда» не вывела ни килограмма даже на околоземную орбиту?

Одну из главных причин назвал уже в годы перестройки преемник Королева В.П. Мишин. «Строительство производственно-стендовой базы, — говорил он в интервью газете «Правда», — велось с опозданием на два года. Да и то урезанной. Американцы могли у себя на стендах испытывать целый двигательный блок в сборе и без переборки ставить на ракету, отправлять в полет. Мы же испытывали по кускам и думать не смели запустить 30 двигателей первой ступени в полном сборе. Потом сборка этих кусков, конечно, без гарантии чистой притирки».

Известно, что для летных испытаний ракеты Н-1 на космодроме был построен целый завод. Гигантские габариты ракеты не позволяли перевозить ее готовыми ступенями. Ракету буквально достраивали перед стартом, проводя в том числе и сварочные работы. Иными словами, американцы имели возможность отработать свои системы и устранить неполадки в ходе наземных стендовых испытаний и отправить в небо готовый продукт, а королевским конструкторам приходилось лишь надеяться, что «сырая», сложная и безумно дорогая ракета вдруг возьмет и полетит. А она не полетела.


Ракета Н-1 (ОКБ-1, слева). С февраля 1969 по ноябрь 1972 года было произведено четыре пуска этой ракеты, и все они окончились неудачей. Принципиальное отличие ракеты Н-1 от проектов ОКБ-52 состоит в использовании кислород-керосиновых двигателей конструкции КБ Кузнецова. Двигатели НК-33, созданные для первой ступени (их там было 30, и они размещались по кругу), пережили советский лунный проект и до сих пор используются как в России, так и в США и Японии. Ракета VP-700 С ЯРД РО-31 (в центре). Пожалуй, один из самых экзотических проектов советской лунной программы. По расчетам авторов эскизного проекта, использование в третьей ступени ядерных реактивных двигателей позволило бы значительно увеличить массу полезного груза, выводимого на орбиту. Поднимая груз до 250 т, такая ракета могла бы быть задействована в программе строительства лунных баз. И одновременно — угрожать Земле падением с неба отработавшего реактора. Ракета УР-700К (ОКБ-52, справа). Проект этого сверхтяжелого носителя базировался на элементах ракеты УР-500К, впоследствии известной как «Протон». В сфере силовых установок Челомей работал с КБ Глушко, разрабатывавшим мощные двигатели на высокотоксичном топливе: амил (тетраоксид диазота) и гептил (несимметричный диметилгидразин). Использование ядовитого топлива — одна из причин, по которым «Протон» не выводил в космос корабли с экипажем на борту. Все готовые блоки, из которых на космодроме могла быть собрана ракета УР-700, вписывались в габариты 4100 мм, что позволяло перевозить их на железнодорожных платформах. Так можно было избежать достройки ракеты на месте старта.

Прямая посадка

У Челомея, вечного соперника Королева, и тут была альтернатива. Еще до неудачных запусков Н-1, в 1964 году, Владимир Николаевич предлагает отправить экспедицию для высадки на Луну с помощью носителя УР-700. Такой ракеты не существовало, однако, по мысли Челомея, ее можно было бы разработать в очень короткие сроки на базе серийно выпускавшихся элементов от ракеты УР-500. При этом УР-700 по мощности превосходила бы не только Н-1, которая в самом тяжелом варианте была бы способна (теоретически) вывести на околоземную орбиту 85 т груза, но и американский «Сатурн». В базовом варианте УР-700 могла бы поднимать на орбиту около 150 т, а более «продвинутые» модификации, в том числе с ядерным двигателем для третьей ступени, повысили бы эту цифру до 250 т. Поскольку все блоки УР-500, а значит, и УР-700 вписываются в габарит 4100 мм, их можно было бы без проблем транспортировать из заводских цехов на космодром, а там лишь состыковывать, избегая сварочных работ и прочих сложных производственных процессов.


В дополнение к ракете КБ Челомея предлагало свою оригинальную концепцию лунного корабля, получившего название ЛК700. В чем же заключалась его оригинальность? Как известно, американский «Аполлон» никогда целиком на Луну не садился. Корабль с возвращаемой капсулой оставался на окололунной орбите, а к поверхности спутника отправлялся посадочный модуль. Примерно такому же принципу следовало королевское КБ, разрабатывая свой лунный корабль Л-3. А вот ЛК 700 предназначался для так называемой прямой посадки на Луну, без выхода на окололунную орбиту. После окончания экспедиции он лишь оставлял на Луне посадочную платформу и отправлялся к Земле.

Действительно ли идеи Челомея открывали советской космонавтике более дешевый и быстрый путь к высадке на Луну? Проверить это на практике так и не удалось. Несмотря на то что в сентябре 1968 года был полностью подготовлен эскизный проект системы УР-700-ЛК-700, составлявший многие тома документации, Челомею не разрешили сделать даже полноразмерный макет ракеты-носителя. Этот факт, кстати, опровергает расхожее мнение, будто из-за появления альтернативного проекта произошло распыление средств, выделенных на советскую лунную программу, и это якобы и стало одной из причин ее неудачи.

