Метод Мерилин Мюррей предоставляет ясное и понятное объяснение, каким образом насилие, пренебрежение, недополучение любви, ласки, участия, удовлетворения элементарных базовых потребностей в детстве приводит к нарушению эмоциональной сферы человека, его взаимоотношений, отношению к себе, снижению самооценки, формированию зависимостей и созависимостей.

Применение метода

Этот метод используется для терапии людей:

  • перенесших физическое, сексуальное и эмоциональное насилие
  • испытавших пренебрежение и эмоциональную депривацию
  • имеющих проблемы во взаимоотношениях
  • с созависимостью
  • с различными видами зависимостей.

История Мерилин Мюррей

Мэрилин Мюррей (1936г.р.) родилась и выросла в небольшой деревне в штате Канзас (США), большинство обитателей которой были потомками семей иммигрантов Русского Поволжья. В возрасте 17 лет она переехала из Аризоны на запад Америки.

Мэрилин преуспела в бизнесе и в возрасте тридцати девяти лет уже была одной из наиболее известных в стране женщин - владелиц художественных выставок.

На протяжении двадцати пяти лет она была успешной бизнес леди, однако не понимала, почему у неё возникают депрессии и другие изменения в психике. И только пройдя психотерапию, она поняла, что это последствия перенесенного в детстве сексуального насилия. Благодаря своему пути исцеления Мерилин Мюррей приобрела осознавание и понимание долгосрочных последствий детской травмы на психику человека.

В 1983 году Мерилин окончила Университет Оттавы со званием бакалавра, в 1985 году получила звание магистра психологии в Университете Штата Калифорния в г. Сонома, после чего она разработала и преподавала студентам магистратуры Университета Оттава в Фениксе, штат Аризона специализацию, называвшуюся «Лечение последствий травмы, насилия и депривации», состоявшую из восьми курсов. В том же университете получила звание профессора. Мерилин Мюррей также преподавала свой метод в международном университете на Гаваях, в университет Голландии, в России, Украине и др. странах, ее студентами являются представители 45 стран.

Миссис Мюррей стала первым специалистом, которая сама перенеся сексуальное насилие, между тем бесплатно проводила психотерапию с заключенными насильниками и растлителями малолетних в системе тюрем штата Аризона в течение шести лет.

Мерилин Мюррей признана на международном уровне как автор, теоретик, психотерапевт и преподаватель в вопросах терапии травм, насилия и их последствий, она также является известным специалистом, выступающим на психологических конференциях, в университетах, церквях, на радио и телевидении. В частной практике она специализируется в интенсивной терапии последствий травм.

С 2002 года профессор Мюррей проживает больше полугода в Москве, где она преподает свой метод психологам, психотерапевтам, профессионалам в области здоровья и священнослужителям с целью обучения консультированию для преодоления последствий травмы, насилия, депривации и их влияния на возникновение зависимостей и созависимостей.

У нее особенный личный интерес к России, так как ее бабушка и дедушка по отцовской линии родились в деревне около Саратова и во время революции уехали из России, а также из-за трагической истории их семей. Все их родственники, оставшиеся в России, были либо убиты в Сталинские времена, либо умерли от голода во время коллективизации, либо были сосланы в Сибирь. Те, кто пережили ГУЛАГ, и их потомки живут сейчас в разных регионах России. Таким образом, долгосрочные последствия травмы, насилия и депривации и механизмы выживания стали прототипом в поколениях ее семьи и вселяют в ее сердце эмпатию к той боли, которую россияне переживают сегодня.

Эта книга - глубоко личная. В ней я делюсь с вами своим опытом, потому что моя теория выросла из стремления понять себя и свои отношения с другими людьми. Я хочу, чтобы вы выполнили определенные упражнения и при этом позволили мне вас сопровождать.

Во время своего исцеляющего путешествия - долгого, трудного и порой мучительного - я испытала большую радость, многое поняла и приобрела ценные навыки. Это происходило по мере того, как я восстанавливала в себе личность, которая соответствует божественному замыслу.

Я приглашаю вас отправиться в исцеляющее путешествие. Вы должны стать таким, каким вас задумал Бог. Благодаря этому вы вернете себе свою душу - изумительно талантливую и прекрасную часть вашей личности, стремящейся к осмысленному духовному единению с Богом.

Мюррей Мэрилин - Метод Мюррей

Пер. с англ. - СПб.: Шандал, 2012. - 416 с.

