Самым распространенным и доступным методом фиксации признаков внешности человека является составление его словесного описания, которое может закрепляться как письменно, так и с помощью звукозаписи. Описание, составляемое в целях идентификации человека по признакам его внешнего облика и установления личности, принято именовать криминалистическим.

Криминалистическое описание внешнего облика человека составляется при его непосредственном наблюдении в ходе оперативно-розыскных мероприятий (в основном в регистрационных целях, а также для фиксации признаков внешности наблюдаемого человека); проведения следственных действий (опознания, освидетельствования, осмотра); опосредованного изучения в процессе оперативно-розыскной деятельности (при фиксации данных о внешности скрывшегося преступника, пропавшего без вести лица со слов, т. е. по памяти людей, знавших или видевших разыскиваемого); производства судебной портретной экспертизы.

Таким образом, описание может осуществляться при непосредственном наблюдении человека (с натуры), а также со слов очевидца. При этом очевидец воспроизводит в словесной форме свое представление об этом человеке, т. е. по памяти. Описание может выполняться при изучении внешности человека, запечатленного на фотоснимке, видеокадре, субъективном портрете. Описание может также составляться при изучении признаков внешности умершего, погибшего человека по его посмертной маске, графической или пластической реконструкции лица по черепу.

Достоверность отображения признаков внешности, фиксируемых с помощью описания, больше тогда, когда оно выполняется с натуры, т. е. носит непосредственный характер. Менее достоверным считается описание опосредствованное, составляемое со слов лица, наблюдавшего описываемого человека.

В то же время имеет значение такое обстоятельство, как владение методикой составления криминалистического описания. Если субъект составления описания не владеет такой методикой, его описание как средство фиксации внешнего облика человека не будет отличаться полнотой и достоверностью. В свою очередь, владение методикой позволяет субъекту составления описания зафиксировать достаточно полно и достоверно признаки внешности описываемого лица.

При оценке качества информации, зафиксированной в виде описания, необходимо учитывать факторы, под воздействием которых оно формируется и создается: закономерности человеческого восприятия, сложность процесса воспроизведения зрительных впечатлений в словесной форме, вид описания, первичность или повторность описания, место составления описания, его временной период и происхождение.

На содержание информации, зафиксированной в виде описания, оказывают воздействие: закономерности процесса человеческого восприятия, сохранения сформировавшегося представления; время, прошедшее с момента восприятия до воспроизведения его результатов; сложность процесса воспроизведения зрительных впечатлений в словесной форме; многократность форм преобразования первоначальных представлений, возможность утраты части впечатлений и видоизменения сохранившихся.

Специфика словесного оформления воспринимаемой информации заключается в том, что этот процесс сопровождается ее обобщением. Обозначение элементов зрительного образа с помощью слов - процедура весьма сложная, несмотря на внешнюю простоту. Так, затруднение вызывает даже описание собственного внешнего облика, внешности близких родственников и друзей.

Затруднение происходит из-за того, что индивидуальность внешности человека трудно передать обычными словами за исключением, конечно, особых примет. Чаще всего признаки внешности характеризуются как обычные, «нормальные», хотя таковыми могут и не являться.

Кроме того, сложность состоит в однозначном обозначении признаков. Внешность в описаниях зачастую характеризуется обобщающими терминами, имеющими одинаковое значение у разных людей, зависящее от многих индивидуальных характеристик составителей описания.

На качество описания оказывает влияние его вид - устный рассказ или письменное изложение. Описание, составленное письменно, может отличаться по своему содержанию от устного описания. Объясняется это тем, что, во-первых, письменное изложение устного рассказа требует определенных навыков; во-вторых, стилистическое оформление описания может повлиять на его точность, полноту, детализацию, привести к неосознанному восполнению пробелов в восприятии и запоминании информации; в-третьих, письменное описание может быть короче устного, в нем могут отсутствовать существенные детали, которые, на взгляд субъекта описания, не представляют интереса.

Для качества описания имеет значение и то, каким оно является - первичным или повторным. Несмотря на сохранение основы описания, неоднократное, повторное его составление приводит к обеднению содержания описания, привнесению в него элементов обобщения, заполнению пробелов домыслом. Поэтому целесообразно использовать именно первоначальное описание, уточняя его в процессе дальнейшего собирания информации о внешнем облике человека.

