Вас всегда привлекала неизведанность и необычность Бразилии? И Вам недостаточно тура, чтобы познакомится с ней, и узнать гораздо больше? Почему бы не получить образование в Бразилии? У Вас появится возможность прожить несколько лет в прекрасной стране, познакомится и подружиться с хорошими людьми, а в будущем получить гражданство и остаться работать и жить здесь.

Образование в Бразилии для иностранцев

Безусловно, высшие учебные заведения в Бразилии нельзя сравнивать с Оксфордом или Кембриджем, однако эта сфера активно развивается, благодаря поддержке правительства, которое заинтересовано в высококвалифицированных кадрах. Если Вы боитесь ехать надолго в незнакомую страну и уже получаете образование на родине, для Вас существуют различные программы по обмену, и Вы можете приехать в Бразилию на стажировку на полгода или на год.

Но если Вы твердо уверены поступать в бразильский ВУЗ с первого курса, Вы должны понимать, что диплом может не котироваться в других государствах.

Тем не менее, образование в Бразилии доступно для иностранцев, при этом никаких льгот при поступлении нет. А это значит, что у Вас такие же права и обязательства как у других. Если Вы успешно пройдете собеседование и сдадите тесты ENEM, то Вас обязательно зачислят в университет. Кстати, в государственных высших учебных заведениях обучение бесплатное. Далее, Вам останется оформить учебную визу и грызть гранит науки.

Чем отличается образование в Бразилии от европейского?

В Бразилии нет такой градации как бакалавр или магистр. Вначале необходимо пройти первый этап обучения, который называется «graduacao», далее второй этап – «pos- graduacao». И только после того как Вы успешно закончите этот этап, сможете получить научную квалификацию – «mestrado», а затем и «doutorado». Если Вы планируете заниматься преподавательской деятельностью, то придется дополнительно обучаться в течение года, и тогда Вы получите диплом лиценциата. Таким образом, срок обучения может составлять от четырех до шести лет.

Также, вместо высшего образования, можно окончить кратковременные курсы, которые направлены на быструю подготовку специалистов. Принцип обучения похож на наши колледжи или училища. Только преподаватели на таких курсах те же, что и в университете, а вместо диплома выдается сертификат. И самое главное, задача подобного обучения – повышение образованности населения.

Какие знания необходимы в первую очередь, чтобы претендовать на образование в Бразилии?

В первую очередь, безусловно, это отличное знание португальского языка , если Вы стремитесь поступить на бюджет. Кроме этого, от Вас потребуют доказать, что Вы ориентируетесь в школьной бразильской программе. Вы уверены, что знаете историю Бразилии, литературу, а также философские направления?

Какой университет лучше выбрать?

Самое качественное образование предоставляют государственные вузы, в том числе и с федеральным финансированием. Из-за того, что эти учебные заведения самые престижные и образование бесплатное, конкурс очень большой. На одно место претендуют сразу более пятидесяти человек, а на некоторых факультетах более ста пятидесяти абитуриентов. Так же, чаще всего студентами этих ВУЗов становятся зажиточные люди, которые получили хорошее школьное образование. Но это не значит, что Вам не стоит попытать счастья. Главное упорство и трудолюбие. Обратите внимание на лучшие университеты Бразилии, и сделайте свой выбор:

1. Государственный университет Сан-Паулу. Это одно из самых крупных учебных заведений страны. Был создан 80 лет назад. Неудивительно, но чтобы стать студентом этого университета, необходим самый высокий бал (98,78%)

2. Проходной бал немного ниже в федеральном университете Минас-Жерайс. Абитуриенту необходимо набрать 91,76%.

3. Если Вам важно иметь право выбора среди большого количества специальностей, то Вам открыта дорога в самый старейший ВУЗ Бразилии – в Рио-де-Жанейро. Ему скоро исполнится 95 лет. Ваш общий бал для поступления – 91%.

4. И больше шансов поступить в университеты Рио-Гранде-ду-Сул (88,73%), и в Кампинасский университет (86, 28%).

Одно из самых уникальных и нетронутых мест на нашей планете, подробнее: .

Также за качеством обучения пристально следят контролирующие органы. Это и специальные комиссии, которые раз в несколько лет осуществляют оценку учебных программ, и национальный совет, который занимается вопросами научно-технического развития, и федеральный совет по образованию. Кроме того, существует координационная система, которая занимается отбором кадров в преподавательский состав. Не зря государство выделяет крупные суммы на подготовку специалистов, сначала оно инвестирует, а затем получает с лихвой.

Стоит ли обучатся на языковых курсах в Бразилии?

Если Вы еще не готовы поступать в ВУЗ, так как не знаете язык, но в Бразилию все равно хотите приехать, у Вас есть шанс окончить языковые курсы при университете, например, на базе Федерального учебного заведения в Рио-де-Жанейро. Обучение длится примерно в течение года. Вы можете записаться на курсы при наличии любой визы, кроме туристической. Однако места достаются не всем желающим, Вам нужно аргументировать свой посыл, и не просто написать, я хочу, так как секретарь, который производит отбор, не обратит внимания на заявление или посчитает, что таких причин для приема на курсы уже достаточно. Будьте оригинальными. Также важно, эти курсы не бесплатные. Каждый модуль стоит около 500 реалов, а всего 4 модуля. И если Вы успешно окончите курсы, то тогда пробуйте поступать в университет.