ISBN 978-5-9903895-1-9 (МЦММ)
ISBN 978-5-93925-185-3 (Шандал)

Мюррей Мэрилин - Метод Мюррей - Оглавление

  • Как пользоваться этой книгой
  • Указатель упражнений
  • Указатель иллюстраций
  • Словарь
  • Введение. Осмысление исцеляющего путешествия
  • Пролог. Мое исцеляющее путешествие

ПЕРВАЯ ВЕХА: ЦЕЛЬ И ПРОЦЕСС

  • Глава 1. Душевная боль: шок и «расщепление»
  • Глава 2. Корни проблемы и типичное поведение

ВТОРАЯ ВЕХА: ГАРМОНИЯ И ЗДОРОВЬЕ

  • Глава 3. Очищение Моря боли и освобождение плачущего ребенка
  • Глава 4. Воспоминания и лекарство: очистить фильтр и вскрыть рану
  • Глава 5. Одиннадцатая заповедь: «Да не чувствуй»
  • Глава 6. Приз: возвращение Изначального ребенка
  • Глава 7. Духовное здоровье: возможно ли единение с Богом?

ТРЕТЬЯ ВЕХА: ВЕРА И ЦЕННОСТИ

  • Глава 8. Назад, к основам
  • Глава 9. Новый стандарт нормальности
  • Глава 10. Кто первый?

ЧЕТВЕРТАЯ ВЕХА: УСТАНОВКИ, ДЕЙСТВИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  • Глава 11. Из жертвы в обидчика
  • Глава 12. Встреча с врагом: пагубные пристрастия
  • Глава 13. Равновесие, равновесие, равновесие

ПЯТАЯ ВЕХА: МУДРОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ

  • Глава 14. Исцеляющее путешествие

Упражнения

Иллюстрации

Мюррей Мэрилин - Метод Мюррей - Как пользоваться этой книгой

Возможно, вы хотите прочитать эту книгу «просто для информации», не рассчитывая пользоваться ею как руководством по личностному росту, однако в ней есть несколько упражнений, которые могут показаться вам интересными. Эти несложные, но эффективные упражнения выполняли люди в возрасте от 13 до 80 лет - разных национальностей, разного уровня образования и социального статуса.

Эта книга может пригодиться как отдельным людям, так и участникам семинаров или групп поддержки. Я рекомендую вам поступить следующим образом: сначала прочитать ее, не обращая внимания на упражнения, затем перечитать текст, знакомясь с упражнениями, чтобы решить, будете ли вы их выполнять и вообще хотите ли вы отправиться в исцеляющее путешествие. Если вы ответили положительно на последний вопрос, то не спешите, обдумывая и записывая ответы на вопросы каждого упражнения.

Упражнения принесут максимальную пользу, если выполнять их вместе с другим человеком или несколькими людьми - например, с близким другом, членом семьи, в группе поддержки, под наблюдением психолога или психотерапевта. Если, читая текст книги или отвечая на вопросы упражнения, вы ощутили стресс, то остановитесь и отдохните. Если неприятное чувство не проходит, обратитесь к психотерапевту.

Эта книга не является заменой профессионального консультирования или терапии. Если вы сейчас проходите курс психологической коррекции или психиатрического лечения, посоветуйтесь с соответствующим специалистом, прежде чем выполнять предлагаемые мной упражнения.

США, телемост: Делать выбор в пользу Здоровья и Роста - это приоритет для вас?

Мэрилин Мюррей , профессор и создатель авторского Метода Мюррей.

Международно признанный преподаватель, теоретик, писатель, ведущая колонки, психотерапевт, она стала пионером-первопроходцем в лечении травмы, насилия и депривации, а также их связи с проблемами зависимости.

Как жертва сексуального насилия в детстве сама прошла в возрасте 44 лет курс интенсивной психотерапии, радикально изменивший ее жизнь. Она стала одной из первых публично заговоривших о проблеме насилия. Получила дипломы высшего образования в области психологии и разработала свою теорию Метода Мюррей и его применение в лечении в 1983 году.

Также разработала и преподавала в течение 7 лет программу «Лечение травмы, насилия и депривации» для выпускников, специализирующихся в Методе Мюррей в Университете Оттавы, в Фениксе штат Аризона. Преподавала свой метод в международном университете на Гаваях, Украине и в Нидерландах, обучала студентов более чем из 40 стран.

С 2002 половину времени живёт и работает в России в Москве, где представляет свой метод специалистам в области здоровья и священнослужителям, имеющим отношение к лечению травмы, насилия и депривации, а также их связи с зависимостью.

