Изнурять себя тренировками и диетами, бороться с морщинами и собственными желаниями – в попытке обрести полный контроль над собой многие стремятся превратить свое тело в послушную машину. Можно ли вернуть ему свободу и как это сделать? Отвечает гештальт-терапевт Марина Баскакова.

Она совершенно не щадит себя. Долгое время занималась танцами. Сейчас в программе часовые пробежки и занятия йогой. Она говорит, что обожает спорт. Мучается, если приходится пропустить тренировку, например из-за болезни. «Весь день я чувствую себя виноватой. А вечером вглядываюсь в зеркало: мускулы стали менее заметны – и это подтверждает мою вину». Муж восхищается ею, подруги завидуют, но это не помогает. Она считает себя некрасивой и живет в постоянном страхе набрать лишний вес или нарушить режим.

Внешний идеал

Что же с нами происходит? «Мы видим себя не такими, какие мы есть на самом деле, а такими, какими нас, по нашему мнению, видят окружающие, – объясняет гештальт-терапевт Марина Баскакова. – Стремление к контролю – отголосок «стадии зеркала» в развитии ребенка». В возрасте примерно до двух лет дети получают представление о своем теле, видя свое отражение. Благодаря родителям, которые подводят ребенка к зеркалу, он начинает осознавать себя как отдельную личность. Если взрослые не показывают, что ценят и любят ребенка таким, какой он есть, ему будет трудно научиться ценить себя. «Занятым матерям часто не хватает времени и чуткости, чтобы улавливать исходящие от ребенка импульсы и отвечать на его потребности, – продолжает Марина Баскакова. – Вместо этого они ждут, чтобы ребенок осуществлял определенные функции: ел что дают, засыпал в назначенный час. И сердятся, если он ведет себя не так. В сознании ребенка закрепляется мысль: ради того чтобы мама (а позже – воспитатель, учитель) была довольна, ему надлежит делать что велят, а не то, чего хочется ему самому». Нельзя пробовать на вкус дождевого червяка, но нужно проглотить ненавистную кашу. Вокруг столько интересного, а говорят: «Сиди тихо!» Постепенно требований становится больше. Ученик должен выглядеть опрятно. Девушка – выглядеть соблазнительно. Мужчина – быть спортивным.

Против некоторых предписаний мы протестуем, другим подчиняемся. Нам кажется, что заслужить одобрение можно, только приведя себя в соответствие с образцами. Так «мы обрекаем себя на постоянное недовольство собой, ведь мы никогда не можем сказать: ну вот, теперь я идеален», – подчеркивает Марина Баскакова. Идеал – всегда нечто внешнее по отношению к нам. Стать им так же невозможно, как стать кем-то другим.

Подавленные желания

Взъерошить волосы симпатичному незнакомцу, толкнуть старушку, наехавшую на нас тележкой в супермаркете, сладко зевнуть на совете директоров… Как бы ни хотелось, мы этого не сделаем. Умение подавлять свои импульсы – условие существования в обществе. Но иногда этот полезный навык... вредит. «В своей практике я встречаюсь со случаями, когда женщина неспособна испытать оргазм из-за привычки контролировать себя, – рассказывает Марина Баскакова. – Даже в интимной обстановке она боится, что будет выглядеть некрасиво или неприлично. Страх не осознается, но он живет в теле, мешая естественно дышать и двигаться. Требуется терапевтическая работа, чтобы вернуть спонтанность и свободу испытывать наслаждение».

Мы подавляем не только сексуальные импульсы. Табак и алкоголь, калорийная пища, усилители вкуса... Цивилизация поставляет соблазны, культура осуждает тех, кто на них польстится. Мы противостоим своим желаниям, которые активно стимулируются рынком. Этот постоянный конфликт выглядит неразрешимым. «Он неразрешим до тех пор, пока мы ориентированы вовне и не чувствуем того, что происходит у нас внутри, – констатирует Марина Баскакова. – Мы живем в искусственной среде и уже не вернем себе состояние животного, которое повинуется лишь своим побуждениям и отдыхает, пока голод и инстинкт размножения не заставляют его действовать. Но в наших силах вернуть себе собственные (а не внушенные) желания. Для этого нужно восстановить связь с телом, научиться улавливать свои реальные потребности и ориентироваться на себя».

