Слово характер – греческого происхождения и в переводе означает чеканка, печать. Действительно, характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Жизнь чеканит, отливает человека, а с определенного момента он сам начинает ковать свой характер.

С другой стороны, слова «чеканка» и «печать» имеют еще одно существенное значение: характер накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека. Мы судим о его характере именно по этим проявлениям. Слово «характер» употребляется тогда, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру, а не привычку чистить зубы и делать утреннюю зарядку, хотя и это привычное поведение человека. Иначе говоря, характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые, в которых проявляются воля и мотивация поведения человека. Зная характер человека, можем предвидеть, предсказать его поведение в той или иной ситуации. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, а его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то о таком человеке мы говорим как о «бесхарактерном».

Можно по-разному сформулировать, что такое характер, но суть понятия при этом не изменится, например: характер целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и отличающееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности – к себе, людям, труду. Или: характер – это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности, показывающих отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поведении и поступках.

Характер имеет огромное значение не только для самой личности, но и для общества: жизнь и работа коллектива и особенно настроение людей во многом зависят от их характера. Люди со здоровым нравственным стержнем, положительными чертами характера доброжелательно относятся к окружающим, готовы к сотрудничеству, устанавливают товарищеские отношения в коллективе. И наоборот, человек с «тяжелым» характером – угрюмый, озлобленный, склочный – мешает жить всему коллективу, создает атмосферу напряженности, нервозности, раздражительности.

Понятие «характер» не равно понятию «личность». Когда дается оценка характера и личности одного и того же человека, то они не только могут не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Например, такие великие личности, выдающиеся деятели, как Ф.М. Достоевский, И.П. Павлов, П.Б. Ганнушкин, отличались тяжелыми, неуживчивыми характерами. Давно замечено, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией. Характер тесно связан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Но если в темпераменте личность раскрывается со стороны ее динамических проявлений, то в характере – со стороны содержания. Темперамент сам по себе не может быть «плохим» или «хорошим», а в отношении характера мы постоянно пользуемся такими определениями.



Для того чтобы ответить на вопрос, какова связь характера с темпераментом, необходимо рассмотреть физиологические основы характера. Исходя из материалистического понимания психических явлений следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера во многом обусловлено свойствами темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды. Привычный образ поведения обусловлен как свойствами нервной системы, так и множеством сложных, устойчивых систем временных связей, формирующихся в коре головного мозга под воздействием различных раздражителей.

Таким образом, физиологической основой характера является сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности (ВНД) и систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных нервных связей играют более важную роль, чем свойства ВНД, так как они не предопределяют ни характер в целом, ни его отдельные черты. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть совершенно различные характеры.



На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества личности. Например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента так же, как при любом темпераменте можно быть отзывчивым, тактичным, выдержанным.

Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику, а доброту и отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости; холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. Меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику, а холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику, и т. д. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом.

И.М. Сеченов утверждал, что в характере человека лишь 1/1000 зависит от природы, а 999/1000 – от окружающей его среды. Он абсолютно прав, поскольку социальные факторы играют в формировании характера неизмеримо более важную роль, чем биологические.

Характер, являясь следствием отражения всей сложности жизненных влияний, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды. В отличие от темперамента характер изменяется в течение жизни. На период детства приходится основной этап в формировании характера. Он начинает складываться с первых дней жизни под прямым влиянием людей, воспитывающих ребенка, и зависит от их отношения к ребенку и способов обращения с ним, от его деятельности. Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что в ней происходят становление, закрепление и превращение определенных способов поведения в устойчивые и постоянные, упражнение в этих способах поведения рождает привычку. Недаром народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу». Нельзя говорить о фатальной предопределенности характера. Нет такого характера, который нельзя было бы изменить в лучшую сторону. Поэтому стремление объяснить свои неблаговидные поступки тем, что «такой уж у меня характер, ничего не могу с ним поделать», психологически несостоятельны. Человек, познавший законы внешнего мира и собственного организма, может изменять обстоятельства жизни и собственное поведение. Он способен преодолеть неблагоприятные отрицательные влияния среды.