Главное, стучитесь в двери и Вам обязательно откроют. Образование в Бразилии получить реально.

Водопад Игуасу отдых в Бразилии, видео:

Польский хлопок имеет целый ряд преимуществ перед российским. Он намного мягче и приятнее на ощупь, в тоже время имеет большую плотность на квадратный метр. В нашем интернет-магазине вы можете приобрести ткани для пэчворка недорого с доставкой по Москве и московской области, а также почтой России по всей стране. Широкий выбор тканей, расцветок и постоянные скидки до 20% не оставят Вас равнодушными.

«Муниципальное образование» - Контрольный и иные органы муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Конкурс на замещение должности главы местной администрации. Глава муниципального образования (продолжение). Ключевые слова. Муниципальная служба как комплексный институт муниципального права.

«Учебники образование» - Разрезной материал используется для счета, конструирования и моделирования. Английский язык. 3 кл.; 3. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык. 2 кл.; 2. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Образовательная система «Перспектива» http://prosv.ru/umk/perspektiva/. Музыка Усачева В.О., Школяр Л.В.

«Система образования» - 4. Порядок включения квалификаций в состав национальной рамки или описания места квалификации в рамке понятны и не требуют дополнительных пояснений. 5. Национальные системы контроля качества образования и подготовки соотносятся с с национальной рамкой квалификаций и соответствующими принципами и нормами Европейской (как указано в приложении 3 Рекомендаций). 6. Процесс соотнесения рамок должен включать соглашение, принятое компетентными органами по контролю качества. 7. В процессе соотнесения рамок должны участвовать международные эксперты.

«Развитие системы образования» - Доля учителей победителей ПНПО. В среднем по району. Совет руо. Результаты мониторинговых обследований во 2-3-х, 5-6-7-х классах (средний балл по русскому и математике). Лучшие учителя ПК. Дошкольное образование. Инновационное развитие системы образования – основа повышения эффективности образования личности.

«Развитие образования» - Школы-лидеры по качеству услуги: Детские общественные организации. Субвенции. Студенты. Направление: «кампус». Губаха. Кудымкар. Результативность олимпиад. Начальная школа. Усиление конкурентной среды м/д учреждениями. Стратегия развития образования и новые задачи на 2010-2011 учебный год. Иуп. Получают информацию, формируют группы, проводят обучение.

«Проект Образование» - Новый финансово-экономический механизм. Расширение общественного участия в управлении образованием. Ожидаемые результаты первого года реализации проекта. Комплексный проект модернизации образования в Республике Карелия. Современная модель образования. Модернизация системы повышения квалификации. Организационное обеспечение реализации регионального комплексного проекта (ОРУ).

Большая обзорная статья про обучение в Бразилии расскажет вам про университеты, стоимость обучения, уровни образования, финансирование, процесс поступления, языковые требования, программы обмена, студенческие визы и проживание в Бразилии.

Уровни обучения в Бразилии

В Бразилии существует три уровня обучения:

  1. Бакалавриат (Bacharelado);
  2. Магистратура (Mestrado);
  3. Докторантура/Аспирантура (Doutorado).

Данные три стадии соответствуют трем циклам Болонского процесса, Европейской системе высшего образования, несмотря на то, что Бразилия не имеет официальльного соглашения с Европейским Союзом.

Кроме того, степень лиценциата (Licenciatura) похожа на степень бакалавра, но она предназначена для студентов, желающих стать школьными учителями.

Получение степени бакалавра в Бразилии даст вам не только жизнь в студенческой среде, которая будет предметом для зависти ваших друзей, оно также даст вам отличное образование. Бразильские университеты повышают своё качество, все чаще и чаще оказываясь в мировом рейтинге ТОП-500 университетов. Также, экономика Бразилии является одной из наиболее динамично развивающихся в мире, это означает, что находчивые выпускники смогут стать частью будущего развития.

Если вы думаете о дальнейшей учебе в магистратуре и аспирантуре в Бразилии, вы обязательно обретете яркий опыт. Знаменитая своими карнавалами и разнообразнейшей культурой, Бразилия, также, имеет ряд вузов в рейтинге мировых университетов (QS World University Rankings 2014/15).

Согласно данным рейтинга, университет Сан-Паулу (Universidade de São Paulo (USP)) является лучшим университетом в Бразилии, в то время как государственный университет Кампинаса (Universidade Estadual de Campinas (UNICAMP)) занимает второе место и федеральный университет Рио-де-Жанейро (Universidade Federal do Rio de Janeiro) на третьем месте.

Магистратура в Бразилии составляет 2 года и является первой ступенью последипломного обучения. Курсы обычно состоят как из преподавательской, так и исследовательской деятельности, заканчивающейся написанием диссертации.

Университеты Бразилии

Существует более 2000 высших учебных заведений в Бразилии, где университеты подразделяются на следующие категории:

  • федеральные правительственные университеты;
  • государственные правительственные университеты;
  • муниципальные университеты;
  • частные университеты.

Общепризнано, что государственные вузы дают самое качественное образование в стране и, следовательно, конкуренция за место в университете высокая.

