7. Школа В. Вундта и ее последователи. Основные достижения,

экспериментальные результаты и их критический анализ.

КУРСИВ – ДЛЯ БЕГЛОГО ПРОЧТЕНИЯ

Основателем экспериментальный психологии является вильгельм вундт(1832-1920) в 1879 года в Лейпциге (позже тут основался Инст-т экспериментальной психологии , в котором учился Бехтерев, Ланге и др).

Вундт Психологию строил по образцу химии , как разложить в-во на элементы.

Его психологию еще называли физиологической психологией , так как состояния испытуемых изучались через экспериментальные проц-ры, методы которых взяты из физиологии (орг-в зрения, слуха): образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся.

были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь («Основы психофизиол психологии»). ПРИМЕР: Экспериментальное исследование чувств предпринималось с целью найти подтверждение трехмерной теории чувств. Вундт применял метод попарного сравнения: испытуемым предлагается сравнить раздражители с точки зрения возникающих у них чувств. В других опытах предпринимались попытки установить связь между изменениями физических показателей (частоты пульса и скорости дыхания) с соответствующими эмоциональными состояниями.

Это течение структурализм : Предложил сознательный опыт разложить на элементы и посмотреть как они взаимодействуют

предметом психологии должны выступать только тепроцессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания).

Т.о., элты сознания (отожд-л с психикой, нет бсз психич проц) –представления (образ-ся из отдел эл-тов через ассоциации), ощущения (первичные, св-ва модальности и интенсивности), чувства (эм со с т-я , образ-ся как новое качество из суммы ощущений ). Чув-ва им 3 измерения: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Напр, пока ждет удар меторонома – напряж, как услышал – расслабился. эмоции представляют собой сложное соединение

элементарных чувств, эмоции как элемент МЫшлЕНИЯ.

Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных

форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств

воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы дос-

тигают мозга. Вундт разделил ощущения по интенсивности, продолжи-

тельности и модальности.

Чувства - еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал,

что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и

того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за

ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства.

В результате соединения ощущений возникает новое качество или но-

вое чувство.

Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид

чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у

него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар

прозвучал, - расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо

континуума удовольствие-дискомфорт, его чувства имеют еще одно

измерение: напряжение-расслабление. Кроме того, Вундт заметил, что,

когда ритм ударов увеличивается, он слегка возбуждается и, соответ-

ственно, успокаивается, когда ритм замедляется.

Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само-

анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув-

ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме-

рений чувств: удовольствие-дискомфорт, напряжение-расслабление,

подъем-угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне

внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Вундт полагал, что

, которые, в свою очередь, могут быть без труда

измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел

эмоции к элементам мышления.

Выделял 2 вида опыта

    Опосредованный основанный на связях между объектами (естественные науки, «яблоко», знания, основанные на прошлом опыте)

    Непосредственный (психология) направлен на анализ взаимосвязей между представлениями об этих объективных явлений в сознании субъекта «гладкое, красное». то есть изучает свойства, которые приписываются субъектом объектам. Тут мы активно организуем разумом составляющие элементы

Т.о., предмет психологии – непосред опыт. Метод его исследования – интроспекция (внутренняя перцепция, проферка состояния собственного мышления, анализ своих ощущений, регистрация переживаний сознания). кроме трех элементов сознания этим методом больше ничего не изучить. Метод субъективен, обучение испытуемых: знать начало проведения, внимательность, повторность, одинаковые раздражители

Вундт делал выводы об элементах и процессах сознания, исходя только из объективных оценок: Интроспекция основывалась на объективных оценках: испытуемые говорили о величине, интенсивности и диапазоне различных физических раздражителей, с применением сложного лаборат оборуд. Очень редко исслед-я были основаны на качественной интроспекции, когда испыт описывали свой внутренний опыт (комфортность и тд).

Интроспекция- субъективный анализ человеком собственного внутреннего мира,

сугубо личное дело. Чтобы добиться повторных результатов эксп-тов – обучение испытуемых.

