В годы относительной стабилизации капитализма США еще больше

укрепили свои позиции международного кредитора, шире и глубже

вовлеклись в систему международных экономических отношений. За

1924-1930 гг. американские корпорации невероятно обогатились. Их

прибыли превысили 53 млрд. долл. (до вычета налогов), они росли и в

послевоенные годы от поставок товаров и кредитов в опустошенную вой-

ной Европу. К 1923 г. сумма займов США иностранным государствам

составила 10,6 млрд. долл., а с учетом процентов по займам - 11,8 млрд.

Главными должниками США оказались Англия - 4600 млн. долл.,

Франция - 3999 млн., Италия - 2015 млн.1

Правительство США, выражая волю финансово-монополистических

кругов, стремилось не связывать себя какими бы то ни было экономиче-

скими или политическими союзами с Лигой наций и отдельными госу-

дарствами. Финансово-монополистический капитал США, обретя небыва-

лую долларовую силу, при покровительстве своего правительства

устремился во все концы мира, на все континенты, особенно в разорен-

ную войной Европу. Интересам монополий была подчинена внешнеполи-

тическая деятельность министерств финансов, торговли, военного мини-

стерства и государственного департамента.

Воспользовавшись ослаблением позиций своих конкурентов, США

повсеместно теснили их на мировых рынках. Английская газета «Дейли

ньюс» жаловалась: «Всюду наши интересы приносятся в жертву Соеди-

ненным Штатам...» 2. Если в 1914 г. Англия и США имели одинаковый

вес в японском импорте (16,8%), то в 1927 г. доля Англии снизилась до

7%, а доля США увеличилась до 30%. В 1913 г. доля Англии в китай-

ском импорте составляла 16,3%, а США -6,0%, в 1926 г. соответствен-

но- 10,2 и 16,4%. В Латинской Америке успехи США были еще значи-

тельнее. С 1913 по 1927 г. доля США в импорте 20 республик Цент-

ральной и Южной Америки увеличилась с 24 до 38%, а доля Англии

снизилась с 25 до 16% 3. Следует подчеркнуть, что европейский рынок

для США продолжал оставаться главным. В 1924 г. страны Европы пог-

лощали примерно 51% общего американского экспорта, тогда как импорт

США из Европы по отношению к общему импорту США составил лишь

Одновременно росли инвестиции американского капитала в зарубеж-

ные страны. «Избыточный» капитал шел туда в виде правительственных

внешних займов, кредитов корпораций и вложений частных лиц.

В 1926 г. американские инвестиции за границей, не считая 12 млрд. долл.

по военным займам, составили сумму 9522 млн. долл.4 Особое место от-

водилось прямым вложениям: скупке контрольных пакетов зарубежных

предприятий, открытию филиалов или дочерних предприятий американ-

ских монополий. Нередко филиалам банков и промышленных компаний

США удавалось поглотить отдельные европейские компании. Во Фран-

ции ими были таким образом захвачены позиции в производстве элект-

рического и телефонного оборудования, а также и кинематографии. Под

контролем США оказалось производство железа, стали, электроэнергии,

добыча угля в Польше.

Монополии США предпочитали давать европейским странам не порт-

фельные, а прямые инвестиции - на создание филиалов американских

предприятий. Особый интерес проявлялся к обрабатывающей промышлен-

ности (машиностроение, химия). По официальным данным министерства

торговли, в 1929 г. имелось американских предприятий: в Германии -

186 с капиталом 216 млн. долл., во Франции - 203 с капиталом

145 млн. долл., в Англии - 169 предприятий с долей американского

капитала более 25% 5. Создание предприятий в странах Европы и дру-

гих континентов американские корпорации рассматривали как важное

средство преодоления тарифных барьеров, получения сверхприбылей,

борьбы за рынки сбыта, за контроль в области экономики и политики.

Американский капитал проявлял заинтересованность и к источникам

сырья. Правительство Кулиджа оказывало активную помощь корпорациям

в борьбе за доступ к зарубежном}7 сырью, прежде всего нефти и кау-

чуку, столь необходимым для развивавшейся автомобильной промышлен-

ности. Госдепартамент помогал американским предпринимателям внед-

ряться в районы добычи нефти. «Стандард ойл», «Галф» и другие неф-

тяные компании США при поддержке правительства скупали акции у

английских, французских, голландских компаний на производство и

контроль нефтяных источников в Иране, Колумбии, Венесуэле, Мексике.

