3) характер теоретических утверждений

В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(А). Это явление получило название социальной ______(Б). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____(В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ______(Г). ______(Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами могут служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные ______(Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. д.».

Список терминов:

1) миграция 4) институт 7) группа

2) мобильность 5) статус 8) стратификация

3) горизонтальная 6) вертикальная 9) маргинализация

Ответ: _________

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий

представленного ниже ряда:

· 1) народные массы 2) движущие силы исторического процесса 3) классы 4) нации

5) исторические личности

Ответ: _________

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания С 1 – С 4

Под урбанизацией понимается исторический процесс повышения роли городов в развитии общества. Он охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социально-профессиональной структуре, образе жизни и культуре.

Процесс урбанизации как общепланетарное явление стал порождением индустриализации и капитализма. Еще в 1800 г. в городах проживало лишь около 3 % населения мира, в то время как сегодня уже около половины. На сегодняшний день по доле городского населения выделяются Великобритания (более 90 %), Швеция, ФРГ и некоторые другие страны (более 80%), США и Канада (около 80%). В России эта доля равна 73 %.

Города иногда перерастают в городские агломерации (от лат. agglomero – накапливаю, присоединяю), поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города. Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей «достижимостью» любой точки агломерации. Городские агломерации стали сегодня основной формой расселения в индустриально развитых странах. В США, Японии и Западной Европе сложились скопления агломераций, почти слившиеся пояса крупных городов – мегалополисы.

Урбанизация создает сложнейший узел экономических, экологических, социальных проблем. Экономические проблемы проявляются в транспортном коллапсе городов, трудностях водоснабжения , проблемах экологии. Экологические проблемы городов (особенно крупных) состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды , оказывая влияние на огромные территории. Социальный аспект урбанизации проявляется в резких различиях качества жизни в городах и бедствующих периферийных районах многих развитых стран, в социальных контрастах внутри крупных городов.

С2. Городские агломерации, поглощая пригороды, образуют зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города. Приведите не менее трех примеров таких связей.

С3. Какие проблемы, связанные с процессом урбанизации, называет автор? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите способы их решения (по одному на каждую проблему) в России.

С4. Технология производства пищи требует, чтобы люди жили в селах, а не в городах, поэтому еще в начале XX века в селах жило 87 % населения России. В 2010 году процент городского населения составил 73,7 %. Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите два фактора, изменивших соотношение городских и сельских жителей. Кратко охарактеризуйте их воздействие на структуру населения.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о принципах российского гражданства.

С6. Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами основные правомочия собственника в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

4) классовая стратификация общества

2. Индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах

деятельности, называются:

1) темперамент 2) способности 3) образованность 4) мировоззрение

3. «Я представил себе красивый жёлтый лимон, его чудесный свежий запах и тут же скривился

от кислоты, только подумав о нём». Данное суждение характеризует:

1) понятие 2) ощущение 3) восприятие 4) представление

4. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и своё место в нём.

Б. Научное мировоззрение формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта

человека.

5. Экономисты выявили закономерность изменения спроса на бытовую технику от роста

3) освобождение от обязанностей уплаты налогов отдельных категорий граждан

4) национальный проект «Здоровье нации»

8. На рисунке отражена ситуация на рынке жёстких дисков и флэш-карт: линия предложения S

переместилась в новое положение S 1 (P – цена товара, Q – объём предложения товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего:

1) с существенным повышением заработной платы работников данной отрасли в связи с

требованиями профсоюзов

4) со снижением ввозных таможенных пошлин на информационную технику

9. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги взимаются в бюджет государства непосредственно с получателей доходов

или с владельцев собственности.

Б. К числу косвенных налогов относятся акцизы и налог на добавленную стоимость .

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны А и Б 4) оба суждения неверны

10. Социальный престиж – это:

1) социальное перемещение человека от низкого статуса к более высокому

2) социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью


Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

2010/2011 учебный год

10- 11 классы

Задание 1.