Формирование характера невозможно без самовоспитания, потому что стремление к самосовершенствованию обретает сознательную направленность. Поскольку вторая сигнальная система является высшим регулятором поведения человека, системы временных нервных связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и второсигнальных раздражителей – указаний, требований других людей и своеобразных самоприказов. В воспитании характера очень важны тонкий педагогический такт, индивидуальный подход, требующий выбора и осуществления таких мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности. В одних случаях следует затронуть чувство собственного достоинства человека, а в других мягкой иронией – чувство стыда. Необходимо учитывать и особенности темперамента человека.

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер - это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» - что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.

В широком смысле характер - это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. К. Корнилов характер - это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы - и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.

В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и .

Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.

Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер - это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер - это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.

Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.

Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом - это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер - это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.

Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие . По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

Что представляет собой понятие характера? Характер – это уникальная качественная характеристика, которая объединяет в себе все постоянные и устойчивые свойства психики индивидуума. определяя тем самым все рамки особенности поведения и реакций данного человека.

Характер как элемент личности – сложная структура из всех ее свойств и качеств, которые так или иначе отражаются в поведении, деятельности в различных сферах жизни, реакции на те или иные события, перемены. Говоря иными словами, данный элемент является определяющим для образа жизни индивидуума.

Следует отметить, что характер человека формируется на протяжении всей его жизни. Несмотря на то, что множество факторов может быть заложено еще в раннем детском возрасте, на дальнейшее развитие или даже изменение в характере могут повлиять различные события или жизненный опыт.

Связь между характером и личностью выражается в различной деятельности субъекта, при этом обуславливая такое понятие, как типичную модель поведения.

Личностные черты характера

Под чертой характера принято понимать некоторую постоянную, то есть стабильно существующую и неизменную стереотипную модель поведения. Как правило, личностные черты характера подразделяют на первичные, основополагающие и второстепенные.

Первичные черты также часто называют ведущими, поскольку их отличительным свойством является главная роль в определении общего комплексного развития всего характера. Второстепенные же черты и их специфика всегда зависят от ведущих.

При этом именно ведущие черты позволяют в своей совокупности судить о характере индивидуума, выразить наиболее главные его проявления. Следует, однако, отличать черту характера от любой реакции на то или иное событие.

Имеется в виду, что любая реакция индивидуума на события в окружающей среде является проявлением его отношения к данному событию, тем не менее, не каждое отношение представляет собой отражение черты характера.

Все зависит от условий существования. К примеру, пребывая в той или иной ситуации, которая вызывает раздражение и беспокойство, индивидуум может отреагировать на нее вполне агрессивно, однако это не будет подразумевать тот факт, что он является злобным человеком по своей натуре.

Специалисты выделяют в структуре характера четыре общих групп черт, которые различаются между собой отношением к конкретному субъекту:

  • Определяющие основу личности. Это группа черт характера, которые формируют собой «стержень» индивидуума. Это своеобразное отражение его волевой способности, поведения во внешней среде. К ним зачастую относят храбрость или трусость, честность или неискренность, принципиальность или же малодушие.
  • Определяющее отношение к другим людям. К данной группе относятся те черты характера, отражением которых служит реакция субъекта на окружающих его людей, их поведение, решения и поступки, социум в целом. Сюда можно отнести уважение или презрение, доброта или же озлобленность, эмпатия или же замкнутость.
  • Определяющее отношение к собственному «Я». Более сложная группа черт характера, отражение которой заключается в отношении индивидуума к своему собственному объективному образу. Сюда можно отнести гордость, заносчивость, самокритичное отношение, честность перед собой или лицемерие, тщеславие.
  • Определяющее отношение к деятельности или труду. Они выражаются в активности или бездействии индивидуума, его трудолюбии или лени, ответственности или же халатности.
    Также некоторые специалисты выделяют дополнительную группу черт характера, которая выражается в отношении субъекта к вещам. Примером может служить аккуратность или выраженная неряшливость, безразличие.

Следует также отметить, что в настоящее время принято различать нормальные или же аномальные черты характера, часто также именуемые как патологические. Если судить поверхностно, то к нормальным проявлениям характера склонны люди со здоровой психикой и не перенесшие какие-либо заболевания.