Между душой и машиной

«Ребенок не отделяет себя от тела, он весь – тело, – замечает Марина Баскакова. – Но затем появляется дистанция, мы начинаем постепенно воспринимать тело как инструмент, который должен обслуживать интересы личности». Вшитый в сердце клапан продлевает нам жизнь, ботокс разглаживает морщины, зубные импланты возвращают улыбку, грудные добавляют сексапильности. Мы работаем над тем, чтобы превратить свое тело в безупречный механизм. Не рискуем ли мы утратить душу? Интерес кинематографа к этой теме подтверждает ее актуальность. Киногерои («Робокоп», «Бегущий по лезвию бритвы», «Двухсотлетний человек», «Суррогаты» и другие фильмы) мечтают обрести человечность.

«Тело создает основу нашего самовосприятия, – подчеркивает гештальт-терапевт. – Делая из него машину, мы и себя лишаем естественности. Как всем млекопитающим, нам необходим телесный контакт, прикосновения, ласки. Поэтому мы гладим животных, обнимаем друг друга». Но если женская грудь, обретая идеальную форму, теряет чувствительность, она превращается в аксессуар вроде сумочки. «Изменения в теле влияют на личность. Когда их слишком много или они слишком резкие, может нарушиться самоидентификация: вместе с частью тела мы теряем часть своего «Я», – подчеркивает Марина Баскакова. – Это не значит, что нужно отринуть все блага цивилизации. Однако стоит заботиться о своем самочувствии, о свободе движений и переживаний, а не только о внешнем виде. Только мы сами можем найти баланс между тем, что дано нам от природы, и тем, что предлагают культура и общество».

Марина Баскакова, психолог, член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), тренер Института танатотерапии.

Она совершенно не щадит себя. Долгое время занималась танцами. Сейчас в программе часовые пробежки и занятия йогой. Она говорит, что обожает спорт . Мучается, если приходится пропустить тренировку, например из-за болезни. «Весь день я чувствую себя виноватой. А вечером вглядываюсь в зеркало: мускулы стали менее заметны – и это подтверждает мою вину». Муж восхищается ею, подруги завидуют, но это не помогает. Она считает себя некрасивой и живет в постоянном страхе набрать лишний вес или нарушить режим.

Внешний идеал

Что же с нами происходит? «Мы видим себя не такими, какие мы есть на самом деле, а такими, какими нас, по нашему мнению, видят окружающие, – объясняет гештальт-терапевт Марина Баскакова. – Стремление к контролю – отголосок «стадии зеркала» в развитии ребенка». В возрасте примерно до двух лет дети получают представление о своем теле, видя свое отражение. Благодаря родителям, которые подводят ребенка к зеркалу, он начинает осознавать себя как отдельную личность. Если взрослые не показывают, что ценят и любят ребенка таким, какой он есть, ему будет трудно научиться ценить себя. «Занятым матерям часто не хватает времени и чуткости, чтобы улавливать исходящие от ребенка импульсы и отвечать на его потребности, – продолжает Марина Баскакова. – Вместо этого они ждут, чтобы ребенок осуществлял определенные функции: ел что дают, засыпал в назначенный час. И сердятся, если он ведет себя не так. В сознании ребенка закрепляется мысль: ради того чтобы мама (а позже – воспитатель, учитель) была довольна, ему надлежит делать что велят, а не то, чего хочется ему самому». Нельзя пробовать на вкус дождевого червяка, но нужно проглотить ненавистную кашу. Вокруг столько интересного, а говорят: «Сиди тихо!» Постепенно требований становится больше. Ученик должен выглядеть опрятно. Девушка – выглядеть соблазнительно. Мужчина – быть спортивным.

Против некоторых предписаний мы протестуем, другим подчиняемся. Нам кажется, что заслужить одобрение можно, только приведя себя в соответствие с образцами. Так «мы обрекаем себя на постоянное недовольство собой, ведь мы никогда не можем сказать: ну вот, теперь я идеален», – подчеркивает Марина Баскакова. Идеал – всегда нечто внешнее по отношению к нам. Стать им так же невозможно, как стать кем-то другим.

