Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства - предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое риторика?

Это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike ), и означает дословно «ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое . Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь » - это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

4 правила риторики

  • Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
  • Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
  • Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!

Содержание:

Сколько в мире людей – столько и уровней воспитания и образования, различных характеров, мнений и мировоззрений, а также способностей давать оценку происходящим событиям. Оратору следует одолеть упрямство и безразличие, заблуждения и неосведомленность, сопротивление: активное и пассивное. Если вам слушает многочисленная аудитория, то ваша речь должна быть медленнее и громче. Необходимо убрать все излишнее и второстепенное. Удачный выбор выражений и короткие предложения способны повысить воздействие вашей речи на публику. Выступающий человек – это личность, которая может и должна завоевать внимание, доверие и симпатию слушателей. Уроки ораторского искусства – это фундаментальные правила. С их помощью повысите воздействие своей на аудиторию.

Техника речи и голос

1) Совершенное, четкое и красивое произношение – вот основа ясной, свободной речи.

2) Красота сказанной речи зависит от того, насколько чисто вы произносите гласные звуки в сочетании с четко звучащими согласными, а внятность достигается полноценным выговариванием всех звуков оратором.

3) Плавность речи может повысить как ясность, так и красоту звучания слов.

4) Степень громкости и речевой темп подбирайте в соответствии с акустикой помещения, где вы будите выступать. Если слушателей более семидесяти человек – говорите медленно и громко.

5) Используйте короткие предложения, следите за произносимыми выражениями, отметайте все лишнее и второстепенное. Так вы повысите воздействие своей речи на аудиторию.

6) Облагораживание своего языка – важнейшее условие для освоения искусства красноречия поэтому «почистите» свой словарь: исключите все вульгарные и обыденные выражения.

8) Избегайте любых небрежностей, свободно владейте своим .

Убедительность очень важна в публичном выступлении. Но «не перегибайте палку».

Оратор и его аудитория: успех у публики

1) Выбирайте тему своего выступления разумно и владейте ею в совершенстве.

2) Выступающий человек сможет завладеть вниманием публики и воздействовать на их умы. Если он увяжет свою речь с темой, которая интересна слушателям или волнует их.

3) Всегда обращайтесь к аудитории. Тогда выступление не будет монологом. Оратор дает почувствовать, что он испытывает живой интерес к слушателям.

4) Харизматичный оратор составляет свое выступление в увлекательном и динамичном стиле. Кроме того, он никогда не говорит холодным равнодушным тоном.

5) Ваше выступление будет ценным для слушателей, если оно послужит поддержке либо осуществлению какой-либо практической идеи.

6) Настоящая личность ведет себя корректно как по отношению к врагу, так и к другу. Даже несмотря на вероисповедание, национальность, политические взгляды, финансовое и служебное положение в обществе, пол и возраст.

7) Ваша уверенность и спокойствие не менее важны, чем слова, которые вы .

8) Изучая уроки ораторского искусства, помните: если вы доверяете себе, то слушатели будут доверять и вам.

9) Красноречивый оратор способен пробуждать воображение у аудитории.

10) Публика состоит из разных людей: у каждого свой уровень образования и воспитания, характер, взгляды на жизнь. Поэтому вам необходимо одолеть заблуждения, неосведомленность, безразличие, упрямство, активное и пассивное сопротивление с их стороны.

11) Предстаньте той личностью, которая может завоевать внимание, доверие и симпатию.

13) У вас должно быть понимание, с какой вы целью выступаете и к чему призываете аудиторию.

14) Выступающему человеку желательно предусмотреть все те, условия, способствующие гармонии и оптимистичному настрою.

15) Оратор добьется успеха, если сумеет поставить себя на место другого человека. А также взглянуть на вещи глазами другого.

16) Несмотря на свою критику, строгость и порицание, вы все-таки должны дать почувствовать людям, что настроены доброжелательно и относитесь к ним с симпатией.

17) Если оратор – положительный творческий человек, но внимателен и не отвлекается от предмета разговора, относится к слушателям с симпатией и сохраняет присутствие духа, то успех ему гарантирован.

Мышление и ведение дискуссии

1) Основная мысль выступления – его душа. Стремитесь к тому, чтобы раскрывать ее последовательно в своей речи. А все рассуждения направьте на подкрепление и дополнение ключевой мысли.

2) Вам необходимо упорядочить свои мысли и ощущения. Только в таком случае они выстроятся в логическую последовательность.

3) Оратору постоянно следует представлять, чего он хочет добиться.

4) Если тема выступления по-настоящему вас «цепляет», то вам значительно легче будет выражать свои мысли и концентрироваться на предмете разговора.

5) Уроки ораторского искусства, в большинстве случаев, рассматривают выражение как силу, которая движет мыслями. Именно она находится с нами в тесной связи.

6) Все мысли, все образы необходимо направить на одну единственную цель, который выступающий поставил перед собой. А все второстепенное, не касающееся главной темы выступления, вы должны сознательно убрать.

7) Учитесь спокойному размышлению. Переход между мыслями должен быть плавным. Так вы достигнете уравновешенности в выражении своих мыслей.

8) Контролируйте сознанием направление своих мыслей. Способность концентрироваться основывается на силе воли человека.

9) Дискуссия представляет собой деловой обмен мнениями. В ходе такого процесса каждый оратор должен рассуждать объективно.

Обращайтесь к аудитории, слушайте мнения зрителей

10) Вам следует говорить только по заданной теме выступления, избегая любых бесполезных уклонений в сторону.

11) Сохраняйте спокойствие, если слушатель высказывает мнение, которое не совпадает с вашим. Уроки ораторского искусства содержат закон различия. Два человека не могут обладать одинаковым мнением. Он придает выступающему уверенность, а также дает возможность по достоинству оценивать каждое высказывание.

12) Любое выступление оратора должно иметь цель, в которой будут разъясняться точки зрения людей и примирения спорящих.

13) Необходимо вести себя прилично. Вам предоставляют слово вовсе не для высказывания своего недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.

