Годы жизни: 1931 - дата смерти не известна

Родина: Харьков (СССР)

Зинченко Владимир Петрович - российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития. Один из создателей отечественной инженерной психологии. Автор концепции перцептивных действий (совм. с А.В. Запорожцем), концепции микроструктурного анализа когнитивных процессов. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1974). Вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983). Зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989). Поч. чл. Американской академии искусств и наук (1989). Д. чл. РАО (с 1992). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992-1997). Чл. Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК (1995-2000). С 2001 - д. чл. Отделения образования и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол. многих журналов ("Вопросы психологии", "Вопросы философии", "Техническая эстетика", "Человек", "Journal of Russian and East European Psychology" (ранее - "Soviet Psychology" и др.). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др., за монографию "Восприятие и действие", 1967). Награжден медалью им. Г.И. Челпанова (2002). Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948-1953) и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957 канд. дис., посвященную исследованию ориентировочных движений руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений. Работал в этом же институте в лаборатории детской психологии, возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. В 1961 организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1969 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался преподавательской деятельностью, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960).

В 1970-1982 возглавлял созданную им кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом фак-те МГУ. В 1984 г. организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), которой продолжает заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг. был зам директора Института философии РАН (1988-1991) и руководителем Центра наук о человеке (1988-1991), директором-организатором Института человека РАН (1988-1991). В 1998 организовал и возглавил кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека "Дубна". С 1998 г. З. - гл. н. с. Института общего и среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при этом институте, профессор Самарского педагогического ун-та. Научные интересы З. отличаются широтой и многосторонностью. Его первые исследования были направлены на понимание онтогенеза восприятия. Экспериментально изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и др. Результаты были представлены в разработанной совместно с А.В. Запорожцем концепции перцептивных действий ("Восприятие и действие", в соавт, М., 1967). Последующие работы были посвящены исследованию зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия.

Исследования в области когнитивной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов ("Формирование зрительного образа", М., 1969, в соавт.; "Психология восприятия", М., 1973, в соавт.; "Психометрика утомления", М., 1977, в соавт.; "Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, в соавт.; "Функциональная структура действия", М., 1982, в соавт.и др.). Дальнейшая сфера научной работы З. существенно расширилась и касалась трех направлений: (1) Психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности. (2) Проблем теории, методологии и истории психологии ("Методологические вопросы психологии", М., 1983, в соавт.; "Человек развивающийся.

Очерки российской психологии", М., 1994, в соавт.; "Мысль и слово Густава Шпета", М., 2000). (3) Проблем "человек - техника", которую З. трансформировал в проблему "Человек - культура - техника" ("Основы эргономики", М., 1979, соавт. В.М. Мунипов). Особо следует отметить научно-координационную деятельность З., который совместно с коллегами возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Привлекал к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения, сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами - А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, П.А. Шеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др.. Инженерная психология создавалась как наука, и ее концептуальный строй (принципы анализа деятельности оператора, понятия информационной и образно-концептуальной моделей и т. д.) также был делом научно-практических трудов З. Он один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: "эргономика". Под его ред. были разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов ВНИИТЭ. Работы З. в 1990-е гг. выходят за пределы экспериментально-прикладной проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно широкой области творческого приложения своих сил - проблемам личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. Рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э. Мандельштама и философские идеи М.К. Мамардашвили ("Возможна ли поэтическая антропология?", М., 1994; "Аффект и интеллект в образовании", М., 1995; "Образ и деятельность", М., 1997; "Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии", М., 1997; "Живое знание.

