» на тему «И. Токмакова. «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц. «Волк», Г. Кружков. «Ррры!» »


Урок 16

И. ТОКМАКОВА «МЫ ИГРАЛИ В ХОХОТУШКИ»,

Я. ТАЙЦ «ВОЛК», Г. КРУЖКОВ «РРРЫ!»

– познакомить учащихся с юмористическими произведениями;
– совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;
– формировать умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам;
– развивать умение анализировать произведения, речевые умения, память, внимание.

Оборудование : выставка книг с юмористическими произведениями; ребус; таблица со слогами; таблица-стихотворение «Марш лягушат».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Соберите из двух половинок пословицы и поговорки о весне:

– Объясните значение этих пословиц и поговорок.

III. Постановка цели урока.

– Прочтите слоги на одном выдохе:

ха-ха-ха хо-ха-хо
хе-хе-хе хи-хо-хи
хи-хи-хи хе-ха-хе
хо-хо-хо ха-хе-ха

– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?
– Любите ли вы смеяться?

Далее учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи», а учащиеся – слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».

– Ура! Как раз
Потехи час! –
Расхохотался Дикобраз –
Ха-ха!
– Хи-хи! – сейчас же подхватил
Весёлый Нильский Крокодил.
Ха-ха! Хи-хи!
–Хе-хе! – откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав. –
Хи-хи! Хе-хе …
На небо поднялась Луна –
Заулыбалась и она.
По всей земле: у вас, у нас –
Везде настал Потехе час!

– Что означает слово «потеха»?
– Объясните пословицу «Делу – время, а потехе – час».
– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите его название.

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение вступительной статьи к разделу.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?
– Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?
– Чем помогают такие произведения?
– Что такое юмор?

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

– Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями. Какие юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?

2. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки».

– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?

– Как вы думаете, о чем (о ком) расскажет нам автор?
– Прочтите слова, записанные на доске, шепотом, тихо, громко:

хохот смех
хохотал смешил
хохотала смеялись
хохотушка смешинка
захохочет посмеялись
перехохочет пересмеёт

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение И. Токмаковой.

– Вы любите играть в весёлые игры?
– В чем суть игры «Хохотушки»?
– Прочтите это стихотворение так, чтобы все услышали весёлый смех детей.

3. Знакомство с рассказом Я. Тайца «Волк».

– Как называется этот рассказ?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию к нему.
– Как вы думаете, о ком этот рассказ?
– Где будут происходить события?
– Прочтите рассказ вслух по цепочке.

Учащиеся читают.

– О ком этот рассказ?
– Как звали девочку?
– Где встретились Маша и волк?
– Зачитайте, какие вопросы задавала Маша волку.
– Понял ли волк, что говорит ему девочка?
– Почему Маша сделала вывод, что волку стало стыдно?
– Зачитайте, как волк «отвечал» на вопросы Маши.
– Что вы можете сказать о девочке? Какая она?
– Что происходило на самом деле, а что – в воображении девочки?
– Подготовьте выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям.

Физкультминутка

– Прочтите шуточное стихотворение, разучите его, пойте, играйте!

МАРШ ЛЯГУШАТ

Слова Галины Лебедевой

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворениями Г. Кружкова и Т. Собакина. Сравнительный анализ.

– Прочтите таблицу и дополните её:

ра-ра-ра начинается …
ры-ры-ры у ребят …
ро-ро-ро у нас новое …
ру-ру-ру продолжаем мы …
ре-ре-ре стоит домик на …
ри-ри-ри сидят на ветках …
ар-ар-ар кипит наш …
ор-ор-ор созрел красный …
ир-ир-ир мой папа …
арь-арь-арь на стене висит …
ра-ра-ра у мышки есть …
ре-ре-ре носим воду мы в …
ры-ры-ры ………….. …
ро-ро-ро ………….. …
ру-ру-ру ………….. …
ри-ри-ри ………….. …
ир-ир-ир ………….. …
ар-ар-ар ………….. …
ры-ры-ры ………….. …

– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами:

мол-вил – молвил
ра-зор-ву – разорву
рас-тер-за-ю – растерзаю
рас-пу-га-ю – распугаю

– Объясните значение слов:

молвил
– говорил
какаду – название птицы, которая живет в жарких странах

Учитель читает стихотворение.

