Человек появился на Земле в ре­зультате длительного процесса историко-эволюционного развития – филогенеза и тесно связан своим происхождением с животным миром.

Однако человек отличается от жи­вотных не только более совершен­ным строением, но и развитым мыш­лением, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые опреде­ляются комплексом социальных усло­вий жизни, общественными взаимо­отношениями, общественно-истори­ческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические осо­бенности человека.

В системе животного мира чело­век занимает следующее положение: царство – Животные, тип – Хордо­вые, подтип – Позвоночные, класс – Млекопитающие, отряд – Приматы, подотряд – Человекоподобные, сек­ция – Узконосые, надсемейство – Гоминоиды, семейство – Гоминиды, род – Человек, вид – Человек ра­зумный (Homo sapiens).

Организм человека обладает сле­дующими отличительными признака­ми, свойственными всем представи­телям класса млекопитающих.

1. Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным поз­вонком при помощи мыщелков за­тылочной кости.

2. Грудобрюшная преграда (диа­фрагма), построенная из мышечной ткани и отделяющая грудную по­лость от брюшной.

3. Два поколения зубов – мо­лочные и постоянные, подразделяющиеся на резцы, клыки и коренные зубы.

4. Наличие оформленных губ и мускулистых щек.

5. Четырехкамерное сердце, обес­печивающее доставку в ткани арте­риальной крови, которая не смеши­вается с венозной.

6. Сохранение одной (левой) ду­ги аорты, тогда как амфибии и рептилии имеют две (правую и ле­вую) дуги аорты.

7. Развитие наружного уха и на­личие в полости среднего уха трех слуховых косточек.

8. Кожа покрыта волосяным по­кровом (у некоторых – только в ут­робный период развития), богата по­товыми и сальными железами.

9. Наличие молочных желез.

Кроме перечисленных признаков строения человек имеет ряд сходных с млекопитающими биологических особенностей. Так, тело человека об­ладает постоянной температурой, близкой к 37 °С. Человеку свойствен­но живорождение, продолжительное вынашивание плода в теле матери и развитие специальных органов для выполнения этих функций.

Наиболее велико сходство челове­ка с приматами. Приматы – живот­ные, обладающие пятипалой хвата­тельной конечностью. Они способны схватывать предметы, что обеспечи­вается увеличением подвижности пальцев и способностью большого пальца противопоставляться осталь­ным.

Большая подвижность верхней конечности связана с развитием клю­чицы и с особенностями строения шаровидного плечевого сустава. Пальцы приматов снабжены плоски­ми ногтями, а не когтями. Прима­ты – стопоходящие животные. При передвижении они опираются на всю стопу. Приматы имеют хорошо раз­витые полушария большого мозга.

Для них характерна низкая пло­довитость, забота о потомстве, высо­кое развитие стадных отношений, богатая мимическая и звуковая сиг­нализация.

Человек и антропоморфные (че­ловекообразные) обезьяны (шим­панзе, горилла, орангутанг, гиббон) образуют надсемейство высших узко­носых, или гоминоидов. Важнейшие черты сходства антропоморфных обезьян с человеком проявляются в пропорциях тела: короткое туловище и длинные конечности, комплекс признаков, связанных с прямохождением: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и пояс­ничных позвонков, увеличение коли­чества крестцовых позвонков, нали­чие зачатков изгибов позвоночного столба, широкая грудина и др.

Человек и антропоморфные обезь­яны сходны по цитологическим и биохимическим признакам. Так, двойной набор (диплоидное число) хромосом в ядрах соматических кле­ток у высших антропоморфных при­матов и у человека почти одинаков (48 хромосом у приматов, 46 – у человека). Установлена гомология человека и шимпанзе по группам кро­ви и резус-фактору, который был впервые обнаружен у обезьян.

В то же время человек в отличие от высших, человекообразных обезь­ян имеет ряд характерных особен­ностей (признаков «гоминизации»).

1. Прямохождение, связанное с преобразованиями в опорно-двига­тельном аппарате.

2. Интенсивное развитие голов­ного мозга, особенно коры полуша­рий большого мозга.

3. Приспособление руки и особен­но кисти к трудовой деятельности. Возможность противопоставления большого пальца кисти остальным пальцам, особенно мизинцу.

4. Изменения зубочелюстного аппарата и формирование членораз­дельной речи.

5. Перестройка этапов онтогене­за – увеличение длительности внут­риутробного периода, замедление по­лового созревания, удлинение перио­да детства, увеличение продолжи­тельности жизни.

Следует подчеркнуть, что у чело­века свойства, появившиеся у выс­ших обезьян, выражены наиболее ярко.

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорзальной полой нервной трубки, двусторонней симметрии в строении тела определяет принадлежность человека к типу Хордовых (Chordata).

Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, сердца на брюшной стороне тела, определяют его принадлежность к подтипу Позвоночных (Vertebrata).

Теплокровность, развитие млечных желез, наличие волос на поверхности тела, свидетельствуют о принадлежности человека к классу Млекопитающих (Mammalia).

Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу Плацентарных (Eutheria).

Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда Приматов (Primates).

Таким образом, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду узконосых.

Тема 3. ОБЩАЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДА ПРИМАТОВ

Внезапный упадок рептилий в конце мезозойской эры открыл перед ранними млекопитающими, которые в то время составляли немногочисленную группу, большие эволюционные возможности. Исходной группой для высших, или плацентарных, млекопитающих были насекомоядные - отряд, который в настоящее время представлен такими формами, как еж, землеройка и крот.

К приматам относится большая часть тех млекопитающих, которые перешли к обитанию на деревьях и приобрели соответсвующие адаптации. Сходство этих адаптаций у различных приматов, вне всякого сомнения, обязано их древесному образу жизни.

К отряду приматов относятся: лемуры Мадагаскара, лори (тропическая Азия и Африка), долгопяты (Индокитай), обезьяны Нового Света, обезьяны Старого Света, челвекообразные обезьяны (гиббон, орангутан, шимпанзе, горилла) и ЧЕЛОВЕК.

Классическое определение приматов дано МИВАРТОМ (Mivart, 1836): Это плацентарные млекопитающие, обладающие ключицей, глазницами, окруженными костным кольцом, зубами, по крайнем мере трех типов; мозг всегда имеет затылочную долю и шпорную борозду; большой палец, по крайней мере не одной паре конечностей, противопоставляется всем остальным; первый палец стопы имеет плоский ноготь или лишен ногтя; отчетливо выражена слепая кишка; свисающий половой член, семенники спущены в мошонку, у самок - одна пара грудных молочных желез.

Ни один из перечисленных признаков в отдельности нельзя считать определяющим. Их следует рассматривать только в совокупности, так как у любой частной формы некоторые из признаков могут отсутствовать.

Направления эволюции приматов, которые характеризуют группу в целом, определяется почти исключительно их древесным образом жизни. Даже формы, которые в настоящее время живут на земле, сохранили черты, свидельствующие о древесном образе жизни. Изучение этих черт, унаследованных от предков, очень важно для правильного понимания всех биологических особенностей человека.

Итак основные тенденции эволюции приматов, связанные с древесным образом жизни:

1. Развитие хватательной функции конечностей (Главным образом за счет увеличения независимой подвижности пальцев и в первую очередь большого пальца стопы и первого пальца кисти).

2. Развитие передних конечностей как органов исследования предметов. Рука приматов более развита и приспособлена к более разнообразным движениям по сравнению с большинством млекопитающих. Именно благодаря развитой руке у приматов также развита ключица и отчетливо выражена способность к пронации и супинации. У приматов передние конечности служат не только средством передлвижения и опоры, но и выполняют другие функции, входя в состав сложной ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ, служащей для исследования незнакомых предметов.

3. Развитие пищеваительной системы травоядного типа. Почти все приматы являются либо всеядными либо растительноядными животными. Хорошо развитая слепая кишка, по-видимому, сохранилась вследствие употребления вегетарианской пищи. Растительная пища определяет форму зубов приматов. По сравнению с зубами насекомоядных (исходная форма) число зубов у приматов уменьшено в числе и обладают сложной структурой. Зубная формула древних млекопитающих имеет вид: 1 3/3: С 1/1: PM 4/4: M 3/3. Соответсвующее число зубов сохраняется только у ископаемого Anagale, жившего в олигоцене и относимого иногда к приматам. У всех остальных число зубов уменьшено, в основном это касается резцов и премоляров. Наиболее общая формула для ныне живущих полуобезьян и обезьян Нового СВЕТА (за исключением игрунок):

2/2: 1/1: 3/3: 3/3 .

У обезьян Старого Света, человекообразных обезьян и человека зубная формула приобретает вид: 2/2: 1/1: 2/2:3/3.

4. Редукция органов обоняния.

Наиболее ярким свидетельством этого является потеря ринария (rhinarium) -голой и богатой железами кожи на верхней губе, которая соединяет норздри со складкой слизистой, прикрепляющей губу к деснам....