В качестве приглашённого профессора читала свой курс в Московском Государственном Психолого-Педагогическом Университете с 2004 по 2008 год. В дополнение к своим обычным семинарам также являлась профессором в Институте Клинической Психологии и Психотерапии в Москве, где программа Метода Мюррей была включена в курс аспирантуры для психологов, психиатров и врачей. Представляла свои Мастерклассы в МГУ, Московском Государственном Педагогическом Университете и Российском Православном Университете.

Сейчас существует большое количество сертифицированные инструкторов, преподающих этот метод более чем в 310 городах бывшего СССР. Международные Центры Метода Мюррей открыты в России, Украине, Полтаве и в Душанбе в Таджикистане.

Колонка Мерилин Мюррей Время Жить выходила в единственной в России ежедневной газете на английском языке The Moscow Times. Она также является автором книг Узник иной войны (1991), описывающей хроники ее исцеления на протяжении 7 лет и Метод Мюррей... обретение целостности в результате преодоления последствий психологических травм, насилия, пренебрежения и зависимостей (2012) — обе доступны как на английском, так и на русском языке.

Ее бабушки и дедушки с обеих сторон родились в маленьких деревнях под Саратовом и иммигрировали а Америку. К сожалению, те члены семьи, которые остались в России, перенесли большие страдания от сталинского террора и репрессий. Мерилин любит эту страну особой любовью и у неё попрежнему здесь есть троюродные братья — в Сибири и других частях России.

Недавно она была получила престижную Международную Гуманитарную Награду от Фонда Interfaith в Аризоне, США.

Профессор Мюррей бросит вам вызов, чтобы вы обратились к своим личным и профессиональным приоритетам и границам.

* Вам будут заданы вопросы, чтобы выяснилось, действительно ли выздоровление — эмоциональное, духовное, интеллектуальное и физическое являются приоритетами вашей жизни

* Вы осознаете, в какой степени рост — персональный и в отношениях с другими — является вашим истинным приоритетом

* Вы увидите, как вы позволяете другим людям и занятиям вторгаться на место этих целей

* Вы получите инструмент, Круги близости , который можно эффективно использовать для расстановки здоровых границ, а также как наглядное пособие и напоминание о ваших новых приоритетах.

Recognized internationally as an educator, theorist, author, columnist, psychotherapist, she was a pioneer in the treatment of trauma, abuse and deprivation, and their correlation with addictions.

As a victim of childhood sexual abuse, she underwent intensive therapy at age 44 which radically changed her life. She became one of the first persons to speak publicly regarding abuse issues. She obtained her graduate degrees in psychology and created her Murray Method theory and treatment modalities starting in 1983.

She also created and taught a specialty program using the Murray Method for Ottawa University graduate students in Phoenix, Arizona for seven years entitled, The Treatment of Trauma, Abuse and Deprivation . She also has taught her method for an international university in Hawaii, Ukraine and the Netherlands, and has students from 40 nations.

Since 2002, she has lived and worked nearly half-time in Moscow, Russia where she presents her method to health professionals and clergy regarding the treatment of trauma, abuse, deprivation, and their correlation with addictions.

She was a guest professor at Moscow State University of Psychology and Education from 2004—2008. In addition to her regular training seminars, she was a professor at the Institute of Clinical Psychology and Psychotherapy in Moscow, where the Murray Method program was included in the post-graduate curriculum for psychologists, psychiatrists and physicians. She has presented Master Classes at Moscow State University, Moscow State University of Education and the Russian Orthodox University.

There now are many Murray Method certified instructors who also teach this method with students from over 310 cities in the former USSR. There are Murray Method International Centers in Moscow, Russia; Poltava, Ukraine; and Dushanbe, Tajikistan.

Her column, Time to Live was a regular feature in Russia"s only English language daily newspaper, The Moscow Times . She also is the author of Prisoner of Another War (1991) which chronicles her personal healing journey, and The Murray Method…Creating Wholeness Beyond Trauma, Abuse, Neglect and Addiction (2012) — both available in English and in Russian.

Her paternal grandparents were born in small villages near Saratov and immigrated to America. Unfortunately, their families who remained in Russia suffered greatly under the Stalinist terror and repression. Marilyn has a special love for this country and still has cousins in Siberia and other parts of Russia.

She was recently presented with the prestigious International Humanitarian Award by the Interfaith Foundation in Arizona, USA.

