Парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе теоретических моделей. Термин «парадигма» введен в научный оборот американским философом Т. Куном. Согласно его определению, парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе. Как отмечает Г. Е. Зборовский, сегодня к парадигмам в теоретической социологии начали относить самые разные научные системы знания: теории, концепции, направления, течения в научной мысли и т. п. Понятие парадигмы все больше применяется и к таким знаниям, которые не носят революционного для науки характера, а просто дают приращение знания, существенное для дальнейшего развития науки. В связи с этим к социологическому знанию применимо понятие метапарадигмы – обобщающей теоретической характеристики ряда родственных парадигм.

Принадлежность некоторой совокупности научных знаний по социологии к общей метапарадигме предполагает: 1) наличие общей для соответствующих теорий философской идеи о сущности социального; 2) признание общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знаний о нем; 3) принятие общего круга проблем, подлежащих и не подлежащих исследованию.

Парадигмальный характер могут приобретать новые модели мира, новые способы их осмысления. Полипарадигмальность современной социологии обусловлена:

Плюралистичностью общества, неоднозначностью его идентификации в континууме «открытость – закрытость»;

Характером саморазвития общества, обусловленным ростом его динамичности, сложности и уменьшением временных масштабов его существования.

Почти сразу после появления социология начала развиваться как полипарадигмальная наука. Позитивизм был единственной парадигмой социологии лишь четверть века. Затем её потеснили марксизм и эволюционизм, а еще через полвека – веберианство. Для социологических теорий, сформировавшихся в русле классических традиций и их продолжения, характерно рассмотрение в целом качестве центрального предмета исследования общества в его макроуровневом измерении, преобладание системного подхода, позитивистская установка на связь с естественно-научным знанием.

В предложенной Дж. Ритцером схеме социология представлена тремя парадигмами – «социальных фактов», «социальных дефиниций» и «социального поведения».

В парадигме социальных фактов акцент в осмыслении социальных феноменов делается на системно-структурных формах организации общества, а ее общий смысл соответствует идее Дюркгейма: социальные факты следует рассматривать как вещи. С точки зрения относящихся к этой парадигме направлений (в основном различных версий функционализма) общество – объективно существующая реальность, довлеющая над индивидом.

Парадигма социальных дефиниций – своего рода антитеза парадигмы социальных фактов. Дефиниционистские концепции (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология) могут быть проиллюстрированы т. н. «теоремой Томаса»: действия определяются как реальные, если они реальны по своим последствиям, т. е. социальное бытие человека обусловлено, прежде всего, его интерпретационной деятельностью, теми смыслами и значениями, которыми он наделяет окружающий мир.

В парадигме социального поведения (к ней относятся теории социального обмена) используется бихевиористская модель стимула и реакции. Представители этой парадигмы считают единственным методологически адекватным способом познания изучение реально фиксируемых поведенческих актов в контексте их подкрепления/санкционирования.

Неклассическая метапарадигма наиболее активно развивалась в 30-60-е годы XX в. В ней общество и все его составляющие рассматриваются как вторичные по отношению к человеку как мыслящему и действующему субъекту. Акцент делается на субъективной стороне социальной реальности, прежде всего на смыслах, значениях, символах.

Постнеклассическая метапарадигма представлена двумя парадигмами: интегративной и постмодернистской. В первой ведущие позиции занимают ключевые понятия практики, агента, структуры, действия, поля, капитала, социального пространства и времени, габитуса, жизненного мира, коммуникации и др. В ней имеет место стремление современных социологов преодолеть противостояние парадигм и концепций первой половины и середины XX в., относящихся, в основном, к структурной и гуманистической (интерпретативной) парадигмам. Постмодернистская парадигма признает текучесть и неопределенность всего, что делают общество и человек.

Несмотря на длительный период развития в форме социально-философской мысли, социология утвердилась в качестве академической науки лишь в XIX в.

Черты социологии как способа познания общества:

1. Способ получения знания. Использование научного метода, т. е. систематического и стандартизированного способа получения и обоснования выводов.

2. Новые понятия и дефиниции, т. е. четкие и оптимально измеримые понятия, формирующие научный язык.

3. Специфика задаваемых вопросов. Социологов интересовало не только то, какова социальная ситуация, то также ее причины, перспективы и средства воздействия на нее.

В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм - исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления - структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй - Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх). Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы. Так, американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (рис. 1.4).