14) Слушайте внимательно других людей. Размышляйте над сказанным и начинайте говорить сами, если уверены, что каждое ваше слово будет сказано по делу.

15) Оратору нужно говорит лаконично, воздерживаясь от длинных и растянутых вступлений. Поэтому сразу же начинайте говорить по . Точные высказывания придадут остроту вашей дискуссии.

16) Привыкайте выражать свои убеждения энергично, образно. Не унижайте при этом человека, который высказал противоположное мнение.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова Юрий Окунев.

Как стать раскрепощенным в любой компании, избавиться от комплексов, научиться говорить ярко, живо, увлекательно на любую тему? Можно ли научиться убеждать и заинтересовывать? Для этого требуется совсем немного – трудолюбие и желание освоить уроки ораторского искусства для начинающих.

Начинать изучение секретов публичных выступлений лучше в команде под руководством опытного репетитора. Сейчас в каждом городе есть курсы и тренинги. Чем удобны курсы?

  • Во-первых, вам со стороны подскажут все ошибки и укажут на слабые места;
  • Во-вторых, у вас будет отличная возможность наработать практику выступлений;
  • В-третьих, комплексы легче преодолевать, когда вы видите, что и у других не все так безупречно.

Тренер поможет вам обрести красивый и уверенный голос, научит актерским приемам и выразительным жестам, подскажет, как быстро преодолеть страх. Может быть, таким непревзойденным и красноречивым оратором, как , вы и не станете, но говорить точно научитесь.

Хорошо, а если курсов ораторского мастерства поблизости от вашего дома нет, а может и есть, но расписание занятий не соответствует вашему рабочему графику? Навыки ораторского искусства можно наработать самостоятельно в домашних условиях.

Надеюсь, у вас найдется диктофон (а лучше видеокамера) и большое зеркало? Прекрасно, можно приступать. Попросите кого-нибудь из знакомых и друзей стать вашими слушателями и ассистентами. Следите за обновлениями блога, в статьях из этой серии вы найдете множество упражнений для оттачивания мастерства.

Три кита и песня

Хорошую речь можно сравнить с хорошим хитовым шлягером. Что нужно, чтобы вновь вышедшая песня пользовалась популярностью и успехом? Требуется сочетание трех вещей: приятной мелодии, удачного текста и умелого исполнителя. Правильно?

Успешное ораторское выступление также базируется на трех составляющих, то бишь стоит на трех китах:

  1. Голос оратора;
  2. Грамотный текст;
  3. Взаимодействие с залом (контакт).

Уберите из песни мелодию или слова, и песни не будет. Так же и с выступлением. Техничное владение оратором голосовыми данными, умение представить факты и услышать ответную реакцию зала обуславливают успех.

Голосовые данные

Предлагаю провести небольшой опыт. В компании друзей начните рассказывать какой-нибудь анекдот или историю из жизни, а сами потихоньку включите диктофон. Придя домой, прослушайте запись. Нравится ли вам звучание собственного голоса?

Наверно, многие из вас найдут свой голос слишком тихим, невнятным или крикливым, резким, скрипучим. В общем, приятного мало. Наше внутреннее восприятие резко отличается от того, как нас воспринимают окружающие. Задача обучения – научиться слышать себя со стороны, развить резонансное чутье.

Голос умелого оратора звучит объемно, округло и плавно, бархатистый тембр завораживает слух, увлекает внимание, магически притягивает слушателя. Обладателям приятного и звучного голоса прощается многое, даже картавость и небольшие огрехи в тексте не так бросаются в глаза.

Можно ли развить?

Каждый человек от рождения обладает определенным набором фонетических данных. Этот набор уникален. Мы не можем изменить длину голосовых связок или окружность легких. Зато мы можем научиться управлять речевым аппаратом, настраивать свой голосовой инструмент нужным образом.

  1. Обучения правильному дыханию (диафрагмальному);
  2. Раскрепощения фонетических мышц путем их расслабления;
  3. Выработки ощущения резонанса.

Четыре упражнения для развития голоса

Предлагаю проделать несложные упражнения для речевого аппарата, которые помогут вам улучшить голос:

  • Резонансная настройка . Встаньте прямо, расслабьте мышцы лица. Сделайте вдох и на выдохе тяните звук «Иииии». Внимание на макушке головы. Отдохнули. Теперь тянем звук «Ээээ», внимание на горло, стараемся ощутить вибрации голосовых связок. Далее тянем звуки «Ааааа» и «Оооо», контролируем ощущения в области грудной клетки. Завершает упражнение звук «Уууу» (низ живота). Все звуки различны по высоте, самый высокий звук «И», самый низкий «У». Данное задание помогает улучшить тембр, придает голосу красоту. Рекомендуется три подхода.
  • Рычание льва . Проговорите тихонько звук «Ррр», при этом язык должен быть расслаблен и чуть приподнят к небу. Порычите немного, как рычит собака. Затем громко произнесите несколько слов с буквой «Р», акцентируя внимание на данном звуке. Вырабатывает силу голоса.
  • Кью Икс . Вытяните губы в трубочку, произнесите звук «Кью», затем растяните широкую улыбку, скажите «Икс». Чередуйте движения, сделав не менее 15 повторовю. Упражнение снимает зажимы артикуляционного аппарата, освобождает звучание.
  • Баскетболист . Представьте себе баскетбольный мяч (можно и настоящий мяч взять, если хотите) и начните его отбивать об пол, считая от 10 до 1 по нисходящей. Каждый счет – это один выдох. Затем подбрасываем мяч вверх, считаем от 1 до 10. Упражнение тренирует ощущение тональности звучания. Бросаем вверх – голос высокий, отбиваем от пола – низкий.

Теперь возьмите любую книгу громко зачитайте несколько строк. Ощущаете, как изменился голос? Тем, кто заинтересовался методикой развития голоса, рекомендую обратить внимание на видеокурс Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» . Здесь найдете множество профессиональных упражнений для тренировки голоса и дикции.

