Оборона Заполярья длилась с июня 1941 по октябрь 1944 года. В планы гитлеровской Германии и ее союзников входил стремительный захват советского севера, где находилось множество стратегически важных объектов. Через порты Мурманска и Архангельска осуществлялась доставка грузов из Сибири и Дальнего Востока. А также большое значение имела Кировская железная дорога — установив над ней контроль, немцы могли отрезать от снабжения центральные области СССР.

Финляндия была заинтересована в аннексии Кольского полуострова, который местные нацисты считали частью «Великой Финляндии». В этом регионе находились значительные месторождения никеля, которые были необходимы немецкой промышленности.

Сражения проходили на Кольском полуострове, в Северной Карелии и в акватории Белого, Каспийского, Карского и Баренцева морей.

Расстановка сил

Германия еще в 1941 году сформировала армию «Норвегия», состоящую из немецких и финских подразделений и предназначенную для захвата советского Заполярья.

В Северной Норвегии у Германии имелись стоянки для военных кораблей, на которых и базировался флот. В период боевых действий противнику приходилось неоднократно усиливать армию войсками, ранее находившимися в резерве. Количество немецких самолетов на твд доходило до 500, кораблей было более 50, подводных лодок — до 25.

Оборону осуществляли войска 14-й армии при содействии Северного флота. Советское командование подготовилось к наступлению врага на севере, поэтому часть сил 14-й армии еще в середине июня была переброшена к границе.

Боевые действия на суше: июнь 1941 — октябрь 1944 года

Немцы перешли к активным боевым действиям 29 июня 1941 года. Первыми перешли границы 2 немецких и 1 финский корпуса. Согласно разработанному в штабе вермахта плану «Полярная лиса» горнострелковые и танковые подразделения противника начали наступление, нанося главный удар по мурманскому направлению. Часть войск неприятеля выдвинулись на кандалакшское и ухтинское направления. Вспомогательный немецкий 36-й армейский корпус должен был захватить Кандалакшу, а затем в районе Мурманска соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия». На захват Кольского полуострова в штабе Вермахта отводили 2 недели.

План «Полярная лиса»

Советским подразделениям удалось задержать врага в 20-30 км от границы. Неприятель почти в 4 раза превосходил советские войска по живой силе и боевой технике, но защитники Заполярья пользовались созданными ранее оборонительными укреплениями и естественными условиями местности. Большую роль сыграли десанты заброшенные в немецкий тыл 7 и 14 июля.

8 сентября Мурманская операция была возобновлена. Но войска 14-й армии остановили наступление противника. 23 сентября защитники Заполярья отбросили немецкие войска за реку Западная Лица, где до осени 1944 года проходила линия фронта. Провал операции в Заполярье историки связывают с недооценкой немецким командованием природных условий крайнего севера.

Морские сражения в сентябре 1941 — октябре 1944 г.г.

В 1941 году количество кораблей Северного флота СССР было увеличено за счет рыболовных судов, прошедших переоборудование. 10 июля немецкая флотилия перебазировалась в порт города Киркенес и начала активные боевые действия. В конце 1941 года немцы провели первое успешное нападение на корабли британского конвоя PQ-13. После обстрела с советских эсминцев, сопровождавших грузовые суда, немецкий корабль был вынужден скрыться. Но спустя некоторое время неприятель возобновил атаку и вывел из строя британский крейсер.

Командование вермахта поставило перед флотом цель предотвратить доставку помощи от союзников по Северному морскому пути. Корабли немецких ВМС нападали на рыболовные, грузовые и военные суда. Против каждого конвоя союзников немцы предпринимали морскую и воздушную операцию.

В августе «Адмирал Шреер» — наиболее известный немецкий крейсер-рейдер, вышел в воды Арктики для перехвата британских и советских судов. Все усилия вражеской армии и военно-морского флота были направлены на блокаду внешних связей Советского Союза. Но несмотря на все усилия неприятеля за годы войны в порты Севера успешно прошли более 2,5 тыс. транспортных судов.

Деятельность советских диверсионных групп в северной Норвегии

В течение почти всей войны вплоть до вступления советских войск на территорию Норвегии, в немецком и финском тылах действовали подразделения партизан. Часть из них являлась выходцами из Норвегии, прошедшими подготовку в СССР, другую часть составляли подразделения Красной армии.

