Получение качественного образования — один из важнейших этапов в жизни любого человека. Это - база для дальнейшего развития, получения хорошей и стабильной работы, а также других ценных возможностей. Знания, полученные в детстве и юности, являются фундаментом дальнейших жизненных успехов, вот почему образование на этом этапе является таким важным. Сейчас существуют разные подходы к обучению, но есть те, которым следует уделить отдельное внимания. Проект сайт, созданный в 2010 году, продемонстрировал все преимущества концепции дистанционного образования в школьном обучении. сайт - частная инициатива, созданная коллективом энтузиастов под руководством предпринимателя Михаила Ивановича Лазарева. В работе проекта принимают участие многие специалисты: учителя, режиссеры, программисты, специалисты по компьютерной графике и другие профессионалы. Сайт - это настоящий кладезь полезной информации — на нем представлены видеоуроки, конспекты, интерактивные тесты и тренажеры по предметам школьной программы.

В 2014 году на базе портала был создан подпроект Это - система, которая позволяет дистанционно пройти весь курс школьного обучения вместе с преподавателями либо полностью самостоятельно. На примере этих решений видно, что дистанционное семейное образование является эффективным вариантом для обучения в самых разных ситуациях.

Что такое семейная форма образования?

Эта форма учебы предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы, дома. Суть - изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования. Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.

Какие формы семейного обучения бывают?

Выделяют несколько видов обучения без посещения уроков в очной школе. Они различаются по двум особенностям: нюансами организации учебного процесса, и причинами, по которым произошел переход на эту форму обучения.

Можно условно выделить четыре типа домашнего обучения:

Надомное обучение. Этот вид обучения разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Список заболеваний, при которых возможен перевод на такое обучение, установлен законодательно. Последняя его редакция за 2016 год содержит 60 пунктов с пояснением относительно каждого из них (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н) . В этом случае ребенка обязаны обучать на дому преподаватели школы, к которой он прикреплен, хотя можно договориться с образовательным учреждением и о самостоятельном обучении. Школа предоставляет родителям всю учебную и методическую литературу а также специальный журнал для контроля обучения. Получить разрешение на подобную форму образования можно только при заключении медицинской комиссии.

Семейное обучение. Это вариант, при котором ученик может на общих основаниях посещать учебное заведение, однако родители и ребенок сами решили, что учиться вне обычной школы будет лучше. Причины могут быть разными, но обычно они сводятся к тому, что получать знания дома будут намного удобнее и эффективнее, нежели в учебном заведении.

Экстернат. Данный тип обучения предполагает самостоятельную работу ученика, который имеет выдающиеся способности и возможность учиться на хорошем уровне. Часто такие дети сдают экзамены досрочно: современное законодательство позволяет сдавать экзамены в форме экстерна на три года вперед. Оформить экстернат можно для ребенка любого возраста.

Дистанционное образование детей. Сегодня этот формат учебы может быть как частичным дополнением к посещению обычной школы, так и полноценной возможностью изучить всю программу вне рамок обычного учебного учреждения. Этот вариант обучения предполагает, что ребенок изучает информационные материалы, размещенные в специализированной онлайн-системе. Они могут быть представлены разными форматами: это и наглядные видеоуроки, текстовые конспекты с иллюстрациями, интерактивные тесты для проверки знаний. Важным моментом является то, что дистанционное семейное обучение не лишает ребенка общения с учителями. Благодаря современным средствам голосовой и видеосвязи преподаватели могут «присутствовать» в доме ребенка, при этом фактически находясь на удалении в тысячи километров от него. Таким образом, в рамках данного формата ребенок получает абсолютно все, что ему требуется для всестороннего развития и обучения.

Семейное образование в России: история и современность

Семейное образование в России имеет давнюю историю. Очень распространённым оно было в XVIII-XIX столетиях. Приглашаемыми на дом преподавателями обычно являлись священнослужители и семинаристы, студенты и сотрудники университетов. Богатые дворянские семьи могли позволить себе воспользоваться услугами репетиторов-иностранцев.

Перерыв в традициях семейного образования произошел в 1917 году, когда произошла революция. В эпоху СССР семейное обучение было упразднено, все дети были обязаны посещать общеобразовательную школу. Исключение могло быть сделано только для ребят, которые не могли посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Как и сейчас, в советский период учащиеся активно пользовались услугами репетиторов, хотя они оказывались вне рамок официально разрешенной трудовой деятельности.

Но период новейшей истории России можно считать ренессансом традиций семейного домашнего обручения. В начале 90-х годов прошлого века такие виды образования, как семейное, экстернат и репетиторство получили новую жизнь. Дети и их родители получили гораздо больше возможностей для выбора вида обучения и создания комфортных условий для занятий. Интерес к внешкольным формам учебы значительно возрос.

Сегодня семейное образование доступно каждому!

Сегодня в России семейное образование доступно каждой семье и каждому ребенку. Законом установлено, что родителям предоставляется право независимого выбора школы и способа получения образования их детьми. Все чаще семьи делают выбор в пользу удаленного обучения при помощи современных онлайн-систем. В соответствии с законами РФ не требуется каких-либо специфических условий для перевода на внешкольное образование. Для учебы вне уроков в очном формате достаточно только согласия ученика и его родителей (или законных представителей). Конечно же, для перевода на семейное обучение необходимо осуществить определенные административные процедуры.

Чем больше возможностей и вариантов выбора, тем лучше результат. Сейчас в России все больше семей готовы перевести ребенка на домашнее обучение, даже если у него есть все возможности посещать обычные очные уроки. Более того, все чаще обычное школьное образование частично дополняется домашним. Ребенку могут помогать репетиторы, также он может учиться в различных онлайн-школах.

