Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной кор­кой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроко­нечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосно­вый дождь. Их много было в осеннем лесу, дождей: сосновый, бере­зовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивают с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные и золотистые.

(В. Козлов) (106 слов)

Задание (на выбор учащихся)

  1. Подчеркните ключевые слова. Определите тему текста и его основную мысль. Озаглавьте.
  2. Графически объясните орфограммы в наречиях. Подберите синонимы к наречиям с приставкой не-. Сформулируйте правило правописания нес наречиями. Выполните морфологический раз­бор двух наречий.
  3. Обозначьте состав прилагательных с нн . Сформулируйте правило правописания н и нн в прилагательных. Выполните мор­фологический разбор качественного и относительного прилага­тельных.
  4. Выпишите местоимения. Определите их разряд. Местоиме­ния всех ли разрядов имеются в тексте? Добавьте свои примеры. Выполните морфологический разбор местоимения.

Вариант 3.

Обязательная часть

1.(1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

бралА, начАтый, бантЫ, донельзЯ

2. (1 балл). Запишите, вставьте пропущенные буквы ы – и после ц в словах:

Крепкие мышц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон.

3. (1 балл) Запишите, вставьте нужное окончание в имена существительные:

Приказ о наступлени…, петь в консерватори…, узнать о зачислени…

4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

Пр…добрый человек,пр…гадкий мальчуган, пр…ободрить товарища, пр…хорошенькая девица, пр…подавать урок, пр…бытие поезда.

6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Напишите правильно.

Несколько дворян, пара сапог, шесть апельсин, много басней.

7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.

Умное шимпанзе, узкое авеню, вкусный кольраби, молотый кофе.

8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?

Легко дышит...ся. Ему трудно извинит…ся. Всё сбудет…ся.

9. (1 балл) Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.

1) к..рикатура, погл..щать, вопл..тить, тр..нслировать;

2) благосл..влять, спарт..киада, об..гащать, р..сток;

4) уд..литься, об..няние, выр..щенный, спл..титься.

10. (1 балл) Выпишите предложения, в которых вместо пропущенной должна стоять буква Е.

Вдруг как выпрыгн…т!

Не уме…шь дружить – один остан…шься.

От искры бор разгора…тся.

С кем хлеб-соль вод…шь?

11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

Грибоедов создал (не)традиционную для своего времени комедию.

Девушка выглядела очень (не)весёлой.

- (Не)хотя мы поели и вышли на улицу.

И, головы седой (не)поднимая, опять сидела тихо у огня.

12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить запятую перед союзом и.

1)Туман редел и становилось темнее.

2)На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска

3)Жара и усталость взяли свое,

13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1.Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей

2.Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.

3. Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.

14. (1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.

1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.

15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения, запишите.

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

16. (1 балл) В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить слово ОБОРОТИСТЫЙ?

Выпишите это предложение, заменив в нем слово.

1) На ОБОРОТНОЙ стороне листа был написан телефон.

2) Фабрика не может класть на депозит ОБОРОТНЫЕ средства.

3) К тому времени Порфирий скопил немалый ОБОРОТНЫЙ капиталец.

4) Попандопуло был ОБОРОТНЫМ дельцом с сомнительной репутацией.

17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, где нужно поставить одну запятую.

1) Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.

2) Море и ветер внезапно утихли.

3) Моряки как на кораблике так и в лодке почувствовали себя лучше но ещё долго не верили в своё спасение.

18. (1 балл) Укажите правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:

В горах ударил гром (?) и хлынули потоки воды.

1.Простое предложение, перед союзом И запятая нужна.

2.ССП, перед союзом И запятая не нужна.

3.Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 19–21

(1)... (2)Одним из главных обсуждавшихся там вопросов было ограничение морских вооружений. (З)Это произошло впервые в истории мировой политики. (4)Конференция установила предельное водоизмещение линейных кораблей, максимальный калибр их артиллерии, а также утвердила суммарное водоизмещение для флота каждой страны-

участницы. (5)Поскольку некоторые из стран уже заложили новые линейные корабли, которые, будучи достроенными, намного превысили бы лимит водоизмещения, было решено использовать эти корпуса для новой конструкции авианосцев, чья верхняя палуба представляет собой площадку для взлёта и посадки самолётов. (6)... появился ещё один класс кораблей, которым суждено было в будущем стать основной ударной

силой военных флотов, сменив в этом качестве линкоры.

19. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

После Вашингтонской конференции та роль, которая раньше отводилась морским флотам, всё чаще стала связываться с флотами авиационными.

В 1921 году в Вашингтоне состоялась международная конференция, на которую были приглашены представители всех стран-победительниц в Первой мировой войне.

Флот, созданный для утверждения могущества Германии, на деле стал фактором её поражения.

«Золотой век» линейных кораблей (броненосцев) остался в прошлом, но ещё почти два десятилетия они продолжали оставаться самыми сложными боевыми машинами, созданными человеком.

20 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

Однако, Наоборот, Впрочем, Так.

21. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

ограничение было (предложение 2)

это произошло (предложение 3)

заложили корабли (предложение 5)

намного превысили (предложение 5)

Дополнительная часть

22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст

2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться

3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать

4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Берестяные грамоты Новгорода - бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Запишите предложение и расставьте отсутствующие знаки препинания.

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

Я думал о людях, чья жизнь была связана с этой историей, и мне захотелось узнать, что с ними стало.

25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Запишите предложения, раскрывая скобки.

1) Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

2) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

3)Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО ЖЕ время не понимал, ОТЧЕГО дом стал таким пустынным.

4)Великий шёлковый путь начинался в Китае, ЗАТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а ОТТУДА в Европу.

26. (3 балла) Из приведенных в скобках слов выберите нужные:

Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).

Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка квартиры).

Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль).

27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

нетерпимый - нетерпеливый, заразный - заразительный,

28. (3 балла) Прочитайте текст.

Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.

Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте и выпишите его.

В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.

Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.

Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.

Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.

Помимо изменения климата, опасность для человечества представляет наблюдаемое сегодня исчезновение многочисленных видов растений и животных. Биологическое разнообразие планеты - это результат миллионов лет эволюции. Человек, несмотря на высокую ступень его развития, продолжает оставаться зависимым от окружающей среды и процессов, происходящих в

дикой природе, и снижение биологического разнообразия не может не повлиять на человека прямо или косвенно.

Тест по русскому языку по теме « Двусоставные и односоставные предложения»

Найдите среди данных предложений односоставное .

А) Не плачь ты попусту.

Б) Часам к двум пополудни началась гроза.

В) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)

Г) Тротуары заливают асфальтом.

2) Определите тип предложения Лед как сахар.

А) односоставное назывное.

Б) двусоставное с составным именным сказуемым.

3) Найдите безличное предложение

А) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б) Хорошо в зимнем лесу!

В) В воскресенье старайся быть больше на свежем воздухе.

Г) Газеты обычно приносят утром.

4) Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

А) двусоставное

Б) односоставное определенно-личное

В) односоставное безличное

Г) односоставное неопределенно-личное

5) Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.(А.С.Пушкин)

А) двусост. , и двусост.

Б) двусост., и определенно- личн.

В) двусост., и неопределенно-личн.

Г) двусост., и безлич.

6) Укажите предложение, которое соответствует схеме двусос., и безличн.(знаки не проставлены)

А) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

Б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В) Небо было темное и только при вспышке молнии можно было рассмотреть тучи.

Г) Еще мгновение и лодка вошла под своды деревьев.

7) Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В) Прочитайте Гоголя и вы почувствуйте в нем сатирика.

Г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

8) Найдите среди данных предложений односоставное.

А) Веет с поля ночная прохлада.

Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.

В) Свет луны во все концы.

Г) В лесу держался запах прелой травы.

9) Найдите неопределенно-личное предложение.

А) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В) Наконец-то позвали меня.

Г) В классе тепло.

10) Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А) неопределенно-личное

Б) определенно-личное

В) безличное

Г) назывное.

Вариант 1

1. Укажите верное утверждение.

Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.

В нем нет подлежащего.

Основная форма сказуемого-глагола - 1-е или 2-е лицо.

Действие совершается определенным лицом.

3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные .

1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.

4; Укажите неопределенно-личные предложения.

1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)

5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это

предложение?

1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому)

6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)

1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом.

4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась

в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)

8. Найдите грамматические основы в. предложениях.