Партизанские соединения осуществляли наблюдение за перемещениями судов военной флотилии неприятеля и передавали сведения в штаб, находящийся в Мурманске. Разведчики пользовались широкой поддержкой местного населения.

Итоги

Попытки контрнаступления советских армий в 1942 году не привели к желаемому результату, но и немецкий план «Северного блицкрига» потерпел полный провал. Благодаря грамотным действиям командования сухопутных сил и Северного флота положение советских войск было менее тяжелым, чем на других фронтах. Сопротивление защитников Заполярья на долгое время сковало значительные силы противника. Гитлеровская Германия не смогла использовать армии, задействованные на Северном фронте, для усиления блокады Ленинграда.

Значительную помощь фронта оказало гражданское население. Несмотря на частые авиаудары, вследствие которых три четверти города были разрушены, жители Мурманска продолжали работать на предприятиях, перешедших на выпуск военной продукции. Рыболовные бригады продолжали вылов рыбы. Поддерживалось железнодорожное сообщение с Большой землей. Продолжала поступать помощь от союзников по ленд-лизу.

В 1944 году советские войска перешли в наступление. В ходе Петсамо-Киркенесской операции неприятель был изгнан из Советского Заполярья. Финская армия потерпела сокрушительное поражение. Вскоре после наступления Красной армии Финляндия начала переговоры о мире и вышла из войны.

Награды

5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» . В списке награжденных фигурировало более 300 тыс. военнослужащих и 24 тыс. работников тыла. Ста тридцати шести защитникам северных регионов страны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды получили участвовавшие в боевых действиях корабли. Наиболее отличившимся подразделениям было присвоено звание гвардейских. СССР наградил орденами Ленина 4 британских летчиков, из базировавшейся в Мурманске эскадрильи союзников. Британские пилоты, прибывшие для обучения советских военных обращению с иностранной техникой, активно участвовали в воздушных боях и сбивали самолеты противника.

19 сентября 1944 года Финляндия и Советский Союз подписывают Московское перемирие. За две недели до подписания этого документа, Маннергейм официально заявил о полном разрыве отношений с Германией. Кроме этого, к СССР отошли территории Карелии и район Печенга, в то время носивший название Петсамо.
Однако довольно крупная группировка гитлеровских войск продолжала удерживать занимаемые рубежи.
Выполнение задач Берлин поручил Лотару Рендуличу и Фердинанду Йодлю – командующим 20-й армией и 19-м горно-егерским корпусом.

Важность региона, который все еще оставался под контролем Германии, была огромной. Немецкий флот, в том числе линкор «Тирпиц», который хоть и не принимал активного участия в боевых действиях, но постоянно угрожал арктическим конвоям и сковывал часть сил британского флота, базировался в незамерзающих портах, а стратегически важные никель и медь, добывались в районе Петсамо и Киркинеса.

Немецкие соединения, дислоцированные в Заполярье, были одними из самых боеспособных в составе вермахта. К началу октября в Заполярье было дислоцировано около 56.000 солдат и офицеров 20-й армии. Поддержку сухопутной группировке оказывала авиация 5-го воздушного флота люфтваффе.
В Заполярье противником была создана глубокоэшелонированная оборона, состоящая из нескольких оборонительных полос и рубежей. Главная полоса обороны, проложенная в труднодоступной местности, имела протяженность более чем 60 километров. Кроме этого были подготовлена оборона и на побережье.

Для освобождения Заполярья были привлечены войска Карельского фронта, которым командовал генерал армии К.А. Мерецков и соединения Северного флота под командованием адмирала А.Г. Головко. Советским войскам предстояло уничтожить основные силы противника, — 19-й горно-егерский корпус, освободить Петсамо и, развивая наступление, выйти к советско-норвежской границе.

Согласно замыслу операции, главный удар на левом фланге должна была нанести 14-я армия под командованием генерал-лейтенанта В.И. Щербакова. Ударная группировка Карельского фронта должна была, перейдя в наступление в направлении Лоустари – Петсамо, выйти в тыл вражеской группировки, перехватить пути отхода, а затем, взаимодействуя с морским десантом Северного флота, уничтожить окруженную группировку противника.
Перед оперативной группой генерал-лейтенанта Б.А. Пигаревича, действовавшей на правом фланге, была поставлена задача отвлечения резервов противника.