Для того, чтобы быть принятым в бразильские университеты, абитуриентам необходимо сдать вступительный, так называемый, вестибулярный экзамен. Экзамены обычно проходят раз в год (в декабре или январе), хотя некоторые университеты могут проводить экзамены чаще.

Академический учебный год в Бразилии обычно начинается в феврале.

Для дополнительной информации об институтах страны, и последипломных программах, узнайте на сайте CRUB: Conselho de retoires das universidades Brasileiras - Brazilian Universities .

Стоимость обучения в Бразилии

Стоимость обучения в Бразилии практически равна нулю. Федеральные и государственные университеты не взимают плату за обучение по программам бакалавриата или магистратуры. В данном случае, только иностранные студенты должны будут оплатить регистрационный взнос после зачисления на курс.

Муниципальные университеты, как правило, являются небольшими учреждениями и иногда могут взимать плату за обучение. Частные вузы являются всегда платными.

Стоимость обучения в частных вузах будет значительно варьироваться в зависимости от заведения и курса, так что следует проверить каждый вуз перед подачей документов.

Финансирование на обучение в Бразилии

Иностранные студенты имеют право на все образовательные стипендии, доступные для бразильских студентов, включая субсидии на проживание, книги, еду и транспорт.

Это значит, что будет легче обеспечить финансирование организацией, находящейся в стране проживания адресата, в то время, как вы все еще находитесь на родине, поэтому, если вам необходима финансовая поддержка, спланируйте это перед тем, как уехать.

Если вы планируете учиться в Бразилии один лишь семестр, вы можете иметь право на финансовую поддержку от отправляющего университета. Обсудите варианты финансирования в финансовом отделе вашего университета до самой поездки.

Возможен также поиск стипендий и грантов через посольство Бразилии или консульство вашей страны.

Как поступить в Бразилию

Вы можете подать заявку на последипломную программу на сайте определенного вуза, несмотря на то, что большинство из них написаны на португальском языке.

Чтобы учиться в Бразилии вам необходимо будет предоставить все ваши дипломы, полученные на родине от высшего учебного заведения, имеющего аккредитацию.

При подаче заявления для поступления в магистратуру вам необходимо будет удостоверить, что вы владеете степенью лиценциата (или степенью бакалавра), а также предоставить дополнительные документы, такие как:

  • анкета-заявление;
  • заверенные копии дипломов;
  • рекомендации;
  • тема исследования;
  • рекомендательное письмо от вашего научного руководителя или преподавателя;
  • фотографии личности.

Эти требования могут различаться в зависимости от направления подготовки и вуза, в который вы подаете заявление.

Бразильские языковые требования

Занятия в университете и экзамены, как правило, проходят на португальском языке, следовательно, для поступления на курсы вам необходимо доказать ваш уровень владения языком.

Вы можете предоставить сертификат владения португальским языком как иностранного (CELPE-Bras). Лишь экзамен по португальскому языку признается в Бразилии. Дополнительные сведения см. Embassy of Brazil in London - Certificate of Proficiency in Portuguese (CELPE - Bras) .

Немногие университеты предлагают международные программы, преподаваемые на английском языке, однако базовые знания португальского обязательны.

Студенческая виза в Бразилю

Если вы решили учиться в Бразилии, вам следует подать заявление на студенческую визу через Генеральное консульство Бразилии в вашей стране. Виза выдается на один год, но её можно продлить.

Вы можете заполнить анкету онлайн, но чтобы выполнить все требования, необходимо отправить заполненную и подписанную копию в бразильское консульство вашей страны, а также следующие документы:

  • паспорт сроком действия не меньше 6 месяцев после окончания учебы;
  • копия свидетельства о рождении;
  • две распечатанные и подписанные анкеты для визы;
  • две фотографии паспортного размера;
  • копия письма о зачислении от бразильского вуза;
  • справка о наличии денежных средств, достаточных на весь срок пребывания;
  • conviction history за последние три месяца;
  • медицинская справка.

По приезду в Бразилию вам необходимо в течение 30 дней зарегистрироваться в местном отделении Федеральной полиции, это необходимо для оформления вашего пребывания в Бразилии, а также для приобретения вами удостоверения личности иностранца. Если вы этого не сделаете, вы будете обязаны заплатить налог за каждый просроченный день после 30 дней пребывания. Это может повлиять на дальнейшую подачу документов на новую визу или для её продления.

Важно! Дважды проверьте всю информацию в посольстве Бразилии в вашей стране перед поездкой.

Программы обмена и стажировок в Бразилии

Существует ряд программ предлагаемых обменов и стажировок, которые позволяют студентам учиться в университетах Бразилии. Данные программы включают:

  • Обучение в Бразилии (Study in Brazil) - программа, направленная на поддержание образования в Бразилии для иностранных студентов и организаций по обмену студентами.
  • Федеральный университет международной мобильности студентов Рио-де-Жанейро (Universidade Federal do Rio de Janeiro (UFRJ) International Mobility Exchange Programme) - студенческая программа обмена, которая помогает студентам, желающим учиться в Бразилии.
  • IAESTE - студенты, занимающиеся наукой, технологиями и машиностроением, имеют возможность получить 12-недельную оплачиваемую стажировку в летнее время и в другое время года на длительный период.