Аналогичная политика проводилась также в отношении каучука, меди

и другого важного сырья. Американские медные фирмы в 20-е годы до-

бились контроля над 95% мирового капиталистического производства ме-

ди и ценами на мировом капиталистическом рынке. Гардинг, Кулидж и

Гувер поощряли создание крупных межнациональных картелей. Мини-

стерство торговли выступало как коммивояжер американских товаров 6.

В своих декларациях правительство Кулиджа заявляло, будто оно,

как и крупнейшие частные банки, предоставляет пострадавшей от войны

Европе займы в целях ускорения восстановления ее экономики. На са-

мом же деле они стремились нажиться на европейских долгах и процен-

тах по ним. Особенно американская администрация была заинтересована

в том, чтобы восстановленная Германия могла выплачивать военные ре-

парации. В этой связи США взяли на себя инициативу по выработке

плана репарационной проблемы, которая, по мнению американцев, стала

серьезным препятствием на пути оздоровления европейского и мирового

капитализма.

Для решения вопроса о репарациях был создан Международный ко-

митет экспертов, в который вошли представители пяти государств - по-

бедителей в войне: США, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.

В 1924 г. этот комитет под руководством американского банкира Чарлза

Дауэса разработал план, предусматривавший получение репараций с

Германии. В литературе он стал известен как «план Дауэса». Его авторы

полагали, что восстановленная Германия будет добросовестно выплачи-

вать военные репарации Франции и Англии, а эти последние, в свою

очередь, станут выплачивать государственные долги Соединенным Шта-

По «плану Дауэса» банкиры США и Великобритании предоставили

Германии заем на сумму 800 млн. марок (200 млн. долл.), из которых

половина приходилась на банкирский «дом Морганов». Германия обязы-

валась, в свою очередь, выплатить в первый год 1 млрд. репарационных

марок (250 млн. долл.) и увеличить затем платежи до 2,4 млрд. марок

в год. К 1928-1929 гг. общая сумма репараций с Германии окончатель-

но еще не была установлена.

С принятием в августе 1924 г. на Лондонской конференции «плана

Дауэса» для капитала США открывались новые возможности проникно-

вения в экономику Германии. В период между 1924 и 1929 гг. американ-

цы обеспечили себе 80% капитала, шедшего на заем кредитным учреж-

дениям Германии, 75% займов местным правительствам, т. е. германским

землям, и 50% - крупным германским корпорациям7. «План Дауэса»,

принятый под давлением американских банкиров и правительства Кулид-

жа, отвечал интересам в первую очередь США и Германии. Бывший

канцлер Германии Вирт в одной из речей в Чикаго подчеркнул: «...ваша

помощь во многом помогла моей стране избежать социальной катастро-

фы» 8. Оказание помощи в стабилизации германской промышленности

на определенном этапе укрепляло в целом экономическую и социальную

систему капитализма и в Европе. Вместе с тем эта помощь в возрожде-

нии германского империализма таила в себе и огромную опасность не

только для немецкого народа, но и народов других стран.

США удалось подписать соглашения с правительствами Великобри-

тании, Бельгии и Чехословакии о выплате ими некоторой части военных

долгов, что временно смягчало межкапиталистические противоречия.

Американские буржуазные историки и публицисты представили «план

Дауэса» как свидетельство «политики мира». На деле же правительство

Кулиджа и Уолл-стрит стремились превратить Германию в «надежного

партнера» и использовать ее в качестве противовеса Англии и Франции

в Европе, помешать налаживанию нормальных отношений между Гер-

манией и Советским Союзом, не допустить роста революционного движе-

ния в Европе.

На очередь встал вопрос об урегулировании политических отношений

Германии со странами Антанты, о присоединении ее к Лиге наций.

После принятия «плана Дауэса» дипломатия США поддержала

Англию, которая под прикрытием разговоров о «гарантиях европейской

безопасности» приступила к организации политического союза западно-

европейских стран (с участием Германии), направленного своим острием

против СССР. Для осуществления этого плана была созвана в 1925 г.