Утром 7 октября 1944 года началась мощнейшая двухчасовая артиллерийская подготовка, после которой в наступление перешли соединения 131-го и 99-го стрелковых корпусов.

К середине дня в полосе наступления 131-го стрелкового корпуса была прорвана главная линия обороны гитлеровских войск.
В полосе наступления 99-го стрелкового корпуса ситуация была гораздо сложнее: наступающие войска были остановлены у проволочных заграждений и в течение первого дня операции не смогли продвинуться ни на километр. Однако уже в полночь, без предварительной артиллерийской подготовки, соединения перешли в атаку и к утру смогли сломить сопротивление на основных опорных пунктах.

К исходу второго дня операции Мерецков поставил задачу перед командованием 14-й армии – нарастив темп наступления, овладеть Луостари и Петсамо, и не допустить отхода немецких частей с занимаемых рубежей.
В этот же день к боевым действиям подключился и Северный флот.

12 октября советские войска очистили от противника Луостари. После этого основные силы советских войск были направлены на то, чтобы в кратчайшие сроки окружить и уничтожить группировку противника, базирующуюся в районе Петсамо. Уже через три дня окруженная группировка противника была полностью уничтожена.

15 октября 1944 года Ставка ВГК получила от командующего войсками Карельского фронта соображения о продолжении операции.
Предполагалось, что советские войска очистят от противника районы западнее и северо-западнее Петсамо и продолжат преследование отступающих частей вермахта на территории Норвегии.
Преследование противника началось только после переговоров Сталина и Черчилля, — территория Норвегии входила в сферу интересов союзников, а не СССР.

18 октября 1944 года части и соединения 14-й армии возобновили боевые действия. Через три дня 131-й стрелковый корпус вышел в район границы с Норвегией, а уже на следующий день был освобожден первый норвежский населенный пункт.
Остальные части и соединения армии вышли к границе с Норвегией после тяжелейших пятидневных боев.

Через шесть дней дивизии 131-го стрелкового корпуса вышли в район Киркенеса и в течение суток, форсировав залив Бек-фьорд, овладели городом и портом.

Петсамо-Киркенесская операция завершилась 29 октября 1944 года: именно в этот день советские войска полностью очистили Советское Заполярье и положили конец гитлеровской оккупации Норвегии

Начало войны

Для многих наших читателей битва за Заполярье, развернувшаяся в годы Великой Отечественной войны, лишь небольшой эпизод противостояния Советского Союза и нацистской Германии. У всех на слуху , а вот о войне на Севере информации явно недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менее трагическими и героическими событиями.

Советские бойцы ведут бой с прорвавшейся группировкой противника в районе Мурманска

Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов - двух немецких и одного финского. Во главе армии стоял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В составе армии было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и минометов и сотня танков. Для ее поддержки были направлены подразделения авиации и морского флота Германии. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Враг двигался по трем направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи. Участие в боевых действиях Финляндии носило также практический интерес. По ранее утвержденным планам ей доставался Кольский полуостров, который должен был войти в состав «Великой Финляндии».

Боевые действия

Против объединенных сил врага выступала 14-я армия, личный состав которой составлял 52 тысячи человек, 1150 орудий и минометов, 400 танков. Морские рубежи защищали корабли и авиация Северного флота. Суровый климат Заполярья не способствовал крупным военным операциям, тем не менее 29 июля 1941 года объединенные немецко-финские войска начали наступление. Бои продолжались неделю. Противник так и не смог преодолеть сопротивление советских войск и вынужден был перейти к обороне. Блицкриг на Севере не удался. Позиционные бои растянулись до 1944 года. Непосредственная угроза Мурманску была ликвидирована, но немцы продолжали бить по городу с воздуха и нанесли ему довольно значительный ущерб, но порт, главные ворота страны на севере, продолжал работать.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска

Война на море

Затишье на берегу не снизило накал боевых действий на море. В этот период активизируются поставки военной техники, снаряжения и продовольствия по программе . Только через Мурманск переправили 1,2 миллиона тонн иностранных грузов. Естественно, немцы пытались сорвать поставки, с этой целью в регион были переброшены большие части люфтваффе, кригсмарине и надводных сил. Основную нагрузку по охране конвоев несли корабли британского флота и советский Северный флот, который также вел активные действия по срыву перевозок вражеских грузов. Всего за годы войны Северный флот лишил противника 200 кораблей и вспомогательных судов, свыше 400 транспортов и около 1300 самолетов.