Значение этой модели в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности (рис. 1.5), во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

Практически все названные парадигмы в той или иной мере представлены в отечественной социологической литературе. Преодолев идеологическое и теоретико-методологическое засилье марксизма, социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций. Когда Томас Кун предложил использовать понятие «парадигмы», он имел в виду некую когнитивную модель, взаимодействующую социальным измерением науки. Эта когнитивная модель последовательно проходит состояния «нормальной науки» и «научной революции». В дальнейшем контекст использования понятия «парадигма» значительно расширился. Оно стало рассматриваться не как когнитивная, а, наоборот, как социальная характеристика, обозначающая «согласие установок» ученых. Отсюда вытекает предположение о высокой степени консенсуса, присущей «парадигматическим наукам» -- например, физике и химии, а социология и политология находятся, в соответствии с этой точкой зрения, на допарадигматической стадии развития.

Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок -- в своем крайнем выражении -- натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек -- природа». Теоретической схемой, описывающей процессы развития в натуралистских концепциях, является отношение «организм -- среда», а носителем этих процессов -- человек, как только природный индивид.

Признавая существенное влияние окружающей среды на развитие психических структур, натурализм решающее значение придает наследственным механизмам, врожденным задаткам, телесной организации -- генетической программе в целом. Среда, в силу своей чуждости организму, представляет собой хотя и важное, но лишь внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики.

Вторая парадигмальная установка (наиболее характерная для советской психологии) -- это социоморфизм, категориальной рамкой которого является соотношение «человек -- общество»; здесь человек рассматривается прежде всего как социальный индивид; его сущность -- не в природе и не в нем самом, а в обществе. Здесь само устройство общества есть источник, основа и объяснительный принцип происхождения и строения человеческой психики. Общий смысл развития здесь -- это социализация индивида, формирование («отливка») внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу или мерке.

Внутри естественнонаучного подхода к изучению природы психических явлений необходимо выделить и такую частную, но чрезвычайно важную для всякой науки парадигмальную установку, как гносеалогизм, которая полагает, что познавательное отношение человека к миру является исходным и фундаментальным, определяющим или обеспечивающим любые другие его отношения. Психология развития в данной парадигме сведена к познавательному развитию, к возникновению и становлению когнитивных структур, механизмов, стилей, обеспечивающих расширяющееся взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. При этом конечные причины становления познавательных структур находятся вне собственно психологии человека. Под социально-психологической парадигмой понимают подход к изучению, рассмотрению психического в человеке. Можно рассматривать парадигмы с точки зрения материалистического и идеалистического подхода к изучению психики человека. Материалистическая парадигма закрепилась в отечественной психологии. Исходя из того, что бытие определяет сознание, а психика - это свойства мозга, то есть материи (Фрейд, Маркс, Леонтьев, Выготский). На основании материалистической теории психического был разработан деятельностный подход к развитию и становлению психики человека: бытие определяет сознание, значит, деятельность первична, а психика вторично. Метод исследования максимально объективен и независим от испытуемого.

Можно рассматривать парадигмы с точки зрения экспериментального и экспириентального подхода к изучению психики человека. Экспериментальная парадигма, ориентирована на выявление всеобщей закономерности. В исследованиях задействуется большое количество людей. То есть, ее не интересует исключение из правил, мало интересуют индивидуальные различия. Испытуемый - это объект исследований. Экспериментатор активно вмешивается в жизнь испытуемого для достижения истины. Исследователь активен. Используются методы естественных наук, количественный анализ (математическая статистика).

Экспериментальная парадигма характеризуется особым подходом к человеку как к личности и индивидуальности, а не как к биологическому виду. Каждый человек уникален и исследователь озабочен наличием не закономерностей, а состоянием конкретного человека. Лежит в основе гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс, Р. Мэй). Характерно бережное отношение к клиенту, максимальное невмешательство во внутреннее состояние. Сам клиент - исследователь. Метод - только качественная обработка результатов.

Таким образом, мы видим, что социально-психологические парадигмы отечественной и зарубежной психологии имеют в своей основе единые философские начала, позволяющие их классифицировать по различным подходам к познанию психического.

Название парадигмы

Предметная область

Представители

Структурные парадигмы

Исследование общества в целом и его структуры

Функционализм

Акцент на сотрудничество и стабильность в обществе

Р. Мертон (1910–2003) – ам.

Т. Парсонс (1902–1979) – ам.