И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос-

пользоваться методом интроспекции - проверки состояния собствен-

ного мышления . У Вундта этот метод получил название внутренняя

перцепция.

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в

которой он применялся для исследований света и звука, а также из

физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так,

для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь

использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого

описать полученные ощущения - приблизительно так, как это делал

Фехнер в своей научной работе. Сравнивая вес двух грузов, испытуе-

мый тем самым анализирует собственные ощущения, регистрируя пере-

живания своего сознания. Если же вы говорите: <Я голоден>, значит,

вы уже внутренне проанализировали состояние своего организма.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, прово-

дились Вундтом в лейпцигской лаборатории со строжайшим соблюде-

нием установленных им же правил. Вот эти правила:

1) наблюдатели должны уметь правильно определять момент нача-

ла эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего вни-

мания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно

было провести несколько раз:

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми

для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Последнее условие выражает суть экспериментального метода: ва-

риабельность факторов раздражения и наблюдение за возникающими

изменениями в ощущениях испытуемого.

ПО ВУНДТУ, объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия. Ощущения вызвались метрономом (прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени). Метроном объективен, а переживания субъективны.

Считал, что психология должна

    Описывать св-ва сознания (сознательный опыт)

    Выделить структурные составляющие сознания

    Установить связь между этими элементами

Вундт Сознание не сводил к простой сумме его составляющих. Элементы сознания активно синтезируются, связь элементов не пассивная. Наше восприятие объекта – единство ощущений (хоть и изучал базовые элементы, а рассматривал их как синтез, в совокупности, с образованием нового качества, а не как ассоцианисты, рассматривающие просто связь элементов. Без основных элементов разуму нечего было бы создавать). Т.о., предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом

; в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество (например, из длинного, коричнего с зелеными не знаю чем у нас складывается образ дерева)).

Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты

и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной

организации или синтеза. хотя Вундт придавал важное значение

способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу

своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали

именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы

организовывать.

Наше

сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и

чувствами, которые мы переживаем: оно действует творчески, составляя

из этих элементов целое. Итак, Вундт - в отличие от большинства

британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси-

хологий - не рассматривал процесс связи психических элементов как

пассивный и чисто механический.

Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах

сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение,

если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един-

ства ощущений. К примеру, дерево - это именно дерево, а не отдель-

ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это

получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че-

ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель-

ных ощущений и чувств.

Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди-

ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом (по-другому, принципом психи-

ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество.

<Характеристики любого сложного психического явления не сво-

дятся к сумме характеристик его составляющих>

вундт - автор трудов по психологии народов 10 томов 1910 (социальная основа высшей ментальной деятельности). Изучат традиции, обычаи народов. Т.о., затрагивал вопросы впф, как мне кажется… Если что, лучше это не говорить.. и про выводы у Кости про ВПФ лучше промолчать наверное…

Достижения:

Вундт Организовал первую психол. лабор.

переоценил прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и как науки о внутреннем опыте) и предложил рассматривать в качестве такого предмета непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения и интроспекции. То есть предмет – сознание, получение данных только исходя из фактов!

Введение в психологию метода эксперимента

Нет различия между психологическими и естественно научными методами, уровнял их.

Он пытался разработать строгую теорию природы чело-

веческого мышления. Некоторые из последователей Вундта основали

лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных

результатов. Словом, именно Вундта можно назвать основоположни-

ком современной психологии.

Новая наука, предметом изучения которой стали элементы созна-

ния и их синтез, не была направлена на решение практических вопро-

сов. Возможно, именно поэтому психология Вундта и не получила ши-

рокой известности в прагматической атмосфере Соединенных Штатов.

Психология Вундта была чисто академической наукой, и не более: при-

кладные вопросы Вундта не интересовали.