5. Увеличение остроты зрения. У животных, обитающих на деревьях, естественный отбор благоприятствовал развитию зрения. У всех приматов орган зрения стал доминирующим экстерорецептором, что нашло свое отражение как в размерах глаз и их расположении, так и в дифференцировке сетчатки. У высших приматов есть и палочки (преобладают) и колбочки. Кроме того у большинства приматов выражена тенденция к перемещению глазниц с боковой поверхности черепа на переднюю. У высших приматов зрительные оси более или менее параллельны. Благодаря перекрыванию полей зрения возможен стекреоскопический эффект, столь необходимый животным, обитающим на деревьях.

Развитие Мозга. В сответствии с развитием органов чувств, как экстероцептивных, так и проприоцептивных, у приматов происходит усовершенствование областей головного мозга, связанных с сенсорным восприятием. У приматов должно быть развито весьма совершенное управление движением и чувство равновесия. В связи с этим происходит усложнение двигательных центров коры головного мозга и мозжечка. В общем отмечается тенденция к увеличению мозга, эта тенденция прогрессирует у всех представителей отряда и достигает высшей степени у человека.

Укажем вкратце основные морфологические изменения, связанные с увеличением мозга.

1. Увеличение переднего мозга и особенно неопаллиума.

2. Увеличение числа борозд в коре неопаллиума.

3. Увеличение затылочной доли мозга; (интерпретация зрительных образов и ассоциации)

4 Усложнение прецентральной коры - лобная доля упр. мышечной деятельностью и голосовым аппаратом, префронтальная упр. ассоциативную функцию.

5 Усложнение височной доли (различениеие звуков - голосовая сигнализация)

6 Усложнение мозжечка и тех областей мозга, которые связывают мозжечек с двигательными центами коры.

7 Редукция обонятельного мозга (риненцефалона)

7. Изменение в строении черепа. Освоение сидячей позы привело к тому, что череп стал располагаться под некоторым углом к позвоночному столбу. Результатом приспособления к сидячему положению явилось также смещение лицевого черепа по отношению к мозговому, причем эта тенденция прогрессирует далее у высших антропоидов...

8. Сокращение числа одновременно рождаемых детенышей. У всех приматов существует явная тенденция производить на свет одновременно не более двух или трех потомков, а у многих рождается только один...

Тема 4. ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОТРЯДА ПРИМАТОВ:

Отряд приматы Primates

подотряд человекоподобные Antropoidea

секция узконосые Catarrhina

надсемейство высшие узконосые или Hominoidea

делится на семейства Antropomorphidae (антропоморфные обезьяны) и Hominidae (гоминиды)

от первого произошли все современные человекообразные обезьяны (три подсемейства), а от другого семейства произошел род Homo.

Тема 5. СОВРЕМЕННЫЕ человекообразные обезьяны. (семейство Антропоморфные - Anthropomorphidae)

Подсемейство Гиббоновые (Hylobatinae)

ГИББОНЫ - самые маленькие из высших обезьян. Длина тела не превышает 1 м. Масса тела приблизительно 10 кг. Сложение очень тонкое. Кожа почти черная и покрыта густым мехом. В отличие от остальных человекообразных обезьян, они всегда имеют седалищные мозоли, хотя и небольшого размера. Гиббоны характеризуются очень большой длиной передних конечностей. Кисть у гиббонов очень длинная и узкая с очень длинными пальцами за исключением первого, который укорочен и способен сильно отодвигаться в сторону. Стопа также длинная и узкая с сильно развитым первым пальцем. Череп характеризуется слабо развитым рельефом мозговой коробки. Позвоночный столб прямой. Грудная клетка как и у других антропоморфных обезьян укорочена в передне- заднем направлении.

Грудина широкая, но подвздошные кости в отличие от антропоморфных длинные, узкие и плоские. В зубной системе следует отметить большую величину клыков.

Головной мозг по сравнению с другими человекообразными обезьянами примитивен и близок по ряду особенностей к мозгу низших узконосых обезьян; объем его не первышает 100 - 120 см3.

Гиббон ведет типично древесную жизнь. Походка у гиббона при передвижении на земле очень своеобразна - он ходит в выпрямленном положении, ступая на полную подошву, и балансирует при этом своими длинными руками, широко расставляя их или закладывая за голову.

Питаются растительной пищей, яйцами, птенцами. Ведут большей частью стадную жизнь и издают звуки, похожие на пение.

Подсемейство гиббонов (Hylobatidae) включает два рода: сиаманогов или сростнопалов (Symphalangus) и собственно гиббонов (Hylobates). Первый род- сростнопал, обитает только на Суматре, второй -род гиббон распространен шире - на п-ве Индокитай, на Хайнани (остров на юге Китая), Суматре, Яве, Калимантане, Сулу, и подразделяется на несколько видов.

По сравнению с гиббоном три других человекообразных обезьяны: орангутан, горилла и шимпанзе - характеризуются значительно более крупными размерами тела и обозначаются поэтому как крупные человекообразные обезьяны. Помимо размеров тела, они отличаются от гиббона также многими другими *признаками.

Подсемейство ОРАНГУТАНЫ (Siminidae).

Вид ОРАНГУТАН

Представлены только одним родом, в котором большинство авторов различают только 1 вид (Sima satyrus) c местными разновидностями. Область распространения орангутанов очень узкая: они живут на островах Калимантан и Суматра, причем здесь далеко не повсеместно.

Отличаются очень массивным сложением. У них большая голова, очень короткая шея, большой живот; у самцов исключительно сильно развита мускулатура. Взрослый самец имеет рост до 150 см при массе от 100 до 200 кг. Самки значительно мельче самцов. Резкий половой диморфизм.

Задние конечности короткие, передние длинные, доходящие до лодыжек. Кисти и стопы с длинными пальцами, узкие и длинные, имеют вид крюков. Первые пальцы укорочены как на руке так и на ноге, где первый палец отстоит далеко кзади от остальных и обладает очень большой подвижностью. Лицо широкое, глаза маленькие и близко посажены друг к другу. Наружный нос слабо развит. Уши малы и прижаты к голове. Шерсть длинная и без подшерстка, красно-коричневого цвета. Верхняя губа очень высокая. Имеются гортанные мешки, служащие одновременно резонатором.

Череп сравнительно высокий, с сильно выступающим лицевым отделом, имеющим в профиль характерную вогнутость в области носовых костей (симогнатизм) Носовые кости очень узкие. Высокие и имеющие форму эллипса орбиты сближены друг с другом. Выступание лицевого отдела (прогнатизм) сильно увеличивается с возрастом, особенно у самцов. Надглазничные валики отсутствуют. Нижняя челюсть массивная. Зубы крупные.

Головной мозг крупный (300-500 см3) и по типу строения близок к мозгу человека.

Ведут древесный образ жизни, передвигаются по деревьям при помощи рук и ног и резко отличаются от гиббонов медлительностью движений. На землю спускаются неохотно. При передвижении опираются на тыльную сторону согнутых в кулак пальцев руки и, что характерно, не на подошвенную, а на наружную часть стопы. С трудом может пройти несколько шагов без помощи рук.

Питаются орангутаны растительной пищей - плодами, листьями. Блгодаря своей огромной мышечной силе может справиться с такими опасными врагами, как леопард, удав, крокодил. Живут орангутаны небольшими группами, причем самцы обычно отдельно от самок и детенышей.

Подсемейство африканских антропоморфных обезьян (Antropopithecinae)

Африканские антропоморфные обезьяны - горилла и шимпанзе - составляют подсемейство (Anthropopithecinae) c 2 родами: родом горилла (Gorilla) и родом шимпанзе (Pan). Сходны между собой по многим признакам; это сходство особенно выражено у самок.

Вид ГОРИЛЛА

Род гориллы (Gorilla) представлен одни видом (Gorilla gorilla) c двумя подвидами: береговой горилла (горилла низменностей) и горный горилла (горилла Беренга).

Горный горилла распространен в сравнительно небольшой области в горах к востоку и к северу от озера Киву, горилла береговой - в западной экваториальной Африке - Камерун, Габон.

Горилла встречается гораздо реже, чем шимпанзе и представляет форму, по-видимому близкую к исчезновению. Горилла- наиболее крупная из человекообразнных обезьян и далеко превосходит остальных по длине и массе тела и по силе. Рост взрослого самца достигает 2 м, при огромной (свыше 1 м) ширине плеч. Масса тела нередко превосходит 200 кг. Массивность груди и живота является его отличительными особенностями. Горилла с его большой головой, короткой шеей, широкими плечами, широкой грудной клеткой, исключительно мощной мускулатурой, обладает огромной силой и имеет очень свирепый вид, хотя в общем, отличается довольно мирным нравом.

Половлй диморфизм у гориллы резко выражен. Задние конечности по сравнению с передними короткие, но не в такой степени как у орангутана. По сравнению с другими человекообразными обезьянами кисти весьма широкие, первые пальцы на руках менее укорочены, а остальные пальцы менее удлинены; область пятки на стопе хорошо развита. Его стопа воообще несколько более сходна со стопой человека, чем стопа других человекообразных обезьян, что связано с наземным образом жизни гориллы. Тем не менее первый палец сильно отставлен от остальных, которые в отличие от пальцев стопы человека, соединены между собой кожаными перепонками до конца первых фаланг.

