Сегодня купил на Вернисаже у бабульки. Зацепило.
Отличная сохранность, четкое фото.
В Интернете подобного билета пока не нашел, так что возможно раритет.
Про Королеву Марию Матвеевну тоже пока информации к сожалению нет, так что если у кого есть доступы в архивы, буду признателен!

Министерство Народного Просвещения.
Московские Высшие Женские Курсы.

(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/e6f05098cb4234a6997b9d51d9918654.jpg)

И о самих курсах краткий экскурс в историю.

Московские высшие женские курсы (МЖВК)

Нужно уделить внимание зданию, где размещались Московские высшие женские курсы (МЖВК). В мае 1872г. министр народного просвещения граф Д.А.Толстой согласился открыть в Москве высшие женские курсы как частное учебное заведение и утвердил «Положение о курсах», и 1 ноября 1872г. на Волхонке в здании Первой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов. Надо отметить, что долгое время считалось, что высшее образование приносит женщинам только вред, женщины в университеты не допускались, и многие сферы деятельности были для них закрыты.
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879г. - на 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физика, астрономия, математика, гигиена с 1879г. преподавались по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых.
Слушательниц на курсах было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК доходило до 70, а затем колебалось между 103 и 107, и постепенно возросло до 256 в 1885г.
Но в 1886г. прием на курсы был запрещен, и в 1888г. МВЖК закрылись.
"Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов "- писал В.И.Герье.
(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/221908c122f92c5d2986dbc484db3191.jpg)
Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением, и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900г. увеличился до 4 лет . Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906г. открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).
До 1905г. директором МВЖК был В.И.Герье, а потом, в отсутствии находившегося за границей В.И.Герье, директором был выбран В.И.Вернадский. Но так как он одновременно стал помощником ректора Московского университета, В.И.Вернадский к исполнению своих обязанностей так и не приступил, и на новых выборах директором курсов был выбран С.А.Чаплыгин.

В 1905г. Московская городская управа решила бесплатно передать высшим женским курсам земельный участок на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская) . 3 июня 1907г. было заложено здание учебных корпусов по проекту C.У.Соловьева, а уже в 1908г. открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф.Кенигсэдера, в 1913г. - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).
В 1911г. из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А.Кассо, Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых начали преподавать на МВЖК . А в 1913г. для курсов была куплена зоологическая коллекция профессора А.Ф.Котса, которая положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.
В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918г. курсы насчитывали 8 300 учащихся и по численности уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.
В сентябре 1918г. МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

История МПГУ

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять лидирующие позиции в системе образования России. МВЖК – 2-ой МГУ – МГПИ – МПГУ – таковы исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и мировой теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не толь­ко образования, но и общества России в целом на все последующие годы . С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на ро­дине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев об­щества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завое­ванием демократической общественности России. За многие десятилетия своего существования университет прошел славный путь от Московских высших женских курсов, основанных в 1872 г. членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву входит в элиту российской высшей школы.

Вся история МПГУ – от Московских высших женских курсов до сегодняшнего дня – убедительно свидетельствует, что даже в самые сложные периоды жизни страны университет был и остается уникальным центром отечественного образования, науки и культуры. Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ. Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом . Здесь читали лекции и вели практические занятия выдающиеся ученые, которые заложили прочные основы и традиции университетского преподавания, неотрывно связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал профессор Московского университета Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию . За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Долгое время на курсах работал астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института , названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник , один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы – Д.Н. Анучин . Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре . Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков: А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза , благодаря которому в годы первой и второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат ; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики ; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского , читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К. Кольцова – одного из основателей генетики в России ; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания , знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский , занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.

В 20-30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физико-технического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.Ю. Шмидт ; три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков ; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг ; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм ; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин ; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленных трудов по теории множеств и теории функций П.С. Новиков ; специалист по физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрынин; В.Ф. Каган , создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского ; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева . В этом ряду следует назвать профессора С.С. Наметкина – академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

В 1925 г. была открыта аспирантура.

В 1926 г. создан НИИ педагогики.

В здании главного корпуса 2-ого МГУ выступали общественные и политические деятели: М.И. Калинин, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, Н.В. Крыленко . Часто встречались со студентами герои гражданской войны М.Н. Тухачевский, Г.Г. Гай, Р.П. Эйдеман, И.О. Кутяков.

