• Егор Дмитрич Глумов , молодой человек.
  • Глафира Климовна Глумова , его мать.
  • Нил Федосеич Мамаев , богатый барин, дальний родственник Глумова.
  • Егор Васильич Курчаев , гусар.
  • Голутвин , человек, не имеющий занятий.
  • Манефа , женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем.
  • Человек Мамаева.

Сюжет

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II . Егор Дмитриевич Глумов говорит своей матери, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете. Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нём писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается .

Постановки

  • 1 ноября - Александринский театр .(бенефис Ф. А. Бурдина. Мамаев - Бурдин, Глумов - Н. Самойлов, Глумова - Линская, Мамаева - Читау, Крутицкий - П. Васильев, Городулин - В. Самойлов, Турусина - Жулева , Манефа - Громова, Голутвин - П. Степанов). В других составах были заняты И. Киселевский , К. Варламов, Уралов (Крутицкий), В. Далматов, А. П. Ленский, Аполлонский, Юрьев (Глумов), Давыдов (Мамаев), Глебова, Савина, Тираспольская (Мамаева), Чарский, Далматов, Корвин-Круковский (Городулин), Стрельская (Глумова), С. Яковлев (Голутвин), Чижевская (Манефа).

В провинциальных постановках наиболее известны были Глумов - Рощин-Инсаров, Городулин - Неделин .

Постановки в СССР

Кроме того пьесу ставили Костромской (1934, 1947), Смоленский (1934), Таганрогский (1936) театры, Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова (1940), Воронежский театр (1941), Одесский русский театр им. Иванова (1947), Саратовский театр им. К. Маркса (1948) , Театр им. Я. Купалы (Минск ; 1962), Бакинский театр (1963) и др.

Современные постановки

За рубежом

Примечания

Литература

  • Арбажин К. (Впечатления сезона), «ЕИТ». Сезон 1909, вып. 4.
  • Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1910, № 18.
  • Дурылин С. Н. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене Московского Малого театра. М.-Л., 1940.
  • Новицкий П. Образы актёров. М., 1941.
  • «На всякого мудреца довольно простоты». Сб. статей, М.-Л., 1948 (А. Н. Островский на сцене Малого театра).
  • 3ограф Н. Александр Павлович Ленский. М., 1955.


Пьесы Александра Остовского

Свои люди - сочтёмся | Бедная невеста | Доходное место | Праздничный сон до обеда | Гроза | Свои собаки грызутся, чужая не приставай | Женитьба Бальзаминова | На бойком месте | На всякого мудреца довольно простоты | Бешеные деньги | Лес | Не всё коту масленица | Не было ни гроша, да вдруг алтын | Снегурочка | Волки и овцы | Правда хорошо, счастье лучше | Последняя жертва | Бесприданница | Без вины виноватые | Таланты и поклонники | Красавец-мужчина


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "На всякого мудреца довольно простоты (пьеса)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бешеные деньги. Бешеные деньги Жанр: пьеса

    У этого термина существуют и другие значения, см. Снегурочка (значения). Снегурочка Жанр: пьеса

На всякого мудреца довольно простоты - что означает эта пословица?

    Пословица о мудрецах и простоте ни в коем случае не умаляет мудрость, как одно из самых положительных и самых жизненно важных человеческих качеств. По всей видимости, под мудрецом здесь подразумевается не самый рассудительный человек, а самый хитроватый, мудрствующий лукаво, способный сам себя перемудрить.

    Если так, то мы видим в изречении ярко выраженное противопоставление: мудрец - простак . Где простачок (наподобие Иванушки-дурачка) способен показать на деле намного бОльшую смекалку.

    Вторая версия смысла - это когда настоящий мудрец попадается в сети простоватого негодяя.

    В том и в другом случае мудрость не приравнивается к глупости, конечно. Да и не низвергается. Просто подвергается сомнениям е полная непобедимость.

    Смысл этой пословицы прост. И заключается он в том, что каждый человек, даже очень умный, мудрый, иногда может поступать наивно, простодушно, например, поверив какому-то гаданию или предсказанию.

    И хоть у человека, как говорится, целая палата ума, а он совершает по своему простодушию всем очевидные глупые, нелепые поступки. Ну бывает так, что тут поделаешь?

    Вот и говорят про такого человека **на всякого мудреца довольно простоты.