в швейцарском курортном городке Локарно конференция представителей

Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, а также Поль-

ря, было подписано восемь соглашений. Но важнейшим из них был Рейн-

ский гарантийный пакт, который предусматривал прежде всего неруши-

мость установленных Версальским мирным договором границ Германии

на западе - с Францией и Бельгией. Роль «гарантов» взяли на себя

Великобритания и Италия. Гарантийный пакт вступил в силу после при-

этим для Германии кончилась дипломатическая изоляция со стороны

стран Запада.

Хотя США формально и не участвовали в переговорах и выработке

локарнских соглашений, тем не менее они оказали сильное влияние на

ход переговоров и их результаты. «... Американский финансовый капи-

тал, рассматривавший Европу как большую колонию, из которой он

Но не только Советский Союз - страна-изгой Версальской системы - ощущал свое международное положение как непрочное и нестабильное. Как это ни парадоксально, но один из лидеров Версальской системы - Франция - также рассматривал свое международное положение как крайне неблагоприятное.

События 1923 г., когда Англия фактически выступила на стороне Германии, показали, что с Антантой - покончено. Более того, на протяжении 1920-х гг. все больше обострялось англо-французское и франко-итальянское соперничество па Балканах и на Ближнем Востоке. Единственным реальным союзником Франции в этих условиях оставались малые страны Восточной Европы, но это был слабый союзник. Более того, этот слабый союзник совершенно исключал саму возможность полной нормализации франко-германских и советско-французских отношений.

В этих условиях Париж был вынужден обратить свои взоры за океан. 6 апреля 1927 г., выступая перед американскими ветеранами мировой войны, прибывшими в Европу, министр иностранных дел Франции

А. Бриан предложил заключить двусторонний франко-американский договор "О вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики". Разумеется, в Париже не опасались, что Соединенные Штаты нападут на Францию: гам просто хотели использовать американо-французское сближение как фактор, способствующий укреплению позиций Французской Республики в европейских делах: считалось, что ни одна европейская держава не рискнет оказать серьезный нажим на страну, союзником которой выступают СЛПА.

Вашингтон, со своей стороны, также постарался извлечь выгоды из французской инициативы. Президент Калвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Биллингс Келлог предложили заключить американофранцузское соглашение о международном арбитраже, к которому могли бы присоединиться и другие страны. Двустороннее американо-французское арбитражное соглашение было подписано 6 февраля 1928 г. (в день 150- летия франко-американского договора о союзе и дружбе 1778 г.). В преамбулу документа были включены формулировки, содержавшие осуждение войны как средство решения международных споров.

А 27 августа 1928 г. в Париже состоялось подписание "Парижского договора об исключении войны в качестве оружия национальной политики" (пакт Бриана - Келлога). Участники пакта осуждали войну как средство национальной политики и отказывались прибегать к войне для решения международных споров. Они декларировали необходимость решения конфликтов мирным путем.

Москва первоначально расценила пакт как еще одно свидетельство подготовки "антисоветской интервенции", однако в дальнейшем, получив официальное приглашение присоединиться к пакту, Советская Россия подписала "протокол Литвинова" (9 февраля 1929 г.), присоединившись к пакту еще до его официального вступления в силу и введя в действие его положения в отношения между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.

Таким образом, Франция в итоге получила еще одну бумажную гарантию своей безопасности. Однако попытки Парижа получить более действенные гарантии - вроде выдвинутого А. Брианом на 10-й сессии Ассамблеи Лиги Наций в сентябре 1929 г. проекта создания Пан-Европы - закончились полным провалом. В проекте объединения европейских стран - без Великобритании, СССР и США - увидели попытку закрепить французскую гегемонию на континенте, ослабить советско-германские связи, отстранить Советский Союз и Англию от европейских дел. Проект отложили в "долгий ящик" специально созданной для обсуждения плана Бриана Европейской комиссии при Лиге Наций. Разумеется, отношение Москвы к Пан- Европе было крайне отрицательным: в этом прожекте в Кремле увидели еще одно проявление "подготовки антисоветской интервенции" и "буржуазного пацифизма".