Удалось лишь сделать полноразмерный макет ЛК-700. До наших дней он не сохранился, однако архивные фотографии и материалы эскизного проекта дают возможность зримо представить себе, как мог бы выглядеть советский корабль на Луне.

Благодарим за помощь сотрудников ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО Машиностроения» — А.В. Благова, главного специалиста проектного комплекса, и В.А. Поляченко, помощника ученого секретаря НТС

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Лунная программа СССР [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной России вновь вернулся интерес к космосу и его освоению. Важнейшим этапом развития освоения космоса является подготовка полета на Луну и разработка программы по её заселению. В связи с этим необходимо обратиться не только к рассмотрению перспектив, но и к исследованиям, проводимым в прошлом.

Вступление

Если оглянуться назад, то становится очевидным, что именно Россия является лидером в сфере освоения космического пространства. Однако после первого нелегкого десятилетия после распада СССР, ознаменованного попытками свести на нет все достижения нашей страны, становится очевидной необходимость увеличения расходов на космические исследования. Это важно для сохранения российского статуса первооткрывателя космоса.

Во всем мире молодое поколение, погрязшее в пучине социальных сетей, самолюбования и толерантности, не может и не хочет ставить под вопрос пафосную высадку Нила Армстронга. Однако, стоит лишь задуматься над существующими кадрами кинохроники, как становится очевидно: эти бодрые ребята в космосе не были.

Разве жадная до чужих ресурсов Америка отказалась бы от попыток иссушить спутник земли? Конечно, нет. Так что давайте все-таки обратимся к прошлому и настоящему лунной программы России, чтобы знать, что нас ждет в будущем на самом деле.

Лунная программа СССР представляет огромный интерес для современной науки. Она является отражением непоколебимой воли и уничижающей силы бюрократии, способной свести на нет любые усилия. Уже доподлинно известно, что на появление и развитие советской лунной программы было затрачено сил ничуть не меньше, чем американцами на .

О полете на Луну задумывались до того, как CCCP отправил .

Первые лунные станции начали разрабатываться в ОКБ Королева с конца 1957г. И уже в декабре 1957г. был готов эскизный проект аппаратов: Е-1 для выполнения задачи попадания в лунный диск, Е-2 – облет и отографирование Луны, Е-З – ядерный взрыв на видимой стороне Луны. В начале 1958г. академики С.Королев и М.Келдыш принесли в Политбюро ЦК КПСС проект программы изучения Луны. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались .

В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии.

Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро (далее КБ) проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В.Н.Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну – в КБ Королева, Челомея и Янгеля.

Проекты кораблей для облета Луны ОКБ -1 С. Королева и ОКБ-52 В.Н. Челомея

ОКБ-52 В.Н. Чаломея пользовалось симпатией Н.С. Хрущева. Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Руководство лунной программой СССР полностью перешло к Сергею Королеву. Самое обидное для В.Н. Чаломея состояло в том, что С. Королев получил возможность использовать все наработки В.Н.Челомея по пилотируемому полету к Луне и, в частности, ракету "УР-500К" для своих задач.

В связи с тем, что ни одна из версий лунного корабля не была на 100% эффективной, в конце1965 – начале 1966 года руководство страны решило объединить облетные проекты двух КБ. У С. Королёва взяли разгонный блок Д, (из программы Н1-Л3 – экспедиции на Луну), и корабль 7K-Л1, который был создан на основе наработок по 7K, а у В.Н.Челомея – ракету УР-500К.

Масса разгонного блока и корабля превышала возможности ракеты. Поэтому придумали оригинальную схему: УР-500К выводит связку "РБ–корабль" на близкую к орбитальной траекторию, а довыведение на орбиту осуществляется при помощи блока Д.

Вторым включением блока Д связка направляется на траекторию облета Луны. Для экономии массы с корабля 7К ("Союза") снимали всё, что могли – даже бытовой отсек и запасную парашютную систему. Множество модификаций потребовали системы ориентации, связи, спускаемый аппарат нужно было "научить" входить в атмосферу со второй космической скоростью .

Уже в 1965 году приступили к тренировкам космонавты, которым предстояло летать на кораблях, которые должны были облететь Луну. В группу вошли: Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Андриян Николаев, Павел Попович, а также еще не прошедшие космической школы Георгий Береговой, Лев Воробьев, Виктор Горбатко, Георгий Гречко, Георгий Добровольский, Алексей Елисеев, Валерий Кубасов, Василий Лазарев, Олег Макаров, Николай Рукавишников, Виталий Севастьянов, Анатолий Филипченко, Евгений Хрунов и Валерий Яздовский .

