Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям.

Социализация – это процесс усвоения индивидом правил поведения, норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, выстраиваемых на основе указанных ценностей, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира, эффективно решать актуальные для успешного функционирования в обществе задачи и преодолевать возникающие проблемы. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же человеком усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения (например, нормы и ценности "воровского закона" в местах лишения свободы), то речь идет о процессе десоциализации личности.

Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы человек как член этого общества:

  • – успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
  • – создал прочную семью (семейная социализация);
  • – компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
  • – стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации . Жизненный опыт родителей, так же как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности. На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации . На разных возрастных этапах состав агентов социализации и их значимость для конкретного человека специфичны. Например, по отношению к детям и подросткам в качестве агентов социализации могут выступать родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В зрелом возрасте в число агентов социализации входят также супруг или супруга, коллеги по работе, друзья либо единомышленники в досуговой сфере и т.п.

Агенты социализации могут оказывать значительное влияние на процессы выбора человеком предпочитаемой сферы интересов, форм времяпрепровождения, профессиональной занятости и т.д., определяя тем самым характер того микросоциума, в котором проходит социализация конкретного человека. Принципиальное значение в данном случае имеет характер направленности деятельности ведущих агентов социализации. Например, асоциальный образ жизни родителей или же противоправный характер досуга группы сверстников способен оказать серьезное негативное влияние на весь процесс социализации молодого человека.

Широкий набор средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого, получил название средств социализации человека. К числу средств социализации могут быть отнесены:

  • – способы вскармливания младенца и ухода за ним;
  • – формируемые бытовые и гигиенические умения;
  • – окружающие человека продукты материальной культуры;
  • – элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
  • – стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
  • – последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности, таких как общение, игра, познание, предметно- и духовно-практическая деятельность, спорт, а также семейная, профессиональная, общественная и религиозная сферы.

Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую ("если мама сказала, значит, так и есть"). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей. Опосредованность, с одной стороны, затрудняет для родителей и педагогов процесс передачи норм и ценностей (человек может не принять предлагаемую ему норму поведения), с другой – делает этот процесс осмысленным, а значит, более качественным.

В каждом возрастном периоде жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) социализация имеет свои специфические особенности.

Социализация в детские и юношеские годы протекает наиболее интенсивно. В эти периоды важнейшими институтами социализации являются семья, ближайшее социальное окружение и образовательные учреждения. Содержание и виды деятельности детей дошкольного и школьного возраста последовательно меняются в сторону усложнения. Это способствует развитию детей и формированию у них качеств, необходимых для успешной адаптации в постоянно обновляющемся мире. Характерной особенностью процесса социализации в подростковом и юношеском возрасте является ярко выраженное стремление индивида получить определенный, значимый для него, социальный статус, т.е. достичь признания его окружающими людьми как личности и занять достойное положение в среде сверстников и взрослых.

Большое влияние на социализацию детей, особенно в юношеском возрасте, оказывают средства массовой информации, молодежная субкультура, неформальное общение в микросоциуме (в том числе с друзьями, в группах сверстников, неформальных объединениях и др.).

Социализация в зрелом возрасте осуществляется, с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта (знаний, практики, бывших проб и ошибок), а с другой – на фоне изменяющихся производственных и общественных отношений. В этот период могут возникать кризисы, срывы, крушения планов и надежд как в силу субъективных обстоятельств, так и независимо от воли и устремлений личности, например во времена общественного кризиса или серьезных исторических перемен. Кризисная ситуация требует серьезных переоценок, изменения жизненных планов и прогнозов. Появляется потребность в ресоциализации , т.е. усвоении новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Процесс ресоциализации требует дополнительных энергетических затрат, часто сопровождается глубокими переживаниями личности (E. М. Черняк).

Завершающий период социализации наступает на этапе старости. Часто из-за ослабления здоровья и психофизических возможностей социализация приобретает пассивную форму. Резкое понижение социального статуса индивида, сокращение набора социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья создает у него ощущение одиночества, духовного вакуума. Эта возрастная группа требует особого внимания социальных педагогов и социальных работников в плане оказания помощи и психологической поддержки.

Социализация взрослых имеет существенные отличия от социализации несовершеннолетних. По мнению американского социолога Нейла Смелзера, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета, в детском и особенно подростковом возрасте восприятие мира двуполярно: плохо-хорошо, черное-белое и т.д. Социализация взрослых в большей степени направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик). Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.