В чем преимущества такого подхода к обучению и в каком случае он будет оптимальным вариантом?

Нередко считают, что на семейное обучение переводят только тех деток, которые имеют проблемы со здоровьем. Но на данный момент все больше детей и родителей выбирают домашний способ обучения исходя из его преимуществ, а не под давлением обстоятельств.

Среди преимуществ семейной формы обучения можно отметить следующие:

  • Ученик лучше справляется с программой образовательного курса. Это становится возможным благодаря тому, что в таком варианте получения знания обеспечивается индивидуальный подход с учетом особенностей и способностей конкретного ученика. В то же время в больших классах обычных школ у учителей просто нет возможности уделить много времени каждому ребенку;
  • ребенок меньше отвлекается на то, что ему не нужно или не интересно. Не во всех учебных заведениях преподавание ведется на высоком уровне, бывает так, что детям не интересно учиться в конкретном классе и в конкретной школе. Регулярное посещение места, которое не нравится, может обернуться негативными эмоциями и снижением успеваемости. Учеба на дому — это способ избавиться от всех неприятных обстоятельств. Ребенок будет получать знания в комфортной обстановке, где ничто не помешает учебе;
  • дети на семейном обучении имеют больше возможностей для всестороннего развития. При такой форме обучения можно изучать интересные ребенку предметы углублённо. Также в образовательный курс можно включить ту информацию, которая отсутствует в школьной программе.
  • ребенок тратит меньше времени и меньше устает. Часто бывает так, что учащийся живет в удаленном населенном пункте и дорога до школы отнимают немало времени. Находясь на семейном обучении, ребенок может потратить сэкономленное время с большей пользой. Его можно потратить на дела, связанные как развлечениями, так и с развитием ребенка.
  • исключаются возможности конфликтов с негативно настроенными сверстниками и старшеклассниками. Семейное обучение может быть оптимальным вариантом для детей, которые в силу особенностей характера испытывают трудности с адаптацией в коллективе;
  • возможность составления гибкого графика занятий с учетом биологических ритмов учащегося. Это позитивно отражается на здоровье, самочувствии и работоспособности ребенка;
  • развитие интеллекта и креативных качеств мышления. Исключается стереотипный и шаблонный подход, препятствующий формированию индивидуальности;
  • развитие навыков самостоятельности, ответственности и организованности. Ребята, которые обучаются дистанционно при помощи современных онлайн-систем, сами контролируют свое расписание. Ребенок несет полную ответственность за свои результаты: у него нет возможности списать домашнее задание или подсмотреть результаты контрольной работы. Такой подход способствует формированию у ребенка навыков самостоятельности, дисциплинированности, умения планировать свое время. Вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что все эти качества понадобятся и во взрослой жизни - дальнейшей учебе и работе.

Как видно, причины перехода на семейное образование могут быть самыми разными. У каждой семьи есть для этого свои основания. Важно лишь то, что современное законодательство разработано таким образом, чтобы выбор формы обучения не был принудительным и каждый нашел оптимальное решение.

Известно, что большая часть ребят соответствующего возраста посещают обычные школы. Но очень часто обучение в рамках стандартной концепции может быть неудобным.

Нередко обучение в домашних условиях выбирают для тех деток, которые не могут ходить в школу в силу проблем со здоровьем. Очень часто для таких ребят данный вариант обучения - единственная возможность получить аттестат. Государственные учреждения и частные организации заботятся о таких детях, благодаря чему они наравне со своими здоровыми сверстниками изучают школьный курс. В дальнейшем эти ребята могут поступить в престижный вуз, многие из которых предлагают возможность дистанционного обучения.

Но спектр причин, по которым многие семьи делают выбор в пользу семейного образования, не ограничивается медицинскими показаниями. Во многих случаях домашнее обучение выбирают для одаренных детей. Такие ребята хотят изучать важные для них дисциплины углубленно. Нередко они осваивают программу, опережая своих сверстников, а на уроках эти дети просто скучают. Близкие таких ребят обычно хотят, чтобы дети учились у преподавателей - мастеров своей профессии. Уровень преподавания в школе по месту жительства может их не устраивать. В этом случае семейная форма образования будет самым подходящим вариантом. Даже если семья живет в маленькой деревне или селе, где нет значительных образовательных возможностей, всегда можно воспользоваться преимуществами дистанционного обучения. В этом случае ребенок сможет учиться у лучших преподавателей и получить самый качественный багаж знаний.

Часто обучение в форме семейного образования выбирают и для ребят, которым сложно дается учеба или если ребенок плохо воспринимает объяснения учителя в школе. Увы, не в каждом учреждении работают хорошие педагоги, которые смогут понятно объяснить непростые аспекты и заинтересовать детей предметом. Причиной может быть и то, что у ребенка возникают конфликты с преподавателями и другими учениками в школе. В данном случае обучение в форме семейного образования также может стать оптимальным решением, которое убережет ребенка от возможных проблем такого типа. В итоге ребенок сможет избежать негативных обстоятельств и изучить школьный курс с хорошими отметками, с отличным результатом пройти выпускные испытания.

Трудности с посещением занятий в очной школе часто возникают и у ребят, которые на серьёзном уровне занимаются спортом или творчеством - пением, музыкой или другими видами искусства. Эти дети тратят много времени на тренировки и дополнительные занятия, ездят на состязания и конкурсы. Посещать занятия по фиксированному графику им может быть трудно, и семейное обучение в таком случае будет оптимальным решением. При таком подходе можно составить гибкий график уроков, и у ребенка будет возможность уделить нужное время любимому занятию и не допустить снижения оценок по школьному курсу.

