В июне 1547 года в Москве произошел страшный пожар, который вылился в народные волнения. Под влиянием этих волнений Иван 4 осознал необходимость реформ с целью укрепления государственной власти. С 1549 года вокруг молодого царя образуется кружок советников – Избранная рада (Рада – от нем. совет). В эту группу входили: митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, духовник царя, протопоп Сильвестр и некоторые другие. Избранная рада провела ряд реформ.

1) Принятие Судебника. В 1549 году был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили Боярская дума, духовенство, представители служивых людей. Тенденция к централизации вызвала появление нового Судебника. По нему ограничивался произвол наместников, вводились наказания за должностные преступления, особенно за мздоимство (взяточничество).

Судебник коснулся и положения крестьянства. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, только была увеличена плата за «пожилое» Он также усилил личную зависимость крестьян от господина. Теперь землевладелец считался государем крестьянина и нес ответственность за его преступления.

Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине 16 века была установлена единая для всего государства единица взимания налога – большая соха. В зависимости от плодородия и социального положения владельца земли большая соха составляла 400 - 600 десятин земли.

2) Стоглавый собор. В 1551году был проведен церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. «Стоглав» стал на долгие годы кодексом правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата и сквернословия. В тоже время по инициативе митрополита Макария был создан единый русский список святых, были унифицированы обряды и порядок ведения службы, утвержден единый иконописный канон, запрещено новаторство в церковной живописи. Собор запретил приглашать на свадьбы скоморохов, поставил под контроль государя монастырские земли, запретил монастырям давать деньги в рост.

Все эти мероприятия способствовали укреплению религиозного единства страны и порядку в самой церкви.

3) Складывание системы центрального управления. Приказы. Сложилась новая система центрального управления – приказная. Уже сначала 16 века отдельным боярам приказывалось ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина складывался постоянный штат – дьяки и подьячие. Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Приказы руководили отраслями государственного управления или территориями. Так важными приказами были: Посольский, Разбойный, Стрелецкий, Пушкарский. Разрядный приказ ведал назначением на командные должности в войске, приказ Большой приход – финансами, Поместный приказ управлял государственными землями, раздаваемыми дворянам. К началу 18 века было около 50 приказов. Важным делом в области управления была отмена кормлений (плата населения наместнику). Эта мера касалась местного управления (1556). Власть в уездах перешла в руки к губным или земским старостам, а в городах – к излюбленным старостам, избиравшимся посадскими людьми. Власть, таким образом, сосредотачивалась в руках выборных, а не назначаемым из центра людей. Правда должность губного или земского старосты не оплачивалась, поэтому люди, исполняющие эту работу, выполняли ею не всегда охотно и хорошо.


4) Военная реформа . Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, которые ранее шли на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог – кормленичий окуп. Он расходовался теперь на возмещение затрат, понесенных служивыми людьми в походах. Было создано уложение о службе. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Дворянин начинал служить с 15 лет и должен передавать свою землю, а значит и службу по наследству. Отныне всякий служилый человек обязан был выставить с каждых 100 четвертей (170 га) принадлежавшей ему земли одного воина.

Наряду со служивыми людьми по «отечеству» (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служивые люди «по прибору» - по найму. К ним относились в первую очередь стрельцы, далее пушкари, казаки и стража. Тыловые работы выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей. В 1550 году появилось стрелецкое войско (первоначально 3 тыс. человек) . Они сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием – пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным , т.е. не распускалось после походов. Однако не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караулов время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье было недостаточным.

Отметим еще факт ограничения местничества. Было упрощено местничество в походах, что облегчило проблему управляемости армии.

После венчания на царство вместе с узким кругом доверенных лиц («Избранная рада») решил провести масштабные реформы, в том числе в военной области. Старая система княжеских дружин изжила себя. Централизованному государству требовалась четко организованная армия.

Основной внешнеполитической проблемой молодого царя стала угроза со стороны Казанского царства. Огромную проблему представляло собой местничество в армии. Обычно во время сборов и даже при ведении военных действий происходили яростные споры о том, кто кого «родовитее». Это было наглядно продемонстрировано во время первого неудачного казанского похода (1547-1548 гг.). В результате Иван Грозный ввел несение службы «без мест», что позволило выдвигаться на командные должности действительно талантливым, а не родовитым полководцам.

