Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике аспиранта, или, для исследователя – по научно-исследовательской практике. Эти требования распространяются на всех специалистов, готовящихся к написанию диссертационной работы.

Практика – это форма обучения, построенная на проявлении и закреплении у аспиранта навыков самостоятельной практической работы и умения проводить исследования.

Задания, поставленные перед ним на практике, должны обязательно коррелировать с направлением его будущей профессиональной деятельности.

Отчет по педагогической практике аспиранта

Каждый аспирант обязан пройти педагогическую практику, а не только научную. После прохождения научной ему проще будет сдать профильный экзамен по специальности. Педагогическая практика предполагает овладение мастерством преподавания в высшей школе, навыками самостоятельного формирования научно-методических документов, технологиями подбора релевантного учебного материала, мастерством объективного оценивания результатов обучения. Проходится она дважды, в предпоследнем и последнем семестре обучения в аспирантуре. Объем ее составляет 100 часов. Результатом прохождения практики становится отчет. После его сдачи происходит защита практики и документов о ее прохождении. Для защиты аспирант сдает на кафедру:

  • задание на практику за подписью научного руководителя, включающее наименование темы, срок сдачи и подготовки отчета, график прохождения;
  • сам отчет о прохождении, на его титульном листе обязательно должна стоять согласующая подпись преподавателя;
  • собранные материалы.

Все документы должны быть подготовлены и предоставлены на кафедру в течение недели с момента завершения практики. Защита происходит в период промежуточной аттестации. Удачная защита формализуется в виде зачета.

Отчет по научно исследовательской практике аспиранта. Пример

Научно исследовательская практика должна предоставить аспиранту богатый практический материал, анализ которого станет частью диссертации. Прохождение обучения практическим навыкам не будет считаться завершенным до подготовки и защиты отчета. На саму практику отводится 48-50 часов, а подготовку отведена неделя, но писать его необходимо начинать с первых дней практики, серьезность требований к форме и содержанию обуславливают и степень ответственности подхода.

Отчет аспиранта 1 года обучения. Образец

Обучение в аспирантуре при очной форме обучения длится три года, при заочной – 4 года. За это время он должен сдать экзамены и написать диссертацию. Ко второму году он уже представляет себе структуру и методы исследования и готов опробовать их в практической деятельности. Перед ним ставятся уже более серьезные задачи, и он уже готов к взаимодействию со студентами и коллегами. Именно тогда ему необходимо пройти педагогическую практику, в процессе которой аспирант сможет глубже понять изучаемую дисциплину, ставя перед студентами вопросы, касающиеся отдельных моментов его будущей диссертации. Результаты работы студентов могут стать одной из существенных частей отчета по практике. Требования к нему не изменяются, следует ориентироваться на ГОСТ по форме, а по содержанию пристальное внимание будет уделено качеству собранных материалов.

Отчет аспиранта 2 года обучения. Образец

Процедура прохождения практики часто определяется внутренними положениями, принятыми в вузе, в структуре которого находится аспирантура. Для аспиранта задание на научно-производственную практику будет подготовлено его научным руководителем Практика может проходить в профильных НИИ или на кафедре, к которой прикреплен молодой ученый. Отчет должен показать, что ученый справился с поставленными перед ним задачами. В нем должно содержаться:

  • методика исследования, способы организации работы с эмпирическими данными и литературой;
  • первоначальное изучение вопросов, которые в дальнейшем будут рассмотрены в диссертации;
  • аргументация для будущих дискуссий при защите диссертации;
  • теоретические модели исследуемых процессов;
  • обобщение результатов.

Формат отчета может не вместить все собранные данные, поэтому они могут быть оформлены в виде приложений к нему, которые готовятся также в соответствие с требованиями ГОСТ.

Времени на подготовку диссертации отводится немного и работа молодого ученого не должна пропасть даром. Все собранные результаты, аргументы и материалы должны найти свое место в отчете, который потом ляжет в основу будущей научной работы.

Заказать отчет

Факультет математики, информатики, физики и технологии

Кафедра информатики и методики обучения информатике

ОТЧЕТ

по научно-исследовательской практике

Выполнил(а):

магистрант 1-го года обучения

факультета МИФиТ

Согласовано: научный руководитель

д. п.н., профессор

Омск – 2013

ПЛАН

научно-исследовательской практики магистранта

Гордейчик Елены Ивановны

на период с 7.01.2013 по 19.01.2013

(магистерская программа «ИТ в образовании», 1-й год обучения)

Тема диссертации: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Исследовательские задачи

(в соответствии с тематикой магистерской диссертации)

Даты и сроки

Планируемые результаты

Заключение о выполнении

(визируется научным руководителем по окончании практики)

Провести теоретическое обоснование направления магистерского исследования. Сформулировать противоречие, выявить научную проблему, сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования.

Рукопись 8-10 стр.

Сформулировать цель и задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента.

Определить методы исследования.

Выбрать опытно-экспериментальную базу исследования.

Рукопись 3–5 стр.

Руководитель магистерской программы____________________

Руководитель практики _______________________

Научный руководитель _______________________

Актуальность исследования

Развитие системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей – основа модернизации российского образования.

Прежняя образовательная трансляционно-репродуктивная парадигма, готовившая кадры для уходящего индустриального общества, в современных условиях глобальной неопределенности, нестабильности, постоянных изменений оказывается неэффективной.

Работа с одаренными детьми – ключевое звено, благодаря которому можно преодолеть и образовательный, и культурно-мировоззренческий, антропологический кризис, переживаемый современной цивилизацией, остро нуждающейся в творческих, самостоятельных, ответственных, компетентных, целостных личностях.