Большую помощь студентам оказывали артисты, писатели и поэты, принимая участие в концертах, сборы от которых поступали в студенческие кассы (В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.А. Нежданова, Н.А. Обухова, И.Е. Козловский, И. Эренбург).

Женское образование в России появилось только в конце XIX века, первое учебное заведение переродилось в Педагогический Университет. Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов . Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены - женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом - в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию, но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

В 1886 году, в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений, прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году, было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В. И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) - историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет - медицинский. Таким образом, структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы, по сути, стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся - восемь с лишним тысяч человек - Курсы уступали только Московскому университету.

Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре - профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас - переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией - одной из немногих в Москве.

После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет - педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом № 1) и учебный корпус на Малой Пироговской, № 29.

Расстановка ударений: ВЫ`СШИЕ ЖЕ`НСКИЕ КУ`РСЫ

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократич. движения 60-х гг. 19 в.

В 1863 в ответ на запрос Мин-ва нар. просвещения большинство ун-тов, за исключением Московского и Дерптского, высказалось за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 доступ в ун-ты женщинам не был разрешён.

Многие рус. женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 был открыт приём женщин в ун-т и политехнич. ин-т. Царское пр-во, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, "не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю", создало комиссию для обсуждения вопроса "о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде",

Организации В. ж. к. в России предшествовала более чем десятилетняя борьба за создание женских ун-тов, в к-рой приняли участие широкие круги рус. общественности.

Первые В. ж. к. с разрешения пр-ва были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге н Лубянские в Москве), Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского уч-ща, где они помещались За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. проф. Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В, ж. к. имели по 2 ф-та: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени проф. рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый по требованию Мин-ва нар. просвещения был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878 - 82).

Подавив революционно-демократич. движение 70-х гг., царское пр-во в 1881 предрешило закрытие всех В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён, и несколько позже они были закрыты. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 открылись Стебутовские высшие женские с.-х. курсы, в 1906 - Женский политехникум, Историко-литературные и юридич. женские курсы Раева, Юридпч. курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы: Историко-филологич. и юридич. курсы Полторацкой, Высшие женские пед. курсы, Высшие женские мед. курсы, Высшие женские с.-х. курсы. В течение 1905 - 16 В. ж, к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 был введён трёхлетний, а затем и четырёхлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Моск. ун-та, в т. ч. выдающиеся рус. учёные В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин и др. Попытка добиться для оканчивающих курсы права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя курсы да вали знания в объёме историко-филологич. ф-та ун-та, выпускницам не присваивалось никакого звания. Как и другие В. ж. к., курсы Герье в конце 80-х гг. были закрыты. В 1900 они открылись в составе трёх ф-тов: историко-филологического, физико-математического и специально математического; в 1906 был создан мед. ф-т.

Бестужевские курсы были первым женским ун-том в России. В состав курсов входили 3 ф-та: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 открылся 4-й ф-т - юридический. Срок обучения на курсах до 1881 был 3-годичный, а затем 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского ун-та, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер и др. Менее других уч. заведений связанные опекой Мин-ва нар. просвещения курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886 - 89 приём на курсы был прекращён, но они были единственными В. ж. к., к-рые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 пр-во было вынуждено разрешить новый приём слушательниц на курсы, но лишило их автономии, к-рой они пользовались в первые годы; была повышена плата за обучение, слушательницам разрешено проживание только у родных или в общежитии и т. д. После 1905 на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации - св.880 чел. (в т. ч. 348 вольнослушательниц), в 1914 - ок. 7 тыс. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, напр., на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, участница трёх революций Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц В. ж. к. вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в т. ч. действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, чл.-корр. АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева и др.

После Вел. Окт. социалистич. революции, когда женщины получили широкий доступ во все вузы, В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2. СПБ, 1893; Некрасова В., Из прошлого женских курсов, М, 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге Краткая историч. записка 1878 - 1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ. 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы, "Вестник высшей школы", 1958, № 10, Боброва Л. А., "Высшие женские курсы проф. Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Моск. историко-архивного ин-та, М., 1961, № 16.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Отказав женщинам в получении высшего образования в государственных университетах, и столкнувшись с сильным женским противодействием этому решению – правительство было вынуждено не препятствовать общественной инициативе в виде Высших женских курсов. Они открывались в крупных городах как частные учреждения под ответственность научного деятеля, пользующегося доверием правительства. Первые такие курсы появились в Москве, благодаря профессору В.И. Герье (1872), а через несколько лет – в Санкт-Петербурге под патронажем профессора К.Н. Бестужева-Рюмина (1878).