Первые попытки реформирования армии

3 октября 1550 г была создана т. н. избранная тысяча Ивана Грозного, превратившаяся в главный штаб и основу царской гвардии. Отбор был очень тщательный. В тысячу вошли «боярские лучшие слуги». Учитывались исключительно былые заслуги и «дела отцов». Все малоимущие «тысячники» были наделены подмосковными земельными поместьями.

В 1550 г. была также предпринята первая попытка создания регулярного войска. Это выразилось в формировании корпуса численностью в три тысячи «стрельцов из пищали», полностью содержащегося за счет казны. Корпус размещался в подмосковной Воробьевской слободе. Он имел четкую структуру: 6 «статей» по 500 человек. Каждая «статья» подразделялась на сотни со своими командующими. Эта структура впоследствии стала основой формирования русской армии.

Основой армии становилось конное помещичье ополчение (служилые люди «по отечеству»). Вдобавок государство полностью обеспечивало служилых людей «по прибору» (стрельцы, артиллеристы). Дополнительную роль играла «посоха» (набор из горожан и крестьян).

«Уложение о службе» Ивана Грозного

Центральным пунктом военной реформы стало «Уложение о службе» (1555 г.), которое кардинально изменило законодательство в области поместного землевладения. Было установлено, что для нормальной службы «человека на коне и в доспехе полном» («в дальний поход о дву конь») было необходимо иметь 100 «четвертей доброй угожей земли» (около 150 десятин), поэтому любой служилый человек мог потребовать себе земельный участок не меньше такого размера. Первые сто четвертей полностью обеспечивали самого хозяина, с последующих он выводил своих вооруженных людей. Важным моментом стало уравнение вотчин с поместьями. Тем самым вотчинники становились такими же служилыми людьми, как и помещики.

Помещик становился служилым человеком в возрасте 15 лет («новик»). Он был обязан нести службу до тех пор, пока позволяло здоровье или пока царь не назначал его на дипломатическую или административную должность. Неявка по призыву строго наказывалась: помещика били кнутом и отбирали все земельные владения.

С этой реформой тесно связано введение общегосударственного налога — «кормленого откупа». Эти средства шли в государственную казну и выдавались тем помещикам, которые вывели людей сверх нормы, а также тем, чьи владения были меньше установленной нормы. Часть служилых людей получало такую «помогу» ежегодно, остальные — раз в три или четыре года. Те, кто вывел меньше людей, чем мог в действительности, подвергались штрафу или даже телесному наказанию.

За время деятельности Ивана Грозного:

  • был нанесен удар по боярству и укрепились позиции дворянства;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия;
  • начал созываться Земский собор;
  • русский государь получил статус царя;
  • продолжилось расширение территории Гуси.

В 1533 г. скончался Василий III, сын Ивана III, правивший в 1505 - 1533 гг. После его смерти на Руси началось боярское правление. Суть боярского правления 1533 - 1547гг. в следующем:

  • воспользовавшись тем, что наследнику престола - Ивану (Иоанну) IV Васильевичу было 3 года, власть в стране взяла груп­пировка бояр;
  • был создан регентский совет во главе с матерью Ивана IV Еленой Глинской;
  • фактическим правителем России стал ее фаворит боярин Овчина-Телепнев-Оболенский;
  • после смерти Елены Глинской в 1538 г. началась ожесточенная борьба за власть между боярами;
  • сложилось два враждебных боярских клана, сгруппировавшихся вокруг боярских родов Шуйских и Вельских;
  • в период борьбы боярских группировок (приходившейся на юность Ивана Грозного) власть великого князя значительно ослабла и стала номинальной, хотя у нее все же оставались сторонники, которые не позволили ликвидировать великокняжескую власть окончательно.

В 1547 г. по достижении 17 лет (совершеннолетия в то время) Иван IV вступил на престол. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя:

  • термин «царь» пришел на Русь от монголо-татар;
  • до падения ига «царем» называл себя главный хан Золотой Орды;
  • данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми (как над другими ханами, так и над русскими князьями, которые ездили в Орду на поклон к царю);
  • впервые приняв титул «царь», Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;
  • также этим шагом Иван Грозный показал, что теперь, после падения Золотой Орды, высшим правителем как на Руси, так и на всем окружающем восточноевропейском пространстве, таким же, какими 240 лет были ханы, является московский государь и центр власти переместился из Сарай-Бату в Москву;
  • в этом шаге была определенная правопреемственность с Византией - монголо-татары заимствовали термин «царь» у византийцев (царь - сокращенный монголами вариант слова «цезарь», а цезарями именовали себя императоры Рима и Византии).