Аномальные черты характера проявляются, как правило, только у людей с серьезными психическими заболеваниями или расстройствами. Тем не менее, одинаковые по своей природе черты личности могут быть в одно время и нормальными, и патологическими.

При этом они также способны переходить из одной формы в иную. Хорошим примером служит такая черта характера как подозрительность. Разумеется, нет ничего плохого или «ненормального» в некоторой доли подозрительности и недоверия, которая может быть присуща большинству из нас и проявляться в действительно подходящей для этого ситуации.

Тем не менее, когда данная черта становится слишком выраженной и. по сути, неадекватной, можно уже говорить о ее аномальном проявлении, то есть о паранойе.

В сущности, отношение человека к тому или иному виду деятельности может вполне определятся его взаимоотношениями с другими людьми в аналогичной сфере. Так общение с другими индивидуумами может порождать вдохновение, активность, рационализацию, или же привести к постоянному напряжению, неустойчивости, низкой продуктивности в деятельности и снижение инициативы.

При этом стоит отметить, что взаимоотношение с окружающими людьми, а также отношение к тому или иному роду деятельности в любой сфере жизни, определяют формирование и специфику отношения индивидуума к своей собственной объективной личности. Создание и развитие адекватной функции самосознания во многом зависит от общения с окружающими людьми, успеха во взаимоотношениях, понимании людей, их отношения к индивидууму.

Важным фактором является также то, что при смене рода деятельности индивидуум пересматривает не только свои методы, приемы действий, личный опыт. Также в масштабном размере сменяется его самосознание себя в роли абсолютно нового деятеля.

Особенности личностного характера

Важным свойством характера как элемента личности является его определенность. Стоит, однако, помнить, что это не подразумевает какую-либо жесткую систему иерархии черт, где одна из них является основной и своей спецификой определяет все дальнейшие.

Главенствовать могут одновременно несколько черт характера, определяя уникальность личности не по одиночку, а своей совокупностью. При этом они могут не противоречить, но также и противоречить друг-дружке.

Если у человека отсутствует ряд четко выраженных особенностей характера, его черт, которые регулируют или даже обеспечивают «равновесие», то именно в такой ситуации характер может наблюдаться отсутствие определенности характера. Особенности личностного характера также во многом зависят от системы моральных ценностей и убеждений индивидуума.

Данный набор специфических особенностей черт характера всегда связан с устойчивыми и глубокими интересами человека. То есть, если у индивидуума достаточно поверхностные и неустойчивые интересы, это, как правило, выражается также в недостатке цельности, отсутствии самодостаточности и самостоятельности.

Также наблюдается и обратная связь – цельность и целеустремленность человека всегда выливается в глубокие и стойкие интересы, убеждения. Тем не менее, стоит отметить, что сходство интересов, убеждений и их выраженности не подразумевает масштабное сходство характера двух индивидуумов.

Для того чтобы более точно раскрыть для себя характер и особенности личности необходимо обратить внимание также на привязанности этого человека, его досуг. Эти детали могут помочь открыть новые грани индивидуума, его нравственную специфику.

Характер Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Характер

(от греч. charaktкr - печать, чеканка, зарубка) - подструктура личности , образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.).

Этимологически слово Х. употребляется в трех значениях:

1) применительно к любым объектам и явлениям (Х. процесса, Х. ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;

3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый Х., «с Х.» или бесхарактерный).

Наука о Х. в психологическом значении слова - - имеет столь же длительную историю, как и сама . На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи: типологизации Х. (темпераментов ) и определение Х. (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или «психогностика ») (В. Штерн ).