Наружный нос развит. Корень носа узкий, широкие округлые ноздри открываются вперед. Верхняя губа низкая. Уши небольшие, похожи на человеческие. Волосяной покров черного цвета. Лицо и уши голые, черного цвета.

Череп крупный, плоский, с низким лбом. Мощные надглазничные гребни.

Лицевой отдел сильно выступает вперед, но по отношению к мозговому отделу черепа развит несколько слабее, чем у орангутана. Нижняя челюсть очень массивная, клыки крупные.

Головной мозг крупный (400-600 см3) и сходен по строению с мозгом человека.

Гориллы, особенно горные ведут наземную жизнь. При ходьбе опирается на тыльную сторону пальцев согнутой кисти, но часто принимает выпрямленное положение. При ходьбе ставит ступню на землю подошвенной поверхностью, не сгибая пальцев.

Питаются гориллы растительной пищей. Живут обычно небольшими стадами из нескольких семейных групп. В семейной группе обычно на 1 самца приходится по несколько самок. Взрослые самцы часто держатся в одиночку. Гориллы- самцы строят гнезда на деревьях на высоте 5-6 м, где проводят ночь детеныши и самки.

Род. ШИМПАНЗЕ

Род шимпанзе (PAN) представлен 2 или 3 видами, из которых наиболее многочисленным и известным является вид "обыкновенный шимпанзе" (PAN TROGLODYTES), описанный уже в начале 17 века. Второй вид - карликовый шимпанзе или Бонобо.

Распространен в тропической Африке, в бассейне рек Конго и Нигер, занимая по сравнению с гориллой значительно более обширную область. При анатомическом сходстве с гориллой, шимпанзе отличается от него в первую очередь меньшим ростом и несравненно более тонким и слабым сложением. Длина тела достигает 150 см, вес - 50 кг. Половой диморфизм выражен значительно слабее, чем у гориллы и орагутана. Как и другие человекообразные обезьяны, хотя и в меньшей степени, шимпанзе отличается от человека большой длиной верхних конечностей по отношению к задним. Кисть длинная, узкая, с сильно укороченным первым пальцем, сильно удлиненными остальными пальцами. Пятка суженная. Между пальцами стопы имеются короткие кожаные перепонки. В целом стопа шимпанзе сильнее чем стопа гориллы отличается от стопы человека.

Шея не столь коротка и массивна, как у гориллы. Верхняя губа высокая. Уши обычно большие и сильно оттопырены. Волосяной покров как правило черный. Лицо, уши, кисти и стопы голые.

По сравнению с гориллой череп шимпанзе отличается следующими чертами: лицевой отдел укорочен, мозговой более округлый, затылочная кость менее уплощена сзади, что сближает шимпанзе с человеком, мышечный рельеф развит слабее, гребни отсутствуют, надглазничные валики развиты слабее.

Клыки меньше, чем у орангутана и горилы. Головной мозг крупный и сходен по строению с мозгом человека.

Шимпанзе ведут плудревесную, полуназемную жизнь. При ходьбе они опираются руками на тыльною сторону пальцев, ставят при этом стопу наружным краем, а не всей подошвой. Питание - смешаное. Охотятся на мелких животных.

Живут обычно полигамными семьями. Нередко объеденяются в стада. На ночь строят гнезда на деревьях, днем отдыхают на земле.

Современные человекообразные обезьяны - шимпанзе, горилла, орангутан, гиббоны - представляют формы, около 10 - 15 млн. лет назад уклонившиеся от линии развития, общей с человеком.

Тема 6. ЧЕЛОВЕК КАК ПРИМАТ

Итак, все ныне живущее человечество, относится к одному семейству гоминид, к одному роду HOMO, к одному виду современного человека.

Наиболее близкими к человеку существами являются анторпоморфные обезьяны, а из них главным образом шимпанзе и гориллы.

Вместе с тем существуют факты, свидетельствующие о том, что по некоторым признакам к человеку оказываются более близкими орангутаны и даже гиббоны. Более того, еще в 60-х годах прошлого столения в науке стали накапливаться данные о том, что отдельные изолированные признаки человека неожиданно оказываются особенно сходными с признаками некоторых низших обезьян.

Эти единичные факты ни в коей степени не опровергают вывода о родственной близости человекообразных обезьян и человека. Хотя эта близость не означает, что в них можно видеть образ прямых предков человека. Ныне живущие высшие обезьяны и человек это потомки общего далекого предка. Однако, вполне естественно разбирая отличительные особенности человека, сопоставлять их с признаками современных высших антропоидов.

Для проблемы места человека в системе приматов особое значение имеют методы биохимической систематики или геносистематики. Остановимся на выводах, полученных в итоге применения методов молекулярной гибридизации. Если в достаточной мере повысить температуру, то водородные связи рвутся и двойная спиральная нить ДНК распадается на 2 половинки (денатурация). Если затем подвергнуть раствор медленному охлаждению, то начнется обратный процесс. Двойная спираль может восстановиться только при условии, если в результате бепорядочного теплового движения цепей каждая найдет себе свою комплиментарную половину. Когда фрагментированная ДНК получена из разных групп организмов, получаются гибридные цепи. А наиболее важным свидетельством родства различных организмов служит процент сходных нуклеотидных последовательностей. То есть процент гибридизации (смешанной ДНК) должен доказать нам полное родство сопоставляемых форм.

ри изучении молекулярной гибридизации ДНК человека и обезьян получены следующие результаты: процент сходных генов у человека и шимпанзе оказался очень велик (91). У человека и гиббона - 76. У человека и макак резусов - 66. По итогам делается вывод, что человека, шимпанзе и гориллу нужно объединить в одно семейство, а наиболее логично и в один род. Важно отметить, что шимпанзе и гориллы оказались гораздо ближе к человеку, чем орангутаны.

Место человека в системе животного мира и антропогенез. Основные этапы развития Человека Разумного. Экологоэволюционные возможности человека. Место человека в системе животного мира и антропогенез Вопрос о происхождении человека имеет не только научное значение: с позиций эволюционной биологии или чисто зоологической точки зрения – это частный филогенетический вопрос.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Концепции современного естествознания
Лекция 20. Человек

1. Место человека в системе животного мира и антропогенез

Вопрос о происхождении человека имеет не только научное значение: с позиций эволюционной биологии или чисто зоологической точки зрения – это частный филогенетический вопрос. Здесь речь идет, с одной стороны, об огромном философском, мировоззренческом значении ответа на этот вопрос, а с другой – о возможности проследить, как закономерности биологической эволюции уступают место другим закономерностям, связанным уже с возникновением социальной формы движения материи.

Представления о естественном возникновении человека от обезьяноподобных существ в результате эволюции существовали еще в глубокой древности. Аристотель отмечал сходство высших обезьян с человеком, считая, что «обезьяна менее красива, чем лошадь, она больше похожа на человека». В начале I тысячелетия до н.э. в Индии существовали философские школы, которые отстаивали идея развития материального мира. В еще более древних текстах «Аюрвед» утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн. лет назад на материке, объединявшем Индостан и Юго-Восточную Азию. По этим представлениям, около 4 млн. лет назад предки современных людей перешли к коллективному добыванию пищи, а современный человек появился около 1 млн. лет назад (интересно, что эти представления не так уж далеки от современных). Карл Линней в первом издании своей «системы природы» в 1735 г. объединил человека и обезьян в один отряд и дал ему имя «приматы» (>лат. первые, главенствующие). Интересно, что Ж. Ламарк в 1809 г. изложил гипотезу происхождения человека от обезьян путем исторического развития организмов, но, боясь церкви, приписал буквально следующее: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если б оно не было иным».

Надо заметить, что лишь в середине 20-го века католическая церковь была вынуждена признать естественное происхождение человека как биологического существа. В своей энциклике «Происхождение человека» (1950) римский папа Пий XII провозгласил: «Учение церкви не запрещает эволюционному учению в соответствии с состоянием человеческой науки и теологии быть предметом исследований... специалистов до тех пор, пока они проводят исследования о происхождении человеческого тела из уже существующей живой материи, несмотря на то, что католическая вера обязывает нас придерживаться взгляда, что души созданы непосредственно Богом» . Т.е. спор здесь идет лишь о возможности возникновения души. Тем не менее, анализ формирования высшей нервной деятельности в ряду предковых и родственных человеку современных млекопитающих свидетельствует о том, что все проявления психической сферы также являются результатом естественно-исторических процессов.

Однако основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1851), которая содержала огромное число систематизированных фактов из разных областей биологии. Ч. Дарвин подчеркивал при этом, что человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека – они как бы наши «двоюродные братья». (К сожалению, это зачастую плохо усваивается людьми, далекими от биологии: риторический вопрос: «а что же они (т.е. обезьяны) сейчас-то в людей не превращаются?»).

Высшим обезьянам (например, шимпанзе) свойственна «человечность» бытового поведения на воле: они обнимаются при встречах, похлопывают друг друга по плечу или по спине, соприкасаются руками. В экспериментальных условиях обезьяны пытаются делать примитивные орудия (например, расщепляют острым камнем доску), обучаются и общаются с человеком на жестовом языке глухонемых, а также с помощью специального компьютера и т.п.