Через 2 года после венчания на царство в 1549 г. Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

  • создана Избранная Рада;
  • впервые созван Земский собор;
  • принят новый Судебник;
  • проведена земская реформа;
  • проведена реформа церкви.

Избранная Рада - совещательный орган при царе: фактически выполнял роль правительства, «коллективного мозга», помогавшего царю в осуществлении управления страной, но не имел официального статуса (подобно правительствам, кабинетам других стран).

В состав Избранной Рады входили ближайшие соратники царя, среди которых:

  • Алексей Адашев - талантливый государственный деятель, вышедший из незнатного помещичьего рода;
  • князь Андрей Курбский - молодой реформатор;
  • митрополит Макарий (глава Русской Православной Церкви);
  • отец Сильвестр - духовный наставник и воспитатель царя в юности;
  • думный дьяк Висковатый.

Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ раннего Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус, это был первый опыт функционирования правительства на Руси.

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор - сословно-представительный орган.

Земский собор - наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое пред­ставляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

  • имел общерусский характер;
  • представлял различные сословия русской элиты - бояр, дворян, духовенство;
  • созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 - 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

  • был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;
  • городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;
  • губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции.

При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

  • управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами («министерствами»);
  • Посольский приказ ведал иностранными делами;
  • Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;
  • Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;
  • впоследствии были созданы и иные приказы.

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. - съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Военная реформа заключалась в том, что:

  • ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;
  • главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;
  • ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отбор­ных дворян, которые получили обширные земельные участки
  • под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;
  • часть войска (в основном обозно-тыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

  • провозгласил закон единственным источником права на Руси;
  • ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;
  • закрепил функцию суда исключительно за государством;
  • упорядочил налоги;
  • подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).

Главное значение реформ Ивана Грозного 50 - 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

  • усовершенствовалась система управления государством;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.

Задание №11 «Реформы Ивана Грозного».

Введение.

Глава I . Реформы

1.1. Необходимость реформ.

1.2. Избранная Рада

1.3. Первый Земский собор. Принятие нового Судебника

1.4. Ограничение кормлений и изменение органов управления

1.5. Изменение церкви. Культура в 50-е годы

1.6. Дипломатические и торговые контакты

1.7.Изменение налоговой системы

1.8. Реформы армии

1.9. Местничества

1.10. Земельное законодательство

Глава II. Решение практической задачи.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные вехи правления этого государя, и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного.

Реформы этого человека сыграли важную роль в истории. Во многих смыслах деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал».

Я выбрала именно эту тему для своей контрольной работы, потому что меня интересует царствование Ивана IV Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. «Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха - именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный».

Реформы Ивана IV актуальны и останутся актуальны еще на долгое время. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение собственно для самого государства.

Таким образом, исходя из вышесказанного, цели и задачи моей контрольной работы: выделить, в чем сущность реформ Ивана Грозного; что принесли эти реформы России, что положительное, что отрицательное; какие цели преследовали, чьи интересы выражали; как их проводили в жизнь; какую роль играл в них главный их инициатор Иван Грозный.

Глава I. Реформы.

1.1. Необходимость реформ.

Важнейшей вехой политического развития стало восстание в Москве, происшедшее вскоре после коронации Грозного. В 1547 году в Москве участились пожары. Самый крупный из них уничтожил большую часть деревянного города. На второй день после «великого пожара» была сформирована боярская комиссия для наказания виновников бедствия. 26 июня бояре собрали народ перед Успенским собором и выясняли, кто зажигал Москву. Чернь обвинила в поджоге Анну Глинскую. Народ вышел из повиновения и учинил расправу над боярином Ю. В. Глинским. 29 июня чернь двинулась в Воробьево, требуя выдать на расправу бабку царя Анну Глинскую. Но восстание было разогнано и его зачинщики подверглись наказанию.

Напуганные мятежом в столице и убийством одного из членов семьи, Глинские попытались бежать в Литву. В погоню за ними был послан боярин князь П. И. Шуйский. В последний момент М. В. Глинский ускользнул от преследователей и явился в Москву с повинной. В итоге он был арестован и навсегда лишился высшего титула конюшего. Какие политические последствия имело падение Глинских? По мнению И. И. Смирнова, «наступил конец периоду боярского правления».

Главное следствие восстания в том, что родня царя по матери - Глинские принуждены были уступить свое место при дворе родне царицы - боярам Захарьиным, которые занимали высокое положение при дворе Ивана III и Василия III. Но они утратили его после смерти опекуна М. Ю. Захарьина. Брак царя с Анастасией вернул Захарьиным прежнее влияние при царе.