Междисциплинарный подход к построению содержания обучения и модели креативного образования, возникнув и ярко проявив себя в педагогической работе с одаренными детьми, может и должен применяться в широкой образовательной практике, поскольку потенциально одаренными является большинство детей.

Современная социальная и экономическая ситуация в стране способствовала появлению новой стратегии образования, развитию технологического подхода к обучению, новому осмыслению содержания и самих целей школьного образования. В данный период система личностноориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования.

Повышение качества общего образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития , всегда являлось первостепенной задачей системы образования. Особенно остро она стоит сегодня – в эпоху социально-экономических преобразований и расширения информатизации образовательного пространства.

Кроме того, проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе общего образования, а также в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Противоречия

Между традиционным содержанием образования и модернизацией этого содержания в соответствии с новыми возможностями и запросами современной информационной цивилизации;

Между традиционным классическим преподаванием информатики в школе и дифференцированным подходом, нацеленным на развитие детской одаренности;

Между упрощенным, стереотипным пониманием информатизации как «организации компьютерных классов» и сложностью реального процесса интеграции ИКТ в жизнь школы;

Между эффективными моделями использования ИКТ в образовательном процессе и существующей нормативной базой, сдерживающей такое использование;

Между высоким потенциалом информационных технологий и недостаточностью анализа передового опыта их использования в массовой школе.

Проблема

Теоретическое и практическое обоснование решения организационно-педагогических задач по внедрению дистанционных образовательных технологий в системе общего образования при работе с одаренными детьми.

Тема исследования: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Объект и предмет исследования

Объект исследования – процесс обучения одаренных учащихся основной школы на основе использования дистанционных образовательных технологий.

Предмет исследования – использование дистанционных образовательных технологий, ориентированное на эффективное решение проблемы работы с одаренными детьми в основной школе.

Цель исследования: выявить и обосновать методологические принципы, разработать научно-педагогическое обеспечение (модель) эффективного использования дистанционных образовательных технологий для обучения одаренных детей (основная школа).

Гипотеза исследования

Методология и практика ДОТ как средства развития детской одаренности может быть построена как система проектирования при условии согласования и сбалансированности по времени, финансированию и другим параметрам реализации следующих процессов:

Изменение содержания образования и аттестации с учетом новых приоритетов в отношении целей образования и процессов, идущих в социальной среде;

Формирование и поддержка в системе образования кадрового потенциала, обладающего профессиональной ИКТ-компетентностью, вовлечение в процесс работы с одаренными детьми родителей, общественности, представителей власти;

Обеспечение доступа учащихся и учителей к открытому информационному пространству, контролируемому в образовательных целях;

Предоставление учащимся и учителям инструментов для поиска, сбора, анализа, организации, представления, передачи информации, моделирования и проектирования, организации образовательного процесса;

Изменение нормативной базы общего образования и локальной нормативной базы образовательных учреждений, в том числе образовательных стандартов и программ, норм, регулирующих уклад школы, при условии сосуществования как обновленной нормативной базы, так и традиционной;

Трансформация образовательного процесса, профессионально реализуемого ИКТ-компетентными педагогическими работниками, деятельность которых должна быть обеспечена технической и методической поддержкой, в целях эффективного достижения приоритетных и перспективных образовательных целей.

Задачи исследования

Разработать и обосновать проект научно-педагогического обеспечения процесса работы с одаренными детьми, ориентированный на приоритетные, общественно мотивированные образовательные цели и результаты, достигаемые за счет использования средств ИКТ и ДОТ.

Разработать организационно-педагогические требования системности и гармоничности процесса работы с одаренными детьми, оптимизирующие воздействие основных факторов, которые влияют на эффективность работы с одаренными детьми.

Разработать педагогическую модель «Программа работы с одаренными детьми основной школы», реализующую современную систему приоритетов общего образования на основе информационных и коммуникационных технологий.

Разработать и реализовать модель общего образования с применением дистанционных образовательных технологий для одаренных детей основной школы.

Методы исследования

Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической, учебной и технической литературы по проблеме исследования;

Анализ и обобщение теоретических исследований по внедрению отдельных дистанционных образовательных технологий, по методическим основам использования информационных и коммуникационных средств в общем образовании;

Анализ практического опыта российских и зарубежных школ;

Проведение сравнительных международных исследований, в том числе SITES, и анализ их результатов в соответствии с международными методиками;

Анализ и обсуждение результатов исследования со специалистами, психологами, классными руководителями , учителями предметниками на научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах;

Наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование учащихся и учителей;

Педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы.

Исследования в области теории и методики обучения (, , и др.);

Фундаментальные труды, посвященные истории и современному состоянию образования в мире (,);

научно-методические работы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, по гуманизации , дифференциации и индивидуализации обучения, по развитию творческих способностей учащихся (, , и др.);

Исследования, посвященные общим вопросам внедрения информационных технологий в образовании (, , и др.);

Работы по специальной психологии и педагогике (, и др.)

А также различные научно-педагогические статьи, монографии и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; нормативные и правовые акты ; исследования в области информатики и технических аспектов функционирования информационных технологий в образовании; публикации в периодической печати по соответствующей тематике; труды российских и международных конференций, семинаров, рабочих групп; статистические материалы; документы по стандартизации ; интернет-сайты, освещающие современное состояние информатизации общего образования.

Материалы для констатирующего этапа эксперимента

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: определение уровня одаренности учащихся основной школы.

Задачи констатирующего эксперимента

1) определить критерии уровня одаренности школьников основного звена;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня одаренности в экспериментальной и контрольной группах.

Методы исследования

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Рассматривая проблемы одаренности, выделил следующие основные ступени, через которые прошло развитие идеи об общей одаренности:

Стремление отождествлять одаренность с отдельной психической функцией;

Признание того, что одаренность может проявляться в целой группе психических функций;

Дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который Ч. Спирмен и считал одаренностью;

Одаренность как среднее целого ряда разных функций;

Признание существования множества типов одаренности.