Подавленные желания

Взъерошить волосы симпатичному незнакомцу, толкнуть старушку, наехавшую на нас тележкой в супермаркете, сладко зевнуть на совете директоров… Как бы ни хотелось, мы этого не сделаем. Умение подавлять свои импульсы – условие существования в обществе. Но иногда этот полезный навык... вредит. «В своей практике я встречаюсь со случаями, когда женщина неспособна испытать оргазм из-за привычки контролировать себя, – рассказывает Марина Баскакова. – Даже в интимной обстановке она боится, что будет выглядеть некрасиво или неприлично. Страх не осознается, но он живет в теле, мешая естественно дышать и двигаться. Требуется терапевтическая работа, чтобы вернуть спонтанность и свободу испытывать наслаждение».

Мы подавляем не только сексуальные импульсы. Табак и алкоголь, калорийная пища, усилители вкуса... Цивилизация поставляет соблазны, культура осуждает тех, кто на них польстится. Мы противостоим своим желаниям, которые активно стимулируются рынком. Этот постоянный конфликт выглядит неразрешимым. «Он неразрешим до тех пор, пока мы ориентированы вовне и не чувствуем того, что происходит у нас внутри, – констатирует Марина Баскакова. – Мы живем в искусственной среде и уже не вернем себе состояние животного, которое повинуется лишь своим побуждениям и отдыхает, пока голод и инстинкт размножения не заставляют его действовать. Но в наших силах вернуть себе собственные (а не внушенные) желания. Для этого нужно восстановить связь с телом, научиться улавливать свои реальные потребности и ориентироваться на себя».

Между душой и машиной

«Ребенок не отделяет себя от тела, он весь – тело, – замечает Марина Баскакова. – Но затем появляется дистанция, мы начинаем постепенно воспринимать тело как инструмент, который должен обслуживать интересы личности». Вшитый в сердце клапан продлевает нам жизнь, ботокс разглаживает морщины, зубные импланты возвращают улыбку, грудные добавляют сексапильности. Мы работаем над тем, чтобы превратить свое тело в безупречный механизм. Не рискуем ли мы утратить душу? Интерес кинематографа к этой теме подтверждает ее актуальность. Киногерои («Робокоп», «Бегущий по лезвию бритвы», «Двухсотлетний человек», «Суррогаты» и другие фильмы) мечтают обрести человечность.

«Тело создает основу нашего самовосприятия, – подчеркивает гештальт-терапевт. – Делая из него машину, мы и себя лишаем естественности. Как всем млекопитающим, нам необходим телесный контакт, прикосновения, ласки. Поэтому мы гладим животных, обнимаем друг друга». Но если женская грудь, обретая идеальную форму, теряет чувствительность, она превращается в аксессуар вроде сумочки. «Изменения в теле влияют на личность. Когда их слишком много или они слишком резкие, может нарушиться самоидентификация: вместе с частью тела мы теряем часть своего «Я», – подчеркивает Марина Баскакова. – Это не значит, что нужно отринуть все блага цивилизации. Однако стоит заботиться о своем самочувствии, о свободе движений и переживаний, а не только о внешнем виде. Только мы сами можем найти баланс между тем, что дано нам от природы, и тем, что предлагают культура и общество».

Мария Аронова, 40 лет, актриса Театра имени Евг. Вахтангова «Если я начну гнаться за хорошей фигурой, то просто умру»