В этих условиях Париж был вынужден пересмотреть свою советскую политику. 29 ноября 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, который замкнул систему гарантийных пактов СССР

на востоке Европы и систему французских гарантий "Малой Антанте". Для Советского Союза это был настоящий прорыв - удалось заключить равноправный военно-политический договор с одним из лидеров Версальского мира. Правда, эго нe был русско-французский военный союз конца XIX - начала XX в.: договор 1932 г. всего лишь предусматривал отказ от применения силы в отношение друг другу и отказ от участия во враждебных коалициях. Но и это был очень большой и очень своевременный успех Москвы: ведь уже через несколько месяцев к власти в Германии пришел Л. Гитлер, и с русско-немецкой дружбой эпохи Рапалло было покончено раз и навсегда.

ИНИЦИАТИВЫ СССР О РАЗОРУЖЕНИИ

На Генуэзской конференции 1922 г., первой между­народной конференции, на которую была приглашена Страна Советов, советская делегация выступила с предложением о разоружении. Идея разоружения приобрела большую популярность в народных массах. Лига наций была вынуждена включить в план своих работ обсуждение вопроса о разоружении. С конца 1925 г. при Лиге наций стала работать подготовительная комиссия конференции по разоружению.

В ноябре 1927 г. в работе подготовительной комиссии конференции по разоружению приняла участие со­ветская делегация, возглавляемая М. М. Литвиновым. Советская делегация внесла предложение о полном и всеобщем разоружении. Она предложила ликвидировать во всех странах мира армии и военный флот, упразднить всеобщую воинскую повинность, распустить военные министерства и генеральные штабы, срыть все крепости и военные заводы, закрыть военные школы и т. д.

В марте 1928 г. советская делегация выступила в подготовительной комиссии конференции по разоружению с проектом частичного разоружения. Она предложила сократить вооруженные силы стран, имеющих армии численностью свыше 200 тыс. человек, наполовину; имеющих армии численностью свыше 40 тыс. человек - на одну треть; имеющих армии численно­стью до 40 тыс. человек - на четверть. Проект не нашел поддержки у западных держав.

Советское правительство не было приглашено к участию в переговорах о заключении пакта Келлога - Бриана.

ПАКТ КЕЛЛОГА - БРИАНА

6 апреля 1927 г., по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну, французский министр иностранных дел Бриан обратился к правительству США с предложением заключить между обеими странами договор о вечной дружбе, запрещающий войну как средство национальной политики. Это предложение было благожелательно встречено в Вашингтоне. Государственный секретарь США Келлог не только поддержал предложение Бриана, но даже расширил его. Он высказался за заключение многостороннего договора об отказе от войны как средства национальной политики. К переговорам о заключении этого договора были привлечены другие западные державы. Все они не возражали против договора, но вносили свои оговорки.

27 августа 1928 г. представители 15 государств, в том числе США, Франции, Англии, Италии, Японии и Германии, подписали в Париже пакт об отказе от войны как средства национальной политики. Пакт обязывал его участников разрешать любые споры и конфликты между ними мирными средствами. Всем остальным государствам мира, в том числе и Советскому Союзу, было послано приглашение присоединиться к этому пакту.

Советский Союз присоединился в начале сентября 1928 г. к пакту Келлога - Бриана и первым из его участников ратифицировал его. Советский Союз отверг оговорки, которые были сделаны другими участниками пакта и которые ограничивали сферу его действия.

Поскольку ратификация пакта Келлога - Бриана затянулась, Советский Союз в конце 1928 г. сделал предложение ряду стран о немедленном введении в действие этого пакта. Это предложение было принято. 9 февраля 1929 г. представители СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии подписали в Москве протокол о немедленном введении в действие пакта Келлога - Бриана в отношениях между подписавшими этот протокол странами. На протяжении февраля - апреля 1929 г. к этому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва. Московский протокол 1929 г. способствовал укреплению мира на западных и юго-восточных рубежах нашей страны.

Летом 1929 г. пакт Келлога - Бриана вступил в силу в отношениях между всеми его участниками.

В августе 1928 года в столице Франции был принят пакт Бриана-Келлога, по которому страны-союзники брали на себя обязательства не вести войну друг против друга. Несмотря на то что договор по большому счету имел лишь формальный характер, он в значительной степени поспособствовал развитию межгосударственного права.