В 1547-1550 годах произошли волнения в других городах. Положение народа ее более ухудшилось из-за неурожая 1548-1549 года.

«Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти»

Москва завершила объединение русских земель в конце XV-начале XVI века. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений оказалось невозможным. Общерусский Судебник 1497 года безнадежно устарел. Источником постоянного недовольства детей боярских был боярский суд, знаменитый своими злоупотреблениями. Лишь только с помощью дворянских отрядов можно было пресечь народные волнения. Эти факты также говорят нам о необходимости российских реформ.

Таким образом, видно, что в середине XVI века Россия нуждалась в усилении государственности, централизации власти. Необходимость реформ в управлении страной была очевидна.

1.2. Избранная Рада

Последовательные неудачи попыток различных «боярских партий» навсегда утвердиться у верховной власти, недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола, недостаточные способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной позднее князем Андреем Курбским с литовским манером «Избранная Рада». Роль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов. Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.

На политическую авансцену времен «Избранной Рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий Алексей Федорович Адашев, а также князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии.

Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной Раде». Возникла «Избранная Рада» не ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало.

«Избранная Рада» носила продворянский характер. Выражать собственные интересы это объединение не могло. «Избранная Рада» разработала проект реформ. Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветова.

Исходным моментом в проведении реформ стала речь Ивана IV 27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского правления, рассматривался вопрос о боярских детях и их интересах, которые страдали от «сил», «обид», «продаж» бояр при решении дел о землях и холопах и других «многих дел», а бояре же рассматривались источником «сил», «обид» и «продаж». Следовательно, реформы 50х годов носили продворянскую окраску.

В результате речь Ивана IV дала толчок к проведению широкой программы правительственных преобразований.

1.3. Первый Земский собор. Принятие нового Судебника

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XVI века, должны были соответствовать и новые государственные институты - сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

В феврале 1549 года царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства - первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. Отсюда название Собора - «Собор Примирения». На Соборе объявили о намеченных реформах и о подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. На Земском Соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя (в отличие от довольно архаичного Судебника 1497 года) нормы всех основных разделов тогдашнего права. Принципиальным нововведением было прокламирование в заключительных статьях двух норм: непрерывности развития законодательства, а также публичного характера вступления в силу Судебника. В нем учтена судебная практика.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. Например, в нем впервые вводилось наказание за взяточничество. В новом законодательном документе появляются нормы права, которые существуют до сих пор, и появившиеся ранее институты власти на местах в 1551 году получали уставные грамоты, то есть «подписывались под Судебник». Позднее также издаются новые уложения, дополнявшие Судебник.

Подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличено «пожилое»; усиливается власть феодала над крестьянами: на барина возлагается ответственность за преступление крестьян; распространяется действие Судебника на вновь присоединенные земли. Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено подавать в холопы детей боярских; введены наказания для бояр и дьяков-взяточников.

Таким образом, в середине XVI века в России начала закрепляться сословно-представительная монархия в лице Земского Собора, которая получила опору благодаря изданию нового Судебника.

1.4. Ограничение кормлений и изменение органов управления

Центральной реформой органов управления стала отмена кормлений, и создание взамен их принципиально новых органов местной власти. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления, которому принадлежало все, что не эксплуатировалось княжеским дворцом. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу. В этом и была причина изменения системы кормлений в 1550 годы.

Первый момент ограничения кормлений в том, что центральное правительство стало точнее определять законодательным путем установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность областных управлений. Выразился этот момент в законе, принятом на другой день после царского выступления 27 февраля 1549 года. Царь с боярами «...уложил, что во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным». Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства.

Изменению подвергаются не только права местных правителей, но сам порядок ведения судебных процедур.

Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.

Данная реформа положила начало к перестройке системы управления, расширила компетенцию судебных приказов, которые вытесняли на местах кормленщиков, тем самым, укрепляя дворянство и центральную власть. Эти меры стесняли не только произвол, но и сам объем власти кормленщика, так как изъяли наиболее важные дела из его компетенции.

Одним из элементов попытки отмены кормлений была, проводимая в это время, земская реформа, сущность которой состояла в том, что некоторые государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным населением.

Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но финансовое управление. Иногда старосты получали функции губного института, и тогда происходила наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все формы самоуправления. Эти новые органы местного управления наиболее полноценно заменили кормления.