Всем остальным предлагаю посмотреть это видео:

Текст речи – визитная карточка оратора

Да-да, самые знаменитые ораторы – это, как правило интеллектуалы во всех смыслах этого слова. Оратор должен обладать богатым словарным запасом. Оратор обязан уметь выстраивать логические цепочки, умело использовать сравнения и метафоры в своем выступлении.

На первый план выступает грамотность составления текста речи. Не буду долго задерживаться на этом моменте. Про построение публичного выступления я уже писал .

Основные требования к тексту речи:

  • Материал для речи должен быть тщательно подобран и логически увязан;
  • Речь должна иметь привлекательное и лаконичное название;
  • Выступление должно быть ориентировано на определенную аудиторию;
  • Текст речи должен быть разбит на логические части для лучшего восприятия;
  • В процессе выступления должна учитываться эргономическая составляющая – внимание слушателей. Оратор постоянно переключает внимание зала с помощью специальных .

Важность детальной работы над текстом хорошо иллюстрирует это видео. Смотрим?

Взаимодействие

Хороший оратор – это не только интеллектуал и логик, но еще и выдающийся артист, чуткий слушатель и умелый лидер. Тема выступления может нравится, а может и не нравиться залу. Конкретному оратору как личности слушатели могут симпатизировать, а могут изначально отнестись предвзято.

Мастерство оратора заключается в умении направить восприятие зала в нужное русло, которое будет выгодно самому выступающему. Оратор-профессионал обставит все таким образом, что его противники к концу речи станут сторонниками и единомышленниками.

Выступающий должен уметь:

  • Проявлять неподдельный интерес к своей аудитории, вести диалог и быть вежливым;
  • Показать слушателям, что он «сделан из того же теста», что и они. Избегать раздражающих публику факторов: неряшливости в одежде, надменности позы, суетливости.
  • Корректно отвечать на вопросы зала;
  • Быть дальновидным, уметь просчитывать реакцию публики на то или иное высказывание;
  • Управлять ходом дискуссии, возникающей по ходу выступления.

Предлагаю посмотреть еще одно видео – небольшой ролик от Владимира Соловьева, этого мастера человеческих интриг и талантливого телеведущего. Знаток публичных выступлений поведает нам об искусстве входить в контакт со слушателем.

Послесловие

Где бы вы ни изучали основы ораторского мастерства – на онлайн курсах, в ораторском клубе или самостоятельно по учебнику дома – вам придется работать над своим голосом, лидерскими качествами и содержательностью речи. Владение этими навыками позволит вам стать интересными собеседниками, сделает вас уверенными в себе и раскрепощенными на публике.

Все необходимые упражнения вы сможете найти в книге тренера публичных выступлений Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» . Теоретический материал изложен интересно и увлекательно, задания просты и доступны даже детям.

Всего доброго. Ваш Юрий Окунев.

Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается с речью». Слово « оратор» (от лат. оrаrе - «говорить») появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Близкие по значению слова к термину «оратор» - это вития, краснослов, трибун, красноречивый человек, ритор, лектор. Все они подчеркивают, что оратор - это человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно.

В современном русском литературном языке слово «оратор» является многозначным. Так, толковые словари отмечают следующие значения: 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов); 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

В теории ораторского искусства слово «оратор» используется как термин, имеющий значение «человек, произносящий публичную речь». По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории

Термин образ ритора (оратора, говорящего) ввел в русскую науку В.В.Виноградов в работе 1930 года «О художественной прозе». В.В.Виноградов отмечает, что построение образа оратора похоже на создание актером определенной «маски», а подготовка речи и ее исполнение, несмотря на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, – процесс сознательный, требующий искусства создания образа ритора.

К основным аспектам проявления образа оратора в слове относятся этос, логос, пафос.

В наше время вопросы риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поскольку этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей (А.А. Волков). Категория этоса описывает критерий искренности оратора; апеллирует к нормам человеческого поведения. Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Цицерон справедливо полагал, что, не зная этики, «оратор не сумеет расположить к себе слушателей и не добьётся успеха». Ораторские нравы определяются А.А. Волковым как «этические требования, предъявляемые обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на речь» (см. подробно Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001). Нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям с древности считаются основополагающими в триаде оратора.

Категория логоса описывает критерий истинности высказываемого; апеллирует к разуму аудитории. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи. Согласно этому критерию оратор должен быть интеллектуальной личностью. Знание предмета, владение логикой и искусством аргументации – всё это также соответствует понятию «логос» .

Категория пафоса описывает критерий релевантного речевого поведения; апеллирует к чувствам аудитории. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием «пафос» . Использование интонационных средств (пауза, смена темпа, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению.

Таким образом, хороший оратор – это человек, который не наносит морального ущерба аудитории, способствует формированию ее интеллектуального уровня, пробуждает добрые чувства, утверждает идеалы морали, нравственности и права. Речь оратора должна представлять собой последовательное развертывание этоса, логоса и пафоса . Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе «нравится» ли человек?

Д. Карнеги подчёркивал: «Самое драгоценное для оратора – его индивидуальность, лелейте её и берегите». Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые, неизвестные аудитории, факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие: навык отбора литературы; изучения отобранной литературы; навык составления плана; написания текста речи; навык самообладания перед аудиторией; ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь: самостоятельно подготовить выступление; доходчиво и убедительно излагать материал; отвечать на вопросы слушателей; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; применять технические средства, наглядные пособия.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать, выступление может оказаться неэффективным. Таким образом, мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт выдающихся ораторов, образцы ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Произнесение речи. Все пособия по риторике советуют до выхода к слушателям провести небольшую репетицию. Выступить можно перед родными, друзьями, просто перед пустыми стульями, воображая, что на них сидят. Репетиционный период покажет, насколько хорошо оратор владеете материалом, какие места выступления оказались слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов, цитат; интересно ли начало и хорош ли финал речи.

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать важным качеством - умение публично мыслить. Не надо пытаться говорить «по памяти»: заново творите свое выступление, не боясь оформлять мысли разными языковыми средствами. Если не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся в процессе речи, контакта с аудиторией не будет.

Зная структуру публичного выступления, овладев методикой подготовки речи, любой человек сможет выдержать экзамен перед аудиторией. Главное - поверить в себя и свои силы.