Возможны бразильские обменные стажировки для последипломного периода в некоторых вузах России и за рубежом. Для большей информации, свяжитесь с вашим вузом.

Докторские программы в Бразилии

Докторские программы в Бразилии включают в себя в первую очередь степень кандидата наук PhD - это высшая степень обучения. Докторантура составляет 3-4 года.

Для поступления в докторантуру в Бразилии, вам необходимо иметь степень магистра (или его международный эквивалент).

Проживание и расходы на жизнь в Бразилии

Обычно, университеты Бразилии не предлагают жилья для своих студентов, поэтому, в отличие от других стран, большинство студентов живут в частном секторе.

Следует заранее обратиться в международный отдел выбранного вами вуза, чтобы узнать, могут ли они помочь с вопросом жилья. Возможно, стоит забронировать на первый месяц обучения место в хостеле, так как гораздо проще найти жилье, находясь уже в стране.

Расходы на проживание: В Бразилии относительно высокая стоимость жилья, по сравнению с другими странами Южной Америки. Питание и общественный транспорт дороже, чем в других южноамериканских странах.

Аренда, а именно, что можно ожидать, снимая жилье в Бразилии:

  • Комната у владельца помещения -180-350 бразильских реалов в месяц
  • Пансионат -350-800 бразильских реалов в месяц (комната, питание включено)
  • Меблированная квартира -500-2000 бразильских реалов в месяц, в зависимости от города и места, где вы живете

В Бразилии официальный образовательный цикл состоит из четырех уровней. Первый уровень – это восемь лет начального (основного) образования. Второй уровень – это три года среднего образования. Третий уровень – это от четырех до шести лет высшего образования. Четвертый уровень – не обязательный для всех, так как сюда входит только лишь какое-то дополнительное образование. Что касается дошкольного образования, то оно в Бразилии вовсе не обязательно.

Согласно законодательству Бразилии в области образования, то в Конституции этой страны есть довольно четко прописанные статьи 205-214, которые разъясняют права граждан. Самым важным конституционным законом, который касается образования в Бразилии является Закон № 9394, его приняли 20 декабря 1996 года, он называется Lei de Diretrizes e Bases (то есть, Закон Руководящих принципов и Оснований), его также называют Lei Darcy Ribeiro (закон Дарси Рибейро), выражая, таким образом, дань самому великому бразильскому социологу и педагогу.

Начальное образование в Бразилии является бесплатным и обязательным. За это отвечают не только родители, но и само государство. Бывало даже такое, что бразильский суд выступал в интересах ребенка, когда родители из бедных семей не могли устроить своих детей в школу, тогда суд постановлял, что штат должен оплачивать обучение этих детей в частных школах.

Серьезная и частая проблема в Бразилии заключается в том, что дети не посещают школу, так как родители совершенно не следят за ними. К тому же многие бедные родители вообще не могут позволить себе такие затраты, как подготовка и отправка детей в школу, поэтому они предпочитают отсылать своих детей работать, а не учиться.

Отсюда вытекает еще одна проблема Бразилии – несмотря на то, что начальное образование обязательно, а работать тому, кому еще не исполнилось 16 лет запрещено законом, в стране довольно часть используют детский труд. Причина заключается в том, что родители остро нуждаются в том, чтобы их дети работали и приносили в дом деньги. Нередко работают дети с трех лет – в этом возрасте они уже сбивают палкой орехи, ну а мальчики в десятилетнем возрасте носят и бросают дрова в печи – для обжига кирпича.

Благо, что за последние годы ситуация улучшилась – все это благодаря официальным программам: Bolsa Escola и FUNDEF. Следуя первой, родители, отправившие детей в школу и следящие за их здоровьем, будут получать пособие, а вторая заключается в то, что муниципалитеты получают федеральные средства в соответствии строго с числом зарегистрированных детей.

В основном все начальные школы Бразилии финансируется муниципалитетами или штатами. При этом и штаты, и муниципалитеты должны тратить не менее 25% от своего бюджета на образование.

Но такое распределение средств также порождает проблему. Дело в том, что у более богатых штатов и городов есть намного больше денег для инвестиции в образование. Здесь более высокооплачиваемые и квалифицированные учителя, лучшая инфраструктура, а вот в более бедных городах и штатах очень плохое образование. Но даже в очень богатых областях Бразилии в прошлом качество образования существенно падало, так как государство вкладывало в образование очень мало средств, к тому же сами стандарты государственного образования снизились, средний класс старался помещать своих детей в частные школы, их не заботило государственное образование.

К тому же образование в Бразилии открыто для свободного частного предпринимательства, правда, при наблюдении официальных властей. Сейчас бразильский средний класс старается посылать детей в частные школы. При этом цены на обучение варьируются от 25 долларов США – в маленьких городках до 250 американских долларов в крупных мегаполисах.

А еще Бразилия принимает участие в программе «Каждому ребенку – по компьютеру». Этот проект направлен на предоставление дешевых ноутбуков бедным детям, которые живут в странах третьего мира. Правда, в настоящее время эта программа продвигается довольно медленно.