Изменение власти на местах не может не повлечь изменение центральных органов управления.

Процесс становления централизованной власти, выражавшей интересы правящей элиты и дворянства, происходит в 1548-1549 годах становлением целого ряда центральных ведомств - приказов и разрастанием функций канцелярий Большого дворца и Казны. Формирование новых центральных органов власти было ускоренным из-за отмены кормлений и введения институтов самоуправления на местах, а содержание новых учреждений обеспечивалось особыми денежными сборами в их пользу.

Происходящая централизация власти привела к появлению новой структуры организации власти, но ее характерной чертой была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Территориальная дробность местного управления соединялась еще с его ведомственной сложностью.

В результате преобразований создается огромный бюрократический аппарат, который, конечно, нельзя считать положительным результатом. Однако эту реформу отличает комплексность и целенаправленность.

Летом 1550 г. был принят царем и Думой Судебник, вобравший в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права, полностью соответствовавший нуждам времени.

Однако эти реформы привели к образованию новой структуры, отличающейся бюрократизмом, который вряд ли является положительным результатом.

1.5. Изменение церкви. Культура в 50-е годы

Одобрив Судебник, Иван провел в Москве Собор Слуг Божьих. Собор, который утвердил все постановления Иоанна.

Вслед за законодательной реформой, последовали изменения в церкви, также одобренные на Стоглавом соборе. Их проведение было предназначено для того, чтобы исправить не только обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, но и самые нравы духовенства, учебой образовать достойных служителей алтаря, установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство российское от всех остатков древнего язычества.

Собор провел ряд мер, которые принесли положительный эффект. Принимаются меры, ограничивающие права церкви, воспитываются «грамотные» служители церкви, также проводятся изменения самой службы, ее унификация.

Изменения, проводимые в церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам государства, хотя для этого еще не пришло время. Чтобы утвердить новое отношение государства к церкви, создается ряд трудов, проповедовавших новые выгодные идеи.

Продолжая изменения церкви, Иван IV пытается обогатить культуру России и «просветить» ее с помощью западной культуры. Это были годы реализации грандиозных замыслов.

Наступает период усиленного развития культуры России.

Реформы церкви обуславливались укреплением самодержавия и интересами государства, таким образом, они были необходимы, ведь тогда церковь играла огромную роль во всех областях жизни страны и без изменения ее не возможны дальнейшие преобразования.

1.6. Дипломатические и торговые контакты

Этот период можно считать периодом расцвета дипломатических и торговых отношений со странами Запада. Примером этого служит установление дипломатических отношений с Англией в 1533 году, а позже и установление с ней торговли. С началом контактов с Англией у России резко усилился интерес к европейской торговле. Однако вести торговлю через Белое море было неудобно, так как тому мешали жестокие естественные условия, и поэтому развивалась торговля через Балтийское море. Чтобы улучшить эту ситуацию в 1556 году строится новый порт.

Чтобы привлечь иностранных купцов, своим российским запрещается ездить в Ливонию, так как иностранцы могли свободно у нас торговать, но этот план оказался неудачным.

«Западные торговые суда продолжали плавать в Ригу, Ревель и немецкую Нарву, минуя русский «город», не имевший ни торговой биржи, ни налаженного товарооборота, ни складов»

Для поддержания прибыльности торговли Иван Грозный создает благоприятные условия для ее развития. Причиной этого является не только прибыль казны, государя, аристократии, но необходимость средств для проведения преобразований в стране. Таким образом, развитие торговли способствовало дальнейшему развитию общества, хотя меры принятые для этого вряд ли можно назвать завершенными.

1.7. Изменение налоговой системы

Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.

В Судебнике 1550 г. Тарханы (то есть освобожденные от части или всех платежей в пользу государства) были отменены, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности - «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

Правители решили в централизованном порядке использовать возросшие за десятилетия платежные способности крестьян.

Несмотря на строгое направление увеличения налогового пресса, оскудение дворянства вынудило казну сделать серьезные уступки военному сословию.

«Отныне служилые люди платили гораздо меньшие налоги со своих земель, чем крестьяне с Севера и монастыри. Налоговые льготы должны были приостановить...разорение мелкопоместных дворян, составлявших ядро русской армии»

По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере.

1.8. Реформы армии

С Казанской войной также оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года.