Вклад Вундта заключается в

проведении экспериментов и использовании в них строгих научных

методов. Правда, некоторые ученые - критики Вундта - считали,

что длительные эксперименты самонаблюдения вызывают у его участ-

ников серьезные душевные заболевания

Все что дано сознанию в полной мере им.б. извсетно только носителю сознания

Положительное влияние теории Титченера состояло и в том, что она сыграла роль мишени для критики. Структурализм представлял собой сложившееся направление, против которого стали выступать новые школы психологов, обязанные своим существованием именно переосмыслению его основ.

Самоотчет и интроспекцию используют часто сегодня (психофизика, проф ДЕ)

ЭТО в КОНЕЦ:

    Не так просто понять, что характеризуют данные интроспекции

    Все способы изучения сознания вне границ самого сознания явл-тся не научными

    Участники описывают внеш. Объекты, чем внутр переживания. Из описаний внеш. Объектов не составить собственных переживаний

    разные субъекты по разному описывают свой опыт, это зависело от процедуры наблюдения

    Не все происходящее в сознании доступно самонаблюдению

    Отказ от исследования ВПФ

    Нельзя проследить как происходят мысли

    Интроспекция вундта это больше ретроспекция, обращение к прошл опыту

    Недостатки метода самонаблюдения не призывают отказаться от этого метода вовсе – это невозможно. Они лишь подчеркивают невозможность объяснения сознания из самого себя. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании.

    1. мы не осознаем процесса создания мысли. Течение осознаваемой мысли определяется причинами, которые сами не осознаются (течение детерминируется неосознаваемыми тенденциями)

    2. процессы в сознании протекают быстрее, чем скорость их словесного описания

    3. словесное описание не исчерпывает содержание сознания

    4. сознание состоит не только из ясных переживаний, но и из смутных, неясных.

    5. то, что человек не осознает, во многом зависит от его предварительных предположений, а так же от того, какую задачу он в данный момент решает.

    6. Самонаблюдение подвержено ошибкам так же, как и все остальные процессы, протекающие в сознании.

    7. Как только человек задумывается над тем, как протекает деятельность его сознания, так сама эта деятельность изменяется.

    8. возможности сознания ограничены по объему, но природа этих ограничений не осознается, т.е. в самом сознании не содержится.

Ученик и последователь Вундта Эдвард титченер.

- изучение эл-тов психики и их механической связи посредством ассоциации.

Отказался от использования вундтовского учения об апперцепции и сконцентрировал свое внимание на самих элементах. С его точки зрения основная задача психологии заключалась в открытии этих элементарных составляющих сознания, то есть в разложении сознания на части и определении его структуры. Он выделял 40 000 элементов.

- т.о., сознание не продуцирует новые качества. После титченера данной направление перестало существовать

При изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула - то есть смешения психических процессов восприятия (красное,круглое) объекта и влияния самого объекта (ЯБЛОКО).

наблюдатели, которые видят яблоко и описывают его просто как яблоко, не определяя цвет и форму, которые они также воспринимают, совершают <ошибку стимула>. Объект наблюдения, по мнению Титченера, должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.

Сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни . Сознание и разум во многом схожи - за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.

-Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения . Задача – не лечение, а открытие структуры психики. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение <больной психики>, изменение человеческого сознания или реформирование общества. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики. Он верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований. По этой причине он возражал против развития детской психологии, зоопсихологии и других направлений, которые не включали в себя самоанализ и не подходили для его поисков сути сознания.

Интроспекция: Титченер придавал особое значение исследованию отдельных частей (атомов психики), в то время как Вундт делал упор на изучении целого. Подобно большинству английских эмпириков и ассоцианистов, Титченер стремился к открытию атомов человеческой психики.

Испытуемые – бесстрастные механизмы, регистрирующие хар-ки стимулов (до бсз, автомата).

Испытуемые в качестве своего рода механических записывающих устройств, объективно отмечающих характеристики стимулов, которые они наблюдали. Таким образом, эти люди считались просто бесстрастными механизмами. Титченер писал, что отлаженное наблюдение должно стать настолько привычным и машинальным, чтобы превратиться в практически бессознательный процесс.

