Сущность мировоззрения Тютчева основывалась на столкновении противоположностей: любовь - ненависть, зло-добро, жизнь - смерть.

Стихотворение «Близнецы», написано в период страстной, но несчастной любви к Е. Денисьевой, относится к стихотворениям, основанным на слиянии противоположности.

Все стихотворение строится на противоположностях, выстроенных на грамматической и смысловой основе.

Композиция стихотворения состоит из четырех четверостиший. Начинается произведение с жизнеутверждающего слова «есть», которое в контексте стихотворения воспринимается как некий закон бытия: мир существует, мы есть в мире. Далее поэт говорит о божественном законе, который играет огромную роль: в мире есть два божества - Смерть и Сон. Автор сравнивает эти два божества, понимая, что они не могут существовать друг без друга, близки друг к другу как брат с сестрой, но при этом очень различны, что бывает и в обычной жизни во взаимоотношениях близнецов и двойняшек. Близнецы обычно схожи внешне, но различны по характеру, как будто дополняя друг друга. Это вертикаль Бытие - Небытие, Космос - Человек.

Второе четверостишие тоже начинается со слова «есть», но дальше идет характеристика других близнецов, сотканных из противоречий, при этом находящихся в родстве.

Третье четверостишие - попытка раскрыть читателю тайну воздействия на человека союза этих близнецов. Тютчев вновь употребляет метонимию - часть вместо целого, сходство очень узнаваемо, но читатель напряжен, загружен мыслями, потому что в этом четверостишии много определений, хранящих в себе судьбоносный смысл.

Тютчев считает, что у счастья нет будущего, все предопределено заранее, но нет и у счастливых прошлого, это всего лишь иллюзии. Счастливый человек живет сегодняшним днем, не думая ни о том, что было, ни о том, что может быть. Он наслаждается тем, что есть.

Поэтому и любовь в понимании поэта - синоним самоубийства. Влюбленный человек счастлив сегодня, но у любви нет завтра и нет вчера. В случае расставания лишь человек будет вспоминать то, что было и представлять, что могло бы быть.

В мире существует лишь сон и смерть. Все остальное иллюзии.

В своем стихотворении Тютчев заглядывает в любовь будто в бездну роковую, ведь раз любовь и самоубийство - одно и то же, любовь - страшный грех. Поэт через Слово пытается показать читателю, что лишь в глубине души, иногда почти интуитивно, на уровне сознания, происходит осознание всего неуловимого, непостижимого разумом.

Созданное в романтическом стиле, стихотворение в жанре лирического фрагмента относится к философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему дуальности мироустройства, его занимает взаимодействие полярных сил, одновременно сообразных друг другу и обращенных друг против друга. Основной темой произведения является соседство любви и смерти, трагическая окраска любви. Поэтическое пространство стихотворения, являющегося развернутой антитезой, построено на противоположностях: жизнь – смерть, смерть – сон.

Стихотворение состоит из 4 строф-четверостиший. Его композиция включает две неравные по объему части. В первой части (ее составляет первая строфа) обозначается первая чета – Смерть и Сон, и утверждается их родство: «Есть близнецы – для земнородных// Два божества – То Смерть и Сон». При безусловном их внутреннем различии Смерть и Сон поразительно похожи внешне: им присущи одинаковые черты (кротость и угрюмость), но в разной степени.

Вторая часть стихотворения, включающая вторую, третью и четвертую строфы, посвящена характеристике неразрывного союза Любви и Самоубийства. Во второй строфе, контрастной по отношению к первой строфе, утверждается красота и обаяние другой «прекрасной четы». В третьей строфе Тютчев, подчеркивая «кровность» этого союза, снова сближает первую и вторую пару. «Не случайный» союз обладает особой, «неразрешимой тайной», столь притягательной для людских сердец.

Кульминацией стихотворения является завершающая строфа, в которой раскрываются имена этой пары – Самоубийство и Любовь. Особое синтаксическое построение строфы – она представляет собой одно сложное восклицательное предложение – подчеркивает упоение поэта этой четой. Эта пара увлекает и чувства, и разум человека в губительный водоворот. Стирая грань различий, поэт соединяет несоединимое. При разном внешнем облике Самоубийство и Любовь имеют внутреннее сходство. Любовь для Тютчева – это адская бездна, и за смертный грех самоубийства человек тоже направляется в ад.

