Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой « Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Цель: учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучить умению придумывать название картине.

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Цель: приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Звуковая культура речи: звук Ш

Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в словах, слогах); различать слова со звуком ш.

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель: Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Составление рассказа по картине «Снег на деревьях»

Цель: учить связной речи, употреблению сложноподчиненных предложений, описанию умений в природе зимой, передачи характерных особенностей внешнего строения деревьев.

Звуковая культура речи: звук Ж

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности ; учить придумывать название картины.

«Профессии»

Цель: познакомить с названиями профессий (строитель, каменщик, маляр, архитектор т.д.), по казать важность каждой профессии. воспитывать уважение к труду взрослых, активизировать словарь детей.

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?».

Цель: проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. По упражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Звуковая культура речи: звук Ч

Цель: Объяснить детям, как правильно произносится звук ч (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Перспективный план по развитию речи в средней группе.

I период

Сентябрь

До свидания, лето

Детский сад

Игрушки

Моя семья

Учить: детей отвечать на вопросы педагога. Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа из личного опыта, учить детей согласовывать прилагательные и существительные, активизировать в речи глаголы.

Закреплять произношение звука "Ф", учить произносить его на выдохе

Д/и "Кто больше назовет"

Игра "Дует летний ветерок"

Д/и "Чего в группе много?"

Цель: учить образовывать сущ. Р.п. мн.ч.

Д/и "Назови ласково"

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы сущ.

Д/и "Один - много"

Цель: учить образовывать сущ. мн.ч. от единственного

Д/и "Зачем нужны игрушки?"

Цель: учить согласовывать в речи глаголы с сущ.

Д/и "К нам приехали игрушки"

Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения

Д/и "Угадай по описанию"

Цель: развивать понимание речи, упражнять детей в выборе нужного предмета, путем исключения названных признаков

Д/и «Кто ушел?»

Цель: активизировать словарь по теме развития зрительная память и внимание

Д/и «Покажи картинку»

Цель: учить различать названия действий, которые обозначают похожие ситуации.

Д/и «Кто кому кто?»

Цель: активизировать предметный словарь, обозначающий родственные отношения, развивать мышление

Д/и «Назови действие»

Цель: активизировать глаг. словарь по вопросу: «что делает?»

Октябрь

Человек, его части тела

Обувь

Одежда

Осень

Д/и «Назови чья?»

Цель: учить согласовывать названия частей тела с местоимениями и притяжательными прил.

Д/и «Большой – маленький»

Цель: продолжать учить образовывать ум.-ласк. форму сущ. ед.ч.

Д/и «Помоги Незнайке»

Цель: практическое усвоение простого предложения, распространенного однородными сказуемыми

Д/и «Почини куклу»

Цель активизировать словарь сущ. по теме, учить правильно употреблять сущ. в В.п. ед.ч., развивать внимание, зрительную память

Д/и «Что пропало?»

Цель: активизировать словарь сущ. по теме, развивать зрительную память и внимание

Д/и «Помоги починить обувь»

Цель: активизировать словарь сущ., развивать зрительное восприятие, внимание

Д/и «Найдем нужный предмет»

Цель: учить различать сущ.одинаковые по звучанию, но разные по значению, развивать языковую догадку

Д/и «Покажи правильно картинку»

Цель: учить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному или многим

Д/и «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: активизировать словарь сущ., обозначающих часть целого, развитие зрительного восприятия, внимания

Д/и «Найди по описанию»

Цель: развивать понимание речи, расширять словарь сущ., прил., обозначающих цвет. Развивать слуховое восприятие и внимание, учить распределять внимание

Д/и «Покажи и назови правильно картинку»

Цель: учить образовывать сущ. мн.ч. от ед.ч. сущ.

Д/и «Назови чья, чьи, чьё, чей?»

Цель: учить согласовывать сущ. с местоимениями в роде и числе

Д/и «Большой – маленький»

Д/и «Покажи правильную картинку»

Цель: учить детей по глаголу прошедшего времени, определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие

Д/и «С какого дерева, какой лист?»

Д/и Рассказ «Осень»

Цель: Закрепить навык составления рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки

Ноябрь

Овощи

Фрукты

Домашние птицы

Перелетные птицы

Д/и «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять простой описательный рассказ через простое распространенное предложение

Д/и «Салат из овощей»

Цель: учить согласовывать в речи сущ. с прил.

Д/и «Посчитаем овощи в корзинке»

Д/и «Помоги детям»

Цель: учить согласовывать мест. мужского и женского рода с сущ.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: активизировать предметный словарь, учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения

Д/и «Назови какой сок?»

Цель: учить согласовывать сущ. с прил.

Д/и «Один – много»

Отгадывание загадок с опорой на предметные картинки

Цель: уточнение качественных признаков фруктов при отгадывании загадок

Д/и «Что было?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме, развивать зрительную память и внимание

Д/и «Исправь ошибки»

Цель: учить детей правильно употреблять сущ. в Дт.п. ед.ч., учить слышать грамматические ошибки в речи других

Д/и «Кто кому помогает переплыть реку?»