Метод – эксперимент, задачи как у Вундта, составл сознания: ощущения, образы, эм сотояния (в отл от Вундта – удовол-неудовол)

- в конце жизни: пересмотр интроспективный метод и отдавать предпочтение феноменологическому подходу, изучая переживания как таковые, не пытаясь разбить их на составляющие. Изучать различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность. Жаль, что не развил…

Титченер был убежден в том, что интроспективное наблюдение в психологии тоже должно быть экспериментальным

Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:

1) разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие:

2) определение законов, по которым происходит их объединение;

3) связь элементов сознания с физиологическими состояниями.

Титченер выдвинул предположение о том, что чувства имеют всего одну ось измерения - удовольствие/неудовольствие.

психология должна изучать не базовые психические элементы, а преимущественно различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность.

Это были впечатляющие перемены в его взглядах, и, если бы Титченер прожил дольше и смог реализовать их на практике, то, возможно, что они кардинальным образом изменили бы лицо (а, возможно, и судьбу) структурной психологии.

Титченер начал подвергать сомнению даже сам термин <структурная психология> и предпочитал называть свою систему экзистенциальной психологией.

Хотя в наши дни предмет исследования структурализма и его цели утратили свою актуальность, все же интроспекция, понимаемая как словесное описание переживания, по-прежнему используется во многих областях психологии. В современных исследованиях психофизики, например, людям, принимающим участие в эксперименте, задают вопрос, какой звук громче или тише. Самоотчет требуется от людей, находящихся в необычных внешних условиях - таких как состояние невесомости при космических полетах. Отчеты о самочувствии больных, реакция на предлагаемые тесты также являются по своей сути вариантами интроспекции.

Интроспективные отчеты, включающие в себя интеллектуальные познавательные процессы - такие, как, например, сложные логические рассуждения, - требуются в различных областях человеческой деятельности. Психологи предприятий изучают интроспективные отчеты сотрудников об их ощущениях при пользовании новыми компьютерными терминалами с целью исследования путей совершенствования оборудования. Этот и многие другие словесные отчеты, основанные на личном опыте, являются распространенной формой сбора достоверной информации. В дальнейшем мы увидим, что когнитивная психология, с ее обновленным интересом к сознательным процессам, подтвердила право интроспекции считаться действительно научным методом. В наши дни интроспекция широко применяется в современной психологии.

Интересные эксперименты )))))

исследования органической чувствительности. Для этих исследований всем наблюдателям с утра вводили через рот желудочные зонды, с которыми они ходили весь день вплоть до самого вечера. Сначала, при введении зонда, многие испытывали приступы рвоты, но постепенно смогли привыкнуть к этой процедуре. В течение дня они несколько раз появлялись в лаборатории. Через трубку зонда им вливали в желудок теплую или холодную воду, и они наблюдали свои ощущения.

Иногда интроспекция затрагивала и некоторые деликатные стороны личной жизни аспирантов. Например, от них требовали подробной записи об ощущениях, испытываемых в процессе мочеиспускания и дефекации.

К сожалению, не сохранились результаты одного интересного интроспективного исследования. Для его проведения женатых аспирантов просили делать записи об их ощущениях во время полового акта и даже прикреплять к своим телам специальные приборы для регистрации физиологических реакций организма.

Впоследствии, в 1960 году, об этих экспериментах рассказала Кора Фридлейн, но в то вре.мя о них старались не распространяться. Все же информация о таких исследованиях гуляла по всему университетскому городку, создавая лаборатории психологии репутацию не самого благопристойного места. Поэтому заведующие женскими общежитиями запрещали своим студенткам посещать ее в темное время суток. Когда же прошел слух о том, что к желудочным зондам, которые глотают аспиранты, прикрепляются презервативы, в женских общежитиях пришли к выводу, что это место опасно для любого нормального человека.ЭТО КАК ВООБЩЕ???)))))