    Эта пословица имеет значение перемудрил сам себя, так говорят об умном человеке, который поступает наивно или совершает явную глупость. В какие-то моменты мы не сразу понимаем что происходит, ответ на вопрос или явление может быть прост и лежать на поверхности, а мы предполагаем что-то излишне сложное и попадем впросак.

    Здесь говорится что мудрость не освобождает от обмана, и в обычной жизни часто мудрецы как раз очень уязвимы, вспомните великих ученых - об все анекдоты ходят об их неприспособленности в быту, даже в литературе и кино устойчивый образ сумасшедшего профессора. А еще другая поговорка есть

    На любого умника найдется другой умник, т.е. иными словами каждый человек легко может понять любого мудреца, поскольку за его мудростью скрываются простые человеческие понятия.

    Есть на земле много мудрых людей и они тоже могут ошибаться. И данная пословица и говорит о том, что никогда не нужно взноситься выше небес и говорить,что ты больше всех знаешь.

    Любой человек не обладает всеми знаниями мира и может как заблуждаться, так и ошибаться. И такая ситуация должна быть человеком принята и он не должен заноситься никогда.

    Потому что каким бы мудрым он не был, все равно учится всю жизнь и обретает жизненный опыт год от года.И это всегда похвально.

    А есть люди очень хитрые и они любят обводить вокруг пальца простаков, так вот им тоже в пословице намек, что всегда могут вывести любого на чистую воду.

    Даже у трижды мудрого человека бывают ситуации в жизни где бы он не умудрился)

    То есть у всех, даже у мудрых, бывают осечки и промашки. Кичится мудростью своею не следует - жизнь не преминет испытать вашу мудрость.

    Конечно же мне тоже сразу вспомнилась пьеса Островского с этим названием. Я думаю, что на самом деле так и есть и даже на самого изворотливого,хитрого,наглого, проводного, которого в обществе часто считают мудрецом,найдется тот,кто обезоружит этого самого мудреца-хитреца, любого человека можно поймать на удочку и тогда его лживая песенка спета.Есть такие люди,которые вдалбливают всем, что они мудры и умны.Но на чем построен их ум?На лжи,хитрости,лукавство,которому рано или поздно приходит конец. Поэтому, считаю,что таких людей обязательно нужно выводить на воду чистую, чтобы знали,что люди не дураки.

    Суть в том, что люди - не идеальны.

    Будь ты хоть трижды академиком, Нобелевским лауреатом или просто Очень Опытным Человеком, вс равно найдтся область жизни или ситуация, в которой можешь ошибиться.

    И это нормально! Мы обучаемся в процессе жизни и процесс этот никогда не останавливается, сам метод проб и ошибок - это точно такой же этап развития личности, как и все остальные. Зачастую, ошибка может натолкнуть на нестандартное решение вопроса и - вуаля - совершенно случайно перед человеком раскрывается новая область, в которой он может многого достичь.

    Смысл таков: как бы мудр и прозорлив не был человек, и его можно обмануть. Т.е. На всякого мудреца найдется (область его собственной) простоты, (в которой он ничего не смыслит).

    Пословица говорит о том, что, даже, самый умный человек не застрахован от ошибок. Особенно, это вероятно в том случае, когда умник абсолютно уверен в своей непогрешимости. Пьеса А.Н.Островского, хотя и носит такое же название На всякого мудреца довольно простоты, но по моему мнению не очень показательна для литературной иллюстрации этой пословицы. Более точно отражает смысл пословицы забавный рассказ О.Генри Развлечения современной деревни. Успешный фермер, приобщившийся ко всем благам цивилизации и уверенный в том, что обвести вокруг пальца его никто не в состоянии, оказался одураченным ловким жуликом Энди Таккером.

    Чем мудрее человек, тем больше он отдаляется от простых бытовых вопросов, и любой простак с его точки зрения может посадить в лужу мудреца.

    У меня была приятельница, очень умная, воспитанная родителями как положено воспитывать детей. На 2 курсе МГУ ее курсовая работа уже тянула на диссертацию, но при этом в самых простых бытовых вопросах была совершенно наивна. К ней могла подойти старушка (бедно одетая девушка, внешне несчастный ребенок) и попросить денег, та отдавала все свои деньги, и сама оставалась без денег вообще.

Александр Николаевич Островский

«На всякого мудреца довольно простоты»

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живёт молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.

В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умён, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.

Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаём квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не даёт: «Все-таки дядя». Она остаётся Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.

В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаём квартиру Глумовых.

Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привёз его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.

Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает её с деланным почтением, даёт пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.