Процесс социализации может быть:

  • управляемым – в этом случае он является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений;
  • стихийным – социализация протекает спонтанно, стихийно в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций.

Указанная особенность составляет одно из отличий социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Выделяют фазы социализации :

  • 1) ознакомление – знакомство (чаще организованное, чем самостоятельное) индивида с декларируемыми и презентируемыми ему ценностями общества (социального института, социальной группы и пр.) и связанными с ними соответствующими нормами и правилами поведения;
  • 2) интеграция – включение индивида в систему общественных взаимоотношений (статусно-ролевых, межличностных и т.п.), регулирующихся презентованной на предыдущем этапе совокупностью ценностей, норм и правил поведения;
  • 3) интериоризации – отбор и усвоение индивидом личностно значимых и актуальных норм поведения и ценностей из пространства общественных взаимоотношений, в которое он включен в качестве самостоятельно действующего субъекта;
  • 4) экстериоризация – формирование у индивида субъективного отношения к различным сторонам действительности, на основе которого становится возможной демонстрация человеком через самостоятельное, осмысленное, целенаправленное поведение активного ценностнодифференцированного отношения к фактам и событиям окружающего мира с позиции сформированной личной системы ценностей (О. А. Селиванова).

Очевидно, от первой к четвертой фазе постепенно возрастает личностная активность человека как субъекта социального взаимодействия.

С позиций социальной психологии социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию (Н. И. Шевандрин).

Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, по и создаются условия для реализации человеком себя как личности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией . Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

  1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности

от лат. socialis - общественный), развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроиз-ва культуры общества. Термин «С.» заимствован из политэкономии, где он обозначал обобществление земли, средств произ-ва и т. д., применительно к развитию человека стал использоваться в поел, трети 19 в., когда амер. социолог Ф. Г. Гид-дингс (F. G. Giddings, 1885-1931). в кн. «Теория социализации» (1887). употребил его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Процесс С. условно можно представить как совокупность четырех составляющих: стихийной С. человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты к-рой определяются социально-экон. и социокультурными условиями; относительно направляемой С., когда гос-во предпринимает определенные экон., законодат., органи-зац. меры для решения своих задач, к-рые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и/или социально-проф. групп населения (определяя обязат. минимум образования, возраст.н. сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т. д.); относительно социально контролируемой С. - планомерного создания обществом и гос-вом организац., материальных и духовных условий для развития (воспитания). человека; самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствии с индивид, ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика (это характерно и для совр. примитивных обществ), т. е. С. и воспитание были синкретичны (слитны, нерас-члененны).

В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство). и спец. деятельность отд. представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, т.е. в С. появился относительно автономный процесс воспитания.

На определ. этапах социально-экон. развития того или иного социума (по мере нарастания сложности его структуры и жизнедеятельности). воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное; в процессе воспитания выделяются сначала обучение как систематич. передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; воспитание распространяется от элитных страт к низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых); воспитание становится особой функцией общества и гос-ва, превращается в социальный институт.

От стихийной и направляемой С. воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, к-рое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с к-рыми человек вступает во взаимодействие.

С. - процесс непрерывный, т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено местом и временем.

Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, г. древнейших времен был в центре внимания мыслителей и философов, изучался в рамках традиц. проблем человекознания (воспитание, формирование и развитие личности, преемственность поколений и т. п.). В 20 в. С. постепенно превращается в самостоят. область исследования в разл. науках (до 60-х гг. 20 в. развитие человека изучалось лишь в детстве, отрочестве, юности и только в 60-90-е гг. оно стало включать взрослость и старость).

Социология рассматривает процессы С. в макросистеме общества - их соотношение с его социальной структурой, системой обществ, отношений, политич. устройством, обществ, и гос. ин-ты С.

Социальная психология выявляет социализирующие функции непосредств. окружения человека: особенности разл. общностей и их субкультур; межличностные отношения сверстников одного и разного полов, представителей разных поколений и этнич. групп;внутригруппо-вые и межгрупповые взаимодействия.

Психология развития дает большой материал для изучения С., исследуя когнитивные процессы, восприятие, эмоц. реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы, нсихосексуальное развитие и т. д. на раз л. этапах жизненного цикла человека.