Различия человеческих Х. как наиболее существенных cвойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и (индивидуальные различия в широком смысле), с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей. Древнейшая из известных типологий Х., основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (30 в. до н. э.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила в труде К. Птолемея «Тетрабиблос», в котором утверждалось, что положение звезд во время рождения человека оказывает решающее влияние на его индивидуальные особенности и на протяжении всей жизни определяет его судьбу, при этом все многообразие характеров и судеб описывалось теми же двенадцатью основными типами, которые практически не изменились до настоящего времени. Основы представления о Х. как типе социального поведения заложил Платон, который, исходя из своей теории строения души , описал 5 главных типов Х.: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4–3 в. до н. э.) в знаменитых «Характерах», трактате, считающимся первым настоящим исследованием Х. Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип Х.: насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус и т. д. Расширенный перенос Теофраста в Новое время осуществил в XVII в. его переводчик и популяризатор Лабрюйер в собственных «Характерах». Представления медицинского естествознания о типах Х. тесно переплетается с учением о темпераменте и конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же, как и Х., мог объясняться, например, преобладанием в организме определенного «гумора» ( , Гален), составом крови (), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Кречмер ), особенностями воли (Клагес) и т. д. Типологии Х., в основе к-рых лежит заложенное в античности учение о темпераментах, соединившее в своих основах идеи морфологической () и физиологической («соки», кровь и проч.) обусловленности психического своеобразия человека, более чем за 2000 лет до настоящего времени не претерпели ничего существенно нового. В Новое время утвердилось собственно психологическое понимание Х. как психического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась мысль о том, что индивидуумы различаются между собой не внешними социально значимыми признаками поведения, а прежде всего невидимыми свойствами, которые являются их причиной и образуют Х. человека. С XIX в. характерология приобретает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, сводя их к некоторой простой форме (типу) или заостряя внимание на неповторимости их комбинации у конкретного индивида. К началу ХХ в. чрезвычайно расширилась палитра объяснения характерологических различий и понимания сути Х. Понимание Х. не как типа, а как уникальности конкретного индивидуума было сформулировано в немецкой характерологии. Понимание Х. как типа во французской характерологии строилось в основном на морфо-физиологической основе. С XIX в. от более умозрительной характерологии отделяется проблема объективно измеряемых формальных человеческих различий (как простых - , , и проч., так и более сложных - творческие и организаторские , и т. д.). Развитые в работах англичан Ч. Дарвина , Г. Менделя, Ф. Гальтона , американца Дж. М. Кеттелла , немцев Эббингауза , Вундта и др., французов Бине , Анри Симона методы, получив теоретическое обоснование в работах В. Штерна (1911), образовали отдельную дисциплину - дифференциальную психологию . Непосредственной предшественницей дифференциальной психологии была «психогностика», главной задачей которой было, во-первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями , движениями и обликом человека и его индивидуальным психическим своеобразием, во-вторых - распознание на основе этих связей Х. отдельных индивидов. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным подходом, физиогномикой, френологией и графологией , а также философско-литературной характерологией. Физиогномику практиковал уже Пифагор (6 в. до н. э.), Анаксагор (5 в. до н. э.) отбирал себе учеников по форме руки. Основоположником европейской физиогномики считается Аристотель (4 в. до н. э.). Более специфическим методом определения Х. было обращение к конституциональным и физиологическим факторам. Уже Гиппократ при объяснении темпераментов отчасти опирался на особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический подход получил в работах Э. Кречмера (1921) и В. Г. Шелдона (1927). В XIX в. появляется «физиогномика функций», согласно которой Х. проявляется в неосознанных целесообразных и функционально обусловленных движениях. Эта позиция широко представлена в немецкой характерологии через анализ мимики (Ф. Лерш, А. Веллек), речи (И. Б. Рифферт), общей экспрессии (Л. Клагес), походки и т. д. В настоящее время это направление развивается в русле социально-психологических исследований аттракции , невербальной коммуникации , теории атрибуции и т. п. Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение одной из многих групп внешних признаков как единственного средства познания Х. С развитием в 10–30-е гг. ХХ в. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности и Х. В послевоенной американской академической психологии понятие Х. практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому или иному типу. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) понятие Х. сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно включает в свое определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования. В российской психологии основы учения о Х. были заложены А. Ф. Лазурским , трактовавшим Х. как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. Х. отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности, в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме Х. возник в 80-е гг., когда ряд авторов начал рассматривать Х. как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего традиционной идее Х. как неизменного типа представление о Х. как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. Согласно современным отечественным воззрениям, Х. выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Х. выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, открытость, осторожность и др.). Представления о Х. в клинической психологии , в частности, в контексте проблемы психопатий , развиваются в основном в традициях типологически ориентированной характерологии (П. Б. Ганнушкин , К. Леонгард, А. Е. Личко) (см. ). В социальной психологии используются также понятия социального и национального Х. Понятие социального Х., введенное Э. Фроммом , означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального Х. означает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального Х. было посвящено в 50–80-е гг. большое количество экспериментальных исследований, в к-рых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым проблема национального Х. перешла в плоскость социально-психологических стереотипов и образов своей и других наций.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Характер