В доме Мамаева хозяин и Крутицкий — «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на своё неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева её подбадривает, суля Глумову своё покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблён в неё Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.

Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовёт Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остаётся с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окружённой приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тётя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почётом и речам её внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.

Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» — обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» — острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посажёным отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.

Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на неё архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для неё обронённое Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что её кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», — недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.

Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать её приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.

Пришёл Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.

Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике „Записки подлеца“ им самим написанные».

На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Ещё с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и тёщей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (т.е. Глумова же) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчёту. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной (Турусина тут же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по всему, её выбор — Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему же незаметно», — отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно. Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» — финальная реплика Мамаевой.

В Московской квартире живёт молодой человек Егор Дмитриевич Глумов с матерью-вдовой. Живут они в чистой и хорошо меблированной квартире. В комнату входят мать и сын, который говорит матери, что он такой же умный и злой, как она и будет делать карьеру в свет через знакомых. Он заводит дневник, в котором пишет о людях, у которых добивается расположения. Знакомые приятели Гумова, без определённых занятий, хотят издать журнал и просят у Гумова дневник. Курчатов говорит Глумову, что у Мамаева есть привычка смотреть попусту на сдаваемые квартиры в наём, но при этом поучать всех и каждого. Ещё сообщает, что жена Мамаева страстно влюблена в Глумова. В разговоре с матерью выясняется, что Глумов подкупает слугу Мамаева, требуя осмотреть сдаваемую квартиру Глумовых.

Заходят Мамаев и его слуга в квартиру. Глумов говорит, что из-за отсутствия денег хочет переехать в большую квартиру. Тут Мамаев понял, что Глумову нужен хороший совет и поучение в таком деле.

Приходит гадалка и Глумов принимает её с почтением, заплатив ей 15 рублей, и отправляет пить чай, записывая расходы в дневник. Курчаев говорит Глумову в глаза, что он занимается интригами и они ссорятся.

Старик Крутицкий, важный господин, который находится в доме Мамаева, предлагает Гумову свою статью, написанную под стиль Ломоносова в обработку. Появляются Мамаева и Глумова, где вторая слёзно жалуется на недостаток средств. Мамаева, успокаивая, обещает ей своё покровительство. Глумова говорит Мамаеву о том, что её сын восхищён блистательным умом Мамаева, на что тот обещает ей дать дельный совет, как распорядится бюджетом.

Приезжает Городулин, очень важный господин. Мамаева просит для Глумова «хорошее место» и оставляет их вдвоём. Глумов говорит, что он либерал, а потом произносит речь, которой восхищён Городулин.

Трусина - богатая вдова и купчиха. Она, окружённая вниманием приживалок, выговаривает своей племяннице о симпатии к Курчаеву. По соседству с ней живёт Крутицкий, у которого она просит совета, как найти жениха для Машеньки. Гадалка советует в женихи Глумова.

Глумов записывает в дневник все расходы и как задобрить приживалок. Голутвин, собравший материал, пытается шантажировать Глумова, а тот не хочет терять выгоду из-за сделки с женитьбой. Мамаева узнаёт о содержании в дневнике Глумова и приходит в ужас.

На даче, где собралось всё общество, нахваливают успехи Глумова. В этот момент приносят пакет, где опубликована статья «Как выйти в люди» с портретом Глумова и дневником, в котором острые характеристики Крутицкого и Трусиной. Глумову предлагают уйти, но он в ответ устно обличает всех присутствующих в том, как они глупы и не чувствуют фальшь в угодничестве Глумова.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и весьма нелегкую жизнь. При жизни интерес к его личности не был столь высок как после его кончины. Вскоре после смерти поэта стало очевидно, что за время своего творчества он открыл новую главу в русской поэзии. Именно его стихотворения можно считать отправной точкой поэзии двадцатого века. Поэтому и сегодня Фет – один из самых популярных поэтов: его стихи входят в школьную программу, они популярны у людей разных возрастов, его биографию и творчество исследуют ученые, находя новые интересные факты.

Поэт носил фамилию матери . Каролина Шарлотта Фет, мама поэта, немка, познакомившись в с отставным ротмистром Шеншиным, уезжает в Россию. Спустя некоторое время, уже на родине отца, рождается мальчик. Шеншин его усыновляет, так и не взяв в жены Каролину. Через четырнадцать лет фамилию у мальчика забирают и признают незаконно рожденным. Из русского дворянина он превращается в иностранца Фета. Для мальчика это событие стало настоящей трагедией, и он решать сделать все, чтобы вернуть фамилию отца. В итоге почти через двенадцать лет он добивается своего.