«У меня было две мечты – тонкая талия и длинная коса. Господь не дал ни того, ни другого. Это могло, конечно, превратиться для меня в страшный комплекс: любая девочка начнет сходить с ума, если у нее, к примеру, плохие волосы. Ей просто надо вовремя объяснить, что это не ее козырь. А ее козырь – , которого, возможно, нет у девочки с толстой косой. Мне повезло – у меня грандиозные родители. Они рассказывали мне обо мне. И все, что есть у меня, в том числе и понимание, что мое, что нет, пришло от них: это их мысли, чувства. Если бы я росла в вакууме или при тотальном контроле, я бы выросла другим человеком. Но в нашей семье отношения были основаны на доверии и уважении. Мама говорила, что павлин красив, но все идут под то дерево, где поет соловей – серая птичка. О том, кто я, в чем сильна, а в чем нет, куда мне лучше соваться, а куда нет, я узнавала и от своего художественного руководителя Владимира Иванова. И поэтому я не иду по топи. Я прекрасно понимаю, что если начну гнаться за хорошей фигурой, то просто умру. Это не моя жизнь. И я счастливейший человек, потому что самое замечательное в жизни – все про себя понять. Женщины, которые без устали борются за свою внешность, наверное, считают ее своим козырем. Другие делают ставки на другое и формируют, образовывают себя в чем-то ином. Конечно, со временем на место мыслей о внешности волей-неволей приходят мысли о возрасте. Весь вопрос в том, чтобы не стать их рабой, научиться принимать изменения просто потому, что так устроена жизнь. Мне кажется, что лучше я буду тратить свое сердце и силы на моих детей, нежели на переживания по поводу появления морщин».

Записала Е. З.

Что делать?

Марина Баскакова предлагает два упражнения, чтобы улучшить связь со своим телом.

Расположитесь в уединенном месте, сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе; разрешите себе следить за тем, как возникают ощущения. Прохлада или тепло, возможно, легкое покалывание… просто наблюдайте. Позвольте себе отнестись к телесным переживаниям с уважением и одобрением. Теперь обратите внимание на ступни ног, на то, как они опираются на пол. Задержитесь на этих ощущениях на некоторое время. Потом почувствуйте и другие части тела, под которыми есть опора: это могут быть ягодицы, спина, руки, лежащие на подлокотниках или коленях. Можно слегка изменять положение тела, если захочется усилить эти ощущения или сделать их более ясными.

Наблюдать

Обратите внимание на свое дыхание: какое оно? Это очень важный процесс. Почувствуйте воздух, который вы вдыхаете и выдыхаете. Есть ли пауза между вдохом и выдохом? Некоторое время наблюдайте, как вы дышите. Посмотрите, как меняется ваше дыхание и общее состояние. Возможно, ваше дыхание сейчас углубилось, а общее состояние улучшилось. Если это так, то вы можете и дальше находить время и место для этих простых упражнений.

Международная (Россия, Германия, Великобритания) программа «Культура тела»

Конференция «Тело как чудо!»

, психолог, телесный психотерапевт, директор Института танатотерапии, координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», учредитель и первый президент Российской ассоциации телесных психотерапевтов (АТОП);

«Танатотерапия ® : новые песни о старом…»

Непривычные представления ведущего о смерти и расслаблении позволяют участникам на «своем теле» испытать этот непростой вид полного или тотального расслабления

«Телесные махинации»

Очень просто стать «душой кампании», если знать несколько веселых телесных приемов

- психолог, гештальттера-терапевт, ассоциированный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), тренер Института танатотерапии, член Профессионального Совета и руководитель программ Московского гештальт-института, действительный член Европейской ассоциации гештальт-терапевтов (ЕАGT)
«Образ и тело»
Как наши представления, переживания, мысли находят «телесный отклик» в движении, позе, положении нашего тела.

Морозов Вадим

Морозов Вадим -психолог, ведущий тренинговых групп и клиентских групп системных расстановок. Авторские программы: «Пробуждение авторства», «Настоящие отношения», «Я выбираю», «Жизненные ценности - ценность жизни», Театр перформанса и импровизаций «Небо». Много и с любовью практикую системные семейные, структурные и организационные расстановки.

«В поисках настоящего: опыт группы телесных импровизаций»

Базовый принцип импровизации: не делание.