Обучение на дому - отличный вариант и для семей, которым в силу профессиональной деятельности приходится время от времени переезжать. В такой ситуации лучшим вариантом будет образование с использованием средств дистанционного обучения. Благодаря такому решению удастся исключить проблемы, вызванные необходимостью поиска новых школ или репетиторов при очередном переезде. Кроме того, ребенку не придется каждый раз сталкиваться с проблемами, связанными с привыканием к коллективу в новой школе.

Семейная форма обучения подходит абсолютно всем семьям с прогрессивным взглядом на образование. Сейчас многие организации готовы помочь родителям при реализации данной концепции получения знаний. Правильный выбор центра семейного образования станет первой ступенькой к успешному обучению.

Подходы к организации семейного обучения

В некоторых случаях при переводе ребенка на семейную форму обучения родители сами преподают ему весь школьный курс. Разумеется, они как никто другой будут стремиться дать своим детям все самое лучшее из того, что есть в учебной программе. При этом родителям может быть непросто разобраться в аспектах всех разнообразных школьных дисциплин по причине отсутствия специального или педагогического образования. Кончено, можно воспользоваться помощью частных репетиторов. Но почасовая оплата их услуг может стать проблемой для семейного бюджета. Более того, поиск учителей может быть непростым, особенно в маленьком населенном пункте. Важно отметить и то, что вы сможете удостовериться в качестве услуг преподавателя только после нескольких уроков.

Но многих родителей, которые сделали выбор в пользу семейного обучения, порадует то обстоятельство, что им не потребуется заниматься поиском репетиторов или вникать в тонкости разделов алгебры, физики и других сложных предметов. Достаточно воспользоваться всеми преимуществами современных систем онлайн-обучения.

Семейное образование с Домашней школой сайт: все возможности для покорения вершин знаний

Проект сайт c 2008 года является лидером среди видеуроков по школьному курсу и заслужил многие положительные отзывы. Специально для детей и родителей, выбравших семейную форму обучения, был разработан сервис , при помощи которого можно пройти всю школьную программу в режиме онлайн. Что необходимо для начала учебы? - просто создайте свою учетную запись на сайте! Для того, чтоб у вас была возможность рассмотреть все преимущества нашего дистанционного центра семейного образования, первая неделя обучения доступна без оплаты. В Домашней школе можно изучать как отдельные предметы в дополнение к обычной школе, так и полностью перейти на удаленное обучение.

Как проходит учебный курс в Домашней школе?

Учебный процесс предусматривает несколько компонентов. Ребята изучают видеоуроки по каждому разделу школьного курса. Они созданы в соответствии с образовательными стандартами, но все аспекты предмета представлены в самой понятной форме. Благодаря современной анимации физические закономерности, свойства геометрических фигур и другие составляющие программы представлены в самом понятном виде.

Видеоматериалы дополнены иллюстрированными текстовыми конспектами и интерактивными возможностями для контроля усвоения темы. Тесты и тренировочные программы помогут понять, какую информацию ученик усвоил хорошо, а где пока есть пробелы в знаниях. Разнообразие форм подачи информации не даст детям заскучать, делает процесс обучения эффективным и интересным. Благодаря этому общеобразовательная программа намного проще усваивается даже теми детьми, которым тяжело дается учеба.

Как и в стандартной школе, ребята выполняют контрольные и домашние работы, за них выставляются отметки, которые заносятся в удобный онлайн-журнал. А благодаря удобной рассылке о наиболее значимых событиях близкие всегда будут в курсе успехов ребенка.

При помощи средств текстовой, голосовой и видеосвязи наши преподаватели консультируют учащихся, подробно разъясняют сложные нюансы в каждой теме. В основе работы - индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся на семейном обучении. В работают учителя высокой квалификации - многие из них имеют ученую степень и являются лауреатами конкурсов профессионального мастерства.

Сколько стоит семейное обучение в Домашней школе сайт?

Стоимость учебы в нашей онлайн-школе определяется форматом обучения и периодом оплаты. В любом случае благодаря доступным ценам такой вариант более выгоден, чем почасовая оплата недешевых уроков наемных репетиторов.

Доступна возможность выбора из двух форматов:

  • Формат «Самостоятельный» - в данном варианте учащемуся будут доступны все информационные материалы (видеолекции, тесты и тренажеры для контроля знаний) для самостоятельного изучения. Рациональный выбор для детей, которые посещают обычное очное образовательное учреждение, но хотят изучать избранные дисциплины школьного курса дополнительно;
  • Формат «С учителем» - все возможности первого варианта, но также предполагается взаимодействие с преподавателем: проверка домашних заданий, консультации, ответы на вопросы. Этот вариант имеет большую стоимость, но при этом обеспечивается более качественное изучение предмета. Отлично подходит для детей на семейном обучении.

Дистанционное обучение: большие возможности для большого будущего!

Хорошие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее. На сегодняшний день все больше семей делают выбор в пользу домашней формы обучения, осознаваем её множественные преимущества. Современные технологии и образовательные методики обладают значительным потенциалом. Используйте все возможности современного мира, чтобы подарить ребенку успешное будущее. Выберите ли вы занятия в дополнение к посещению обычной школы или семейную форму образования - станет для вас надежным помощником!

Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.

В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:

2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).

На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.

При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:

Само заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;

Документ, удостоверяющий личность одного из родителей;

Документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;

Копия свидетельства о рождении ребенка;

Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.

Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.

Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.

Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.

Шаг четвёртый

Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.

Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.

Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.

Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

Кто из нас в детстве не прогуливал школу? Помните, с каким удовольствием мы это делали, как заманчиво было это ощущение свободы и возможность делать только то, что хочется?
И если задуматься – с тех пор мало что изменилось: дети с тем же удовольствием отлынивают от занятий, изобретательно придумывая различные поводы, которые помогли бы им пропустить хотя бы один день учебы.

А так ли хороша школьная система обучения?

Многие ли из нас вспоминают свою школу с нежностью и благодарностью? Много ли знаний из тех, что нам настойчиво вкладывали в голову, пригодились в дальнейшей, взрослой, жизни? Кто из нас хорошо овладел иностранным языком благодаря школьной программе? Кто на практике смог применить знание исторических дат?
Замечали ли Вы, как с каждым годом обучения гаснет в вашем ребенке здоровая любознательность и интерес к знаниям? Вчерашний почемучка, изводивший всех вопросами «зачем и отчего?», медленно, но верно теряет интерес ко всему, что еще вчера его волновало больше всего на свете. Сухой язык школьных учебников, сдерживание воображения, авторитарность учителя, подавляющая любое выражение собственного мнения ребенка – уверенно делают свое дело.
Бороться с системой, достижения которой весьма сомнительны, а ущерб физическому и моральному здоровью ребенка налицо, очень сложно. На стороне школьной системы обучения ряды учителей, директоров, чиновников из министерства образования и, как ни странно, бОльшая часть родителей.
Если провести опрос родителей, задавая им единственный вопрос «Зачем вы отдали ребенка в школу?», то ответ, как правило, бывает стандартным: 8 человек из 10 отвечают, что «так положено», «время пришло», «а как же иначе-то?».
То есть большая часть родителей даже не представляет, что дать образование ребенку можно какими-то иными методами, сохранив детскую психику, физическое здоровье и при этом вложив в голову качественные знания.
Из статистики: врожденные заболевания имеют 7% школьников, наследственные – 18%, приобретенные за время обучения – 44%.
По результатам исследований 66% школьников страдают гиподинамией, у 24% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 41% учащихся появляется выраженное утомление и у 52% неврозоподобные реакции.
Основные «профессиональные» заболевания школьников: , сколиоз, близорукость, неврозы.
Итак, если задаться вопросом – есть ли выход из этой порочной ситуации и что нужно сделать для того, чтобы школа не являлась источником ухудшения здоровья, то ответ напрашивается сам собой: нужно просто отказаться от посещения школы.
Возможно ли это? Законно ли это? И как ребенок будет учиться, если не будет ходить в школу? Это основные вопросы, которые задают родители при обсуждении данной темы.
До недавнего времени не посещать школу могли лишь те дети, которые имели серьезные заболевания и по медицинским показаниям вынуждены были обучаться на дому у приходящих учителей.
В 1992 году президент страны Борис Ельцин подписал исторический указ, позволяющий родителям самостоятельно выбирать форму обучения для своих детей, в том числе и семейную форму образования (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, ст.10).
Семейная форма образования на сегодняшний момент – это единственный вариант создания доброжелательной и дружественной ребенку образовательной среды, которая сможет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика.
Родителям предоставляется уникальная возможность помочь ребенку распределить его время с учетом биологических часов – отпадает необходимость ранних подъемов; с учетом увлечений и способностей – большее количество времени выделяется для посещений кружков и секций по интересам; кроме того, появляется возможность проходить курс обучения в соответствии со способностями ребенка, в удобном для него темпе – ускоренном, переходя через класс или, наоборот, замедленном, тщательно прорабатывая трудно дающийся предмет.

Возможности и права ученика-«семейника»

Роль школы, в которой числится ребенок на семейной форме обучения, сводится к аттестационной – ребенок сдает проверочные, контрольные работы и экзамены по истечении определенного периода (четверть, год). Также каждый учащийся-«семейник» имеет право пользоваться школьными лабораториями, библиотеками и при необходимости – получать консультации педагогов.
Кроме того, ученик избавлен от необходимости тратить время на сомнительные уроки вроде пения или рисования, а высвободившееся время посвятить собственным увлечениям, что немаловажно для формирования гармоничной личности.
Из личного примера: мой сын, до самозабвения увлеченный компьютерами и «президентским видом спорта» – дзюдо, с переходом на семейную форму обучения получил полную свободу действий.
«Сова» по биологическому типу, он очень трудно переносил ранние подъемы в школу, долго включался в рабочий ритм и с трудом засыпал вечером, потому что интеллектуальная и физическая активность еще не шла на спад. Перейдя на новую форму обучения и имея возможность вставать по мере удовлетворения потребности во сне, сын стал успевать сделать гораздо больше дел, подстраивая режим дня под собственные желания и потребности. Т.к. уроки ему давались всегда довольно легко, большую часть времени он отводил на занятие любимым делом – изучал компьютерные программы, основы программирования и писал собственные обзоры на компьютерную тематику.
Написанные 9-летним мальчиком обзоры были настолько грамотны и технически верны, что посетители форумов, где он публиковал свои работы, отказывались верить, что автор – еще совсем ребенок. Возможность отдавать любимому делу столько времени, сколько хочется – одно из преимуществ семейной формы обучения.
Со спортом была та же история – договорившись с тренером о дополнительных тренировках, сын с удовольствием увеличил физическую нагрузку, что раньше, во времена посещения обычной школы, ему не удавалось: уроки пения, рисования, физкультуры, трудового обучения и прочие предметы, не входящие в курс обязательных, съедали львиную долю времени, которое можно было пустить на более продуктивные занятия.
Разумеется, не все родители готовы к семейной форме обучения, т.к. ответственность за качество знаний будет возложена на их плечи. Многие ли родители готовы проходить со своим ребенком еще раз школьный курс обучения? Многие ли готовы взять на себя ответственность за успех ребенка и лишиться такой удобной отговорки, как «Для этого школа есть, пусть она и учит»?