Получил прекрасное по меркам своего времени образование . С пятнадцати лет Фет был отдан в немецкий пансион в Германии. Уже здесь он упорно занимается классической филологией, изучает литературоведение и пробует писать стихи. Увлекшись филологией, он без особого труда поступает на словесное отделение в Московский университет, который заканчивает с отличными показателями.

Ради возвращения статуса дворянина Фет на несколько лет оставляет литературу . После окончания университета он отправляется на службу в пехотный полк, потому что офицерский чин дает право на получение дворянства. Армейской жизни он не понимал, но готов был выдержать любые трудности для достижения своей цели.

В шестидесятые годы девятнадцатого века Фет создавал прозу. В это время поэзия ушла на второй план. Были периоды, в которые Фет не создал ни одного стихотворения. Он является автором двух прозаических циклов, состоящих из очерков и небольших рассказов, которые напечатаны в журналах того времени.

Фет был лично знаком со Львом Толстым . В семидесятые годы века девятнадцатого он сближается с Толстым и считает его другом. Они часто встречаются, ведут беседы на философские и социальные темы, Фет читает Толстому свои новые работы, и они обсуждают их. Толстой подчеркивает во многих из них сильные стороны, а некоторые произведения открыто критикует

Фет много переводил . Он переводил, как для себя, так и по оплачиваемым заказам, Шиллера и Гете, Шекспира, Байрона. Фет в совершенстве знал немецкий и английские языки, интересовался французским.

Фет считал себя виновным в смерти возлюбленной . Еще будучи студентом, Фет познакомился с девушкой, в которую влюбился. Она была бесприданницей. Шли годы. Поэт получил ответное признание в любви, но предложение своей избраннице так и не сделал, так как не был богат и стеснялся своего статуса. И, по собственным его словам, еще не был готов к такому серьезному шагу. Спустя несколько лет возлюбленная поэта сгорела заживо в собственном имении. Многие исследователи полагают, что она покончила жизнь самоубийством, так и не став женой того, кого любила. Данная трагическая история мучила поэта вплоть до самой кончины.


Фет состоял в браке по расчету . Вскоре после смерти своей любви он отправляется на незапланированный отдых в Европу. Здесь, в столице Франции, он сыграл свадьбу с Марией Боткиной, дочкой богатого продавца чая. Скорее всего, это был брак по расчету, о котором думал поэт. Друзья и знакомые довольно часто расспрашивали Фета о причине столь скорой свадьбы, но тот лишь молчал. Детей у поэта не было.

Примерно одиннадцать лет Фет работал в должности мирового судьи . Он решал вопросы в купленном им имени и имениях поблизости, за что ему были благодарны все помещики, жившие по соседству.

Фет имел музыкальный слух, умел играть на фортепиано. Наверное, поэтому его стихи так мелодичны, а некоторые из них стали романсами. Чайковский даже называл Фета скорее музыкантом, нежели поэтом.

Фет боялся психического заболевания . Данный недуг мог достаться ему по наследству. Его родственники были частыми пациентами психиатрической клиники. Поэт часто впадал в депрессию, мог по несколько дней не выходить из комнаты. Фет мог по несколько недель ни с кем не разговаривать, отдавая всего себя творчеству.

Фет умер не дожив двух дней до своего семидесятилетия . Фет был болен астмой и имел плохое зрение, но чувствовал себя прилично. Утром 21 ноября 1892 года он попросил жену налить ему бокал шампанского. За просьбой последовал отказ, так как поэт все же находился на лечении. Фет потребовал жене отправится к врачу и приехать вместе с ним домой для осмотра, так как, по его словам, хотел, чтобы все удостоверились, что он выздоровел и может пить алкоголь. После отъезда жены он хотел порезать вены. Его остановила секретарь. Фет отправился к шкафу, чтобы что-то достать, но пытаясь открыть створку шкафа, тяжело вздохнул и упал на стоящий рядом стул без чувств.

Личность Фета поражает: ему одновременно удавалось быть и романтиком, мечтающим об искренней любви и заботе, и деловитым, предприимчивым помещиком, живущим реальной жизнью. Он поэт, создававший искренние стихотворения о природе, пишущий про детей и для детей. В то же время он точный публицист и прозаик, часто проводивший время за переводам, где нельзя уходит в раздумье и мечтать. Он разносторонняя личность, и этим интересен по сей день.