В 1861 г. В.И. Герье был ещё слишком молод, чтобы принимать участие в историческом заседании Совета Московского университета, обсуждавшем вопрос о женском образовании. Но он уже имел опыт приёма экзаменов у выпускниц женских гимназий, стремящихся работать домашними учительницами, и представлял себе потребность и запрос общества.

Главную цель В.И. Герье видел НЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖЕНЩИНАМИ ПРОФЕССИИ, А В ИХ ПРОСВЕЩЕНИИ, ведь женщина – «почётный член общества, МАТЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ГРАЖДАН».

«Мы предлагаем КУРСЫ НЕ ФАКУЛЬТЕТСКИЕ, НО курсы предметов ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», – сказал 1 ноября 1872 г. на открытии курсов С.М. Соловьёв . Можно заметить только, что ректор Московского университета не изменил свой взгляд на женское образование – ведь десять лет назад, в 1861 г., он ПРОГОЛОСОВАЛ ПРОТИВ. Интересно отметить, что курсам было отдано здание Первой мужской градской гимназии, которую, в своё время, окончили сам С.М. Соловьёв, М.П. Погодин , Н.В. Бугаев , Н.А. Умов , В.П. Сербский и другие выдающиеся умы.

В связи с данной установкой в первоначальном составе лекторов преобладали гуманитарии: А.Н. Веселовский , П.Г. Виноградов , В.О. Ключевский , С.М. Соловьёв , Н.И. Стороженко , Н.С. Тихонравов , Л.М. Лопатин .

В 1905 г. В.И. Герье на посту директора курсов сменил С.А. Чаплыгин . В 1906 г. был открыт медицинский факультет. А с 1915/1916 уч.г. Московские высшие женские курсы ПОЛУЧИЛИ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ВЫДАВАТЬ ДИПЛОМЫ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.

В сентябре 1918 г. решением Совета Народных Комиссаров РСФСР курсы Герье были преобразованы в смешанное учебное заведение, получившее название 2-й МГУ.

История сохранила имена некоторых выпускниц Московских женских курсов – не в последнюю очередь, благодаря славе их мужей. Муза писателя И.А. Бунина – Вера Муромцева, Белла Розенфельд – художника М. Шагала. Правило сработало и в обратную сторону. Сын первой выпускницы курсов Елизаветы Дурново-Эфрон Сергей Эфрон стал мужем знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, дочери И.В. Цветаева , основателя Музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина .

Поэтическим даром была наделена Мариэтта Шагинян, математическим – Ольга Цубербиллер, преподававшая много лет в Институте тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова. На кафедре геологии Московского университета под руководством А.П. Павлова (кроме его жены) работала Вера Варсанофьева.

Для многих научных работников их жёны становились не только квалифицированными помощницами, но и превращались в самостоятельных успешных исследователей: пример тому, М.В. Павлова – выпускница Киевского института благородных девиц.


Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы открылись 20 сентября 1878 г. в здании Александровской гимназии. Профессорско-преподавательский состав был просто блестящим. Женщинам читали лекции Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов , Вл. Соловьёв, А.Н. Бутлеров, О.Ф. Миллер, И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, А.Е. Ферсман, А.Е. Фаворский, А.Н. Бекетов (бывший фактическим руководителем курсов). Когда в 1906 г., на курсах в Москве был открыт медицинский факультет, в Петербурге – юридический, дававший женщинам право на работу в области статистики.

Первой женщиной, получившей разрешение преподавать на курсах (в то время как С.В. Ковалевской это запретили!), стала выпускница-математик В.И. Шифф. Бестужевские курсы окончила Л.Н. Запольская, читавшая математику на курсах Герье в Москве.

Столичное местоположение наложило отпечаток на функционирование курсов. Население Санкт -Петербурга постоянно участвовало в различных как промонархических, так и антимонархических политических акциях – выступлениях, демонстрациях, кружках. Бестужевки Н.К. Крупская, А.И. Ульянова, Л.А. Фотиева составили в своё время ближайшее окружение В.И. Ленина.