Под местом составления описания понимается этнографически обособленная территория, на которой проживает и работает составитель описания. В зависимости от этого у субъекта описания непроизвольно вырабатывается представление о норме признака внешности для окружающего его населения. Эта норма зависит от антропологического состава населения данного ареала. Поэтому наблюдается определенная взаимосвязь индивидуального представления о норме признаков внешности с объективной нормой, характерной для данной этнической, антропологической группы населения.

Время составления описания, период, прошедший с момента составления до использования описания, необходимо знать, чтобы учесть их при анализе изменений, которые могут произойти при значительной протяженности этого периода.

Происхождение описания, обстоятельства, при которых оно возникло, - важные факторы, анализ которых необходим для определения степени достоверности отображения при описании внешности человека.

Описание может возникнуть в процессе специально проводимых в этих целях мероприятий, появиться в результате обстоятельств, не предназначенных для его составления. В первом случае субъект описания имеет возможность систематично и без затруднений наблюдать человека и составлять его описание (например, регистрация человека по признакам его внешности). Во втором случае описание обычно составляется спустя некоторое время после наблюдения, причем не самим очевидцем, а другим лицом, чаще всего сотрудником органа внутренних дел.

На достоверность описания, составленного очевидцем или с его слов, существенно влияют условия наблюдения объекта. Кратковременность наблюдения и иные затрудняющие условия снижают уровень соответствия описания действительности. Описания очевидцев или основанные на них сведения не всегда точны, достоверность данных в ряде случаев не может быть проверена, тем более что такого рода описания составляются по памяти.

Описание, составленное по регистрационным материалам, более достоверно, так как основано на признаках, специально изучавшихся для их закрепления в процессе регистрации. Кроме того, такие описания должны быть достоверны, т. е. точно отражать установленные признаки внешности, поскольку составляются оперативными работниками на основе личных наблюдений или проверенных сообщений иных лиц, и не должны включать данные о предположительно установленных признаках.

При работе с описанием как средством фиксации признаков внешности человека необходимо оценивать его качество, которое зависит от его полноты и определенности.

Полнота описания определяется количеством приведенных в нем признаков. Достаточно полным считается описание, содержащее данные обо всех основных элементах внешности. Как правило, перечень признаков этих элементов приведен в соответствующих инструктивных материалах, картах - носителях информации (например, карта на лицо, пропавшее без вести).

Определенность описания оценивается с позиций его однозначного или многозначного понимания. Однозначное описание четко определяет вариант признака, многозначное - допускает несколько вариантов. Обычно сведения с малой степенью определенности встречаются в описаниях признаков внешности неизвестных лиц. Анализ степени определенности описания производится с учетом сведений о личности субъекта описания и использованной формы описания. Определенность описания тем меньше, чем ниже квалификация его составителя, хуже условия восприятия внешнего облика. В упорядоченном описании степень определенности может быть проанализирована, произвольное описание допускает слова и выражения, которые сами по себе не являются вполне определенными.

При оценке достоверности отображения признаков внешности человека в описаниях следует учитывать и форму описания. Она может быть произвольной и систематизированной, или упорядоченной.

Произвольное описание передает все особенности рассказа о внешнем облике человека и наиболее часто возникает в ходе опросов, допросов свидетелей, потерпевших. Оно также может приводиться в документах, составляемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий. В таком описании могут содержаться характерные признаки описываемого человека. Оно отличается использованием бытовой терминологии, как говорят, просторечия. Иногда в описаниях встречаются слова и выражения, свойственные определенной, порой узкой группе людей - местные говоры. Характеристики, содержащиеся в произвольном описании, могут быть и меткими, и крайне неточными, поэтому по произвольному описанию трудно выявить степень близости избранных слов к описываемым характеристикам, поскольку смысл, который вкладывают в слово автор описания и анализирующее его лицо, может оказаться неодинаковым.

Поскольку описание должно использоваться в качестве источника криминалистической информации, его приходится преобразовывать в упорядоченное, т. е. составляемое по определенным правилам и с использованием единой терминологии 1 .

Упорядоченное описание производится по следующим правилам.