Одним из способов оценки одаренности детей является результат их участия в различных олимпиадах, проектах и конкурсах, в том числе и дистанционных. Обычно эти результаты отражаются в Портфолио учащегося.

Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Применение тестов, однако, предполагает профессиональную психологическую подготовку. В некоторых тестах, подобных тесту Д. Векслера, необходима оценка ответов обследуемых в баллах, что требует существенного опыта практической работы . В других случаях (например, при компьютеризированных тестах) оценка ответов производится автоматически, однако все равно остается проблема интерпретации результатов, которая может быть грамотно произведена лишь квалифицированным психологом. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т. д. Также и выбор того или иного теста или батареи тестов для обследования школьника зависит от задач тестирования и всего контекста школьной ситуации.

Крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы ученых всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности.

На основании этих работ Рензулли, Хартман и Калахан решили создать надежный и валидный инструмент объективной экспертной оценки учителями различных сторон детской одаренности. Были выбраны четыре вида одаренности: (1) способность к обучению, (2) мотивационно-личностные характеристики, (3) творческие способности (креативность) и (4) лидерские способности.

Эти тесты адаптированы для проведения эксперимента учителями.

Опытно-экспериментальная база

На базе 9 (информационного) класса школы созданы 2 группы контрольная и экспериментальная. Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавторы (1977) в адаптации. (Приложение 1)

Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Оценка должна отражать, насколько часто учитель наблюдает проявление каждой из характеристик.

Такую шкалу заполняют все учителя, работающие достаточно длительное время с ребенком.

Оценки разных учителей сопоставляются, обсуждаются, в спорных случаях необходимо просить описать конкретные ситуации, в которых проявлялась та или иная характеристика. В случае сомнений коллективное решение лучше принимать в пользу ребенка, то есть дать шанс показать себя в специальной программе по исследованию влияния дистанционного образования на развитие одаренности.

Для чистоты эксперимента, данная шкала также предложена родителям и самим ученикам, а также предполагается и взаимооценивание.

После выявления уровня одаренности учащихся 9 класса экспериментальной группы, с ними будет проведен телекоммуникационный проект, в результате которого им также будет предложено оценить себя по данным шкалам.

Фамилия, имя учащегося _________________

Дата __________

Школа № ______________ Класс ______________

Возраст_________________

Как давно Вы знаете этого ребенка?

______________________

Инструкция. Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 - если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

4 - если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристики ученика

1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять "как" и "почему"; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или "извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит

Умножьте на соответствующий коэффициент

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала II. Мотивационные характеристики

1. Полностью "уходит" в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию)

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя

5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуации

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала III. Лидерские характеристики

1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу

3. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и, обычно, понятно говорит

4. Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала IV. Творческие характеристики

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы

2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив

4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям

5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если...»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/а к иррациональному в себе (более свободное выражение "девчоночьих" интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствительны

8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни

9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других

10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.г. № 000 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, принята 03.04.2012г.;

4. Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов от 01.01.2001 г.

5. Федеральный закон от 01.01.2001 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 06-1260 «Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей».

7. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.

8. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

9. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

10. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

11. J. S. Renzulli, R. K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248.

ФГБОУ ВПО

ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ

кафедра «Статистики и экономического анализа»

Методические указания для выполнения самостоятельной работы

по учебной практике по НИР

для бакалавров направления 080100 «Экономика»

профиль «Статистика»

форма обучения: «очная, заочная»

Тюмень-2013г

ФГБОУ ВПО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра статистики и экономического анализа

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

По учебно-методической работе

______________________

«_____»_____________2012 г.

Программа научно-исследовательской практики

Направление подготовки

080100.68 «Экономика»

Тюмень 2014

Цели научно-исследовательской практики бакалавров – это вид научно-исследовательской работы, направленной на ознакомление с основами научной деятельности и научными исследованиями, закрепление теоретических и практических знаний, полученных непосредственно в процессе обучения.

Задачи научно-исследовательской практики:

Составление плана эмпирического исследования, постановка цели, формулировка основных задач исследования;

Овладение основными методами сбора, обработки полученной информации;

Приобретение основных навыков работы с библиографической литературой, составление списка использованной библиографической литературы

Обобщение и подготовка основных результатов научно-исследовательской работы.

Место научно-исследовательской практики в ООП бакалавров:

Научно-исследовательская практика бакалавров, обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавра и направлена на общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ОПД вуза.

«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения научно-исследовательской практики:

Студент должен знать:

Основные закономерности функционирования современной экономики;

Студент должен уметь:

Самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включаю новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

Способностью представлять результаты исследования в виде статьи или доклада;

Обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями.

Студент должен владеть:

Владеть навыками публичной и научной речи

Владеть способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования

Навыками самостоятельной исследовательской работы.

Формы проведения научно-исследовательской практики:

Руководителями научно-исследовательской практики от Академии назначаются преподаватели кафедры.

Научно-исследовательская практика проходит в соответствии с графиком прохождения практик. Бакалавр самостоятельно выбирает тему исследования, из представленной тематики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики бакалавров по направлению подготовки «Экономика»:

1. Общекультурными компетенциями (ОК):

1.1способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

1.2. способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включаю новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);

1.3 владеть навыками публичной и научной речи (ОК-6).

Профессиональными компетенциями (ПК):

      способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

      способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

      способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

      способностью представлять результаты исследования в виде статьи или доклада (ПК-4).

Основные дидактические единицы (разделы программы научно-исследовательской практики)

Организационная работа. Участие в установочном и заключительном собраниях и консультациях по практики. Подготовка необходимой документации по итогам практики.