Освобождение Заполярья и Норвегии

К концу 1944 года ситуация в Заполярье заметно изменилась. Советская авиация уже полностью господствовала в воздухе, а Финляндия вышла из войны, и немцам приходилось держать оборону только своими силами.

7 октября 1944 года Красная армия начала войск Карельского фронта и Северного флота. Немцы были выбиты с территории СССР, советские войска перешли границу Норвегии и начали ее освобождение от немецко-фашистских войск. Был освобожден город Киркенес. Норвежский политик Ю. Липпе в те дни писал: «Советская армия пришла в Норвегию не только как военная сила, но и как друг норвежского народа». Во время освобождения страны 2122 советских солдата и офицера пали смертью храбрых. В Осло, Киркенесе, Будё, Эльвенесе и ряде других городов стоят памятники нашим воинам с надписью «Норвегия благодарит вас».

К сожалению, время не только лечит, но и калечит. В эти дни на территории Норвегии проходят учения НАТО «Единый трезубец», в них принимают участие свыше 50 тысяч военнослужащих. Цель одна - защита от России, правопреемницы СССР, который в далеком 1945 году принес мир и спокойствие на эти земли.

Но, несмотря на все эти бряцания оружием, память о мирной миссии советского народа в стране сохраняется, а к памятникам советских солдат-освободителей все так же относятся с большим уважением, в отличие от многих других европейских стран, в том числе и Польши.

"Мы прошли, не зная пораженья, сквозь леса, болота и снега и, прорвав стальные укрепленья, разгромили злобного врага! " — этой бравурной песней завершается документальный фильм о войне с "белофиннами". Картина вышла на экраны Страны Советов весной 1940 года вскоре после заключения мира с Финляндией.

Главным театром боевых действий был Карельский перешеек, который пересекала полоса укреплений, известная как "Линия Маннергейма". Прорыву "Линии Маннергейма" и был посвящен одноименный фильм. В нем, что неудивительно, ничего не говорилось об огромных потерях, понесенных Красной Армией в лобовых атаках.

Бои в Заполярье носили куда менее интенсивный и кровопролитный характер, чем сражения на Карельском перешейке, севернее Ладожского озера и в Карелии и не удостоились упоминания в кинохрониках. Но именно на самом северном участке фронта советские войска добились наибольших успехов с наименьшими потерями.

На севере борьба шла за незамерзающий порт Петсамо (ныне Печенга), месторождения никеля и базы флота. В них были заинтересованы как СССР, так и Финлядия. Интерес к портам и рудникам проявляли Германия и западные союзиники – Британия и Франция.


Петсамо Лиинахамари, финская фотография, 1939 г.

Заполярный сюрприз

Боевые действия на всех участках фронта советско-финского фронта начались 30 ноября 1939 года. На Крайнем севере наступала советская 14-я армия. Ею командовал комдив Валериан Фролов. 52-я дивизия продвигалась на юг вдоль единственной дороги Петсамо — Рованиеми. 13-й и 104-й дивизиям и силам Северного флота была поставлена задача охраны побережья.

Финны, отмечают исследователи, не предполагали, что Советский Союз бросит в тундру целую общевойсковую армию в составе трех дивизий, пяти приданных артиллерийских полков, зенитного дивизиона и двух танковых батальонов.

2 декабря советские войска захватили порт Петсамо и отрезали Финляндию от Баренцева моря, заняли полуострова Рыбачий и Средний. Вскоре наступление было остановлено. Бои сводились к отражению налетов финских лыжников.