Личные проблемы.

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем семинар, основанный на методе терапии Мериллин Мюррей. М.М. является профессором Торронского университета психологии, практикующим консультантом.

Метод М.М. предлагает углубленное понимание возникновения зависимостей разного рода как корневых проблем человеческой личности. Если мы рассматриваем только зависимость от алкоголя, наркотиков, секса, еды, никотина и др. отдельно от семьи, то мы боремся со следствием, а не с причиной, что не дает человеку, сохраняя трезвость, почувствовать радость жизни, наполненность, свободу, успех.

Давайте дадим определение, что такое здоровье человека.

«Здоровье – это полное физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное благополучие человека».

Из этого определения видно, что человеческое существо, это не только тело физическое, но его дух, и его душа. Графически это можно представить себе в виде окружности разделенной на сегменты.

Разные методы лечения зависимости.

Все четыре составляющие человеческой личности очень тесно переплетены и взаимозависимы. Поэтому работа над проблемой лечения зависимостей любого рода нужно всегда помнить, что ослабление любой составляющей сразу отзывается на других.

Если мы укрепляем какую-то ослабленную составляющую, это укрепляет и другие.

  1. Физические проблемы при лечении зависимостей снимаются в первую очередь прекращением употребления химического вещества, вызывающего зависимость (будь то алкоголь, наркотик, пиво, табак, таблетки и т.д.). Забота о теле включает в себя много аспектов, это и профилактика, и обследование, и питание, и отдых, и доброжелательное отношение к себе. Значительную помощь может оказать 12 Шаговая группа (по теме вашей зависимости).
  2. Интеллектуальные проблемы при лечении зависимостей снимаются путем осознания, что знания, интеллектуальные запасы нашего опыта так же ветшают, как наши одежды. Мы не можем, без вреда для себя пользоваться нашим багажом знаний убеждений, без их инвентаризации. Значительную помощь в этом так же оказывает 12 Шаговая программа. Мы учимся оценивать себя, видеть свою зависимость, и приобретать знания для освобождения своего разума от рабства.
  3. Духовные проблемы при лечении зависимостей снимаются только через построение близких, доверительных личных отношений с Богом, через признание своей полной зависимости от своего Творца. Духовность утверждает прямую ответственность каждого человека перед собой, перед Богом и перед другими людьми. Лишь в отношениях с Богом человек обретает наконец мужество, чтобы принять себя, признать свою слабость, чтобы по настоящему узнать свою теневую сторону, чтобы позволить Богу говорить и действовать через нас.
  4. Эмоциональные проблемы при лечении зависимостей снимаются путем вскрывания эмоциональной боли внутри нас. Многие из нас пережили в раннем детстве, в своих родительских семьях опыт жестокого обращения, либо опыт заброшенности и лишений (деприваций). В нашем обществе, в нашей культуре многие столетия прививался опыт эмоциональной глухоты непринятия в расчет чужих переживаний, чувств, эмоций. Наши родители зачастую сами несли в себе огромное море боли, не дающее им сил научить нас здоровому выражению своих чувств и эмоций. Именно там, в наших родительских семьях в нашем детстве скрыты корни наших зависимостей. Там, в детстве, мы защищали себя как могли, практикуя модели поведения наших родителей, не умея оценивать, анализировать или сопоставлять. Постепенно наши привычки нездоровой реакции на ситуации обретали своей собственный разум, и начинали управлять нашей жизнью, превращаясь в наши зависимости, будь то от химических веществ, или от отношений. При разрешении эмоциональных проблем только работы по 12 Шаговой программе недостаточно, т.к. корневые проблемы, не разрешаясь, дают переключение с одной зависимости на другую. Так мы с наркотиков пересаживаемся на алкоголь, с алкоголизма на сексуальную зависимость, с созависимости на таблетки, обжорство или трудоголизм. Очень важно выкапывать корни, чтобы обрести не только трезвость (чистоту), но и новое качество жизни. Что это такое, быть не только трезвым, но и здоровым. Только путем достижения БАЛАНСА между всеми составляющими личности – между телом, душой и духом., мы можем обрести наше здоровье. Есть потребности у человеческой личности, которые обеспечивают ей возможность выживания. Их пять – этих глубинных важнейших нужд, и они стоят впереди потребностей в еде, воде, любви и прикосновениях.

Это Безопасность

Защищенность

Стабильность

Постоянство и

Ощущение того, что у меня есть возможность контролировать то, что меня окружает.