П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путём». Сегодня речевая коммуникация рассматривается как цепочка состояний, в которой производство, передача и приём вербального (от лат. слова verbalis – устный, словесный) сообщения являются лишь частью общего процесса общения. Коммуникативный акт оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных средств.

Систему невербальных средств составляют:

1) паралингвистические (греч. para - возле, при, вне; лат lingua - язык) компоненты: голос и его качества (тембр, темп, диапазон, тональность);

2) экстралингвистические (лат. extra сверх) средства: включение в речь пауз, смеха, покашливания, особенностей дыхания и т.д.;

3) кинесические (греч. kinetikos относящийся к движению) единицы: жесты, мимика, позы, взгляд;

4) проксемические (лат. proximus – близкий, ближайший) элементы : организация пространства, расстояние между людьми при общении.

Несмотря на такое совершенное средство коммуникации, каким является вербальный язык, в межличностном общении, по данным учёных, невербальные компоненты передают 65% всей информации. Столь активное их использование объясняется рядом причин:

1) невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальные (исследователями доказано, что НВКК онтогенетически старше речи на языке), оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно;

2) невербальные средства воспринимаются визуально и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность (позволяют сделать коммуникативный акт более эффективным и точным);

3) НВКК передают тончайшие оттенки отношений, оценки, эмоций (эмоциональные возможности жеста позволяют ему выступать в качестве носителя коннотативных значений);

4) невербальные компоненты могут передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словом (в определённых ситуациях оказываются самодостаточными и не нуждаются в вербальном сопровождении).

В организации восприятия речи оратора слушателями чрезвычайно важно то, как звучит голос выступающего. Голос – это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок и служащих целям устной речи. Голос составляет звуковой облик человека, является важным средством звуковой коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. Первая функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить «слышимость» (З.В. Савкова) звучащего слова: голос должен звучать свободно, мягко, доверительно, на низких тонах (низкие тона голоса воспринимаются более благоприятно, они собирают внимание слушающих, настраивают их на восприятие содержания). Если оратор будет заботиться о том, чтобы его речь легко осознавалась слушателями, он обязательно разовьёт голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». То есть возродит вторую функцию голоса – быть выразителем мысли. Дело в том, что мы понимаем речь говорящего по хранящемуся в нашей памяти «запасу интонационных моделей». Мы помним мелодические рисунки повествовательных, вопросительных, восклицательных и других предложений, слышим мелодическое выделение логических центров фраз, интонирование знаков препинания и т.д.

И, наконец, если оратор захочет, чтобы его речь вызвала не только «сомыслие» (З.В. Савкова), но и сопереживание у слушателей, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Ибо третья функция голоса – быть проводником чувств. Ведь именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живёт в душе говорящего.

Оратор должен уметь регулировать своё поведение, управлять интонациями речи в процессе словесного взаимодействия с аудиторией.

К.С. Станиславский писал: «…Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением…должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву… Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли». Красиво должен звучать не только голос оратора, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, З и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков. Недопустимо переносить в публичную речь искажённые в быту словесные комплексы (например, «мобыть» вместо «может быть»). Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной. Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких тонах голоса. Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между оратором и аудиторией, «затушёвывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Изучение многочисленных и многообразных выразительных движений, применяемых в человеческом общении, невозможно без их систематизации. В настоящее время нет единой типологии невербальных компонентов. Рассмотрим некоторые классификации жестов, построенные по различным основаниям.

Роль жестов в коммуникативном акте – такой критерий положен в основу типологии жестов, предложенной Л.А. Капанадзе и Е.В. Красильниковой. Все жесты учёные подразделяют на:

1) ЗНАКОВЫЕ (обладающие как планом выражения, так и планом содержания)

    указательные (дейктические) жесты (выделяют, отмечают какую-то часть пространства вокруг говорящего (указать можно взглядом, кивком головы, рукой и т.д.); полностью понимаются лишь в языковом контексте, поэтому сопровождаются часто указательными местоимениями (тут, вот, здесь и т.д.);

    изобразительные (иконические) жесты (изображают различные действия человека, форму, положение в пространстве и движение различных предметов);

    жесты-символы (имеют абстрактное содержание; понимаются в рамках одного национального коллектива: жесты приветствия, прощания, отрицания, утверждения и т.д.).

2) НЕЗНАКОВЫЕ

    ритмические жесты (подчёркивают ритмический рисунок высказывания, отчасти дублируют интонацию (ритможесты): скандирование ладонью (ребром её); движение руки, сжатой в кулак и т.д.);

    эмоциональные жесты (выступают в роли дублёров соответствующих интонационных структур, подчёркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость; «читаются» в соответствии с мимикой лица и интонацией речи).

С точки зрения использования кинесических знаков с целью усиления воздействия как на сознательный, так и на подсознательный уровень реципиента, воспринимающего устное высказывание, специалист в области риторикиПоль Соперсоздал свою типологию жестов. Он предлагает применять выразительные жесты для сопровождения самых сильных, кульминационных мест речи, описательными жестами показывать размеры и формы объектов, о которых говорит оратор, использовать указующие жесты для указания местоположения или направления. Автор предлагает для создания артистического эффекта и оживления речевого высказывания использовать подражательную жестикуляцию.

Профессор РГГУ Г.Е. Крейдлинвыделяет два основных семантических типа жестов: коммуникативные и симптоматические.

1) КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ – невербальные единицы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Это чисто диалогические жесты. Характерным признаком коммуникативных жестов является их привязанность к конкретным актуальным ситуациям. Все коммуникативные жесты делятся на три подкласса:

    указательные (дейктические) – содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Являются самыми древними в жестовой системе любого языка;

    этикетные жесты – исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации (жесты приветствия, прощания, застольные, дипломатические и т.д.);

    общекоммуникативные (ситуативно нейтральные) жесты.

2) СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего. Занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами.