– О ком это стихотворение?
– Почему поэт так необычно назвал свое произведение?
– Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание.
– Что помогло услышать эти слова?
– Почему лев был «просто ррррад»?
– Прочтите стихотворение, соблюдая знаки препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.
– Какой звук передает рычание льва?
– А какой звук передает голос жука? (Звук [ж].)
– Проверьте свой ответ, прочитав стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц» на с. 26–27 учебника (ч. 2).

Учащиеся читают самостоятельно.

– Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и «Немножко Необычное Нестихотворение» Т. Собакина?
– Что общего между звуками [р] и [ж]?
– Как вы думаете, почему автор в названии дает пояснение: «Немножко Необычное Нестихотворение»?
– Можно ли, читая, представить картину происходящего?
– Как этому помогают звуки?
– Прочтите стихотворение Т. Собакина выразительно, соблюдая знаки препинания.

2. Игры Деда Буквоеда.

– Как вы думаете: трудно ли придумывать шуточные стихотворения?
– Давайте попробуем вместе.

На доске название – «На острове Хохотании».

На весёлых островах
Ходят все на головах.
Там живут хохоталки
И хохотуны.
Они прокатили нас на смеховозе,
Смехоходе,
Смехо… (продолжите сами).

Игра «Мой улов – двадцать слов!».

В этих «вертолинах» можно поймать по двадцать слов. Начинаем с любой буквы и читаем только по часовой стрелке.

V. Итог урока.

– Как вы думаете, зачем писатели и поэты пишут весёлые произведения?
– Какое произведение понравилось больше всего? Почему?
– Прочтите слово по первым буквам изображенных предметов.


Ответ:юмор .

– Что обозначает слово «юмор»?
– Как называется новый раздел?

Домашнее задание: выразительное чтение понравившегося произведения.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Поэтесса и переводчица Ирина Токмакова подарила миру множество стихов и песен, рассчитанных для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Токмакова стала известна миру лишь благодаря своему мужу, отнесшему один из сборников ее стихов в печать. В дальнейшем именно этот сборник станет дебютной книгой поэтессы, преподнеся советским детям великолепного писателя, чьи истории продолжают радовать молодое поколение и в наши дни.

Особенности стихотворного стиля Ирины Петровны заключены не только в мягкости строк и красоте передаваемых образов, но и в самой системе постановки слов. Разработанная рифма позволяет доносить основной смысл произведения до юного человека посредством кратких, однако, точных предложений. Токмакова придает большое значение элементу сказочности, каждая из ее работ заключает в себе доступные для детского понимания эпитеты, что позволяют с легкостью перемешать воображение к желаемому фантазийному миру. Стихи поэтессы незримой нитью соединяют читателей двух веков, не акцентируя внимание на мировоззрениях старого периода. Именно эта позиция Ирины Петровны сделала каждую из работ независимой от годов и позволила ее творчеству свободно перетекать сквозь десятилетия, с тем же успехом покоряя сердца читателей.

«...детская душа умеет слышать звуки иных,

незнакомых нам миров, их поэзию, их гармонию»

Стихи Ирины Токмаковой подойдут для чтения самым маленьким ребятишкам. Так как многие стихи Токмаковой – это стихи-потешки.

Ирина Токмакова признавая свободолюбивый нрав детей, никогда в своих стихах не пытается их переучить, переделать. Все персонажи в стихах Ирины Токмаковой одушевленные, имеют свой характер. И это созвучно с детской психологией, ведь малыши склонны переносить человеческие качества и эмоции на любые предметы. В этом плане примечателен цикл стихов «Деревья», в котором каждое деревце ассоциируется с тем или иным ребенком: осинка мерзнет даже на солнышке, ива всегда плачет, крепкой силе дубка можно только позавидовать, березке нужно заплести косички и т.д.