Если в нашей жизни есть то, что ставит под угрозу наши базовые нужды, то у нас есть проблемы в жизни.

Нам нужно начать понимать, что любой спор, несогласие, агрессия, терроризм, война начинаются из-за того, что что-то из базовых нужд, будь то в семье или в стране нарушено.

Нам нужно начать понимать, что вызывает стресс в нашей жизни сейчас. Какие из наших базовых нужд не удовлетворяются, и что нам нужно сделать для того, чтобы быть здоровым.

Если я в семье заявляю, что я хочу быть здоровой, хочу расти духовно, то я должна стать образцом заботы о себе, для других.

Тема: Становление здоровой, уравновешенной личности.

(физически, интеллектуально, эмоционально и духовно).

Начнем с определения:

Шок – это фильтр боли, встроенный в сознание человека Богом.

Вред – это нанесение ущерба личности. Если бы шок был постоянным, это имело бы разрушающие последствия для личности. Боль это сигнал, что что-то в теле нарушено, и если не предпринимать никаких мер, рана загноится, инфекция разрастается, и вред для человека может быть непоправимым. Шок спасает от перенапряжения психику человека, но не должен длиться постоянно.

Если переживать эмоциональное воздействие без шока (фильтра боли), личность может быть разрушена (потеря себя). Очень часто происходит с жертвами сексуального насилия. После окончания времени действия шока нужно обязательно выразить все чувства и эмоции, вылить боль, нужно чтобы кто-то выслушал, проплакать, понять, что я не виновата в том, что со мной сделали, у меня должно быть время и возможность прожить боль.

Если же в семье не принято сострадать, сопереживать другому, не научены выражать чувства, (эмоциональная подавленность), то боль внутри меня, полученная в результате эмоциональной травмы не выходит из меня, шок длится постоянно, я не могу оценить ущерб, нанесенный мне, и это имеет для личности человека далеко идущие последствия (как инфицированная рана, которую не обрабатывают).

Нам нужно начать понимать, что эмоциональная или интеллектуальная травма, это такой же вред, какой наносится нашему телу при физической травме, и лечению нужно уделять не меньше времени.

Для того, чтобы начать восстанавливать себя, как здоровую уравновешенную личность, нам надо научиться познавать свое «Я», и назвать егонастоящим именем. Очень важно начать смотреть на себя и углубленно, и как - бы со стороны. Начать думать о себе, видеть себя. То, как человек видит себя, живет сам с собой, определяет всю его жизнь.

Всегда сложно узнать себя таким, каким ты являешься в действительности.

Как переоценка своих качеств (грандиозность), так и недооценка себя (низкая самооценка), заставляют нас жить в иллюзиях, самообмане, фальшивя, заставляют нас страдать самих, и всех окружающих нас людей.

Только реальная оценка своих качеств, ведет к счастью, спокойствию, росту человека и тех, кто с ним рядом.

Давайте вернемся к нашему истоку, началу нашей жизни, и увидим того «Естественного ребенка», каким каждый из нас был задуман Богом. Личность «Естественного ребенка» целостная, он обладает врожденным интеллектом, творческими способностями, талантами, особенностями внешности и личности, способен ощущать все чувства, как «подобающие», так и «неподобающие». Сердцевина «Естественного ребенка» - наша душа (истинная духовность). Изначально каждый из нас был именно «Естественным ребенком» (ЕР).

Однако мы пришли в этот несовершенный мир, и с первого часа своей жизни мы взаимодействуем с другими людьми, в первую очередь с самыми близкими – родителями. Наша жизнь (яйцо) начинает заполняться событиями, и часто не только радостными.

Негативные чувства: «неподобающие», которые испытывал «Естественный ребенок» в детском возрасте, создавали его «море боли».

В «море боли» содержатся только болезненные чувства – грусть, страх, злость, одиночество, беспомощность и т.д., и именно те чувства, которые ребенку не позволялось выражать, изливать, иметь. Это могло происходить вследствие семейных, культурных, этнических и прочих обычаев, традиций, нравов, правил, морали. Наше «море боли» - это наш внутренний «Плачущий обиженный ребенок» (ПОР), который прикрывает «Естественного ребенка».

ПОР – плод негативных внешних воздействий людей, среды, обстоятельств.

Но ПОР учит ЕР позитивным качествам.