Политическая ситуация

Международные отношения в 1920-х годах прошлого столетия держались на двух весьма противоречивых концепциях. Первая из них строилась на распространении и популяризации пацифистских идей. После завершения Первой мировой войны, в ходе которой был применен целый ряд смертоносных новинок в области вооружения, каждая из стран-победительниц одна за другой во всеуслышание заявляла, что отныне она стремится только к миру, и выдвигала предложения о необходимости разоружения.

Вторая концепция была прямо противоположной первой. Говоря о мире, руководство этих стран продолжало накапливать вооружение. При этом они старались убедить общественность в том, что все делается только лишь для того, чтобы обеспечить себе гарантию безопасности. Они подчеркивали, что не только потенциальные соперники, но и их союзники не желают разоружаться.

Теория коллективной безопасности

Принятая ранее Версальско-Вашингтонская система отношений между странами установила некоторое неравенство, касающееся распределения вооружений, а дальнейшие переговоры по этому поводу только усугубляли его. Но в 1925 году странам все же удалось подписать в Женеве протокол о запрете на применение бактериологического и химического оружия.

Кроме того, состоявшаяся в том же году, приняла систему гарантий государственных границ и ряд взаимных договоренностей держав о том, что все спорные вопросы между ними будут решаться только путем арбитража. Тогда казалось, что эти обязательства открывают широкий путь к установлению мирных отношений, а также к созданию теории коллективной безопасности.

Предложение Бриана

В это же время по всему миру ширилось новое массовое движение. Его целью было объявление всех войн вне закона. В англосаксонских странах это движение было особенно развитым. Поэтому тогдашний министр иностранных дел Франции Бриан, пойдя навстречу широкому общественному мнению, решил привлечь к разрешению европейских проблем Соединенные Штаты. Надо сказать, что это было сделано в противовес Великобритании.

В апреле 1927 года Бриан подписал обращение к американскому народу. В нем он предлагал составить договор между Францией и США, в котором говорилось о запрете использования военных действий как методе осуществления национальной политики. Фактически этот призыв был написан профессором Джеймсом Шотвеллом. С помощью этого договора французское правительство стремилось обеспечить своей политике благосклонное отношение всей мировой общественности, что помогло бы значительно укрепить позиции государства в Европе.

Продвижение проекта

Идею французского министра одобрил госсекретарь США Келлог. Но он предложил подписать не двусторонний договор, а многосторонний, и обратился с этим предложением к другим лидерам европейских государств. Германия была первой, кто поддержал американский проект.

Надо отметить, что предложение Келлога создавало некоторые юридические трудности для целого ряда стран, изъявивших желание вступить в Лигу Наций. Это касалось статьи 16-й. В ней говорилось, что в качестве санкций против страны-захватчика не исключено применение военной силы.

Пакт Бриана-Келлога вызвал самое большее недовольство у правительства Англии. Оно заявило, что не допустит и малейшего вмешательства кого бы то ни было в круг своих национальных интересов. Так, британские власти заранее оговорили свое право на ведение военных действий на территориях, имеющих особое значение для страны.

Также Англия была категорически не согласна с тем, чтобы в подписании участвовали государства, не получившие до сих пор всеобщего признания. Прежде всего, речь шла о молодой Стране Советов, так как годом ранее их дипломатические отношения были разорваны. Именно поэтому Англия была против того, чтобы Советский Союз подписывал пакт Бриана-Келлога. История России, а впоследствии и СССР, имеет немало фактов, свидетельствующих о том, что многие европейские государства относились к своему северному соседу с некоторой опаской и даже враждебностью.

Изменения в договоре

Вскоре представило новую редакцию проекта. Теперь пакт Бриана-Келлога 1928 г. предоставлял право на самооборону государств, но только в рамках уже существующих договоренностей. Лидеры Италии и Японии первыми поприветствовали такую редакцию документа и восприняли его как окончательное уничтожение возможности начала войны.

Через месяц госсекретарь США опубликовал свой обновленный проект и отослал его правительствам 14 стран. В нем он уточнял, что отказ от военных действий касается только отношений между державами, подписавшими договор. Все остальные страны не принимались во внимание. Дипломатическая переписка, касающаяся трактовки такого выражения, как «война вне закона», длилась в течение месяца.