Интересна точка зрения И.М. Юсупова, который наряду с традиционными группами жестов (коммуникативные, изобразительно-описательные, модальные) рассматривает и четвертую – жесты-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки (заламывание рук, пальцев, кистей; одергивание одежды, притоптывание ногой и т.д.).

А.И. Галичев вводит понятие «инвективных жестов». Это грубые, бранные жесты, вводимые в речь с целью, прежде всего, оскорбить партнёра по коммуникации. Смысл их употребления – нанесение морального ущерба собеседнику.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) жесты должны быть непроизвольны; прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем;

б) жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

в) управляйте жестами: не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы; никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

г) вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

д) жесты должны отвечать своему назначению; их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории, например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

К.С. Станиславский указывал, что взгляд – «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу…». Взгляд сопряжён с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивлённый, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный, восхищённый.

Считается, что выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека. Учёными установлено, что участники коммуникации легко устанавливают добрые отношения, когда их взгляды встречаются на протяжении 60 - 70% времени общения. Если человек что-то скрывает, то его глаза встречаются с глазами адресата менее 1/3 времени общения. В том случае, если взгляды участников разговора встречаются более, чем 2/3 времени общения, то беседа удалась или собеседник готов к установлению дружеских отношений. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал к установлению контакта.

Для оратора важно наладить зрительный контакт с аудиторией. Умение правильно направить взгляд – важное умение оратора. Не следует смотреть в сторону, в пол, себе под ноги, на потолок, в пространство, на одного из присутствующих в первых рядах. Говорящий в подобных ситуациях не может следить за реакцией слушающих на свою речь, нет связи со слушателями, внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса. Рекомендуется смотреть на слушателей, переводя взгляд с одного на другого (но чтоб глаза «не бегали»), чтобы ощутить контакт со слушателями (см. подробно Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 39 - 55, 123 - 128; Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – Москва - Вена: Языки русской культуры, 2001; Русский язык и культура речи/Под ред. А. Г. Антипова. Учебно-методический комплекс для вузов. – Кемерово, 2002. – С. 256 - 267).

Самоучитель ораторского искусство – это практические уроки для самостоятельной отработки навыков публичных выступлений. К сожалению, в одной статье я не смогу уместить весь свой 15-летний опыт выступлений, но если Вы даже внедрите то, чем я здесь поделился, Вы значительно повысите уровень мастерства в качестве оратора.

Урок №1. Волнуйтесь на здоровье

Если у вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у вас голос никакой, гордитесь – Вы МАСЯНЯ.

Волнение – чувство, знакомое практически всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Я думаю, что все великие ораторы волнуются в начале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня коленки дрожат. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Более подробно о том, как перестать волноваться перед выступлениями,

Урок №2. Рояль в кустах

Рояль в кустах – это наличие домашних заготовок. Когда у Вас есть домашние заготовки, который выглядят экспромтом, Вы поражаете своих слушателей оригинальностью, быстротой реагирования, и аудитория получает от этого удовольствие.

Иногда в лекциях я задаю вопрос, на который аудитория знает ответ. И дает его сто процентов. На что я ставлю руки на пояс и с недоумением спрашиваю: «Откуда Вы это знаете?» Либо, когда мне говорят комплименты, хвалят меня, я говорю: «С этого момента поподробнее, пожалуйста». Обычно это вызывает смех, улыбки, люди получают удовольствие и радость, что их располагает к моим выступлениям.

Домашние заготовки – это не только запас каких-то фраз. Это могут быть и анекдоты, и истории, и крылатые выражения, и метафоры, и аналогии, и стихи. Все, что подходит в данный момент. Ко мне иногда подходят участники лекций и рассказывают о своих проблемах. На что у меня есть заготовленная история «А могло быть и хуже…» Когда я ее рассказываю, они получают пользу, смеются, удивляются моей реакции на их ситуацию, а главное понимают, что все не так плохо, как им казалось.

Как находить заготовки? Слушать выступления других ораторов и отмечать моменты, когда аудитория смеется и ей что-то нравится. Читать литературу и подмечать моменты, которые Вам понравились. Собирать притчи, анекдоты, афоризмы и делать пометки, для какой темы они подходят, чтобы в нужный момент Вы могли вытащить свой рояль из кустов.

Урок №3. Используйтесь всё, что под рукой

Опытный оратор отличается тем, что может любой предмет или событие вплести в свое выступление. Это делает выступление живым и интересным. Создается впечатление, что все слушатели принимают в нем участие, а аудитория получает удовольствие от того, как оратор использует все во благо. Например, кто-то чихнул. Можно сказать: «Спасибо за поддержку, правду говорю!» Если звонит мобильный телефон: «Кстати, как можно использовать мобильный телефон в нашем бизнесе или в данном вопросе?» Если кто-то из зала выкрикивает нужный ответ на заданный вами вопрос: «Как приятно находиться в окружении профессионалов, людей, которые понимают, в чем суть данной проблемы».

Когда я провожу тренинги по ораторскому искусству, то для отработки данного умения предлагаю участникам выполнить следующее упражнение. Участники тренинга во время выступления показывают любой предмет, который есть у них под рукой. А задача оратора – вставить в свое выступление данный предмет. Не просто заявить и назвать его, а вплести этот предмет в свое выступление. После выполнения таких упражнений (когда тебе осознанно и специально мешают) участники начинают чувствовать себя значительно увереннее.

Как-то на тренинге по ораторскому искусству во время выступления одного участника на доску выполз таракан. Надо отдать должное выступающему. Он не растерялся, а применил его в своем выступлении: «Как только начинаешь говорить о выгоде и пользе, как появляются новые желающие воспользоваться продукцией нашей компании!» Он использовать таракана в своем выступлении, не растерялся, не запнулся от неожиданности, а наоборот, сделал из этого преимущество. Реакция аудитории была потрясающей. Все высказывали комплименты по поводу того, как оратор применил таракана в своем выступлении.

Используйте различные предметы или события во время ваших выступлений и вплетайте их в свою речь!