Через страдания, травмы, боли ЕР учится, понимать чувства других людей, учится состраданию, заботе, сочувствию, нежности. Врожденный защитный механизм, который вырабатывает «Естественный ребенок» для защиты «Плачущего обиженного ребенка», это наш внутренний «Контролирующий ребенок». Он использует все, что можно, беря за основу, как свои врожденные способности, так и разнообразные возможности окружающего мира для того, чтобы погасить боль (включается шоковый механизм). «Контролирующий ребенок» (КР) применяет два вида защит.

1. Подавление, обезболивание (едой, сексом, лекарствами, алкоголем, наркотиками, никотином и другими химическими веществами).

2. Отвлечение (отношениями с другими людьми: школа, спорт, музыка, телевизор, компьютер, церковь)

«Контролирующий ребенок» - это защитный механизм, предназначенный для временного обезболивания (снятия боли и стресса).

Когда механизмы защиты выстраиваются на длительное использование, мы получаем в жизни проблемы в виде вредных привычек и зависимостей.

Но КР учит ЕР и позитивным качествам. Он помогает нам быть ответственным и устанавливать здоровые границы нашей личности (что препятствует другим превращать нас в жертву, и нам самим не дает относиться к другим как к своим жертвам).

К сожалению механизмы защиты (КР) не могут избирательно подавлять только «неподобающие чувства», мы теряем связь со всеми своими чувствами.

Это горькая плата за наше увлечение защитами. Мы начинаем закрываться от всех, выстраивая систему отрицания.

«У меня все о-кей, «у меня нет проблем» и т.д.

В процессе жизни, сталкиваясь с различными травмами, могут возникать разные структуры личности, которые будут доминировать и определять жизнь человека.

1 То обидчик – то жертва.

В этом варианте – у человека нет радости, удовлетворенности, веселости, естественности выражения себя.

Очень часто в жизни происходит соединение в браке варианта 2 и 3.

Однако есть еще один вариант структуры личности. Это когда ЕР естественно и здоровым образом сбалансирован с позитивными качествами ПОР и КР.

1. Уравновешенная здоровая личность – это заново интегрированная и сбалансированная личность, усвоившая опыт жизни позитивно чувствующая, ответственная и зрелая. Полноценная личность, способная вести себя рационально, здравомысленно, рассудительная, умеющая прощать, и все это в контакте с чувствами, т.е. в «синтезе работы головы и сердца»

А теперь давайте запишем домашнее задание на следующее занятие.

1. Нарисовать яйцо травмы (стр. № 5,6). События жизни (запомнившиеся травмы) до сегодняшнего дня. Важные события жизни и чувства, которые при этом испытывали.

2. Нарисовать ПОР. В рисунке красками символами или словами постараться выразить чувства ПОР.

Конец первого дня семинара.

«Люди, знающие, что такое страдание, во всем доходят до самой сути: они испивают эту чашу до дна, когда другие лишь снимают с поверхности пенку. Человек не может дотронуться до звезд, если он не погружался в пучину отчаянья и не нашел пути назад».

История травм одной семьи

На самом деле это мой тринадцатый год в России. В моём небольшом городке в Канзасе было много семей - выходцев из России. Отец ничего не рассказывал о своём детстве, я знаю только название деревень под Саратовом, откуда происходили его родители. Отец умер в 1984 году, мы многократно пытались что-то узнать про родню в России.

Получилось это только в 1996 году. Выяснилось, что предки моего отца жили в деревне под Саратовом с середины XVIII-го века.

Одна из сестёр моего деда умерла от голода в 1922 году, а его брата комиссары похоронили заживо в 1931, после того, как он - староста деревни - отказался сдать зерно. Мою бабушку по матери и мамину старшую сестру убило молнией, мама всю жизнь считала, что она тому причиной.

Два моих троюродных брата были сосланы в ГУЛАГ, я нашла их в 1990-е. Более шестидесяти лет они, когда-то воспитывавшиеся вместе, даже не знали, что оба живы. Наверное, та же участь могла постичь и меня, если бы родители не уехали в Америку.

Так что, как видите, у меня большой опыт общения с травмами. И меня учили: на них не нужно обращать внимание. Надо просто идти дальше и много работать.

Во время войны мы ненадолго переехали в город в Канзасе, где было производство. Мне было восемь, я шла из школы, потерялась, наткнулась на патруль солдат, и меня изнасиловали. Как меня и учили, я затолкала эту травму глубоко внутрь и продолжала жить дальше.