Психология Вундта

Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт. Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов. Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. К тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило Гальтона заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, протекающего от предъявления слова до реакции на него, и т.д. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти направления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге "Основы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.



"Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция – особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия – неудовольствия, б) напряженности – расслабленности, в) возбужденности – успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.

Стремясь отстоять самостоятельность психологической науки, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Теоретические воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того постулата, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внутреннему зрению). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода. Задача науки усматривалась Вундтом в изощрении этого метода путем использования специальных экспериментальных приборов. Попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулась мнением о замкнутом в себе сознании. Вундт справедливо считал, что психология не вправе была бы претендовать на самостоятельное научное значение, если бы она не изучала и не открывала особые причинные факторы, которые, определяют динамику ее процессов. Но его воззрение на психическую причинность свелось к той версии, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими. Зависимость сознания от внешних объектов, обусловленность психики деятельностью головного мозга, включенность психической жизни индивида в мир социальных связей – все это устранялось из сферы научного анализа.

К тому же, вслед за философом А. Шопенгауэром, Вундт утверждал, что первичной абсолютной силой человеческого бытия является воля, на которую возлагалось объединение всех элементов сознания в целостность по закону "творческого синтеза". Отводя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, Вундт стал на позиции волюнтаризма. Эта философская концепция бессильна дать причинное объяснение динамике психической жизни и поступкам человека, поскольку все, что ни происходит в этой жизни, сводит к особой произвольной силе, для действий которой нет закона.

Интроспекционизм в сочетании с волюнтаризмом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее объектом жесткой критики со стороны многих психологов, в том числе тех, кто осваивал экспериментальные методы в школе Вундта. Широкое применение этих методов обогатило знание о психике, укрепило научную репутацию психологической науки. Но теоретическая линия Вундта оказалась тупиковой. В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся философией и разработкой задуманной им еще в юности "второй ветви" психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры различных народов. Он пишет десятитомную "Психологию народов", отличающуюся обилием материалов по этнографии, истории языка, антропологии. Отмечая удивительную плодовитость Вундта, исследователи подсчитали, что за 68 лет он написал 53 735 страниц, т.е. писал приблизительно 2,2 страницы в день, или по одному слову каждые две минуты. Вряд ли кто-то прочитал все написанное Вундтом. Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными-прогрессом науки, непригоден. Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в психологии. Уже ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, как мышление и воля, так же открыты для экспериментального анализа, как и элементарные.

От Вундта принято вести родословную психологии как самостоятельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Прошедшие эту школу молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали там лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно преобретшей самостоятельность. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих других ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. Между практикой работ в области экспериментальной психологии и заявленной Вундтом теоретической программой возникло существенное рассогласование. Поэтому если научно-организаторская деятельность Вундта сыграла позитивную-роль в оформлении психологии как отдельной от других конкретных наук дисциплины, то его программно-теоретическая конструкция, неоднократно корректируемая автором, не выдержала испытания временем. С внедрением в психологию эксперимента открывается первая глава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Именно благодаря эксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировки реальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических закономерностей.

Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости в условиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных. Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал немецким университетам. Параллельно интенсивные исследования проводились в России и Соединенных Штатах Америки, в меньших масштабах – во Франции, Англии, Италии и скандинавских странах. В конкретной научно-исследовательской практике культивировались направления, объединение которых оснастило полную наступательного духа молодую науку экспериментальным оружием (психофизиология органов чувств, психофизика, психометрия). Труд Г.Эббингауза "О памяти" (1885) открыл новую эпоху в развитии экспериментальной психологии.

18. Место психологии в Дельтеевской прграмме "Критика исторического разума".

Вильгельм Дильтей (нем. Wilhelm Dilthey, 19 ноября 1833, Бибрих-на-Рейне - 1 октября 1911, Зейс) - немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед, введший впервые понятие так называемых наук о духе (Geisteswissenschaft), оказавших огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и другие).

Учение. В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (нем. Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о духе» (нем. Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) Дильтей резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к которым Дильтей относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью - переживанием - и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается, якобы, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни - описательную психологию.