Теоретическая работа предполагает ознакомление с основной научной литературой по выбранной теме исследования. Обоснование актуальности темы исследования, постановка цели исследования и формулировка основных задач исследования и плана проведения исследовательских мероприятий.

Практическая работа заключается в организации, проведении и контроле исследовательских процедур, сбор информации, проведении собственного исследования.

Обобщение полученных результатов включает обобщение полученных данных, оформление теоретических материалов в виде научного отчета.

Структура и содержание научно-исследовательской практики.

Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет…недель, ….зачетных единиц, ……часов.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-исследовательской практике.

В процессе организации научно-исследовательской практики руководителем от кафедры должны применятся современные образовательные и научно-производственные технологии.

- Мультимедийные технологии при проведении ознакомительной лекции и инструктажа со студентами во время проведения практики, аудитории должны быть оборудованы экраном, видеопроектором, персональным компьютером.

- Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сора и систематизации информации, проведения необходимых расчетов.

- Электронная библиотека и необходимые Интернет-ресурсы.

Формы отчета о прохождении практики.

Научно-исследовательская практика оценивается научным руководителем на основе письменной научного отчета.

Аттестация проводится по итогам практики на основе защиты оформленного научного отчета. По итогам положительной аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно) по пятибалльной шкале в ведомость и зачетную книжку.

Научный отчет по практике должен иметь следующую структуру:

Поскольку научная работа является квалификационным трудом (диссертация, дипломная, курсовая работы), ее оценивают не только по теоретической научной ценности, практической значимости, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что, прежде всего, находит отражение в его композиции.

Разумеется, нет и не может быть никакого стандарта по выбору композиции научного труда, поскольку каждый автор волен избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить их внешнее расположение и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Традиционно сложилась определенная композиционная структура научного произведения, основными элементами которой в порядке расположения являются следующие:

1. Титульный лист

3. Введение

4. Главы основной части

5. Заключение

6. Библиографический список

7. Приложения

8. Вспомогательные указатели

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам, отдельным для научного отчета, диссертации, дипломной работы (проекта), курсовой работы.

На оптической середине титульного листа дается заглавие научной работы, которое по возможности должно быть кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы (разделы, главы, параграфы), кроме подзаголовков, идущих в подбор с текстом, и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени рекомендуется смещать на 3–5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми обозначениями, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.

В введение к работе включается обоснование актуальности выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается методологическая база (основа) исследования с фамилиями ведущих ученых в данной области исследования и основные источники получения информации (официальные, научные, литературные, библиографические), избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются основные положения, которые выносятся на защиту.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части научной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложение.

В конце научного отчета (работы) составляется заключение, которое представляет собой синтез последовательного, логически стройного изложения полученных итоговых результатов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию и которое выносится на обсуждение и оценку научной общественности, и защиту научной работы.

Это новое знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, а должно содержать то новое, существенное, что отражает и составляет итоговые результаты исследования, при этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Заключение предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы, особенно, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведенным исследованием, все это дополняет характеристику теоретического уровня исследования, показывает уровень профессиональной и научной зрелости автора.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу исследователя.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если автор делает ссылку на какие-то заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в тексте, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те публикации, на которые нет ссылок в тексте исследовательской работы и которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, обычно помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, деловая переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, схемы, графики, диаграммы, карты, планы и т.д. Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой делают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, при наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые оформляются следующим образом (см. Приложение 3).

Рубрикация текста научной работы представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в работе отражает логику научного исследования и поэтому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части. Простейшей рубрикой является абзац – он начинается отступом вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения, он выделяется для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом, число самостоятельных предложений в них может колебаться в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста. Правильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

В повествовательных текстах, которые призваны излагать ряд последовательных событий, порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитываются, их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия темы. В описательных текстах, когда предмет (явление) раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь после этого характеристику отдельных его частей.

Таковы общие правила разбивки текста научной работы на абзацы. Что касается деления текста такой работы на более крупные части, то разбивку нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. Рассмотрим использование таких правил на примере разбивки глав основной части работы на параграфы. Так как выбор темы исследования ориентирует бакалавра на дальнейшую работу по написанию дипломной работы, поэтому выбранная тема исследования отражает тему дипломного проектирования. Основная часть научного отчета должна состоять из:

Теоретических основ выбранной темы исследования;

Норматично – правового регулирования темы исследования

Методологии темы исследования.

Титульный лист (приложение 1)

Объем научного отчета (работы) составляет 20-25 страниц машинописного текста (14 шрифт, 1,5 интервал, выравнивание по ширине, Times New Roman)

Руководитель практики от кафедры обеспечивает организацию ее защиты. По итогам защиты практики выставляется оценка, о чем делаются соответствующие записи в зачетной книжке и ведомости.

Материалы практики после защиты хранятся на кафедре.

Примерная тематика дипломного проектирования по кафедре статистики и экономического анализа

    Анализ эффективности учетной политики предприятия.

    Анализ финансовых результатов и рентабельности активов коммерческой организации.

    Финансовый анализ деятельности коммерческой организации.

    Анализ и диагностика кадрового, технического, производственного и финансового потенциала предприятия.

    Комплексный анализ уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценка бизнеса.

    Анализ инвестиционной политики предприятия и оценка степени производственно-финансового риска.

    Сравнительный анализ финансовых результатов деятельности предприятия на основе отечественной методики и международных стандартов.

    Маржинальный анализ объема продаж и зоны безопасности предприятия.

    Обоснование предпринимательского выбора на базе прогнозного анализа цен, доходов, затрат и финансовых результатов.

    Анализ маркетинговой деятельности предприятия.

    Анализ дивидендной политики предприятия.

    Оценка производственно-финансового левериджа.

    Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа.

    Анализ эффективности использования капитала предприятия и эффект финансового рычага.

    Финансовый анализ деятельности организации-эмитента на рынке ценных бумаг.

    Анализ деятельности коммерческого банка.

    Учет и анализ валютных операций.

    Финансовый анализ деятельности потребительского общества.

    Анализ финансовых результатов и финансового состояния торговой организации.

    Анализ финансовой стратегии коммерческой организации.

    Финансовая отчетность и оценка аналитичности ПБУ Российской Федерации.

    Аналитическое использование материалов бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния предприятия.

    Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках в оценке доходности деятельности предприятия

    Аналитическое использование статистических отчетов и налоговых расчетов при анализе финансового состояния организации.

    Анализ операций с валютой и внешнеторговых операций.

    Анализ бухгалтерского баланса в оценке финансового состояния предприятия.

    Анализ финансовой устойчивости и оценка зоны безопасности предприятия.

    Экспресс-анализ финансового состояния предприятия на основе отечественных и зарубежных методик.

    Анализ экономического потенциала предприятия и оценка эффективности его использования.

    Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов.

    Анализ финансовых результатов коммерческого предприятия по международным стандартам.

    Обоснование управленческих решений в бизнесе на основе маржинального анализа.

    Финансовый анализ деятельности предприятия и диагностика риска банкротства.

    Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия.

    Учет и анализ производства и финансовых результатов от реализации продукции (растениеводства, животноводства).

    Учет и анализ производства и финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг).

    Учет и анализ формирования и использования прибыли предприятия.

    Анализ использования основного и оборотного капитала предприятия.

    Анализ финансовой устойчивости и диагностика риска банкротства предприятия.

    Анализ бухгалтерского баланса предприятия и оценка его ликвидности.

    Анализ финансовых результатов и финансового состояния торгового предприятия.

    Финансовое состояние предприятия: оценка и пути восстановления.

    Анализ обеспеченности предприятия оборотными средствами и финансовое состояние предприятия.

    Финансовый анализ и пути финансового оздоровления предприятия.

    Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятия.

    Годовая бухгалтерская отчетность предприятия: финансовый анализ ее основных показателей.

    Анализ переработки продукции и ее реализации на пример...

    Учет затрат и анализ себестоимости продукции (отрасли или вида).

    Учет и анализ основных производственных фондов предприятия.

    Анализ кредитоспособности предприятия.

    Анализ и аудит во внебюджетных фондах.

    Анализ и аудит в страховых организациях.

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных организациях.

Примерная тематика дипломных проектов по кафедре бухгалтерского учета, финансов и аудита

1. Учет и аудит основных средств на примере…..

2.Учет и анализ использования основных средств на примере……

3.Учет и налогообложение основных средств на примере……

4.Учет и налогообложение лизинговых операций на примере……

5.Учет лизинговых операций и анализ торгово-снабженческой деятельности на примере…….

6.Учет и налогообложение нематериальных активов на примере…….

7.Учет и аудит нематериальных активов на примере……..

8. Учет и анализ долгосрочных инвестиций на примере…….

9. Учет и аудит материально-производственных запасов на примере……

10. Учет и анализ использования материально-производственных запасов на примере……

11. Учет затрат и анализ себестоимости продукции растениеводства на примере…….

12. Учет затрат и анализ себестоимости зерна на примере……

13. Учет затрат и анализ себестоимости продукции молочного скотоводства на примере…….

14. Учет затрат и анализ себестоимости продукции переработки на примере……

15. Учет затрат и анализ деятельности вспомогательных производств на примере……

16. Учет затрат и анализ себестоимости услуг ремонтной мастерской на примере…….

17. Учет затрат и анализ себестоимости услуг автомобильного транспорта на примере…….

18. Учет затрат и анализ себестоимости услуг на примере автотранспортного предприятия на примере…….

19. Учет затрат и анализ себестоимости услуг ЖКХ (детализация: водоснабжение, теплоснабжение, вывоз мусора, канализация и т.д.)……..

20. Учет затрат и анализ себестоимости услуг гостиничного бизнеса на примере……..

21. Учет производства и продажи продукции растениеводства (животноводства) на примере……

22. Учет переработки и продажи готовой продукции на примере……..

23. Учет готовой продукций и ее продажи на примере……..

24. Учет продажи продукции………. и порядок определения финансовых результатов на примере……..

25. Учет реализации транспортных услуг и порядок определения финансовых результатов на примере……

26. Учет и анализ продажи продукции растениеводства (животноводства) на примере…….

27. Учет и аудит продажи готовой продукции на примере…….

28. Учет и анализ использования денежных средств и расчетов с поставщиками и покупателями на примере……

29. Учет и анализ использования денежных средств и расчетов с физическими лицами на примере…….

30. Учет и аудит денежных средств и расчетов с физическими лицами на примере……

31. Учет денежных средств и операций в иностранной валюте на примере………

32. Учет и аудит экспорта товаров (продукции, работ, услуг) на примере……….

33. Учет и аудит импорта товаров (продукции, работ, услуг) на примере……….

34. Учет и аудит валютных операций на примере………

35. Учет и налогообложение финансовых вложений в ценные бумаги на примере……

36. Бухгалтерский и налоговый учет кредитов и займов (основных средств, МПЗ и т.д.) на примере……..

37. Учет и аудит расчетов с поставщиками и покупателями на примере……

38. Учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями на примере…….

39. Учет и аудит расчетов по кредитам и займам на примере………

40. Учет и анализ кредитования физических лиц на примере банковского учреждения на примере…….