Конфликтные парадигмы:

Марксизм

Немарксистские конфликтные парадигмы

Акцент на социальную дифференциацию

Акцентирует экономические факторы в социальных конфликтах

Изучают роль многообразных фак­то­ров в конфликтах

К. Маркс (1818–1883) – нем.

Ф. Энгельс (1820–1895) – нем.

Г. Плеханов (1856–1918) – рос.

В. Ленин (1870–1924) – рос.

Л. Козер (1913) – ам.

Р. Дорендорф (1929) – нем.

Интерпретивные парадигмы

Исследования действий отдельных людей и малых групп

Парадигма социального действия

Внимание к мотивам поведения

М. Вебер (1864–1920) – нем.

Символический интеракционизм

Изучение взаимодействий людей с помощью интерпретации символов

Дж. Г. Мид (863–1931) – ам.

Феноменология

Изучение способов, с помощью которых люди классифицируют яв­ления и осмысливают окружающий мир

А. Шюц (1899–1953) – авст.

Этнометодология

Изучает, как люди придают смысл социальной жизни

Г. Гарфинкель (1917) – ам.

Интегральная социология П. Сорокина

Исследует социокультурные явления в зависимости от форм интеграции культуры

П. Сорокин (1889–1968) – рос.-ам.

Неофункционализм

Акцент на коммуникативную рационализацию жизнедеятельности людей

Ю. Хабермас (1929) – нем.

Н. Луман (1927) – нем.

Дж. Александер (1845) – ам., ввел термин

На анализе предмета социологии российско-американского исследователя П. А. Сорокина (1889–1968) следует остановиться более подробно, потому что он наиболее полно и последовательно разработал структуру социологии как науки и интегрировал крайности подходов, объединив структурные и интерпретивные парадигмы и став основателем интегральной социологии. В 1919 г. – создал первый в России факультет социологии в Петроградском университете. В США преподавал в Гарвардском университета, где был создателем факультета социологии и 12 лет – его деканом. Учениками его были Т. Парсонс, Р. Мертон, а слушателем – Дж. Кеннеди.

Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция – реакция).

Сорокин выделяет три основных раздела теоретической социологии :

- социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);

- социальная механика (изучение социальных процессов);

- социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).

Позднее он несколько расширяет структуру социологии и выделяет следующие компоненты:

Общее учение об обществе:

Определение общества,

Анализ процессов взаимодействия,

Формулирование основных социальных законов,

История социологии и современных социологических учений.

Социальная механика:

Исследование закономерностей социальных явлений,

Формулирование статистических законов общества.

Социальная генетика:

Учение о происхождении и развитии общества, его институтов: хозяйства, языка, семьи, религии, права, искусства.

Социальная политика – практическая:

Формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть социальная медицина, или учение о счастье.

Общая социология – теория о свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений.

Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях.

Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но по-прежнему определения этой науки у разных исследователей разнятся.

Слово «социология» произошло от фр. sociologie , которое, в свою очередь, восходит к лат. societies , что означает «общество, общность, общее, общение, связь, союз, соучастие, сочетание, товарищество, объединение, компания».

Приведем несколько современных определений этой науки.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связях с общественном целым (Философская энциклопедия) .

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей (Социологический словарь).

Социология (в значении, внедренном Контом) – научное и, более определенно, позитивное изучение общества. Более широкое современное определение – систематическое изучение функционирования, организации развития и типов человеческих обществ (Большой толковый социологический словарь Коллинза).

Социология – наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения (Учебный социологический словарь).

Социология – наука об общих и специфических социальных закономерностях, организации, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом (Социология / Под. ред. Э. В. Тадевосяна. – М., 1995).

Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах (Фролов С. С. Социология. – М., 1996) .

Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. (Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001).

Социология – это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука об осмысленных социальных действиях людей, их поведении в социальных процессах; это наука о взаимодействиях между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений (Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология. – Екатеринбург, 2002).

Если попытаться вычленить нечто общее в этих определениях, то получится, что основные предметы исследования – это статика и динамика.

Статика:

Социальная структура общества (общество как целостная система, социальные институты, структуры, социальные общности и группы, их строение и морфология)

Организация и самоорганизация

Социальные действия, способы их реализации

Взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения

Общественное сознание, мотивы, мнения и оценки и т. п.