В стихи Токмакова вкладывает не только положительные, но и отрицательные эмоции. Ее герои испытываю боль, они могут упрямиться и протестовать. Некоторые стихи написаны детским языком, что берет сомнение, что их написала взрослая женщина, а не карапуз. Получается это за счет того, что Токмакова использует характерные для детской речи конструкции фраз, детские поговорки.

Обязательно познакомьте своего малыша со !

Баиньки

Баиньки, баиньки,

Прибежали заиньки.

Сели на скамейку,

Попросили лейку,

Поливали огород,

Где капуста растет.

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

ПОИГРАЕМ

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит,

В нём мотор гудит:

Лягушки

Чьи там крики у пруда?

КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-КВА-су, простоКВАши,

Надоела нам вода!

Каша

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

Ай да суп!

Глубоко — не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка,

Картошка

И крупки немножко,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

Десять птичек — стайка

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развесёлый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Дождик

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И перестал.

Ручей

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал...

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал...

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул...

Увидел речку — прыг туда

И сразу утонул!

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам её спросить?


Кораблик

Летний ливень лужи налил –

Целые моря!

Дача встала у причала,

Бросив якоря.

Только мой корабль отважный

Борется с волной.

И неважно, что бумажный

Парус надо мной.

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

Сонный слон

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

Динь-дон. Динь-дон.

Яблонька

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая-пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной.

Купите лук

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка.

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

Тили — тили

Тили-тили-тили-тили,

Мы поводу не ходили,

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли,

Бело-набело отмыли.

Лишь головка одна

Вся черным-черна!

В чудной стране

В одной стране,

В чуднoй стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чуднoй стране…

Ты почему не веришь мне?

К нам по утрам приходит гном.

В Москве приходит, прямо в дом!

И говорит все об одном:

— Почаще мойте уши!

А мы кричим ему в ответ:

— Мы точно знаем, гномов нет! —

Смеется он: — Ну нет так нет, —

Вы только мойте уши!

Один дома

Я один остаюсь,

Я совсем не боюсь,

За окошком темно.

Это мне все равно.

Свет повсюду включу.

Посижу, помолчу.

Занавешу окно.

Папа с мамой — в кино.

Я один остаюсь.

Я совсем не боюсь.

Может, в кухню схожу.

За столом посижу.

К чаю пряники есть.

Но не хочется есть...

Кто — то в стенку стучит.

Телевизор молчит.

Я в ответ постучу.

Телевизор включу,

Время быстро пройдет,

К нам чужой не зайдет.

Холодильник урчит.

Кто — то в стенку стучит.

Папа с мамой в кино

Очень — очень давно...

Усни-трава

Дальний лес стоит стеной,

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят усни-трава

Знает сонные слова;

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы:

Пусть тебе усни-трава

Скажет сонные слова.

Котята

На свете есть котята –

Касьянка, Том и Плут.

И есть у них хозяйка,

Не помню, как зовут.

Она котятам варит

Какао и компот

И дарит им игрушки

На каждый Новый год.

Котята ей находят

Пропавшие очки

И утром поливают

Укроп и кабачки.

Котят купить просили

Продукты на обед.

Они сходили в город

И принесли… конфет.

Натерли пол на кухне

Касьянка, Том и Плут,

Сказали: «Будет кухня –

Совсем замерзший пруд».

И весело катались

По кухне на коньках.

Хозяйка от испуга

Сказала только: «Ах!»

Котята за капустой

Ходили в огород.

Там у капустных грядок

Им повстречался крот.

Весь день играли в жмурки

Котята и кроты.

А бедная хозяйка

Грустила у плиты.

Косили на опушке

Касьянка, Плут и Том.

Нашли в траве щегленка

С оторванным хвостом.

Они снесли больного

К щеглихе-маме в лес

И сделали припарки,

Примочки и компресс.

Ходили как-то к речке

Касьянка, Том и Плут,

Проверить, хорошо ли

В ней окуни живут.

Приходят, а у речки

Лежит стрик судак

И до воды добраться

Не может сам никак.

Скорей беднягу в воду

Забросили они

И крикнули вдогонку:

«Смотри не утони!»