Важным аргументом в пользу теории антропогенеза оказалось установление имуннологического и биохимического родства человека с обезьянами. Человекообразные высшие обезьяны намного ближе к человеку, чем к низшим обезьянам по структуре лейкоцитов, генетическим особенностям. Так, у человека диплоидное число хромосом равно 46, а у человекообразных обезьян – 48, в то время как у низших обезьян это число колеблется в пределах от 54 до 78. Известны случая успешного переливания крови шимпанзе людям, имеющим соответствующую группу крови и наоборот. Для низших же обезьян кровь человека абсолютно чужеродна. Тонкие методы, основанные на определении аминокислотных последовательностей белков, показывают, что человек и шимпанзе отличаются на 1% аминокислотных замен. Многие белки человека и шимпанзе, например, гормон роста, взаимозаменяемы.

Тем не менее, анатомические отличия человека от антропоидов (высших обезьян) весьма значительны. И главные из них те, что обеспечивают человеку возможность полноценной трудовой деятельности и богатого речевого общения.

Говоря о месте человека в системе животного мира можно выразиться следующим образом: человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду узконосых. Современные человекообразные обезьяны – шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббоны – представляют формы, около 10-15 млн. лет назад уклонившиеся от линии развития, общей с человеком.

К началу документа

2. Основные этапы развития человека разумного

За последние 40-50 лет в антропологии накопились данные, позволяющие не только ответить на многие вопросы, связанные с антропогенезом, но и поставить ряд новых проблем.

Находки, сделанные главным образом в Южной Африке, позволяют представить облик существ, находившихся в основании развития линии приматов, приведшей к возникновению рода Homo. Их стали называть австралопитеками (<лат. australis - южный, pithecus – обезьяна).

Австралопитеки – сравнительно крупные, около 20-65 кг массой, 100-150 см ростом ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела, масса мозга – 450-550 г. Это были обитатели открытых пространств. Свободные руки служили для нападения и защиты. Австралопитеки широко использовали как ударные орудия палки, камни, кости копытных и т.д. Судя по строению зубов, эти животные были всеядными. Одновременно существовало несколько разных видов австралопитеков и одним из наиболее вероятных «кандидатов» в непосредственные предки ствола рода Homo является так называемый афарский австралопитек , остатки которого найдены в Эфиопии, в слоях возраста около 3,5 млн. лет. Специализированные австралопитеки обитали уже вместе с ранними формами человека и могли быть его жертвами. В целом австралопитеки намного ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны.

Род Homo , появившийся на Земле, продолжал претерпевать эволюционные изменения. В настоящее время известны несколько переходных форм.

1. Человек умелый (Homo habilis ). – 2 млн. лет назад.
2. Архантропы (
Homo erectus ) – 2 млн. лет назад – 140 тыс. лет назад.
3. Палеоантропы (
Homo Neanderthalensis , неандертальцы) – от 250 до 40-25 тыс. лет назад.

Последние исследования показывают, что неандертальцы – неоднородная группа. Интересно, что более древние по возрасту находки неандертальцев морфологически (т.е. по форме) более прогрессивны, чем более поздние формы. Ранние неандертальцы с менее мощным физическим развитием, по-видимому, впоследствии дали начало ветви современного человека – кроманьонца. Поздние же неандертальцы, более крупные и более развитой мускулатурой, оказались тупиковой ветвью и были вытеснены Человеком разумным – Homo sapiens – видом, к которому принадлежим и мы.

Возможные формы филогенеза человекообразных форм представлена на рис. 1. Важно иметь в виду, что это - весьма приближенные схемы. Дело в том, что Современные палеонтологические данные опровергают прежние представления о «прямолинейности» эволюционного древа человека, в которых все, что существовало рядом с «основным» стволом, провозглашается «боковой» и «тупиковой» ветвью. Такая прямолинейность природе не свойственна. Появлению нового вида предшествует «лихорадка эволюционной активности». Иными словами, возникает множество разновидностей, слегка, а потом и не так уж слегка отличающихся от типичной прежней. Многие из этих разновидностей продолжают сосуществовать и далее, постепенно все более расходясь, образуя новые виды и продолжая тем же путем эволюционировать и дальше. И никто из них не «выше» и не «ниже» других, нет среди них «главного ствола» и «боковых ветвей». Поэтому нельзя воображать себе эволюцию как ствол, неукротимо тянущийся к некой вершине, — эволюция больше похожа на гигантский кустарник, покрывающий огромное поле и состоящий из множества более мелких, но тоже очень сложных кустов .

По отношению к человеку это означает, что могли одновременно сосуществовать многие веточки соответствующего эволюционного куста и ученым еще предстоит их отыскать. Всякая же попытка провести через известные ископаемые находки, как более, так и менее «прогрессивные», некую «прямую», которая изображала бы эволюцию древнего человека, становится попросту невозможной. Один из палеоантропологов хорошо сказал по этому поводу: «Пока в нашем распоряжении было мало черепов, такую прямую можно было легко провести. Но чем больше накапливается «точек», тем труднее оказывается это сделать». Это распространенное правило: чем меньше фактов существует (или принимается во внимание), тем легче выстроить стройную концепцию, теорию или гипотезу. Больше фактов, конечно, лучше, но зачастую накопление новых фактов заставляет пересматривать существующие теории.

Последние палеонтологические открытия свидетельствуют о том, что на протяжении всей человеческой эволюции, во все ее периоды, от времен жизни нашего общего с приматами предка и до самых поздних времен, в каждую отдельную эпоху одновременно сосуществовали как минимум два-три очень разных вида и даже разных семейства гоминидов («куст»), и проводить прямую линию через кого-то из них к человеку пока еще рано: неизвестно, через какие точки ее проводить. Это справедливо и по отношению к эволюции других млекопитающих. Крупнейший палеантрополог современности доктор М. Лики сказал по этому поводу: «В разнообразии гоминидных останков нет ничего удивительного, потому что ранние гоминиды, ответвляясь от общего предка человека и приматов и двигаясь на двух ногах, имели возможность перемещаться в разные регионы Африки и там развиваться в новые виды».

Культурные модели и выводы антропологии. В рассмотренном изменении парадигм антропологии можно усмотреть свидетельство того, что антропология, как и вся наука в целом рассматривает свои объекты и делает из этого свои выводы под влиянием господствующих культурных моделей .

Действительно, прежнее представление о линейной эволюции человечества и всех прочих видов, держалось до тех пор, пока господствовали типичные для XIX века представления об экономическом, социальном и моральном прогрессе, растущем, как дерево, в одном направлении, — ко все лучшему и лучшему. Теперь на смену этим представлениям пришли идеи постмодернизма и мультикультурализма, провозглашающие равенство всех культур при полном отсутствии понятия «прогресса». Антропологи тоже переняли взгляд на древнюю историю человечества как на беспорядочную, хаотическую груду равноценных видов, никому из которых нельзя отдать предпочтение как единственному предку человечества; идея «многообразия равных» и «отсутствия порядка и направления» сменила идею «прогресса» в качестве бессознательной установки при интерпретации новых и старых данных. Такая трактовка развития науки в общем виде сводится к утверждению, что так называемая научная истина сама по себе не существует вообще, а есть «социальные конструкты», то есть субъективные интерпретации, которые, в свою очередь, определяются влиянием на ученых социальных и культурных стереотипов среды и эпохи. (Подобный подход впервые выдвинул Томас Кун в своей книге «Структура научных революций»).

В то же время сложный, нелинейный характер эволюции человека как вида носит объективный характер и не зависит от культурных стереотипов. Разнообразие ранних гоминидов - предков человека связано с тем, что приобретя прямохождение, далекие предки человека неминуемо должны были рассеяться в поисках новых мест обитания и новых источников пищи и тем самым приобрели шансы на разнообразие благодаря необходимости адаптироваться к новым условиям и использованию для этого случайных мутаций. Изменение наших представлений о происхождении человека говорит о том, что научная картина эволюции стала сложнее, но зато и намного реальнее .

Согласно разрабатываемой в настоящее время комплексной гипотезе широкого моноцентризма , человек современного типа возник где-то в Восточном Средиземноморье, где, по-видимому, был совершен последний шаг на пути к современному виду неоантропов (Homo Sapiens ). Фигура человека стала более стройной, увеличился рост. Величина головного мозга существенно не изменилась, однако произошли значительные перемены в его строении: большое развитие получили лобные доли и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью. После этого началось интенсивное и широкое расселение неоантропов по разным континентам. Не исключено, что при этом люди современного типа могли смешиваться с неандертальцами. Это, вероятно, было не простое вытеснение или уничтожение, а различные формы слияния, при которых происходило генетическое скрещивание пришлых и местных людей, а с точки зрения развития культуры начинала преобладать новая, прогрессивная культура кроманьонцев.

