В еврейской семье, в Москве, в 1890 году родился Борис Пастернак. Семья будущего поэта была приобщена к искусству уже не одно поколение. Родители Бориса были людьми творческими и прививали любовь к искусству своим детям. Частыми гостями в поместье Пастернаков были известные и одаренные художники и писатели, которые тесно дружили между собой. Первым выбором жизненного пути для писателя стала музыка. Больше шести лет юный композитор и музыкант увлеченно изучал и сочинял музыкальные произведения. В 1900 году ему отказали в зачислении в 5-ю московскую гимназию из-за большого набора учащихся. Этот инцидент был решен самой дирекцией которые увидев одаренного юношу пришли к решению зачислить его через год на старший курс. В 1903 году поэт получил серьезную травму ноги, из-за которой у него осталась хромота на всю жизнь. В 1908 году Пастернак с отличием закончил гимназию получив отличные отметки по всем направлениям.

Юность

Следующим пунктом в планах молодого человека стала Московская консерватория. Ему удалось поступить на выбранный им факультет подготовки композиторов с первого раза. Несмотря на то что все складывалось как нельзя лучше Бориса не устраивало текущее положение дел, и посоветовавшись с профессором он сменил факультет на филологический. Пастернак был человеком одаренным во всем за что брался, поэтому у него не возникало никаких затруднений в достижении филологических высот. В этот период он активно сочиняет стихи и практикуется в написании небольших рассказов. Незадолго до окончания учебы Пастернак вместе со своей семьей посетил Венецию. Этот прекрасный город вдохновил его на написание поэзии и на признание в любви Иде Высоцкой. Если со стихами все сложилось удачно, то в делах любовных молодой человек потерпел сокрушительное фиаско. В 1912 году окончив обучение в университете Пастернак даже не забрал свой диплом считая это лишней тратой времени.

Первые шаги в мир литературы

С этого момента его жизни Пастернак начинает активную деятельность в литературных кругах. Вступая в различные литературные сообщества и поддерживая хорошие отношения с молодыми и давно признанными авторами, он постепенно вливается в общую атмосферу. В 1913 году произошло важное событие для писательской карьеры Бориса, некоторые из написанных им стихов были опубликованы в сборнике «Лирика». Постепенно, начиная осознавать себя как писателя, молодой человек издает все больше своих работ, завоевывая уважение и внимание публики. В 1916 посетив Урал он издал «Поверх барьеров». Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин. Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями. В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин.

Золотой период в творчестве

С началом 20-тых годов творчество Бориса Леонидовича начали активно поддерживать высшие круги советского общества. «Охранная грамота» автобиографические заметки которые находились в разработке долгий период жизни поэта наконец-то были завершены. В начале 30-тых годов Пастернака признали лучшим поэтом СССР, но к сожалению никаких официальных документов, на эту тему выпущено не было. В 1931 году писатель расторгает свой брак и выпускает «Второе рождение». В этот же период он знакомится с З. Н. Нейгауз в которую моментально влюбляется. Через год пара узаконила свои отношения и отправилась в путешествие в Грузию. Через семь лет у пары появился первый совместный ребенок, сын, которого назвали Леонид. В 1935 году поэт посетил съезд писателей в защиту мира, который проходил в Париже. Накаленная обстановка и частые стрессовые ситуации привели к нервному срыву.

Жесткая цензура в СССР

Не малый вклад в развитие бессонницы у писателя внесли неудачные попытки давней подруги Пастернака, Анны Ахматовой вызволить сына и мужа из тюрьмы. В тяжелый после военный период многие мужья и сыновья были несправедливо заключены под стражу советскими властями. В попытке помочь своей подруге Пастернак составляет прошение об освобождении невинных людей. Такое активное поведение отрицающее советскую власть привело к тому что Бориса Леонидовича и всех выступавших с Анной Карениной подвергли жестокой критике и цензуре и некоторое время вовсе исключили из печати. В связи с жесткими рамками установленными правящей силой СССР поэту пришлось потратить не один год на переводы. В попытке обеспечить свою семью он периодично забрасывал поэзию и методично работал над сложными переводами.