Урок № 4. Затрагивайте все каналы восприятия информации

В психологии выделяют три основных канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Условно людей с разными каналами восприятия информации называют: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Визуалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию зрительно. С помощью картинок, образов. Для того чтобы они лучше воспринимали информацию, им необходимо рисовать на доске, что-то показывать или изображать. Им необходимо все видеть собственными глазами.

Аудиалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию через слух. Им важно, что Вы говорите. Им хочется побольше услышать, нежели чем увидеть. Они информацию лучше воспринимают на слух.

Кинестетики – это люди, которые воспринимают информацию через ощущение, чувства. Чтобы они лучше восприняли информацию, им необходимо давать попробовать, понюхать, пощупать, подержать в руках то, о чем Вы говорите.

Урок №5. Готовьтесь к выступлениям

Большинство людей хотят обрести уверенность в себе, решительность и самообладание, когда выступают на сцене перед публикой. Один из способов достичь такого результат – это готовиться к выступлениям.

Уверенность в себе прямо пропорциональна времени, затраченному на подготовку. Чем больше времени Вы готовились, тем увереннее Вы себя будете чувствовать перед публикой. Хорошая подготовка прогоняет страх. Выйти на сцену неподготовленным – это все равно, что предстать на ней голым.

На Украине живет и работает прекрасный педагог, писатель, оратор, бизнесмен, миллионер Владимир Спиваковский. Уникальная личность, выступления которого затрагивают струнки души каждого, кто его слушает. Один из секретов его успешных выступлений заключается в том, что, несмотря на то, что он не постоянно на публике, он все остальное время готовится к выходу: вынашивает идеи, осознает и перепроверяет их. Он готовится к своим выступлениям.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо готовиться к своим выступлениям.

Урок №6. Репетируйте

-А можно не готовиться и хорошо выступать? – спросил я одного легендарного спикера.

-Можно! – ответил он. И продолжил: — Как-то я присутствовал на празднике в одной компании. Меня пригласили на сцену как почетного гостя, вручи цветы. Один из организаторов предложил произнести напутствие сотрудникам этой компании. Я спросил: «На что сделать акцент?» Мне ответили «На что пожелаете». – «А сколько у меня времени?» — «Сколько хотите!» Времени на обдумывание не было. И я выступил с короткой, но пламенной тридцатиминутной речью о пользе позитивного мышления. И хотя я выступал без подготовки, аудитория была в восторге от услышанного и благодарила меня за выступление.

— Как же у Вас получается выступать на семинарах без подготовки? – задал я следующий вопрос.

— Витя, получилось хорошо только потому, что я с этой темой выступаю очень давно и у меня большой опыт, — ответил он.

Если Вы имеет богатый лекторский опыт, если во время выступления Вы легко и свободно подбираете слова, если Вам удаются экспромты, тогда Вам незачем готовиться. Но если дело обстоит по-другому, то, наверное, стоит все-таки уделять внимание подготовке к выступлениям.

Так что к своим выступлениям все-таки лучше готовиться. Как говорят, «Гений – это 99% труда и 1% таланта». И если Вы хотите успешно работать с аудиторией, необходимо уделять внимание своей речи еще до выхода на сцену. Когда Вы готовы к выступлению, знаете, о чем собираетесь говорить, Вы чувствуете себя увереннее.

Когда Ваши мысли оформились, прорепетируйте свою речь от начала до конца. Проговаривая выступление, представляйте, что перед Вами слушатели. Представляйте их явно, и, когда Вы действительно окажетесь перед публикой, Вам все покажется привычным. Чем чаще Вы будете это делать, тем увереннее Вы почувствуете себя, когда придется выступать.

Если есть возможность, выступите перед своими родными, близкими или друзьями. Никого нет рядом? Можно пересказать речь своим домашним животным. Например, коту или собаке, или попугаю.

Будет хорошо, если Вы запишите свое выступление на диктофон. На видеокамеру не рекомендую. Когда впервые видишь со стороны, это вызывает смущение и дискомфорт. Если уж смотрите на себя через видеокамеру, постарайтесь, чтобы Вы были в комнате одни.

Можно сделать «холодную» репетицию. Когда Вы стоите в очереди или едете в транспорте, можно попросить посторонних людей послушать Вашу речь. Таким образом, можно и потренироваться, и заодно привлечь к своему бизнесу заинтересовавшихся вашим выступлением людей.

Как репетировать

  • Репетируйте, чтобы запомнить идеи, а не слова
  • Репетируйте вслух
  • Каждый раз репетируйте от начала до конца
  • При использовании наглядных пособий репетируйте вместе с ними
  • Если возможно, репетируйте вместе со слушателями.

Урок №7. Рефлексируйте

Только после того, как сделал дело, понимаешь, с чего надо было начинать.

Также следует отметить: была ли последовательность изложения, или были скачки и повторы? По всем ли пунктам были приведены примеры и истории? Были ли пояснены основные тезисы? Ясно и четко излагали мысли? Удалось ли привлечь и удержать внимание аудитории? И так далее. Проводя анализ своих выступлений и выступлений других спикеров, можно значительно улучшить свое мастерство публичных выступлений.

Урок №8. Говорите так, чтобы Вас понимали все

Избегайте специальных терминов и словосочетаний в вашем выступлении. Специальные термины могут быть доступны только специалистам в данной сфере, а остальные могут не понять ваши слова и выключиться из вашего выступления. Выражайтесь простым языком. Но если в своей речи Вы использовали какой-то термин, то обязательно давайте необходимые пояснения.

В фильме «Я робот» есть замечательный диалог, где женщина-доктор говорит научным языком, а ее собеседник просит сказть то же самое простым языком. Диалог такой:

-Скажите, доктор Калвен, вы чем занимаетесь?
-Прежде всего, разрабатываю психологию робота. Правда, еще разрабатываю интерфейс интерактивного взаимодействия и программу комплексного взаимодействия технических модулей.
— Так чем вы тут занимаетесь?
-Пытаюсь сделать роботов похожими на людей.
-Что нельзя было сразу сказать?