Это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (см. ); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер - в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (см. ; ). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (см. ). Характер проявляется в системе отношений к действительности:

2 ) в отношении к делу - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

3 ) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;

4 ) в отношении к собственности - щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (см. ). Один из физиологических механизмов формирования характера - стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера (см. ). В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждается в «сильной» и в «слабой» формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в «сильном» варианте предполагаются его генетические основы. Констатация генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:

1 ) якобы происходит биологизация личности;

2 ) якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.

Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента, а не личности. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, - он же составляет «основу» характера, - то естественно воспринимать определенные свойства организма как органическую базу характера (правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера). А что до пункта (2), то признание генетических предпосылок характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Изучение крайних аномалий характера как раз заставляет предположить, что в ряде случаев больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в ряде других - средовый. Так что анализ проблемы биологических основ характера приводит к таким выводам:

1 ) детерминанты свойств характера нужно искать как в особенностях генотипического фонда, так и в особенностях средовых воздействий;

2 ) степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть весьма различной;

3 ) генотипические и средовые влияния на характер могут «алгебраически складываться»: при неблагоприятном обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологии; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться или хотя бы не привести к патологическим отклонениям характера. Эти выводы весьма важны для психологии; они заставляют, в частности, выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с учетом или даже коррекцией этих отклонений.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Характер Этимология.

Происходит от греч. character - черта, признак, примета, особенность.

Категория.

Индивидуальная, достаточно устойчивая система способов поведения человека в определенных условиях.

Специфика.

В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ХАРАКТЕР

(от греч. charakter - отпечаток; черта, признак, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Х. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом , который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Х. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х. Типичные Х. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. , «социальный характер» в работах Э . Фромма ).

Х. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный Х. - это Х. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. ). У людей с неопределенным Х. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые Х. Цельные Х. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности , наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре Х. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт Х. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, , решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - , нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает . Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний . Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х. См. , , , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Характер

   ХАРАКТЕР (с. 635) - совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

В структуре характера выделяют множество различных черт; в русском языке насчитывается свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Условно черты характера можно подразделить на две общие группы. К первой относятся психологические качества, выфажающие направленность человека, систему его отношения к действительности, к себе и другим людям. К таким чертам относятся искренность, гуманность, чуткость и многие другие. Ко второй группе относятся волевые черты характера, определяющие способность человека сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия и затруднения, направлять свои поступки в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам характера относятся самообладание, настойчивость, целеустремленность и другие. В зависимости от развития волевых черт характер определяют как сильный или слабый.

Древнейшая из известных типологий характера основана на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных. Ее создание приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру. Основы представления о характере как типе социального поведения заложил Платон. Исходя из своей теории строения души, он описал пять главных типов характера: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и итранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст в знаменитом трактате «Характеры». Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип характера, который с помощью богатых примеров превращает в живописный образ (насмешник, пустослов, болтун, ворчун, трус и т.д.).

С развитием в XX в. психологии личности встала проблема соотношения ее с характерологией, а также соотношения понятий личности и характера. Согласно определению Г.Оллпорта, понятие личности означает то же, что и характер, только без оценочного компонента. Характерологические подходы разделились на научные, ассимилированные психологией (например, конституционально-морфологические теории Кречмера и Шелдона) и не соответствующие научным критериям, а потому оставшиеся за пределами науки ( , ). Во второй половине XX в. в американской академической психологии понятие характера практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) характер сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно определяется как феномен, содержащий в себе элементы духовности, а во французской трактуется более приземленно - как совокупность присущих личности форм эмоционального реагирования.