Этнография занимается монографич. и сравнит, изучением процессов взросления и С. в разл. обществах и культурах, выявляя этнич. вариации развития индивидуальных качеств человека, их зависимость от социокультурных факторов, истории общества, эволюции институтов, стиля и средств С.

Педагогику занимает С. человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, она исследует сущность относительно социально-контролируемой ее части - воспитания, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, спец. раздел педагогики - социология воспитания - изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитат. возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных. Кроме того, для педагогики необходимы данные др. наук о С., что позволяет ей искать пути интеграции воспитат. сил общества, актуализировать возможности субъектов воспитания, использовать и модифицировать психол. и социально-психол. механизмы функционирования человека в обществе.

Для педагогики особое значение имеют работы, исследующие С. на междисциплинарном уровне (представленные в отеч. лит-ре лишь фундаментальной монографией И. С. Кона «Ребенок и общество», 1988).

Франц. социолог Э. Дюркгейм (одним из первых обративший пристальное внимание на проблему С.). подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физич. идеалами. Естественно, содержание этих идеалов зависит от ист. традиций, особенностей развития, социального и поли-тич. строя общества, но в то же время в совр. условиях С. имеет много характеристик, общих или более-менее сходных для разл. обществ. Универсальная задача С., как считает амер. социолог Т. Пар-сонс (Т. Parsons, 1902-79), - сформировать у вступающих в сообщество «новичков» чувства, как минимум, лояльности и, как максимум, преданности по отношению к социальной системе. Соответственно процесс С. в разл. обществах, сохраняя специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с общемировыми тенденциями развития об-ва.

«Освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Т. о., человек рассматривается, в первую очередь, как объект С.

Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом С., усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Одним из первых на это обратил внимание амер. ученый, создатель теоретико-методологич. направления символич. интеракционизма Дж. Г. Мид. Активная роль самого человека в процессе С., по Миду, связана с тем, что и общество, и социального индивида конституирует совокупность межиндивидных взаимодействий (интеракций). Развивая этот подход, амер. ученый У. М. Уэнт-ворт (W. M. Wentworrth). отмечал, что процесс С., будучи частью реальной культуры общества, является по своей природе интерсубъектным, а ребенок становится его полноценным участником. Он рассматривал С. как интеракцию, в процессе к-рой личность и общество «взаимопроникают». По его мнению, С. через процесс взаимодействия представляет «мир взрослых» «новичку» (ребенку), «конструирует» минимум мира, к-рый всегда неполон, а потому проблематичен с точки зрения как взрослых, так и детей. В связи с этим взрослые и дети устанавливают в отношениях между собой определ. порядок и создают новую, т. н. «договорную реальность»; ребенок и взрослый становятся субъектами социального контроля и власти.

Субъектом С. человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи (естеств.-культурные, социально-культурные, социально-психол.; см. Возрастной подход в воспитании), для решения к-рых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность.

Решение задач всех трех групп необходимо для развития личности. Задачи, не решенные на к.-л. возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, либо ее неполноценности, а также проявиться через значит. период времени в поступках человека, к-рые другими воспринимаются как немотивированные.

Цели, к-рые ставит перед собой человек, могут быть, в зависимости от степени их осознанности, более или менее адекватны условиям, возможностям, личностным ресурсам. Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е. активно проявлять свою субъектность в процессе С.

Человек не только объект.н. субъект С., но, в той или иной мере, ее жертва. Успешная С. предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, к-рые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом (конформист), может рассматриваться как жертва С. Человек, не адаптированный к обществу - девиант того или иного вида - тоже жертва С. Из этого следует, что процесс и результат С. содержат в себе внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой идентификации человека с обществом и степенью его обособления в обществе. Величина, острота и проявленность этого конфликта, сбалансированность идентификации и обособления в каждом конкретном случае связаны как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, семей и воспитат. орг-ций. Кроме того, С. конкретного человека в любом обществе протекает в условиях, связанных с многочисл. опасностями, оказывающих негативное влияние на его развитие, что объективно приводит к появлению целых групп людей, к-рые становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий С. (эти проблемы изучает социально-пед. виктимология).