Речь должна быть доступной, если вы желаете, чтобы человек думал над принятием решения, а не над тем, что только что услышал! Не надо любоваться тем, что Вы знаете какое-то научное слово. Наша задача – чтобы люди нас понимали и принимали решение сразу же после наших выступлений, а не раздумывали о нашем выступлении, как мы красиво и витиевато выражались. Более подробно об этом можете прочитать .

Урок №9. Повторение – мать учения

«Повторение – мать учения» — гласит народная мудрость. Ведь слушатели – практически как дети. Иногда пятилетнему ребенку необходимо повторить фразу несколько раз, чтобы он нас услышал: «Оля, надень носки… Оля, надень носки… Оля надень носки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…» . И только тогда, скорее всего, он Вас услышит. Точно так же и в ораторском искусстве. Чтобы аудитория услышала Вас, поняла Вас, и до нее дошел тот смысл, который Вы вкладываете, необходимо об этом сказать несколько раз. Есть такое мнение, что в первый раз слушатель воспринимает 15% информации, во второй раз – 75% и только в третий раз воспринимает полностью.

Если Вы желаете донести до Ваших слушателей какую-нибудь важную информацию, сделайте это несколько раз. Произнесите свою мысль, идею снова и снова. Может быть, другими словами, но сделайте это.

В одном селении жили два праведника. Но только к одному праведнику люди ходили слушать проповеди, а от второго, послушав его один раз, уходили к первому. И второй праведник решил узнать у первого, в чем его секрет. Приходит и спрашивает: «Почему к тебе люди приходят и остаются у тебя, а от меня постоянно уходят? Что ты им говоришь?» Первый праведник ответил: «Сначала я им говорю то, что собираюсь сказать. Потом я это же рассказываю подробно. А затем я повторяю то, что сказал раньше».

По такой же схеме проводится и презентация. Вначале мы заявляем то, о чем собираемся говорить (о продукции, о возможностях бизнеса), потом мы об этом говорим подробно, затем подводим итоги и призываем людей к действию.

Если вспомнить схему мотивационного выступления, то его условно можно делать по следующей схеме: тезис (основная мысль, которую Вы желаете раскрыть) – пример – вывод. Вывод обязательно следует делать после рассказанных примером и историй. Иногда за историями слушатели теряют основную мысль или идею. Поэтому ее следует повторить. Можно теми же словами, можно другими, но обязательно стоит повторить. Итак, еще раз: высказывание, пример, вывод (повторение высказывания).

Я знаком с основателем одной компании, блестящим оратором и мотиватором. Его выступления слушатели всегда слушают взахлеб. Один из приемов, который он часто использует в своих выступлениях, — именно прием повторения основных, главных мыслей. Иногда его повторения следуют сразу же за высказыванием основной мысли. Например: «В нашей компании можно иметь остаточный доход 2, 3, 5 тысяч долларов в месяц». Дальше раскрывает эту мысль, показывает, каким образом. И в конце снова повторяет: «Итак, давайте подведем итоги. В нашей компании можно зарабатывать остаточный доход 2, 3 и даже 5 тысяч долларов в месяц. Для этого необходимо сделать то-то и то-то. Действуйте!»

Итак, давайте подведем итоги. Для того чтобы Ваши слушатели на 100% усвоили Ваши мысли и идеи, их необходимо повторить несколько раз во время выступления. И всегда помните, повторение – мать учения.

Урок №10. Сделайте свою речь выразительной

Выразительность – это словесное оформление речи. Главная задача работы над выражением – найти «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Мысли, не облеченные в достойную словесную форму, не способны зажигать интерес, создавать настроение, будить ответную мысль, желание действовать, то есть, не способны воздействовать на аудиторию. Аристотель писал: «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление. Выразительность – это средство воздействия на аудиторию. Выразительность делает мысль понятнее, зримее, а, следовательно, затрагивает эмоции и тем самым помогает реализовывать замысел. Чем сложнее предмет, тем большей должна быть степень наглядности. Кроме пояснения мысли, выразительность поддерживает контакт со слушателями, удерживает их внимание.

Более подробно о том, как сделать свою речь выразительной читайте .

Урок №11. Будьте эмоционально устойчивы

Одним из важнейших умений оратора является эмоциональная устойчивость во время выступлений. К сожалению, мы не всегда выступаем в идеальных условиях. Аудитория бывает разной, помещение бывает не очень подготовленным к проведению лекций и семинаров. Представьте себе, вы ведете презентацию, со скрипом открывается дверь, заходят еще три человека. Они садятся на свои места. Они ничего не говорили, но внимание к себе привлекли. Мало того, что оратор на них посмотрел, на них посмотрел и весь зал. Когда они пройдут, тогда уже можно продолжать выступление. Если оратора сильно отвлекли, он забывает о чем говорил, на чем остановился? Как сделать так, чтобы не терять мысль и помнить, на чем Вы останавливаетесь? Проще всего сделать, если держать внимание на своем выступлении, а не на тех слушателях. Да, вы сделали паузу, но ваше внимание на выступлении. Они прошли, вы рассказали анекдот, чтобы собрать снова внимание аудитории (да и собраться самому), и снова продолжаете выступление.

Как натренировать свое внимание? Можно делать такое упражнение в паре с кем-нибудь: каждый читает свое стихотворение построчно, строчку один, строчку другой. Каждый старается прочитать свое стихотворение от начала до конца. При этом Вы слушаете, что говорит ваш партнер, и в то же время, вам необходимо продолжать рассказывать свое стихотворение дальше. Если Вы сбились, ничего страшного. Начинаете читать свое стихотворение заново. И так рассказываете стихотворение до тех пор, пока не будете не сбиваться, когда Вам создают помехи.

Если не с кем тренироваться, то можно включить радио, телевизор, музыкальный центр и начать рассказывать стихотворения. Громкостью регулируете уровень своей эмоциональной устойчивости. Чем громче, тем устойчивее к сбивающим помехам Вы будете. Потренировавшись таким образом, Вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее, даже если во время выступления будут раздаваться шорохи, звонки мобильных телефонов, кто-то другой будет разговаривать. Вас это не будет отвлекать.