В отечественной психологии основы учения о характере были заложены А.Ф.Лазурским, трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. XX в., характер отождествлялся с индивидуально своеобразным в личности в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг., когда ряд авторов начали рассматривать характер как подструктуру личности, связанную с формами и способами ее проявления. В основе этих воззрений лежат идеи Л.С.Выготского, противопоставившего традиционным представлениям о характере как неизменном типе представление о характере как динамической развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации человека к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Понятие о характере

Слово «характер» общеупотребительно. Когда мы его употреб­ляем? Во-первых, когда хотим оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. Трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным или грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обыч­ная и постоянная, а не случайная и неожиданная. В-третьих, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека).

Итак, речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека. Теперь можно перейти к раскрытию понятия характер.

Люди по-разному относятся к окружающему миру: к другим людям, коллективу, труду, к самим себе - и этим отличаются друг от друга. Это отношение выражается в поведении, в поступ­ках человека. Если определенные отношения к действительности и соответствующие им формы поведения не случайны для данного человека, а более или менее устойчивы и постоянны, то, значит, они стали свойствами его личности.

Свойства личности, выражающие отношение человека к дейст­вительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного чело­века, а единое целое, которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность».

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окру­жающему миру и выражающихся в его поведении, поступ­ках.

Характер - это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Отмечая, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем систему его отношений к действительности и одновременно закрепленный, привычный образ его поведения в определенной ситуации как способ осуществления этих отноше­ний. Например, если мы отмечаем, что чуткость - особенность характера данного человека, то тем самым мы указываем, каково его отношение к людям и одновременно каково его поведение в определенной ситуации и, следовательно, каких поступков можно ожидать от него в соответствующих условиях.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флег­матик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпера­мент перестраивается под влиянием характера: человек с силь­ным характером может подавить некоторые отрицательные сто­роны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм - чувство единения с коллективом и желание рабо­тать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей свя­зан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Физиологические основы характера . Согласно учению И. П. Павлова привычное поведение человека - это система проч­но закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Сис­тема закрепившихся ответных реакций, или привычный образ поведения человека, как указывал И. П. Павлов, обусловлена как свойствами нервной системы, так и множеством сложных, устойчивых систем временных связей, которые формируются в коре больших полушарий под влиянием различных внешних воздействий.

Таким образом, физиологическая основа характера - сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем вре­менных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания.

В этом сплаве системы временных связей играют более важ­ную роль, чем тип нервной системы, так как тип не предопре­деляет ни характера в целом, ни отдельных его черт. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общест­венно ценные качества личности. Влияние же типа сказывается в том, что формирование указанных систем связей происходит различно у представителей разных типов нервной системы, да и проявляются эти системы связей по-разному, в зависимости от типа (например, решительность будет выражена по-разному у безудержного и спокойного типов).

Следует подчеркнуть, что, поскольку вторая сигнальная сис­тема является, как отмечал Павлов, высшим регулятором пове­дения человека, указанные системы связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и под воздействием второсигнальных, т. е. словесных, раздражителей (указаний, требований других людей и своеобразных «самоприказов»).

Типическое и индивидуальное в характере. Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти явля­ются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как лич­ность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобраз­ными (условия жизни и деятельности каждого отдельного че­ловека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). По­этому характер каждого человека определяется как его обще­ственным положением, так и его индивидуальной жизнью.

Наблюдается бесконечное разнообразие индивидуальных ха­рактеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых общественных условиях, имеется много общего. Следовательно, и в характере их есть некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические обстоя­тельства их жизни. Поэтому характер каждого человека представ­ляет собой единство индивидуального и типического.

Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для данной эпохи.

Типичные классовые черты характера представителей капита­листической верхушки - эгоизм: энергия в преследовании корыст­ных интересов, жадность, лицемерие, стяжательство, бессердечие.