Которую 14 лет назад основал Рикардо Семлер. Он решил создать школу с нуля. Вообще с нуля. Не обсуждать, как сделать лучше учителей, какие ввести новые предметы и что лучше делать, а чего не делать директору. А задавал себе вопрос: а нужен ли вообще учитель и зачем, а предметы? Может, ну их?

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Он хотел сделать учебное заведение, в котором главным будет интерес учеников. Сначала появилась маленькая школа на 24 ребёнка. С ними работали интуитивно - играли, поддерживали интерес, включали в совместные игры и события. Потом стали пробовать работать с детьми постарше. Стало получаться, и возник вопрос, как эту интуицию превратить в инструмент. Так стала появляться «Мозаика» - учебная методика школы. Её разрабатывали несколько лет, параллельно пробуя на практике и корректируя.

Сначала на примере своих компаний он показал, что при правильной организации люди, включённые в совместную деятельность, могут прекрасно обходиться без начальников, самоорганизовываться и договариваться друг с другом, усовершенствовать способы работы и получать от этого удовлетворение. Именно этот тезис был доказан 30-летней практикой работы со взрослыми - сотрудниками его компаний. Затем, в 90-х годах, он решил, что пора доказать, что это предположение верно не только по отношению к взрослым, но и по отношению к детям.

Семь лет Рикардо Семлер занимался исследованием различных практик в мире - как работают разные школы, на каких основаниях они строятся, что получается, а что не получается.

В 2007 году Microsoft объявил программу инновационных школы мира «Innovative Schools Program», номинантами которой стали 12 школ из разных стран, а небольшая на тот момент школа Рикардо Семлера стала её победителем.

Очевидцы, которые приходили в школу в гости, отмечают, что главное впечатление - это дети. Живые, подвижные, открытые и весёлые

Они не привыкли ходить гуськом и слушаться старших. Они привыкли участвовать в происходящем на равных, прилагать усилия для удовлетворения своих интересов, привыкли пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и снова пробовать. Они привыкли испытывать и познавать мир.

Главные принципы школы Lumiar

Школа должна быть организована так, чтобы её центром был интерес. Готовность к взрослой жизни определяется не оценкой в аттестате и количеством зазубренных правил, а способностью интересоваться разными сферами, пробовать себя в них, обустраивать свой интерес знаниями, навыками и встречами с теми людьми, которые в этой сфере что-то сделали.

Главное в школе - это сам школьник. Именно он решает, что ему учить и как

Взрослые могут помогать и советовать (а некоторые - и вдохновлять), но решать, чему учиться, а чему нет - неотъемлемое право ученика.

Осмысленное познание мира происходит через попытки что-то сделать, попробовать себя в чём-то. Поставить проблему, попробовать решить её, ошибиться, проанализировать ошибки и попробовать снова - базовый цикл, в котором происходит реальное познание мира.

Совместная работа проходит в небольших разновозрастных группах школьников, объединённых одним интересом. Центральные понятия школы: компетенция, попытка, проект, проблема, совместная работа, участие. В противовес привычным нам знаниям и предметам.

Почему в школе не нужен учитель

Первое, что была вынуждена сделать команда Рикардо, - переосмыслить роль учителя и его необходимость присутствия в школе. Фактически они отказались от старого представления об учителе («тот, кто знает») и перешли к новой категоризации взрослых, которые задействованы в образовательном процессе.

Тьюторы (Tutors) - «тот, кто заботится о ребёнке». Тьюторы не учат. Принципиально. Рикардо говорит: «Пожалуйста, не надо тех крох знаний, которые вы имеете по сравнению с Google. Оставьте их себе. Не надо учить. Спасибо».

Тьютор - человек, который сопровождает школьников в их школьной жизни. Он же взаимодействует с родителями. Он в курсе, что у ребёнка происходит в семье. Он - участник важных моментов в жизни ребёнка: когда вспыхнул к чему-то интерес, когда возникла проблема и нужна помощь. Тьютор сопровождает учеников, отслеживает их движение (как индивидуально, так и в группах), помогает, когда это нужно и осмысленно. Главное, что делает тьютор для образовательного процесса, - следит за траекторией ученика и выделяет те темы, к которым возник интерес и на которых ученику можно и нужно сконцентрировать своё внимание на определённое время. Тьюторы находятся в школе full time. Что бы ни происходило в стенах школы - там есть тьюторы.

Мастера (Masters) - те, кто создают, ведут и координируют учебные проекты (learning projects), они же отслеживают, как развиваются компетенции и навыки учащихся в ходе этих проектов. Вообще-то, когда Рикардо запускал свою новую школу, в качестве мастеров он пригласил… городских пенсионеров. И сказал им - «учите детей тому, во что верите сами».

Два требования предъявлялось к мастерам: страсть к какому-то занятию (например, страсть к игре на скрипке) и способность передавать свой опыт

Почему пенсионеры? Потому что они обладают жизненной мудростью, социально задвинуты и забыты. Мастера приходят в школу тогда, когда это нужно, они всё время в школе не находятся. Если внимательно посмотреть фотогалерею школы, то видно, что мастера - это самые разные люди. Много молодых. Много мужчин. Есть, например, фото, на котором мастер - молодой мужчина с плечами, забитыми татуировками, в майке и трениках - сидит попой прямо на полу и что-то бурно обсуждает с усевшимися вокруг него детьми. Да-да, и дети попами на полу, всё нормально.