  • 1. Определение признаков внешности осуществляется применительно к нормальному положению головы и тела стоящего человека.
  • 2. Описание составляется последовательно - сначала характеризуется элемент внешности в целом, а затем - его части.
  • 3. Описание элементов внешности составляется в определенном порядке - по принципу сверху вниз.
  • 4. Элементы внешности характеризуются как в фас, так и в профиль.
  • 5. При описании элементов внешности указывают их признаки: форму (контур), величину, положение, цвет, выраженность, а также симметрию.
  • 6. Во внешнем облике человека выделяют и описывают особенности, т. е. признаки, которые резко отличаются от нормы, и особые приметы (шрамы, родимые пятна, отклонения от нормального развития организма и т. п.).

Для перевода произвольного описания в упорядоченное используются специальные справочные пособия, в которых распространенные слова и выражения, часто встречающиеся в произвольных описаниях, соотнесены с их наиболее вероятными значениями в терминах криминалистического описания внешности человека 1 .

Криминалистическое описание как метод фиксации признаков внешности человека осуществляется при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ведении уголовной регистрации, осуществлении следственных действий, выполнении судебной портретной экспертизы.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий данное описание используется для фиксации внешнего облика лиц, представляющих оперативный интерес.

Необходимо особо отмечать признаки, формирующие наглядность элементов внешности и позволяющие быстро выделять описываемого человека среди большой группы людей. К таким признакам относятся, во-первых, те, которые заметны издали, меньше других зависят от условий наблюдения (они могут быть названы ориентирующими признаками), во-вторых, наиболее характерные для внешности данного человека (они могут быть названы доминирующими признаками).

Поскольку во внешнем облике почти каждого человека преобладают признаки среднего значения, следует: обращать внимание на пропорции лица и его элементов; фиксировать соотношение лобной, носовой, ротовой частей, положение элементов относительно горизонтали, вертикали и друг друга, выявлять асимметрию, обычно в той или иной степени присущую всем людям.

Оперативный сотрудник, составляя описание лица, которое он непосредственно наблюдал, должен учитывать вышеперечисленные правила подготовки упорядоченного описания.

При составлении криминалистического описания внешности человека в регистрационных целях обязательно отражают все признаки, указанные на бланке соответствующего документа. При затруднении в определении признака следует указывать все возможные его вари-

анты во избежание утраты информации. В случаях розыска без вести пропавшего человека признаки одежды, обуви и мелких носимых вещей выясняют и описывают сразу же при поступлении заявления об исчезновении человека, так как со временем заявитель не сможет их назвать с требуемой полнотой и точностью.

При описании одежды указывается ее вид, название, фасон, материал, из которого она изготовлена, его цвет. Подлежат описанию марки и клейма предприятий-изготовителей, признаки ношения, ремонта. Описываются местонахождение, размер и форма крупных дефектов. Если сохранились остатки материала, из которого пропавший без вести шил себе пальто, костюм или другую одежду, то прилагают образцы этих тканей.

При подготовке предъявления для опознания большое значение имеет описание признаков внешности, зафиксированное в протоколе предварительного допроса. По этому описанию определяют, какими внешними признаками должны обладать лица, предъявляемые очевидцу. Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы эти лица были сходными по внешним признакам, т. е. не имели резких различий по телосложению, возрасту, росту, форме и цвету лица, волос, глаз, прическе, особым приметам. Результаты опознания не могут быть признаны обоснованными, если опознающий указал такие признаки и приметы, которые вследствие своей неопределенности недостаточны для установления личности. В протоколе предъявления для опознания особенно точно должны быть указаны признаки и приметы, по которым опознающий узнал человека, предъявленного для опознания. Недопустимы формулировки «Опознаю по чертам лица, строению носа, рта» и т. п. Требуется выделять и указывать такие значения признаков, которые отличаются от так называемых средних и в своей совокупности индивидуализируют опознаваемого.

Таким образом, описание признаков внешности в протоколе опознания должно включать не их перечисление (например, величина носа, контур губ, подбородка и т. п.), а указание, по каким именно признакам человек опознан (например, по большому носу, дугообразному контуру каймы верхней губы, широкому, выступающему подбородку и т. д.).

В протоколе предъявления для опознания показания опознающего по возможности излагаются дословно, т. е. приводятся выражения, использованные свидетелем, потерпевшим.