По какому принципу образованы ряды: назовите понятие общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их

Сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение

Фондовый, валютный, труда, товарный

Доход, образование, профессия, отношение к власти

Элитарная, массовая, народная, экранная

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 4 балла

Задание 2А.

Заполнить пропуск в ряду.

Институциональная, ………., нормативная, идеологическая

Вексель,……….., облигация, приватизационный чек

Анимизм, …………, фетишизм, магия

…., постановление Правительства, приказ министра, распоряжение.

Задание 2Б.

Вставьте слова вместо пропусков

« Общество динамично: и отдельные люди и социальные группы постоянно изменяют свой ….. (1). Это явление получило название социальной …..(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющее социального положения индивидов и групп, называют ….(3) мобильностью. Примерами являются: переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности в другую, то есть ….(4). ……(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в дворянском обществе, профессиональная карьера в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные …..(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.»

^ 1 балл за каждое правильно вставленное слово. Максимальное количество баллов – 6.

Задание 3

Что является лишним в ряду? Объясните своё решение

Унитарное, конфедерация, монархия, федерация.

Пол, национальность, раса, профессия.

Аристотель, Сократ, Фома Аквинский, Платон.

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 4 балла.

Задание 4

Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков

А…торитарный. К…нцессия. Дел…нквентность. Д…ффер…нциация. …л….гархия. С…пар…тизм. Идент….фикация.

^ За каждое правильно написанное слово -1 балл. Максимальное количество баллов – 7.

Задание 5.

Используя ВСЕ приведённые слова и словосочетания составить определения понятий, назовите эти понятия (союзы и предлоги вставить самостоятельно)

Политические, права, свободные, суверенные, общество, личности, активно, участвующие, наделённые, широкие, гражданские, управление, государство

Доход, человек, созданные, используемые, товар, услуги, приносящие, ресурсы, производство

^ За правильно составленное определение – 2 балла, за правильно названное понятие – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6 .

Задание 6.

Какие два направления теории познания сформулированы в данных высказываниях? Сформулируйте сущность их воззрений.

«Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт».

«Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства».

По 2 балла за каждый элемент ответа, максимальное количество баллов – 6.

Задание 7.

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».

Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.

Чтобы увеличить приток денег в страну, экономисты рекомендовали правительству отказаться от политики меркантилизма. Этот совет приведет к достижению желаемого результата.

В ходе обыска у задержанного по подозрению в разбое Д. были обнаружены различные сфальсифицированные материалы (видео, аудио, письменные тексты), с помощью которых он хотел оклеветать своего знакомого К. Теперь Д. будет привлекаться к уголовной ответственности также и за клевету.

Готовясь к предстоящим через год выборам в Государственную думу России, политическая партия приняла решение включить в список своих кандидатов очень перспективного 19 – летнего активиста. Несмотря на решение партии этот кандидат не будет включен в список.

Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго – Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

Повышение котировок акций нефтяных компаний в связи с ростом цен на бензин характеризуют ситуацию на рынке сырья и материалов.

Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.

Депутаты Государственной думы РФ избираются по пропорциональной избирательной системе.

Подоходный налог относится к числу косвенных.

Правоспособность – способность самостоятельно, без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 10.

Задание 8.

Заполните пустые графы в таблице.

Линии сравнения

Частное право

Интересы

Общественные, государственные

Предмет правового регулирования

Имущественные и неимущественные отношения

Метод правового регулирования

Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений.

Отношения государственных органов между собой и частных лиц с государством.

Отношения частных лиц между собой.

Состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, трудового, семейного права.

Сущность

Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

^ За каждый заполненный пропуск – 1 балл. Всего – 8 баллов.

Задание 9.

Составить схему, используя все предложенные понятия и термины.

Политические партии, правящие, отношение к власти, кадровые, левые, характер членства, оппозиционные, центристские, политический спектр, массовые, правые.

^ Максимальное количество баллов – 8, частично правильный ответ не оценивается.

Задание 10

Заполните таблицу, определив к каким философским течениям относятся данные высказывания.

Позитивизм

Экзистенциализм

Прагматизм

Подлинная действительность сосредоточена в отдельных людях.