Сказала раз хозяйка:

«Схожу куплю букварь,

Неграмотный котенок –

Невежда и дикарь».

И в тот же вечер дружно

Уселись за столы

И выучили буквы

Касьянка, Плут и Том.

А после, взявши ручки

И три карандаша,

Такое сочинили

Послание мышам:

«Эй, мыши-шебуршиши,

Бегите из-под крыши,

Бегите из подвала,

Пока вам не попало».

И подписались все потом:

«Касьянка, Плут и Том».

Букваринск

Был на речке на Чернильной

Город маленький, не пыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный,

Незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

А — аптекарь,

Б — бочар,

В — валяльщик,

Г — гончар,

Д — дробильщик здоровенный,

Е — ефрейтор, он военный,

Ж — жестянщик-простачок,

З — закройщик-старичок,

И — историк бородатый,

К — красильщик франтоватый,

Л — лудильщик,

М — маляр,

Н — носильщик,

О — овчар,

П — писатель,

Р — радист,

С — сапожник,

Т — турист,

У — бесстрашный укротитель,

Ф — чудак фотолюбитель,

Х — художник-баталист,

Ц — известный цимбалист,

Ч — чудесный часовщик,

Ш — шофер, большой шутник,

Щ — щенок его Букетик,

Э — электрик-энергетик,

Я – это я, мои друзья!

Это далеко не все стихи Токмаковой для детей, чтобы не пропустить новые подпишитесь на обновления сайта, заполнив форму ниже.

Литературное чтение
Тема урока: И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»
Цель деятельности педагога: познакомить учащихся с юмористическими произведениями.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам; умение выразительно читать целыми словами.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение самостоятельно пользоваться словарем, справочником, энциклопедией; обогащение представлений об окружающем мире.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать героев литературных произведений, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Образовательные ресурсы: выставка книг с юмористическими произведениями; ребус; таблица со слогами; таблица-стихотворение «Марш лягушат».
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Соберите из двух половинок пословицы и поговорки о весне:
Весна-красна год хлебородный.
Май холодный лето в гости ожидает.
Май лес наряжает чудес полна.
В мае не с одного неба не будешь голодный.
Май холодный а и из-под земли тепло идёт.
– Объясните значение этих пословиц и поговорок.
– Высказывания о стихах с опорой на ответы со с. 78 (часть 1).
II. Постановка цели урока.
– Прочтите слоги на одном выдохе:
ха-ха-ха хо-ха-хо
хе-хе-хе хи-хо-хи
хи-хи-хи хе-ха-хе
хо-хо-хо ха-хе-ха
– Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?
– Любите ли вы смеяться?
Далее учитель читает стихотворение Б. Заходера «Час потехи»; учащиеся читают слоги «ха-ха», «хи-хи», «хе-хе».
– Ура! Как раз
Потехи час! –
Расхохотался Дикобраз, –
Ха-ха!
– Хи-хи! – сейчас же подхватил
Весёлый Нильский Крокодил,
Ха-ха! Хи-хи!
–Хе-хе! – откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав. –
Хи-хи! Хе-хе
На небо поднялась Луна –
Заулыбалась и она.
По всей земле: у вас, у нас –
Везде настал потехи час!

– Что означает слово «потеха»?
– Объясните пословицу «Делу время, а потехе час».
– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите его название.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение вступительной статьи к разделу.
– Прочтите диалог авторов учебника с читателями на с. 4 (часть 2).
Учащиеся читают вслух по цепочке.
– Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?
– Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?
– Чем помогают такие произведения?
– Что такое юмор?
Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.
– Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями. Какие юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?
2. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?