Описание признаков внешности производится и при освидетельствовании, в ходе которого могут быть обнаружены различные особые приметы, повреждения, шрамы, татуировки, дефекты телосложения, родимые пятна. В этом случае не составляется полное описание внешнего облика освидетельствованного, а приводится точное наименование выявленных признаков с указанием их местоположения на теле.

Одним из специфичных следственных действий, в ходе которого осуществляется описание признаков внешности по непосредственному наблюдению, является осмотр трупа. При осмотре трупа с участием специалиста особое внимание обращается на наличие повреждений и следов насилия, которые могут стать доказательственным материалом при установлении причины смерти. Обычно описание признаков внешности производится по сокращенной программе. Однако необходимость последующего установления личности умершего (погибшего), невозможность повторного осмотра, недостатки фотографирования требуют подробного фиксирования признаков внешности в полном объеме и по правилам криминалистического описания. В описании нужно отразить совокупность признаков, индивидуализирующих умершего (погибшего).

Определенную специфику имеет описание признаков внешности при проведении судебной портретной экспертизы. Описание признаков внешности должно быть настолько подробным, насколько это позволяют сделать представленные на исследование изображения. При экспертной портретной идентификации используются не все элементы и признаки внешности, а лишь те, которые получили достоверное отображение на портретах.

При экспертной портретной идентификации описание внешности начинается с комплексных элементов и признаков.

Первоначально указываются пол, возраст (возрастной период изображенного человека), антропологический тип (принадлежность к одной из основных рас), тип телосложения.

В ходе предварительного исследования изображений также выполняются описания и признаков сопутствующих элементов внешности - одежды, носимых вещей, украшений.

В описании одежды указываются ее вид (мужская, женская, детская) и фасон, который характеризуется с учетом ее назначения, покроя (сезонная, профессиональная, униформа, специальная). Головной убор характеризуется отдельно, при этом указываются его вид (фуражка, берет и т. д.) и цвет.

Составляя описание одежды, нужно отмечать расположение бортов, застежек, фирменных знаков. Это необходимо для решения вопроса о возможности зеркального изображения объекта.

После составления описания признаков комплексных и сопутствующих элементов внешности переходят к описанию признаков анатомических элементов, прежде всего признаков головы как наиболее важных для портретной идентификации.

Голова и лицо человека изучаются в целом. Также исследуются их отдельные части и элементы. Голова в целом характеризуется по от-

носительной величине и особенностям строения. Описание лица в целом проводится по контуру в фас, пропорциям и относительным размерам его частей.

После этого составляется описание волосяного покрова на голове и лице (усы, борода, бакенбарды). Затем дается описание лба, бровей, области глаз, скул, носа, рта, кожной и слизистой частей губ, подбородка, ушных раковин, шеи, отмечаются признаки кожного покрова лица (наличие, расположение, выраженность моршин, складок и т. п.).

Описание признаков элементов внешности производится на всех стадиях проведения портретной экспертизы. Но это описание имеет свои особенности с учетом специфики каждой стадии.

Так, на стадии предварительного исследования описание ограничивается только признаками комплексных и сопутствующих элементов, поскольку основная задача данного этапа заключается в предварительном сопоставлении изображенных на портрете лиц.

В процессе раздельного исследования изучаются и описываются анатомические элементы внешности по методу словесного портрета. Сначала признаки определяются так, как они выглядят на портрете. Затем с учетом факторов, влияющих на их отображение, устанавливается выраженность признаков в нормальных условиях. Таковыми принято считать условия сигналетической фотосъемки.

На стадии сравнительного исследования в описании фиксируются результаты сопоставления выявленных в ходе раздельного исследования признаков внешности, причем такое описание ограничивается лишь сопоставимыми признаками. При перечислении совпадений и различий их называют и объясняют, в чем, в каких градациях заключается совпадение и различие признаков.

На заключительной стадии должны быть подробно описаны различающиеся признаки. Подробное описание совпадающих признаков необязательно, так как они должны быть объективно и точно представлены в иллюстративной части заключения эксперта.

Собственные элементы

и признаки

Общефизические

Антропологический тип

Анатомические

Телосложение

Голова в целом

Лицо в целом

Волосяной покров

Подбородок

Ушные раковины

Волосы на лице

Функциональные

Жестикуляция

Артикуляция

Привычки

Особые приметы

Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.