Психологическая педагогика", Самара, 1997; "Психология доверия", М., 1999). З. - автор первых отечественных учебников по эргономике для вузов: "Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды" (М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор и редактор 4-х выпусков "Зрительные образы: феноменология и эксперимент" (1972-1975). Автор и соред. "Психологического словаря", (М., 1983; 1996) и книги "Психологические основы педагогики", М., 2002. Свыше 100 его работ, в том числе 12 монографий, изданы за рубежом на англ., франц., испан., японском, венгерском, чешском и др. языках.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005

(10.08.1931 г., Харьков - 06.02.2014 г., Москва), психолог, философ, академик РАО , доктор психологических наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ по специальности "психология" (1953). С 1951 — учитель психологии и логики в средней школе. В 1954—1961 — аспирант и научный сотрудник Психологического института АПН. Докторская диссертация — "Восприятие и действие" (1966). С 1969 — профессор. В 1959 начал работать в оборонной промышленности над проблемами инженерной психологии. В 1970 создал кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ, которой руководил до 1982. Кафедра восстановила подготовку специалистов по психологии труда, прекратившуюся в стране в 30-е гг, и начала подготовку специалистов по инженерной психологии. В 1969—1984 Зинченко руководил Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретико-методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. Под ред. Зинченко В. П. (и В. М. Мунипова) с 1970 по 1984 было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии. В 1979 был издан написанный ими же первый в стране учебник "Основы эргономики". В 1984 Зинченко В. П. создал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики; там же (1986—1988) руководил кафедрой философии. В 1989—1991 Зинченко В. П. был заместителем председателя Центра наук о человеке. Зинченко В. П. — член-корреспондент АПН СССР (1974), академик РАО (1992), в 1992—1997 — академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; почетный член Американской академии искусств и наук (1988). Как вспоминает Зинченко В. П., его интерес к философии зародился в общении с друзьями-философами — тогда еще студентами и аспирантами: М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицким , Э. В. Ильенковым , А. А. Зиновьевым, A. M. Пятигорским, Б. А. Грушиным, В. Н. Садовским, Ф. Т. Михайловым, В. А. Лекторским и др. (Зинченко В. П. отмечает большое влияние, оказанное на него Э. Г. Юдиным). С некоторыми из них Зинченко В. П. опубликовал совместные работы по философии проблемам психологии. Собственные теоретико-методологические исследования Зинченко связаны с дальнейшей разработкой и оценкой культурно-психологической теории развития психики и сознания Л. С. Выготского ; психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева , А. Р. Лурии , С. Л. Рубинштейна; с состоянием и перспективами развития отечественной психологии и др. Ряд работ Зинченко посвящен проблемам культуры и техники, культуры в науке. Зинченко В. П. руководил комплексными научными программами "Геном культурного и духовного развития" и "Координаты поступка". При большом разнообразии интересов и тем публикаций Зинченко в его исследованиях имеются две главные доминанты. Первая — формирование образа мира и построение образа действий в мире; вторая — проблема развития, понимаемого как формирование динамических функциональных органов-новообразований (А. А. Ухтомский), или артефактов, форм превращенных, амплификаторов человеческой жизни (М. К. Мамардашвили). Процессы развития психики трактуются Зинченко как взаимное обогащение и обращение внешних и внутренних форм, своего рода хронотопия сознательной и бессознательной жизни. В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

Методология и история психологии (2009. № 1. С. 87-112)

Публикации в сборниках и трудах

Другие публикации автора

  1. Зинченко В.П. Человек и техника (1965)
  2. Зинченко В.П. Восприятие и действие (1967) – издана также на японском языке
  3. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа (1969) – издана также на английском, венгерском и чешском языках
  4. Зинченко В.П. Психология восприятия (1973) – издана также на испанском и чешском языках
  5. Зинченко В.П. Методологические проблемы эргономики (1974)
  6. Зинченко В.П. Эргономические основы организации труда (1974) – издана также на английском и испанском языках
  7. Зинченко В.П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности (1975)
  8. Зинченко В.П. Психометрика утомления (1977) - издана на английском языке
  9. Зинченко В.П. Основы эргономики (1979)
  10. Зинченко В.П. Функциональная структура зрительной памяти (1980)
  11. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии (1963)
  12. Зинченко В.П. Формирование действия (1984)
  13. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? (1994)
  14. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии . - М.: Тривола, 1994. - 304 с.
  15. Зинченко В.П. За пределами зоны ближайшего развития. - на английском языке (1994)
  16. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании (1995)
  17. Зинченко В.П. От классической к органической психологии (1996), - издана также на английском языке
  18. Зинченко В.П. Посох О. Мандельштама и трубка М. Мамардашвили К началам органической психологии (1996)
  19. Зинченко В.П. Образ и деятельность (1997)
  20. Зинченко В.П. Живое знание (1998)
  21. Зинченко В.П. Психология доверия (1999, 2001)
  22. Зинченко В.П. Мысль и Слово Г. Шпета (2000)
  23. Зинченко В.П. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. (2001)
  24. Зинченко В.П. Мышление и язык (2001)
  25. Зинченко В.П. Психологическая педагогика (2001)

Биография

В. П. Зинченко окончил в 1953 г. отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; в 1956 г. – аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР.