Стихотворение написано характерным для поэта четырехстопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использует перекрестную (для первой, третьей и четвертой строф) и охватную (во второй строфе) рифмовку.

Произведение насыщено такими выразительными средствами, как сравнения («как брат с сестрою…») и эпитеты («роковые дни», «неразрешимой тайной»). Тютчев использовал в «Близнецах» разнообразные стилистические приемы: метонимию, антитезу («прекрасней - ужасней», «кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней//И обаянья нет ужасней»).

Более новые статьи:

«Близнецы» Ф.Тютчев

«Близнецы» Фёдор Тютчев

Есть близнецы — для земнородных
Два божества,- то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Но есть других два близнеца —

И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…


И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»

В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850-51 гг.

Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности абсолюта. Автора интересует не только различие, но и сходство противоречий. С помощью художественного слова поэт передает собственное убеждение о двойственной модели мира.

Художественное пространство стихотворения «населяют» две пары близнецов, в качестве которых выступают антропоморфические образы чувств и особых человеческих состояний. О героях, составляющих первую пару, сообщается в начальном катрене. Смерть и Сон «дивно» похожи, и ощущение подобия поддерживается сравнением персонажей с сестрой и братом. Лирический субъект отмечает и различия: Смерть более угрюма, а ее «двойник» отличается покорным и мягким нравом.

Центральная и финальная части произведения посвящены изображению второй пары, однако герой скрывает имена ее членов. Интрига сохраняется до финальной строки, служащей развязкой и ключом к пониманию поэтического текста.
Самоубийство и Любовь - «чета» одновременно прекрасная и ужасная, таинственная и роковая. Лирический субъект утверждает их кровное родство и неслучайность союза. Вторая пара близнецов наделяется особой властью, для обозначения которой автор использует лексемы «обаянье», «обворожают». Мощная искушающая сила противоречивой четы доступна человеческим душам, находящимся в особом возбужденном состоянии, которое именуется «избытком ощущений». Характеристику дополняет очередная антитеза, объединяющая два фразеологизма: «кипит и стынет кровь».

Противоречивость влияния Самоубийства и Любви передается оксюмороном «ужасное обаянье», а также антонимами и антитезами. Власть хаоса над «земнородными» сродни действию божественных сил: она устрашает и привлекает тайной, не разрешимой для человеческого разума.

Особенности стиля поэтического текста отражают не только противоречивость понятий-персонажей, но и стремление лирического «я» к анализу их свойств. Подобное намерение демонстрирует ряд кратких прилагательных в сравнительной степени.

«Близнецы», анализ стихотворения Тютчева

Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году.

Созданное в романтическом стиле . стихотворение в жанре лирического фрагмента относится к философской лирике . В нем поэт развивает важнейшую для себя тему дуальности мироустройства, его занимает взаимодействие полярных сил, одновременно сообразных друг другу и обращенных друг против друга. Основной темой произведения является соседство любви и смерти, трагическая окраска любви. Поэтическое пространство стихотворения, являющегося развернутой антитезой, построено на противоположностях: жизнь – смерть, смерть – сон.

Стихотворение состоит из 4 строф-четверостиший. Его композиция включает две неравные по объему части. В первой части (ее составляет первая строфа) обозначается первая чета – Смерть и Сон, и утверждается их родство: «Есть близнецы – для земнородных// Два божества – То Смерть и Сон» . При безусловном их внутреннем различии Смерть и Сон поразительно похожи внешне: им присущи одинаковые черты (кротость и угрюмость), но в разной степени.

Вторая часть стихотворения . включающая вторую, третью и четвертую строфы, посвящена характеристике неразрывного союза Любви и Самоубийства. Во второй строфе, контрастной по отношению к первой строфе, утверждается красота и обаяние другой «прекрасной четы» . В третьей строфе Тютчев, подчеркивая «кровность» этого союза, снова сближает первую и вторую пару. «Не случайный» союз обладает особой, «неразрешимой тайной» . столь притягательной для людских сердец.