Сопутствующие признаки

Головной убор

Аксессуары

Пример описания по методу словесного портрета.


По фотоснимку описываются только те приметы, которые наблюдаются или известны.

Мужчина , около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый.

Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средней длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым контуром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя, выступающие в профиль.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоугольной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности.

Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см.

Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут.

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Задание № 9.3.

Из полного описания внешнего облика человека выделите признаки, которые следует использовать при розыске, и составите оперативно-розыскную ориентировку.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми... Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти "следы" не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.

Описание внешности человека: цель

Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.

Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.

В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.

В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.

Виды описания внешности

Различают много разновидностей теорий и правил, которые позволяют как можно более точно описать человека внешне. Но этот процесс в целом можно разделить на два основных вида:

  • произвольное - которое характеризуется употреблением обычных народных слов, не структурировано, поэтому могут упускаться важные моменты;
  • систематизированное - используется с употреблением научных или специальных терминов, составленное по методу словесного портрета.

Что относится к анатомическим признакам человека?

Описание внешности человека - вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека".

К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.

По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается "обложкой", которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.

Какие характеристики относятся к функциональному описанию?

Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.

Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ее отношению к туловищу. Также осанка определяется положением туловища относительно вертикали. Характеризуя ее, можно применить такие прилагательные: сгорбленная, сутулая, свободная, прямая и распущенная. К примеру, руки могут располагаться вдоль туловища, на бедрах, за спиной или в карманах. А голова бывает откинута назад, наклонена вперед либо же склонена на один из боков.

Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.

Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.

Методы словесного портрета

Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).

Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Произвольное описание внешности

Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.

Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.

Систематизация в описании внешности человека

Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:

  • о применении стандартизированной терминологии;
  • о соблюдении последовательности в описании;
  • о максимальной полноте;
  • об описании в анфас и в правый профиль;
  • описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
  • об описании, при котором выделяются особые приметы.

Какие есть правила в описании внешности?

Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.

Следующее правило - это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).

Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.

Применение прилагательных в описании человека по картине

На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, - это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.

Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина - короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет - светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.

Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.

Характеристики внешности русского человека

Еще одной загадкой для этнопсихологов, физиогномистов, филологов является внешность русского человека. Описание ее не очень легко сделать, потому что это очень расплывчатое понятие. Многие говорят, что у настоящего русского человека должны быть голубые глаза, светлые волосы и плоская высокая фигура. Но если затронуть глубже этот вопрос, то это могут быть светлые или темные карие или голубые глаза, а также все цвета и оттенки зеленого. Волосы - светло- или темно-русые и очень густые, а фигура - стройная, высокая. Нет никакой закономерности в форме носа и губ русского человека. Они могут быть абсолютно разными. А вот кожа у русских зачастую светлая и матовая.

Соотношение характеристики человека и описания его внешности

Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.

Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.

Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.

Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.

Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.

Ответьте на такой вопрос: если вы увидели незнакомого человека на улице, сможете ли вы через некоторое время описать его внешность? Или, допустим, вы встретили человека, который произвел на вас впечатление, но позже, когда вас попросили его описать, вы не смогли этого сделать. Скорее всего, у вас плохая память на лица. Не бойтесь, у вас есть шанс все исправить. Если вы будете следовать нашим советам, вы сможете улучшить память, и никто не прочитает ваших мыслей!

Шаги

Первое впечатление

    Воспринимайте человека в целом. Начните с какой-то существенной детали, которую легко описать. Какой этот человек: высокий, низкий, худой, молодой или старый? Быстро взгляните на картинку выше, а затем опишите, что вы видите.

    • Один только силуэт человека говорит о том, что он:
      • молодой;
      • среднего роста;
      • коротковолосый;
      • мужчина;
      • повседневно одет;
      • музыкант;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что он играет на электрогитаре.
    • Не нужно слишком много анализировать. Вам нужно только лишь первое впечатление. Процесс восприятия человека может длиться всего лишь несколько секунд. Старайтесь не игнорировать отличительные черты, старайтесь замечать как можно больше. У этого парня огромное тату на предплечье, а у той девушки откровенный наряд - воспринимайте человека мимоходом и принимайте во внимание все детали. Пялиться будете потом!
  1. Начинайте описывать человека, начиная с головы. Посмотрите на волосы вашего любимого человека и дайте им краткую оценку. У него длинные волосы, каре или короткая прическа? Этот человек брюнет, блондин или рыжий? Носит ли он определенную прическу ? Носил ли он ее вообще когда-нибудь? Посмотрите на картинку, а затем опишите все, что вы запомнили о прическе этой девушки.