В настоящее время картина развития вида Homo Sapiens развертывается на основе палеонтологических данных с применением современных молекулярно-генетических методов. Тщательный анализ показывает, что несколько десятков тысяч лет назад численность исходной популяции Homo Sapiens была не более 5000 размножающихся пар. Затем, по-видимому, эта популяция разделилась на несколько групп, причем каждая из вновь образованных популяций в свое время проходила через так называемой «бутылочное горлышко» – период исключительно малой численности, когда число размножающихся пар могло насчитывать всего несколько десятков .

К началу документа

3. Дифференциация на расы. Расы и этносы

Все современное человечество принадлежит к единому полиморфному виду – Homo sapiens . Единство человечества основано на общности происхождения, социально-психического развития, способности к скрещиванию людей различных рас, практически одинаковом уровне общего физического и умственного развития.

Вид Homo sapiens распадается, как известно, на три большие расы: австрало-негроидную, европеоидную и монголоидную. Но, строго говоря, не все группы человечества можно разделить по трем основным стволам. Например, американские индейцы выпадают из этой классификации. Их часто относят к монголоидам, однако у них редко встречается эпикантус (складка во внутреннем крае глаза, прикрывающая слезный бугорок), а лицо с выступающим узким носом имеет такую же форму, как и у европеоидов. Поэтому их иногда выделяют в особую расу америндов. То же можно сказать об австралийцах-аборигенах. Хотя они темнокожи, волосы у них не курчавы, а волнистые борода и усы растут обильно как у европеоидов, а вот по составу крови и пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам. Можно, кроме того, каждый из этих пяти стволов разделить на множество группировок, хотя такое деление будет в значительной мере условным. Так, например, известно, что среди жителей северной Европы намного чаще встречаются голубоглазые и светловолосые люди, чем среди жителей южной Европы, хотя здесь речь идет скорее о вероятности появления того или иного признака.

В результате антропологи выделяют несколько десятков человеческих рас – так называемых рас второго и третьего порядков. Точную цифру здесь назвать вообще невозможно, тем более, что многие такие группировки сливаются, исчезают или, наоборот, возникают. Это так называемые контактные группы. Например, в нашей стране около 45 млн. населения относится к переходному европеоидно-монголоидному типу. Можно даже сказать, что сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и отмирания расовых предрассудков практически нет «чистых рас».

Три основных человеческих расы возникли, по-видимому, очень давно. В последнее время близость рас исследовали методами биохимической генетики. По этим данным получается, что общий предок всех рас жил около 90-92 тыс. лет назад. Именно тогда произошло разделение двух стволов – большого монголоидного (включая америндов) (см. рис.2). Коренные австралийцы проникли на свой материк около 50 тыс. лет назад и, по-видимому, по этой причине сохранили больше черт своего общего предка. Разделение европеоидов и негроидов произошло около 40 тыс. лет назад, причем долгое время они обитали совместно: на стоянке Маркина Гора вблизи Воронежа вместе с черепами кроманьонцев европеоидного типа найден череп с австралоидными чертами.

Механизм расогенеза . Известно, что существуют два основных механизма изменения генного состава (генофонда популяции) – естественный отбор и так называемый дрейф генов. При возникновении рас человека действовали оба этих механизма, но роль каждого из них в образовании того или иного признака остается дот конца не выясненной. Многие признаки имеют несомненно адаптивный (приспособительный характер), например, темная кожа и курчавые волосы негроидов. Не так все ясно с признаками европеоидной расы: светлая кожа, светлые глаза, прямые, светлые волосы – признаки рецессивные по отношению к доминантным – темной коже, курчавым и темным волосам. Поэтому вероятно допустить, что при заселении Европы малыми по численности популяциями древних людей по внешности сходных с австралоидами, в результате близкородственных браков возникали и закреплялись рецессивные гомозиготы. Сходные процессы наблюдаются и в изолированных популяциях. С другой стороны, сильно пигментированная кожа препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей, под действием которых синтезируется витамин D, и на севере это оказывается вредным .

Понятие расы следует четко отличать от понятия этнос, национальность, нация, которые являются признаками социальными, а не биологическими. Грубейшая ошибка – отождествлять народы с расами . Представители разных рас могут образовывать одну нацию. Практически каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу. В истории известны случаи, когда расовый облик этноса в течении нескольких столетий полностью менялся .

К началу документа

4. Эколого-эволюционные возможности человека

С возникновением человека как социального существа биологические факторы эволюции постепенно ослабляют свое действие и ведущее значение в развитии человечества приобретают социальные факторы. Рассмотрим изменение роли основных биологических факторов эволюции.

Естественный отбор как основная и направляющая сила эволюции с переходом материи на социальный уровень развития резко ослабляет свое действие, однако не исчезает совсем (ранняя абортивность зигот, составляющая около 25% от всех зачатий является результатом естественного отбора).

Изоляция как эволюционный фактор еще недавно играла заметную роль, однако с развитием средств массового перемещения людей на планете остается все меньше генетически изолированных групп.

Волны численности еще в недавнем прошлом играли заметную роль в истории человечества. Например, во время эпидемий холеры и чумы всего лишь несколько сотен лет назад население Европы сокращалось в десятки раз. Такое сокращение могло быть основой для рада случайных процессов изменения генофонда. Теперь численность человечества не подвержена таким колебаниям.

Мутационный процесс – единственный эволюционный фактор, сохраняющий прежнее значение, в человеческом обществе. Вновь возникающие мутации постоянно меняют генотипический состав населения отдельных районов. В последнее время мутационный процесс в ряде районов нашей планеты может несколько повышаться за счет локального химического и энергетического загрязнения биосферы. Создавая и поддерживая разнообразие, мутации, в то же время являются крайне опасными из-за ослабления естественного отбора. Рождение неполноценных детей, передача неполноценных генов – все это реальные опасности на современном этапе развития общества . Здесь человечество сталкивается с огромной нравственной проблемой. Единственный приемлемый выход видится в развитии генной инженерии, которая даст возможность исправлять поврежденные геномы.

Человечество изменятся и сейчас, причем особенно распространены процессы грацилизации и акселерации. Грацилизация – снижение общей массивности скелета – связана в основном с тем, что человек все меньше занимается физической работой. Параллельно идет процесс акселерации – ускорение развития всего организма. Теперь у грудных детей раньше удваивается масса. На год раньше, чем в прошлом веке, молочные зубы сменяются на постоянные. За последние 100 лет подростки 14 - 16 лет стали почти на 20 см выше. Все эти изменения идут параллельно у представителей разных рас. Сами же расы постепенно теряют характерные для них наборы признаков . Это объясняется тем, что все больше и больше людей как бы изолируется от внешней среды. Так сейчас более трети населения живут и работают в одинаковых условиях при «комнатной» температуре. В таких условиях расовые признаки перестают быть адаптивными, и отбор практически не действует.

К началу документа

5. Биосоциальные основы поведения

Этот вопрос в сущности, сводится к следующему: рождается ли человек «безморальным», и только воспитание прививает ему принципы морали, или же человек появляется на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо, и что плохо. Нельзя сводить целиком человеческую мораль к врожденным программам (редукционизм), поскольку она продукт длительного социального развития, культуры (в том числе – религии), однако следует признать, что многие признаки, присущие человеку, генетически обусловлены. Эти поведенческие признаки рассматриваются в настоящее время с позиций биоэтики.

Биоэтика, или сложные поведенческие программы, присущие животному миру, рассматриваются как естественное обоснование человеческой морали. Поведение животных рассматривается в рамках специальной науки – этологии . Этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.

Впервые глубокий анализ поведенческих программ животных провел в своей книге «Агрессия» выдающийся австрийский этолог Конрад Лоренц. К. Лоренц рассматривает мораль животных как создание естественным образом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения в определенных случаях, возникающих при общении с себе подобными. То есть в тех случаях, когда проявление инстинкта может оказаться вредным, вводится в действие механизм его торможения. Интересно, что аналогичным образом происходит и культурно-историческое развитие человеческого общества. Действительно, важнейшие требования моральных заповедей в большинстве своем не предписания, а запреты.

Врожденные запреты создаются под жестоким давлением отбора ради выполнения задачи сохранения вида. К важнейшим из таких запретов относятся следующие:

1) «не убей своего»,

2) «нельзя нападать неожиданно и сзади, без предупреждения и без проверки» – этот запрет непосредственно вытекает из предидущего;

3) у хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своими (у «слабо вооруженных природой» существ, к которым относится и человек, этот врожденный запрет развит плохо).

4) «нельзя бить того, кто принял позу покорности» – этот запрет также более всего выражен у сильно вооруженных животных (в основном хищников). Более слабое, проигравшее в схватке животное останавливает победителя, подставляя ему самое уязвимое место. (Сходная ситуация встречается у людей – «на бей!»).

5) «победа с тем, кто прав»; животное, защищающее свою территорию, свою нору, самку, детенышей, чаще выигрывает в конфликте даже у более сильного и агрессивного соперника. Это происходит не только потому, что противник заранее психически ослаблен. Его агрессивность также сдерживается запретом. Аналоги этого запрета в человеческом обществе – неприкосновенность жилища, личной жизни и имущества.

Разумеется, у животных возможны и сбои, поломки этого врожденного механизма. Такое животное, по существу, «выродок» становится опасным для своих сородичей.