"Никакой сплошной линии фронта не было вообще севернее Ладожского озера, — рассказыает финский историк Карл-Фредерик Геуст. – Ничего похожего на "линию Маннергейма" на севере не было. Для финского командование оказалось сюрпризом, что Красная Армия наступает такими же оргомными силами там, где нет дорог. Финны думали, что невозможно вести наступательные бои крупными силами в условиях бездорожной тундры. Но в Кремле думали по-другому".

Неожиданностью для финнов, по словам российского историка Баира Иринчеева, стало и развертывание советской 9-й армии в Карелии. "Появленеие 52-дивизии, а также трех дивизий 9-й армии, 122-й, 163-й и 44-й было для финнов очень большим сюрпризом. Финнские довоенные планы не предусматривали возможности развертывания столь крупных соединений в тундре".

Историк Михаил Мельтюхов так описывает обстановку в Заполярье в ноябре-декабре 1939 года: "Полуострова Рыбачий и Средний были разделены границей. Объектами территориальных притязаний были именно эти полуострова. Началось наступление, и выяснилось, что финнов там просто нет".

В итоге, рассказывает Михаил Мельтюхов, 52-я дивизия заняла Петсамо и овладела никелевыми рудниками. Лишившись Петсамо, Финляндия потеряла возможность получать помощь от дружественных ей государств. Кроме того, 14-я армия должна была препятствовать возможной высадке, как говорит Мельтюхов, войск "третьих стран".

Сила духа, знание местности, сноровка

Летом 1939 года РККА, несмотря на неудачи первого этапа боев, убедительно разгромила японцев на Халхин-Голе. Во второй половине сентября Красная Армия совершила успешный поход в Восточную Польшу.

Эти победы сыграли с советским командованием злую шутку. В Наркомате обороны, Генштабе и Кремле полагали, что с Финляндией удастся покончить быстро и с незначительными потерями.

Многие части и соединения, воевавшие в Монголии и Польше, были переброшены в Ленинградский военный округ. Однако война на севере оказалась совершенно иной.

Финская армия, по словам историка Карла-Фредрика Геуста, обладала, по меньшей мере, тремя преимуществами. "Во-первых, финны защищали свою страну. Во-вторых, финны в определенной мере были подготовлены к войне в арктических условиях, в частности, все они умели ходить на лыжах. И в третьих, — это в течение долгого времени было секретом — у финской армии была очень эффективная радиоразведка".

Благодаря хорошо поставленной службе радиоперехвата, рассказывает Геуст, финны имели полное представление о намерениях советского командования и могли успешно маневрировать своими небольшими силами, бросая их на самые угрожаемые участки фронта. Этим отчасти объясняется, парадоксальное, казалось бы, обстоятельство, что финнам в ходе войны не раз удавалось окружать части и соединения РККА.

"54-я горно-стрелковая дивизия, местом довоенного дислоцирования которой был город Кандалакша, комплектовалась местными жителями, дивизия была хорошая. Если 163-ю и 44-ю дивизии финнам удалось разбить и заставить отступить, то 54-я, хотя и попала а окружение, продержалась до конца войны и отвлекла на себя всю 9-ю пехотную дивизию финской армии", — рассказывает Баир Иринчеев.

Разгромленная под Суомусалми 44-я дивизия, как и дейстовавшая в районе Петсамо 52-я, понесшая небольшие потери, относились к числу тех соединений Красной Армии, который принимали участие в Польской кампании в сентябре 1939 года.

52-я дивизия 2 декабря 1939 года заняла Петсамо, — восстанавливает ход событий Михаил Мельтюхов, — "и к 18 декабря продвигается до Рованиеми... А 44-я дивизия попала в очень неприятную ситуацию, там же паника началась, и значительная часть потерь связана именно с паникой. Понятно, что потери 44-й были просто несопоставимы с потерями 52-й".

Финская Д.О.Т. на Рыбачьем, июль 2009 г. globant.narod.ru

"Открытая местность в тундре, — замечает Баир Иринчеев, — не позволяла финнам безнаказанно наносить удары и отходить. К тому же Фролов, командующий 14-й армии очень быстро отдал приказ поставить разъезды, болкгаузы, блок-посты вдоль дороги в тундре, чтобы обезопасить коммуникации 52-й дивизии и всей своей армии от налетов финских лыжников".