    • Описать прическу может быть труднее, чем задание с силуэтом, так как в последнем случае встречается большее количество нюансов. Несмотря на эти трудности, с первого взгляда вы должны были запомнить следующие особенности в прическе девушки:
      • она блондинка;
      • у нее длинные волосы;
      • волосы слегка волнистые;
      • может быть, в волосах есть шпильки;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что у девушки голубые глаза.
  2. Оцените телосложение человека. Подтвердите свое первое впечатление и выберите несколько аспектов. Является ли человек накачанным, упитанным, толстым, худым или пышногрудым? Какого цвета его блузка или рубашка? Какого цвета его шорты и юбка? Опять же, старайтесь не вдаваться в подробности - просто составьте общее впечатление. Посмотрите на картинку выше на протяжении пяти секунд и определите, сможете ли вы ответить на поставленные вопросы.

    • Это мужчина или женщина? Не подглядывайте! Постарайтесь ответить на этот вопрос, не глядя на рисунок.
    • Какого цвета волосы человека?
    • Каково его телосложение?
    • Какого цвета его рубашка?
    • Какого цвета оправа очков?
    • Дополнительные очки: отвернитесь от монитора, а затем опишите размытую фигуру на переднем плане. Насколько ваши ответы близки к реальности?
  3. Легче всего описывать ноги человека. У парня в шортах ноги могут быть белее снега, а у девушки в мини-юбке ноги могут отвлекать вас от всего остального. Иногда ваше внимание может привлечь что-то необычное: ампутация, непривычно пухлые или худые ноги или татуировки - не все детали касаются ног как таковых. На самом деле, если вы заметили ноги человека, ваше внимание привлекла какая-то особенность. Например, посмотрите на рисунок выше:

    • Опишите увиденное. Скорее всего, вы запомнили не сами ноги, а одежду, которая их покрывает.
    • Дополнительные очки: сколько моделей носят туфли или сапоги? Ответ правильный - всего одна.
  4. Проще всего заметить туфли. Какие они: новые, ухоженные или потрепанные? Эти детали помогут вам не только узнать человека при следующей встрече, но также узнать его немного получше.

    • Какие туфли на невесте? Дополнительные очки даются в том случае, если вы не подглядывали. Извините за подвох: обувь невесты вообще не видна. Самая приметная деталь на этом рисунке - это теннисные туфли, которые жених носит с костюмом. Скорее всего, вы на это и смотрели, и тем самым отвлеклись от всех остальных особенностей. Дополнительные очки вы получите за ответы на следующие вопросы:
      • Какого цвета волосы невесты?
      • Какой длины волосы жениха?
      • Какого цвета галстук жениха?
      • Какого цвета пряжка на ремне?
  5. Попробуйте ответить на вопросы в обратной последовательности. Начните описывать человека с ног до головы. То, что вы делаете, называется первым впечатлением, которое вы пытаетесь укоренить в памяти путем многократного повторения. Если у вас есть время и вы не боитесь показаться медлительным, просмотрите рисунки по второму кругу.

    Общее впечатление

    1. Отметьте все детали. Вы усвоили основы - теперь пришло время сконцентрироваться на деталях.

      Посмотрите на лицо человека. Даже у близнецов в лице есть различия - именно поэтому все люди на планете уникальны.

      Перейдем к глазам. Посмотрите на брови, какие они - тонкие или кустистые, светлые или темные? У этого человека маленькие или большие глаза? Они глубоко посажены или выпуклые, миндалевидные или круглые? Какие у человека ресницы: длинные, густые и загнутые или, наоборот, редкие, прямые и короткие? Смотрите на рисунок на протяжении трех секунд, а затем отвернитесь и опишите глаза человека.