Цель: учить составлять предложение из трех слов по вопросу с опорой на картинку, правильно употреблять сущ. в Дт.п. ед.ч.

Д/и Рассказ «Курочка Ряба»

Цель: учить составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки

Д/и «Улетай – не улетай»

Цель: активизировать предметный словарь, развивать зрительную память и внимание

Д/и «Кто, где живет?»

Цель: активизировать словарь сущ.

Д/и «Составь предложение»

Цель: учить детей составлять предложения по опорным картинкам из четырех слов

II период

Декабрь

В гостях у Мойдодыра

Домашние животные

Дикие животные

Зима, Рождество

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: активизация и обогащение словаря, развитие тактильных ощущений, учить отвечать на вопросы

Игра «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем»

Цель: учить составлять простое предложение

Д/и «Чего не стало?»

Цель: активизация словаря сущ. развитие зрительного внимания и памяти

Загадывание загадок

Цель: учить образовывать глаголы от сущ.

Д/и «Потерялись дети!»

Цель: учить детей употреблять сущ. в Р.п. ед.ч.

Д/и «Отгадай загадку»

Цель: учить употреблять в речи сущ. Р.п. ед.ч.

Д/и «У кого что?»

Д/и «Кто живет в лесу?»

Цель: активизировать словарь сущ., учить обобщать предметы

Д/и «Найди свой домик»

Цель: уточнить название жилищ животных»

Д/и «Чей хвост?»

Цель: уточнение признаков внешнего вида диких животных, учить употреблять в речи сущ. Р.п. ед.ч.

Д/и «Составь предложение»

Цель: учить детей составлять предложения по предметным картинкам правильно употреблять в речи предлог «У»

Д/и «Где лежит снег?»

Цель: учить употреблять предлог «На» в составе простого предложения

Д/и «Назови по порядку»

Цель: активизировать предметный словарь, развивать зрительную память, слуховую память и внимание

Д/и «Что напутал художник?»

Цель: учить употреблять сущ. в ед.ч. В.п. и Им.п. мн.ч., активизировать предметный словарь

Д/и «Отгадай загадку»

Цель: активизировать словарь сущ., учить отгадывать загадку

Январь

Новый год

Дом

Мебель и ее части

Посуда

Д/и «Какая игрушка?»

Цель: учить согласовывать сущ. с прил. в ед.ч.

Д/и «Один – много»

Цель: учить образовывать сущ. мн.ч. от ед.ч.

Д/и «Маски»

Цель: учить согласовывать глагол в будущем времени с сущ. ед.ч. Тв.п. в составе простого предложения

Д/и «Что подарил Дед Мороз?»

Цель: согласование сущ. в падеже в составе предложения

Д/и «Покажи правильно»

Цель: учить различать слова одинаковые по звучанию, но различные по значению, развивать языковую догадку

Д/и «Наоборот»

Цель: активизировать словарь признаков, учить подбирать слова с противоположным значением

Д/и «Назови какой домик?»

Цель: учить детей образовывать относительные прил. от сущ., обозначающих материал

Д/и «Дом Наф-Нафа»

Цель: учить детей связно рассказывать по следам беседы по сюжетной картинке

Д/и «Большой – маленький»

Цель: учить образовывать ум.-ласк. форму сущ.

Д/и «Что напутал художник?»

Цель: учить употреблять сущ. в Р.п. с предлогом «Без»

Д/и «Посчитаем»

Цель: учить согласовывать сущ. с числ.

Д/и «Чего не стало?»

Цель: учить употреблять сущ. в Р.п. ед.ч. сущ.

Д/и «Запомни – повтори»

Цель: активизировать предметный словарь по теме, развивать слуховую память и внимание

Д/и «Почини посуду»

Цель: активизация слов сущ., обозначающих часть целого, и пассивный словарь глаголов, развивать зрительное восприятие, внимание

Д/и «Исправь ошибку»

Цель: учить согласовывать прил. с сущ. в м., ж., ср. роде ед.ч. Им.п. и В.п.

Д/и «Назови какая посуда»

Цель: учить согласовывать сущ. с прил. в речи

Февраль

Продукты питания

Зимующие птицы

День Защитника Отечества

Профессии

Д/и «Запомни – повтори»

Цель: активизировать словарь сущ., развивать слуховую память и внимание

Д/и «Какое это блюдо?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные

Д/и «Что Ваня съел на обед?»

Цель: учить составлять простое предложение, распространенное дополнениями

Д/и «Угощение»

Цель: учить правильно употреблять в речи сущ. в Тв.п. в составе предложения

Д/и «Назови ласково»

Цель: учить образовывать ум.-ласк. форму сущ.

Цель: учить образовывать числ. с сущ.

Д/и «Где сидит птица?»

Цель: учить составлять простое предложение с предлогом «На»

Д/и «Кем ты будешь?»