В тот момент, когда ты не знаешь, что делать? Осознай, ЧТО ты делаешь в этот момент (боюсь осуждения, думаю как я выгляжу, пережду, первым быть не хорошо, страшно, что-то сделать не так, вдруг от меня не этого ждут), и откажись от того, что сейчас является твоим деланием. Перестань делать то, что делаешь. Как правило, нас обездвиживают чувства: обиды, страха, вины, а так же достигнутые результаты: материальный достаток, статус. Импровизация создает ощущение потока, «движения серфинга по волне». Это дает свободу, смелость, уверенность, принятие жизни: мира и людей такими, какие они есть.

Четыре уровня импровизаций:

Лицемерия (соответствия ожиданиям другого), уровень фальшивых отношений. Репертуара ролей (существующих сценариев программ выживания). Исцеления себя (катарсиса, очищения). Аутентичности.

- к.п.н., доцент кафедры психологии КФУ. Действительный член ППЛ, психолог-консультант по детско-родительским отношениям и парному консультированию в рамках резонансного подхода (особая специа-лизация работа с младенцами, начиная с 6 месяцев). Диссертацию защитила по суфийской традиции. Активно работает в области арт-терапии и телесно-ориентированной терапии.

«Тренинг-семинар для женщин по методике "Волна".

доктор психол. наук, психотерапевт Европейского реестра, в практической психологии с 1981 года, автор 150 публикаций, в том числе 10 книг по практической психологии. Является официальным преподавателем и супервизором практики международного класса Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Активно занимается подготовкой и обучением психологов к практической консультативной и тренинговой деятельности. Автор нового метода психологической помощи - «резонансное консультирование».

«Возможности использование резонансного подхода в телесной психотерапии»

На уровне телесности человека можно выделить его две характеристики - состояние организма (как совокупности органов) и плоти (как результат межклеточного резонанса). Плоть и душа. Работа с телом без учета состояния плоти (типа фитнес и т.д.) приводит к его изнашиванию. Суть резонансного подхода в диалоге партнеров (массаж и другие практики) не только на уровне тела, но и на уровне плоти, что значительно повышает качество их взаимодействия. Будут рассмотрены практические вопросы сохранения и активации плоти как фактора омоложения и оздоровления человека.

Ворк-шоп: «О сексе с любовью».

В чем отличие секса и любви, секса и эротики в рамках телесного общения мужчины и женщины, шесть ступеней секса, разница секса и взаимодействия мужского и женского, опасности технического секса и т.д.

Психологическое шоу с элементами чудесного: «Резонансное гадание»

Будут показаны возможности резонансного взаимодействия, как на основе резонанса с человеком можно получить ответы на любые вопросы.

- психолог. Доктор философии в области психо-логии. Действительный член МАИСУ. Член Профессиональной Психотера-певтической лиги. Иностранный член Американской типологической ассо-циации (APT) Научный редактор электронного периодического изда-ния «Открытый текст» Один из авторов соционики. Разработчик и ведущий ряда тренингов, развивающих креативность и интуицию. Область интересов: индивидуальное сознание человека как инструмент.

«Лабиринт»

В лабиринте человек активно включен и телесно и психоэнергетически. Он своими ногами доходит до каких-то серьезных для себя осознаваний. Требуется поляна, материал, из которого выкладывать лабиринт и хотя бы 2,5 часа (построить+вводная+сама медитация+проговор).

«Элементы БЭСТ массажа»

Работа с воротниковой зоной и с ушами, которой ведущий обучался 3 года в начале 80-х у автора Е.И.Зуева

«Лекцию/ворк-шоп на "Человек и его границы»

Сляднева Галина

«Исследование проявления мужского и женского через танец»

- официальный представитель ОН-карт в России

«Работа с психосоматическими проблемами с помощью метафорических ассоциативных карт (ОН-карт, Германия)»

Психосоматика, как способ коммуникации: 1) Внутри человека, 2) Между человеком и кем-то снаружи, 3) Между человеком и чем-то снаружи, 4) Между человеком и его родовой системой, 5) Между человеком и его предыдущими воплощениями. Методики диагностики и терапии.

- психолог-консультант. Образование: Международный Университет развития Человека "Украина" г. Киев по специиальности "Практическая психология", Диплом сертифицированной программы "Индивидуальное психологическое консуль-тирование" Институт психологии им. А.Г.Костюка. Работает психологом - консультантом в Международной компании "ДЭК- образование" по вопросам проф. образования школьников и помощи в адапта-ции в обучении за рубежом. Совершенствуется и развивается в направлении телесной терапии.