Как устроена учёба

В Lumiar нет изучения предметов. Уроков тоже нет. Есть несколько образовательных форм, между которыми может двигаться ученик: учебные проекты, мастер-классы и другие групповые занятия (workshops), исследования, участие в управлении школой.

Учебный проект - это двухмесячный формат обучения. Под каждый проект набирается небольшая группа школьников разных возрастов. Проект курирует мастер. Он же регулирует сложность знаний, заданий, испытаний в рамках проекта (для шестилетки и 11-летнего ученика она будет отличаться). Школьники участвуют в том, как именно им двигаться в проекте: кто-то может посоветовать посмотреть интересный для проекта фильм, кто-то предложит мастер-класс, кто-то придумает новый поворот в изучаемой теме.

Ученик может заявить индивидуальный проект - такая опция также возможна. В этом случае он совместно с мастером и тьютором прорабатывает программу движения в проекте.

Для того, чтобы спланировать школьную жизнь между разными активностями (учебные проекты, воркшопы, мастер-классы), учитывается несколько моментов. Во-первых, интерес каждого ученика к той или и ной теме и его потребность чему-то научиться. Во-вторых, организация совместного обучения и наличие совместного пространства школы. В-третьих, точка зрения самих школьников: на чем нужно сосредоточить свои усилия, что находится в зоне интереса.

В планировании школьных мероприятий и событий школьники принимают активное участие. Например, они могут придумать специальное мероприятие и устроить его не только для своей проектной группы, но и для других школьников, которым это покажется интересным. Они же имеют право голоса в регулировании школьных мероприятий. Проектные группы школьников собираются вместе с мастером один раз в неделю и планируют свой график.

Примеры учебных проектов

  • «Построй себе велосипед» - в течение 45 дней ученики в группах проектируют и строят для себя велосипеды, параллельно изучая не только физические законы, но и осваивая математические формулы, инструментарий конструирования и моделирования и получают опыт работы с различными материалами.
  • «Свет и тени» - исследование природных явлений (день-ночь, рано-поздно, свет-тьма), исследование того, как ведёт себя свет и тьма, как можно управлять тенями и светом.
  • «Построение модели Южной Америки» - экспериментирование в моделировании пространства. Ученики не только получают разнообразные географические знания, но и учатся применять методологию пространственного проектирования.
  • «Toddler Meeting» - городской художественный проект для малышей и их семей. Организаторы проекта сделали большую открытую для горожан мастерскую, в которой дети вместе с друзьями и родителями могут экспериментировать с цветами и текстурами, параллельно получая опыт использования натуральных красок, изготовленных из органических продуктов без пестицидов.
  • «Дзен Кухня» - этот проект появился, поскольку одна из проектных групп начала проявлять интерес не только к кулинарии, но и к обучению методам «контроля над разумом». Тогда родился совместный проект - как сделать кулинарию практикой работы с настоящим. Школьники совместно с мастерами стали испытывать различные практики на кухне, параллельно изучая разнообразные особенности используемых ингредиентов и их влияния на разум и тело человека.
  • «Наш маленький завод» - в этом проекте школьники исследуют весь процесс производства шоколада и ферментации какао-бобов, получают и используют на практике знания о производстве, агрономии, химических процессах.
  • «Moleculove» - идея этого проекта в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением человека, когда он проходит через разные стадии любви и страсти, и химическими веществами, которые продуцирует его тело. Мастера заметили, что химия вообще даётся школьникам (а это дети до 15 лет) довольно трудно, и решили соединить волнительную тему с химией. В качестве результата проекта группа создала художественную инсталляцию для научной ярмарки в виде целой комнаты, в которой соединялась наука с искусством. Адреналин там читал рэп, вазопрессин - хайкай, серотонин был рассказчиком, допамин приглашал поиграть в интерактивную игру, а периодическая таблица была сделана в виде анимированного видео.

Mosaic Curriculum - основа для организации образовательного процесса

Основа, которая обеспечивает организацию учебного процесса и ориентацию в нём, называется Mosaic Curriculum. Эту Мозаику тьюторы и мастера школы начали разрабатывать, когда она только открылась, а теперь совместно с Microsoft они хотят её полностью оцифровать и сделать доступной для других школ.

Мозаика - самый загадочный и интригующий пункт в организации школы Семлера. Очень хочется посмотреть, как она устроена. Но информации по ней крайне мало, возможно, Lumiar ждет, когда Microsoft полностью оцифрует её, и тогда уже будет публиковать. Расскажу, что удалось найти.

Мозаика решает, как соединить три главных для школы вещи:

  • обучение, построенное на компетентностном, а не на предметном подходе;
  • обучение, построенное на активных формах участия, проектах и решении проблем;
  • постоянный мониторинг реального прогресса каждого ученика и исследование его потенциала.

В основе Мозаики - специально сконструированная матрица компетенций (matrix of competence) и матрица содержания (matrix of content) - матрица тех знаний и информации, которые нужны школьникам. Вот тут-то математика, география, химия и всё остальное.