Проблемы лунной программы после смерти С. Королева

После смерти С. Королева в 1966 его место занимает Василий Мишин. На этом фоне дела с лунной программой СССР идут не очень гладко. Уже в 1967 г. Янгель уведомляет Мишина о том, что лунный корабль будет готов не ранее 1971 года. Это катастрофа, так как в данном случае запоздание фиксировалось на три года. Из-за проблем с высшим руководством, обеспокоенным новостями из Штатов, в 1968 году программа опять претерпевает изменения. Первоначально предусматривалось совершить посадку на лунном экваторе, т.е. лунный орбитальный корабль находился бы на экваториальной орбите и каждый час пролетал над местом посадки лунной кабины. Это существенно облегчало сближение и стыковку аппаратов, но в то же время наиболее интересные места для посадки не всегда расположены именно на экваторе. В итоге были разработаны три варианта, представленные на рисунке ниже. Различные варианты продумывали и американцы.

США выбрали первый вариант, а в советской программе предпочли второй. Стыковка должна была проходить на высоте 25-30 км. В СССР была разработана аналоговая система, просчитывающая необходимые элементы орбиты и моменты включения двигательной установки. Такая система для лунного корабля была создана и была весьма эффективна. Выбрав другой путь, лунная программа СССР не смогла предложить её достойную реализацию.

Советский луноход. Музей Космонавтики г. Москва, Россия. 2016 год

Из-за серии неудачных запусков, пилотируемый полет на Луну постоянно откладывался. Появлялись все новые и новые проблемы, требующие кардинальных переработок существующей концепции высадки человека на Луну. В связи с этим лунная программа СССР превратилась в денежный пылесос. Конфликты между ключевыми конструкторскими бюро и постоянное перетягивание канатов мешало вовремя прийти к оптимальному техническому решению.

В связи с задержкой летных испытаний ракеты "Н-1", программа освоения Луны была переориентирована на беспилотные полеты с постепенным уменьшением числа запусков автоматических станций .

Несмотря на то, что советским ученым все-таки удалось разработать уникальный двигатель и практически завершить создание корабля, способного беспрепятственно прилуниться, после якобы совершенного "полета" Аполлона программу полностью закрыли.

В завершении хотелось бы отметить, что в СССР неоднократно и очень успешно проводили исследования лунной поверхности. Однако, хитрые американцы обманом лишили СССР первенства в исследовании Луны, воспользовавшись бесхребетностью, жадностью и инфантильностью партийной верхушки. То, что ни один американец не ступал на поверхность Луны, в настоящее время не оставляет никаких сомнений. Однако, тогда вскрыть их ложь было практически невозможно. К тому же, руководство СССР повело себя как избалованный ребенок: обиделись и закрыли лунную программу. На труды сотен человек всем было наплевать.

Литература

  1. Афанасьев И.Б. Неизвестные корабли – М.: Научная литература, 1991 г.
  2. Первушин А.И. Битва за звезды – М.: Амфора, 2014 г.
  3. Первушин А.И. Битва за Луну. Правда и ложь о лунной гонке / Под ред. Трофимова Е.А. – М.: Амфора, 2014 г.

В январе 1969 года в ЦРУ поступила информация от осведомителей из Москвы, что СССР готовится к проведению специальной операции с целью срыва полёта американских астронавтов на Луну. Советы якобы намереваются с помощью мощных генераторов электромагнитного излучения вызвать помехи в бортовом электронном оборудовании космического корабля «Аполлон» во время его взлёта и привести его к катастрофе. Президент Ричард Никсон отдал приказ о проведении сверхсекретной операции «Перекрёсток» с целью воспрепятствовать любой подозрительной активности советских кораблей у берегов США во время стартов «Аполлонов».

В то время «лунная гонка» близилась к своей развязке, и было уже очевидно, что победа в ней достаётся США. В декабре 1968 года триумфальный облёт Луны совершили Ф. Борман, Дж. Ловелл и В. Андерс на «Аполлоне-8». В мае 1969 года Т. Стаффорд, Дж. Янг и Ю. Сернан на «Аполлоне-10» несколько раз облетели Луну, отработав все этапы расстыковки и стыковки, снижения и подъёма лунной кабины, кроме лишь посадки на Луну и взлёта с неё. В то время как в СССР о любом запуске в космос объявляли только пост-фактум, американцы заранее назначали дни старта своих кораблей, приглашая прессу и телевидение со всего мира. Поэтому уже все знали, что на 16 июля 1969 года намечен старт с космодрома имени Дж. Кеннеди «Аполлона-11», который полетит к Луне.