«Пластика движения»

Гармоничность и пластичность движений человека во много зависят от согласованной работы мышц тела. Опираясь на знания физиологии и биомеханики разберем наиболее эффективную работу мышц (антагонисты и синергисты) в положении стоя, при ходьбе и балансировке на одной ноге. Исследуем ощущения в теле и состояния, которые возникают при скоординированной работе определенных групп мышц. По исследуем какие мышечные зоны в теле как включаются и их мышечные стереотипы. Попробуем включить навык Осознанного управления мышцами. Методики диагностики и терапии.

- Ведущая тренинговых программ центра в Москве и других городах России и Украины (Центр системного обучения «Альтернативный Путь», автор направления и научный руководитель - М.Я.Пальчик). Практикующий бизнес-консультант, психолог. Групповое и индивидуальное обучение современной версии традиционных духовных практик, работа в корпоративных проектах, сопровождение обучение топ-менеджеров. Опыт личностного и бизнес-консультирования - 9 лет.

«Синхронная медитация. Объединение телесных практик и практик концентрации»

Задача - обсудить и практически продемонстрировать новые методы внутренней работы, разработанные в нашем центре. Данные практики объединяют элементы телесных практик и практик концентрации. Это объединение инициирует оба потока в системе «дух-тело» - «сверху вниз» (от духа к телу) и «снизу вверх» (от тела к духу)- и обеспечивает синхронные изменения, происходящие одновременно и на уровне духа (ценности, события, ментальные идеи), и на уровне тела (эмоции, ощущения, физическое тело). Такое объединенное использование практик доступно современному человеку с его развитой концентрацией и дает быстрый стабильный результат как в задачах исцеления заболеваний, так и в решении деловых и личностных проблем.

Выражение "Одним миром мазаны" пришло в нашу лексику с принятием христианства. И в этом нет ничего удивительного. Ведь у христиан, причем как католиков, так и православных, есть один и тот же обряд. Это когда во время определенной церковной службы священник с помощью кисточки рисует крестики на лбу прихожан специальной смесью из масла, красного вина и благовоний. Этот обряд очень значим для верующих людей. Таким образом, они приобщаются к духовному миру.

Обряд миропомазания проводят, когда человек уже чувствует, что ему осталось жить совсем не долго. Тогда близкие приглашают к умирающему священника, который исповедует, причащает и мажет миром.

В те не очень далекие времена, когда государствами правили цари, восшествие на престол обязательно освящалось церковью. Во время церемонии коронации совершался и обряд миропамазания. Поэтому царствующих персон называли помазанниками божьими и покусится на их жизнь было страшным преступлением.


Значение фразеологизма "Одним миром мазаны"

  • принадлежность к одному вероисповеданию;
  • людей, которых объединяют общие интересы;
  • может употребляться в значении ироничном по отношению к людям с одинаковыми недостатками.

Несмотря на то, что наше общество сейчас духовное, а не верующее, выражение "одним миром мазанные" по-прежнему активно употребляется в обыденной лексике. Надо полагать, в категорию устарелых оно перейдет очень не скоро.

Что такое "ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ кто Одинаковы; один не лучше другого. Имеется в виду, что лица (Х) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт. ? X-ы одним миром мазаны. Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ., реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир. Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны. Учительская газета, 2003.Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним, мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс. - Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны, - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край. "Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны..." В. Максимов, Ковчег для незваных. - Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны, - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые. - А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны. Ю. Герман, Россия молодая. - Я так скажу, что все мы с вами, как говорится, одним миром мазаны, одной нашей великой семьи питомцы, все мы друг другу здесь родня. Л. Кассиль, Черемыш - брат героя. - Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны. (Реч.) культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1997. С. 158.) Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С. 139.) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М., 1997. С. 260.) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры. Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом. Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн.: Айрапетян В. Русские толкования. М., 2001.) В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7). В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол., переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир. Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях. фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.