В 1957 г. В.П. Зинченко под руководством А. В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков". Официальными оппонентами были А. Р. Лурия и П. Я. Гальперин. В 1966 - защитил докторскую диссертацию на тему "Восприятие и действие". Официальными оппонентами были Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и Б. Ф. Ломов.

В 1969 г. В. П. Зинченко присвоено звание профессора МГУ.

В 1974 г. В. П. Зинченко избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 - почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. – академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. – В. П. Зинченко перешел в Отделение образования и культуры РАО.

Вехи трудовой деятельности

В 1951–1956 гг. учитель психологии и педагогики 593 и 598 средних школ г. Москвы.

1954–1961 - аспирант, м.н.с., ст. н.с. Института психологии АПН СССР.

В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.

В 1960 г. начал преподавание в МГУ, в 1970г. создал кафедру психологии труда и инженерной психологии на факультете психологии МГУ и возглавлял ее до 1982 г. 31 августа 1982 г. был уволен по телефону назначенным ЦК КПСС деканом психологического факультета МГУ Бодалевым. В 1969–1984 годы был заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики.

В 1984 году создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Руководит ею до настоящего времени.

В 1988–1991 годы был заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН.

С 1991 по 1998 год - член президиума Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии.

В 1998 году создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека "Дубна" и руководит ею до настоящего времени.

Под руководством В. П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Педагогическая и лекционная работа

В 2001 году исполняется 50 лет педагогической работы В.П.Зинченко. За эти годы он преподавал психологию и логику в средней школе; более 20 лет работал в Московском университете, читал курсы и спецкурсы по Общей психологии, по Инженерной психологии, по Методологическим проблемам психологии; около 20 лет преподает в МИРЭА, ведет курсы Эргономика, Психология и Педагогика.

В Еврейском университете (Москва), в Самарском государственном педагогическом университете, в Московском Психолого-педагогическом институте, в Западносибирском гуманитарном институте, в Государственном университете "Дубна", в Университете Натальи Нестеровой, в Московском институте молодежи в др. вузах В.П.Зинченко читает курсы Введение в психологию, Общая психология, Психология доверия, Методология психологии, Психологическая педагогика, Культурное и духовное развитие человека и др. К новому учебному году он готовит курс Психология искусства.

На протяжении ряда последних лет В.П.Зинченко систематически читал лекции по психологической педагогике учителям Москвы. Самары, Усть-Илимска, Якутска, Сочи, Красноярска, Биробиджана, Риги и др. городов.

Выступал с лекциями и докладами в Калифорнийском университете (г. Ирвайн), Калифорнийском университете (г. Сан-Диего), Университете Кларка (г. Вустер), Вашингтонском университете (г. Сент-Луис), Университете им. В. Гумбольдта (г. Берлин), а также в университетах Болгарии, Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Испании, Японии, Кубы и др. В августе 2001 г. его в третий раз ждут, в Японии с докладом "Размышления о воспитании души".

Государственное и общественное признание научной деятельности

Действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук. В П Зинченко многие годы был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов" "Эргономика", "Сознание", "Человек", председателем Международного Научного совета "Эргономика" стран-членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований.

В настоящее время В. П. Зинченко - президент Международной ассоциации развивающего обучения.

Владимир Петрович - член редколлегии ряда журналов "Вопросы психологии", "Вопросы философии". "Человек", Ежегодника "Системные исследования", "Journal of Russian and East European Psychology" и др.

В.П. Зинченко - основатель и главный редактор международного научного журнала .