Истина – то, что служит успеху, благополучию и процветанию жизни.

Основа философского учения – сосредоточение на частных науках, дающих положительный результат.

Это философское течение не признаёт абстрактных, умозрительных общих положений.

Значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать.

Жизнь в обществе - это иллюзорное, неподлинное, призрачное существование, потому что раствориться в массе людей невозможно. Свою жизнь не передать другому.

За каждое правильное соотнесение – 1 балл. Всего 6 баллов.

Задание 11.

Решите чайнворд, каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Культура группы

Вид налога

Нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Обязательный платеж в пользу государства

Главный субъект политической системы

Коллектив коллективов

Фаза, связывающая производство с распределением и потреблением

С латинского «правило, образец»

Политический режим, основанный на личной власти.

Каждое правильно названное слово – 1 балл, всего 10 баллов.

Задание 12.

Перед вами высказывания отечественных и зарубежных мыслителей Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача –сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

«Молодость – это время для усвоения мудрости…» (Ж. – Ж. Руссо)

«Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард)

«Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников» (Лао – Цзы)

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао – Цзы)

«Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер)

«Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)

«Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания» (М. Складовская – Кюри)

«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)

Максимальное количество баллов – 21.

Критерии

Обоснование выбора темы, ее актуальность –5 баллов

Знание обществоведческого материала – 5 баллов

Логика построения эссе –5 баллов

Стиль, образность языка –3 балла

Поощрительные баллы (по тем позициям, которые считает нужным обозначить жюри) – 3 балла

Рассмотрим форму записи ответов задания части В по обществознанию на конкретных примерах.

Задания части В - это задания повышенного уровня сложности, требующие от школьников овладения умениями:
. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и др.);
. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами;
. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.

В данной статье хотелось бы обратить внимание выпускников на изменение формы записи в заданиях В5 и В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр.

Рассмотрим форму записи ответов на конкретных примерах.


В6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Духовное __________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________ (Б) индивидов. Они выражаются в ______________ (В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________ (Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________ (Д) , таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».

Список терминов:
1) социальный статус;
2) синтез;
3) знаково-символический;
4) сознание;
5) социальный институт;
6) производство;
7) общество;
8) смысл;
9) устный.

Ответ:

А Б В Г Д Е
6 4 3 8 5 2

B6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (А) . Это явление получило название социальной ________ (Б) . Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (Г) . ________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (Е) : семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) миграция;
2) мобильность;
3) горизонтальная;
4) институт;
5) статус;
6) вертикальная;
7) группа;
8) стратификация;
9) маргинализация.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е
5 2 3 1 6 4

В5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В) Уровень представленных работ существенно возрос. (Г) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.


1) фактический характер;

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 2 2

B5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 1 1
Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010, 2011 гг. по обществознанию. www.fipi.ru
2. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Е. С. Королькова. – М.: Издательство «экзамен», 2011. www.alleng.ru

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус. Это явление получило название социальной ________ (1). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (2) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (3).

________ (4) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (5): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

А. миграция Б. группа В. горизонтальная Г. вертикальная Д. институты Е. мобильность

Часть С.

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессий, исчезновение некоторых из них провоцирует не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды... Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Вопросы:

1. Как происходит вертикальная мобильность в стабильно развивающемся обществе? Приведите пример из текста.

2.Какой абзац описывает ситуацию в Российском обществе начала 90-х годов ХХ века. Почему?

3. Выпишите из текста пример восходящей и нисходящей индивидуальной социальной мобильности

Сделайте вывод по практическому занятию:

Чем важна рассматриваемая тема для вас, как будущего специалиста. Какой социальный лифт для вас наиболее важен в профессиональном и личностном росте?

Список литературы: Важенин А.Г. Обществознание, М., Академия, 2011 стр.190-197

Корпоративная система обучения персонала - это комплекс мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций сотрудников всех уровней и должностей. Цель корпоративной системы обучения - обеспечение высококвалифицированным персоналом, профессиональные компетенции которого позволяют достигать стратегических целей компании. При этом, для максимально положительного эффекта, корпоративная система должна быть взаимосвязана с такими основными элементами системы управления персоналом как подбор, мотивация, аттестация и ротация.