В помощь родителям

К счастью, родителей, не желающих быть «кукушками», подкинувшими своих детей школе и тем самым снявшим с себя какую-либо ответственность за качество образования, физическое и психическое здоровье детей, в России становится все больше. И еще больше радует то, что находятся энтузиасты, которые идут навстречу таким сознательным родителям и организуют всевозможную помощь на всех уровнях – образовательном, чиновничье-бюрократическом, моральном и прочих.
Так, к примеру, единственный в России Центр Семейного Образования, созданный семьей Чапковских, взял на себя нелегкую роль координатора и посредника между родителями и чиновничьим аппаратом.
Родители, чьи дети занимаются в этом Центре, избавлены от множества бюрократических преград, а дети получили возможность учиться в здоровой интеллектуальной среде, без ущерба для своего психического и физического здоровья.
Заниматься по системе семейного образования может любой желающий, согласовав свое решение с администрацией школы. Но если родители предпочитают получать дополнительную квалифицированную помощь в непростом деле обучения собственного ребенка, то обращение в Центр Семейного Образования предоставит им такую возможность.
Из личного примера: директор нашей подмосковной школы, к которому я обратилась с вопросом о возможности перевода ребенка на семейную форму образования, с недоумением выслушал меня и, с трудом скрывая недоброжелательность, поинтересовался, насколько реально я оцениваю свои силы в преподавательской деятельности?
Мол, у него все преподаватели – педагоги со стажем, с высшим образованием, а я – вчерашняя домохозяйка, оторвавшаяся от своих кастрюль, дерзнула замахнуться на область, где даже педагоги зачастую чувствуют себя беспомощными? Кроме того, мне недвусмысленно дали понять, что РОНО не одобряет те действия школьного начальства, которые сильно выбиваются за привычные рамки традиционных образовательных устоев, и лишняя головная боль с ребенком-«семейником» нашей школе совсем не нужна. Все мои ссылки на законодательство вызвали единственную реакцию – «если Вам так хочется – занимайтесь документами сами, школа этого делать не будет, и не факт, что у Вас получится добиться того, что Вам предоставят все необходимые справки и приказы…»
Обратившись в ЦСО Чапковских, я имела продолжительную беседу с директором этого центра, который хотел убедиться в серьезности моего стремления давать образование ребенку собственными силами, в собственной семье. После чего директор провел беседу с ребенком, удивился тому, что в тетрадках сына стояли заниженные оценки под правильными решениями – оценки наша школьная учительница снижала за плохой почерк, и при этом было неважно, насколько верным является решение. После собеседования мы были приняты в ЦСО и с тех пор не знаем никаких проблем с бюрократической стороной вопроса: Центр собирает все необходимые документы, подготавливает договора, занимается оформлением денежных выплат родителям и т.д. Нам, родителям, остается только раз в году поставить свою подпись под договором…
После предварительного тестирования знаний ребенка, его определяют в соответствующий класс – не секрет, что многие дети в своем развитии настолько опережают сверстников, что им просто скучно учиться с одногодками.
Официально дети будут числиться в списках одной из московских школ, в уставе которой прописана форма семейного образования, но заниматься будут дома, с нечастым посещением ЦСО.

Занятия в Центре Семейного Образования

В ЦСО ребенку предложат занятие по программе того класса, уровень которого подходит ученику больше всего.
На занятия в ЦСО дети приезжают 1-2 раза в неделю, в зависимости от возраста и уровня обучения.
Занятия по своей длительности не похожи на стандартные школьные, т.к. каждый урок длится 1,5 часа. Это время, как показывает практика – оптимальное для школьников, т.к. большая часть привычных 40-45 минут в школе уходит на раскладывание учебников, создание рабочего настроя и дисциплины, опрос заданного на дом, и лишь небольшая часть этого времени приходится на объяснение нового материала.
Урок, длящийся 1,5 часа, зачастую сочетает в себе смежные предметы, что дает простор для творчества, не ограничивает мысль и фантазию ребенка.
В ЦСО нет случайных людей среди преподавателей – только те, кто любит детей, умеет с ними работать, является творческой личностью и любит свой предмет, проходят отбор при подборе кадров.
Занятия проходят в уютных кабинетах, оборудованных всем необходимым, а количество учеников редко превышает 5 человек, что позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку.
Изучив новую тему и получив задания на дом, все оставшиеся дни недели ребенок учится дома, планируя занятия по своему усмотрению, в соответствии с личным распорядком дня.
Промежуточные и финальные аттестации знаний дети проходят не в самом центре, а в той школе, в списках которой они числятся, в этой же школе выпускники получают аттестаты.