В основе первой матрицы лежат две категории компетенций:

  1. «Четыре столпа образования» ЮНЕСКО: научиться познавать, научиться делать и действовать, научиться жить и научиться жить вместе.
  2. «Множественные интеллектуальные способности» Гарднера: вербальные, логические, численные, пространственные, музыкальные, художественные, спортивные (кинестетические), межличностные, моральные и духовные компетенции.

Компетенции делятся на базовые и специализированные. Базовые компетенции - те, что требуются для жизни в целом в тот или иной исторический период. И специализированные компетенции - те, что требуются для конкретных жизненных проектов.

Формулировка «жизненный проект» (life project) - тактично и незаметно заменила весь блок, связанный с ответом на вопрос, к чему должно готовить образование. Не к профессии, специальности, труду и обороне - вовсе нет. Образование должно готовить людей к жизни - к тому, чтобы совместно вырабатывать решения проблем, осваивать новые области, ориентироваться в происходящем в мире, быть способным принимать решения и брать на себя ответственность за них. Звучит здраво, не правда ли?

Но вернемся к Мозаике. На основании матрицы компетенций и матрицы содержания формируется (и постоянно обновляется) банк проектов - набор учебных проектов, в которых могут принимать участие школьники. В каждом из проектов прописано, на развитие каких компетенций он направлен и какой набор содержательного контента он может в себя включать. Вся эта информация сейчас оцифровывается, чтобы мастерам было легко и удобно конструировать проекты. Раньше мастера и тьюторы делали это вручную, исписывая матрицами тонны ватманов.

Один раз в два месяца школьник выбирает себе проект. Тьюторы в этом процессе выступают для него советниками, основной подход здесь такой: школьнику предстоит выбрать, на чём именно он сконцентрирует свои усилия в течение следующих двух месяцев. Под каждый проект собирается небольшая группа школьников (они могут быть совершенно разных возрастов).

Важно отметить, что мастер (он же эксперт по проекту) - это не педагог. Мастер - это человек, который работает в своей сфере (предприниматель, инженер, архитектор и так далее) и чего-то интересного в ней добился. Или обладает нестандартным взглядом, подходом. Он приглашается в школу для сопровождения проекта на два месяца, мастера могут сменять друг друга, поэтому в школу постоянно идёт приток «новой крови» - абсолютно разные люди из разных сфер взаимодействуют с детьми, вместе делая нечто.

Три вида оценок

В Lumiar разработана своя система комплексного оценивания школьников (intergrated assessment), которая радикально отличается от привычной оценки на экзаменах. Школа публичная, поэтому от необходимости сдавать общие для всех экзамены и тесты ученики не освобождены, просто это не является главным событием школьной жизни.

В школе есть традиционная оценка уровня знаний, она общая для всех. Есть оценка способности применять знания на практике. Кроме этого, ученики активно участвуют в оценивании самих себя - так они анализируют свою работу в проектах.

Комплексное оценивание проходит один раз в два месяца, результаты обрабатываются и включаются в личное учебное портфолио каждого ученика.

Портфолио содержит:

  • первоначальную базовую оценку компетенций, которую получил ученик, когда поступал в школу;
  • индикаторы, отражающие интересы ученика, его особые таланты, а также и слабости. Этот пункт очень важен при выборе тех тем и сфер, на которых ученику предстоит сконцентрировать свои усилия, или наоборот - тех, что лучше избежать;
  • набор компетенций, которые удалось развить в каждом из учебных проектов, в которых участвовал ученик;
  • набор компетенций, которые удалось развить в мероприятиях, проходящих вне учебных проектов.

Ученик и его родители имеют постоянный доступ к портфолио и могут отслеживать прогресс и использовать текущие данные портфолио для планирования следующего шага в своей образовательной траектории. В Бразилии основное школьное образование заканчивается, когда детям исполняется 14-15 лет. Затем они могут или готовиться к поступлению в университет, или пойти в профильную школу (например, в инженерную). Портфолио здесь служит хорошим подспорьем, поскольку если ученик вместе с родителями (или сам) решил, куда он пойдет после окончания школы, то он может подкорректировать свою траекторию, чтобы она отвечала его следующей цели.

Домашние задания

В Lumiar нет домашних заданий - регулярных и обязательных. Школьник, увлечённый проектом, может, например, провести нужное ему исследование вне школы, чтобы углубить своё понимание, школьники могут делать какие-то вещи по проекту вместе, но уже не в школе. Как правило, этот процесс регулируется самими школьниками и связан с их интересом и продвижением в проектах, поэтому школьники не испытывают страха невыполненного задания, а получают удовольствие от процесса познания.

Read the World

Read the World - ещё один формат школьных активностей. В школе принято следить за событиями, происходящими в мире (заодно учиться ориентироваться в прессе). Мировые новости становятся предметом обсуждения и организации школьных дискуссий. В процессе дискуссий школьники учатся формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, слышать и понимать другого.

Сircle, или участие в управлении школой

Еженедельно в школе случаются общие собрания под названием Circle. В собрании могут принимать участие все: тьюторы, мастера, администрация и другой персонал школы, все школьники в возрасте от четырёх лет, родители школьников. И каждый имеет свой голос.