Создание корпоративной системы обучения персонала – осознанная необходимость, позволяющая компании не только создать высококвалифицированный кадровый резерв, но и использовать полученный потенциал для развития производства, повышения конкурентоспособности и производительности. Эффективность обучения определяется правильным выбором содержания учебных программ, методов и форм обучения.

Функционирование корпоративной системы обучения подразумевает выполнение следующих задач:

    Выявление потребностей в обучении;

    Объединение учебных целей с целями бизнеса;

    Разработку и реализацию соответствующей стратегии обучения;

    Планирование и стандартизацию обучения;

    Формирование бюджета на обучение, ведение отчетности, оценку эффективности результатов обучения;

    Выбор соответствующих технологий, инструментов, методов и форм обучения и их использование;

    Постоянное усовершенствование организации обучения на основании результатов оценки и собранной обратной связи.

Выполняя все эти задачи, корпоративная система обучения преследует целый ряд разнообразных целей, основные из которых:

Достижение организацией устойчивого конкурентного преимущества;

Усовершенствование обслуживания потребителей, удовлетворение их потребностей и ожиданий;

Повышение общей организационной производительности и индивидуальной эффективности сотрудников;

Формирование культуры обучения, инновационного потенциала компании;

Выявление перспективных сотрудников, их развитие и удержание;

Развитие эффективного лидерства и менеджмента;

Приращение, сохранение и максимально эффективное использование интеллектуального капитала компании;

Сохранение и систематизация всех доступных организации знаний, управление знаниями;

Всестороннее и органично протекающее организационное развитие;

Более легкое внедрение изменений, уменьшение сопротивления изменениям;

Формирование кадрового резерва, обеспечение преемственности, карьерного роста сотрудников за счет внутреннего рекрутинга;

Ускорение адаптации новых сотрудников, минимизация сроков достижения ими полной производительности;

Усовершенствование управленческих методов;

Укрепление лояльности персонала, потребителей, партнеров;

Рост вовлеченности сотрудников;

Укрепление и развитие корпоративной культуры;

Реализация миссии и видения.

Для достижения всех этих целей корпоративная система обучения должна опираться на глубокий, комплексный и регулярный анализ потребностей в обучении. Именно он поможет выявить, что именно необходимо организации на сегодняшний день, и к чему нужно стремиться в стратегической перспективе развития. Поставив перед собой разумные и реалистичные цели, корпоративная система обучения будет способна отобрать соответствующие им методы, технологии, формы обучения, и определить его конкретное содержание.

Основные направления корпоративного обучения, наиболее актуальные в современных условиях – это развитие лидерства и управленческих компетенций, профессиональное и специализированное обучение, обучение знаниям о продуктах и сервисах компании, обучение эффективным продажам и обслуживанию клиентов, обучение IT-навыкам и пользованию различными бизнес-системами, а также обучение, предназначенное для партнеров и потребителей.Отдельно следует отметить построение моделей компетенций и развитие компетенций, необходимых для выполнения сотрудниками тех или иных конкретных ролей .

К дисциплинам и процессам, поддерживающим обучение, можно отнести консультирование работников и руководителей в рамках управления эффективностью, обучение руководителей конунгу и наставничеству,управление знаниями и управление изменениями, педагогический дизайн, разработка учебного контента, измерение и оценка эффективности обучения.

На сегодняшний день обучение нельзя представить без применения множества специализированных инструментов и технологий. К ним относятся LMS - системы управления обучением, LCMS - системы управления учебным контентом, инструменты для разработки электронного учебного контента (authoringtools), инструменты для совместной работы, социальные сети, средства для проведения вебинаров и онлайн-конференций, виртуальные классы, мобильные технологии, поисковые инструменты и инструменты для работы с мета-данными, технологии для аналитики, ведения отчетности, измерения результатов обучения и оценки его эффективности.