Советская лунная программа безнадёжно отставала. Когда «Аполлон-8» облетел Луну, в СССР только готовился корабль для такого облёта, а корабля для посадки на Луну не было вовсе. После успешного полёта американцев вокруг Луны советское руководство решило отказаться и от пилотируемого облёта Луны, который теперь не мог иметь большого эффекта. Но администрация США была не уверена, что СССР решил просто так сдаться без боя в «лунной гонке», и ожидала от него какой-нибудь «пакости», чтобы помешать американцам с триумфом победить в ней. Ведь в США высадка на Луну стала идеей-фикс национального престижа на все 1960-е годы.

В то время советские корабли радиоэлектронной разведки, бороздившие Мировой океан и перехватывавшие сигналы связи НАТО, маскировались под рыболовецкие сейнеры. Эта уловка была уже давно известна натовцам, и те, в свою очередь, постоянно отслеживали передвижение этих «рыболовецких флотилий» под красным флагом. В начале 1969 года было отмечено повышение активности советского флота вблизи американских берегов. Там теперь постоянно дежурили два советских корабля РЭР, а в мае 1969 года, во время полёта «Аполлона-10», уже четыре. «Это неспроста», – решили в американских спецслужбах. На время миссии «Аполлона-11», в июле, намечались масштабные меры противодействия возможным «козням русских».

Американские спецслужбы верили (или делали вид, что верили), что сильный электромагнитный импульс, направленный на взлетающую ракету, способен вызвать непоправимый сбой её оборудования и, в конечном счёте, её катастрофу. Теоретически это кажется возможным, хотя практических опытов такого рода никто не проводил (точнее – никто о них не сообщал). К назначенному дню взлёта – 16 июля – корабли ВМС США и авиация Береговой охраны были приведены в состояние боевой готовности. В районе мыса Канаверал дежурили семь американских подводных лодок. Американские корабли радиоэлектронной борьбы должны были, помимо постоянного отслеживания деятельности советских кораблей, поставить мощные помехи им на разных частотах. Боевым судам и авиации было приказано открыть огонь на поражение в случае, если от советских судов будет исходить подозрительная активность. Президент Никсон имел перед собой заготовленный проект директивы о применении против СССР стратегических ядерных сил. Он должен был подписать его в случае, если бы «Аполлон-11» потерпел крушение вследствие применения Советами электромагнитного сверхоружия.

Меры американцев не казались излишними. К объявленному дню у берегов Флориды «ловило рыбу» уже семь советских «сейнеров»!

Итак, старт «Аполлона» был назначен на 8 часов 32 минуты утра по времени атлантических штатов США. Ровно в 8 утра американские РЛС зафиксировали включение радиолокационной аппаратуры на советских судах на полную мощность. В 8:05 из Вашингтона поступил приказ 2-му флоту США привести в полную готовность все боевые системы. В 8:10 американские самолёты РЭБ «Орион» начали облёт советских судов, а боевые корабли начали сближение с «сейнерами», чтобы быть готовыми в любой момент открыть огонь.

В 8:20 началось интенсивное глушение аппаратуры советских судов путём создания помех. С 8:32 до 8:41 две ступени «Сатурн-5» успешно вывели третью ступень вместе с кораблём «Аполлон-11» на околоземную орбиту. В 8:45 советские суда снизили уровень своей радиолокационной активности до обычного. Через две минуты американским службам РЭБ поступил сигнал отбоя. В 8:50 американские корабли и самолёты начали покидать место событий.

Так как подробности советской операции засекречены до сих, никто не может сказать, что это было. Ведь советские корабли РЭР действительно проявили в это время повышенную активность! Если это не была попытка сбить с курса «Аполлон», то что это могло быть? Выдвигают две версии.

Согласно одной, советские суда радиоэлектронной разведки собирали информацию о полёте «Аполлона» с целью установить, действительно ли он отправился в космос (ведь не исключено, что конспирологическая версия о возможности инсценировки американских полётов, столь популярная сегодня, родилась уже тогда!). Согласно другой, СССР нарочно имитировал свою активность, чтобы заставить американцев лишний раз подёргаться. Дёргание, кстати, недёшево обошлось бюджету США: затраты на операцию «Перекрёсток» составили 230 млн. тогдашних долларов – почти 1% от общей стоимости программы «Аполлон». Иногда добавляют при этом, что и сведения о готовящейся Советами спецоперации против «Аполлона» были искусной дезинформацией, специально пущенной из Москвы. Так ли это – пока остаётся только гадать.