На собрании могут выноситься любые вопросы о жизни школы: проблемы, недовольства, успехи, предложения. Кроме того, на собраниях обсуждаются и вырабатываются правила, по которым будут жить все участники процесса следующую неделю. Это не игра в правила - всё по-настоящему. Если вдруг оказывается, что школьники приняли какое-нибудь дурацкое правило (например, что-нибудь типа «можно бить друг друга по голове»), - им придётся пожить неделю с этим правилом и ощутить на себе все его последствия. А через неделю - осмыслить, обсудить и выработать новое. Ещё на собраниях обсуждаются и вырабатываются (если нужно) общие принципы жизни в школе.

Таким образом воплощается в жизнь идея «управления с участием» (participative management), которую Рикардо Семлер начал реализовывать в своей компании Semco много лет назад и благодаря которой прославился, описав эти идеи в книге «Маверик». Управление с участием - это принцип организации совместной жизни людей, в котором наложен запрет на следование извне привнесённым правилам. Правила и принципы вырабатываются постоянно, и делается это самими участниками процесса, а не начальниками сверху. Правила вырабатывает тот, кто будет непосредственно испытывать на себе последствия его принятия.

Участие в Circle для школьников - ещё один элемент образовательного процесса, напрямую связанный с базовой компетенцией «научиться жить вместе»

При необходимости могут создаваться школьные комитеты (временные!) - из любого состава участников (тьюторы и мастера, школьники, родители). Например, когда нужно провести какое-то большое или сложное мероприятие - создается инициативный комитет, который берёт на себя ответственность за его организацию.

Школьное пространство

Лично в Lumiar я, к моему величайшему сожалению, не была, поэтому в этом пункте буду ориентироваться на фотогалерею школы. Ну и того немногого, что есть на сайте, в описаниях и интервью.

Первое, что видно практически сразу, - дети являются полноправными участниками обустройства школьного пространства. Если мы посмотрим на типичное школьное здание в России, то сразу увидим, что дети вообще никак в нём не проявлены. Им некуда деться в школе, все места строго зонированы и ограждены. Здесь же видна совершенно другая картина.

Дети пользуются пространством школы так, как им нужно. Они же его обустраивают: украшают, передвигают, расширяют, засаживают зеленью

Внутреннее пространство здания спроектировано по принципу многофункциональности - чтобы каждый уголок давал максимальное количество возможностей для организации учебного процесса. Перегородки в здании подвижны - пространство можно расширять или сокращать в зависимости от типа запланированных мероприятий и школьных событий. Есть интерактивная исследовательская комната (interactive research room) - в ней каждый учащийся имеет доступ к книгам, интернету, учебным материалам.

Открытая территория школы активно используется в разных циклах обучения - множество занятий проходит на улице - на игровых площадках или прямо на газоне. Есть полузакрытые помещения, в которых, например, дети занимаются творчеством - на специально спроектированных столах или партах для разного рода художеств. На территории школы есть озеро, и каждый день школьники вместе с тьюторами ходят к нему кормить рыбок.

Вообще, если внимательно смотреть фотогалерею жизни Lumiar, в ней всё просто устроено. Никаких супердизайнерских вещей или запредельной архитектуры. Тут простые светлые помещения, обыкновенная мебель, во дворе - просто газон или просто качели.

Привыкший к советской школе глаз ищет на фото классы - и не находит. Да, есть комнаты, иногда в них дети сидят за столами (то кругом, то вразнобой, то каждый за своим столиком), иногда занимаются прямо на полу, иногда на мягких мешках-пуфах.

Мастер может сесть прямо на стол, просто потому, что сегодня он будет петь детям песни под гитару, а на столе это делать удобнее

Стены - неотъемлемая часть образовательного пространства. Где-то нарисованы карты, где-то - вся стена увешана стикерами с записочками, где-то - просто изрисованная детьми. Пустых стен почти нет. Доски - простые меловые доски - на всю стену и все исписаны. Сверху и по бокам - рейтинги, списки, планы, анонсы, в центре на уровне роста ребёнка - освобождено место для постоянных записей. Судя по затёртости досок, ими постоянно пользуются. Не в режиме «выйди к доске и отвечай» - а просто как одним из нужных инструментальных элементов общего процесса. Вдоль некоторых стен мебель - вся она на уровне детского роста. Простые полочки, шкафчики, стеллажи - везде что-то лежит: какие-то детские вещи или материалы для занятий. На одной из стен - вертикальный сад, сделанный самими детьми. Много книжек, тетрадок, рабочих материалов. У школьников - небольшие лэптопы, они пользуются ими не на строго отведённых для этого уроках, а просто как одним из инструментов в обучении.

Питание

Питание - отдельная и важная тема. В школе есть несколько специалистов, которые профессионально занимаются вопросами правильного питания (как для учащихся, так и для школьного персонала), помогают школьной кухне в составлении меню и вообще делают тему питания одним из образовательных элементов.

Основной уклон - в пользу естественной еды, минимально прошедшей промышленную обработку. Для детей постоянно устраиваются мастер-классы по приготовлению еды, а в сельских школах кое-что и выращивают. Кроме этого, с помощью еды изучают, например, тему дробления чисел (отмерить две трети стакана муки), массы и весов, ну и так далее.