Организация занятий дома

Изначально система семейного образования ориентирована на развитие у детей умений самостоятельной работы и творческого подхода к процессу обучения.
Безусловно, лучшие учителя для ребенка – это его родители, но это совсем не значит, что родители будут проводить целые дни, просиживая с ребенком над учебниками. Задача родителей – научить занятия, в чем очень помогает составление учебного плана. В процессе учебы становится понятно, каким предметам стоит уделить больше времени, какие можно вообще отложить «на потом», т.к. они даются ребенку легко и непринужденно.
Из личного опыта: мой сын всегда имел склонность к гуманитарным предметам, поэтому, получив в сентябре новые учебники, он с жадностью проглотил за месяц весь годовой курс истории и полугодовой – биологии. С увлечением он писал собственные рефераты, искал дополнительную информацию по интересующему его вопросу в интернете, листал многочисленные энциклопедии – до тех пор, пока интерес к этим предметам не начал снижаться. Загрузившись таким основательным багажом знаний, сын надолго забыл об этих учебниках, пролистывая их только для освежения памяти перед четвертными аттестациями. Примерно та же ситуация была и с русским языком – обладая врожденной грамотностью, ребенок с легкостью и быстро делал домашние задания за несколько недель вперед, что позволяло высвободить больше времени для занятий любимым делом и для сосредоточения на тех предметах, которые давались ему сложнее – математика, физика.
Преимущество семейного образования в этом и заключается – в возможности учиться в собственном темпе, с учетом индивидуальных способностей. И не стоит переживать, что какие-то школьные предметы уже выветрились из памяти, и быть учителем собственному ребенку не получится. Изучая какой-либо предмет вместе с ребенком, пользуясь всеми доступными информационными ресурсами, родители неплохо справляются со своей задачей, даже если когда-то в школе по этому предмету они были непроходимыми двоечниками.

Социальная адаптация

Другой, не менее беспокоящий родителей вопрос – это вопрос общения и социальной адаптации. Семейное образование – это не изоляции ребенка от общества, не создание «тепличных» условий для отдельно взятых «мимоз». Дети-«семейники» выгодно отличаются от своих ровесников-школьников тем, что имеют незашоренное мышление, свободны в своих суждениях и не задавлены авторитетом взрослых. Образование в домашних условиях позволяет таким детям уделять бОльшую часть своего времени на развитие собственных интересов и талантов. Поэтому всевозможные кружки, спортивные секции и клубы по интересам – это та среда, где социальная адаптация ребенка происходит даже более выражено, нежели в школе. Ну и не стоит забывать, что дети общаются между собой, гуляя во дворе, бывая в гостях и т.д.
Из личного опыта: наблюдая за сыном, я заметила, что у него бывают периоды, когда он может месяцами сидеть дома, общаясь виртуально со своими друзьями, уделяя максимум внимания своим любимым занятиям и при этом не чувствуя дискомфорта от отсутствия общения. В иные периоды он предпочитает поступать наоборот – выезжает на многочисленные соревнования, ходит в гости к друзьям, уезжает в туристические поездки, в которые его приглашают те же друзья, и бывает дома настолько редко, насколько это возможно для ребенка школьного возраста.
Никаких проблем с адаптацией в коллективе я не наблюдаю. Другое дело, что не каждый коллектив ему нравится, но он свободен в своем выборе, и меня радует, что его выбор падает не на компании бывших одноклассников, которые в 12 лет попробовали свою первую сигарету и бутылку пива, а на более интеллектуально развитых и интересных ровесников…
В ЦСО Чапковских этот момент тоже был учтен, и, как показывает практика, создание разновозрастной среды в отдельно взятом коллективе (классе, например) способствует развитию у ребенка навыков общения качественнее и продуктивнее, нежели это происходит в обычной школе.

Перевод на семейную форму образования

Переход на семейное образование регламентируется ст. 52 Закона РФ «Об образовании», в которой говорится о праве родителей самостоятельно подбирать форму общего начального, среднего и полного образования ребенка.
Согласно п. 4. ст. 52 закона «Об образовании», ребенок, обучающийся по системе семейного образования, имеет право на любом этапе обучения перейти на общеобразовательную форму, т.е. вновь вернуться в школу.
Для того чтобы перейти на форму семейного образования, родителям необходимо подать заявление на имя руководителя школы. На этом этапе у большинства родителей начинаются первые трудности в виде несогласия администрации.
Страшась ответственности перед проверяющими чиновниками из вышестоящих организаций, администрация школ стремится всячески избегать различных «родительских экспериментов», ссылаясь то на устав школы, то на запреты из органов управления образованием, то на законодательство.
Поэтому, чтобы избежать возможных трудностей, рекомендую читателям МирСоветов заранее подыскать такую школу для оформления ребенка, в уставе которой прописана возможность обучения по форме семейного образования.
В случае упорного отказа общеобразовательного учреждения о переводе ребенка на семейную форму обучения, родители имеют право обратиться с письменным заявлением к региональному уполномоченному по правам ребенка или к уполномоченному по правам человека при Президенте РФ.
Отказ в переводе ребенка на семейную форму обучения является прямым нарушением Конституционного закона о праве на образование (ст. 43. п. 5).

