Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа.

Цели: расширить представления о новой функции "Ь" в глаголах 2 лица единственного числа, научить:

1) личностные: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;

3) коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4) регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил.

Оборудование: учебники, карточки с заданиями, с пословицами, со словами, магнитофон, фонограмма со звуками леса, человечки «Состав слова», «Глагол».

    Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Кто пришел в гости? (Веселые человечки)

Кто поведет нас по Стране Знаний? (Глагол)

Почему вы так решили?

II . Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

Мы пойдем по волшебной тропинке.

Что напоминает тропинка?

Ь Ь Ь Ь

Что интересного знаем про эту букву?

Для чего служит мягкий знак?

Прочитайте слова

Шьёт, беречь, польёт, работаешь, дочь, мыть.

Что общего в словах?

Какое слово лишнее и почему?

На какие группы можно разбить слова?

Почему нет формы прошедшего времени?

Выпишете слова:

С разделительным мягким знаком;

Ь- показатель неопределенной формы глагола;

Какое слово осталось?

Что вы можете о нем сказать?

Для чего нужен в этом слове Ь?

2. Определение темы урока.

Кто сформулирует тему урока?

3. " Открытие нового знания".

Работа в парах.

Подберите синонимы к слову «работаешь» (трудишься, творишь, мастеришь).

Для чего нужен «Ь» в этих словах?

Проверим наши выводы по учебнику.

4. Первичное закрепление с комментированием.

Что вы можете сказать о глаголах?

гладить по головке

зарубить на носу

бежать

светлеть

молчать

Образуем форму 2-го лица, ед. числа.

Что помогает нам понять, что это глаголы 2-го лица, ед. числа?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Что написано на доске?

Что такое пословица?

Что необычного заметили?

Тише едеш... – потеряеш... час.

Упустиш... минуту - то и пожнеш...

Какое значение в пословицах имеют глаголы 2-го лица, ед. числа.

Запишите пословицы, подобрав концовку.

Объясните смысл пословиц?

Что значит «пожнешь»?

(Дети записывают пословицы (каждый ряд свою), затем проверяют по эталону.)

6. Физминутка.

Фонограмма со звуками леса.

Какие звуки услышали?

Физминутка для глаз.

7 . Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа над текстом.

В русском языке много тайн и загадок.

Их открыть и разгадать помогут наши знания

Вы сами выберете задание.

ЗАДАНИЕ 1

Рассмотрите вторую группу пословиц.

Какое задание предлагается?

Слово (б.вр., 2л., ед. ч), как узлом (б. вр., 2л., ед. ч.).

(Б.вр., 2 л., ед.ч.) – людей (б.вр., 2л., ед.ч.).

Шила в мешке не (б. вр., 2 л., ед. ч.).

ЗАДАНИЕ 2

-От какого лица ведется речь?

- Какое задание можете предложить?

-Запишите текст, изменив 1 лицо глаголов на второе.

Хорошо летом в деревне! Встану утром пораньше, выпью чаю и выйду на прогулку в рощу. Брожу по тропинкам, дышу свежим воздухом. А устану, присяду на берегу пруда на зелёную травку.

(Выборочная проверка).

Какую особенность имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

III . Рефлексия.

Какие открытия для себя сделали?

Как пригодятся нам эти знания?

Закончите предложение:

Мне было интересно...

Мне было трудно...

Я хотел(а) бы ещё узнать...

IY . Оценивание.

а) Самооценка – «волшебная линеечка».

б) Оценка учителя.

Y . Домашнее задание. Упр. 72 стр.93.

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь , стучишь.

Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: Читаешь - н.в., 2л., ед.ч., рисуешь , танцуешь , гуляешь.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

1. поставить глагол в начальную форму;

2. определить спряжение глагола;

3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании);

4. определить окончание данного глагола.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Глаголы в неопределённой форме

I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений :

Слышать, видеть иобидеть,

Гнать, держать иненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

Изависеть и терпеть.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим , купим.

Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


Запятая в сложном предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Дедушка с утра на работу ходил , внучка в избе прибирала.

Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает ? трясётся ; что сделает ? разбежится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать ? прятаться ; что сделать ? радоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь , стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает ?) торопит ся;

перестань торопит…ся – перестань (что делать ?)торопить ся

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

Существительных.

Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

Делай так: овцо й красавице й

кольцо м туче й

ножо м крыше й

плющо м товарище м

коржо м стороже м

Правописание Ы или И после Ц.

Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

· в окончаниях и суффиксах: Синицы н, щипцы ;

· в корнях слов – исключений: цы ган, цы почки, цы ц, цы кнул, цы плёнок.

Урок русского языка. 4 класс. ОС «Школа 2100»

Тема: «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»

Цель:

    Создать условия для « открытия» нового знания -правописание глаголов 2 лица единственного числа, после шипящей;

    закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение определения спряжения глаголов; умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов.

    Развивать мыслительные операции; психические процессы (внимание, восприятие, память); орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь.

    Развивать коммуникативные умения учащихся (при работе в паре, коллективно-распределительной деятельности), регулятивные действия (планирование, рефлексия деятельности.)

Сценарий урока:

I .Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Добрый день, ребята!Мне очень приятно видеть вас красивыми,стройными,здоровыми.

Тихо садитесь, закрывайте глазки и повторяйте за мной:

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен и активен на уроке!»