С. человека происходит во взаимодействии с разл. людьми, группами, средами. Амер. педагог У. Бронфенбреннер (U. Bronfenbrenner). считает, что С. ребенка осуществляется в результате его взаимодействия в экол. среде, к-рую он понимал как систему концентрич. структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем. Микросистема - это структура деятель-ностей, ролей и межличностных отношений в конкретном окружении личности; мезосистема - взаимоотношения двух, или более сред, в к-рых личность участвует (напр., семья, школа, группа сверстников, соседи и т. п.), экзосистема - одна или неск. сред, где личность не является активным участником, но испытывает их определ. влияние (напр., место работы родителей); макросистема - объединяет содержание микро-, мезо- и экзосистем, к-рые существуют на уровне культуры как целого. И. С. Кон, говоря о С. в ранней юности, называет ведущими институтами С. родит, семью, школу, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Всю совокупность условий, в к-рых протекает С. человека на протяжении его жизни, можно объединить в четыре группы факторов: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакторы - страна, этнос, общество, гос-во; мезофакторы - условия С. больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также разл. обществ., гос, частные и религ. орг-ции). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов С, т с лиц из ближайшего социального окружения (родители, родственники, соседи, учителя, друзья, затем супруги, коллеги по работе, наконец, собств. дети, члены их семей и т.д.).

С осуществляется с помощью средств, специфических для того или иного общества, социального слоя, возраста способы ухода за младенцем, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитат. производств, гос, обществ, религ. и др. орг-циях, последоват приобщение человека к разл отношениям в общении, игре, познании, предметно-практич. и духовно-практич. деятельности и т.п.

Существуют разл подходы к определению «механизмов» С Так, франц психолог Г Тард (G Tarde, 1843-1904). считал основным подражание, к-рое возводил как к психол основаниям (желаниям, биол. потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практич. выгоде).

Бронфенбреннер механизмом С. считал прогрессивную аккомодацию (приспособляемость). между активным растущим человеч существом и изменяющимися условиями, в к-рых оно живет В С Мухина рассматривает в качестве механизмов С идентификацию и обособление личности, а А В Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности С точки зрения педагогики можно выделить неск. универсальных механизмов С, к-рые необходимо учиты вать и частично использовать в процессе воспитания человека на разл возрастных этапах.

Традиц. механизм представляет собой неосознанное и некритич восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д. , к-рые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм С функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и гос-ва (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с осн. деятельностью), к-рое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, к-рая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии и др, являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм С реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.). Действие всех механизмов С в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - те внутр. диалогом, в к-ром человек рассматривает.н. принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам Т с человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в к-рой он живет, своего места в ней и самого себя.

С человека происходит с помощью всех механизмов, однако в разл половозрастных, социокультурных и проф. группах соотношение влияния механизмов С различно В условиях села, а также в малообразованных гор семьях большую роль часто играет традиц. механизм, в крупных городах - институциональный и стилизов механизмы В сфере досуга ведущим является стилизов механизм, а стандарт.н. стиль жизни в большей мере формируются с помощью традиционного. Для людей интровертивного типа (обращенных внутрь себя, отличающихся повышенной тревожностью, самокритичностью). большое значение имеет рефлексивный механизм.

Результат С. – социализированность. На основании большого числа работ зап. ученых А С Волович выявила разные точки зрения на содержание этого понятия Социализированность в наиб. общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, к-рые будут характеризовать ее на след стадии развития Американский исследователь А Инкельс (A Inkeles). назвал это «заглядыванием вперед» - изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым.

Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную С способность к изменению своих ценностных ориентации, умение находить баланс между своими ценностями и требовани ями роли при избират отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеч ценностей

В исследованиях по С указывается на изменчивость общества и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет «мобильный характер» Так, Т Бут (Т Bat). отмечает, что социальные изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями [по мнению амер ученого К К Келли (К К Kelley), социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации]

Т о, С человека осуществляется в процессе его взаимодействия с много-числ факторами, группами, орг-циями, агентами с помощью разл механизмов, к-рые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу Все это обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности Задача педагогики - учитывая тенденции С на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания

Лит Гиддингс Ф, Основания социологии, M, 1898, Дюркгейм Э, Метод социологии, К - Харьков, 1899, M и д M, Культура и мир детства, M 1980, Этнография детства, под ред. И В кон. а, в 1-4, M, 1983-, К о и И С, В поисках себя, M, 1984, его же, Психология ранней юности, M 1989 МухинаВ С Проблемы генезиса личности, M, 1985 Психология развивающейся личности под ред. А В Петровского, M, 1987, Андреева Г М, Социальная психология, M, 1994, МудрикА В, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1994, M с a d J H Mind, seif and society, Chi, 1934, ParsonsI. BalesR F, Family socialization and mteraction process L, 1956, Inkeles A Society, social structure and childhood socialization Socialization and society Ed by I A Clausen, Boston, 1968, B r o n-fenbrenner U, The Ecologe, 1979, WentworrthW M, Context and under-standmg an mquiky mto socialization theory, № Y-Oxf 1980 А В Мудрик.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, какой становится неотъемлемым компонентом индивидуума.

Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.

Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.

Социализация личности в психологии является темой, которая активно изучается многими социальными психологами. Ведь человек имеет социальную сущность, а его жизнь является процессом непрерывной адаптации, которая требует стабильных изменений и обновлений.

Процесс социализации предусматривает высокий уровень внутренней активности самой личности, необходимость самореализации. Многое зависит именно от жизненной активности человека, умения результативно управлять деятельностью. Но этот процесс часто встречается, когда объективные жизненные обстоятельства порождают у индивида определенные потребности, создают стимулы деятельности.

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения. Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение.

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные , побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С. Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план.

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества. Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Факторы социализации

Существует много факторов социализации, все они собраны в двух больших группах. Первую группу составляют социальные факторы, отражающие социально-культурную сторону социализации и проблемы, касающиеся её исторической, групповой, этнической и культурной специфики. Вторая группа содержит индивидуально-личностные факторы, выражающиеся через специфику жизненного пути каждой личности.

Социальные факторы в основном включают: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, которые отображают разные стороны развития личности (социальную, политическую, историческую, экономическую), также качество жизни индивидуума, экологическую обстановку той местности, в которой он проживает, наличие частых возникновений экстремальных ситуаций и прочие социальные обстоятельства.

Макрофакторы состоят из природных и социальных детерминант развития личности, что обусловлены её проживанием в составе социальных общностей. Макрофакторы включают следующие факторы:

— государство (страна), как понятие, которое принято для выделения общности индивидов, проживающих в определенных территориальных границах, объединенных в силу экономических, политических, исторических, социальных и психологических причин. Особенность развития государства (страны) определяет особенности социализации людей в определенном регионе;

— культура – это система духовных аспектов обеспечения жизнедеятельности людей и их социализации. Культура охватывает все жизненные стороны – биологическую (еда, естественные нужды, отдых, половой акт), производственную (создание материальных вещей и объектов), духовную (мировоззрение, язык, речевая деятельность), социальную (социальные отношения, общение).

Мезофакторы обусловлены проживанием человека в составе социальных групп средней величины. К мезофакторам относят:

— этнос – исторически сформировавшаяся на конкретной территории стабильная совокупность индивидов, которая обладает единым языком, религией, общими особенностями культуры, также общим самосознанием, то есть осознанием каждым индивидуумом того, что они едины и отличаются от других групп. Принадлежность индивида к нации определяет специфику его социализации;

— тип поселения (город, область, поселок, село), который в силу различных причин наделяет своеобразием социализацию людей, проживающего в нём;

— региональные условия – это особенности, свойственные для социализации населения, проживающего в определенном регионе, государстве, части страны, имеющего отличительные особенности (историческое прошлое, единую экономическую и политическую систему, социальное и культурное своеобразие);

— средства массовой коммуникации – это технические средства (радио, телевидение, печать), отвечающие за распространение информации на большие аудитории.

Микрофакторы – детерминанты социализации, относящиеся к воспитанию и обучению в малых группах (трудовом коллективе, учебном заведении, религиозной организации).

Самым значимым в социализации личности — выступает историческое развитие страны, группы, общности, коллектива. На каждом этапе развития общества вытекают разные требования к личности. Так, зачастую встречается информация о том, что индивид мог себя обрести и полностью осознать только в рамках определенного коллектива.

В стабильные времена развития общества, более адаптированными к социуму были индивиды, в которых преобладали ориентации на групповые ценности, тогда как в переломные, кризисные исторические моменты активизировались различные типы людей. Одними были те, у кого одновременно преобладали индивидуальные и общечеловеческие притязания, другими – те, кто спасался от общественных кризисов, используя привычные для них стереотипы ориентации на групповые нормы, присущие стабильному развитию общества.