Жизнь, по Дильтею, - в этом пункте он почти целиком примыкает к Бергсону, - ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание. Путем наблюдений над их повторением и закономерностями создается некоторая общая классификация, дающая возможность включения того или иного индивидуального явления в относительно постоянные общие типы и законы; они служат исследователю вспомогательным средством при его весьма приблизительном объяснении истории, представляющей собою смешение и срастание таких типовых явлений.

История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» индивидуальной структуры. Методологически «наука о духе» Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма. Дильтей хотел возродить немецкий идеализм на более научном базисе. Но из этого соединения идеализма с позитивизмом не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода; элементы этих систем всегда распадаются там, где Дильтей применяет их на практике; он склоняется то к одной, то к другой системе: в первый период своих многочисленных исторических работ он ближе к позитивизму, во второй - особенно после критики его трудов Риккертом и Гуссерлем - к идеализму. Теории Дильтея больше всего недоставало идеи исторической динамики; изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования - биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свою науку способной к «созидающему синтезу», он вернулся к Гегелю, но заимствовал лишь метафизические элементы его метода, игнорируя диалектику; стержень исторического развития он видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития - метафизику.

Однако Дильтей, мировоззрение которого сложилось во времена грюндерства и начала германского империализма, понял невозможность возрождения классического идеализма в ту эпоху и впал в скептицизм. Он представляет звено в длинной цепи развития Ницше - Шпенглер.

Применяя свое мировоззрение, страдающее[источник не указан 546 дней] дуализмом, к литературоведению, Дильтей прежде всего противопоставил свой метод историко-филологической школе Шерера-Шмидта; если эта школа под влиянием позитивизма Конта, Тэна и других стремилась свести изучение литературных явлений к точности естественных наук и рассматривала человека как социальное существо, слагающееся под влиянием окружающей его среды, то Дильтей, наоборот, восстал против исследования внешних условий, определяющих художественное произведение, перенеся свое внимание непосредственно на мировоззрение писателя и на значение переживания для поэзии. Мир художника отличается, по Дильтею, от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, à priori входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb); таким образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения - установить связь между поэзией и переживанием писателя.

Дильтей очень много писал на литературоведческие темы; главные его произведения: серия биографий немецких романтиков, начиная от Новалиса (1865) и кончая Гёльдерлином (1905). Основные темы его работ: «Фантазия и психология в поэзии» («Ч. Диккенс и гений повествовательной литературы» - «Charles Dickens und das Genie der erzählenden Dichtung», 1876-1877; «Воображение поэта» - «Die Einbildungskraft des Dichters», 1877; «Поэтическое воображение и безумие» - «Dichterische Einbildungskraft und Wahnsinn», 1886; «Материал для построения поэтики» - «Bausteine für eine Poetik», 1887; «Три эпохи в развитии современной эстетики и ее современные задачи» - «Die drei Epochen der modernen Aesthetik und ihre heutige Aufgabe», 1892; «Переживание и творчество» - «Erlebnis und Dichtung», 1905). Последнее сочинение оказало особенно заметное влияние на современную духовно-историческую школу. Но так как метод Дильтея в целом страдает дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой, то и его литературоведческий метод дал право ссылаться на него как формалистически-эстетической школе (Вальцель, Штрих и другие), так и многочисленным течениям внутри духовно-исторической школы (Унгер, Майнк, Гундольф, Цизарц, Бертрам, Корф, Эрматингер и другие). Однако все они исходят из того идеалистического положения Дильтея, что «история духа», или «наука о духе», должна строиться на рассмотрении каждой отдельной области культуры как выявления саморазвития единого духа идей эпохи.