Подготовка документов

Как правило, оформлением необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение.
Но на сегодняшний момент не существует какого-либо узаконенного списка документов, которые требуются для перевода ребенка с одной формы обучения на другую. Каждая школа руководствуется собственными требованиями, поэтому приведенный ниже перечень документов весьма приблизительный:
- заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ, регламентирующий аттестацию учащегося;
- протокол заседания педагогического Совета;
- приказ об итогах аттестации учащегося;
- расписание консультаций и аттестации учащегося;
- договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
При составлении договора ключевым моментом является рассмотрение порядка, сроков и объема промежуточной аттестации ученика.
Отдельно стоит обговорить перечень учебников и прочих учебных материалов, т.к. на практике нередко встречаются случаи, когда школа требует аттестации по предмету в рамках своих учебников, отличных от тех, по которым велось обучение ребенка дома. В такой ситуации все права на стороне родителей, т.к. именно они несут ответственность за результаты и качество образования.
Со своей стороны общеобразовательное учреждение обязано предоставлять ученику и его родителям не только учебники, но и курсов, возможность пользоваться лабораториями и библиотекой, оказывать консультативную помощь.
Когда приходит время аттестации, родители имеют право выбора формы экзамена: письменный, устный, реферат, тестирование, . Кроме того, за родителями устанавливается право присутствия на экзамене.
Из личного опыта: все дети, которые учатся в ЦСО Чапковских, аттестацию проходят каждый год в разных московских школах, т.е. ни у детей, ни у педагогов нет привыкания друг к другу, нет предвзятости и нет заранее заготовленных ожиданий – никто не знает, у того или иного учителя или какой уровень знаний покажет тот или иной ученик. Но абсолютно все школы признают справедливым присутствие на экзамене преподавателя из ЦСО – учителя не скрывают, что семейная форма обучения им еще в диковинку, что преподаватели ЦСО лучше знают своих детей, а потому, с учетом человеческого фактора, присутствие на экзамене знакомого преподавателя будет иметь только положительный эффект. Родители полностью доверяют педагогам из ЦСО и потому присутствовать на экзаменах не стремятся, лишь образуют своеобразную группу поддержки, ожидая детей в коридорах незнакомой школы.
Однажды после какого-то экзамена мой сын задержался, чтобы дождаться друзей, и пока он их ждал, завязал беседу с местным преподавателем английского языка.
Вкратце рассказав о новаторской методике, по которой мой ребенок начал еще в раннем детстве, сын настолько заинтересовал этим преподавателя, что тот сбегал за блокнотом и ручкой, чтобы записать название и автора столь эффективной и увлекательной методики.
После этой беседы учитель признался мне, что раньше считал «семейников» какими-то «мимозами», живущими в тепличных условиях домашнего образования, но как оказалось, эти дети совсем не такие «законченные ботаники», как это могло показаться, а интересные собеседники с достаточно независимой манерой суждения и неожиданными умозаключениями...
Перевод в следующий класс производится на основании и по итогам результатов аттестации. В случае неудовлетворительного усвоения ребенком учебных программ, школа оставляет за собой право расторжения договора с родителями.
Всем выпускникам старших классов, успешно прошедшим финальную итоговую аттестацию, образовательное учреждение обязано выдать документ государственного образца о получении среднего образования.
Также читателям МирСоветов полезно знать, что родители, заключившие договор со школой о переходе на семейное образование, имеют право на получение денежной компенсации в размере собственных затрат на обучение ребенка в государственной школе. Иначе говоря, родители ученика-«семейника» получают некоторую сумму, которая, условно говоря, является их «учительской зарплатой».
Начиная с 2005 года федеральные выплаты были отменены, и в настоящее время родители получают компенсацию из местного бюджета.
По словам А. Антонова, завкафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ, семейная форма образования способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и общему укреплению и объединению семьи.

Семейное образование - форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в, очно-заочной и заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения .

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги .

Примечание.

1. При организации семейного образования школа руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация - это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

Обещала написать про наш опыт семейного обучения. Дочь уже на каникулах, и я делюсь с вами «как все было» . Оговорюсь сразу, этот пост - не призыв всех перейти на семейное обучение, не плач Ярославны о том, как все плохо в школе, и не рассказ о жутких школьных историях. Это отзыв о личном опыте и некоторые мои размышления.

Семейное обучение и домашнее обучение - есть ли разница и в чем

Есть некоторая путаница между семейным обучением и домашним. Это немного разные вещи. На домашнее обучение ребенка переводят по медицинским показаниям. Учителя приходят к нему домой и проводят занятия. Школы крайне неохотно идут на такой тип обучения, и даже когда у ребенка действительно реальные проблемы со здоровьем, и он не может учиться в общеобразовательной школе, администрация школы и учителя делают все возможное, чтобы избежать домашнего обучения.

Ну, их в какой-то степени можно понять. При их нагрузке, которую учителям навязали сверху, откуда-то надо еще брать время и силы на индивидуальные занятия. Но и «домашнего» ребенка и их родителей тоже понять можно - если есть закон о домашнем образовании, почему нельзя получить то, что полагается по закону? Но эта тема для отдельной дискуссии.

На семейное обучение переходят не по показаниям, а по желанию родителей и ребенка. Родители, как официальные представители ребенка, вправе перевести свое чадо на семейное обучение. В этом случае учится ребенок сам, а в школе он только проходит промежуточную и итоговую аттестацию в конце периода обучения.

В этом случае ребенок остается учеником школы, он имеет те же права, как и остальные учащиеся - посещать школьную библиотеку, получать бесплатно учебники, участвовать в школьных мероприятиях и т.п.

Как перейти на семейное обучение

Если в уставе школы есть пункт о возможности семейного обучения, родитель идет к директору и пишет заявление. Школа подготавливает договор, согласно которому устанавливаются права и обязанности школьника и школы.

Затем завуч или классный руководитель готовит график аттестации и консультаций. Этот график обсуждается и согласовывается с родителями. Вот и все.

Далее ребенок учится дома. Как он учится, с помощью родителей, частных репетиторов, или самостоятельно, какой у ребенка график, сколько времени он уделяет тому или иному предмету - это уже дело самого ученика и его родителей. Школа в процесс не вмешивается.

Я думала, что перевести Диану на семейное обучение будет ох как сложно. Приготовилась к борьбе. Но все прошло гладко и быстро. Написала я заявление завучу. Она конечно исполнила обязательную программу на шестерку, и я выслушала все мне причитающееся - «да вы понимаете, как это сложно?» , «а вы осознаете, какая сложная программа сейчас?» , «а вы уверены, что ваш ребенок справится?» ну и тому подобное. Выступление было эмоциональным, но недолгим. Не охота было спорить и что-то доказывать, а тем более оправдываться и убеждать завуча, что мы с мужем в свои под сорок лет вполне способны анализировать ситуацию и поступать исключительно во благо своего собственного единственного ребенка. В итоге мы подписали договор, попрощались и радостно забыли друг о друге.