"Не нужно забывать, — продолжает Баир Иринчеев, — что против 44-й дивизии была развернута целая 9-я дивизия финнов. Часто встречается в литературе, особенно в западной, что финны уничтожили 44-ю дивизию чуть ли не одним батальоном. Это не так. После того как финны заставили 163 дивизию отойти, 44-я оказалась перед сопоставимой финской группировкой".

Экзотический генерал

Действиями финнских войск в районе Петсамо и Салла руководил командующий Лапландской группы генерал Курт Валлениус, известный симпатиями к нацистам. Лапландская группа вместе с Северо-Карельской входила в состав Северо-Финляндской группы.

В районе Салла финны имели четыре отдельных батальона, пехотный полк и артиллерийскую батарею. Их силы в окрестностях Петсамо были еще скромнее: три отдельные роты, отдельная артиллерийская батарея и разведгруппа.

"Маннергейм, главнокомандующий финской армии, в начале марта 1940 года направил Валлениуса в район Выборгского залива. Считалось, что поскольку Валлениус организовал очень крепкую оборну в Лапландии, он также успешно сможет организовать оборону Выборга. Однако из этого ничего не получилось, и через день-два после прибытия Валлениуса под Выборг, его сняли", — рассказывает Карл-Фредрик Геуст.

Баир Иринчеев говорит, что причина опалы была весьма прозаичной: "Валлениус, когда его вызвали из Лапландии на Карельский перешеек, через три дня ушел в запой, и был отправлен в отставку Маннергеймом".

"Поскольку 52-я дивизия получила приказ остановиться и фактически большую часть войны стояла на месте, то, наверное, финский командующий тоже как-то отличился. Но я с трудом себе представляю, что бы он делал, если бы 52-я дивзия получила приказ двигаться дальше. У него просто сил не было, чтобы ее остановить", — рассуждает Михаил Мельтюхов.

Американская газета Pittsburgh Post-Gazette в номере от 18 декабря 1939 года приводит выдержки из интервью генерала Валлениуса шведским журналистам. Он утверждал, что война может продлиться не менее года, и так характеризовал противника:

"Советская артиллерия хороша, танки ничего из себя не представляют, а самолеты пилотируются неумело, — заявил генерал. – У некоторых захваченных в плен советских летчиков были обнаружены отпечатанные таблицы умножения, с помощью которых они должны были решать технические проблемы".

Шведский союзник

На помощь Финляндии в течение всей войны прибывали иностранные добровольцы – венгры, норвежцы, датчане, британцы, эстонцы. Мало кто из них успел побывать на передовой. Самый крупный контингет выставили шведы, которым и в самом деле пришлось понюхать пороха.

В северной Финляндии действовал шведский добровольческий корпус общей численностью около восьми тысяч человек. Добровольцами командовал генерал Эрнст Линдер. С разрешения шведского правительства был сформирован добровольческая эскадрилья, имевшая 12 легких бомбардировщиков и 12 истребителей.

"У Валлеинуса был шведский добровольческий корпус, который прибыл на фронт в Салла в последних числах февраля 1940 года. Шведская эскадрилья прибыла в Лапландию январе. Это был единственный авиаотряд в Лапландии, — говорит Карл-Фредрик Геуст. – Шведская эскадрилья воевала два месяцаю, а шведская пехота и артиллерия только две недели".

По словам финского историка, до прибытия шведской эскадрильи Финляндия не располагала авиацией в Лапландии. Советские бомбардировщики действовали без сопровождения истребителей. По данным Карла-Фредрика Геуста, шведские летчики сбили 9 советских самолетов. Потери шведов составили 5 самолетов. Три пилота погибли, а двое попали в плен.

"Шведская пехота встала в оборону и высвободила финский 40-й пехотный полк, который в полном составе был отправлен на Карельский перешеек. Шведы приняли фронт от 40-го пехотного полка 28 февраля 1940 года", — рассказывает Баир Иринчеев.

"Шведы оказали реальную помощь. Не только тушенкой, как говорится. Они снабжали финнов вооружением, добровольцев там полно служило. Для шведова, Финляндия всегда являлась передовой линией обороны. То есть, чем дальше будет советская граница от Швеции, тем лучше. Именно поэтому шведы оказали самую большую помощь", — объясняет Михаил Мельтюхов.