Кульминацией стихотворения является завершающая строфа, в которой раскрываются имена этой пары – Самоубийство и Любовь. Особое синтаксическое построение строфы – она представляет собой одно сложное восклицательное предложение – подчеркивает упоение поэта этой четой. Эта пара увлекает и чувства, и разум человека в губительный водоворот. Стирая грань различий, поэт соединяет несоединимое. При разном внешнем облике Самоубийство и Любовь имеют внутреннее сходство. Любовь для Тютчева – это адская бездна, и за смертный грех самоубийства человек тоже направляется в ад.

Стихотворение написано характерным для поэта четырехстопным ямбом . двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использует перекрестную (для первой, третьей и четвертой строф) и охватную (во второй строфе) рифмовку.

Произведение насыщено такими выразительными средствами, как сравнения («как брат с сестрою…» ) и эпитеты («роковые дни» . «неразрешимой тайной» ). Тютчев использовал в «Близнецах» разнообразные стилистические приемы . метонимию, антитезу («прекрасней - ужасней» . «кипит и стынет кровь» ), анафору («И в мире нет четы прекрасней//И обаянья нет ужасней» ).

Стихотворение «Близнецы» - отражение тютчевского двойственного мироощущения, при котором и любовь воспринимается поэтом как одновременно прекрасное и страшное чувство.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Близнецы» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Близнецы» было написано Ф.И. Тютчевым в начале 50-х годов. Впервые опубликовано – в 1886 году. В 1857 году поэт по памяти вписал это произведение в альбом Н.В. Гербеля, поэта и переводчика. Текст этой редакции отличался от традиционной и, по мнению исследователей, явно уступал ей в художественном отношении. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. Основная тема – трагическая окраска лучших человеческих чувств, соседство любви и смерти.

Стихотворение развивает идею полярности и дуализма мира, прочно занявшую свое место в художественном мире Тютчева. В первой строфе поэт утверждает родство двух явлений – Сна и Смерти:

Есть близнецы – для земнородных
Два божества, – то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных -
Она угрюмей, кротче он…

Характерно, что сравнение здесь не является абсолютным: кротость и угрюмость присущи обоим этим явлениям, то есть они очень близки. Вместе с тем, они и далеки друг от друга. Это не двойники, они не повторяют друг друга, а скорее спорят. Один женского рода, другой мужского. Каждый имеет свое значение. Хоть они и совпадают, они же и враждуют.

Во второй строфе поэт обращается к другой «чете», отмечая ее обаянье для людских сердец. И в этом смысле вторая строфа как будто противопоставлена первой. Это подчеркнуто и союзом «но», стоящим вначале:

Но есть других два близнеца -
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца…

Эти стихи уже звучат иначе. Здесь мы слышим страстное утверждение губительной красоты и обаянья этой четы.

Но затем это противопоставление снимается. В третьей строфе поэт называет союз Любви и Самоубийства «кровным, не случайным». Так, мы вновь возвращаемся к первой строфе, вспоминая о кровном родстве («брат с сестрою»). И здесь уже поэт сближает первую и вторую пару:

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

Тайна эта – в самой крепости этого союза, в их кровных, нерасторжимых узах. Тайна эта – неразрешима. Именно поэтому она так привлекательна для людских сердец.

Четвертая строфа является кульминационной в развитии этой темы. Поэт уже не скрывает своего восторга этой четой, своей упоенности. Эти чувства подчеркнуты восклицательной интонацией и напряженным синтаксическим строем строфы, представляющей собой одно сложное предложение:

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!

Здесь явно звучат романтические мотивы, мы вновь вспомним пушкинские строки:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья.

Самоубийство и Любовь влекут к себе и ум, и чувства человека. Как точно замечает Я.О. Зунделович, «если чета эта прежде всего берет в плен человеческие сердца, то воздействует она… и на разум, увлекая его очарованием неразрешенной тайны: все существо человека оказывается вовлеченным в губительный водоворот, где и разум, и чувства одинаково становятся игрушкой. Так утверждает Тютчев роковую слитность интеллектуального и эмоционального в миги, когда человек охвачен «избытком ощущений»».