Пусть этот урок принесёт вам радость общения, создаст хорошее настроение, ведь именно настроение влияет на наше здоровье и успеваемость. Наш урок обязательно будет успешен для каждого!

Я желаю вам удачи!

II .Актуализация знаний.

а) Орфографическая разминка.

Спинки, тетради и ручки,парты, улыбку. Вы меня поняли?

Нет.

Что же я должна вам сказать?

Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите…Теперь понятнее?

Что объединяет слова второй группы?

Глаголы.

Над какой частью речи мы сейчас работаем?

ГЛАГОЛ - это особенная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать - и обеспечит
В конце урока непременно нам успех
.

б) Игра «Ромашка».

Сейчас мы поиграем и вспомним с вами всё, что мы знаем о глаголе.

Вы должны оторвать лепесток и ответить на вопрос!

1.Что обозначает глагол?

2.На какие вопросы отвечают глаголы?

3.Как изменяются глаголы?

4.Что называют спряжением глаголов?

5.Какие суффиксы бывают у глаголов в неопределённой форме?

6.Каким членом предложения чаще всего является в предложении?

Молодцы, ребята!

в) –А теперь,откройте тетради, запишите словарные слова с комментированием, графически обозначив окончания и определив спряжение.

Адресуют, засверкает,сочините, готовят, выражаем.

Что помогло вам правильно определить спряжение?(Алгоритм)

III .Постановка учебной задачи.

а)Создание проблемной ситуации.

Запишите слова через запятую, выделяя орфограмму:

Тираж_, вещь , гуашь, ковш_, мяч_, печь, помощь, камыш_,ключ_,грошь ,

Поменяйтесь тетрадями.

Давайте проверим. Какую орфограмму подчеркнули?

Какая это часть речи?(Сущ.)

Что вы можете сказать об этих существительных?(У сущ.ж.р. после шипящей ь пишется,у сущ. м.р. после шипящей ь не пишется).

Что объединяет эти слова?(оканчиваются на шипящую)

Запишите ещё одно слово: готовишь.(у доски)

Как вы его написали?

Кто из вас прав? Мы знаем эту орфограмму?

На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке?(КАК писать глаголы с шипящей на конце)

IV .Открытие нового знания.

а) Побуждающий диалог.

Давайте посмотрим на это слово.

Чем это слово отличается от остальных? (это глагол, появляется запись: глагол)

Это глагол какого лица? (появляется запись: 2 лицо)

Числа? (появляется запись: единственное число)

Оканчивается на какую согласную?(появляется запись: после шипящей)

Так надо писать мягкий знак?

ГЛАГОЛ

2 лицо

единственное число

после шипящей

ь - ?

« « « «Предположения детей» » » »

Откройте учебник на стр.86 и прочитайте,чьё предположение оказалось верным.

Так как же будем писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?

V . Первичное закрепление.

а) Комментированное письмо.

Выполним упражнение 278.

Прочитайте задание, посмотрите на образец.

Что поможет правильно написать глаголы 2 лица единственного числа?(Правило)

б)Самопроверка по образцу.

Физминутка.

в) Работа в группах.

Объединитесь пожалуйста в группы.

Какое задание вам предстоит выполнить?

(Дописать окончания глаголов 2-го лица единственного числа).

Как пишутся глаголы 2 лица единственного числа после шипящей?

Кто готов, можете отвечать.

Хорошо летом! Утром беж... на речку; плава..., ныря..., леж... на спине; а потом ид... домой.

Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Хорошо в лесу осенью. Сид... на полянке и любуешься красотой. Воздух вдыха... полной грудью и наслаждаешься тишиной леса. Домой возвращаешься бодрым и отдохнувшим. Охотно потом чита... и пиш... .

Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Я люблю больше всего рыбную ловлю. Утром беру удочки- и к реке. На реке тишина. Сид… и терпеливо жд…, когда начнётся клёв. Вот зашевелился поплавок и пошёл ко дну. Тащ… удилище и вид… - на солнце блестит серебристая рыбка.

Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Дорогой Миша! Что же ты не отвеча... на моё письмо? Напиши мне, как ты проводи... лето в деревне? Ход... ли в лес за ягодами и грибами? Где лов... рыбу? С кем ты друж... ? Что чита... ? Жду от тебя скорого ответа.

Молодцы,ребята! Справились с заданием!

!!! Все эти глаголы можно записать в тетрадь !!!

VI . Рефлексия

-А сейчас мы проведём небольшой тест. Выпишите буквы с правильным ответом.

а)Тест

1. Выбери слово которое стоит в 3 лице единственном числе, выпиши букву.

А.) везёшь У) шагает И) учусь

2. Найди глагол исключения, выпиши букву.

Б) звучит П) рисует Р) дышать

3.Выбери слово, которое стоит во 2 лице единственном числе после шипящих.Выпиши букву.

А)живёшь О) вертит Ю) читает

Какое у вас получилось слово? УРА.

Молодцы! Слово «ура» обозначает восклицание, выражающее одобрение.

И я рада за то, что у нас всё получилось!

VI . Итог урока.

Какое настроение вы испытываете после выполненной работы?

Чему мы сегодня научились?

Как же пишутся глаголы 2 лица единственного числа после шипящей?

Сегодня мы только лишь познакомились с новой орфограммой,а развивать умение писать ь в глаголах 2 лица единственного числа,мы будем на следующих уроках.

VII . Оценки

VIII. Д/з