К. Лоренц пишет, что можно лишь пожалеть, что человек не имеет «натуры хищника», поскольку большая часть опасностей, которые ему угрожают, происходят от того, что по натуре он сравнительно безобидное и всеядное существо, и у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убить крупное животное. Именно поэтому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которые удерживают сильных животных от применения оружия против сородичей.

К началу документа

Контрольные вопросы

1. Как иммунология и биохимия помогают установить родство человека с другими видами отряда приматов?
2. Можно ли сказать, что человекообразные обезьяны являются предками человека? Поясните Ваш ответ.
3. Перечислите основные доказательства единства происхождения человечества.
4. Правильно ли такое понимание человеческой эволюции, когда каждый предыдущий вид наших предков дает начало следующему виду, а тот следующему, пока дело не доходит до современного человека? Поясните Ваш ответ.
5. Изложите гипотезу широкого моноцентризма.

6. Опишите кратко историю формирования рас.
7. Объясните понятия расы, этноса, нации. Какие понятия связаны с биологическими особенностями, а какие - с социально-культурными?
8. Как проявляются факторы эволюции по отношению к человечеству в настоящее время? Какие эволюционные факторы при этом наиболее существенны?
9. В чем заключаются процессы грацилизации и акселерации?
10. Что такое биоэтика?

11. Что изучает этология?
12. Что подразумевается под биосоциальными основами поведения человека?
13. Что такое «мораль животных»?

Литература

1. Общая биология //под общей ред. акад. В.К. Шумного, проф. Г.М. Дымшица, проф. А.О. Рувинского, 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.
3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 1998.

4. Концепции современного естествознания. /под ред. проф. С.А. Самыгина, 1. - Ростов н/Д: "Феникс", 1999.
5. Вартбург М. Чьи же мы потомки, в конце-то концов? - «Знание — сила», 2001, № 10.
6. Ефремов К. СЕНСАЦИЯ! Найден предок человека. -«Знание — сила», 2001, № 6.
7. Силкин Б. Наше генеалогическое древо сотрясается -«Знание — сила», 2001, № 6.

К началу документа

Права на распространение и использование курса принадлежат
Уфимскому Государственному Авиационному Техническому Университету

Обновлено 19.02.2002.
Web-мастер О.В. Трушин

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8624. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 10.44 KB
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и объекты обложения. Ставки и льготы сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и объекты обложения...
19978. Содержание правоотношения его место в правовой системе 40.31 KB
Может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права нести обязанности быть истцом и ответчиком в суде; Действует на определенной территории имеет территориальный масштаб деятельности...
9339. Место и роль государства в политической системе общества 15.23 KB
Место и роль государства в политической системе общества. Институты политической системы 9. Основой политической системы общества является политическая власть по поводу использования которой формируются и функционируют многообразные государственные и общественнополитические институты нормы и др. Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование состоящее из нескольких подсистем.
14437. Правовые аксиомы: понятие, место в системе правовых предписаний 68.23 KB
Многое из того, что прежде казалось незыблемо истинным, аксиоматичным, сегодня воспринимается далеко не однозначным. Поэтому критерий истинности, который автоматически присваивается положениям, признаваемым аксиомами, в тех или иных конкретно-исторических условиях вызывает известные сомнения. В результате не все аксиомы, особенно идеологизированные, в действительности таковыми являются.
9263. Место службы технического контроля в системе комплексного управления качеством 13.17 KB
Организационно-техническое обеспечение качества продукции связано с определением уровня качества. Организация управления технологическими процессами включая проведение контроля и испытаний способствует контролю применения передовых методов обеспечения качества и постепенному вытеснению устаревших методов контроля более эффективными и прогрессивными. Служба контроля качества при этом несет три основные вида ответственности перед фирмой: экономическую системную и техническую.
6615. Основные понятия и место САПР ТП в системе технологической подготовки производства, функции ТПП 15.6 KB
Производственный процесс представляет собой совокупность действий людей и орудий производства необходимых для изготовления изделия. Изделие – любой предмет или набор предметов производства подлежащих изготовлению на предприятии. Место САПР ТП в системе технологической подготовки производства Для подготовки предприятия к выпуску новой продукции необходимо выполнить комплекс работ.
10485. РОЛЬ И МЕСТО ТЫЛОВЫХ ГОСПИТАЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 56.96 KB
Принципиальная схема эвакуации раненых и больных из ГБФ в ТГЗ. Объем и сроки медицинской эвакуации раненых и больных во внутренние районы страны будут зависеть не только от величины и структуры санитарных потерь но и от обстановки на фронтах состояния развернутой в глубине страны коечной сети эвакуационных возможностей транспортных коммуникаций наличия санитарнотранспортных средств и т. В современных условиях по данным учений и результатам специальных исследований в случае перехода к...
4163. Место и роль военной прокуратуры в системе прокурорского надзора Российской Федерации 202.78 KB
Военная прокуратура является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и возглавляется заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором. Поэтому правовой и функциональный характер военной прокуратуры не может рассматриваться отдельно от особенностей российской прокуратуры в целом.
1156. Природа и место избирательных комиссий в системе органов государственной власти и местного самоуправления 24.48 KB
Так как выборы являются важнейшим способом формирования государственных органов всех уровней а также органов местного самоуправления то соответственно и источники избирательного права Российской Федерации не могут быть представлены только на федеральном уровне. При этом безусловно основным и наиважнейшим источником исследуемой нами отрасли права выступает Конституция Российской Федерации. Так в...
16911. Место и роль государственно-частного партнерства в системе экономических категорий: попытка системного анализа 10.23 KB
Москва Место и роль государственно-частного партнерства в системе экономических категорий: попытка системного анализа Государственно-частное партнерство ГЧП в мировой экономической теории и практике понимается в двух смыслах. В качестве форм ГЧП выступают: государственный контракт на выполнение работ или оказание услуг с инвестиционными обязательствами частного сектора аренда государственной и муниципальной собственности смешанные предприятия соглашения о разделе продукции концессии. ГЧП является одним из краеугольных камней теории...

1.1. Место человека в животном мире

Место человека в природе интересовало еще древних. В IV в. до н. э. Платон определил человека как двуногое без перьев. Недруг его, Диоген, раздобыл петуха, ощипал и преподнес «человека» в дар Платону. Солиднее к человеку подошел их современник Аристотель. Он предложил классификацию природы в виде «лестницы существ» от низших к высшим. Низшую ступень занимают неживые тела, выше растения, еще выше животные и высшая ступень отведена человеку. Аристотель признавал у животных разум, но утверждал, что лишь человек способен обобщать и мыслить понятиями.

Взгляды Аристотеля продержались две тысячи лет – до создания научной систематики живых организмов Карлом Линнеем. В книге «Система природы» (1759 г.) Линней распределил живые существа по группам, организованным в иерархическом порядке. Наивысшей единицей был класс, который объединял сходные отряды, отряды состояли из родов, роды из видов, виды из разновидностей. Линней разделил животных на 6 классов. Человек был определен в класс млекопитающих и отряд приматов, куда он попал вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной. Линней дал человеку научное имя Homo sapiens, человек разумный , где Homo обозначает родовую принадлежность, а sapiens – видовое название единственного известного в те времена вида человека.

Классификация Линнея дожила до наших дней, хотя в нее внесли дополнения. Место человека выглядит теперь так: царство – Животное, тип – хордовые, подтип – позвоночные, класс – млекопитающие , отряд – приматы , подотряд – обезьяны, секция – узконосые обезьяны, надсемейство – человекообразные обезьяны, семейство – гоминиды, род – люди, вид – человек разумный.

Отряд приматов со времен Линнея претерпел изменения – из него выкинули летучих мышей, а остальных распределили по двум подотрядам – низших приматов (лемуры и долгопяты) и обезьян . Подотряд обезьяны подразделяют на широконосых обезьян , живущих в Америке, и узконосых обезьян , обитателей Азии и Африки. Узконосые обезьяны включают два надсемейства – собакоголовых (макаки, мартышки, павианы) и человекообразных. Последние образуют три семейства: гиббоновых, понгид (орангутан, горилла, шимпанзе и бонобо) и гоминид, представленных человеком и ископаемыми людьми.

Систематика приматов не есть нечто устоявшееся. Изменения вносят постоянно. Так до сих пор нет согласия, сколько видов человекообразных обезьян. Является ли открытый в 1929 г. карликовый шимпанзе, бонобо, видом, либо это подвид шимпанзе? Во многих классификациях ликвидировали семейство понгид, а его членов – горилл, шимпанзе, бонобо и орангутанов, переместили к людям в семейство гоминид.

Наиболее революционным было предложение объединить шимпанзе, бонобо и человека в род Люди. Основанием послужили данные об идентичности 98,5 % или даже 99,4 % ДНК шимпанзе и человека. Многие ученые не согласились с включением шимпанзе и бонобо в род человеческий. Ведь у человека, в отличие от человекообразных обезьян, 46, а не 48 хромосом и такие уникальные особенности как хождение на двух ногах, втрое больший мозг, способность говорить и абстрактно мыслить. Да и генетическая близость людей и шимпанзе оказалась завышенной. Сходство ДНК составляет не 98,5 и не 99,4 %, а 96 %. Это тоже много, но не стоит забывать, что ДНК мышей сходна с ДНК человека на 88 %, а ДНК кур на 60 %.