При обстоятельствах общественного кризиса преобладание второго типа ведёт к поиску «внешних» врагов, отстранению всех чужих, кто приближается к группе, предпочитая свою (национальную, возрастную, территориальную, профессиональную) группу. Существенно значимыми также являются индивидуально-личностные факторы. Со стороны психологии, процесс социализации не может быть простым и механическим отражением испытанного человеком социального опыта. Процесс усвоения такого опыта субъективен. Одни социальные ситуации могут совсем по-разному переживаться разными индивидами, поэтому каждая личность может выносить из одинаковых ситуаций совершенно разный социальный опыт. Многое зависит от условий, в которых проживают и развиваются личности, где они проходят социализацию. Совсем иначе происходит этот процесс на различных стадиях онтогенеза, в период общественного кризиса.

Общественный кризис характеризуется нарушением стабильных условий жизни общества, сбоем присущей ему системы ценностей, отчуждением людей, повышением эгоизма. Особенно негативному воздействию общественного кризиса подвержены: дети подросткового возраста, молодые люди на пути становления личности, люди среднего возраста и пожилые люди.

Люди, наиболее развитые, не воспринимают навязываемые им взгляды, они формируют собственную, независимую и отличную от общественно принятой, систему ценностей. Но это также не означает, что подавляющее большинство лиц среднего возраста невосприимчивы к глобальным изменениям, происходящим в обществе. Однако процесс их личностной социализации протекает через сильное переживание личностного кризиса, либо он проходит сравнительно легко, если в спокойные стабильные времена развития общества он находился между социальными аутсайдерами, но в кризисных обстоятельствах их умения были востребованными.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности протекает в трех основных фазах. В первой фазе происходит освоение социальных норм и ценностных ориентаций, личность учиться соответствовать своему обществу.

На второй фазе происходит стремление индивида к персонализации, к активному воздействию на членов общества.

Во время третьей фазы совершается интеграция индивида в социальную группу, в которой он раскрывает особенность личных свойств и возможностей.

Последовательное протекание процесса социализации, правильный переход в каждую фазу приводит к благополучному завершению и достижению результата. Каждый этап имеет свои особенности, и если все условия социализации соблюдены, тогда процесс пройдет успешно.

Выделяют основные этапы социализации в трудовом коллективе – это дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

В качестве этапов выделяют:

— первичную социализацию, которая протекает с момента рождения до становления личности;

— вторичную социализацию, во время которой происходит перестройка личности в период зрелости и нахождения в социуме.

Основные этапы процесса социализации распределяют зависимо от возраста человека.

В детстве социализация начинается с рождения человека и развивается с ранней стадии. В детстве происходит самое активное формирование личности, в этот период он формируется на 70%. Если данный процесс запаздывает, то будут происходить необратимые последствия. До семи лет осознание собственного Я происходит естественным возрастом, в отличие от более старших лет.

На подростковом этапе социализации происходит больше всего физиологических изменений, индивид начинает созревать, происходит становление личности. После тринадцати лет дети берут на себя все больше обязанностей, таким образом, они становятся более осведомленными.

В молодости (ранней зрелости) происходит более активная социализация, поскольку индивид активно изменяет свои социальные институты (школа, колледж, институт). Шестнадцатилетний возраст считают самым напряженным и опасным, ведь теперь индивид более самостоятельный, он сознательно решает какое социальное общество ему избрать, и в какое общество ему вступать, поскольку придется прибывать в нем длительное время.

В возрасте примерно 18-30 лет социализация происходит в связи с работой и личными отношениями. Более ясные представления о себе приходят к каждому молодому человеку или девушке посредством трудового опыта, дружбы и отношений. Неверное восприятие информации способно привести к отрицательным последствиям, тогда человек закроется в себе, и будет вести бессознательную жизнь вплоть до кризиса среднего возраста.

Следует еще раз отметить, что только, если будут соблюдены все условия социализации, тогда, соответственно процесс социализации будет проходить так, как следует. Особенно стоит обратить внимание на подростковый и юношеский этап, поскольку именно в юные годы происходит самое активное становление личности и выбор социального сообщества, с которым человеку нужно взаимодействовать еще долгие годы.