1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть.

1) Если заводишь друга, смотри в его сердце.(Пословица) 2) Правда - воздух, без которого дышать нельзя. (И. С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг. (В.Г.Лидин)

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение.

1)Если в предложении имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое), то оно является односоставным.

Бели в предложении имеется одна основа, то оно является односоставным.

Односоставные предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными.

2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

В нем нет подлежащего.

Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму прошедшего

времени множественного числа.

Глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает

это действие.

3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.

1) Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги эту книгу. 3) На уроке математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.

4. Укажите неопределенно-личные предложения.

1) Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков. 3) Затем

мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей, 5) При этом в раствор переходят все составные части древесины. 6) И лишь целлюлоза остается твердой.

5. Найдите предложение, в котором есть только один главный член - подлежащее. Как называется это предложение?

1) Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест целый день хлюпать? 4) Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом пойдут туманы. (По С.Черному)

6. Найдите безличное предложение и укажите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука. 3) И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4) Иногда им улыбается удача. 5) Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся со всех сторон. (Но Н.Калининой)

7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?

1) В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. 7) В эти Дни кажется, что земля начинает даже светиться. (По В.Пескову)

8. Найдите грамматические основы в предложениях:

1) Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3) Соль едят во всем мире. 4) Огонь маслом не заливают. 5) Два медведя в одной берлоге не уживутся.

9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.

10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.

1) У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились с почтительностью и любовью. (Н.Верзилин) 2) Когда открываешь книгу с рисунками или фотографиями, то словно попадаешь в другой мир. (Е.Каменева) 3) Синее-синее небо, на котором ярко блестит солнце.


Дидактический материал
по теме «Наречие»

Сравнительная степень наречия

Карточка 1.

Выглядеть моложе, отец моложе матери, наша река многоводнее, стать многоводнее, голос громче, говорил громче, брат выше сестры, прыгнуть выше, товарищ сильнее, стал сильнее, ручей шире, раскрыть шире.

Карточка 2. Выпишите словосочетания с наречиями.

Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее, раздается реже, лес стал реже, движения медленнее, движения стали медленнее.

Карточка 3. Спишите текст, выделяя в нем три абзаца. Запишите наречия, данные в скобках, в сравнительной степени. Выделите суффиксы. Вставьте пропущенные буквы.

Ветер и солнце

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильнее, и условились они, что победит из них тот, кто застав_т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав_рнулся в свой плащ_. Ветер задул еще (порывисто). Задр_жал путник от холода и укутался еще (плотно). Наконец ветер устал и предоставил солнцу пок_зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, прохожий снял верхн_ одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра_делся совсем и выкупался в речк_. (А.М. Пешковский)

– Сформулируйте основную мысль текста.

Карточка 4. Спишите предложения, заменяя слова в скобках сравнительной степенью. Подчеркните эти слова как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Все (медленно) проходило солнце свой дневной путь, (тепло) становился воздух, казалось, что пр_шло уже весеннее веселье, шутливо прячет_ся где-то за горами в полях и скоро хлынет за город. (М.Горький)

Солнце поднялось высоко, день раздвинулся (широко) и стал (глубоко) и (просторно). Все вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо. Воздух гудел от солнца, от его ровного и чисто спадающего светозарного могучего течения, теперь, после ночи, пила и не могла напит_ся, насытит_ся солнцем земля... Всякий звук, всякий трепет листочков казался не случайным, знач_щим (много), чем просто звук или трепет. (В.Распутин)

– Укажите в обоих отрывках выразительные средства.

Группы наречий по значению

Карточка 1. Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите группы наречий по значению.

Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал рот камешками чтобы сильнее двигался язык он говорил на берегу стараясь перекричать шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы выучит_ся правильно дышать. Чтобы пр_одолеть это и научит_ся говорить внятно и сильно, он поселился в пещер_ на берегу моря обрил себе полголовы чтобы (не)воз_ращат_ся к людям, пока (не)отр_стут волосы, и _десь упражнялся в (красн_)речи_. Смолоду он был (косн_)язычен. (Из книги «Литературный календарь»)

– Подчеркните наречия как члены предложения.

– Запишите основную мысль отрывка.