Во-первых, был изменен сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию:

« ...установив службу не только с поместьев, но и с вотчин боярских, так что владелец ста четвертей угожей земли должен был идтив поход на коне и доспехе, или вместо себя выслать человека, или внести уложенную за то цену в казну... Иоанн назначил всем денежное жалованье во время похода и двойное боярским детям, которые выставляли лишних ратников сверх определенного законом числа»

Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы.

Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло.

Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства.

Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

К изменениям в армии добавляется появление артиллерии.

В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику.

1.9. Местничества

К реформе армии относится ограничение местничества в 1549-1550 годах, которое играло важную роль в управлении армией. Так как местничество - это назначение воевод по их роду или «отечеству», а способность к ратному делу имела второстепенное значение, в этот момент местничества приобретает особую остроту. В армии с особой отчетливостью выступала реакционная роль этого института власти. Отмена этого института в XVI веке столкнулась бы с мощным противодействием знати, потому что он обеспечивал ее монопольное право на руководящую роль важнейших органах государства. Поэтому реформаторам пришлось действовать в строго определенных рамках.

Царские указы о местничестве 1549-1550 годах предусматривали возможность назначения в помощники главнокомандующему наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал главного воеводу следовать советам своего заместителя.

Чтобы предотвратить саботаж во время походов, на время военных мероприятий местничество ограничивалось. Таким образом, ни каких серьезных мер по местничествам принято не было.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 50-х годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики формы и пути реализации этой политики. Смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках «без мест» и в запрете «местничаться» во время похода.

1.10. Земельное законодательство

Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания.

«Реформа выдвинула чиновный принцип, в основе которого лежали такие признаки, как знатность и служебное преуспевание»

По этому, было решено испоместить «избранную тысячу»-1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства.

В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, включающая в себя списки всех детей боярских, вошедших в состав «тысячи».

К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. Реформа осуществлялась только частично. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов.

Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал ряд мер, направленных против землевладения. Во-первых, запрещалась покупка монастырями и другими представителями церковного землевладения вотчин «без доклада» царю. « ...Запретили...епископам и монастырям покупать вотчины без ведома и согласия царского...»

Другой пункт приговора распространял обязательность доклада на земельные вклады в монастырь.

Третье положение приговора устанавливало особые ограничения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь. Любое отступление от этого принципа влекло за собой отчуждение княжеской вотчины в казну.

Взяв на себя обязательства об обеспечении дворян поместными землями, государство должно было постоянно заботиться о пополнении фонда поместных земель. Поэтому, регулируя вопросы монастырского землевладения, приговор 11 мая 1551 года одновременно включал в себя ряд пунктов, направленных на ликвидацию огромного количества монастырских земель, возникших за период боярского правления. Здесь выступает основной политический мотив, который обнаруживается во всех мероприятиях 50-х годов - интересы дворянства. По этой причине в период реформ власти вернулись к проекту частичной секуляризации церковных вотчин. Приговор содержал в себе ряд пунктов, соответствовавших данному проекту:

Согласно приговору 1 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада».

Из этих положений видно, что эти меры должны были предотвратить выход земель из службы, а также привести к уничтожению монастырской земельной «экспансии», выражавшейся в приобретении поместных и черных земель за долги, их захвате, установке монастырских починков на государственной земле. Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства - а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой системы Московского государства.

Глава II. Решение практической задачи.

На основе статей Русской Правды Пространной редакции докажите, что:

а) холоп не являлся субъектом права;

б) закуп являлся ограниченным субъектом права (с ограниченной правосубъектностью).

Заключение.

Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века.

Главной особенностью преобразований периода правления Избранной рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время комплексность, явный прoдворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости данных изменений в процессе самих реформ, а четко оформленной программы действий не было. Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы. Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели.

В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Реформы подкреплялись развитием торговых и дипломатических отношений с Западом. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства. Однако правительство Ивана Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем не было согласия и единодушия. Но все же реформы, несмотря на некоторые отрицательные стороны, можно считать успешными.

Реформы 50-х годов подготовили страну к последующим реформам. Они были направлены в интересах государства и выражали интересы бояр и крупной аристократии. Данные реформы подготовили государство к последующим преобразованиям.

Список использованной литературы.

Альшиц Д.Н., «Начало самодержавия в России», М., 1991г.

Головатенко А., «История России; спорные проблемы», М., Школа-Пресс, 1994г.

Зимин А.А., «Реформы Ивана Грозного», М., 1982г.

Исторический архив, М., 1956г.

Карамзин Н.М., «История государства Российского», Калуга, 1993г.