После школы у меня развилась астма, пришлось переехать в другой штат. Астма прекратилась, но начались дикие головные боли. При этом все внешние видели всегда улыбающуюся мать двух дочерей-красавиц.

Рождение «метода Мюррей»

В 1975 году я была координатором уже большой сети групп поддержки для женщин. Мы не знали понятие «травма», «личное пространство» и прочее. Ко мне шли женщины, образования не было, голова болела ещё больше.

По счастью, одна из подруг посоветовала мне пройти психотерапию. В 1980 году на психотерапию без психоза не отправляли, я сопротивлялась. Потом поехала и думала, что двух недель мне хватит. Терапия продолжалась семь месяцев.

Всё это время я прорабатывала насилие, которое со мной произошло, а также очень многие вещи. До того, например, я никому не говорила «нет». И никогда о себе не заботилась. И только психотерапевт научил меня жить иначе.

Иногда во время терапии я замечала, что погружаюсь в очень далёкие, инфантильные воспоминания, которые мне приходится прорабатывать.

После терапии тогда прошли все недомогания, которыми я страдала. Изменение моего состояния ясно видно на фотографиях тех лет, я чувствовала себя гораздо лучше. Мне было сорок пять, но я чувствовала себя лучше, чем в двадцать.

В будущем сентябре мне будет восемьдесят, у меня четверо правнуков. Но вообще собираюсь дожить до ста пяти, и у нас уже есть сценарий празднования этого моего юбилея.

После терапии я решила, что мои внуки и правнуки будут расти во внимании, свободно говоря о своих эмоциях, и они будут здоровы. После терапии я решила учиться на психолога, хотя к тому времени была успешным галеристом.

Своих преподавателей я спрашивала: «Что же происходит с человеком, переживающим травму?» Мне отвечали: «Мы можем знать только приблизительно. Мы не можем повторить травму в лаборатории, это не этично». Я отвечала: «Но вот я - такой человек».

За свои семь месяцев терапии я опустилась в глубокие слои бессознательного. И многое, что рассказывала своему психотерапевту, я рассказывала в каких-то детских выражениях. Он ещё сказал мне: «Будет неплохо, если ты это запишешь».

Свои диплом я назвала «Синдо-синдром». Sindo - латинское слово, означающее «расщепление». Сначала преподаватели подумали, что я про шизофрению. Но я говорила про обычные впечатления, которые переживает каждый человек.

Когда я завершала свой диплом, то поняла, что термины в нём неакадемичны, но преподаватель сказала: «Ничего не меняй». Хорошую теорию легко понять, легко запомнить, ей легко научить кого-либо. Мой диплом как будто писала восьмилетняя девочка, проходившая психотерапию.

Основные положения «Метода Мюррей»

Основная задача «метода Мюррей» - быть здоровой уравновешенной личностью. В каждом из нас живёт изначальный ребёнок.

Изначальный ребёнок

«Изначальный ребёнок» (далее - ИР, прим.ред.) - это тот ребёнок, который был создан Богом при зачатии. Личность такого ребёнка не разделена на части, не фрагментирована. От рождения он обладает такими качествами как интеллект, темперамент, талант, творческие способности, личностные и внешние особенности. ИР способен проживать любые чувства - как «приемлемые», так и «неприемлемые».

ИР - это ваша душа, которая стремится к воссоединению с Богом. ИР - это вы - такие, какими вас сотворил Бог. Сердцевина ИР - это ваша душа, та часть, которая стремится к воссоединению с Богом.

Плачущий ребёнок

Потом изначальный ребёнок проходит через море боли. Боль будет обязательно, даже если Вам попались идеальные родители. Травмы, оскорбления, пренебрежения, болезни, утраты любимых людей, стрессы. Это море боли я назвала «Плачущий ребёнок» (далее - ПР, прим.ред.).

ПР сотворён травмами. Его содержание - это печальные чувства - страх, горе, одиночество. Позитивная часть ПР - в том, что он даёт нам возможность сочувствовать и сострадать, быть нежным, без него вы не станете психотерапевтом и хорошим супругом.

Контролирующий ребёнок

Было бы очень хорошо, если бы мы могли подавлять чувства избирательно. Но, к сожалению, происходит так, что, подавляя неприятные чувства, мы подавляем и все остальные.

Как реакция на море боли возникает «контролирующий ребёнок» (далее - КР, прим.ред.). КР - это защитный механизм, сотворённый ИР для защиты ПР. Этот механизм будет использовать любые методы защиты, чтобы уменьшить Вашу боль.

