ДИКТАНТ-ШУТКА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонема тического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

· Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т. е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т. е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

· Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи , что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д. Розенталь, И. Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией .

P. S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

1. Тишина стоит на озере, и куда ни поглядишь, легким шорохом шушукая, не спеша шуршит камыш. (Рожд.) 2. Звонко звучали ручьи, с тихим шёпотом пробивалась травка (М. Лесной.) 3. Жёлудь не может вернуться обратно на ветку. (Гран.) 4. Откуда-то вырвалась орава собак, чёрных, шоколадных, дымчатых. (Бун.) 5. В жестяном жёлобе торопливо стучали тяжёлые капли. (Пауст.) 6. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. (Фет.) 7. Не слышны в саду даже шорохи. 8. Глянуло солнце в лесные трущобы, и разбежались с ворчаньем сугробы. 9 Мельничный каменный круг для размола зерна называется жёрнов. 10. Кто-то зажёг свечу. 11. Выяснилось, что пожар от поджога.

Пословицы. 1. Хорош садовник, хорош и крыжовник. 2. Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл. 3. Не ищи шишки под дубом, а жёлуди под ёлкой. (103 слова)

Словарный диктант

Трудолюбивые пчёлы; спелый крыжовник; желтый одуванчик; камышовые заросли; свинцовые тучи; одинокий чёлн; щёлканье соловья; маленький сверчок; мягкая шёрстка.

Почётный караул; опытные шоферы; оказать почёт; он уже пришёл; окончательный счёт; тяжёлая болезнь; поджёг бумагу; поджог дома.

Жестяной желоб; жесткий диван; кумачовая скатерть; дешёвые товары; ежовые рукавицы; зубная щётка; чёрствый хлеб; тяжёлая рука; чёрный шёлк; шов разошёлся. (55 слов)

Еще записи:

Указание. Поставьте ударения в словах с основой на шипящий и ц. Обозначьте орфограмму. 1. Ждут гостей луга и рощицы, ждут своих певцов леса. 2. Расцветает доверчиво

Словарный диктант Указание. Обозначьте орфограмму. Пойти к врачу; чувствовать холод; щурить глаза; чуткий человек; просить пощады; большое счастье; искренние чувства; верить в чудо. Мертвая тишина; березовая роща; душистые цветы;

Указание. Обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы. Словарный диктант Длинный язычок; детский стишок; зеленый лужок; душистый горошек; чистый воротничок; золотой петушок; последний кусочек; любимый внучок; чистый родничок;

Диктанты, 5 класс

Буквы е - о после шипящих в корне.

Буквы и - ы после ц

Словарные диктанты

I. Черный цвет; четкий рисунок; неровный шов; щелкал семечки; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; тяжелая ноша; тонкая жердочка; красные щеки; желтый песок; громкий шепот; красивые шорты.

II. Темный шоколад; деревянная трещотка; трущоба; шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Идти на цыпочках; большая цистерна; цыплячий пух; улицы города; свежие огурцы; братцы; желтая акация; бледнолицый мальчик; моя станция; черная смородина; поющий цыган; спелый желудь; цыганская песня; на циферблате часов; теплая цигейковая шубка; щетка для одежды; учеба в школе; четкий ответ; мягкая шерстка; интересная ситуация; цитата из сочинения; лисицын след; короткая челка; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Распределить в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Продукция, милиция, Царицыно, дикция, скворцы щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, спицы, грация, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, смуглолицый, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, столицы, гусеницы, куницы, птицы мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы - были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции - и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. 2) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин)4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9). Шорох за спиной заставил его оглянуться (А. Казанцев)10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. 14). Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) . 15)А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 16) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 17) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 18) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Мороз покусывает нос и щеки.

Жёваный, решётка, желоб, жёлудь, щёголь, шёпот, тяжёлый, жёлтый, дешёвый, жёсткий, чёрствый, причёска, чёрточка, чёрный, шёлк, чёлн, чёртик, учёба, зачёт, щётка, пчёлка, печёнка, счёт, пощёчина, щёлка, чёлка, кошёлка, крыжовник, обжора, трущоба, боржоми, жокей, жёлчь, жёсткий, зачёс, капюшон, мажорный, защёлка, молодожёны, нашёптывать, никчемный, пережёвывать, пшённый, пчёлы, прожорливый, расчёска, расчёт, шов, чопорный, учёба, шовинизм, учёт, шоковый, шоколад, шоры, шорох, шок, чёсаный, чечётка, шорты, шотландец, шовинизм, чёткий, пончо, харчо, шотландец, щёлочь, изжога, печёнка, тушёнка, решётка, трещотка, шоссе, чокаться, шёл, цоколь, цокот, герцог, палаццо, скерцо, меццо-сопрано.

Жёсткий диван, искусственный шёлк, мельничный жёрнов, утлый чёлн, лесная трущоба, чугунная решётка, крепкая бечёвка, купить по дешёвке, чопорный человек, спелый крыжовник, крепкая бечёвка, тяжёлый ожог, ожёг руку, дешёвые товары, жёлтая краска, трудный зачёт, неприятная изжога, жареная печёнка, негритянские трущобы, свиная тушёнка, чёрствый хлеб, короткие шорты.

(162 слова)

2

Сижу за решёткой в темнице сырой (П.). Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает (посл.). Добрый жёрнов все смелет (посл.). У кого жёлчь во рту - тому все горько (посл.). Шёпот перешёл в связную речь (Т.). В сенях был слышен осторожный шорох (М. Г.). Бирюк молча взял лошадь за чёлку левой рукой (Т.). И, кажется, вечор ещё бродил я в этих рощах (П.). Две жёрдочки положены через поток (П.). На глубоком месте достают с морского дна прожорливые бакланы рыбу (С.-Щ.). Картины эти - лубочные - дешёвка (Купр.). Ты захлопни дверь покрепче, замок сам защёлкнется (Гайд.). Архип открыл фонарь, Дубровский зажёг лучину (П.). Плешивый щёголь, враг труда… над нами царствовал тогда (П.). Как слог твой чопорен и бледен! (П.). Девочка бережно везла на коленях кошёлочку с яйцами (Леск.). И щёлкнул в первый раз курок (П.). Пришёл к доктору, перевязал мне ожог (М. Г.).

1 Без разбора, без толку, безудержна, без удержу, без умолку, впустую, вдалеке, вдобавок, вдребезги, в забытьи, вдобавок, в бегах, взаперти, вничью, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в общем, вовек, во...

1 Цирк, цитата, цивилизация, цианистый, циклевание, цикорий, цигейковый, цигарка, циклоп, цилиндр, цимбалы, цинга, цистерна, циркулировать, цирюльник, цитология, цитрусовый, циферблат, цыган, цыплено...

Алгоритм постановки знаков препинания при вводных и вставных словах, словосочетаниях, предложениях: 1. Выражает ли элемент, грамматически не связанный с членами предложения, отношение к содержа...

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым: 1. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного (без связки) или неопределённой формой глагола (при подлежащем - именительном пад...