Версия шаблона

1.1

Филиал

Украина, г.Севастополь, ООО ЦДИТ

Вид работы

Отчет по научно-исследовательской практике

Название дисциплины

Научно-исследовательская практика (магистр. - 080100-«Экономика» - 2 недели)

Тема

Управление активами, пассивами и ликвидностью ПАО «ПриватБанк»

Фамилия студента

Демченко

Имя студента

Андрей

Отчество студента

Валентинович

№ контракта

2170011402921002

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Мельников Владимир Иванович, кандидат экономических наук, профессор, доцент

Направление на практику

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Выбор темы, определение проблемы исследования…………………………...5

2 Определение объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач исследования…………………………………………………….………………….7

3 Анализ литературы по проблеме исследования……………………………....10

Заключение………………………………………………………………………...12

Глоссарий……………………………………………………………………...…..14

Список использованных источников……………………………………….……16

Список сокращений……………………………………………………………….17

Приложение…………………………………………………………………….….18

Введение

Тема научно-исследовательской практики: «Управление активами, пассивами и ликвидностью ПАО «ПриватБанк».

База прохождения научно-исследовательской практики - ПАО «ПриватБанк».

Научно- исследовательская практика проходила в течение 80 часов (2 недель) с 27.12.11 по 10.01.12 г.г.

Актуальность выбранной темы в том, что анализ деятельности банков позволяет оценить их финансово-экономические показатели и сделать выводы относительно текущего состояния банка и перспектив его деятельности в будущем.

Кризис ликвидности , заявивший о себе в августе 2007 года, не имеет исторических прецедентов и образцов для сравнения. Несмотря на то, что история знала кризисы и пострашнее (это далеко не первый банковский кризис), изменившийся мир оказался не готовым к испытаниям дефицитом наличности. Банковский кризис 2008 года, а затем последовавший за ним кризис банковской системы по всему миру поставил под сомнение надежность всей финансовой системы, сделал реальным банкротство банков любой величины, любого государства.

В течение 2008 и 2009 года общественность следила за стремительным увеличением убытков от кризиса, понесенных банками-монстрами. Этой участи не избежали банки, считавшиеся год назад непоколебимыми: немецкий Дойче Банк; UBS, знаменитый швейцарскими традициями управления капиталом; Барклайс Банк (Великобритания), Голдман Сакс (США) и др.

Что касается последствий банковского кризиса в России и в мире, то он привел к резкому сокращению числа банков, укрупнению банков с господдержкой (для России это Сбер, Внешэконом, Внешторг и другие госбанки, уже получившие помощь в размере 950 млрд. руб.), изменению балансовой структуры активов-пассивов, вызванное коллапсом бывших направлений-лидеров (ипотечного кредитования и потребительского в первую очередь) и появлению качественно новых направлений банковских услуг.

Таким образом, выбранная тема недостаточно разработана в научных и практических исследованиях на современном этапе развития общества, поэтому особенно актуально изучение этой проблемы в условиях финансово-экономического кризиса.

Программа научно-исследовательской практики включает в себя: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования.

Цель научно-исследовательской практики - приобретение навыков владения современными методами и принципами разработки научной проблематики по теме магистерской диссертации.

Задачи научно-исследовательской практики:

1. Выбрать тему исследования и определить проблему исследования.

2. Определить объект и предмет исследования; сформулировать цели и задачи исследования.

3. Провести теоретический анализ литературы и исследований по проблеме.

Для подготовки отчета по научно-исследовательской практике были использованы законодательные источники и подзаконные акты Украины: законы Украины «О банках и банковской деятельности», «О национальном банке Украины», а также материалы отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, законодательные и нормативные документы, а также документация, предоставленная ПАО «ПриватБанк»», а также официальный сайт ПриватБанка в Интернете: http://www.privatbank.com.ua/. Кроме того, использовался материал периодических изданий-журналов «Деньги и кредит», «Экономика Украины» и др.

Отчет состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.

Основная часть

1 Выбор темы, определение проблемы исследования

Банковская деятельность заключается в привлечении денежных средств и предоставлении их в ссуду либо инвестирование по более высоким процентным ставкам. Они выступают посредниками между теми, кто располагает временно свободными денежными средствами, и теми, кто в них нуждается. Целью и движущим мотивом осуществления такого посредничества является получение банковской прибыли .

Многообразие банковских операций условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся операции по привлечению денежных ресурсов – пассивные операции; ко второй – операции по размещению ресурсов – активные; третья группа включает посреднические и забалансовые операции .

Пассивные операции банков – операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций банка. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы .

Управление пассивами (обязательствами) состоит в достижении оптимального сбалансированного влияния двух важнейших групп факторов – целей (задач) банка и интересов его клиентов (потребителей банковских продуктов). При этом должны учитываться и внешние воздействия – их необходимо отслеживать и по возможности нейтрализовать .

Активные операции банков – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Размещение мобилизованных ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяет содержание его активных операций .

Среди активных операций коммерческих банков выделяют: ссудные (включая факторинговые и лизинговые сделки), инвестиции в ценные бумаги, кассовые и пр.

Управление активами – это, по существу, управление качеством конкретного продукта, группы или портфеля активов .

Как бы не были важны для банка цели и приоритеты, реализуемые в процессе управления пассивами, активами, комплексного управления активами и пассивами, банк является предпринимательской структурой и, следовательно, важнейшая его цель – получение дохода, прибыльность деятельности и обеспечение ликвидности как базисного фактора для устойчивого и надежного функционирования коммерческого банка.

Ликвидность банка – это возможность быстрого превращения активов банка в платежные средства для своевременного выполнения обязательств по пассиву (погашения своих долговых обязательств) .

Понятие «ликвидность коммерческого банка» означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

Иными словами, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими – собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами (см. Приложение А).

Проблема управления ликвидностью коммерческого банка в теоретическом и практическом аспектах представляет собой важнейшее значение, как для самого банка, так и для всей государственной банковской системы.