Композиционно произведение делится на две части. Первая часть – обозначение первой четы – Смерти и Сна. Вторая часть – характеристика и анализ неразрывного союза Самоубийства и Любви.

Стихотворение написано катренами, рифмовка – перекрестная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в роковые дни»), сравнение («Как брат с сестрою дивно сходных…»), антитезу («Когда кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней»).

Стихотворение «Близнецы» отражает мироощущение Тютчева. Переживание поэтом любви мы должны рассматривать в контексте его общего мироощущения. Любовь для него – это всегда трагедия, гибель, «поединок роковой», «когда кипит и стынет кровь». Общее ощущение двойственности, полярности мира пронизывает у Тютчева и это чувство, прекрасное и страшное одновременно.

Послушайте стихотворение Тютчева Близнецы

Соседние темы

Картинка Близнецы

Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году.

Созданное в романтическом стиле, стихотворение в жанре лирического фрагмента относится к философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему дуальности мироустройства, его занимает взаимодействие полярных сил, одновременно сообразных друг другу и обращенных друг против друга. Основной темой произведения является соседство любви и смерти, трагическая окраска любви. Поэтическое пространство стихотворения, являющегося развернутой антитезой, построено на противоположностях: жизнь – смерть, смерть – сон.

Стихотворение состоит из 4 строф-четверостиший. Его композиция включает две неравные по объему части. В первой части (ее составляет первая строфа) обозначается первая чета – Смерть и Сон, и утверждается их родство: «Есть близнецы – для земнородных// Два божества – То Смерть и Сон». При безусловном их внутреннем различии Смерть и Сон поразительно похожи внешне: им присущи одинаковые черты (кротость и угрюмость), но в разной степени.

Вторая часть стихотворения, включающая вторую, третью и четвертую строфы, посвящена характеристике неразрывного союза Любви и Самоубийства. Во второй строфе, контрастной по отношению к первой строфе, утверждается красота и обаяние другой «прекрасной четы». В третьей строфе Тютчев, подчеркивая «кровность» этого союза, снова сближает первую и вторую пару. «Не случайный» союз обладает особой, «неразрешимой тайной», столь притягательной для людских сердец.

Кульминацией стихотворения является завершающая строфа, в которой раскрываются имена этой пары – Самоубийство и Любовь. Особое синтаксическое построение строфы – она представляет собой одно сложное восклицательное предложение – подчеркивает упоение поэта этой четой. Эта пара увлекает и чувства, и разум человека в губительный водоворот. Стирая грань различий, поэт соединяет несоединимое. При разном внешнем облике Самоубийство и Любовь имеют внутреннее сходство. Любовь для Тютчева – это адская бездна, и за смертный грех самоубийства человек тоже направляется в ад.

Стихотворение написано характерным для поэта четырехстопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использует перекрестную (для первой, третьей и четвертой строф) и охватную (во второй строфе) рифмовку.

Произведение насыщено такими выразительными средствами, как сравнения («как брат с сестрою…») и эпитеты («роковые дни», «неразрешимой тайной»). Тютчев использовал в «Близнецах» разнообразные стилистические приемы: метонимию, антитезу («прекрасней - ужасней», «кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней//И обаянья нет ужасней»).

Стихотворение «Близнецы» - отражение тютчевского двойственного мироощущения, при котором и любовь воспринимается поэтом как одновременно прекрасное и страшное чувство.

Стихотворение «Близнецы»

Есть близнецы - для земнородных
Два божества - то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных -
Она угрюмей, кротче он...

Но есть других два близнеца -
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца...

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!

Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году.

Созданное в романтическом стиле , стихотворение в жанре лирического фрагмента относится к философской лирике . В нем поэт развивает важнейшую для себя тему дуальности мироустройства, его занимает взаимодействие полярных сил, одновременно сообразных друг другу и обращенных друг против друга. Основной темой произведения является соседство любви и смерти, трагическая окраска любви. Поэтическое пространство стихотворения, являющегося развернутой антитезой, построено на противоположностях: жизнь – смерть, смерть – сон.