Карамзин Н.М., «Предания веков», М., Правда, 1908г.

Ключевский В.О., «Исторические портреты», М., 1991 год.

Ключевский В.О., «Краткое пособие по русской истории», М., Мысль, 1993г.

Ключевский В.О., «Русская история», М., 1992г.

Костомаров Н.И., «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», т. 1, М., Феникс, 1997г.

Платонов С.Ф., «Учебник русской истории», М., 1992 год.

Платонов С.Ф., «Полный курс лекций по русской истории», М., 1996г.

Платонов С.Ф., Очерки.

Псковская летопись, вып.1., М., 1941г.

Скрынников Р.Г. «Далекий век».

Скрынников Р.Г., «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный», Смоленск, Русич, 1996г.

Смирнов И.И., «Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века», М., Л., 1958г.

Соловьев С.М., «Учебная книга по русской истории», М., Освещение.

Толстой М.В., «История русской церкви», С-Пб монастырь, 1991г.

Шмидт С.О., «Становление российского самодержавства», М., 1973г. Юрганов А.Л., «Политическая борьба в годы правления Елены Глинской(1553-1538гг.)», АКД., М., 1987г.

Платонов С. Ф., «Учебник русской истории», стр. 135

Альшиц Д. Н., «Начало самодержавия в России», стр. 53

Черепнин Л. В., «К вопросу о складывании сословно-представительной монархии в России».

Платонов С.Ф., «Полный курс лекций по русской истории», стр.117.

Исторический архив, М., 1956 год, Т.7, стр. 295-296.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 84.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 95.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 92.

Платонов С. Ф., «Учебник русской истории», стр. 137

Скрынников Р.Г., «Иоанн Васильевич Грозный», стр.158.

Ключевский В.О., «Русская история», стр. 97.

Карамзин Н.М., «История государства Российского», стр. 486.

Скрынников Р.Г., «Иоанн Васильевич Грозный», стр. 159.

Скрынников Р.Г., «Иоанн Васильевич Грозный», стр. 173.

Карамзин Н.М., «История государства Российского», стр. 545.

Платонов, «Учебник русской истории», стр. 137-138

Ключевский, «Исторические портреты», стр. 106

Кобрин, «Иван Грозный», стр. 59

  1. Реформы Ивана Грозного (5)

    Реферат >> История

    Москва 2009 СОДЕРЖАНИЕ: 1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..3стр. 2.Реформы Ивана Грозного ………………………...…4стр. 3.СУДЕБНИК…………………………………………. 5стр. 4.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА... Священной Римской империи. 2. Реформы Ивана Грозного Эпоха царствования Ивана IV как бы венчает...

  2. Реформы Ивана Грозного (6)

    Реферат >> История

    Проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых... всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного , в которой скрывались черты... возвысить дворянство. ГЛАВА2. Реформы правительства Ивана Грозного . 2.1 Избранная рада. ...

  3. Реформы Ивана Грозного (3)

    Реферат >> История

    Вопросы, связанные с реформой Ивана IV. Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе... фигуру. 1. Программа реформ . Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI ...

Реформы правительства Ивана IV

Избранная Рада.

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был метрополий Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50 годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Приблизил Иван IV к себе и незнатного по происхождению Алексея Адашева.

К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного в последствии “Избранной Радой”.

С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине ХVI века.

Кроме них в разработке и проведении реформ также учавствовали “думцы” Захарьины, Андрей Кубский, И.В.Шереметьев и др.

Реформы конца 40-х начала 50-х годов составили первый период царствования Ивана IV Васильевича, правительственная деятельность которого шла под влиянием “избранной рады” и отличалась добрыми свойствами. В это же время была завоевана Казань (1552г.), занята Астрахань (1556г.) и были проведены серьезные реформы.

Правительство “Избранной Рады” уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е годы совершенствуется приказная система. В ее основе лежали принципы нераздельной судебной и административной власти. Приказы были функциональные, территориальные, дворцовые и общегосударственные. Число приказов – центральных госучереждений – постоянно растет в связи с усложнением функций управления. К концу ХVI века было уже 30 приказов.

Земский собор.

В 1549 году впервые в истории России был созван Земский собор – совещательный орган, где были представлены аристократия, духовенство, служилые люди. В последствии в Земских соборах учавствовали представители купечества и городской верхушки. Земский собор – выборные люди из всех городов Русской земли. Московское государство вышло на путь установления сословно-представительной монархии. Земские соборы не ограничивали власти царя, а служили для совета и опоры в проведении внутриполитических и внешнеполитических мероприятий.