Таким образом, обеспечение ликвидности банка – это сложная и многофакторная задача, успех решения которой определяет суть и содержание политики и деятельности любого коммерческого банка как предпринимательской структуры в системе банковского дела.

Итак, проблемой исследования является грамотное и эффективное управление активами, пассивами и ликвидностью ПАО «ПриватБанк» в условиях финансово-экономического кризиса.

2 Определение объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач исследования

Тема исследования : «Управление активами, пассивами и ликвидностью ПАО «ПриватБанк»».

Являясь частью общей стратегии экономического развития банка, политика управления активами, пассивами и ликвидностью носит подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, политика управления активами, пассивами и ликвидностью сама влияет на формирование общей стратегии экономического развития банка.

Это связано с тем, что основная цель общей стратегии – обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции банка, связанное с тенденциями развития финансового рынка.

Предметом исследования являются процессы управления активами, пассивами и ликвидностью коммерческого банка.

Объектом исследования является ПАО КБ «ПриватБанк», входящий в десятку крупнейших банков Украины по объему активов и других абсолютных финансовых показателей.

ПАО КБ ПриватБанк был основан в 1992 году. Коммерческий банк ПАО КБ ПриватБанк является одним из наиболее динамично развивающихся банков Украины и занимает лидирующие позиции банковского рейтинга страны.

ПАО КБ ПриватБанк также является лидером среди украинских коммерческих банков по количеству клиентов: его услугами пользуется свыше 23% населения Украины.

ПАО КБ ПриватБанк осуществляет весь спектр имеющихся на отечественном рынке банковских услуг по обслуживанию корпоративных и частных клиентов в соответствии с международными стандартами, обладая генеральной лицензией Национального Банка Украины на проведение банковских операций.

Проводя последовательную политику укрепления стабильности банка и совершенствования качества обслуживания, ПАО КБ ПриватБанк считает одним из приоритетных направлений своей работы развитие комплекса современных услуг для индивидуального клиента. На сегодняшний день ПАО КБ ПриватБанк предлагает гражданам Украины более 150 видов самых современных услуг, среди которых текущие, вкладные операции, карточные продукты, разнообразные программы потребительского кредитования, осуществляемые в партнерстве с ведущими отечественными торговыми, риэлтерскими компаниями и автопроизводителями.

Национальная сеть банковского обслуживания ПАО КБ ПриватБанка включает в себя 2 425 филиалов и отделений по всей Украине. ПАО КБ ПриватБанк поддерживает корреспондентские отношения с крупнейшими иностранными банками, эффективно сотрудничая с ними на различных сегментах финансового рынка. ПАО КБ ПриватБанк единственный из украинских банков имеет зарубежный филиал на Кипре, также банк активно развивает систему современных финансовых услуг в России и Латвии через свои дочерние банки "Москомприватбанк" и Paritate Banka.

ПАО КБ ПриватБанк является признанным лидером отечественного рынка платежных карт. Банком выпущено более 12,26 млн. пластиковых карт (39% от общего количества карт, эмитированных украинскими банками). Наличие широкой сети обслуживания карточных продуктов позволяет ПАО КБ ПриватБанку активно внедрять услуги по автоматизированной выдаче корпоративным клиентам заработной платы с использованием пластиковых карт.

Поразивший экономику и банковскую систему финансово-экономический кризис стал одной из основных причин фактического банкротства большинства крупных банков, его влияние не могло не сказаться на результатах работы ПАО КБ ПриватБанка в 2008-2009 г.г..

Однако, согласно показателям деятельности банков АР Крым показатели деятельности ПАО КБ ПриватБанк в 2010 году уже занимает лидирующие позиции.

ПАО КБ ПриватБанк – стабильно развивающееся банковское учреждение, неуклонно повышающее степень своего присутствия на финансовом рынке Украины. Он прилагает значительные усилия для формирования клиентуры среди физических и юридических лиц, умело использует благоприятные возможности, предоставляемые экономической и политической обстановкой.

Цель исследования – проанализировать процесс управления активами, пассивами и ликвидностью коммерческого банка ПАО КБ ПриватБанк и внести предложения по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Определить теоретические особенности управления активами, пассивами и ликвидностью коммерческого банка.

2. Провести структурно-динамический анализ активов и пассивов ПАО КБ «ПриватБанк» по степени ликвидности в 2009-2011 годах, проанализировать ликвидность банка в 2009-2011 годах.

3 Анализ литературы по проблеме исследования

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты Украины: Закон Украины «О банках и банковской деятельности», «О национальном банке Украины», «О порядке регулирования деятельности банков в Украине», регулирующие банковскую деятельность Украины, книжные и периодические издания отечественных и зарубежных авторов, а также электронные ресурсы, в том числе официальный сайт анализируемого банка в Интернете.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Мороза А.Н., Лаврушина О.И., Черкасова В.Е., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Маркова О.М., Сахарова Л.С., Уманцева Ю., Волосовича С., Роуз Питер С., Васюренко О.В., Кириченко О., Никитиной Т.В., Киселева В.В., Садвакасова К.К., Севрук В.Т., Довгань Ж. М., Романенко А. и других.

В процессе работы автором изучены труды экономистов, исследовавших проблемы формирования банковских ресурсов: Березиной М.П., Крупнова Ю.С., Косого A.M., Падалкиной Л.С., Савинского Ю.П., Сахаровой М.О., Ямпольского М.М. Были также изучены работы Барковского Н.Д., Валенцевой Н.И., Лаврушина О.В., Левчука И.В., Мамоновой И.Д., Ширинской З.Г. и др. , посвященные вопросам сбалансированности пассивов и активов банка.

