Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор­мирует личность.

Особое место в социальной структуре общества зани­мает человек как основной, изначальный элемент этой струк­туры, без которого нет и быть не может ни социальных дейст­вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организа­ций. Человек одновременно и субъект и объект всех общест­венных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про­дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп­ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото­рые определяют общество.

В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: явля­ется ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.

Что такое личность?

Первичным агентом социального взаимодействия и отно­шений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич­ность».

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исто­рически развивающейся общности, как человеческий род, че­ловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как специфическая мате­риальная реальность. Но человечество, как таковое самостоя­тельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества вы­ражается понятием «индивид».

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологиче­ских черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фик­сируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной мо­мент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ка­честв.

Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выра­жение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного обще­ства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абст­рактная физическая природа, а социальное качество».

Личность – социальный облик человека как субъекта об­щественных отношений и действий, отражающих совокуп­ность социальных ролей, которые он играет в обществе. Из­вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него форми­руются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склон­ности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что на­зываем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Фи­лософия рассматривают личность с точки зрения её положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целост­ности психических процессов, свойств и отношений: темпе­рамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности соци­ально - типическое. Основная проблематика социологиче­ской теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, ре­гуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, лично­сти и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее об­щие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех обществен­ных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник об­щественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, прояв­ляющего социально-значимые черты индивидуальной жизне­деятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию обще­ственных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимо­действия с другими людьми.

Социальное и биологическое.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфор­мацию и оказывать воздействие на окружающий мир по соци­альным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен­ства между понятиями личность и человек, личность и инди­вид. Человек – существо биосоциальное. Преимущества и де­фекты его физической организации властно влияют на тече­ние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли ин­дивид умственно неполноценным или стал почитаемым юро­дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля­ются самосознание, ценностные социальные отношения, из­вестная автономность в отношении к обществу, ответствен­ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож­даются, а становятся.

На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно­сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло­вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома­тически не гарантирует того, что из человека получится вели­кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци­альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об­щество- часть природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следова­тельно и общество происходит из природы; человек – суще­ство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам при­роды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль­ный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отра­зить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в выс­шей форме своего проявления, а качественно новое, принци­пиальное, особое явление с присутствующими только ему со­циальными качествами и свойствами, вырастающими из взаи­модействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос­вободится полностью от свойств, присущих животному. Оп­ределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, фор­мирование и функционирование которого обусловлено вклю­чённостью человека в систему общественных отношений. Че­ловек использует биологические качества не только для обес­печения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго­варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв­ное единство биологических и социальных качеств показы­вает, что человек – существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть сово­купность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отно­шений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биоло­гического и социального в человеке, или, говоря иначе, во­прос о природе человека. В философской литературе сложи­лись две позиции по этому вопросу. Согласно первому, при­рода человека всецело социальна. Согласно второму – она не только социальна, но и биологически нагружена.

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в , хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье .

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее . То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.

Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».

Интегративная концепция формирования и развитие личности . В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.

В своих взглядах на развитие Э. придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни. Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития. Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия (от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) - завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

В классической психологии выделяется ряд методологий, согласно которым принято проводить определенное разделение между тем, что мы привыкли называть "этапы развития личности".

Наиболее популярной является методология Эрика Эриксона, чуть менее распространена методология Зигмунда Фрейда и других авторов.

В рамках данной статьи мы постараемся обобщить и найти общие черты у различных методологий, посвященных этапам развития личности.

Первый этап – это рождение ребенка. В период от рождения до года у ребенка формируется психологический «фундамент» отношения в жизни, миру в целом и людям в частности. Формирование этого отношения обусловлено проявлением заботы к нему со стороны родителей, близких людей. Чем больше любви проявляется по отношению к ребенку – тем более доверчивым и позитивным он становится в будущей жизни.

Следующий этап развития личности – второй и третий год жизни ребенка. Этот период основывается на моторных навыках ребенка. Маленький человечек учится управлять своим телом, совершать различные действия. В зависимости от реакции родителей и воспитателей у ребенка формируется самостоятельность. Именно поэтому так важно на данном этапе позволять ребенку совершать действия самостоятельно, не ругать его и проявлять терпение к его желаниям делать всё самому. В противном случае, есть риск возникновения у ребенка чувства стыда за свою нерасторопность и отсутствие самостоятельности.

Третий этап – четвертый и пятый годы жизни. В этом возрасте ребенку свойственно проявление самостоятельности в выборе активности. Ему уже не так интересно подражание другим детям, у него формируется фантазия и возникает желание придумывать игры самому. В этот период крайне важно продемонстрировать важность того, чем занимается ребенок. В противном случае неизбежно возникает чувство вины, которое ребенок способен пронести в следующий этап.


Четвертый этап – возраст от шести до двенадцати лет. Соответствует возрасту начальной школы. В данном возрасте ребенок проявляет инициативу в реализации своих творческих способностей. Здесь важно поощрение со стороны окружения. Если ребенок не будет получать поощрений за свою деятельность, то на подсознательном уровне получит метку «неполноценности». Что в последствие может негативно сказаться на успеваемости и желании самореализации.

Пятый этап – подростковый возраст. От 12 до 18 лет. В этот момент ребенок пытается провести собственную идентификацию в плане принадлежности к одной из социальных ролей. Именно в этот период «выплывают» все ошибки, сделанные родителями на предыдущих этапах. Зачастую имеет место, так называемая, негативная идентификация, т.е. отождествление себя с противоположностями от ожиданий своего окружения (примеры: наркоман, малолетний преступник, и пр.).

Шестой этап – это первый этап развития личности у взрослого человека. По сути, длится он от момента окончания юности до начала зрелости. В этот промежуток времени человеку крайне необходима близость (причем не только физическая) с другим человеком. На данном этапе формируются семья, и появляется любовь. Также возникает потребность в проявлении заботы.

Седьмой этап – этап заботы о потомках. Относится к первому этапу развития личности зрелого человека. Как правило, связан с тем, что человек уже добился определенных успехов в жизни и наступает время о том, чтобы задуматься о судьбах подрастающего поколения. Что интересно, данная особенность никак не связана с наличием у него детей. Однако, те, у кого не выработалось чувство сочувствия и сопричастности к человечеству на данном этапе сосредотачиваются на себе, что зачастую является причиной возникновения кризиса среднего возраста.

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.