Научная деятельность

Обшая психология; инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером; теория и методология психологической науки; проблемы психического и духовного развития; психологическая педагогика и развивающее обучение; а также российские психологические и философские традиции.

Приоритетна, безусловно, психология - культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная.

Медиа-материалы

Ночной эфир А. Гордона с Зинченко В. П. "Душа"

Доклад профессора В. П. Зинченко "Сознание как предмет и дело психологии" на Международном симпозиуме "Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик" , Москва, 2009.

Выступление В. П. Зинченко на III Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности».

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 2

В. П. Зинченко в фильме "Покажем зеркало природе". Часть 4

Доклад В. П. Зинченко "Опыт думанья о думанье"

Владимир Петрович Зинченко на юбилее Психологического института РАО 23 октября 2012 г.

В.П. Зинченко об отчестве Л.С. Выготского

Зинченко Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харьков) - российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии.

Биография Владимира Петровича Зинченко

Владимир Петрович Зинченко окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Владимир Петрович Зинченко - организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность Владимира Петровича Зинченко

Владимир Петрович Зинченко экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды Владимира Петровича Зинченко

1. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
2. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
3. Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
4. Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
5. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
6. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
7. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
8. Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
9. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
10. Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
11. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem)

Работы по истории психологии Владимира Петровича Зинченко

1. Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
2. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
3. Зинченко, В. П. (1995). Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
4. Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc/zip
5. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, № 1.
6. Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
7. Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
8. Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
9. Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура...». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.

Научная сфера:

Зи́нченко, Влади́мир Петро́вич (родился 10 августа , Харьков) - российский психолог . Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко , сестра - Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии .

Биография

Окончил отделение психологии МГУ (). Кандидат психологических наук (). Доктор психологических наук (), профессор (), академик Российской Академии Образования (), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с ), почетный член Американской академии искусств и наук (). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии ».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития , детская психология, экспериментальная когнитивная психология , инженерная психология и эргономика .

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды

  • Возможны ли целостные представления о мышлении?
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии , 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии . М., 1997.
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )

Мемуары и воспоминания

  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации . Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии . М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе , Вопросы психологии, 1993, № 1.
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура… ». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.

Зинченко посвящена песня барда Ольги Чикиной «Академик Зинченко» .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 10 августа
  • Родившиеся в 1931 году
  • Родившиеся в Харькове
  • Выпускники факультета психологии МГУ
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Психологи по алфавиту
  • Ординарные профессора ВШЭ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зинченко, Владимир Петрович" в других словарях:

    ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович - (р. 10.8.1931, Харьков), психолог, акад. РАО (1992), д р психол. наук (1967), проф. (1968). Сын П. И. Зинченко. Окончил отделение психологии филос. ф та МГУ (1953). На пед. работе с 1951, в 1960 82 работал в МГУ (с 1971 зав. кафедрой инж.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (р. 10.08.1931) психолог, философ. Род. в Харькове. Окончил филос. ф т МГУ по спец. "психология" (1953). С 1951 учитель психол. и логики в средней школе. В 1954 1961 асп. и н. с. Психол. ин та АПН. Докт. дисс. "Восприятие и… … Большая биографическая энциклопедия

    Зинченко, Владимир Петрович - (р. 1931) д р психологических наук (1967), профессор (1969), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Центра Института общего среднего образования РАО. (Бим Бад Б.М. Педагогический… … Педагогический терминологический словарь

    Зинченко, Владимир Петрович - (1931 г.р.) Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1968), академик РАО (1992). Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). С1960 по 1982 г. преподавал в МГУ, организатор и … Кто есть кто в российской психологии

    - (2006) Дата рождения: 10 августа 1931 Место рождения: Харьков Научная сфера: российский психолог Зинченко, Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харь … Википедия

    Владимир Петрович Зинченко Владимир Петрович Зинченко (2006) Дата рождения: 10 августа 1931 Место рождения: Харьков Научная сфера: российский психолог Зинченко, Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харь … Википедия

    Владимир Маренков Дата рождения: 12 декабря 1926(1926 12 12) Место рождения: Москва Дата смерти: 25 апреля … Википедия