Советский Союз на Луне
В день 45-летия приземления первых людей на Луне «Русская планета» вспоминает о советской лунной программе

Через месяц после полета в космос Гагарина президент США Джон Кеннеди дал НАСА четко определенную цель: «Если мы можем добраться на Луну до русских, то мы должны это сделать».

~~~~~~~~~~~~



Выступлению Кеннеди предшествовали несколько лет космических триумфов СССР, в том числе успешные полеты к Луне и съемка ее обратной стороны. Это был вызов. Спустя всего восемь лет, 21 июля 1969 года, Нил Армстронг и Базз Олдрин стали первыми из 12 американцев, посетивших спутник Земли. Еще через три года члены последней миссии «Аполлон-17» не просто сделали «маленький шаг», а уже во всю катались на лунном ровере по Морю Ясности.

Те шесть экспедиций в неизвестность за 300 тысяч километров от родной планеты вдохновили поколения астронавтов, фантастов и мечтателей. Человечество на мгновение поверило в колонизацию космоса. Но практическая сторона лунной программы была не столь радужной: за миллиарды долларов на Землю привезли почти полтонны пыльного реголита с довольно сомнительной научной ценностью. В 1970-х годах американские власти навсегда отвернулись от идеи пилотируемых полетов на Луну. Политическая задача космической гонки была уже выполнена.

Слава космических первопроходцев перешла к американцам, однако Советский Союз до последнего пытался удержать лидерство, разрабатывая собственную лунную программу.


2. Автоматическая межпланетная станция Луна-1 с последней ступенью ракеты-носителя


Константин Циолковский писал о космических полетах в XIX веке. В первой половине XX века инженер Михаил Тихонравов математически обосновал возможность полета к Луне многоступенчатой ракеты. Его разработки послужили для создания главным советским конструктором Сергеем Королевым ракеты Р-7, с которой началась космическая эра, — «семерка» отправила на орбиту Спутник, Лайку и Гагарина. Уже в середине 1950-х годов Королев говорил, что полеты на Луну — это «не такая уж далекая перспектива». В его конструкторском бюро открывается проектный отдел по космическим аппаратам, начальником которого становится Тихонравов.

В 1959 году модифицированная Р-7 (названная в сообщении ТАСС «Первая космическая ракета») вывела в космос Луну-1 — два года спустя после триумфального полета Спутника. «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонек, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества. Я знал, что хотя русские и прекрасны в своих начинаниях, мы скоро последуем за ними и займём надлежащее место в небе», — вспоминал американский фантаст Рэй Брэдбери.

Писатель не ошибался, но пока что космическим пионером был Советский Союз. Луна-1 стала первым человеческим изделием, успешно развившим вторую космическую скорость, устремившись к спутнику Земли. Предыдущие запуски, в том числе американских Пионеров, заканчивались авариями. Аппарат нес измерительные приборы, четыре радиопередатчика и источники электропитания. Для исключения попадания на Луну земных микроорганизмов корабль подвергли термической стерилизации. Закончился полет неудачно: из-за неполадок с двигателем Луна-1 промахнулась на шесть тысяч километров, выйдя на гелиоцентрическую орбиту. Тем не менее за почти удавшуюся попытку ее прозвали «Мечтой».


3. Луна-2 и Луна-3 (слева-направо)


Год спустя историческую миссию выполнила Луна-2, впервые перелетев с Земли на другое небесное тело. Никаких парашютов, в отличие от современных аппаратов, у советского корабля не было. Поэтому приземление получилось максимально простым и грубым — Луна-2 просто рухнула 14 сентября 1959 года в 00:02:24 мск на западном береге Моря Дождей. На ее борту было три вымпела с надписью «СССР, сентябрь 1959 год». Район падения назвали Заливом Лунника.

Еще через месяц Луна-3 облетела Луну и передала первые в истории человечества фотографии ее обратной стороны. Изображения были сняты двумя фотоаппаратами с длинно- и короткофокусным объективами и отправлены на Землю фототелевизионным устройством «Енисей», разработанным Ленинградским НИИ телевидения. В том же году американский Пионер-4 с аналогичной миссии не справился, став уже пятым кораблем США, которые так и не достигли Луны. После этого вся программа Пионеров была признана неудачной и переориентирована на другие задачи. Американцы еще несколько лет буду пытаться сделать фотографии, а в СССР уже полным ходом шла подготовка уже к мягкой посадке лунного корабля.


4. Карта обратной стороны Луны


В 1960 году на основе снимков Луны-3 АН СССР опубликовала первый атлас обратной стороны Луны с 500 деталями ландшафта. Изготовили также первый лунный глобус с изображением двух трети поверхности обратного полушария. Названия сфотографированных элементов ландшафта официально утвердил Международный астрономический союз.


5. Никита Хрущев и Джон Кеннеди во время встречи в Вене, 3 июня 1961 года