Закономерности (общие и специфические)

Социальные процессы и ситуации

Культурный и социальный контекст, условия существования

Динамика:

Становление

Функционирование

Развитие, то есть изменение во времени

Большое значение имеют методы исследования, особенно если говорить об эмпирической социологии. Речь идет о следующих особенностях социологических методов:

Научный, объективный;

Вероятностный подход, применение количественных, статических измерений;

Изучение достаточно большого количества объектов на основе репрезен­тативной выборки.

Таким образом, мы можем говорить о предмете социологии и методе изучения предмета. И, думается, о наиболее отвечающем нашим задачам определении социологии, которое дано в учебном пособии для журналистов: наука о функционировании общества и социальных общностей, социальных процессах и отношениях, социальных ситуациях, которая изучает этот предмет, рассматривая человека как представителя социальных общностей, выявляя социально-типическое, делая выводы на основе вероятностных количественных статических методов, получая обобщенные социальные факты из множества единичных путем измерения, выявляя свойства объектов в их многомерности (Журналистика и социология: Учеб. пособие / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995).

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. На сегодняшний момент не существует общепринятых представлений о системе социологических парадигм. В западной социологической мысли сегодня выделяется шесть основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, неомарксизм.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэном (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе социальная дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена . Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Скиннером, Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть их позиции заключается в том, что в процессе взаимодействия люди обмениваются различными экономическими и социальными ценностями – товарами, услугами, ресурсами. При этом возникают соответствующие модели поведения, которые становятся предметом изучения.

В основе анализа возникающих отношений лежат идеи социального бихевиоризма: поведение человека рассматривается по схеме: стимул-реакция. При этом подчеркивается, что (1) в центре внимания находятся не врожденные инстинкты, а поведенческие модели, (2) обсуждаются не проблемы сознания, а факторы, задающие определенный характер поведения, (3) сами построения носят прагматический характер, то есть ориентированы на выработку соответствующих технологий поведения. В качестве примера можно привести один из постулатов Дж. Хоманса: постулат успеха - «из всех возможных действий людей, чем больше вознаграждается конкретное действие индивида, тем более вероятно, что индивид воспроизведет его снова». Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интеракционизм. Данная парадигма разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г.

Блумером, Т. Шибутани и др. Основанием символического интеракционизма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

В центре внимания – межличностные интеракции микроуровня. Исследуется роль сознания в процессе общения. Люди создают определенные значения объектов. Общение опосредовано знаками-символами, которые создаются, закрепляются, развиваются, вызывают адекватную реакцию. Рукопожатие - знак дружелюбного поведения. Значения символов постоянно воспроизводятся в процессе взаимодействия, но их глубинный источник остается не выявленным. Предметом исследования является также сфера коллективного поведения: нарушение значимых символов в толпе ведет к реакции, порождая формы спонтанного поведения: толчею, коллективное возбуждение, социальные пандемии (например, погромы на национальной почве). Для данной парадигмы характерно то, что приоритетной оказывается сфера сознания, структуры опыта, но за скобки выносятся структурные элементы социальной среды. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Эта парадигма тесно связанна с символическим интеракционизмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Гарольдом Гарфинкелем. Этнометодология возникла в результате включение в арсенал социологии методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. При этом важно, что этнометодологи не исследуют практическую деятельность, организованную осмысленно, сообразно формальной логике. Напротив, их интересует то, как люди на основе здравого смысла, подчас сами, не осознавая того, используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из общепринятых в их культуре моделей поведения.

Структурный функционализм - социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в большей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций. Общество здесь есть система: структурные элементы и отношения между ними. Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей. На методологию структурного функционализма опирались Т. Парсонс, Б. Малиновский.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Её особенности: преодолевается жесткая экономическая доминанта, жесткий характер объективных законов классического марксизма; присутствует отношение к ценностям. Еще одно направление пересмотра марксизма - стремление обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий.

5. Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

ЛЕКЦИЯ № 2. Становление и основные этапы развития социологии

1. Особенности донаучного изучения общества

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

Несомненно, что взгляды этих ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось единого теоретического направления в социологии, и их изучение может оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация . Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли , а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.

Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом .

Основоположники указанной концепции полагали, что процесс социального развития общества основывается на материалистических и социально-революционных принципах.

Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники этого подхода на первое место ставили духовные аспекты социальной жизни.

Важной тенденцией, определивший развитие социальной мысли, стал произошедший переход от дисциплин физико-математического цикла к биологии, которая оказала значительное влияние на социальную философию (эволюционная теория, органицизм и др.).

2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки

Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.

3. Социологическое воззрение О. Конта

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека : теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая , или фиктивная , стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда .

Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.