Социалистические формы труда, социалистические обществен­ные отношения создают неограниченные возможностиформиро­вания лучших, коммунистических черт характера. Характер со­ветского человека формируется в процессе активного строитель­ства коммунизма, в процессе коммунистического воспитания. Задача коммунистического воспитания заключается в форми­ровании таких черт, которые должны отличать советского чело­века как активного и сознательного строителя коммунистического общества. В Программе Коммунистической партии Советского Союза указаны эти черты: преданность делу коммунизма, лю­бовь к социалистической Родине и странам социализма; добро­совестный труд на благо общества, высокое сознание обществен­ного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь; гуманные отноше­ния и взаимное уважение между людьми; честность и правди­вость, простота и скромность в общественной и личной жизни; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму; непримиримость к национальной и расовой неприяз­ни; непримиримость ж врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В Отчетном докладе ЦК XXV съезду КПСС подчеркивалась важность формирования у советских людей активной жизненной позиции, единства слова и дела, коммунистического отношения к труду, сознательного отношения к общественному долгу.

У каждого человека в ходе жизпи и деятельности формиру­ются и развиваются также индивидуальные черты характера. Наши идейные противники утверждают, что к социалистическом обществе личное подавляется общественным, индивидуальные раз­личия стираются, а следовательно, исчезают и индивидуальные черты характера. На самом деле, только в социалистическом обществе созданы все условия для развития индивидуальных черт характера.

Индивидуальные черты характера выражаются, прежде всего, в своеобразии типичных черт характера. Например, такая черта характера, как чувство дружбы и товарищества,- типичная черта характера советского человека, но у каждого отдельного человека эта черта проявляется очень своеобразно, индивидуально. У одно­го чувство дружбы и товарищества выражается в том, что чело­век предъявляет большие требования к другу, суров и взыскателен к нему, непримирим к его недостаткам; другой проявляет эту черту характера по-иному: он чуток, тактичен, заботлив, внимателен, предупредителен.

В результате неправильной организации жизни и деятельно­сти, отрицательного влияния некоторых людей, ошибок воспита­ния у советского человека иногда могут формироваться и отри­цательные индивидуальные черты характера, которые выправ­ляются под влиянием общественного воздействия, труда в кол­лективе и для коллектива.

Черты характера

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт харак­тера) . Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как чер­та характера приобретает качественно различное значение в за­висимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положитель­ное значение только в сочетании с высокой идейностью и кри­тичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторож­ность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных черт харак­тера, рассмотрим характеры как целостное образование. Характе­ры можно рассматривать с точки зрения цельности, выделяя, с одной стороны, цельные характеры, а с другой - противоре­чивые. Цельные характеры - это характеры, в которых отсутст­вуют какие-либо противоречия. Такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых Друг с другом жизненных целей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту.

Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результа­там, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера - волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направ­ленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет цепным качеством личности.

Черты характера, выражающие отношение к обществу, кол­лективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится коллективизм - черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всем членам кол­лектива. Коллективист рассматривает себя как неотделимую часть коллектива, его личные интересы, личные цели и стремления подчинены интересам, целям и стремлениям коллектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характера, привязан к кол­лективу, к своим товарищам. Он охотно помогает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам.

Отрицательная черта характера, противоположная коллекти­визму,- эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботиться о личном благополучии, о собственной выгоде.

Учащиеся с зачатками эгоизма встречаются иногда в нашей школе. Вот Катя С. Она отличается полным равнодушием к людям. Откровенно радуется плохим отметкам одноклассников, успехи же их переживает болезненно. Пренебрегает интересами класса. Как правило, эгоизм детей - следствие неправильного поведения родителей, безмерно балующих ребенка, не отказываю­щих ему ни в чем, не приучающих его к труду. Учитель должен вовремя обратить особенное внимание на таких учащихся и наметить в отношении их специальную воспитательную работу.

С коллективизмом связана такая черта, как чуткость - внима­тельное, участливое, бережное отношение к людям, их чувствам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение сообра­зить, какая именно помощь нужна в том или ином случае.

Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисхо­дительностью к человеческим слабостям. Внимательное и забот­ливое отношение к человеку, уважение к нему выражается в стремлении помочь ему исправить свои ошибки, недостатки, отрицательные черты. Поэтому прямая, честная и справедливая товарищеская критика выступает как особая форма чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи.