Термин «ликвидность» (от лат. Liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства по мнению Живалова А.М. 1 .

Мороз А.Н. определяет ликвидность как «поток» анализируется с точки зрения динамики, что предполагает оценку способности коммерческого банка в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности или предотвращать ухудшение достигнутого, объективно необходимого уровня ликвидности (сохранять его) за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов, привлечения дополнительных заемных средств, повышения финансовой устойчивости банка путем роста доходов 2 .

Различные аспекты понятия ликвидности нашли отражение в трудах Ю. Масленченкова. В. Усоскина. И Ларионовой. Вместе с тем уровень теоретической проработки этих вопросов в экономической науке остается недостаточным. Поэтому для осмысления сущности процесса управления ликвидностью в банке, формирования и совершенствования механизма управления ликвидностью в работе использовались результаты исследований современных западных экономистов: П. Роуза. Дж. Синки, Дж. Долана. Э. Рида. Г. и К. Кэмпбелл.

Таким образом, отсутствие единого подхода к исследованию процесса управления ликвидностью среди экономистов и практиков: понимание того, что разработанная в других странах теоретическая база по управлению ликвидностью в коммерческих банках не может быть полностью перенесена на практику функционирования банков и требуются адаптация зарубежного опыта к действительности и разработка методического обеспечения управления ликвидностью: большая практическая значимость эффективного управления ликвидностью коммерческих банков определили выбор темы исследования.

Заключение

Подводя итоги научно-исследовательской практики, можно утверждать, что ее цель достигнута. Приобретен навык владения современными методами и принципами разработки магистерской диссертации.

Решены поставленные задачинаучно-исследовательской практики:

1. Выбрана тема исследования и определена проблема исследования.

2. Определен объект и предмет исследования; сформулированы цели и задач исследования.

3. Проведен теоретический анализ литературы и исследований по проблеме.

В заключение можно сделать выводы:

Вопросы совершенствования банковской деятельности и определение приоритетных направлений развития банковских учреждений находятся сегодня в центре политической, экономической и социальной жизни.

Проблема управления активами, пассивами и ликвидностью коммерческого банка в теоретическом и практическом аспектах представляет собой важнейшее значение, как для самого банка, так и для всей государственной банковской системы.

В условиях финансового кризиса банки должны более тщательно подходить к политике формирования и управления своими активами, пассивами и ликвидностью, иначе финансовые угрозы дадут о себе знать в виде снижения доходности и повышения риска активных и пассивных операций, что, в свою очередь, может впоследствии сказаться на финансовых результатах деятельности банка и привести его к банкротству.

Массовый невозврат кредитов, в том числе отечественным банкам, а также трудности у них в выплате ранее взятых зарубежных кредитов могут вызвать вторую финансовую волну кризиса, которая приведет к значительному, в несколько раз, сокращению числа банков и финансовых структур.

Без сильной банковской системы не может быть сильной социально-экономической системы страны, и она не может в перспективе успешно развиваться. У нее не будет источников для такого развития.

Разработка политики управления активами, пассивами и ликвидностью банка является одной из главных функций финансового менеджмента в коммерческом банке. В процессе реализации этой функции, исходя из общей стратегии экономического развития банка и прогноза конъюнктуры финансового рынка, формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности банка на долгосрочный период. Определяются приоритетные задачи, которые решаются в ближайшей перспективе, и разрабатывается политика банка по основным направлениям его финансового развития.

Вместе с тем, для закрепления своих успехов, ПАО КБ ПриватБанк совершенно необходимо расширить вложения в реальный сектор экономики страны, самостоятельно инициировать разработку и осуществление крупных и средних инвестиционных проектов, возможно – в сотрудничестве с иными финансовыми учреждениями, органами государственной власти.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Активные операции банков

операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы

2

Банк

кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

3

Банковская деятельность

особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением

4

Банковская операция

система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента

5

Коммерческие банки

банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов

6

Коэффициент ликвидности банка

соотношение различных статей актива баланса банка с определенными статьями пассива

7

Ликвидность коммерческого банка

возможность коммерческого банка своевременно и полно обеспечи­вать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами

8

Пассивные операции банков

операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций банка

9

Платежеспособность банка

способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим долговым обязательствам

10

Стратегия обеспечения ликвидности

стратегия, обеспечивающая устойчивость требуемого уровня ликвидности банка за счет внешних и внутренних источников ее поддержания в условиях действующих внешних ограничений и внутренних факторов

Список использованных источников


1

Закон Украины « О банках и банковской деятельности» № 12 от 20.03.1991 г. (с доп. и изм. 2010 г.)

2

Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2007.

3

Банки и банковское дело: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т. Балабанова. СПб., 2006.

4

Беляцкий Н.П., Семенов Б.Д., Вермеенко С.Д. Банковский менеджмент: Учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2009.

5

Максютов А.Л. Банковский менеджмент: Учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2009.

6

Мороз А.Н. Основы банковского дела / А.Н. Мороз.– К.: Издательство Либра, 2007.

7

Никитина Т.В. Банковский менеджмент: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

8

Основы банковской деятельности (Банковское дело): Учебное пособие / Под ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

9

Основы банковского дела / Под ред. О.Г. Семенюты. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.

10

Управление деятельностью коммерческого банка (Банковский менеджмент): Учебник / Под ред. проф. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2007.

11

Эриашвили Н.Д. Банковское дело. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Список сокращений

ПАО – публичное акционерное общество;

КБ – коммерческий банк.

Приложения


А


1 Живалов В.Н. Проблема устойчивости функционирования финансовых структур. В науч. сб.: Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. - М.: РАГС, 2009. – С. 32

2 Мороз А.Н. Основы банковского дела / А.Н. Мороз.– К.: Издательство Либра, 2007. – С. 86