Урок №13. Создавайте картинки

Очень часто слушатели легко воспринимают нашу информацию приведенным образом, созданным картинкам, которые мы рисуем в своих выступлениях словами. Особенно это важно, если мы излагаем сложную для восприятия информацию.

Когда ученики спросили Христа, почему он говорит с народом притчами, он ответил: «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» . Он сравнивал Царство Небесной с закваской, с закинутым в море неводом, с купцами, ищущими жемчужины.

Другой пример. Если Вы хотите создать у слушателей ясное представление о размерах страны, не оценивайте ее площадь в квадратных километрах, а назовите города, которые могли бы разместиться на ее территории, и сравните численность ее населения с тем городом, где Вы выступаете. Слушателям необходимо создавать картинки, образы. Объяснять непонятное через известное. Более подробнее о создании картинок и образов во время выступлений читайте .

Урок№14. Имейте соответствующий имидж

«Встречают по одежке…» — гласит народная мудрость. Правда, «… провожают по уму» . Почему аудитория встречает оратора по одежке? Ведь у него такая светлая душа, он добрый и порядочный. Желает людям только добра. Почему же они смотрят на то, как он выглядит? Дело в том, что все новое, все неизвестное у людей, точно так же как и у животных, вызывает страх. Страх перед неизвестностью. Выходит на сцену оратор, которого мы не знаем. Он еще до микрофона не дошел, еще не поприветствовал аудиторию, не сказал ей комплимент, чтобы расположить к себе аудиторию, но мы его уже видим. В нашем бессознательном вовсю «пошел процесс»: а что это за человек? Чего от него ожидать? Несет ли мне этот человек угрозу, зло? Или несет мне добро, процветание, благополучие, богатство, успех? Если человек несет мне зло, то скорее бы его выступление закончилось. А если процветание, богатство, успех, то, наверное, с ним можно и нужно сотрудничать и взаимодействовать. И сидящие в зале начинают воспринимать исходящую от оратора речь, когда бессознательное дает сигнал: все в порядке, все хорошо, его можно слушать. Итак, благодаря соответствующему имиджу мы располагаем к себе аудиторию, вызываем желание у слушателей воспринимать нашу информацию. О том, как внешний вид влияет на восприятие речи, напишу отдельную статью. Следите за обновлениями.

Урок №15. Самый важный урок

Многие говорят о желании иметь хорошее здоровье, но кто действительно выходит на беговую дорожку по утрам? Многие говорят о желании похудеть, но кто действительно приходит в спортзал? Многие говорят о желании изменить свою жизнь, но кто действительно пытается что-то сделать? Многие имеют желание уверенно выступать, но кто действительно выходит на сцену?

Выступайте как можно чаще! Сколько книжек по легкой атлетике вы ни прочитаете, быстрее от этого вы бегать не станете. Для того чтобы быстро бегать, необходимо тренироваться, выходить на беговую дорожку и бежать. Сколько книжек вы бы ни читали о том, как научиться плавать, вы не научитесь плавать. Необходимо тренироваться в бассейне, на речке, в пруду. Как говорят по этому поводу: «Сидя на берегу, плавать не научишься!» Аналогично происходит и с выступлениями. Сколько бы книжек по ораторскому искусству Вы ни прочитали, лучше от этого выступать не станете. Для того чтобы хорошо выступать, необходимо просто чаще выступать.

Как-то у величайшего хоккеиста, Уэйна Грэтски, коррекспондент пытался выяснить, что же делает его самым результативным игроком:

— Вы очень эффективны, с чем это связано, каковы ваши принципы?

— Я просто играю, правила известны

— Как вы просчитываете вероятность попадания, что лежит в основе ваших действия?

— Вы знаете, я ничего не просчитываю, поскольку использую единственную точку зрения при иге.

— Какую?

— Я знаю точно, в каком случае я не попаду.

— Ну и в каком же?

— Если я не ударю!

Секрет самого результативного игрока в хоккее заключается в том, что он старался как можно чаще бросать шайбу в ворота соперника. И чем больше он совершал попыток, тем больше он забивал голов. Другими словами, он не думал, как лучше бросить, он не читал, как лучше бросить, он просто совершал броски. То же самое происходит и в бейсболе, и в баскетболе, и в футболе, и в других видах спорта.

По этому поводу есть сетевой анекдот.

Новичок спрашивает у своего спонсора, который легко проводит результативные «холодные контакты»

— Как Вам удается иметь такой успех на «холодных контактах»?

— Очень просто, мне нравится человек, я к нему подходу и спрашиваю: «Вам интересно стать спонсором для других?»

— Могут, конечно… и отправить куда-то.

И вдруг, довольно ухмыльнувшись:

— Но соглашаются чаще!

Чтобы успешно проводить «холодные контакты», их необходимо проводить, ими заниматься. Чтобы легко продавать, необходимо заниматься продажами. Точно так же и с выступлениями. Используйте любую возможность выступать. Когда на мои тренинги приходят молодежь, студенты, учащиеся средних школ, я радуюсь за то, что они узнают о многих идеях в столько юном возрасте. И у них есть огромные выступления, чтобы войти во взрослую жизнь с умением уверенно держаться на сцене. Лично я начал выступать, когда мне исполнилось 25 лет. Сколько времени я потратил понапрасну! Если бы я еще в учебных заведениях выступал, я бы уже точно был настоящим Цицероном или Демосфеном. Выступайте как можно чаще! Выходите на сцену и говорите! Вставай и говори! И помните: «Деньги лежат на сцене!»

Заключение

Итак, самоучитель ораторского искусства – это набор практических уроков и рекомендаций, как Вы можете самостоятельно улучшить свое мастерство публичных выступлений. Внедрив эти советы в практику, Вы в разы повысите свой профессионализм в качестве оратора. Правда, на это уйдет некоторое время. Все зависит от вашей скорости обучения.

Если Вы хотите быстрее овладеть навыками высокооплачиваемых спикеров, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/78GryW

Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять на просторах Интернета, и делитесь ее с друзьями через социальные кнопки ниже!

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.P.S. Спикерами не рождаются, ими становятся.