Затем я побеседовала с классным руководителем, и еще пару раз заходила в школу за расписанием консультаций и экзаменов.

Созванивались с учителями мой муж и Диана, они там договаривались о времени аттестаций и консультаций. Потом, естественно, половина учителей позабывала обо всем, и опять нужно было звонить и договариваться. Но это дела житейские, так сказать.

У меня сложилось четкое впечатление, что учителя были бы довольны, если большая часть учеников перешла на семейное обучение. А что - в классе их нет, нервы никто не портит, приходят себе два раза в год на аттестацию и все. Не жизнь, а сказка!

Как проходило наше семейное обучение

Диане находиться на семейном понравилось. Училась она почти каждый день, но времени тратила меньше, чем обычно уходило на школу и уроки. Дочь сделала себе график по принципу: один день - один предмет. Училась в основном сама. По математике я находила видеоуроки, еще Диана смотрела программы по истории и географии. Английским занималась с ней я сама. Такие предметы как труды, физкультура и ИЗО решались очень просто - нужно было сделать рефераты.

Аттестация по основным предметам проходила в виде теста. Потом баллы складывались и выводилась общая оценка за предмет.

Таким образом эксперимент мы провели. Будем продолжать его в новом году или нет, еще не решили. Закончила учебу Диана без троек, но для меня оценки никогда не были в приоритете. Что нам эти циферки? На дальнейшую жизнь они влияют слабо, а вот в процессе учебы нервы портят не слабо и родителям, и детям.

Наблюдение из жизни: больше всего озабочены оценками своих детей бывшие махровые троечники.

Нам с мужем важно, чтобы наш ребенок был здоровым и счастливым, чтобы он нашел свое место в этом мире, чтобы он умел учиться, умел думать и находить выход из сложных ситуаций, чтобы он ценил себя и жил в ладу с окружающими, прежде всего отталкивался от своих желаний, а не старался угодить всем вокруг - учителям, начальникам, соседям…

Учит ли этому школа, воспитывает ли она в детях любознательность, целеустремленность, уверенность в себе? Не смешите меня.

Сложности семейного обучения

Неприятие окружающих

Самая большая сложность - это ваше окружение. Все, буквально все, будут ужасаться, переспрашивать, смотреть на вас как на больных, уговаривать вас одуматься или прямо называть вас идиотами и недальновидными людьми. Причем ВСЕ - это родственники, друзья, соседи, родители друзей вашего ребенка и случайные зрители.

Даже наши родители, которые давно не вмешиваются в нашу жизнь и вообще очень тактичные люди, и то аккуратно дали нам понять, что мы не правы. Поэтому если вы решили перевести своего ребенка на семейное обучение, будьте готовы к сопротивлению всего мира вокруг.

Организация обучения

Какие еще сложности? Они есть. Не всех детей можно организовать. Хотя наверное правильнее будет сказать - не все родители могут организовать своего ребенка. Это нормально. Не каждый взрослый себя может организовать сам - большинству нужны начальники, волшебные пенделя, тренера и коучи. Что уж говорить о детях.

Отсутствие общения

Бытует мнение, что ребенок на семейном обучении становится асоциальным. Вообще, мне не понятны рассуждения о том, что дети, которые не ходят в школу, не умеют общаться со сверстниками, и у них нет социализации. Откуда вообще это взялось?

В школе дети сидят на уроках. Вы помните наши уроки? Они такие же и остались у наших детей - надо сидеть тихо и слушать учителя. Какая дискуссия, какое общение, вы о чем? Перемены? Они по 10 минут, во время которых надо еще в туалет успеть заскочить. А большая перемена сделана для того, чтобы успеть быстро проглотить еду в школьной столовке и вернуться в класс.

4-5 переменок - это около часа в совокупности. О каком общении может идти речь? Во дворе дети общаются, в кружках по интересам, общаются, когда ходят в гости друг к другу. Да мало ли где можно пообщаться. И школа для общения не так уж и нужна.

Отсутствие времени у родителей

Второе, что всегда говорят противники семейного обучения - где найти столько времени родителям? Считается почему-то, что родители вместо учителей должны взять указку в руки и проводить все уроки самостоятельно. Чушь! Самостоятельный ребенок вполне способен сам прочитать материал в учебниках, прослушать по ютуб или по скайпу объяснения по материалу и сделать практические задания.

Да, кое-где нужно ребенку помочь. Но разве вы не помогаете своему ребенку, который учится в обычной школе? Не проверяете уроки каждый день, не сидите с ним над задачками или английским, не выслушиваете, как он выучил стихотворение? Подавляющее большинство родителей влезает в эту систему с первого класса и так и тянет до ЕГЭ.

Как ни удивительно, если ребенок на семейном обучении, родители тратят время на его учебу гораздо меньше, чем при обычной системе.

Какой итог?

Пока итоги нашего семейного обучения радуют. Дочь хорошо закончила школу, стала гораздо спокойнее, она высыпалась все эти дни, не нервничала, занималась своими делами, учебой, спортом, музыкой.

Она не превратилась в ленивое чудовище, не отупела и не потеряла социальные навыки.

Что хочу сказать… Если у ребенка нет никаких увлечений, дополнительных занятий, спортивных или музыкальных школ, кружков, секций, возможно ему не понравится на семейном обучении. Ему просто нечем заняться будет.

И еще. Если не чувствуете в себе силы и не верите в своего ребенка - может быть, лучше пока забыть о семейном обучении. Но тут я не советчик. Все очень индивидуально.