Общеупотребительные слова вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии.














«Кто такой "кочет"? - подумал Коля. – Поеду уж лучше на север». Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор! Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. - Это что же за дерево такое – ветла? - Иву у нас так называют. - А у нас её зовут лоза.




Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… У порога в дежке квас, Пахнет рыхлыми драченами, Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова являются диалектными? 15 Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти. Махотка - крынка Паз узкая щель между кирпичами и досками Драчёна кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; Драчёна кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; Дёжка деревянная кадка для теста


Выпишите из стихотворения А Яшина диалектизмы Родные слова Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева. Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, фыпики – снегири, Дежень, воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна.


Толковый словарь живого великорусского языка. В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.


Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.






Создаются: 1. Путем словообразования: гитарист 2.Заимствования из других языков: мольберт, палитра 3. Терминологическое значение общеупотребительных слов: горизонт - линия кажущегося соприкосновения с земной или водной поверхностью - круг действий, возможностей - (спец.) высота воды в реке или водоеме


Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой спец. (специальное), проф.(профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) техническое, мед. (медицинское), лингв. (лингвистическое) и т.п.. Например, ПЕНАЛЬТИ, нескл., м. Спорт. Штрафной удар по футбольным воротам с одиннадцати метров. Удачно пробить пенальти.


Миша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинный больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой складывает и обдерживает железными и деревянными обручами. Какая специальность у Мишиного отца? Какие слова помогли вам определить это?


Записать предложения. Выделить орфограммы. Подчеркнуть профессиональные слова. Гаврик поставил на корму садок для рыбы, сильно толкнул шаланду, разбежался, влез в нее и сел грести рядом с дедушкой. Дедушка перебрался через банки и стал рядом с внуком, и они начали в четыре руки травить мокрый конец перемета.


Оперативная группа выехала на место происшествия для проведения следственного эксперимента. В качестве понятых были приглашены соседи потерпевшего. Еще раз подробно опросили всех свидетелей. Однако все проведенные мероприятия не дали существенных результатов для дальнейшего продвижения дела. Выпишите профессионализмы. Что они означают? При необходимости обращайтесь к словарю.




Литература

>>Русский язык: Профессионализмы и термины. Урок развития речи. Аудирование с опорой на адаптированный монологический текст

Профессионализмы и термины. Урок развития речи. Аудирование с опорой на адаптированный монологический текст
Профессионллизмы и термины

Теория А

Отослано читателями из интернет-сайтов

Планы уроков русского языка, наибольшая библиотека рефератов , календарно-тематическое планирование русского языка, школьнику подготовиться к уроку, русский язык тесты ответы , задания и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания. Упр. 110. Учащиеся зачитывают составленные предложения. Обращается внимание на правильность употребления глаголов в зависимости от их лексического значения.

III. Словарный диктант.

Изобразительное искусство, багряные листья, сэкономить на покупках, беспомощная пичужка, развитой язык, положить на полку, новая типография, коллекция открыток, бордовые ягоды, мокрая терраса, старый солдат.

IV. Комментированное письмо.

Художники и скульпторы дизайнеры и архитекторы ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. 5 Благодаря им мы ра(с, сс)матрива..м статуи в музеях, любу..мся живописными полотнами, уд..вля..мся красоте ст..ринных п..строек. Раннее и совр..менное изобразительное 2 иску(с, сс)тво пор..жает нас. 4

V. Актуализация пройденного.

  • Что изучает лексикология?
  • Что такое лексическое значение слова? В каких словарях раскрываются лексические значения слов?
  • Как называются слова, значения которых известны всему народу? Приведите примеры таких слов.
  • Как называются такие слова, которые известны узкому кругу лиц и часто требуют пояснений? Можете привести примеры этих слов?

VI. Изучение нового материала.

1. Слово учителя и продолжение схемы в тетрадях для конспектов. К числу необщеупотребительной лексики относятся такие слова, которые используются представителями определённой профессии, специальности. Эти слова называются профессионализмами или профессиональными словами .