Предложение объединить человека и обезьян в род Люди основано на сравнениях ДНК всего генома. Такой валовой подход маскирует важные различия в генах, регулирующих развитие. Речь идет о ДНК, регулирующих работу других ДНК, и о генах, кодирующих белки, управляющих развитием организма. Сейчас идет поиск генов, сделавших из обезьяны человека. Так найдено, что мутации ASMP-гена и микроцефалина , регулирующих деление клеток в эмбриональном мозге, привели к троекратному увеличению мозга в ходе эволюции человека. Поэтому, сообщения о сходстве ДНК недостаточны для вывода о чуть ли не идентичности человека и шимпанзе.

Впрочем, научные споры не меняют места человека в животном мире. Люди, несомненно, близкие родственники африканских человекообразных обезьян, и особенно близки к шимпанзе и бонобо.

Малыш бонобо. 2009.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Итак: мыс Фиолент - место рождения Христа, гора Бейкос - место его распятия, Чуфут-Кале - место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

11. Место человека в этногенезе Из всего изложенного вытекает: человек - игралище природных и социальных процессов, веточка в бурной реке, а следовательно, он не отвечает и за свои поступки, что весьма удобно для людей аморальных. Философские споры о детерминизме велись

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Место красит человека? Так неожиданно для себя самой Анна Иоанновна стала всероссийской императрицей. Пока шла борьба за власть между сторонниками и противниками ограничения императорской власти, никто не думал об Анне как о личности: дело было не в ней. Каждая

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Итак: мыс Фиолент – место рождения Христа, гора Бейкос – место его распятия, Чуфут-Кале – место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не

Из книги Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации автора Оппенхейм А. Лео

ГЛАВА VI. В МИРЕ МНОГО СИЛ ВЕЛИКИХ, НО СИЛЬНЕЕ ЧЕЛОВЕКА НЕТ В ПРИРОДЕ НИЧЕГО (Софокл) Материалы, изложенные в этой главе, не были включены в предыдущую главным образом по соображениям удобства для читателей. Все, что сейчас известно о науке и технике Месопотамии,

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

ГЛАВА XI. Новая Россия ищет новое место в мире

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Судьба человека в мире богов Важнейшим понятием месопотамской картины мира была «судьба» (аккад. шимту, доел, «нечто установленное, определенное извне»). «Шимту» каждого объекта - это совокупность всего, что происходит с ним по чьей-то чужой воле, независимо от его

Из книги Царская Россия: мифы и реальность автора Арин Олег

Место России в мире в начале XX века Я напомню, что сравнительное место страны в мире определяется рядом макроэкономических показателей, среди которых важными считаются следующие: 1) уровень ВНП или ВВП (в нашем случае я вынужден обращаться к индикатору уровня

Из книги Загробный мир по древнерусским представлениям автора Соколов

Вопрос о возмездии в загробном мире у нашего предка - древнерусского

автора Павловский Глеб Олегович

3. О времени, параллельном мире и немотивированности человека. Будущее прошлого - Разве история - это «все, что менялось во времени»? И есть история Млечного пути, история амебы? Нет. В строгом смысле, история бытует в единственном числе - всемирная история однократна. С

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

29. Человек повседневный. Борьба с повседневностью и ангел-фальсификатор в мире холодной войны. Повседневного человека вербуют в убийцы - Homo historicus был сдвоен с Человеком повседневным в едином существе. Один теснил другого внутри общей телесной оболочки; и второй

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

5.6. МЕСТО БЫВШИХ НЕОПОЛИТАРНЫХ СТРАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Вхождение того или иного социора в состав мирового сверхорганизма означает занятие им определенного места в его иерархической структуре. Все страны, входившие ранее в состав неополитарной мировой системы, с

Из книги Освобождение России. Программа политической партии автора Именитов Евгений Львович

Медицина: гармония человека в природе, профилактика, раннее диагностирование и лечение человека Говоря о медицине, надо начинать со следующего. Медицина – это не совокупность и не система клиник и поликлиник, лечебных учреждений и медиков, научных институтов и

Из книги Слово в защиту Израиля автора Дершовиц Алан

28. Является ли Израиль главным нарушителем прав человека в мире? ОбвинениеИзраиль - «это самый яркий в мире пример нарушения прав человека».Обвинители«Всемирной Конференции против расизма предшествовали четыре региональных конференции, чья задача состояла в том,

Человек относится к царству животных, так как он использует готовые вещества для питания, то есть гетеротрофен. Его клетки не имеют целлюлозных оболочек, нет хлоропластов- то есть состоит из типично животных клеток. Человек относится:

К типу хордовых так как зародыш имеет хорду, жаберные щели в полости глотки, дорзальную (спинную) полую нервную трубку и двустороннюю симметрию тела.

К подтипу позвоночных так как у него развивается позвоночный столб из позвонков, сердце на брюшной стороне тела, две пары конечностей.

К классу млекопитающих так как он теплокровен, развиты млечные железы; из-за наличия волос на поверхности тела.

К подклассу плацентарных: развитие детеныша внутри тела матери, питание плода через плаценту.

С биологической точки зрения человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду узконосых.

Представления о возникновении человека от обезьяноподобных предков существовали еще в глубокой древности. Однако основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Ч. Дарвин подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека - они как бы наши двоюродные братья.

В книге «Происхождение человека» Чарльз Дарвин доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено цепи развития живых существ и имеет общих предков с человекообразной обезьяной. Движущим фактором эволюции человека является естественный отбор на основе наследственной изменчивости и социальные (общественные) факторы. Теория естественного отбора заключается в следующем: на Земле ограничены пищевые ресурсы и много организмов обладают неограниченной способностью к размножению. Из-за наследственной изменчивости (мутации и рекомбинации) организмы неоднородны и между ними возникает борьба за существование (видовая и межвидовая) так же организмы противостоят окружающей среде (борьба с абиотическими факторами). Следствием борьбы за существование и является естественный отбор организмов, наиболее приспособленных к конкретным условиям. Велика была так же роль социальных факторов таких как: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Социальная эволюция человека сложилась на фундаменте биологической революции. Возникновение социальной формы движения не отменяет действия биологических законов, а лишь изменяет их.

За последние 30-40 лет в антропологии накопились данные, позволяющие не только ответить на многие важные вопросы, связанные с происхождением человека, но и поставить ряд новых проблем Рамапитеки. В предгорьях Гималаев, в Индии, Пакистане и Центральной Европе были найдены остатки ископаемой крупной обезьяны - рамапитека, по строению зубов оказавшейся промежуточной стадией между человекообразной обезьяной и человеком. Было определено, что рамапитеки жили около 8-14 млн. лет назад. В это время на земле стало немного холоднее и на месте тропических лесов стали возникать саванны. И именно в это время рамапитеки «вышли из леса» и стали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. Возможно причиной такой экологической перестройки послужил поиск пищи, которой стало меньше в джунглях. На открытом пространстве потребовалась физическая перестройка организма обезьяны: преимущество получили те особи, которые могли дольше продержаться на двух ногах - в выпрямленном положении. В высокой траве такое положение тела несомненно более выгодно для высматривания пищи и врагов. И какие - то рамапитеки встали на ноги.

Рамапитеки представляли собой довольно большую группу видов. В период 10-8 млн. лет назад некоторые из них должны были сделать следующий шаг, начав регулярно использовать орудия труда, что и послужило причиной возникновения нового пучка форм человекообразных существ - австралопитеков.

Австралопитеки - сравнительно крупные, приблизительно 20-65 кг массой, 100-150 см ростом, ходили на коротких ногах при выпрямленном положении тела. У них изменились пропорции туловища и конечности, получили мощное развитие мышцы ягодицы. Сходство с человеком у австралопитековых отмечается в строении зубов и зубной системы: клыки небольшие, зубы расположены в виде широкой, как у человека, дуги. Масса мозга была близка к 450-550 гр. (средняя масса мозга горилл 460 гр., но при этом следует учесть, что размеры тела у гориллы намного больше).

Австралопитеки - обитатели открытых пространств. Слабое развитие клыков согласуется с предположением, что функции нападения и защиты должны были перейти к свободным рукам. Рядом с останками австралопитековых обнаружены кости мелких павианов со следами сильных раскалывающих ударов. Такие повреждения могли быть нанесены крупной галькой, или же длинными костями копытных животных. Так же в качестве ударного орудия использовались палки. Была распространена и охота на подобных себе. Австралопитеки, как и люди были,в основном правшами. И они были всеядны. Среди каких-то видов этих существ начиналось освоение огня, во всяком случае следы длительно существовавшего костра были найдены вместе с останками прометеева австралопитека. Судя по ископаемым находкам они жили в периоде, видимо, с 8 000000 до 750 000 лет. Существовало несколько различных видов австралопитеков, различающихся по величине и телосложению. Наиболее вероятным кандидатом в предки ствола рода Homo, по видимому, является менее дифференцированный афарский австралопитек, останки которого найдены в Эфиопии, в слоях возраста около 3,5 млн. лет. Некоторые виды австралопитека существовали уже вместе с ранними формами человека и могли быть его жертвами. А некоторые жили еще позже, например, мегантропы Восточной Азии, жившие,по - видимому, даже 300-400 лет назад.