Десант отменяется

Порт Петсамо, никелевые рудники и пункты базирования флота интересовали практически всех – СССР, Германию, британцев, французов, американцев.

Захват Петсамо для советского командования объяснялся стратегическими соображениями. Карл-Фредрик Геуст напоминает, что западные державы – Британия и Франция – планировали высадить десант на побережье Баренцева моря.

Баир Иринчеев полагает, что угроза британско-французского десанта стала одним из факторов, который побудил советское командование "закончить дело миром", хотя финская армия держалась уже из последних сил.

"Англичанам и французам советско-финская война была, мягко говоря, не очень интересна, — говорит Михаил Мельтюхов. Одно дело на словах поддерживать финнов и что-то им посылать, совсем другое – ввязываться из-за них в войну. Дело было скорее в том, чтобы под шумок захватить железнорудные месторождения в Швеции, которые на 75 процентов снабжали Германию рудой".

Британия и Франция, продолжает Мельтюхов, могли попытаться с одной стороны через Норвегию и Нарвик, а с другой через Петсамо оккупировать этот регион и контролировать его. Западные союзники, считает российский историк, во-первых, не слишком спешили с высадкой. Они расчитывали, что война затянется, и всячески этому способствовали.

Впрочем, для высадки франко-британского десанта требовалась просьба правительтва Финляндии, а также согласие Норвегии и Швеции. Операцию предполагалось начать 20 марта. Мирный договор между Финляндией и СССР был заключен 12 марта.

Британским, французским и польским частям, которым не довелось высадиться в Петсамо, пришлось в апреле воевать уже не с советскими, а с немецкими войсками под Нарвиком в Норвегии. Для проведения операции Weserubung немцы в разрешении не нуждались.

Советский Союз, который с Германией после заключения пакта о ненападении и договора о дружбе и границе связывали партнерские отношения, предоставил немецким военно-морским силам пункт снабжения в Западной Лице на Кольском полуострове.

Документы:

  • Меморандум СССР правительству Финляндии, 14 октября 1939 г.
  • "Новые провокации финляндской военщины", г. "Правда", 29 ноября

В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Тут нередки магнитные бури, влияющие, в числе прочего, и на радиосвязь. В период полярной ночи нередка туманная погода, а осенью свирепствуют штормы.

Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. При этом война в Арктике на границе между СССР и Германией, оккупировавшей Норвегию, а с 25 июня – в советской и финской Лапландии, велась с обеих сторон в условиях крайне ограниченных ресурсов (как материальных, так и людских). В то же время почти нигде не описанная война в воздухе, шедшая в этом районе, является одной из самых интересных глав в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими асами противоборствующих сторон случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

Немало внимания уделено роли авиации в обеспечении проводки союзных конвоев в порты Мурманска и Архангельска, а также участию союзной (прежде всего британской) авиации. При этом был использован практически весь доступный на сегодня пласт отечественных и зарубежных печатных источников, документы и воспоминания ветеранов.

За прошедшие почти семь десятков лет тема получила достаточно широкое, но однобокое освещение.

Всестороннее изучение воздушной войны в Заполярье началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач на тот момент относилось создание официальной истории. Так, в 1945–1946 годах появились «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», а также «Исторический отчет о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Завершила создание «лакированной» истории авиации СФ в ВОВ монография В. Бойко «Крылья Северного флота», изданная в 1976 году в Мурманске. Отметим, что и поныне этот труд является практически единственной обобщающей работой по теме авиации Северного флота в войне. Конечно, от роли партии в целом и политработников в частности автору уйти не удалось – время было такое.

Новый всплеск интереса к теме (впрочем, как и ко всей истории Великой Отечественной войны) начался в 90-х годах XX века. Прежде всего выделяются работы таких историков авиации, как Александр Марданов и Юрий Рыбин, которые в различных специализированных журналах опубликовали три десятка статей по различным аспектам воздушной войны в Заполярье.

Отдельно стоит отметить деятельность доцента Поморского международного университета М.Н. Супруна из Архангельска, который смог организовать выпуск четырех выпусков сборника статей «Северные конвои. Исследования. Воспоминания. Документы». Кроме того, в соавторстве с Р.И. Ларинцевым он издал прекрасную книгу «Люфтваффе под Полярной звездой», которая на сегодняшний день является подспорьем для всех интересующихся темой противников североморцев.