Начало войны

С началом новой войны Пастернак хоть и сам был в довольно шатком финансовом положении всеми силами помогал эвакуировать людей из Чистополя. В 1943 году в мир выходит сборник «На ранних поездах», ярко описывающий военное время и передающий всю палитру эмоций, которые переживают убитые горем люди. В 1946 году поэт встретился с Ольгой Ивинской, которая запала в душу любящему сердцу Пастернака. Однако любовь к жене не позволила развестись и поэтому Ивинская стала вечной «музой» для писателя. В 1952 году у Бориса Леонидовича случился первый инфаркт, долгие дни, проведенные в лечебном заведении, вдохновили его на написание стихотворения «В больнице». Через три года после этого мрачного происшествия писатель спустя десять лет работы завершает роман «Доктор Живаго». Это был безусловный прорыв как в творчестве самого писателя, так и в развитии литературы СССР. Это был мировой успех, многие страны выпускали «Доктор Живаго» в несколько тиражей.

Нобелевская премия и последствия

В 1958 году поэта наградили Нобелевской премией, это была огромная честь, от которой, однако он был вынужден отказаться. Советские власти были против подобных наград среди писателей СССР, плюс ко всему все еще натянутые отношения после помощи Ахматовой, ситуацию не улучшали. В 1959 году, не имея другого выбора Пастернак отправился со своей благоверной в Грузию, которую горячо любил. В Грузии его всегда принимали радушно, и многие друзья поддерживали его взгляды на жизнь. Не желая мириться с несправедливым отношением, поэт сочинил весьма провокационный стих «Нобелевская премия». За такую смелую попытку отстоять свои права его привлекли к уголовному делу по статье «Измена Родине». Однако успех и популярность, которые имел Борис Леонидович, очень быстро свели судебные разбирательства к нулю.

Закат жизни

В 1959 году писатель начал работу над еще одним крупным романом «Слепая красавица». Его планы были разрушены новостью о раке лёгких, который обнаружили вовремя простого осмотра у врача. Понимая, что жизнь постепенно покидает его, писатель исповедовался своей близкой подруге Е. А. Крашенинниковой. В 1960 году Борис Леонидович скончался в своем доме, на его похоронах присутствовали множество людей, которые уважали его смелый и неповторимый писательский труд.

  • У Пастернака был выдающийся, но строгий отец. Он считал, что подросший сын сам должен заботиться о хлебе насущном, поэтому практически ему не помогал. Другое дело мама: в 1911 году она дала Борису 200 рублей, чтобы сын съездил поучиться за границу. Деньги были от уроков и многолетней экономии на хозяйстве. На эти средства Пастернак год учился философии в университете Марбурга.
  • Роман «Доктор Живаго» писал в течение десяти лет. В 1958 году писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства. В СССР до 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Бориса Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
  • Фамилия писателя могла быть не Пастернак, а Постернак. Именно так значится в документах отца Бориса, Леонида. Кстати, по рождению он и не Леонид вовсе. У него два имени: Абрам и Исаак. Последнее было занесено в метрические книги, первое же попало в бумаги мещанской управы, а оттуда – в гимназические документы.
  • Еще в начале 20-х годов семья и родители Бориса Пастернака эмигрировали из СССР и обосновались в Берлине. С тех пор он вел с ними переписку. Для самого поэта 20-30-е годы были успешными, стихи издавались и выпускались сборники. Его даже хотели объявить «лучшим советским поэтом».

Награды:

  • Нобелевская премия по литературе (1958 год)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Москвы»

Читать стих «Утес» Лермонтова Михаила Юрьевича предлагается школьникам в 6 классе. Прочитав его детям на уроке литературы, преподаватели дают им возможность по-своему проинтерпретировать произведение. Интересно то, что ребята увидят в нем. Так, одни могут предположить, что тучка - это молодая ветреная девушка, в которую влюблен пожилой мужчина, то есть утес. Другие же могут выдвинуть какую-либо еще версию по поводу того, что хотел сказать поэт в своем произведении. На дом стих задают учить полностью. Так как он маленький по объему, школьникам это задание не кажется слишком сложным. Иногда детям также предлагается нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Творческие задания обычно всегда по душе детям.