Так, например, слова брашпиль и такелаж свойственны речи матросов, а слова гризайль и парсуна употребляются, в основном, художниками.

2. Чтение теоретического материала на с. 60 учебника.

3. Работа с толковыми словарями. Поиск профессионализмов в толковом словаре.

4. Словарно-орфографическая работа.

Про фесс ия

Про фесс ио нальный

Про фесс ио нализм

5. Упр. 111 и словарно-орфографическая работа.

Иллю страция

Э кска вато р

6. Упр. 112. После комментария учителя упражнение выполняется учениками самостоятельно, затем осуществляется устная проверка: учащиеся называют исправленные группы слов и составленные предложения.

7. Чтение учеником теоретического материала на с. 62 учебника.

8. Упр. 113. После чтения стихотворения Н. Букина учащиеся отвечают на вопросы:

Приходим к выводу, что поэт, использовав в своём стихотворении слова-профессионализмы, сумел сделать так, что читателю сразу становится ясно, какой военной профессией владел тракторист

В заключение сообщим, что в литературных произведениях профессионализмы используются писателями для того, чтобы воссоздать соответствующую обстановку, дать речевую характеристику персонажей.

9. Работа с текстом.

Итак, профессионализмы используются также в текстах научного стиля. Перед вами текст, взятый из учебника биологии. Прочитайте его. Докажите, что текст написан в научном стиле речи. Назовите профессионализмы, встречающиеся в тексте.

Если хлеб пролежит несколько дней в тёплом влажном месте, на нём появляется белый пушистый налёт, который через некоторое время темнеет. Это пле́сневый гриб-сапрофит муко́р. Этот гриб часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе. Грибница мукора состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки с множеством ядер в цитоплазме.

Размножается мукор обрывками грибницы или спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих чёрных расширениях, похожих на головки, образуются споры. Эти головки называют спора́нгиями. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу.

10. Упр. 114, 115 (устно). После чтения отрывка из повести М. Фоминой «Летопись нашего двора» учащиеся отвечают на вопросы к упражнению. Выслушиваем точки зрения и их доказательства. Делаем вывод, что без профессиональных слов всё же не обойтись, иначе, например, если не разделять виды заболеваний, лечить их будет очень трудно, ведь не будет известен точный диагноз. Наука требует точности, и профессиональные слова в данном случае помогают врачам точнее называть болезни и выбирать правильное лечение.

УРОК № 5

Тема. Профессионализмы и термины. Работа над развитием и культурой речи. «Веселая семейка»

Цель: дать учащимся представление о профессиональной лексике, терминах и сфере их употребления; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.

ХОД УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

1. Объяснение учителя.

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорит. Наша обыденная речь строится прежде всего из общеупотребительных слов.

В речи есть слова, связанные с особенностями работы людей тот или иной специальности, профессии. Такие слова называются профессиональными, например: чертеж, циркуль; мотор, карбюратор, двигатель.

Лексическое значение профессиональных слов разъясняется в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. А значение наиболее употребительных профессиональных слов дается в толковых словарях. Иногда при них относится пометка спец. (что значит специальное); другие пометки указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн.- техническое; морск.- морское. Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным.

В речи необходимо различать термины, т.е. слова, обозначающие научные понятия, например: синоним, антоним, морфема (языкознание); эпитет, сравнение, басня, рассказ, повесть (литературоведение); прямая, касательная, окружность, вектор (математика) и т. д.

1. Распределительный диктант.

Профессиональные слова представителей разных профессий перемешались. Верните каждому из специалистов (фотограф, художник, столяр, музыкант) эго слова. При необходимости обращайтесь к словарю.

Палитра, проявитель, закрепитель, наждак, тубус, акварель, шрифт, фиксаж, мольберт, эстамп, гуашь, втулка, нота, негатив, стамеска, октава, зубило, аккорд, вокализ.

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 29-30.)

2. Работа с текстом.