Отметим, что и личность самого К.Н. Бестужева-Рюмина , выпускника юридического факультета Московского университета, не так проста. С одной стороны лояльный профессор истории, согласившийся взять на себя ответственность за создание Высших женских курсов, с другой стороны – племянник декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, казнённого за участие в восстании 14 декабря 1825 г.

Поступавшие на Бестужевские курсы сдавали свидетельство об окончании среднего учебного заведения, справку из полиции о политической благонадёжности, разрешение родителей и 50 рублей в год (с 1889 г. – 100) за слушание лекций.

Первый выпуск 1882 г. – 4 человека из 26.

По окончании курсов выдавалось свидетельство, указывавшее какие предметы были сданы по избранному факультету. Оно не давало никаких прав и для устройства на научную работу следовало сдавать государственный экзамен в университете.

Первые женщины добились этого права в 1911 г. – 13 экзаменов за полный курс университета.

В 1913 г. свидетельство об окончании курсов прировняли к университетскому.

Константин Николаевич Бестужев-Рюмин

В 1918 г. Бестужевские женские курсы стали 3-м Петроградским университетом, а в 1919 г. объединились с Петроградским университетом.

В МГУ работали бестужевки-профессора: математик П.Я. Кочина , филолог Е.С. Истрина , историк С.И. Протасова .

Рассеянные по стране, выпускницы Бестужевских курсов, старались не терять связи друг с другом.

Университет активно помогал московским бестужевкам готовиться к празднованию 85-летия (1963) и 90-летия alma mater. Женщины собирали архивный и иллюстративный материал, встречались со студентами и преподавателями в Доме культуры на ул. Герцена, а в феврале 1961 г. в Доме культуры на Ленинских горах была организована тематическая выставка. В 1978 г., к 100-летию курсов, бестужевки направили ректору МГУ А.А. Логунову благодарственное письмо .


Говоря о курсистках, невозможно не вспомнить картину «Курсистка», написанную художником-передвижником Н.А. Ярошенко в 1883 г. Портрет находится в Киевской картинной галерее. Неожиданное заключается в том, что это действительно портрет – раз, и ПОРТРЕТ БЕСТУЖЕВКИ – два.

Анна Константиновна Дитерихс
1859–1927

Сестра генерала А.К. Дитерихса, одного из руководителей Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке.

Слушательница Бестужевских курсов, увлекалась философией.

Писательница – «Один против всех» (1909), «Подвиг. Восточное сказание» (1912), «Из воспоминаний о Л.Н.Толстом» (1926).

Жена В.Г. Черткова, лидера толстовского движения.

«Был я в Петербурге… Один из старинных знакомых затащил меня в мастерскую какого-то молодого художника. Поглядел я, по обыкновению, с каким-то деревянным благоговением на всю эту обстановку мастерской… и вдруг ожил, очувствовался.
Увидел я одну маленькую картинку. Картинка эта ничем особым не замечательна.
Вот она: девушка лет пятнадцати-шестнадцати, гимназистка или юная студентка, бежит “с книжкой под мышкой” на курсы или на уроки. Таких девушек “с книжкой под мышкой”, в пледе и мужской круглой шапочке всякий из нас видел и видит ежедневно. Одни из нас просто определяют это явление: “бегают на курсы”, другие – “что идут против родителей”, иногда “помирают не своею смертью”. И вот художник, выбирая из этой толпы “бегущих с книжками” одну, самую ординарную, обыкновенную фигуру, тонко подмечает и передаёт зрителю самое главное. Чисто женские девичьи черты лица, проникнуты на картине присутствием юношеской светлой мысли.
ВОТ ЭТО-ТО СЛИТИЕ ДЕВИЧЬИХ И ЮНОШЕСКИХ ЧЕРТ В ОДНОМ ЛИЦЕ, В ОДНОЙ ФИГУРЕ, ОСЕНЁННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛЬЮ, СРАЗУ ОСВЕЩАЛО И ОСМЫСЛИВАЛО И ПЛЕД И КНИЖКУ И ПРЕВРАЩАЛО В НОВЫЙ, НАРОДИВШИЙСЯ, НЕБЫВАЛЫЙ И СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. В. ж. к. сыграли значительную роль в развитии женского образования (См. Женское движение в России и СССР) в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

  • - высшее специальное учебное заведение. Основано в Петербурге в 1904 Обществом содействия женскому сельскохозяйственному образованию...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 -...