Карточка 2. Спишите текст, вставляя буквы, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия. Подчеркните их как члены предложения, укажите их группу по значению.

Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_ _____ перед собой на холмик_ он увид_л человека. Пол_жив лицо на ладони человек с_дел _____. С минуту Быланин _____ всматривался в согбе_ную фигуру _____ улыбнувшись про себя _____ зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-ушанкой в руке.

Человек ____ вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами торчавшими из(под) выцветш_ солдатской фуражк_ с реденькой и, как пуч_к пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми ша_ками побежал с пр_горка.

Сойдясь они ____ пожимали друг другу руки.

(Ф.Наседкин)

Карточка 3. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Определите смысловую группу наречий.

Лес шумел

В этом лесу ____ стоял шум – суровый, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как (не)ясное воспом_нание о прошедшем. В нем ____ стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого (не)к_сались еще п_ла и топор лесного барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью плотно сомкнувшись ____ зелеными вершинами. ____ было ____, пахло смолой; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники ___ ра_кинувшиеся пр_чудливою б_хромой и стоявшие не ____, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись высокими стеблями зеленые травы белая кашка склонялась от_желевшими головками, как будто в тихой истоме. А ____ без конца и перерыва т_нулся лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. (В.Короленко)

– Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

– Определите тип текста.

– Укажите выразительные средства.

Карточка 4 . Спишите, вставляя буквы, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их смысловую группу.

Перед грозой

Покорная природа ц_пенела в молчани_. Ни ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот наконец, когда солнце стало спускат_ся к западу, из(за) холмов ____ пок_залось (пепельно)серое кудрявое обл_ко. ____ в стоячем воздухе что(то) порвалось ____ рванулся ветер и с шумом и свистом закружил по степи. ____ трава и прошлогодний бур_ян подняли ропот на дорог_ ____ закружилась пыль побежала по степи и увл_кая за собой солому стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи, ____ и ____ спотыкаясь и прыгая побежали перекати-поле а одно из них попало в вихрь завертелось как птица полетело к небу и обратившись в ч_рную тучу и_чезло из вида. За ним понеслось другое, потом трет_е. За холмами ____ прогремел гром подуло свежест_ю. (А.П. Чехов)

– Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

– Выпишите выразительные средства.

Карточка 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Но, как бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима (не) уступала но один теплый денек пересилил наконец – и потекли руч_и запели птиц_. Весь луг и кусты около реки ут_нули в вешних водах между Жуковом и той стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки...

Журавли летели быстро-быстро и кричали грус_но, будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга подолгу смотрела на разлив на солнце на светлую точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало от того, что страс_но хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. (А.П. Чехов)

– Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группы по значению.

– Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.

Карточка 6. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. Укажите группу наречия по значению.

Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка прихрамывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжою по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес. (И.С. Тургенев)

– Определите тип речи.

– Выпишите причастные и деепричастные обороты.

– Составьте словарный диктант из слов данного текста.

– Какие художественные средства использует автор текста?

Итоговые диктанты

(для разных уровней)

Загостившаяся осень

Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждешь ее, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.

Грамматическое задание

1. Объясните графически написание наречий.

листопад, зачастую, обнажив, загостившуюся.

3. Произведите морфологический разбор слов:

второпях, обыкновенно.

1) Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю.

2) Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Ночные звуки

На юге ночь наступает очень быстро. Надо спешить. Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Долго пробивался я по чаще, а лес все не кончался. Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

Так я сидел, прислушиваясь к ночным звукам. До меня доносился далекий сонный гомон птичьей колонии. Квакали лягушки, монотонно кричала маленькая сова, резво каркала в темноте ночная цапля. Порой начинал жалобно кричать шакал, вслед ему затягивали другие. Но потом все смолкло, и ночная тишина нарушалась лишь невнятным шорохом да изредка тихим треском сухой ветки под ногой вышедшего на охоту хищника.

(По Е.П. Спангенбергу)

Грамматическое задание

1. Составьте схемы сложных предложений.

2. Над наречиями укажите их разряд по значению.

3. Разберите по составу слова:

наугад, снова, затягивали, нарушалась.

4. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

2) Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Сосновый дождь

Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их было много в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивали с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные, золотистые.

(В.Козлов)

Грамматическое задание

1. Укажите разряды наречий по значению.