Наконец, пакт Бриана-Келлога 27 августа 1928 г. был окончательно одобрен и подписан в Париже руководствами 15 государств. В этот список вошли США, Канада, Южная Африка, Германия, Франция, Бельгия, Австралия, Ирландия, Италия, Чехословакия, Великобритания, Новая Зеландия, Индия, Польша и Япония.

Что было в договоре

Сам документ складывался из вступления и двух основных статей. В первой говорилось о том, что стороны резко осуждают применение военных действий для решения различных международных разногласий и решительно отказываются от них как от инструмента для осуществления государственной политики. Во второй статье все стороны признавали, что для разрешения межгосударственных конфликтов и споров будут прибегать исключительно к мирным способам.

Широкие возможности

Кроме 15 держав, уже подписавшихся под соглашением, пакт Бриана-Келлога 1928 года давал право на присоединение к нему как полуколониальных, так и зависимых стран. 27 августа Соединенные Штаты разослали 48 государствам, не участвовавшим в переговорах, предложение о принятии условий договора.

СССР оказался первым из списка дополнительно приглашенных, который ратифицировал это международное соглашение. В феврале 1929 г. в Москве был принят протокол, в котором Советский Союз, Эстония, Латвия и Румыния, а чуть позже Иран, Литва и Турция объявляли о том, что у них вступает в силу пакт Бриана-Келлога. Для других стран договор вступал в силу с 24 июля, т.е. спустя полгода.

Значимость

Прежде всего, этот договор помог найти взаимопонимание таким государствам, как Германия и Франция. Когда немецкий канцлер Густав Штреземан приехал в Париж для того, чтобы подписать пакт Бриана-Келлога, то поставил вопрос об оккупированной на тот момент Рейнской области. Надо сказать, что отчасти он уже был решен Локарнскими соглашениями, но ограничивался статьями, содержащимися в В последнем документе говорилось, что оккупация должна была продлиться до 1935 года. По мнению канцлера, после ратификации договора присутствие иностранных солдат на немецкой территории уже не имело никакого смысла. Поэтому во время проведения было принято решение о выводе союзных войск из Рейнской области.

Необходимо отметить, что принятие пакта Бриана-Келлога имело большое общественное и моральное значение, а также способствовало значительному развитию межгосударственного права. Но, тем не менее, этот документ был всего лишь декларативным, он носил формальный характер. Подписав указанное соглашение, страны ничем не подкрепили свои обязательства отказаться от военных действий и не стали ограничивать Оговорки Англии и Франции не были зафиксированы в договоре, и на самом деле страны оставляли за собой право вести войну с целью самообороны.

1920‑е годы в международных отношениях характеризовались двумя противоречивыми процессами. С одной стороны, после Первой мировой войны с ее смертоносными новинками в области вооружения получили распространение пацифистские идеи, и каждая держава‑победительница громогласно заявляла о своем стремлении к миру и о необходимости разоружения.

С другой стороны, правительства продолжали гонку вооружений, убеждая общественность, что это делается исключительно потому, что партнеры и потенциальные соперники не хотят разоружаться, что, в свою очередь, требует гарантий безопасности. Версальско‑Вашингтонская система установила неравенство в распределении вооружений, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства. Впрочем, в 1925 г. странам удалось подписать Женевский протокол о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Локарнская конференция 1925 г. с ее системой гарантий границ и взаимными договоренностями держав о решении спорных вопросов путем арбитража, казалось, открывала путь к развитию мирных отношений, к созданию системы коллективной безопасности.

Массовое движение, целью которого было объявление войны вне закона, распространилось по всему миру, особенно сильны были антивоенные настроения в англосаксонских странах. Идя навстречу общественному мнению, а также намереваясь восстановить сопричастность Соединенных Штатов к решению европейских проблем (в противовес Англии), 6 апреля 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к американскому народу с призывом, вдохновленным и, по сути, написанным профессором Джеймсом Т. Шотвеллом из Колумбийского университета. Бриан предложил подписать франко‑американский договор, запрещающий использование войны как средства национальной политики. Французские правящие круги рассчитывали обеспечить этим договором благожелательное отношение мировой общественности к своей политике и тем самым укрепить позиции в Европе.