Текст стихотворения Лермонтова «Утес» был написан в 1941 году. Опубликован - в 1943 в журнале «Отечественные записки». В произведении Михаил Юрьевич рассказывает маленькую историю о золотой тучке и утесе-великане. Он пишет о том, что первая переночевала на последнем, а затем улетела от него прочь в лазурь. Утесу было жаль, что его гостья так быстро покинула его. Он чувствовал себя очень одиноким. В конце стихотворения Михаил Юрьевич пишет о том, что утес, о чем-то глубоко задумавшись, тихонько плачет в пустыне. Тучка в стихе противопоставляется утесу. Она в нем молодая и веселая, а он - старый и угрюмый. Хоть стих и состоит всего из 2 четверостиший, но от этого он не становится хуже остальных. Михаил Юрьевич с помощью них смог ясно передать свое мироощущение. По мнению многих литературоведов, в этом стихотворении поэт сопоставляет себя с утесом-великаном. Хоть Лермонтову и было тогда всего лишь 26 лет, в душе же он чувствовал себя очень старым и одиноким.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,

По лазури весело играя;

Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс" для школьников

Произведение великого русского поэта относится к позднему периоду творчества. Лейтмотивом стихотворения "Утёс" выступает идея одиночества любви. Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает о том, какой бывает любовь.

В этом стихотворении перед читателем предстают два главных героя: тучка золотая и утёс-великан. Поэт предлагает своё философское видение, в котором отношения между людьми переносятся на события природы, и сквозь призму природных явлений мы изучаем мысли и чувства людей.

Герои произведения - два противоположных образа. Золотая тучка - лёгкая, летучая, очень нежная красавица. В ней раскрывается игривое настроение, легкая влюблённость и открытость этому миру. Свободная игривая тучка привлекает утёс-великан. Он большой и тяжёлый, одиноко стоящий посреди пустыни. Возможно, он один может стать другом для тучки, скитающейся над безмолвной пустыней. И между ними возникает связь, как между родственными душами. Автор пишет об отношениях тучки и утёса:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана...

Для неё утёс стал ночным пристанищем, который мог приютить её на своей груди. Для него тучка стала мимолётным развлечением, о чём он мечтал посреди пустыни.

Пустыня стала тем местом, где встретились два живых создания, которые наполнены чувствами и способны любить. Их чувства соединились на короткое мгновение. Как будто пробежала искра, породившая тепло в груди старого утёса. Но несколько другие переживания в лёгкой непринуждённой тучке. Её мысли более лёгкие, переживания не такие глубокие. И на утро она без сожаления отправляется в дорогу, не переживая о чувствах утёса. Это видится автору так:

Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.

Здесь мы читаем о том, насколько различными бывают чувства двух влюблённых созданий. Пусть они встретились и наполнились взаимной симпатией, но это временно. Именно о краткосрочности счастья любви плачет одинокий утёс:

Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение вызывает сочувствие к бедному утёсу. Возможно, это автобиографические размышления, и отношения тучки и утёса раскрывают события из жизни Михаила Юрьевича.

Данное стихотворение учит нас глубже чувствовать друг друга, бережно относиться к близким людям. Это очень поучительный пример, как автору удаётся передать свои переживания, используя приём аллегории и перенося отношения между людьми на явления природы.

Уважение и признание творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, изучение особенностей его поэзии формируют правильные отношения и воспитывают личность.

Знакомому ребенку в школе задали выучить стихотворение про тучку.
Итак, Михаил Юрич Лермонтов, стихотворение "Утёс".

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Стих заучивали вместе (мама была на работе, а я псевдоняня).
Прочитали, повторили, прочитали, повторили.
-Катя, - спросил меня ребенок, - а о чём это стихотворение?

И тут я сообразила: ребенок понял стихотворение ровно так же, как и я.
Блядо-тучка переночевала с мужичком, и с утра, по лазури, свежепотраханная, втихаря свалила. А у старого утёса в "морщине" влажный след. Стоит, думает, плачет.

У меня возникло несколько вопросов. Я вообще любознательная.
Например, первый: почему это учат в шестом классе?
Это же взрослое стихотворение. Натурально.
А второй: о чём оно на самом деле?

Вообще, если так посмотреть, для Лермонтова тучи - это вечная ассоциация с женщинами. Нет, это понятно, всё-таки, он мужик, причем, писал, будучи в самом расцвете сил. Но я вот чувствую некую обиду к тучам, вернее, к женщинам, которая вот прям сквозит.

Вот, например, ещё:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Обратите внимание на последний абзац.
Ведь там же явно читается: все бабы - суки.
Обидели женщины Лермонтова, ох, как обидели.
А детям учи стихотворения несчастного мужичка и не понимай, откуда утёс в пустыне, чего он там плачет, и куда тучка ускакала по утру...