2. Разберите слова по составу:

расступились, посыпались, паутинный, высоченные.

3. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц.

2) Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки.

4. Укажите использованные в тексте сравнения, эпитеты.

Проселки

Ах, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, заросшим муравой, повиликой, какими-то белыми и желтыми цветами на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сторонам – только бесконечный, суживающийся вдали пролет меж стенами колосистой гущи да небо, а высоко в небе – жаркое солнце. Синие васильки, лиловый куколь и желтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью. Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника… Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой… Отец подбирает вожжи… Тут надо держаться покрепче, но, ухватившись за сиденье обеими руками, все-таки пристально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зеленые волны, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушевывает их, как носится, хлопая ушами, за перепелами и жаворонками Джальма (собака): иногда совершенно пропадает во ржи, – только на волнистой линии, струящейся за нею, видно, где она, – а иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивленно озираясь по сторонам.

(И.Бунин)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью.

2) Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника.

2. Разберите по составу одно наречие, деепричастие и причастие.

3. Укажите группы наречий по значению.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Подготовься к зачёту по теме «Наречие» к 20 января Ф.И._________________________________________

1.Расскажи о наречие по таблице. Дополни таблицу примерами.

1.Наречие неизменяемая….

2.Поясняет гл.

Поясняет им.прил

значение

значение

Место действия(где? куда? откуда?)

Время действия (когда?)

Образдействия (как? каким образом?)

Степень качества (насколько? в какой степени?)

3.Образование наречий

от имён прил.

от имён сущ.

Основ.прил. + суфф. (о, е) ()

Осн.сущ.+ суфф.()

Прист.+основ.прил.+суфф.()

Прист.+осн.сущ.+суфф()

Прист.+осн.сущ.()

4. Орфограммы наречий

О, Е на конце наречий после шипящих пишется…..()

А,О на конце наречий с приставками пишется…..()

Приставка ПО в наречиях с суффиксами И,ОМУ,ЕМУ на письме…….()

5. Наречие в предложении…..(Вечером шёл снег.)

2. Найди наречия, укажи, стрелкой какое слово оно поясняет. Подчеркни наречия как член предложения, укажи значение наречия.

Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их было много в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивали с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные, золотистые.

3. О или А? Объясните условия выбора этих букв.

Нак..рмить досыт(о, а), объяснить доходчив(о, а), вырастить занов(о, а), глядит испуганн(о, а), посм..треть искос(о, а), возвращаться затемн(о, а), расположиться справ(о, а), вытереть насух(о, а), сно-в(о, а) начинать, запереть наглух(о, а), вскрикнул сдавленн(о, а), взглянуть влев(о, а), изредк(о, а) прикасаться.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. О или Е? Объясните условия выбора этих букв.

Свеж.., инач.., достаточн.., горяч.., ниж.., сначал.., избыточн.., свыш.., справ.., легч.., нехорош.., похож.., жгуч.., певуч..____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подберите к данным наречиям антонимы (слова с противоположным значением)

ласково – _______________

близко – ____________

активно – ________________

кратко –______________

небрежно – ______________

насмешливо –______________

сложно – ____________

позади –_____________

снаружи – ____________

6. Выпиши словосочетания с наречием. Разбери наречия по составу.

Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. В лесу всюду появились голубые озёра. Повсюду чувствуется дыхание весны. По - разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде ты увидишь и услышишь синиц. Они радостно и звонко возвещают приход весны._______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Спишите, раскрывая скобки, объясняя орфограммы.

Человек должен подавлять в себе злость, скверн.. настроение. (Не) быва..т в жизн.. радос..ным и удач..ным каждый день. Обез..яны в минуты возбуждения б..ют себя в гру..ь, с..бака рычит и скал..т зубы, слон размахива..т хоботом. Человек обязан владеть собой! Выд..ржка ценит..ся людьми, но неле..ко даётся. Ты сел играть с т..варищем. У тебя ч..дес..ное настроение. Но вот ты пр..игрыва..шь. Сразу станов..шься подозрительным, проверяя..шь каждый ход, спор..шь, ссор..шься. Будь справедли.. и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чу..ствами. Самообладание сослуж..т тебе хорошую службу. _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________