Стихотворение состоит из 4 строф-четверостиший. Его композиция включает две неравные по объему части. В первой части (ее составляет первая строфа) обозначается первая чета – Смерть и Сон, и утверждается их родство: «Есть близнецы – для земнородных// Два божества – То Смерть и Сон» . При безусловном их внутреннем различии Смерть и Сон поразительно похожи внешне: им присущи одинаковые черты (кротость и угрюмость), но в разной степени.

Вторая часть стихотворения , включающая вторую, третью и четвертую строфы, посвящена характеристике неразрывного союза Любви и Самоубийства. Во второй строфе, контрастной по отношению к первой строфе, утверждается красота и обаяние другой «прекрасной четы» . В третьей строфе Тютчев, подчеркивая «кровность» этого союза, снова сближает первую и вторую пару. «Не случайный» союз обладает особой, «неразрешимой тайной» , столь притягательной для людских сердец.

Кульминацией стихотворения является завершающая строфа, в которой раскрываются имена этой пары – Самоубийство и Любовь. Особое синтаксическое построение строфы – она представляет собой одно сложное восклицательное предложение – подчеркивает упоение поэта этой четой. Эта пара увлекает и чувства, и разум человека в губительный водоворот. Стирая грань различий, поэт соединяет несоединимое. При разном внешнем облике Самоубийство и Любовь имеют внутреннее сходство. Любовь для Тютчева – это адская бездна, и за смертный грех самоубийства человек тоже направляется в ад.

Стихотворение написано характерным для поэта четырехстопным ямбом , двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использует перекрестную (для первой, третьей и четвертой строф) и охватную (во второй строфе) рифмовку.

«Близнецы» Фёдор Тютчев

Есть близнецы — для земнородных
Два божества,- то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»

В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850-51 гг.

Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности абсолюта. Автора интересует не только различие, но и сходство противоречий. С помощью художественного слова поэт передает собственное убеждение о двойственной модели мира.

Художественное пространство стихотворения «населяют» две пары близнецов, в качестве которых выступают антропоморфические образы чувств и особых человеческих состояний. О героях, составляющих первую пару, сообщается в начальном катрене. Смерть и Сон «дивно» похожи, и ощущение подобия поддерживается сравнением персонажей с сестрой и братом. Лирический субъект отмечает и различия: Смерть более угрюма, а ее «двойник» отличается покорным и мягким нравом.

Центральная и финальная части произведения посвящены изображению второй пары, однако герой скрывает имена ее членов. Интрига сохраняется до финальной строки, служащей развязкой и ключом к пониманию поэтического текста.
Самоубийство и Любовь - «чета» одновременно прекрасная и ужасная, таинственная и роковая. Лирический субъект утверждает их кровное родство и неслучайность союза. Вторая пара близнецов наделяется особой властью, для обозначения которой автор использует лексемы «обаянье», «обворожают». Мощная искушающая сила противоречивой четы доступна человеческим душам, находящимся в особом возбужденном состоянии, которое именуется «избытком ощущений». Характеристику дополняет очередная антитеза, объединяющая два фразеологизма: «кипит и стынет кровь».

Противоречивость влияния Самоубийства и Любви передается оксюмороном «ужасное обаянье», а также антонимами и антитезами. Власть хаоса над «земнородными» сродни действию божественных сил: она устрашает и привлекает тайной, не разрешимой для человеческого разума.

Особенности стиля поэтического текста отражают не только противоречивость понятий-персонажей, но и стремление лирического «я» к анализу их свойств. Подобное намерение демонстрирует ряд кратких прилагательных в сравнительной степени.