      • Снова посмотрите на рисунок. Справились ли вы с поставленным заданием?
    2. Нос. Нос человека может быть практически любой формы и размеров. Нос этого человека длинный или короткий, вздернутый или крючковатый? Широкий или узкий? Нос часто определяет общее представление о внешности человека, ведь угол рассмотрения имеет первостепенное значение (профиль или анфас).

      • Вам начисляются дополнительные очки, если вы можете описать глаза и нос человека, взглянув на него только один раз. Мега-бонус - если вы можете описать нос блондинки, изображенной в начале этой статьи.
    3. Рот. Это самая выразительная часть человеческого лица, и этот факт трудно отрицать. Когда человек смеется, злится или кричит, форма его рта меняется в зависимости от эмоций. Не имеет значения, что испытывает человек: есть пара деталей, которые можно выбрать. Какой у него рот: большой или маленький? Какие губы: пухлые или тонкие? А может быть, у человека губы бантиком? Насколько четко выражен этот бантик?

      Старайтесь замечать все отличительные особенности. Такие детали, как родинка или родимое пятно, шрам или тату помогут вам вспомнить человека. Если вы видите такие особенности, отметьте их для себя.

      • Отвернитесь от монитора и схематически набросайте татуировку девушки на бумаге. Когда вы справитесь с заданием, воспользуйтесь возможностью заработать дополнительные очки - опишите все, что вы помните о девушке.
    4. Обратите внимание на движения человека. Спросите себя: быстро или медленно он двигается? Этот человек неуклюжий и двигается шатаясь или уверенно, с высоко поднятой головой?

      Мнемонические приемы

      1. Вам все еще трудно описать внешность человека? Иногда люди используют словесные и зрительные ассоциации, чтобы запомнить внешность человека. Вот несколько примеров такой техники:

        Отличие от общего фона. На рисунке изображена женщина с длинными белокурыми волосами. Если эта черта не бросается вам в глаза, прибавьте к описанию фон: поле золотых колосьев.

        • Подумайте о длинных золотых колосьях. Вы свели две ассоциации в одну, и каждая из них подкрепляет другую.
      2. Крепкий как камень. В этом примере мы не наблюдаем ярких деталей, но рисунка явно достаточно для того, чтобы привязать его к общему фону. На заднем плане мы видим твердую кирпичную стену. На переднем плане изображен молодой человек, который настолько же крепок, уравновешен и тверд, как и эта стена. Воспринимайте прочность как конкретную характеристику этого рисунка, и у вас в уме сформируется определенное представление, которое никуда не денется.

      3. Глаза - такие же глубокие, как воды океана. В этом случае можно применить тот же прием: выберите какую-то деталь на заднем фоне, которая характеризует весь рисунок. Здесь можно применить парочку простых мнемонических приемов:

        • Какого цвета ее глаза? В 1492 году Колумб покорял «лазурные воды океана»! Конечно же, ее глаза цвета морской лазури.
        • Добавьте к первому методу мнемонические приемы, приведенные во второй части статьи.
      4. Придя домой, запишите все, что вы помните о человеке, даже самые очевидные или тривиальные детали. А сейчас посмотрите на фото (если вам удалось его сделать). Правильно ли вы описали человека?
      5. Регулярно повторяйте это упражнения, и вы обнаружите, что способны не только описать внешность конкретного человека, но и характеризовать окружающих его людей.
    • Соблюдайте последовательность, в которой вы запоминаете основные внешние черты, и вам станет легче их запомнить.
    • Не нужно пристально разглядывать человека - это невежливо. «Осмотр» человека с головы до ног может привести к скандалу, особенно если рядом с вами находится любимый человек, который такой же наблюдательный, как и вы.
    • Попытайтесь отметить наиболее заметную черту человека. Отступите на шаг назад и отметьте то, что вы заметили в человеке в первую очередь. Это может быть яркий цвет волос, огромный рост или странная деталь в одежде. Определите эту особенность, и впоследствии будет легче выделить этого человека из толпы.
    • Включите цвета. Цвет одежды, обуви, глаз, волос и кожи помогут освежить память.

    Предупреждения

    • Если длительно и пристально смотреть на человека, это может быть воспринято как признак агрессии. Ловите момент, и вы будете в безопасности и сможете с легкостью запомнить человека.
    • Не добавляйте лишних деталей.