Цель: закреплять умение употреблять сущ. в Пр.п. в составе простого предложения

Д/и «У кого что?»

Д/и «Договори слово»

Цель: развивать глагольный словарь

Д/и «Один – много»

Цель: учить образовывать сущ. мн.ч.

Д/и «Наши воспитатели»

Цель: учить употреблять в речи сущ. мн.ч.

Д/и «Можно – нельзя»

Цель: развивать диалогическую речь

Д/и «Что кому нужно?»

Цель: продолжать учить употреблять сущ. в Д.п. ед.ч.

Д/и «Кто, что делает?»

Цель: активизировать слова – действия, учить пониманию значений слов, исходя из предметного речевого контекста

III период

Март

Женский День

Весна

Транспорт

Комнатные цветы

Д/и «Назови ласково»

Цель: продолжать учить образовывать ум.-ласк. форму сущ.

Д/и «Исправь ошибку»

Цель: учить различать на слух формы одних и тех же глаголов в речи

Цель: учить детей связано рассказывать по следам беседы по сюжетной картинке

Д/и «Закончи одним словом»

Цель: активизировать предметный словарь, развивать языковую догадку

Д/и «Подбери слово – действие»

Цель: активизировать глаг. словарь

Д/и «Наоборот»

Цель: активизировать словарь наречий, учить подбирать слова с противоположным значением

Д/и «Какой, какая, какое?»

Цель: учить согласовывать прил. с сущ. в роде и числе

Д/и «Что едет, летает, плавает?»

Цель: учить составлять простое предложение и его распространение обстоятельством места с предлогом

Д/и «Найди ошибку»

Цель: учить составлять простое распространенное предложение

Д/и «Почему так называется?»

Цель: учить образовывать сложные слова

Д/и «Кто на какой машине работает?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме

Д/и «Узнай по описанию»

Цель: активизировать предметный словарь

Д/и «Кто, что делает?»

Цель: активизировать глагольный словарь

Д/и «Составь предложение»

Цель: учить составлять простое предложение по картинке

Д/и «Где цветок?»

Цель: учить употреблять в речи предлог «На»

Апрель

Путешествие в страну цветных карандашей

Это не игрушки, это опасно

Добрые и вежливые слова

Лес. Деревья

Цели: развивать диалоговую и монолог. речь детей, подвести к самостоятельному продолжению сказки, начатой педагогом. Учить правильно употреблять в речи прилагательные, образовывать слова при помощи суффиксов, продолжать работу над четким произношением слов и фраз

Цели: учить детей внимательно слушать, пересказывать текст стихотворения выразительно. Формировать навыки связной речи

Цели: продолжать развивать диалогическую речь, учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова. Учить пересказывать текст стихотворений без помощи педагога. Воспитывать умение понимать оттенки значений слов

Д/и «Покажи правильно»

Цель: учить различать предметы, одинаковые по звучанию, но разные по значению, развитие языковой догадки

Д/и «Измени слово»

Цель: учить образовывать относительные прил. от сущ. обозначающих деревья

Д/и «Составь предложение»

Цель: учить строить предложения из 4 -5 слов, опираясь на сюжетные картинки и употребление относительных прил.

Май

Грибы

Рыбы

Насекомые

Скоро Лето

Д/и «Запомни и повтори»

Цель: активизировать предметный словарь, развивать слуховую память и внимание

Д/и «Найди нужный предмет»

Цель: развивать понимание переносного значения слов, развивать языковую догадку, активизировать словарь

Д/и «Путаница»

Цель: учить замечать нелогичные ситуации, объяснять их правильно, строя распространенное предложение

Д/и «Кто с чем?»

Цель: учить употреблять в речи предлог «С» с сущ. Тв.п. ед.ч. м.р.

Д/и «Путаница»

Цель: закреплять умение самостоятельно употреблять в речи простые предложения из 4 – 5 слов с нужными предлогами

Д/и «Кот – озорник»

Цель: активизировать словарь сущ., закрепление употребления притяжательных прил.

Д/и «Загадай загадку»

Цель: активизировать словарь прил.

Д/и «Сосчитай рыбок»

Цель6 учить согласовывать числ. с сущ.

Д/и «Запомни – повтори»

Цель: активизировать предметный словарь, развивать слуховую память, внимание

Д/и «Подбери слово – признак»

Цель: активизировать словарь прил., закрепить согл. прил. с сущ. в Им.п. м., ж., ср. роде, обучить образовывать сложносочиненное предложение с союзами «И», «А»

Д/и «Выбери правильное слово»

Д/и «Угадай-ка»

Цель: активизировать пассивный словарь по теме, учить понимать переносное значение слов, развивать логическое мышление, память

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь

Д/и «Назови кокой, какая, какое?»

Цель: активизировать словарь признаков, закреплять навык согласования прил. с сущ. в роде

Список используемой литературы:

Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек»). Кн.1. Младшая и средняя группы. – 2-е изд. Стер. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 128 с.

Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Логопед в ДОУ).

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет: Методологическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Логопед в ДОУ).

Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет Методологическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – (Логопед в ДОУ).

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС», 2001. – 128 с.

Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Средняя группа. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Жукова Р.А. Развитие речи. Средняя группа. Разработки занятий. II часть. Изд. 2-е, переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня. I год обучения. I период. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня. I год обучения. II период. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня. I год обучения. III период. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад “Росинка” г.Ядрин Чувашской Республики

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Протокол № от

Утверждаю:

Заведующий

Т.Е.Карпова

Приказ № от

Рабочая программа

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

(средняя группа)

на период с 01.09.2015 по 31.05.2016

по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Составитель:

воспитатель

Яковлева Ольга Николаевна

г. Ядрин

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Обогащение и активизация словаря, целенаправленная работа по воспитанию звуковой культуры речи, планирование работы по овладению грамматическим строем речи обеспечивает условия для решения задач по подготовке детей к обучению грамоте.

Раздел «Развитие речи» составлен на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю длительностью 20 минут.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

- «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи и изделия декоративно-прикладного искусства;

- «Художественная литература», где используются произведения о природе, предметном и социальном окружении;

- «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальные произведения о природе, предметном окружении, родном крае;

- «Физическое воспитание», где используются для разучивания считалки, жеребьевки;

- «Формирование элементарных математических представлений», где закрепляются понятия количественных и пространственно-временных отношений.

Количество занятий в год 36

Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им

ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Календарно-тематический план

Сентябрь

День знаний

Рассказывание об игрушках

Учить:

Составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

Правильно произносить

в словах звуки [с], [с"], выделять в речи слова с этими звуками;

Вслушиваться в звучание слов.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять:

Произношение пройденных звуков: [у], [а], [г], [к], [в];

Представления о значении терминов «слово», «звук»

Познакомить с чувашской национальной игрушкой «свистулькой».

Заинтересовать игрушечным театром, вовлечь в новые театрализованные игры со знакомыми игрушками.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.106

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Учить:

Составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; короткий рассказ на тему из личного опыта;

Соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках).

Составление рассказов-описаний об игрушках

Приобщать

К восприятию поэтической речи

Продолжать

Учить рассказывать об игрушке по определенному плану

Внести чувашскую игрушку-куклу Илемпи.

Внести филимоновские игрушки

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.34

Составление описательного рассказа о питомцах

Учить:

Составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта,

Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов, их свойств,

Продолжать знакомить с термином «слово». Закрепить произношение звука(с)

Уточнить расширять знания детей о домашних животных и их детенышах.

Внести фигурки плоскостного театра, побуждать детей к выполнению простых ролей.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.115

Октябрь

Рассказывание по картинке «Собака со щенятами»

Учить описывать картину в определенной последовательности, называя картинку

Приобщать детей к поэзии

Закреплять знания детей о домашнем животном – собаке. Загадки о собаке.

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.38

Неделя художников-иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии

Развитие речи детей с использованием мнемотаблиц. Закрепить знания детей о признаках осени, об овощах, фруктах. Учить рассказывать по мнемотаблице. Развивать речь, внимание, память.

Я в мире Человек

Составление сюжетного рассказа «Таня, Жучка и котенок»

Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа

Закрепить правильное произношение изолированного звука (з),учить различать на слух разные интонации

Физкультминутка «Котята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.118

Мой город, моя страна

Составление сюжетного рассказа по ролям

Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов, учить подбирать точные сравнения

Физкультминутка «Козлята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.122

Мой город, моя страна

Придумывание загадок-описаний об игрушках

Учить описывать предмет, не называя его, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них,

Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, упражнять в образовании названий детенышей животных в именительных и косвенных падежах

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку» упражнять детей в вежливом обращении к гостю (Петрушке). Развивать интерес к игрушкам детей, которые есть дома.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.124

Ноябрь

Мой город, моя страна

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке.

Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.39

Мой город, моя страна

Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»

Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением, уточнить понятие «мебель», учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед.

Активизировать в речи сложноподчиненные предложения

Физкультминутка «Таня прыгает как мячик»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.127

Мой город, моя страна

Описание игрушек-белки, зайчика, мышонка

Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде, образовывать словам при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением

Учить слышать и правильно произносить звук (ш) ,изолированный, в словах и фразах, учить вслушиваться в слова, подбирать слова,сходные по звучанию

Игра «Кто больше слов скажет»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.131

Новогодний праздник

Составление рассказа о любимой игрушке

Учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.

Активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель»

Физкультминутка игра «Заводные куклы»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.134

Декабрь

Новогодний праздник

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Учить:

Давать описывания зимней одежды;

Правильно называть предметы зимней одежды; - выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах;

Подбирать слова на заданный звук.

Формировать представление о назначении зимней одежды.

Закреплять понятие «одежда»

Уточнить знания детей об особенностях одежды в зависимости от сезона, погоды, условий.

Загадки о зиме, пение «Как на тоненький ледок».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.137

Новогодний праздник

Рассказывание по картине

«Таня не боится мороза»

Учить:

Составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;

Выделять звуки в слове;

Подбирать слова на заданный звук

Уточнить сезонные изменения в природе.

Загадки о зиме.

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.50

Новогодний праздник

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»

Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей.

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», учить самостоятельно подбирать слово со звуком

Физкультминутка « Я одеваюсь»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.140

Новогодний праздник

Звуковая культура речи: звук ж

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); умении определять слова со звуком ж

Физкультминутка

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.49

Январь

Составление рассказа с использованием предложенных предметов

Упражнять:

В составлении рассказа о предметах и действиях с предметами;

В образовании названий посуды. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Учить:

Правильно произносить звук [ч"];

Отчетливо проговаривать слова с этим звуком

Познакомить с чувашским изделием «сундук».

Творческая игра «Сундук» по сказке «Что сильнее всего на свете?».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.150

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек,

Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; умение образовывать наименования детенышей животных,

Закреплять правильное произношение звука (ж ) в словах и фразах, учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразах этим звуком,

Учить правильно пользоваться интонацией

Физкультминутка «Жуки»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.142

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем,

Учить подбирать определения к словам

снег, зима, снежинки,

Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук

Загадка про снежинки

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.144

Февраль

Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк»

Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем(воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают), развивать диалогическую речь

Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов, учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения

Загадки про волка, зайца, белку

Физкультминутка «Поезд»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.146

День Защитника Отечества

Составление описания внешнего вида

Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка).

Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.

Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности

Физкультминутка «Петрушка»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.149

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка»

Учить

- пересказывать рассказ,

Сравнивать объекты на картинках по величине, цвету;

Подбирать определения, антонимы;

Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе

Загадка про курицу

Физкультминутка «Цыплята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.152

Март

Пересказ рассказа Н.Калининой

«Помощники»

Учить:

Пересказывать близко к содержанию текст рассказа Н. Калининой «Помощники»;

Замечать несоответствия

в передаче содержания текста при слушании рассказа товарищей. Закреплять:

Умение образовывать слова- названия предметов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некоторых названий;

Представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков.

Учить самостоятельно подбирать слова со звуками [с], [ш] в начале, середине, конце слов

Расширять и уточнять знания детей о посуде.

Игра – импровизация «Мы – помощники».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.162

Пересказ

Чудеса на кухне»

(Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина)

Продолжать беседу на тему: «Мама

милая моя». Учить детей помогать мамам

на кухне. Поговорить о наиболее

любимых блюдах, приготовленных мамой дома. Воспитывать любовь к маме, заботливое к ней отношение.

Расширять и уточнять знания детей о своих обязанностях дома

Знакомство с народной культурой и традициями

Описание потерявшихся

зайчат по

картинкам

Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки,

Упражнять в подборе глагола к существительному,

Учить четко и правильно произносить звук (щ),выделяя этот звук в словах

Физкультминутка «Щетка»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.154

Знакомство с народной культурой и традициями

Составление

рассказа «День рождение Тани»

Учить составлять описание предметов посуды и рассказ на заданную тему,

Образовывать названия предметов

посуды, уметь описывать их, называя качества и действия, закрепить умения образовывать имена существительные- названия посуды

Физкультминутка «Звук щ»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.155

Апрель

Составление рассказа по картине «Куры»

Учить:

Составлять короткий рассказ по картине «Куры»;

Сравнивать петуха, курицу и цыплят. Закреплять:

Умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию;

Представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом

Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем виде.

Рассматривание дымковских игрушек: «петух», «индюк».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.167

Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук

Продолжать формирование навыков связной речи.

Учить:

Подбирать нужные по смыслу слова;

Четко и правильно произносить звуки [р], [р"];

Подбирать слова с этими звуками

Внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией.

Закреплять усвоение обобщающих понятий:

одежда, овощи, мебель. Укреплять артикуляционный аппарат детей специальными упражнениями.

Развивать умения:

Определять и называть первый звук в слове;

Подбирать слова на заданный звук

Систематизировать знания детей об одежде, овощах, мебели.

Музыкальная хороводная игра «Есть у нас огород».

Составление описания животных по картинкам

Учить

- составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку,

Составлять сложноподчиненные предложения

Закрепить правильное произношение звука (щ), учить выделять это звук в словах, закреплять умение различать твердые и мягкие звуки

Игра «Угадай звук»

Физкультминутка «сдувание снежинок»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.156

Составление описания по лексической теме «Овощи»

Учить описывать овощи, правильно их называть,

Уточнить представления об овощах, учить выделять в овощах определенные свойства,правильно классифицировать

Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Что растет на огороде»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.158

Знакомство с культурой и традициями чувашского народа

Употребление в речи слов с пространственным значением

Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек

Учить

Четко и правильно произносить звуки (л)-(л),выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками (л)-(л)

Различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.160

День Победы

Описание внешнего вида животных

Продолжать учить составлять описание предметов .

Упражнять в образовании форм глагола хотеть( хочу-хочет, хотим-хотят)

Закреплять правильное произношение звуков (Л)_(Л),изолированных в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи, правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.164

День Победы

Составление описаний персонажей сказки «Теремок»

Учить

Составлять описание предметов

Учить подбирать нужные по смыслу слова, закреплять усвоение обобщающих понятий «овощи», «одежда», «мебель»

Четко и правильно произносить звуки (р)-(р),подбирать слова с этими звуками

Физкультминутка

День Победы

Описание внешнего вида детенышей животных

Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить

Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.170

День Победы

Описание игрушек. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Продолжать обучение описанию внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида.

Закреплять представления о том, что звуки в словах

произносятся в определенной последовательности. Развивать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова

Систематизировать знания детей о животных и их детенышах.

Рассматривание народных игрушек с изображением животных и их детенышей.

Планируемые результаты освоения программы.

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный) этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать)

отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

17

18

Набор кукольной посуды, иллюстрации к сказке «Федорино горе»

19

Кукла мальчик, игрушки- две елки, ежиха и ежата, картинки- жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро, картина «Ежи»

20

Картина «Не боимся мороза», бумажные снежинки на ниточках

21

Игрушки-елочки, волк, белочка, зайчик

Петрушка, демонстрационная линейка

Картинки с изображением курицы и цыплят

Полочка с кукольной посудой-двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные пр форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»

Рисунки детей о мамах, иллюстрации к книге «Чудеса на кухне», кукла Наташа

Картинки с изображениями разных зайчат, три щетки-зубная, обувная, одежная

Полочка с кукольной посудой, картина «Заблудился»

Картина «Куры», игрушки курицы, петуха и цыплят

Картинки с изображением овощей, одежды, мебели, аудиозапись к музыкальной игре. Куклы Наташа и Инна

Игрушки –щенок, Петрушка, заяц, кубик, предметы- ящик, щетки, клещи, ширма, фланелеграф и к нему изображения лисы, лука, молотка, колеса, листа дерева

Блюдо с овощами(муляжи) или картинки; морковь, огурец, капуста, редис, картофель, репа

Игрушки. в названиях которых есть звуки (л)-(л)- лошадь, лиса, теленок; картинки – лошадь, теленок, слон, лев, верблюд, олень, лось, лиса, волк

Картинки лошадь,волк,лиса,козленок,белка,ослик,коза,жеребенок,котенок,медвежонок,собака,мами девочка, елка и игрушки к ней

Картинка с изображением тигра, плоскостные или объемные игрушки-персонажи сказки «Теремок», мелкие игрушки-фишки

Игрушки-медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок, счетная лесенка

Картинки с изображением детенышей животных, компьютерный диск «Кто так говорит?»

Список литературы.

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.

2.Санитрано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПин 2.4.1.3049-13

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2012 г.

5. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» Максаков А. И. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
7. «Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада»Арушанова А.Г. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
8. «Игры и игровые упражнения для развития речи» под ред. В.В. Гербовой.- 2 изд.. испр. – М.: Просвещение,1988.
9. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Тумакова Г.А. М.: Просвещение, 1991.
10. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008.
11.«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Л.М. Гурович, Л.Б. береговая – М.: Просвещение, 1990.

Царева Мария
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Использованная литература :

1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду » .

2. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» , ч. 1 и 2. Москва «Баласс» , 2007.

3. М. А. Васильева, В. В. Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с » . «Учитель» , 2010, г. Волгоград.

4. Н. Ф. Виноградова «Рассказы-загадки о природе» . «Вентана-Граф» , 2007.

5. Н. В. Новоторцева «Обучение грамоте» . «Академия, к.» ,1999.

6. Т. А. Торыгина «Какие месяцы в году?» , развитие речи в д/с . Москва, 2000.

пгт. Пристань-Пржевальск

2016- 2017 уч. г.

Сентябрь

Знакомство с нашими героями. «Игрушки»

ЦЕЛЬ : Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания .

Заучивание наизусть : «Мяч» С. Я. Маршак

ЦЕЛЬ : Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш) ; воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.

«Фрукты-овощи»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.

Познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;

развивать речь . Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи .

«Чтение стихов о поздней осени»

ЦЕЛЬ : Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать отрывки стихотворений.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 37

Заучивание потешки "Киска"

ЦЕЛЬ : Учить помочь детям запоминать потешку, выразительно произносить её.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 29

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

ЦЕЛЬ : Порадовать детей чтением сказки. Поупражнять в инсценировке отрывков из произведения.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 30

«Пересказ сказки «Репка»

ЦЕЛЬ : Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке» . Развивать внимание , память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Пересказ сказки «Теремок»

ЦЕЛЬ : Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины, характерного для внешнего вида персонажа . Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

«Осень»

ЦЕЛЬ : Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание , творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь .

Рассказывание по картине «Осенний день» Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию.

«Тень-теньпотетень»

ЦЕЛЬ : Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 32

«Овощи и фрукты. «Что нам осень подарила?» .

ЦЕЛЬ : Загадывание загадок об овощах и фруктах». Расширять представления детей об овощах и фруктах, учить группировать предметы , называть овощи, фрукты, отмечать их качественные признаки.

«Рассказывание из личного опыта на тему «Мои домашние животные»

ЦЕЛЬ : Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Учить рассказывать на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Учить правильно называть животных, их части тела. Продолжать работу по углублению знаний о животных. 2. Учить описывать картину в определнной последовательности.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 37

Рассказывание из личного опыта на тему «Мой родной край» ЦЕЛЬ : 1. 1. Учить называть свой родной посёлок, улицу. 2. Учить называть улицу, на которой стоит детский сад. 3. Знакомить с достопримечательностями родного края. 4. Воспитывать гордость и любовь к родному поселку.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 33

«Дом»

ЦЕЛЬ

Звуковая культура речи : звуки «з» и «з*» .

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в произношении изолированного звука «з» (в словах, слогах) ; учить произносить звук «з» тврдо и мягко; различать слова со звуком «з» и «з*» .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 31

«Изменение в природе в октябре»

ЦЕЛЬ : Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.

«Лес осенью»

ЦЕЛЬ : Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении» Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь. Заучивание наизусть : А. Плещеев «Осенью» Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.

«Мебель»

ЦЕЛЬ : Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель

«Семья»

ЦЕЛЬ : Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посуда» Звуковая культура речи : звук «Ц» ЦЕЛЬ : 1. Закрепить обобщающее понятие : посуда. Познакомить с классификацией посуды : кухонная, столовая, чайная. Закреплять правила поведения за столом.

2. Упражнять детей в произнесении звука «Ц» изолированно, в слогах, в словах. «Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 35

«Одежда»

ЦЕЛЬ : Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем.

«Звери»

ЦЕЛЬ : Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;

«Домашние животные»

ЦЕЛЬ : Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей

«Лисичка-сестричка и серый волк»

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с русской народной сказкой (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 42

Игра - инцинировка "У нас в гостях медвежонок"

ЦЕЛЬ : Учить детей замечать в группе присутсвие незнакомого человека, приветствовать и приветливо разговаривать с ним.

Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 60

«Зима»

ЦЕЛЬ : Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения

Рассказывание по картине «Зимние развлечения » Учить связной речи , употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.

Заучивание наизусть : И. Суриков «Зима

ЦЕЛЬ : Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И. Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.

«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу» .

ЦЕЛЬ : Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора .

Елка» К. Чуковский

ЦЕЛЬ : Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи .

Рассказывание по сюжетной картине «Зима»

ЦЕЛЬ : Чтение и заучивание стихотворения о зиме. Учить составлять предложения по сюжетной картине, согласовывать слова в предложении, определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток, характеризовать настроение и состояние людей. Приобщать детей к поэзии.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 43, 45

Чтение и заучивание стихотворения о зиме Плещеева «Белый снег пушистый…» . ЦЕЛЬ : Приобщать детей к поэзии. Помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 43

Чтение русской народной сказки «Зимовье» .

ЦЕЛЬ : Помочь детям вспомнить знакомые им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье»

«Занятия по развитию речи » Соколова-Микитова) В. В. Гербова стр. 47

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

ЦЕЛЬ : Учить рассматривать картину и рассказывать по ней в определнной последовательности; учить придумывать название картины.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 50

Составление рассказа по картинке «В лесу»

ЦЕЛЬ : Помогать рассматривать и описывать картину в определнной последовательности. Продолжать учить придумывать название картины.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 55

Звуковая культура речи : звук «Ш» .

ЦЕЛЬ : Показать детям артикуляцию звука «Ш» , учить чтко произносить звук изолированно, в слогах, в словах.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр.

Звуковая культура речи : звук «Ж» .

ЦЕЛЬ : Чтение любимых стихотворений. заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что нужно придумать» . Упражнять в правильном и чтком произношении звука «Ж» изолированно в звукоподражательных словах; умении определять слова со звуком «Ж»

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 48, 51

Звуковая культура речи : звук «Ч»

ЦЕЛЬ : Объяснить, как правильно произносить звук «Ч» , упражнять в произнесении звука изолированно, в словах, в стихах.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 53

«Животные жарких стран»

.ЦЕЛЬ : Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.

ЦЕЛЬ : Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

ЦЕЛЬ : Помочь вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 52

«Рыбы»

ЦЕЛЬ : Знакомить детей с рыбами, средой их обитания ; учить отгадывать загадки;

упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Хлебные продукты»

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь

«Молочные продукты»

ЦЕЛЬ : Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Транспорт»

ЦЕЛЬ : Уточнить знания детей о транспортных средствах , пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу. Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь .

«Весна»

ЦЕЛЬ : Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Готовимся встречать весну и Международный женский день

ЦЕЛЬ : Познакомить детей со стихотворением Плещеева А. «Весна» . Поупражнять в умении поздравлять с праздником.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 59

«Правила дорожного движения. Светофор»

ЦЕЛЬ : Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь ; активизировать словарь детей.

«Театр, музыкальные инструменты»

ЦЕЛЬ : Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.

«Спорт»

ЦЕЛЬ : Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей ; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.

Звуковая культура речи : звук «Щ-Ч»

ЦЕЛЬ : Упражнять в правильном произнесении звука «Щ» и дифференциация звуков «Щ» и «Ч» .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 60

Составление рассказов по картине

ЦЕЛЬ : Проверить, умеют ли дети придерживаться определнной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. «Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 62

Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 63

«Детский сад»

ЦЕЛЬ : Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь

«Профессии»

ЦЕЛЬ : Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.

«Лес. Деревья. «Плоды, семена.»

ЦЕЛЬ : .Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей., учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;

«Комнатные растения»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения

Звуковая культура речи : звук «Л-Л*»

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в чтком произнесении звука «Л» в звукосочетаниях, словах, фразовой речи . Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками «Л-Л*»

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 63

Обучение рассказыванию : работа с картиной-матрицей и раздаточными картинами.

ЦЕЛЬ : Учить создавать картину и рассказывать о е содержании. Развивать творческое мышление .

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 65

Заучивание стихотворения Ю Кушака «Оленнок» Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

ЦЕЛЬ : Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 66

«День Победы. Военная техника»

ЦЕЛЬ : Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей .

Звуковая культура речи : звук «Р, Р*»

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в чтком и правильном произнесении звука «Р» изолированно, в чистоговорках, в словах.

«Занятия по развитию речи » В. В. Гербова стр. 69

«Насекомые»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.

«Лето»

ЦЕЛЬ : Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.

«Ягоды»

ЦЕЛЬ : Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Яруллина Ляйсан Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №16 "Родничок"
Населённый пункт: Башкортостан, г. Янаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективный план по развитию речи в средней группе"
Дата публикации: 13.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Родничок» г. Янаул
Перспективное планирование деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие: Развитие речи»

Средняя группа

2016-2017 уч.год
Составила: Нурокова Е. Р. воспитатель Согласовано:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема:«Составление

рассказов об

игрушках» (Кошка,

собака, лиса)
Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять с о в м е с т н ы й с воспитателем описательный рассказ о б и г р у ш к а х. Закрепить правила о б р а щ е н и я с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
. Тема: Звуковая культура

речи: звуки с и сь
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи). Ход:Гербова. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка – Синтез,2009. – 27с.з2
Тема: Чтение стихотворений об

осени. Составление рассказов –

описаний игрушек
Цель. Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу). Ход: Гербова. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка – Синтез,2009. – 33с.з4
Тема: Чтение стихотворения И. Бунина

«Листопад». Составление рассказа о кукле
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра». Ход:Гербова. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка – Синтез,2009. – 29с.з4

Октябрь

Тема:

С о с т а вл е н и я

рассказа

картинке

«Мой любимый город»
Ц е л ь: Дать п е р в ы е представления о стране и городе, в котором мы живём. В о спит ыват ь л ю б о в ь к р о д н о м у городу, гордо с ть (я саратовец). Формировать
Тема
:
Звуковая культура речи:

звуки з и зь
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь. Ход: Гербоава. В.В
Тема: Тема: «Овощи»

Ю.Тувим.Рассматривание

предметов
Цель: продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки, группировать по одному признаку. Развивать наблюдательность, Диагностика педагогического процесса
Ноябрь

Тема: «Как научиться

дружить. Или секреты

дружбы»
Цель: формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми. Ход: В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе, с.38;
Тема:

Чтение

сказки

«Три

поросенка»
Цель.: Познакомить детей с английской сказкой «Три п о р о с е н к а » (п е р. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и с т р а д а н и я о ш п а р е н н о г о кипятком волка. Ход:Гербоава. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка –
Тема: Составление рассказов по

картине «Разные

автомобили»
Цель: продолжать з н а ком и т ь детей с предметами ближайшего о к р у ж е н и я, р а с ш и р я т ь представления о них. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы у детей. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей. Ход:Г.Я.Затулина «Конспекты ко м п л е к с н ы х з а н я т и й п о развитию речи» - стр.33
Тема: «Моя улица» (ознакомление с предметами)
Цель: знакомить детей с предметами ближнего окружения, формирование умение активно участвовать в беседе, использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия. Развивать наблюдательность, память, умение определять место положения предметов. Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения. Ход
:
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.123
Т е м а:

О б у ч е н и е

рассказыванию

Тема: Чтение детям русской

народной сказки «Зимовье»

Тема: Чтение и заучивание

стихотворений о зиме

Тема: Составление рассказа «Как мы готовимся

к Новому году» (Использование моделей)