Отрицательная черта характера, выражающая недостойное, не­чуткое отношение к людям, - грубость - распространенный недо­статок поведения в школьном возрасте. Причины возникновения этой черты самые разнообразные. Сказываются ошибки воспита­ния: отсутствие такта в отношении взрослых к школьнику, особенно подростку, недостаточное уважение его личного достоин­ства, стремление в той или иной форме подавить его самостоя­тельность, назойливый контроль и мелочная опека. Грубостью нередко реагируют подростки на несправедливое отношение взрослых. Учитель должен знать, что наряду с действительно несправедливым отношением встречаются и такие случаи, когда школьник ошибочно убежден в несправедливом кнему отношении.

Иногда грубость школьников объясняется наличием у них неправильных моральных суждений. Некоторые ребята считают грубость и резкость признаком взрослости, мужественности, прямоты характера. Грубость школьников может быть следствием подражания некоторым взрослым или товарищам. Грубость может быть также следствием слабости воли: часто подросток еще не умеет сдерживать своих чувств, порывов, бывает склонен к импульсивности и даже к аффектам.

Одна из важнейших черт характера, выражающих отношение человека к обществу и другим людям,- честность. Для честного человека характерна безупречная чистота поступков. Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно социали­стической собственности, которую советский человек оберегает от расхищения и порчи. Честный человек добросовестно выпол­няет свои обязанности, не мирится с формальным и безответ­ственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают все поступки такого чело­века. Оп никогда не лжет, не хитрит, не обманывает, не лице­мерит, крепко держит слово, не способен на низость, никогда не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой.

Положительная черта характера, выражающая отношение к людям,- общительность, если, разумеется, она основана на чув­стве коллективизма, а не исходит из корыстных мотивов. Общи­тельные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тяго­стное чувство, находясь вне коллектива.

Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность у школьника имеют различные корни. Часто это проявление меланхолического темперамента, иногда стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на неудачу.

Черты характера, выражающие отношение к труду. Трудолю­бием называют черту характера, выражающую желание трудиться, это желание связано с чувством удовлетворения, радости, удо­вольствия от процесса труда и его результатов. Настоящая любовь к труду сочетается с добросовестностью и аккуратностью, потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом.

Коммунистическое общество будет основано на внутренней потребности всех его членов добровольно трудиться для общественного блага. Поэтому в центре воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду. Чуждые нашим людям черты характера, как лень, небрежность, выражаются в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, формальном выполнении заданий.

Особую ценность трудолюбие приобретает в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек - человек с развитым чувством нового. Он творчески относится ктруду, общественной деятельности, стремится найти более совер­шенные, более производительные методы работы, что и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников.

Противоположные инициативности черты характера - косностъ, консерватизм - выражаются в отрицательном отношении новому, передовому, в склонности к рутине, слепом отношении традициям.

В процессе труда развивается и такая ценная черта характе­ра, как бережливость, которая выражает отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей. Уважая труд, человек начинает бережно относиться к тому, что создано умом и руками человека, стремится избежать излишнего, нера­ционального расходования материалов, орудий и продуктов тру­да. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищ­нического отношения к материальным ценностям, так и от ску­пости и скаредности.

Черты характера, выражающие отношение к самому себе. Скромность как черта характера проявляется в том, что человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств. Он убежден, что и окружающие его люди наделены достоинствами, быть может, даже в большей степени, чем он сам. Скромность - это простота и естественность в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи.

Скромность тесно связана с самокритичностью, т. е. требова­тельностью к себе, умением трезво оценивать свою работу, ви­деть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокри­тичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиг.

Скромность всегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели. Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, ненужным. Само­уважение не имеет, однако, ничего общего с зазнайством, заносчи­востью, высокомерием - неправомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.

Зазнайство, хвастовство детей обычно следствие переоценки взрослыми успехов детей, их достижений, способностей, постоян­ного подчеркивания превосходства одних детей над другими, захваливания их.

Волевые черты характера. Волевые черты характера выра­жаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.

Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность (см. гл. XIII).