Эффективная корпоративная система обучения персоналом:

Увеличивает способность персонала адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка, а значит, помогает компании решать стратегические задачи бизнеса (развиваться, захватывать рынок, увеличивать прибыль и т.д.);

Позволяет решать задачи, связанные с новыми направлениями деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности;

Повышает приверженность персонала своей организации и снижает текучесть кадров;

Помогает распространять и поддерживать среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

Обучение персонала связано не только с выгодами. Оно влечет за собой и определенные издержки, как прямые (расходы на оплату тренеров, на учебные материалы, аренду помещений и пр.) так и косвенные (расходы, связанные с необходимостью освобождения сотрудников от работы на период их участия в учебной программе, как правило, с сохранением зарплаты). Именно в связи с наличием наряду с выгодой издержек от обучения, система корпоративного обучения и развития персонала должна быть разработана в соответствии со стратегическими целями компании, формализована, структурирована, охватывать все уровни управления и иметь четкую взаимосвязь и преемственность всех внутренних процессов.

Стратегия обучения персонала необходима именно по этой причине: чтобы привести к достижению конкретных целей, обучение должно быть организовано совершенно определенным, соответствующим этим целям, образом. Стратегия обучения персонала– это долгосрочное направление обучения, ведущегося в организации, нацеленное на достижение конкурентного преимущества, реализацию ожиданий всех вовлеченных в обучение сторон и организационное развитие.

При этом важно понимать, что стратегия обучения – это интегральная часть общей стратегии управления персоналом, так как обучение – это только одно из направлений работы с персоналом.

Создание стратегии обучения – многоэтапный последовательный процесс. Начинаться он всегда должен с комплексного анализа: бизнес-цели организации и зависимость их достижения от подготовленности персонала; потребности всех заинтересованных сторон – в их число входят, помимо прочих, потребители и партнеры, которым также может понадобиться обучение; место обучения в целостной стратегии управления персоналом; анализ актуального и прогнозируемого состояния внешней среды.

На основании полученных данных можно получить первое общее представление о том, какой же должна стать ваша стратегия обучения. Так или иначе, обучение будет выполнять в организации ряд основных функций:

Управление структурой системы обучения;

Планирование учебных инициатив и разработка учебных программ;

Контакты с внешними провайдерами продуктов и услуг, связанных с обучением;

Планирование бюджета на обучение и управление им;

Выбор и реализация тех или иных методов обучения;

Комплексная оценка эффективности действующей в организации системы обучения персонала;

Маркетинг и логистика обучения;

Управление обучением, сбор и анализ статистики;

Оценка и усовершенствование самой стратегии обучения.

По всем этим пунктам необходимо выработать и зафиксировать самую подробную картину: кто конкретно за что отвечает, каким образом и как часто проводятся те или иные процедуры, по каким критериям будут отбираться методы и технологии, как будет распределяться бюджет, как будет строиться взаимодействие со внешними специалистами, какие именно категории персонала и в каком объеме будет охватывать обучение, и будет ли оно также предлагаться потребителям и партнерам, и так далее.

Все это и составит стратегию обучения персонала. Однако, завершив все эти работы, важно еще раз убедиться, что результат действительно соответствует имеющейся у организации бизнес-стратегии – здесь довольно важно, чтобы и она, и стратегия обучения персонала, разрабатывались с расчётом на один и тот же срок. Не менее важно проследить и за тем, чтобы стратегия обучения не вступала в противоречие с прочими функциональными стратегиями, реализуемыми в компании.

Необходимо, чтобы разработанная стратегия была способна удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон: организация получает большие шансы на успешную реализацию своих стратегических целей, сотрудники могут развиваться в соответствии со своими учебными нуждами, партнерам и потребителям доступна вся необходимая информация о продуктах и услугах компании, а специалисты по обучение получают в свои руки реалистичное и разумное руководство к действию.

Таким образом, корпоративная система обучения - это комплекс мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций сотрудников всех уровней и должностей. Корпоративное обучение должно соответствовать утвержденной стратегии развития организации, только тогда оно может стать наиболее эффективным как для сотрудника, так и для организации в целом.