Цитаты : 1. В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком. 2. Физиологическая психология в первую очередь психология. 3. Отличительные характеристики души носят субъективный характер, мы выводим их только из содержаний нашего собственного сознания. 4. Результаты этнической психологии представляет собой наш главный источник информации относительно общей психологии сложных психических процессов. 5. Экспериментальная психология постоянно страдала от рецидива метафизической трактовки ее проблем.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Немецкий психолог, физиолог, философ и врач.
Основной вклад (чем известен): Он был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879 г.).
Вклады:
1. Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.
Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).
Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.
В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.
2. Физиологическая психология. Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента
3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.
4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.
5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».
6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.
Знаменитые идеи Вундта: «Теория действительности» (“the theory of actuality”), «принцип психофизического параллелизма», «волюнтаризм», «творческие результанты», «творческий синтез», «психология народов».
За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам. Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе , Эдвард Титченер , Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.
Теория Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.
Почётные звания, награды : Орден за заслуги в области искусств и науки.

Основные труды: Материалы к теории чувственного восприятия (1858-1862), Лекции о разуме человека и животных (1863), Основы физиологической психологии (1873-1874) (в 2-х томах, одна из важнейших работ в истории психологии), Очерк психологии (1896), Введение в психологию (1911), Психология народов (Völkerpsychologie) (в 10 т. 1900- 20). Философские тексты: Логика (1880-1883), Этика (1886), Система философии (1889).

Жизнь:

Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).
Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.
Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.
Основные этапы профессиональной деятельности: Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 — 1865). В Гейдельберге он написал свой труд «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология». В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году должность профессора медицины.
В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.
В 1874 году он стал профессором философии в университете Цюриха.
В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований. В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении 1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.
Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также работали в Лейпциге.
В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.
Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.
В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия Генриха Августа Мау.
Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.
У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884), и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.
Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в городе Некрау недалеко от Мангейма, он был младшим сыном лютеранского пастора. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.

Учеба

В 1851 году он окончил школу и начал восхождение к научному познанию ступень за ступенью; в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.

После получения диплома по медицине в Гейдельберге (1858 -1864), Вундт учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником Университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца. Помимо своего руководителя, столь жадную тягу к неизведанной науке Вильгельм Вундт испытывал под влиянием трудов Густава Фехнера (психолог) и Иоганна Петера Мюллера (биолог). В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) Вильгельм впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

Связь между мозгом и разумом

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. В своем курсе он подчеркивает связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии:

  1. выделить путем анализа исходные элементы;
  2. установить характер связи между ними;
  3. найти законы этой связи.

Лекции вошли в историю в виде одной из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874 г.г.), которая переиздавалась шесть раз.

Профессор психологии Вундт

В 1875 году Вундт получает должность профессора в Лейпцигском университете, где останется на следующие 45 лет. Вундт был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. Среди них, такие известные имена как Эдвард Титченер, Иван Павлов, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел. Впоследствии они сделают серьезный вклад в развитие психологии в США, России, Японии, Италии.

В 1879 году Вильгельм Вундт основывает первую в мире психологическую лабораторию и собирает под одной крышей ученых со всего мира. Первым делом для проведения экспериментальных исследований Вундт разрабатывает свод правил:

  1. наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;
  2. наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
  3. эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;
  4. условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.

Предметом исследований были три главные направления, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: изучение ощущений и восприятий, психофизика, изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились еще две: ассоциации и чувства. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине — экспериментальной психологи.

Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Дж. Кеттела, он не проводил в лаборатории больше 5-10 минут в день. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным. Он выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем он проверял их отчеты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале. На каждую из лекций в аудитории собиралось более 600 студентов.

Вокруг Вильгельма Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры - лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 года - международные конгрессы.

Развитие психологии

Конечно, у Вундта были и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии в 1941 году ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно она развивалась в США. Позже и в университетах Германии стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не до конца разделяли суждения Вундта, однако тоже стремились развивать психологию.

Научная программа Вундта не была реализована последовательно, поскольку в результате немецкие университеты потеряли финансовую поддержку, а в период массированные авианалеты в Лейпциге стерли с лица земли лабораторию Вундта.

При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности членом Петербуржской академии наук в 1902 году. Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера. В частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томник «Психология народов».