В 1961 году в своей инаугурационной речи Кеннеди предложил Советскому Союзу «вместе исследовать звезды». В ответном письме Хрущев поздравил США с первым орбитальным полетом Джона Гленна и согласился объединить усилия. Много лет спустя сын первого секретаря Сергей Хрущев вспоминал, что его отец твердо решил сотрудничать с американцами. Кеннеди поручил подготовить правительству проект советско-американской космической программы, которая включала бы совместную высадку на Луну.

В сентябре 1963 года американский президент вновь поднял эту тему на Генеральной Ассамблее ООН: «Почему первый полет человека на Луну должен быть делом межгосударственной конкуренции? Зачем нужно Соединенным Штатам и Советскому Союзу, готовя такие экспедиции, дублировать исследования, конструкторские усилия и расходы? Уверен, нам следует изучить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран, а по сути всего мира, работать вместе в покорении космоса, послав однажды на Луну в этом десятилетии не представителей какого-то одного государства, но представителей всех наших стран».

Казалось бы, все было готово, чтобы ту эпоху запомнили не как космическую гонку, а как великий союз двух держав по покорению Вселенной. Но месяц спустя Кеннеди убили, а вместе с ним убили и мечты о совместной космической программе. Больше о ней речи не заходило. По словам сына Хрущева, «если бы Кеннеди выжил, мы жили бы в совершенно другом мире».


6. Обложка журнала Техника молодежи за сентябрь 1964 года


В 1964 году «Техника молодежи» публикует статью «Для чего человеку Луна?», начинающуюся цитатой Циолковского: «Мои заботы дадут горы хлеба и бездну могущества». Пилотируемый полет к земному спутнику представляется советскому научно-популярному изданию делом уже решенным: «Скоро человек полетит на Луну. А зачем? Не только ведь из спортивного интереса? (…) Само собой, Луна — лишь звено в бесконечной цепи других научных достижений. Всю "бездну могущества" она нам не подарит, но кое-что, и немалое, мы потребуем от нее сразу, как только нога человеческая ступит на ее вековую пыль».

Не за ископаемыми отправляется советский человек на Луну — «слишком дорого бы обошлась доставка». За знаниями! Чтобы провести «изотопный анализ химических элементов лунных пород», получить «сведения о влиянии космических лучей на разные виды растений»; делать метеорологические прогнозы, наблюдая «перемещение облаков сразу на половине земного шара»; найти «нефть неорганического происхождения» и построить первую внеземную обсерваторию. А благодаря неприкосновенному лунному ландшафту — «перенести ученых на миллиарды лет назад, раскрыть тайны истории и нашей Земли».

Самый футуристичный план — обшить поверхность спутника зеркальным станиолем. Тогда Луна будет круглые сутки отражать солнечный свет, и «ленинградские белые ночи проникнут во все уголки Земли». «Это даст колоссальную экономию энергии на освещении», — говорится в статье.


7. Рисунок прилунения космической станции Луна-9


3 февраля 1966 прошла первая в мире мягкая посадка на Луну. Станция подтвердила, что лунная поверхность твердая, на ней нет многометрового слоя пыли, и передала телевизионные панорамы окружающего ландшафта. Район посадки в Океане Бурь получил название Равнина Прилунения.

Посмотреть на снимки, переданные Луной-9, оказалось сложнее, чем отправить саму станцию в космос. Сигнал от нее перехватила обсерватория Манчестерского университета. Английские астрономы решили не публиковать лунные фото и подождать официальной советской презентации. Но на следующий день никаких заявлений сделано не было. Англичане послали в Москву телеграмму. Им никто не ответил, и уже тогда астрономы отправили снимки газетчикам. Впоследствии выяснилось, что в СССР сделанные Луной-9 фотографии долго передавали из инстанции в инстанцию, собирая необходимые для обнародования подписи.


8. Сергей Королев, Владимир Челомей, Михаил Янгель (слева-направо)


Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. В 1964 году постановлением Совмина СССР «О работах по исследованию Луны и космического пространства» был определен срок советской экспедиции на Луну — 1967-1968 годы. Однако никакого единого плана и графика не существовало. Над ракетами-носителями и самими лунными модулями в 1960-х годах секретно трудились сразу три конструкторских бюро знаменитых советских инженеров — Королева, Челомея и Янгеля.


9. Схемы ракет Н-1, УР-700 и Р-56 (слева-направо)


Королев работал над сверхтяжелой ракетой Н-1, Челомей — над тяжелой УР-500 и сверхтяжелой УР-700, Янгель — над сверхтяжелой Р-56. Независимую оценку эскизов по поручению правительства провел академик Мозжорин. От проекта Янгеля в конце концов отказались, поручив строить Н-1 и УР-500. У Челомея в те годы трудился Сергей Хрущев, в том числе над разработкой УР-500.


10. Макет ракеты-носителя Н-1 в масштабе 1:10 (слева) и
последняя ступень ракеты Н-1 в масштабе 1:5


Королев предлагал собирать тяжелый межпланетный корабль на орбите. Для этого предназначалась сверхтяжелая Н-1 с 30 двигателями, работу которых следовало тщательно скоординировать.