    Педагогический терминологический словарь

  • - в России частные высшие учебные заведения. Наиболее известны курсы профессора В.И. Герье в Москве и Бестужевские в Санкт-Петербурге...

    Современная энциклопедия

  • - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Женское образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 ...
  • - стационарные курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из числа окончивших университеты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из форм подготовки и повышения квалификации работников для сферы производства и управления, науки, культуры, просвещения, здравоохранения и бытового обслуживания населения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт-Петербурге и в Москве в 1869...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. "Люба... поступила на эти курсы... высшие, кажется, они называются... Это теперь начинает входить в моду"... Зачем это обеспеченной девушке из общества? Не понимаю.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - мн., Р. ку/рсов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - КУ́РСЫ, -ов. Название нек-рых учебных заведений. К. стенографии. К. кройки и шитья. К. по повышению квалификации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ку́рсы мн. Учебные группы, кружки, дающие знания по какой-либо узкой специальности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - В"ысшие ж"енские к"...

    Русский орфографический словарь

  • - Курсы науки, ученія. Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. «Люба... поступила на эти курсы... высшіе, кажется, они называются... Это теперь начинаетъ входить въ моду».....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Часть третья ВЫСШИЕ КУРСЫ

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Высшие Курсы "Выстрел"

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и

7. Высшие Литературные курсы

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

7. Высшие Литературные курсы Темный зигзаг внутреннего пути пришелся на студенчество. После школы Даниил Андреев собирался поступить в университет, но даже к экзаменам "сына контрреволюционного писателя" не допустили. В 1924 году он поступил в Высший Литературно -

Курсы

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Курсы На курсы (повышения квалификации и переквалификации) обычно направляют руководящие кадры, бухгалтеров и специалистов, которым по роду деятельности надо повышать свой профессиональный уровень. Таких курсов много и они весьма разнообразны по специализации,

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Высшие стадии, а также высшие состояния Какова же вторая ведущая роль религии в современном и постсовременном мире? Она состоит в том, чтобы не только открывать доступ к оранжевым и более высоким стадиям, но также и делать созерцательные состояния стержневым элементом

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В Петербурге в конце 50-х годов возникли кружки передовой студенческой молодежи, участницами которых становятся молодые прогрессивно настроенные женщины: М. В. Трубникова (дочь декабриста В. П. Ивашева), Н. П. Суслова,

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин

автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин 1924 год. Н. Н. Головин пишет труд «Мысли об устройстве будущей российской вооружённой силы: общие основания». Н. Н. Головин распространяет свой труд среди групп галлиполийцев по всей Европе.1925 год. Организовано 52 кружка «Курсов высшего

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина 1931 год, 31 января. Начинаются чтения по «Высшим военно-научным курсам» Н. Н. Головина в Белграде под руководством генерала Генштаба А. Н. Шуберского.Первый выпуск состоится в 1936 году, 20 сентября, в Русском доме. Курсы окончили 77

Высшие военно-научные курсы

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военно-научные курсы Головин Николай Николаевич (1875–1944), ГШ генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба. Написал книги: «Авиация в минувшую войну и в будущую» (1922), «Тихоокеанская проблема XX столетия» (совместно с адмиралом А. Бубновым –

Высшие женские курсы

БСЭ

Высшие педагогические курсы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими Включите себя в число тех, кого вы любите Если вам кажется, что стать достойным счастья и благополучия очень трудно – то вы ошибаетесь. Дело в том, что вы уже достойны счастья и благополучия. Как и

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ Группа молодых офицеров, прослуживших 2–3 года, была обязана пройти обучение особенностям военной разведки. Туда мы отправились на военной машине и прибыли в назначенный срок. На контрольно-пропускном пункте нас

954. Высшие женские курсы

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

954. Высшие женские курсы Зачем это надо вам перебираться в С.-Петербург? - Уж не слушать ли высшие курсы для красавиц!!! Это глупость из глупостей нашего времени. Если да; то решили ль вы, на кой вам ляд эти курсы. - Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба, ни мясо,