Одобрив в принципе идею Бриана, государственный секретарь США Ф. Келлог 28 декабря 1927 г. предложил заключить не двусторонний, а многосторонний договор. Он же ознакомил с этим предложением правительства европейских государств. Первой ответила Германия, которая в апреле 1928 г. поддержала американский проект.

Правда, предложение Келлога создавало юридические трудности для стран, вступивших в Лигу Наций и связанных возможностью применения статьи 16‑й, которая в отношении санкций против агрессора не исключала применения военной силы. Серьезные замечания сделало правительство Англии, которое категорически заявило, что не допустит какого‑либо вмешательства в район «особенного интереса» своей страны. Таким образом британские власти заранее обусловливали свое право на войну в таких районах как «способ самообороны» Британской империи. Кроме того, англичане отвергли возможность участия в подписания государств, «правительства которых еще не получили всеобщего признания». Речь, в первую очередь, шла об СССР, с которым Великобритания за год до того разорвала дипломатические отношения.

21 мая 1928 г. французское правительство предоставило свой контрпроект, обусловливая право «на законную самооборону в рамках существующих договоров». Правительства Японии и Италии приветствовали пакт как «полное уничтожение войны» и повторили французские замечания.

28 июня 1928 г. Келлог опубликовал новую ноту и пересмотренный проект договора 14 странам. Уточнялось, что отказ от войны касался отношений между участниками договора, а не между всеми странами. В результате длительной дипломатической переписки по вопросу трактовки понятия «война вне закона» 15 держав (США, Бельгия, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Ирландия, Индия, Германия, Италия, Польша, Франция, Чехословакия, Япония) подписали в Париже 27 августа 1928 г. «Пакт всеобщего отказа от войны».

Пакт Бриана–Келлога состоял из преамбулы и двух основных частей. В статье 1‑й стороны заявляли, что «осуждают использование войны для решения международных споров и отказываются от нее как от инструмента государственной политики». В статье 2‑й стороны признавали, что для «решения всех споров и конфликтов они будут стремиться прибегать только к мирным способам».

Универсальная форма пакта открывала возможности присоединения к нему зависимых и полуколониальных стран. Уже 27 августа США разослали приглашение присоединиться к пакту Бриана – Келлога 48 государствам, в том числе и СССР, не участвовавшему в переговорах. Именно Советский Союз первым среди дополнительно приглашенных ратифицировал договор. 9 февраля 1929 г. был подписан Московский протокол, в котором СССР, Латвия, Польша, Румыния, Эстония (а позже Литва, Иран и Турция) объявили о досрочном (не дожидаясь ратификации в других странах) вступлении в силу Парижского договора. Для остальных стран пакт Бриана – Келлога вступил в силу 24 июля 1929 г.

Подписание Парижского договора помогло нормализовать франко‑германские отношения. Во время визита в Париж для подписания пакта канцлер Штреземан поставил перед Брианом и Пуанкаре вопрос об оккупации Рейнской области, отчасти уже решенный Локарнскими соглашениями, но частично еще ограниченный статьями Версальского договора, предусматривавшего окончание оккупационного периода в 1935 г. По мнению Штреземана, после принятия пакта Бриана – Келлога присутствие иностранных войск на германской территории не имело больше никакого смысла. Во время Гаагской конференции в августе 1929 г. было решено, что эвакуация союзных войск из двух зон Рейнской области, все еще оккупированных ими, должна начаться в сентябре 1929 г. и завершиться до 30 июня 1930 г. Первыми должны были эвакуироваться бельгийские и английские войска, затем французские (американские оккупационные войска были выведены еще в 1923 г. после несостоявшейся ратификации Версальского договора сенатом Соединенных Штатов).

Хотя пакт Бриана – Келлога и имел большое моральное, общественное значение и способствовал развитию международного права, он носил декларативный и исключительно формальный характер. Государства не подкрепили свои намерения «отказаться от войны» обязательствами по разоружению или хотя бы ограничению гонки вооружений. Замечания Франции и Англии хоть и не вошли в текст договора, но оставляли, на самом деле, для них право на «войну в целях самообороны».