На Земском соборе 1549 года было принято решение и создании нового правового кодекса – Судебника.

Судебник 1550 года.

В 1550году на основе предыдущего судебника 1497 года, созданного Иваном III (дедом Ивана Грозного), был создан новый Судебник, более расширенный и лучше систематизированный. Большая часть его посвещена вопросам управления и суда. В частности дворяне были освобождены от подсудности бояр-наместников и по всем судебным и административным делам перешли в ведение государства.

Судебник 1550 года включал в себя упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян (Юрьев день), ограничил права наместников, ужесточил наказания за “разбой”, вводил статьи о наказании за взяточничество, отменял податные льготы монастырей и другие статьи.

Однако главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей – дворян. Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В прцессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. Ущемлялись интересы церкви, крестьянина, зато в привилегированном положении оказались помещики.

Размеры земельных владений обуславливались и прежними службами дворян. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не менее 100 четвертей земли (150 десятин), так как именно с такой земельной площади должен был выходить на службу “ человек на коне и в доспехе полном”. С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих – его вооруженные холопы. Вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

Собор Стоглава 1551 года.

Усиление государства, ослабление позиций феодальной знати поставило вопрос о месте церкви в государстве и ее отношениях с царской властью. Царская же власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преоразований. В 1551 году был собран церковный собор Стоглав, получивший свое название за то, что его постановления содержали 100 глав. На соборе собранном по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, присутствовали служилые люди. Собор по предложению царя, нуждавшегося в поддержке церкви, одобрил Судебник и проводимые реформы.На соборе был оформлен общерусский пантеон святых, приняты меры по наведению порядка в поведении церковников. На соборе встал вопрос о церковном землевладении, но в основном церковь сохранила свои земли. В тоже время царская власть установила контроль над ростом церковного землевладения. Церковь по решению собора должна была вернуть владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла приобретать и продавать земли только с разрешения царя.

На Стоглавом соборе между церковью и царской властью был заключен компромисс.

Военные преобразования.

С 1550 года на время военных походов ограничивалось местничество при назначении на командование войсками, так как управление дворянским войском чрезвычайно усложнилось затяжными спорами о воеводстве. “С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается”,- повелел Иван Грозный. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы “без мест”. Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми князьями и боярами тем самым нарушался.

Одновременно в Московском уезде было решено поместить 1070 дворян – “избранная тысяча”, которая должна была стать опорой самодержавной власти царя и ядром дворянского ополчения. Этот проект до конца не был реализован.

В том же 1550 году было создано и стрелецкое войско из 3000 человек, которые составляли личную охрану царя. К концу ХVI века в постоянном стрелецком войске уже насчитывалось 25 тысяч человек, которые являлись наиболее мощной силой русской армии.

Другие реформы.

1550 год – проведена реформа налогооблажения, так как развитие государства требовало денег. Вновь основываемые феодалами слободы в городах лишались податных и судебных льгот.

1552 год – создана Дворовая тетрадь – список членов государства двора (около 4 тысяч человек), из числа которых значились на должности в государстве: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие.

1554 год – было прекращено представление податных и судебных льгот светским феодалам.

1555-1556 года – отмена системы кормлений. Раньше при боярском управлении на местах и осуществлении ими судебно-административных функций, бояре получали право собирать на свои нужды “корм” с подвластного населения (отсюда “кормление”). По сути дела это было предоставление права боярству взымать в свою пользу ренту-налог. После отмены этой системы в пограничных городах для управления войском назначались служилые люди – воеводы, со временем получившие судебно-административную власть. Во всех других местах выбирались земские старосты из зажиточных крестьян и верхушки торговых людей. Земские старосты занимались раскладкой налогов и повинностей и вершили судебные дела.

Эта реформа усилила централизацию управления на местах, так как земские старосты подчинялись правительственным учреждениям. Надзор за деятельностью земских старост осуществляли губские старосты.

1556 год - было принято “Уложение о службе”, регулировавшее службу дворян, которые могли служить с 15 лет и служба передавалась по наследству. За службу дборян наделяли землей, а так же платили им жалование.

К осени 1559года реформаторская деятельность прекратилась. Проведенные в 50-ые годы реформы усилили центральную государственную власть и ее социальную опору – служилое дворянство.

На этом заканчивается первый период правления Ивана IV, благодатный для народа и России в целом, который длился 13 лет.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru