Эссе «П едагогическая деятельность учителя английского языка»

Школьный учитель в моем понимании - это, прежде всего, знающий человек любящий свою работу, предмет, который преподает и, конечно же, детей. Это неравнодушный человек, который находится в постоянном творческом поиске, работе над собой, ставит цели, достигнув которые, пытается что-то изменить, улучшить. Потом опять поиск, новые планы, идеи, не дающие уснуть ночью. Ведь заинтересовать, зажечь сердца детей может только человек увлеченный, горящий сам.

Я работаю учителем английского языка в КГУ «Советская СШ имени У.М.Ахмедсафина». Трудовой педагогический стаж составляет 8 лет.

В 2006 году закончила Северо – Казахстанский Государственный университет имени М. Козыбаева, где получила специальность учитель иностранных языков.

За это время накопила большой наглядный и методический материал. Гос. программа рассчитана на развитие общения, говорения, коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Учебники, по которым я работаю, содержат материал на овладение навыками и умениями устной речи в рамках тем повседневной жизни. Поэтому в своей работе я использую различные формы и методы работы. Моя главная цель это создание условий для развития у учащихся способности говорение на английском языке с помощью использования инновационных технологий на уроках английского языка.

Задачи, которые были поставлены:

Активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам;

Создать условия для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении английского языка;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей;

Повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка;

За время работы в этой школе я дала 5 открытых уроков для районного МО учителей иностранных языков и администрации школы. Это урок по теме "What colour is your cat ?" (5 класс), "Pollution " (9 класс), "London " (9 класс), "Cambridge " (6 класс), “Professions ” (9 класс) и одно внеклассное мероприятие для 9-11 классов «Своя игра» для районного МО учителей иностранных языков в 2014 г. Принимала участие в неделе английского языка. Проводила внеклассные мероприятия:

    Викторину (по страноведческому материалу) "Знаете ли вы Великобританию?" (9 класс)

    Викторину " What, Where, when" (8 класс)

    Турнир знатоков английского языка (7 класс)

    "Брейн-ринг" (5-6 классы)

    "Путешествие по морю лексики и грамматики" (5 класс)

    Историческая викторина 10 класс

    Викторина «Знаешь ли ты художников и музыкантов Великобритании» 9 класс

    «Слабое звено» 11 класс

    «Заочное путешествие по Лондону» 11 класс

    "Праздник любимой игрушки" (3-4 класс)

    Викторину "Answer the questions about Gr. Britain ". (8-9 классах)

    Конкурс чтецов на английском языке (5-8 классы)

    Конкурс рисунков и пословиц в начальных классах

    Оформление стенда "Как я провел зимние каникулы", на котором будут сочинения учащихся 8-9 классов.

    «Путешествие по морю лексики и грамматики» (5 класс)

    «Красная шапочка по-английски» КВН (5 класс)

В конце каждого раздела и темы я предлагаю учащимся написать Эссе (о себе, о семье, о доме, о любимом друге, о времени года и т.д.), использую стратегию «55»- составление вопросов по разделу.

Каждый урок это настрой на коллаборативную среду. Этапы урока стараюсь провести нетрадиционно, в виде игры, используя приемы для запоминания слов «Китайский десерт», ввожу тему и цели урока также не традиционно. Ребята стараются понять сами тему с помощью подмостков, таких как карточки, картинки, презентации, тем самым дети развивают свое критическое мышление, и даже ученики с низкой мотивацией на обучении высказывают свое мнение. На своих уроках использую такие инновационные технологии как метод проектов,групповая работа, ротационные группы "Карусель", "Аквариум", "Незаконченное предложение", "Групповой рассказ", ролевые игры, презентации. Использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обучения, склонностей.

Также стараюсь часто использовать презентации во время своих уроков для того чтобы учебный процесс был более интересный, а для того чтобы ученики эффективнее усваивали новый материал ребята объясняют тему друг другу по методу «Джигсо», после чего презентуют ее в кластере.

Большую роль при изучении иностранного языка играет использование раздаточных карточек различного уровня сложности, как при первичном усвоении изученного материала, так и на закрепление усвоенного лексико- грамматического материала. Поэтому, мною были изготовлены дидактические карточки-задания по английскому языку для 7-8 классов, а также карточки по фонетики, грамматике, говорению, словообразованию, чтению для 5-11 классов.

Также на своих уроках я осуществляю дифференцированный подход при обучении иностранному языку. Использую карточки различного уровня сложности, подбираю тексты для чтения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся, предлагаю учащимся дифференцированные домашние задания. Каждый мой урок заканчивается самооцениванием, взаимооцениванием и рефлексией. Ребята подводят самостоятельно итог чему они научились.

Неоднократно выступала с докладами на районном МО:

«Использование раздаточного и дидактического материала»

«Инновационные технологии на уроках английского языка»

на педсовете:

«Воспитание интереса к изучению иностранного языка в ходе предметной недели»

на общешкольном родительском собрании:

«Воспитание родителей и школы»

«Наркомания – жизнь или смерть»

на классных собраниях:

«С верою в силу добра»

«Изучение школьника в семье»

Также я имею занимательный и игровой материал на уроках иностранного языка. Пополнила свою личную библиотеку новой методической литературы:

а) справочное пособие "Английский язык в таблицах" Ю.Л. Минаев

б) Тесты текущей успеваемости

в) Олимпиада для 5-10 классов.

г) Английский язык через ситуации

д) Методика обучения иностранным языкам по Блуму.

е) Интегральная технология обучения.

ж) Психология обучения ин. языку в школе.

з) Внеклассная работа по иностранному языку

и) электронные учебники

Мои задачи на будущие: продолжать использовать эффективные способы и средства для формирования стойкой положительной мотивации к изучению английского языка, активизировать умственную деятельность и повышения качества знаний учащихся;

Продолжать использовать инновационные технологии;

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Шамей Е.А.,

МБОУ «СШ 25» п.Энем

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Эти строки всегда со мной. Старая записка, времен учебы в университете, аккуратно вложенная в портмоне…

Эти слова говорят о том важном, что составляет основу моего восприятия мира, общения с людьми, стиля работы, основу меня самой. А именно: умение видеть и ценить то хорошее, что у меня есть; умение распознать чудо до того, как оно исчезнет, будет загублено или просто уйдет в прошлое. О чем идет речь? О ясном небе, которое нужно уметь заметить, даже когда не выспался. Многие не могут его видеть. Об улыбке детей, которые так быстро взрослеют. О скромном «Спасибо за урок», и чувствуется – сказано искренне. А как ты рад этой благодарности! Ведь заслужена. Вложил в урок душу! Заметили, прониклись… О радости движения, когда гуляешь или едешь на велосипеде, или делаешь утреннюю зарядку. О радости познания, когда бываешь в новом месте, городе, или же читаешь книгу, смотришь фильм.

Мое отношение к жизни, я думаю, имеет огромное влияние на мою работу в школе. Мы можем рассказывать детям, что нужно быть добрым, спортивным, трудолюбивым, ответственным и при этом забывать проверить контрольные работы, позволять себе кричать на детей, избегать занятий спортом, конкурсов. Дети мудрые создания. Их не обманешь. Поэтому главное в воспитании – не рассказать, как нужно, а самому быть примером для подражания. Особенно это важно в работе классного руководителя.

Кто, как ни классный руководитель, поможет пятикласснику освоиться в новых условиях, понять требования учителей-предметников, побороть усталость, лень, плохое настроение? Кто подскажет, что нужно пользоваться тем временем, которое дано на обучение в школе, и радоваться возможности учиться и общаться друг с другом, со сверстниками и преподавателями. Школьные годы — это счастье! И однажды мы все это понимаем.

Свой урок я начинаю с улыбки и дружелюбного приветствия. Положительный настрой очень важен. Я твердо уверена, что учение должно приносить удовольствие. Увлекательным я стараюсь сделать каждый урок. Иногда это получается. Тогда, например, мы с интересом обсуждаем статью, фильм, презентацию. И не страшно, что иногда ученики выражают свои мысли на ломанном английском, с ошибками, а то и совсем переходят на русский язык. Где-то исправишь, а где-то лучше выслушать до конца. В другой же раз урок получается менее интересным из-за обилия теоретической информации и скучных грамматических упражнений. Что ж, я ставлю себе на заметку и в будущем стараюсь разнообразить такие уроки увлекательными заданиями. Хотя, если признаться честно, получается не всегда. Я учусь и не боюсь признавать свои ошибки и недочеты. Они все мои! Признание ошибки – первый шаг к ее исправлению! Я на верном пути.

Если немного расширить рамки рассматриваемой проблемы и говорить о роли учителя в жизни общества в целом, то я придерживаюсь следующей точки зрения.

Важно, чтобы учитель воспитывал в ребенке не профессионала, а гармоничного человека. Дети, а значит будущие взрослые, граждане своей страны, должны быть счастливы, но счастливы не в лени и праздности, а в активной деятельности и работе над собой. И если школьник не имеет особенных интересов, нужно пробовать привлекать его к участию в классных и школьных мероприятиях. Если ученик отказывается работать на уроке, ленится, то, возможно, стоит попробовать дать ему упрощенные задания или задание игрового типа. И, хотя не всегда его работу можно поощрить хорошей оценкой, на словах перед классом стоит отметить достижение этого ученика.

Умение быть счастливым, умение ставить перед собой цели и достигать их характеризует гармонично развитого человека.

А что же еще важно воспитать в ребенке?

В детстве, отдыхая в лагере, я проходила шуточный психологический тест. Обычный ситуативный тест, где предлагалось высказаться, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Ситуация, на первый взгляд, абсолютно не относится к тебе и твоей личности. Я помню, мне предлагалось представить, что я иду по лесу и вижу пень, а в нем гвоздь. Так вот, вопрос был: что вы сделаете? Все мои друзья отвечали, что просто пройдут мимо. И только мне почему-то просто необходимо было его выдернуть. Глупо, конечно. Но, помните: я была ребенком. Это сейчас подобный тест кажется нелепым. Но, так или иначе, результат теста понравился мне. «Небезразличие, — сказала девочка, еще начинающий тогда психолог, — желание все изменить, что бы ни оказалось на твоем пути». И вот спустя много лет оказалось, что именно это качество действительно стало неотъемлемой частью моего характера и, как ни странно, помогает мне чувствовать себя счастливой. Не могу сказать, что желание все изменить к лучшему всегда производит положительный эффект. Так, например, лавочки, покрашенные краской, которая никак не высыхала, мне долго помнил весь мой двор. Но в основном, мои благородные стремления всегда имели благоприятный исход. Как это проявлялось? Поспособствовать установке мусорных контейнеров в поселке, прибрать в подъезде, поднять бумажку в школе, помочь дедушке с тяжелыми пакетами, потерявшемуся ребенку: все это те маленькие ситуации, где мы можем проявить себя с лучшей стороны. И не важно, что в этот именно момент наши ученики нас не видят. Не волнуйтесь. То, что нужно, дети обязательно увидят. Такие уж они! Что же касается школы, вы, учителя, и особенно классные руководители, знаете, сколько в школе возникает ситуаций, когда вы оказываетесь перед выбором: помочь или пройти мимо, попытаться что-то изменить, потратив силы, время, нервы, или оставить все, как есть.

Итак, стремление помогать другим и преображать мир вокруг себя – второе важное качество, которое нужно развивать в ребенке.

Еще одно мое свойство, или даже вернее сказать привычка, — это делать все наилучшим образом. Это не значит, что я делаю любую работу лучше других. Я вообще не привыкла сравнивать себя с другими. Это всего лишь значит, что все, что я делаю, я делаю наилучшим возможным для себя образом. И обязательно с увлечением! Это, кстати, по моему мнению, верный путь к успеху и надежный источник саморазвития. Должна признаться, что учась на факультете иностранных языков, я почему-то не предполагала, что буду работать в школе. Но училась всегда на износ: за все пять лет в моей зачетке не было ни одной четверки. При этом я занималась танцами и успевала общаться с друзьями. Единственное, чего я не успевала, это смотреть телевизор. Попав в школу, именно попав, потому что на момент выпуска из университета у меня уже была двухлетняя дочь, мне просто нужно было устроиться куда-нибудь, я не знала, какой из меня получится учитель. Но и здесь, в школе, еще толком не зная с чего начать, я просто старалась делать свою работу хорошо, внимательно изучала УМК, искала дополнительный материал, видео на английском и немецком языках, мультфильмы, презентации. Затем начала создавать свои. Круг используемых средств для создания материалов к урокам постепенно рос и расширялся. Сегодня для создания ярких, динамичных, запоминающихся уроков и мероприятий я использую программу для видеомонтажа Sony Vegas Pro, иногда Camtasia Studio, фоторедактор Photoshop, Photodex pro для создания презентаций, Notebook Smart Board для создания интерактивных заданий и, наконец, Adobe Dreamweaver для создания вебсайтов и заданий в интернете. Я также сделала простой, но функциональный сайт для нашей школы, где время от времени сама пишу статьи, освещая основные события школьной жизни.

Какую частичку из этого своего опыта я могу передать ученикам? Если вы делаете какую-либо работу, делайте ее хорошо или не делайте совсем. И никогда не нойте! Оглянитесь вокруг. Заинтересуйтесь. Попробуйте разобраться и стать экспертом. Получайте удовольствие! Вы растете, вы развиваетесь, а это и есть полноценная жизнь: быть счастливым от того, что вы есть, от того, что вы помогаете другим, приносите пользу и, в то же время, развиваетесь сами! «Делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь!» (Лев Ландау).

Заречной школы с государственным языком обучения
Шукеновой Жанары Хабибулловны
На тему «Система взглядов на современное состояние образования в государстве, собственное видение перспектив его развития и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя»
Чем человек образованнее,
Тем он полезнее своему отечеству.
А. Грибоедов
Повышение качества и уровня образования в стране является одним из приоритетных направлений в государственной политике и с его стороны данному вопросу уделяется большое внимание. В частности в 2004 году принята «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», в 2010 году Указом Президента принята «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы».
Данные действия со стороны государства приводят к положительным результатам, так согласно экспертным оценкам «Международной Ассоциации по Оцениванию в Образовании» на сегодня в международных рейтингах Казахстан из 177 стран занимает 14 место в мире по уровню грамотности. И это не может не радовать.
Кроме того, все чаще и чаще в СМИ можно услышать, как наши студенты или школьники занимают призовые места на тех или иных олимпиадах, едут учиться зарубеж по программе «Болашак», что в Казахстане проводятся научные конференции, выделяются гранты студентам, открываются новые университеты, школы.
Первичное образование человек получает в школе, потом ближе к выпускным классам он определяется с выбором профессии и поступает в высшее или среднее учебное заведение. И так можно выделить два основных этапа в получении образования — это школа и университет.
Начнем со школы. Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа — это не только здание». Ведь в Казахстане существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
В настоящее время у учеников имеются все необходимые условия для получения качественного образования. В частности, хочется отметить нашу Заречную школу с государственным языком обучения, наши классы оснащены необходимым оборудованием, имеются лингафонные кабинеты, электронные библиотеки, нет проблем с литературой. Кроме того, любой школьник с целью повышения знаний по той или иной дисциплине дополнительные материалы может найти в сети Интернет. Хотя вроде совсем недавно в нашей системе образования имелось множество проблем из-за отсутствия литературы, нехватки квалифицированных кадров.
И вот приходит то время, когда мы заканчиваем школу и поступаем в университет. С целью интеграции в мировое образовательное сообщество Казахстан присоединился Болонскому процессу, хотя у данного метода образования имеются много противников, я считаю, что у Болонской системы больше плюсов, одним из которых является то, что подтверждать свой диплом, переезжая из страны в страну, не придется, потому что учебные планы повсюду станут одинаковыми, (как и система оценок и перечень дисциплин) благодаря системе кредитов. Кроме того, введение тестирования как главной экзаменационной формы делает систему более прозрачной и позволяет эффективно бороться с вузовской коррупцией.
Одним из негативных моментов системы образования является то, что после окончания высших или средне специальных заведений не все студенты устраиваются на работу по профессии. Кто-то идет работать продавцом, кто-то охранником и диплом просто пылится на полке. Сегодня это не редкость.
Но я думаю, в скором будущем государство решит и эту проблему.
Что касается меня, выбирая свою профессию, я не задумывалась, кем я хочу стать. Профессия педагога меня привлекала с детства. Ответственности я не боялась, хотелось только побольше узнать о педагогической жизни, о сложном и нужном труде воспитателя, увидеть все изнутри, окунуться в атмосферу черновой, ежедневной педагогической работы.
Для меня работа педагога – это бесконечная цепь загадок и вопросов, на которые нужно давать как можно быстрее и безошибочнее ответ, потому что за каждым вопросом судьба твоего ученика.
Сегодня как молодой педагог я горжусь тем, что начала свою карьеру в период реформ в образовательной системе страны, когда наше государство стремится поднять уровень отечественного образования на мировой уровень, повысить спрос на наших специалистов, интегрироваться в мировое образовательное пространство. Я буду стараться внести свою лепту в развитие образования Казахстана и повышения её уровня, чтоб в дальнейшем система образования в РК считалась одной из передовых в мире и наши специалисты пользовались большим спросом, как профессионалы своего дела.
Я думаю, что учитель – это дирижёр большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Как это здорово! И поэтому каждый урок становится уникальным, а учитель направляет его в нужное русло.
Но как «зажечь» всех воспитанников на уроке? Логично ответить, что надо самому педагогу гореть, учиться, искать, становиться интересным для учащихся, любить то, что преподаёшь. Именно так я вижу себя — учителя английского языка.
Ведь учитель — это тот человек, который закладывает первые кирпичики в формировании будущей личности. А школа — это фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Профессия педагога очень интересна, но и в то же время крайне щепетильна. Родители доверяют нам самое ценное, самое дорогое – своих детей. А мы должны их воспитать настоящими достойными гражданами Казахстана!

Конкурс «Учитель года - 2009»

Эссе

Я – учитель

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 46»

Сироткина Ирина Ивановна

Г. Братск, 2009

Кем Вы работаете?

Я - учитель английского языка.

О! Сейчас такие непослушные дети. Как можно их чему-то научить, тем более английскому языку?!

Наверно, этот диалог знаком многим учителям. И тем боле удивительно, что так говорят родители, дети которых учатся в школе. Я всегда отвечаю, что дети, как и раньше, замечательные и работать с ними интересно. Ведь каждый ребенок – это целый мир. Мир огромный, удивительный и яркий. Для меня работать учителем – значит путешествовать по разным мирам.

В детстве я часто усаживала кукол перед собой и преподавала им уроки, учила читать, считать, писать, вызывала к доске… Позже я серьезно увлеклась английским языком. Могла ли я подумать, что детские мечты соединятся и станут моей судьбой?!

Я – учитель. Наверно, для многих непонятно, почему я с гордостью произношу эту фразу. Хотя некоторые меня понимают и смотрят с уважением. Ведь главное назначение учителя – учить и воспитывать. «Вы отличаете учителя от воспитателя, - новая нелепость! Разве вы различаете ученика от воспитанника?!» – сказал когда-то Ж.Ж.Руссо. Учитель воспитывает до урока, во время урока, после урока – всегда. Он воспитывает своим примером во всем, начиная с доброжелательной улыбки и умения выслушать и заканчивая костюмом и прической. А может, наоборот, трудно сказать. Ведь все это тесно связано.

Изучая английский язык, а через него культуру этого народа, характер и историю нации, я обратила внимание на их умение скрывать свои чувства и всегда быть приветливыми. И, став учителем, я стараюсь оставлять все неприятное за порогом школы. Здесь другая моя жизнь – главная. Заходишь в класс, видишь радостные лица ребят, смотришь в их доверчивые и настороженные, лукавые и дерзкие глаза и понимаешь, какие пустяки произошли там, за школьной дверью. Вот она, моя жизнь. Учителем не рождаются, правда? Но эта профессия – зов сердца. Приветливо улыбаюсь своим ученикам и ласково говорю: «Ну, как дела?» И детские сердца раскрываются навстречу моей улыбке, и ребята взахлеб, перебивая друг друга, рассказываю мне все свои новости.

Я – учитель английского языка. Как много смысла в этой фразе. Сбылась моя детская мечта. А о чем же я мечтаю сейчас? Я мечтаю стать лучшим учителем на свете для своих учеников. Мечта – это желание. А желание усиливается, если есть мотив. Любовь! Вот мой мотив. Я люблю свое дело, стараюсь вкладывать всю себя, совершенствуясь в нем непрерывно. Любовь сама по себе является источником труда, удовольствия и успеха. Она является чудесной и чудотворной силой, способной подарить радость, жизнь и стремление к достижению цели.

Я – учитель, а потому я – эрудит, я – артист, я – творец. Творчество – это неизменная составляющая нашей профессии. Это искусство, это создание чего-то нового. Я стремлюсь, чтобы мои ученики открывали в моем предмет что-то новое и удивлялись. Удивление – это двигатель прогресса, мотив познания. Не уставай удивлять, говорю я себе. Особенно интересно, когда уже знакомый предмет раскрывается неожиданной, новой стороной. Например, стул – это сиденье для человека, для кошки он может стать крышей над головой.

А что же является основой творчества? Поиск! Поиск новых идей и неожиданных решений, новых возможностей и успеха, поиск новых открытий и интересных проблем, поиск вдохновения и разнообразия. «Быть вечно в поиске – судьба моя» - перефразировала я как-то мистера Икса из оперетты. И я нашла путь к осуществлению моей мечты, к достижению своей цели. Это ставшие очень важными для меня несколько «само»:

Самоутверждение

Самосознание

Самодисциплина

Самостоятельность

Самообразование

Самооценка

Самоконтроль

Саморазвитие

Самовоспитание

Самосовершенствование

Я поняла, использование этих «само» помогут стать мне лучшим учителем для своих учеников. Более того, я помогу и своим ученикам применять эти «само» в своей жизни, и они обязательно станут успешными, воспитанными, деятельными, инициативными, культурными и к тому же владеющими английским языком людьми.

В наше время английский язык является лидирующим средством международного общения. И нам известно, что это связано со стремительным развитием отношений России с другими странами. Хочется привести слова известного специалиста в области методики преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасовой, которая справедливо отмечает, что с недавнего времени изучение язык стало более функциональным: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранного языка оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранному языку как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка – иностранный язык, в первую очередь, английский, требуется им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран»

Поэтому в школе мы должны заложить основы владения английским языком именно как средством общения. Что же для этого нужно сделать?

Первое – это стать для своих учеников внимательным и заинтересованным собеседником. При этом я разговариваю с ребятами не с высоты своего роста (если это малыши или ученики 5-7 класса), а «глаза в глаза». Я наклоняюсь к своему партнеру по общению (да, да, именно партнеру) и веду беседу, при этом активно слушаю и киваю головой. Мне даже не нужно изображать интерес, мне в самом деле интересно, потому что от детей можно услышать совершенно неожиданные, забавные, а порой и поучительные вещи.

Второе – это практика, много практики. Ведь знание без практического применения бессмысленно. Как сказал Мефистофель Фаусту: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Знания нужны, но только через действия формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки и умения. Увидишь – забудешь, услышишь – запомнишь, сделаешь сам – поймешь – почитала где-то я.

Но где же взять практику общения на английском языке, спросите Вы? Ну, во-первых, есть я, учитель, во-вторых, есть великолепная вещь – ролевые игры, ну и, конечно, есть компьютер. Используя эти три составляющие, можно добиться значительных результатов в обучении английскому языку. Играя сказочных героев или в учебные игры на компьютере, ребята настолько увлекаются, что порой не слышат звонка с урока. Разговаривая друг с другом или с виртуальными собеседниками, дети забывают о смущении, снимается такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь», включается воображение и я вижу, как приходит осмысление, и как ребята сами себе удивляются: «Надо же, получается!». И я понимаю, что я хочу быть для своих учеников надеждой и опорой, хочу осваивать все новые технологии и работать на результат, хочу чувствовать, что я нужна своим воспитанникам, хочу дарить им и знания, и тепло, и доброту своего сердца.

Где бы сердце вам жить не велело,

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкой злой,

Человечество все же богато

Лишь порукой добра круговой!

Тарлыкова Ирина Николаевна,

учитель иностранного языка,

МОУ «СОШ №41» г.Саранск

Педагогическое эссе

«Какое счастье-быть полезной людям,

Учить его Величество-Народ!

Нести ему дар мудрости ,и знанья,

И доброты своей сердечной свет-

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет...»

С.Викулов

Какова же моя цель?К какому уровню профессионального идеала,я,учитель иностранного языка,стремлюсь? По моему мнению,именно к такому определению совершенного учителя из стихотворения известного поэта должны стремиться все, кто выбрал профессию учителя иностранного языка делом всей своей жизни.

Как давно это было…С какими учителями я встречалась?Когда-то я тоже была наивной ученицей-хорошисткой и целеустремлённой студенткой-отличницей со своими повседневными заботами и маленькими радостями,потаёнными секретами и неожиданными философскими синергетическими открытиями в таком учебном предмете,как романо-германская филология,как иностранный язык.И рядом всегда находились учителя – внимательные,компетентные,заботливые,готовые простить твои ошибки и обратить внимание на твои даже маленькие успехи.Они не просто учили, они постепенно открывали передо мной огромный мир прошлых эпох и реалии современного мира, в котором я нашла своё место-судьбу. Это они привели меня к пониманию, что уроки,как жизнь в семье, должны быть наполнены ещё,кроме того,и верой-надеждой-любовью, что без этого нет счастья на земле и творческой составляющей вообще.

Какие педагогические заповеди мне жизненно необходимо соблюдать?Понятно,что каждый человек,кто выбирает профессию учителя иностранного языка,берет на себя большую ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать.Недаром великий французский мыслитель Гельвеций заметил,что «требуется гораздо больше ума, чтобы передавать свои идеи, чем чтобы иметь их».

Вместе с тем интеллигентный учитель отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем.Я считаю,что необходимо придерживаться основной нравственно-эстетической профессиональной заповеди, соотносимой с предостережением «Не навреди».Я уверена,например,что может быть и заповедь‘’полюби своего ученика и помоги ему через учение познать самого себя’’.Главное – верить своим воспитанникам, обладать чувством эмпатии -понимать,что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, быть на их стороне, и сама мудрая природа вновь подскажет как вести себя в той или иной проблемной ситуации, как помочь детям,как наполнить добротой каждое мимолётное мгновение.Вот почему:Учитель – это человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, помнит всегда, что каждый ученик –самоутверждающаяся личность со своими особенностями и запросами, победами и горестями.Учитель раскрывает перед воспитанниками притягательную силу всемирных знаний,своего учебного предмета,самого процесса учения. Если учитель всегда поддерживает творческую атмосферу на уроке, сверкающие звёздочки его энтузиазма согревают и зажигают учеников.Он тепло и дружелюбно относится к ученикам, помогает им выработать положительную самооценку.

Каким учителем на уроках иностранного языка я стараюсь быть?Я учитель английского языка.Мои уроки-это разумный креатив,фундаментальная база,многообразие видов учебной и внеурочной деятельности,этопроектная лаборатория,это радость открытия в особой ат­мосфере доброжелательности, уважения, взаимного доверия и сотрудничества. Мои уроки не ограничивают внутреннюю сво­боду учеников,потому что без нее не может быть самодеятельности,самовыражения и самореализации.Есть на уроках и моё определенное законное место,моя позиция-стремле­ние к совершенству профессиональных умений через постоянное самообразование.С каждым своим классом или группой я проживаю новую жизнь, вновь и вновь завоевываю право быть рядом,открывать первую страницу учебника и путешествовать по волшебной стране английского языка,вводить в мир фразовых глаголов и лексических единиц, учить ориентироваться в этом огромном лингвистическом мире, понимать его мелодию и красоту.Проходят школьные годы,я становлюсь,безусловно,мудрее благодаря ученикам.Мы вместе пробираемся по трудным для понимания лабиринтам грамма­тики, как опытные капитаны,уверенно ведем свои кораб­ли знаний, как бла­городный рыцарь Айвенго из средневековой Англии,бесстрашно сражаемся со сложными коммуникативными ситуациями.Я люблю свой предмет за формирование глобального мировоззрения и за особую концентрацию способностей.Но еще больше я люблю детей, которым я нужна, кото­рые верят мне и которых я должна многому научить.А английский язык помогает нам понять друг друга, самих себя и окружающую жизнь.

Какие нравственные качества я стремлюсь воспитать у своих учеников?Хотелось бы, чтобы все мои уроки стали «островком красивых мыслей», на ко­тором я с моими такими разными учениками испытывали бы счастье от общения друг с другом. Но в то же время я понимаю, что мой непосредственный долг - подготовить ребят к вступлению во взрослую жизнь,подчас такую нелегкую и непростую. Я должна научить их не отступать перед трудностями, быть стой­кими, выносливыми, найти свою дорогу и уверенно идти по ней, добиваясь поставленной цели. Но самое главное, чему я должна научить моих ребят, - это всегда, в любой ситуации оставаться настоящими людьми в самом высоком смысле этого слова. Ведь где бы мы не жили, нравственные навигаторы одни - доброта, толерантность, тру­долюбие, честность, справедливость. И мне очень хочет­ся верить в то, что мои ученики не забудут школьных уро­ков нравственности, что ни один из них никогда не со­вершит подлость, не переступит через других во имя собственного благополучия.

Какие качества навсегда стали главными в моей профессиональной деятельности?Главная цель моей работы – помочь детям научится принимать собственные решения, делить с ними ответственность и не осуждать, уважать их мнение, всегда давать ученикам понять, кто каждый из них – успешен, каждый творец и созидатель – вот принцип моей педагогической деятельности.

Привлекая детей к изучению иностранного языка, культуры народов и стран английского языка, важно самой всегда оставаться любознательной и делиться новыми полученной интересной информацией на традиционных страноведческих уроках. Нужно быть актрисой и изобретателем, вдохновлять своих учеников говорить на английском языке, выражать свое мнение, не боясь допустить ошибку, помочь детям испытать чувство радости за себя – вот и сделано еще несколько шагов к овладению иностранным языком.Я очень люблю свою работу, своих учеников. Каждый день, подходя к школе, я предполагаю в себе мудрость, творчество и любовь.

Мудрость позволит соотнести воображаемое и реальность,заглянуть в будущее и увидеть результаты моего труда, найти такие приемы и методы работы с детьми, которые позволят открыть и развить способности каждого ребенка.

Творческий дар и импровизация помогут подготовить новые и необычные проекты и исследовательские работы, которые увлекут моих учеников в процесс познания, расширят их иноязычный кругозор, чтобы более полезными стали наши цели и устремления.

Любовь навеет слова благодарности моим ученикам за отлично и хорошо выполненную работу, подбодрит, воодушевит тех, у кого что-то не получилось.

Какие уроки я извлекла из своего педагогического опыта?Общаясь с учениками уже тридцать лет, я поняла: надо не наступать, а уступать; не захватывать, а отдавать; не кричать, а выслушать; не злиться, а улыбнуться и протянуть руку.Наша жизнь складывается из цепочки таких дипломатических событий. Мы идем по большому жизненному пути и лепить чужую душу – задача не для смертного. А вот помочь душе окрепнуть, обогатиться, вырасти – учитель может. Я искренне верю, что речь учителя вспомнится, прорастет добром и любовью. Быть учителем – это означает не снисходить, а восходить к духовному миру своих учеников. Смотреть на мир их глазами, идти вместе с ними к тайнам непознанного. Идти, освещая им путь и согревая теплом своего сердца. Надо просто любить свою работу. Это и есть суть моей педагогической философии.