– Как вы думаете, о чём (о ком) расскажет нам автор?
Прочтите слова, записанные на доске, шёпотом, тихо, громко:
хохот смех
хохотал смешил
хохотала смеялись
хохотушка смешинка
захохочет посмеялись
перехохочет пересмеёт
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение И. Токмаковой.
– Вы любите играть в весёлые игры?
– В чём суть игры «Хохотушки»?
– Прочтите это стихотворение так, чтобы все услышали весёлый смех детей.
3. Знакомство с рассказом Я. Тайца «Волк».
– Как называется этот рассказ?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию к нему.
– Как вы думаете, о ком этот рассказ?
– Где будут происходить события?
– Прочтите рассказ вслух по цепочке.
Учащиеся читают.
– О ком этот рассказ?
– Как звали девочку?
– Где встретились Маша и волк?
– Зачитайте, какие вопросы задавала Маша волку.
– Понял ли волк, что говорит ему девочка?
– Почему Маша сделала вывод, что волку стало стыдно?
– Зачитайте, как волк «отвечал» на вопросы Маши.
– Что вы можете сказать о девочке? Какая она?
– Что происходило на самом деле, а что – в воображении девочки?
– Подготовьте выразительное чтение по ролям.
Учащиеся читают по ролям.
IV. Продолжение изучения нового материала.
Знакомство со стихотворениями Г. Кружкова и Т. Собакина. Сравнительный анализ.
Эвристическая беседа.
– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами:
мол-вил – молвил
ра-зор-ву – разорву
рас-тер-за-ю – растерзаю
рас-пу-га-ю – распугаю
– Объясните значение слов:
Молвил – говорил.
Какаду – название птицы, которая живет в жарких странах.
Учитель читает стихотворение.
– О ком это стихотворение?
– Почему поэт так необычно назвал своё произведение?
– Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание.
– Что помогло услышать эти слова?
– Почему лев был «просто ррррад»?
– Прочтите стихотворение, соблюдая знаки препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.
– Какой звук передаёт рычание льва? (Звук р.)
– А какой звук передаёт голос жука? (Звук ж.)
– Проверьте свой ответ, прочитав стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц» на с. 26–27 учебника (часть 2).
Учащиеся читают самостоятельно.
– Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и «Немножко Необычное Нестихотворение» Т. Собакина?
– Что общего между звуками р и ж?
– Как вы думаете, почему автор в названии дает пояснение: «Немножко Необычное Нестихотворение»?
– Можно ли, читая, представить картину происходящего?
– Как этому помогают звуки?
– Прочтите стихотворение Т. Собакина выразительно, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Как вы думаете, зачем писатели и поэты пишут весёлые произведения?
– Какое произведение понравилось больше всего? Почему?
– Что обозначает слово «юмор»?
– Как называется новый раздел?
Внеурочная деятельность: выразительное чтение понравившегося произведения.

Цел и:

Познакомить учащихся с юмористическими произведениями;

Совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;

Развивать умение анализировать произведения, речевые умения, память, внимание.

Оборудовани е: выставка книг с юмористическими произведениями; ребус; таблица со слогами; таблица-стихотворение «Марш лягушат».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Соберите из двух половинок пословицы и поговорки о весне:

Объясните значение этих пословиц и поговорок.

III. Постановка цели урока.

Прочтите слоги на одном выдохе:

ха-ха-ха хо-ха-хо

хе-хе-хе хи-хо-хи

хи-хи-хи хе-ха-хе

хо-хо-хо ха-хе-ха

Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?

Любите ли вы смеяться?

Ура! Как раз

Потехи час! -

Расхохотался Дикобраз -

Ха-ха!

Хи-хи! - сейчас же подхватил

Весёлый Нильский Крокодил.

Ха-ха! Хи-хи!

Хе-хе! - откликнулся Жираф,

Высоко голову задрав. -

Хи-хи! Хе-хе …

На небо поднялась Луна -

Заулыбалась и она.

По всей земле: у вас, у нас -

Везде настал Потехе час!

Что означает слово «потеха»?

Объясните пословицу «Делу - время, а потехе - час».

Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите его название.

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение вступительной статьи к раздел у.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?

Как вы думаете, для чего сочиняют весёлые рассказы?

Чем помогают такие произведения?

Что такое юмор?

Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями. Какие юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?

2. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки».

Прочтите название стихотворения.

Как вы думаете, о чем (о ком) расскажет нам автор?