Все тот же Роман Ларинцев, совместно с известным исследователем из Таганрога Александром Заблотским, за относительно короткое время издал целую серию статей о противостоянии советской авиации и кригсмарине на севере, которая в итоге вылилась в книгу «Советские ВВС против кригсмарине» (М.: Вече, 2010).

Предпринимались также попытки оценить и действия с обратным знаком – то есть люфтваффе против Северного флота. Это было сделано в книге известной своими германофильскими взглядами тройки авторов – М. Зефирова, Н. Баженова и Д. Дегтева «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев» (М.: ACT, 2008).

Оценивая в целом изданную литературу по теме, стоит признать, что на данный момент цельной картины воздушной войны в Заполярье пока нет. И надеюсь, что предлагаемая работа станет первой ласточкой в деле осмысления результатов войны на северном участке огромного советско-германского фронта.

Немецкое наступление (июнь-сентябрь 1941 г.)

Район советского Заполярья всегда славился большими запасами сырья, топлива и даров моря. После революции в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась промышленная разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, угля в Норильске, соли и угля – в Нордвике.

Особое значение имел единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза – маленький городок Мурманск. Основанный 4 октября 1916 года как Романов-на-Мурмане, он изначально предназначался для обеспечения поставок военных припасов из Европы от союзников по Антанте. Именно из-за этого свою специфику имела и Гражданская война на Севере, когда под предлогом защиты огромных складов с оружием и амуницией сюда был высажен союзный экспедиционный корпус. Во многом из-за этого советская власть в Заполярье установилась относительно поздно – только 7 марта 1920 года. За следующие 12 лет город получил серьезное развитие. Так, население Мурманска возросло в 16 раз, достигнув цифры 42 тысячи человек.

На момент начала операции «Барбаросса» по сравнению с другими участками фронта в Финляндии и Норвегии противостоящая советским войскам группировка была фактически слабее всех, поскольку в этом районе Гитлер старался всего лишь предотвратить высадку британского десанта. Поэтому на границе Советского Союза с Норвегией и Финляндией были развернуты весьма ограниченные силы. С другой стороны, весь карельский сектор, от Ладожского озера северо-восточнее Ленинграда до южного берега Баренцева моря далеко на севере – а это 950 километров, – прикрывался всего лишь двумя советскими армиями (7-й и 14-й). 14-я армия была расположена к западу от Кольского полуострова и имела главной целью прикрытие Мурманска.

ВВС 14-й армии и приданными частями ВВС Северного флота командовал талантливый пилот, генерал-майор авиации Александр Кузнецов. 22 июня 1941 года советские авиационные подразделения, защищавшие арктическую зону и Кольский полуостров, располагались следующим образом:

Согласно предвоенным планам, 7-я армия растянулась почти по всей советско-финской границе, от Ладожского озера до южной части Кольского полуострова. Командование армии располагало весьма ограниченными авиасилами – всего лишь одним авиаполком (72-й сбап 55-й сад).

Наличие относительно небольшого количества авиатехники компенсировалось высоким уровнем подготовки летчиков. Почти половина из них служили в Карелии и на Крайнем Севере более двух лет, многие обладали солидным боевым опытом, полученным в небе Испании и Халхин-Гола либо во время советско-финской войны.

Как уже отмечалось, на начальном этапе войны против СССР главной задачей немецкой группировки в Норвегии было предотвращение любых попыток Великобритании высадить десант на континент (а такая возможность всерьез обсуждалась в Лондоне). Поэтому для наступления и захвата Мурманска были выделены ограниченные контингенты наземных и воздушных сил.

По состоянию на 22 июня 1941 года, 5-й воздушный флот генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа насчитывал в своем составе в общей сложности 240 самолетов в Норвегии и небольшое подразделение в Финляндии. Основными боевыми единицами были KG 30,1./KG 26, отдельные части JG 77 и IV.(St)/LG 1. Части, предназначавшиеся для борьбы против Советского Союза, перед войной были объединены в «Люфтваффенкоммандо Киркенес» под командованием полковника Андреаса Нильсена.