В целом же австралопитеки по многим чертам были гораздо ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны. Они использовали примитивные орудия, у них были свободными руки.

В 1959 г в Олдовайском ущелье вместе с остатками одного из австралопитеков были найдены кости посткраниального скелета, а в 1960 на том же месте - череп существа, более близкого человеку, чем австралопитек. Несколько десятков фрагментов сходной формы были найдены здесь же ив других местах Африки. Это существо назвали Homo habilis - Человек умелый. Возраст этих находок определен в 2 млн. лет.

Человек умелый. Масса головного мозга H. habilis была около 650 гр. (до 775) , что заметно выше, чем у австралопитековых. В отличие от человекообразных обезьян и как у человека первый палец стопы не был отведен в сторону. Это показывает, что орфологические перестройки, связанные с прямохождением, здесь полностью завершились. Концевые фаланги кисти такие же короткие и плоские, как у человеческого существа. Вместе с H. habilis были найдены грубые галечные орудия. Некоторые «рубила» - кварцитовые гальки, подправленные ретушью, сделаны из материала, принесенного из районов, удаленных на 70-80 км. Значения таких находок огромно, так как трудовая деятельность является границей, отделяющей Человека от остальной природы. Находка H. habilis - творца галечной культуры - находка первого (или одного из первых) вида Человека на земле. Столь же примитивные орудия найдены недавно в Горном Алтае и в Якутии их возраст до 1 млн. 400 тыс. лет. Человек умелый был широко распространен не только в Африке, но и в Азии.

Архантропы. Итак, в одной из ветвей ствола австралопитеков возникла и развивалась способность к производству орудия труда, что было тесно связано с дальнейшим развитием прямохождения и головного мозга. Тогда же, вероятно, произошло широкое освоение огня. Около 2млн лет назад началось быстрое расселение H. habilis Африке, Средиземноморью и Азии. Расселяясь и попадая в новые условия существования они образовывали отдельные золированные формы. Эти формы жили с 2млн до 140тыс лет назад и были названы архантропами. Внешне они были похожи на современного человека, хотя по прежнему имели место мощное развитие надбровного валика и отсутствие настоящего подбородочного выступа. Масса их головного мозга (около 800-1000 г) значительно превосходила H. habilis и даже превосходила низшие пределы нормально развитого мозга современного человека (средняя масса мозга H. sapiens около 1300 г) Средний рост тела у древнейших людей, несомненно, был неодинаков, но считается, что средний рост их был примерно 160 см(у мужчин) и около 150 см у женщин. Возможно встречались и более крупные формы. Эти существа отличались хорошо развитой орудийной деятельностью, они могли свободно разделывать убитых животных, успешно охотились на слонов, буйволов, носорогов, оленей, грызунов и крупных птиц. По прежнему имели место быть случаи каннибализма. Значительную роль в пище играли ягоды, плоды и коренья. Древние люди жили в основном в пещерах, но уже были способны строить примитивные укрытия из крупных камней. На местах постоянных стоянок использовался огонь. Вопрос о добыче огня до сих пор не ясен, скорее всего он поддерживался долгое время зажженный однажды молнией. Суровая жизнь во многом еще походила на звериную; была высокая детская и юношеская смертность.

Именно архантропы переступили рубикон. Судя по размерам мозга они должны были обладать настоящей речью (рубиконом для этого считается масса близкая к 750-800 г; именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок современного человека) Речь несомненно была очень примитивной, но это была уже речь, а не отдельные сигналы животных. Моделирование речевого аппарата показали, что архантропы, жившие в пещерах Южной Франции около 450 тыс. лет назад были в состоянии издавать такие звуки, как «Аах», «чен» или «реу» и овладели уже всеми гласными. Возникновение речи, основанное на трудовой деятельности, должно было дать мощный толчок развитию в том же прогрессивном направлении - выделении человека из мира органической природы. Эволюция архантропов направлялась все еще биологическими факторами - жесткий естественный отбор, связанный с внутривидовой борьбой за существование.

После периода максимального расцвета 600-400 тыс. лет назад эти формы быстро исчезли, дав начало новой группе - палеоантропам, или неандертальцам.

Неандертальцы (палеоанторпы). Более чем в 400 местах Европы, Азии и Африки были найдены остатки существ, живших от 250 до 40 тыс. лет назад. Они были промежуточным звеном между архантропами и Homo Sapiens как по строению тела, так и по развитию культуры. По месту первой находки (долина реки Неандерталь) они были названы неандертальцами. Они имели низкий скошенный лоб, сплошной надглазный валик, большое лицо с широко расставленными глазами, слабое развитие подбородочного выступа, крупные зубы, короткая массивная шея и небольшой рост (155-165 см) Пропорции тела были близки к таковым человека. Масса мозга была около 1500 г при чем более сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Применение огня для приготовления пищи имело широкое распространение, о чем видетельствуют находки на местах стоянок обгорелых костей, при чем не только животных, но и самих неандертальцев, что говорит о каннибализме. Объектами охоты обычно были крупные млекопитающие. Орудия же неандертальцев были намного совершеннее чем примитивные обработанные гальки. Именно среди неандертальцев появились первые зачатки такого понятия как общество. Они выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что и привело 50-40 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим мы. - Человека Разумного- Homo sapiens. Но все же осталось ли что-либо общее между Просто животным и Животным по имени Человек?

Каждое животное наделено до рождения врожденными инстинктами, и человек не исключение. Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни. Детеныш любого животного дышит, способен глотать и безошибочно находит сосок матери (если речь идет о млекопитающем). Другой фактор, объединяющий человека и животное - борьба за существование. Но только у животных она в основном происходит с видами отличными от себя, а человеку приходится бороться с себе подобными. И те и другие используют для этого все свои возможности и силы. И у тех и у других есть выбор политики выживания,: либо затаится либо же оскалить зубы, клыки, когти и показать (или сделать вид) что ты сильнее.И человек и животное способны воспринимать информацию из вне (зрительную, звуковую). Но органы слуха и зрения человека по сравнению с животными несовершенен, у многих животных есть органы более совершенные хотя бы в каком - нибудь одном отношении. Так же животные способны издавать звуки, которые мы не в состоянии воспринимать, в то время как другие животные воспринимают их свободно.

Говорить об отличиях намного проще - их больше. Человек одно из немногих животных, обладающих прямохождением. У человека сильно развита рассудочная деятельность, и это является причиной относительного недостатка инстинктивной регуляции к окружающему миру. Самосознание и разум превратили человека в некую аномалию. Человек единственное существо, которое может скучать, быть недовольным, или чувствовать себя изгнанным. Человек единственное создание для которого собственное существование может составлять проблему, которую нужно решить и которой невозможно избежать. Тот факт, что предстоит смерть, для человека не отменим. Это, между прочим, показывает, что примитивный но весьма необходимый инстинкт самосохранения сменился осознанием и несколько притупился. Именно в связи с этим среди людей не редко встречается суицид (среди животных это явление встречается крайне редко). Неуспокоенность является тем условием, которое пробуждает человека раскрывать свои силы. Одна из самых поразительных особенностей человека является демонстрируемая им огромная глубина страстей и влечений. Которые в прочем, являются как бы «эволюционировавшей формой» инстинктов. Даже при полном удовлетворении голода, жажды, сексуальных влечений человек может остаться не удовлетворенным. В противоположность животным у человека этим проблемы не решаются, а с этого начинаются. Человеку врождены религиозные потребности, которые невозможно объяснить. И ответы на человеческую потребность в ориентации и поклонении весьма различны по содержанию и форме (от тотемизма до буддизма и прочих религиозно-философских общин). Не всегда предметом поклонения является религия, не редко это бывает предмет изначально не предназначенный для этого (деньги, власть, картины, фильмы). По своей сути все люди «идеалисты» и стремятся к чему - нибудь кроме физического удовлетворения.

И так мы видели естественное происхождение человека. Видели что ранее, много тысяч лет назад, человек был частью природы равной прочим. Но в процессе эволюции шаг за шагом человек отделился от нее. Начав с выхода из леса и палки в руках человек дошел уже до атомных бомб, но до сих пор не остановился. Сейчас человек способен переработать и использовать в своих целях фактически все что угодно. Человек мнит себя великим, царем природы, указывая при этом на творения своих рук. Человек создавал все более совершенные орудия сначала труда, потом охоты, а потом убийства других и себе подобных.

Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза и все вздохнули с облегчением. Между тем, энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон. А теперь человек одумался и решил хотя бы сохранить то что осталось. Охранять что бы то ни было от самого себя. Говорят что основной принцип природы - это рациональность и правильность. Это действительно так. И именно это то самое единственное чего так не хватает Homo sapiens, животному по имени Человек. Очень сложно говорить о каких-либо перспективах, если человек не приобретет эту необходимую деталь. Пока еще не слишком поздно.