Выберите стихи... 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено...) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся...) 12-ое апреля 1865 (Все решено...) 1856 (Стоим мы слепо...) 19 февраля 1864 (И тихими...) 29-е января 1837 (Из чьей руки...) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне... В деревне В душном воздуха молчанье... В небе тают облака... В разлуке есть высокое значенье... В толпе людей, в нескромном шуме дня... В часы, когда бывает... Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны... Великий день Кирилловой кончины... Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи... Вечер Видение Вновь твои я вижу очи... Волна и дума Восток белел. Ладья катилась... Вот от моря и до моря... Впросонках слышу я - и не могу... Всё отнял у меня казнящий бог... Все, что сберечь мне удалось... Всесилен я и вместе слаб... Глядел я, стоя над Невой... Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово... Два голоса Два единства Две силы есть - две роковые силы... Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка... День и ночь День православного Востока... Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя - Элизиум теней... Душа хотела б быть звездой... Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной... Есть и в моем страдальческом застое... Еще земли печален вид... Еще томлюсь тоской желаний... Здесь, где так вяло свод небесный... Зима недаром злится... И в божьем мире то ж бывает... И гроб опущен уж в могилу... И чувства нет в твоих очах... Играй, покуда над тобою... Из Гете (Радость и горе...) Из края в край, из града в град... Из Микеланджело Иным достался от природы... Итак, опять увиделся я с вами... Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа... Как весел грохот летних бурь... Как дочь родную на закланье.. Как дымный столп светлеет в вышине!.. Как летней иногда порою... Как над горячею золой... Как нас ни угнетай разлука... Как неожиданно и ярко... Как неразгаданная тайна... Как ни бесилося злоречье... Как ни дышит полдень знойный... Как ни тяжел последний час... Как океан объемлет шар земной... Как он любил родные ели... Как птичка, раннею зарей... Как сладко дремлет сад темно-зеленый... Как хорошо ты, о море ночное... Как этого посмертного альбома... Какое дикое ущелье... Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое...) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот... Когда дряхлеющие силы... Когда на то нет божьего согласья... Когда осьмнадцать лет твои... Колумб Кончен пир, умолкли хоры... Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней... Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот...) Молчит сомнительно Восток... Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь...) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком... На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами... Над русской Вильной стародавной... Над этой темною толпой... Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать... Наполеон Напрасный труд - нет, их не вразумишь... Наш век Не богу ты служил и не России... Не верь, не верь поэту, дева... Не всё душе болезненное снится... Не говори! Меня он как и прежде... Не дай нам духу празднословья... Не знаешь, что лестней для мудрости людской... Не знаю я, коснется ль благодать... Не остывшая от зною.. Не раз ты слышала признанье... Не рассуждай, не хлопочи!.. Не то, что мните вы, природа... Небо бледно-голубое... Недаром милосердым богом... Неман Неохотно и несмело... Нет дня, чтобы душа не ныла... Нет, моего к тебе пристрастья... Ночное небо так угрюмо... О вещая душа моя!.. О чем ты воешь, ветр ночной?.. О, в эти дни - дни роковые... О, как убийственно мы любим... О, не тревожь меня... О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Обвеян вещею дремотой... Одиночество Он, умирая, сомневался... Она сидела на полу... Опять стою я над Невой... Осенней позднею порою... Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь... Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой...) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах...) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово...) Певучесть есть в морских волнах... Первый лист Песок сыпучий по колени... Пламя рдеет, пламя пышет... По равнине вод лазурной... Под дыханьем непогоды... Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет... Пошли, господь, свою отраду... Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез... При посылке Нового Завета Природа - сфинкс... Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют... Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный... С поляны коршун поднялся... Свершается заслуженная кара... Святая ночь на небосклон взошла... Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... Сижу задумчив и один... Сияет солнце, воды блещут... Славянам (Они кричат, они грозятся...) Славянам (Привет вам задушевный, братья...) Слезы людские, о слезы людские... Смотри, как запад разгорелся... Смотри, как на речном просторе... Смотри, как роща зеленеет... Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце... Так, в жизни есть мгновения... Тени сизые смесились... Теперь тебе не до стихов... Тихо в озере струится... Тихой ночью, поздним летом... Ты долго ль будешь за туманом... Ты, волна моя морская... Увы, что нашего незнанья... Ужасный сон отяготел над нами... Умом Россию не понять... Успокоение Утихла биза... Легче дышит... Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою... Чему бы жизнь нас ни учила... Чему молилась ты с любовью... Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен... Что ты клонишь над водами... Эти бедные селенья... Ю.Ф.Абазе (Так - гармонических орудий...) Я встретил вас - и все былое... Я знал ее еще тогда... Я лютеран люблю богослуженье... Я очи знал,- о, эти очи!.. Я помню время золотое...