«До конца 1963 года структурная схема лунной экспедиции еще не была выбрана. Первоначально наши проектанты предложили вариант с хорошим запасом по массе. Он предусматривал трехпусковую схему со сборкой на монтажной орбите у Земли космической ракеты общей стартовой массой (вместе с топливом) 200 тонн. При этом масса полезного груза для каждого из трех пусков H1 не превышала 75 тонн. Масса системы при полете к Луне в этом варианте достигала 62 тонн, что почти на 20 тонн превышало соответствующую массу «Аполлона». Масса системы, совершающей посадку на поверхность Луны, составила в наших предложениях 21 тонну, а у «Аполлона» - 15 тонн. Но зато пусков в нашей схеме было даже не три, а четыре. Выводить в космос экипаж из двух-трех человек предполагалось на проверенной ракете 11А511 - так именовалась в конце 1963 года ракета Р-7А, выпускавшаяся заводом «Прогресс» для пилотируемых запусков, — пишет Борис Черток, главный соратник Королева, в «Ракетах и людях».


11. Компьютерная модель корабля Союз 7К-Л1 в космосе


Проект Королева получил название Н1-Л3; он конструировал не только ракету, но и лунный комплекс Л3 из орбитального корабля и посадочного модуля, на котором космонавты должны были спуститься на поверхность спутника. Одним из претендентов на роль орбитального корабля был Союз 7К-Л. Пять экземпляров совершили успешные автоматические полеты — один даже облетел Луну и вернулся к Земле. На его борту сидели две черепахи.

Первый пилотируемый запуск 7К-Л1 планировался 8 декабря 1968 года, чтобы опередить «Аполлон-8», который стартовал 21 числа и впервые доставил людей на орбиту Луны. Но из-за непроработанности 7К-Л1 полет отложили.


12. Компьютерная модель корабля ЛОК в космосе


Еще одна модификация Союза — 7К-ЛОК (Лунный Орбитальный Корабль). При достижении лунный орбиты от него должен был отсоединиться ЛК — Лунный Корабль, на котором один космонавт спустился бы вниз.

Из-за особенностей проектируемых кораблей к Луне хотели отправить всего двух космонавтов, из которых только один мог высадиться на сам спутник. НАСА, в свою очередь, формировало команду из пяти человек. Советские конструкторы также рассчитывали, что корабль сядет и взлетит, работая только на одном двигателе — у американцев для этих целей разрабатывались два разных.

Шансы на успех понижало и то, что СССР не организовал предварительную съемку участков Луны с близкого расстояния для выбора места посадки космонавтов. В США для этого были совершены 13 успешных полетов.


13. Компьютерная модель Лунного корабля на поверхности Луны


Лунный корабль состоял из герметичной кабины, в которой мог поместиться только один космонавт, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата и ракетного блока. Солнечных панелей на нем установлено не было — электроснабжение осуществлялось химическими аккумуляторами.

ЛК трижды запускали пустым на околоземную орбиту, где проводили имитацию полета к Луне — последний раз в 1971-м. По результатам тестов было решено, что лунный модуль полностью готов к пребыванию на земном спутнике. Однако в начале семидесятых толку от запоздалого успеха было мало — американцы успели уже несколько раз побывать на спутнике.


14. Алексей Леонов (в центре) и Юрий Гагарин (справа) рассматривают фотографии лунной поверхности, 1966 год


Группу космонавтов для полета к Луне учредили в 1963 году. Главой команды первоначально назначили Гагарина. Первым советским космонавтом, ступившем на Луну, должен был стать Алексей Леонов. Когда полет 7К-Л1 в 1968 году отменили, команда написала заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой все же разрешить лететь к Луне. Спустя год группу расформировали — сначала прекратили подготовку по лунно-облетной, а через полгода и по посадочной.


15. Авария ракеты Н1


С запусками Н1, на которую возлагали наибольшие надежды по доставке к Луне ЛОК и ЛК, не заладилось. Смерть в 1966 году академика Королева, возглавлявшего большую часть работ, поставила проект под вопрос. Труд продолжил его соратник Василий Мишин.

Первый пуск весной 1969 года закончился падением в 50 километрах от космодрома: автоматическая система управления, перегревшись, отключила все двигатели. Во время второго, за две недели до полета «Аполлона-11», загорелся один из двигателей, из-за чего автоматика отключила остальные 29. Ракета упала прямо на стартовую площадку Байконура, разрушив всю инфраструктуру. Возможно, это и стало первым предвестником проигрыша в космической гонке: спустя 11 дней американцы высадились на Луну, а нашу пусковую площадку только-только начинали отстраивать заново. Ремонт займет два года.