Если КР - это здоровая часть вашей личности, его существование очень важно - именно он позволяет Вам быть ответственными и соблюдать здоровые личные границы по отношению к другим людям.

Но ИР и ПР не предназначены для того, чтобы всё время жить в подавленном состоянии. Часто КР становится постоянным механизмом, тогда это превращается в зависимость. Тогда КР постоянно должен что-то придумывать, чтобы удержать другие части личности под контролем.

Здоровая уравновешенная личность

Идеалом существования является здоровая уравновешенная личность (далее - ЗУЛ, прим.ред.) - идеальное сочетание ИР, ПР и КР. ЗУЛ - это эффективный синтез мыслей и внутреннего мироощущения. ЗУЛ - это сбалансированное сочетание ИР и сильных, положительных сторон ПР и КР. Зрелая личность способна проживать все чувства приемлемым образом.

ЗУЛ состоит из защитных механизмов, здоровых границ и ответственности КР, сочувствия и чуткости ПР и всех врождённых талантов ИР. Задача всех этих частей - стать зрелыми.

Разгневанный бунтующий ребёнок

Если нужды ПР не удовлетворяются, а КР теряет терпение его подавлять, образуется разгневанный бунтующий ребёнок (далее - РБР, прим.ред.). Это - нездоровое соединение ПР и КР. Это - существо, который взрывается, невзирая на реакцию других, сверхтребовательное. Это - открытое и агрессивное образование.

Упрямый эгоистичный ребёнок

Ещё один вариант нездоровой комбинации - когда КР и ПР сливаются с частью ИР. Образуется упрямый эгоистичный ребенок (далее - УЭР, прим.ред.) - пассивный, скрытный, эгоистичный, манипулятор, интриган.

Оба эти варианта - РБР И УЭР отказываются нести ответственность за свои действия, считают себя жертвами даже там, где являются нападающими, будут делать то, что им хочется, даже если нанесут вред себе.

Обе эти схемы надо удалить, стереть, поскольку они - почва для зависимостей. Мы только должны признаться себе, что агрессия или пассивная агрессия - два средства, к которым мы часто прибегаем.

«Метод Мюррей» и его развитие

Впервые я представляла эту концепцию в 1981 году, и была к тому времени первым человеком в США, кто открыто говорил о пережитом насилии. После этого ко мне обращалось множество пациентов и психотерапевтов. Появилась обширная практика. Постепенно мой метод стали преподавать по всем Соединённым Штатам.

Потом ко мне обратилась аризонская система исправительных учреждений, там я работала с насильниками, и обнаружила, что многие насильники сами когда-то были жертвами. Возник вопрос, почему часть людей, переживших насилие, сами становятся насильниками, а другие применяют насилие только к себе.

Потом Аризонский университет открыл специальность «Помощь жертвам насилия». Потом был Международный университет, преподавание на Украине. Когда в 2002-м году меня пригласили в Россию, то я поехала с радостью.

После истории моей семьи я поняла, что тоже наполовину русская. Я должна приехать в Россию, чтобы учить людей быть уравновешенными, спокойными, счастливыми.

В 2012-м году мы для себя сделали статистику эффективности метода Мюррей.

В тесте принимали участие 876 человек, которых попросили оценить себя до и после терапии. До терапии 76 процентов поставили себе двойку, после - 86 поставили четвёрку.

Мы попросили оценить также эмоциональную сферу, физическое и интеллектуальное здоровье, и духовный рост. Все показатели самооценки выросли. Улучшились также оценки родственников семьи, собственной социальной активности.

По методу Мюррей разработан опросник, охватывающий десять видов травм, с которым люди могли столкнуться в детстве - от развода родителей до словесного и физического насилия. Одна из крупных компаний США пропустила через этот тест 17000 человек. Более 20% из них отметили три и более вида травм в детстве. Но ведь такие люди более подвержены физическим заболеваниям, склонны к любому виду насилия. По опыту моей работы в России, ситуация здесь ещё критичнее.

У нас на занятиях есть такое упражнение - нужно постараться вспомнить и последовательно нарисовать все события, которые травмировали тебя в детстве. В США мне нередко приносили полосы бумаги длиной от пола до потолка, но в России такой свиток может, достигнув пола, дотянуться потом ещё до середины длины класса.

И на занятиях мы говорим людям: детство прошло, теперь вы сами можете стать себе гармоничными родителями. Можно изменить весь мир по одному ребёнку за раз, и этот ребёнок - вы.