Прочтите слова, записанные на доске, шепотом, тихо, громко:

хохотсмех

хохоталсмешил

хохоталасмеялись

хохотушка смешинка

захохочет посмеялись

перехохочетпересмеёт

ЗаранееподготовленныеучащиесячитаютстихотворениеИ. Токмаковой.

Вы любите играть в весёлые игры?

В чем суть игры «Хохотушки»?

Прочтите это стихотворение так, чтобы все услышали весёлый смех детей.

3. Знакомство с рассказом Я. Тайца «Волк».

Как называется этот рассказ?

Рассмотрите иллюстрацию к нему.

Как вы думаете, о ком этот рассказ?

Где будут происходить события?

Прочтите рассказ вслух по цепочке.

Учащиеся читают.

О ком этот рассказ?

Как звали девочку?

Где встретились Маша и волк?

Зачитайте, какие вопросы задавала Маша волку.

Понял ли волк, что говорит ему девочка?

Почему Маша сделала вывод, что волку стало стыдно?

Зачитайте, как волк «отвечал» на вопросы Маши.

Что вы можете сказать о девочке? Какая она?

Что происходило на самом деле, а что - в воображении девочки?

Подготовьте выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям.

Физкультминутка

Прочтите шуточное стихотворение, разучите его, пойте, играйте!

Марш лягушат

Слова Галины Лебедевой

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворениями Г. КружковаиТ. Собакина. Сравнительный анали з.

Прочтите таблицу и дополните её:

ра-ра-раначинается …

ры-ры-ры у ребят …

ро-ро-роу нас новое …

ру-ру-ру продолжаем мы …

ре-ре-ре стоит домик на …

ри-ри-рисидят на ветках …

ар-ар-аркипит наш …

ор-ор-орсозрел красный …

ир-ир-ирмой папа …

арь-арь-арь на стене висит …

ра-ра-рау мышки есть …

ре-ре-реносим воду мы в …

ры-ры-ры ………….. …

ро-ро-ро………….. …

ру-ру-ру………….. …

ри-ри-ри………….. …

ир-ир-ир………….. …

ар-ар-ар………….. …

ры-ры-ры ………….. …

Как называется это произведение?

Рассмотрите иллюстрацию к этому стихотворению.

Как вы думаете, о ком это произведение?

Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами:

мол-вил - молвил

ра-зор-ву - разорву

рас-тер-за-ю - растерзаю

рас-пу-га-ю - распугаю

Объясните значение слов:

молвил - говорил

какаду - название птицы, которая живет в жарких странах

Учитель читает стихотворение.

О ком это стихотворение?

Почему поэт так необычно назвал свое произведение?

Прочтите слова, в которых повторяется это буквосочетание.

Что помогло услышать эти слова?

Почему лев был «просто ррррад»?

Прочтите стихотворение, соблюдая знаки препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.

Какой звук передает рычание льва?

Проверьте свой ответ, прочитав стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц» на с. 26-27 учебника (ч. 2).

Учащиеся читают самостоятельно.

Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и «Немножко Необычное Нестихотворение» Т. Собакина?

Что общего между звуками [р] и [ж]?

Можно ли, читая, представить картину происходящего?

Как этому помогают звуки?

Прочтите стихотворение Т. Собакина выразительно, соблюдая знаки препинания.

2. Игры Деда Буквоед а.

Как вы думаете: трудно ли придумывать шуточные стихотворения?

Давайте попробуем вместе.

На доске название - «На острове Хохотании».

На весёлых островах

Ходят все на головах.

Там живут хохоталки

И хохотуны.

Они прокатили нас на смеховозе,

Смехоходе,

Смехо… (продолжите сами) .

Игра «Мой улов - двадцать слов!».

В этих «вертолинах» можно поймать по двадцать слов. Начинаем с любой буквы и читаем только по часовой стрелке.


V. Итог урока.

Каквыдумаете,зачемписателиипоэтыпишутвесёлыепроизведения?

Какое произведение понравилось больше всего? Почему?

Прочтите слово по первым буквам изображенных предметов.


Отве т: юмор.

Что обозначает слово «юмор»?

Как называется новый раздел?

Домашнее задание: выразительноечтениепонравившегосяпроизведения.