В 1971 году, чтобы снова не разрушить стартовый комплекс, после запуска ракету увели в сторону, в результате чего она начала вращаться вокруг вертикальной оси и развалилась на части. Во время четвертого запуска опять загорелся один из двигателей, после чего командой с Земли ракета была уничтожена. Вместе с ней разбился и 7К-ЛОК, который должен был отправиться к Луне без экипажа. Все дальнейшие запланированные пуски были отменены — к этому моменту Советский Союз уже окончательно проиграл лунную гонку.


16. Схема ракеты УР-700


Принципиально иной вариант пилотируемого полета предлагал академик Челомей — отправить на сверхтяжелой УР-700 корабль его же производства ЛК-700 напрямую к Луне без сборки на околоземной орбите. Полезный груз ракеты на низкой околоземной орбите должен был быть около 150 тонн — на 60 тонн больше, чем у королевской Н-1. В спускаемом аппарате Челомея могли поместиться два космонавта.

УР-700-ЛК-700 предназначался не только для пилотируемых полетов туда и обратно, но и создания на Луне стационарных баз. Однако экспертная комиссия разрешила лишь проведение эскизного проектирования комплекса. Центральным аргументом против стало чрезвычайно токсичный топливный коктейль — 1,1-диметилгидразин, тетраоксид азота, фтор и водород. В случае падения такой ракеты от Байконура бы ничего не осталось.


17. Ракета УР-500 на стартовой позиции


В результате именно челомеевская средне-тяжелая УР-500 стала главной советской космической ракетой. В начале шестидесятых ее разрабатывали одновременно и как межконтинентальную баллистическую ракету с боеголовкой, и как ракету-носитель для космических аппаратов массой 12-13 тонн. После снятия с должности Хрущева от боевого варианта отказались. В работе осталась только ракета-носитель космических аппаратов, и уже в 1965 году провели серию успешных пусков.

Сегодня УР-500 нам известна как «Протон».


18. Яков Зельдович


На Луну предлагали отправить не только космонавтов, но и ядерную бомбу. С идеей выступил атомный физик Яков Зельдович, надеявшийся, что столп от взрыва увидят в любой точке планеты и всему миру станет ясно, что СССР покорил спутник Земли. Он сам отклонил свою инициативу после расчетов, показавших, что след даже ядерного взрыва с Земли не увидят.

Республиканец Роберт Макнамара, работавший министром обороны США в шестидесятых, рассказывал, что несколько высокопоставленных чиновников Пентагона в те времена боялись, что Советский Союз будет проводить ядерные испытания на обратно стороне Луны, нарушая тем самым Договор о нераспространении ядерного оружия. Сам Макнамара называл подобные идеи «абсурдными» и что эти чиновники «выжили из ума» на почве Холодной войны. По иронии судьбы, впоследствии выяснилось, что у Пентагона был точно такой же план по взрыву ядерной бомбы на Луне — так называемый проект А119, впрочем, как и советский, нереализованный.


19. Макет межпланетной станции Луна-16


В сентябре 1970 года, спустя год после полета Армстронга, Советскому Союзу удалось доставить за Землю реголит. Луна-16, приземлившаяся в Море Изобилия, пробурила 30-сантиметровую ямку и привезла обратно целых 100 граммов песка.


20. Рисунок прилунения автоматической станции Луна-17 с Луноходом-1


Советский Союз не смог отправить к Луне ни одного человека, но делал огромные успехи в роботизированном исследовании космоса, на которое сделают ставку Соединенные Штаты после последнего «Аполлона». Отправленная «Протоном» Луна-17 приземлилась в районе Моря Дождей. Через два с половиной часа после посадки по трапу с посадочной платформы съехал Луноход-1 — первый в мире движущийся аппарат для работы на инопланетной поверхности.


21. Посадочная ступень Луны-17, изображение переданное Луноходом-1


Луноход построили на заводе им. С.А. Лавочкина под руководством главного конструктора Бабакина. Его ходовая часть — восемь колес с отдельным для каждого двигателем — спроектировали в ленинградском инститyте транспортного машиностроения ВНИИТрансМаш.

Он проработал 10 месяцев или 11 лунных дней, проехал 10 километров и выполнил исследования грунта в 500 точках. Ездил, в основном, по равнине южнее Залива Радуги в Море Дождей.


22. Маршрут Лунохода-2


Через год после после последнего посещения Луны американцами на нее приземлится Луноход-2. Его высадили в кратере Лемонье на восточном берегу Моря Ясности. В отличие от своего старшего брата, он передвигался гораздо быстрее и за четыре месяца проехал почти 40 километров.

Пройдет еще несколько лет и СССР с США окончательно свернут свои лунные программы — на этот раз уже роботизированные. Последней станет Луна-24 в 1976 году. Лишь только в 1990-м Япония запустит свой первый лунный зонд «Хитен», став третьим государством, устремившемся к спутнику Земли.


23. Кадр из фильма «Веселые истории»

После бесчисленных попыток американцам, наконец, удалось высадить на Луне человека. Первое, что он увидел, был другой человек.

— Эй, приятель, вы, конечно, русский?
— Нет, я испанец! — Испанец? Черт побери, как же вы сюда добрались?

— Очень просто: мы взяли генерала, поставили на него священника, затем снова поочередно генералов и священников, пока, наконец, не достигли Луны!
«Техника молодежи» № 9, 1964 г.