Есть ли в законе форма Экстернат?
В Законе сохраняется форма аттестации экстерном. По сути это ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому Закону. Ведь и прежде все взаимоотношения учащихся-экстернов и образовательного учреждения сводились именно к аттестации. Все остальное, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось только как платные образовательные услуги.

По какой форме обучения возможно пройти обучение, если Экстерната больше в законе нет?
Сейчас школы могут принимать документы на семейное образование, на самообразование, аттестация по обеим этим формам проходит экстерном.

Чем отличаются обычные школьники от экстернов?
Вопрос об отличии традиционных школьников от экстернов волнует и родителей, и учащихся. Разница между ними существует, но она не в пользу… школьников. Казалось бы, уровень знаний школьников, которые существенно больше занимаются с учителями в школе, чем экстерны (речь идет об экстернате с дополнительными консультациями), должен быть выше по сравнению с обучающимися по «скоростному» методу. Но давайте разберемся.
Педагоги отмечают: экстерны имеют положительную мотивацию на учебу. Они понимают, что окончание школы - только ступенька на пути к их будущему, а последнее для них уже осязаемо (практически все они готовятся поступать в ВУЗы). Эти ребята хотят самостоятельности и получают ее. Экстернов отличает здоровый напор в учебе. Они не задают преподавателям вопрос «зачем мне это надо?», потому что сами знают ответ на него. Они не говорят фраз типа «мне неинтересно», так как у каждого из них - своя цель, причем жизненно значимая.

Можно ли учиться экстерном в своей школе, или это отдельная специализированная школа?
Экстернат – это форма аттестации, которая, возможно, есть и в той школе, где Вы обучаетесь. Специализированных школ, которые обучают только экстернов, нет. Если Вы готовы полностью самостоятельно заниматься, а в школе только сдавать экзамены, то не стоит переходить в другую школу.
Если же Вам нужны дополнительные занятия по подготовке к экзаменам (интенсив, дистанционное обучение), тогда есть смысл переходить в другую школу, которая имеет опыт проведения таких занятий для экстернов. Но в этом случае нужно учитывать, что выбирать будете не только Вы, но и Вас.

Нужно ли переводить ребенка на альтернативные формы обучения?
Прежде всего, необходимо решить, какая форма обучения Вам более подходит: очная, очно-заочная, заочная, семейное, самообразование. Можно использовать дистанционные технологии, индивидуальный учебный план, ускоренное обучение, сочетание разных форм обучения.

Имею ли я право перейти на экстернат? Имеет ли право обычная, моя школа отказать мне в экстернате?
Вы имеете право перейти на самообразование, но это не значит, что каждая школа обязана работать с экстернами. Школа может отказать в переводе учащегося, если в ней не проводится аттестация экстерном.

Можно ли совмещать обучение в своей школе и обучение в экстернате?
Одновременно учиться в двух общеобразовательных школах нельзя. Вы можете только дополнительно готовиться к экзаменам во втором учебном заведении, но сдавать экзамены Вы можете только в той школе, где находятся Ваши документы.

Требуется ли подготовка к экстернату, на что обратить внимание в 8 классе?
Если говорить о специальной подготовке к экстернату, то это в первую очередь способность работать самостоятельно. Вот на это и нужно обратить внимание.

Сроки обучения в экстернате

Какой график занятий у 11 класса - они проходят программу за 6 месяцев? а во второй половине года занятий нет?
Во всех школах независимо от расписания во втором полугодии проходят консультации и пробные ЕГЭ. Промежуточная аттестация как правило проходит в декабре-январе, иногда занятия проходят до марта.

Можно ли закончить 11 класс за половину учебного года?
Пройти интенсив (занятия по подготовке к экзаменам по программе 11 класса) за одно учебное полугодие можно, но ЕГЭ Вам нужно будет сдавать вместе со всеми, просто у Вас будет больше времени на подготовку к ЕГЭ. Итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена проходит единовременно по всей стране в мае-июне.

Можно ли учиться в экстернате без сокращения сроков обучения?
В экстернате можно учиться без сокращения сроков обучения. Сокращение или увеличение сроков обучения возможно только по желанию учащегося и родителей.

Возможно ли закончить 8-9 класс экстерном за один год, а потом завершить 10-11 в нормальном темпе, за 2 года?
Экстернат возможен с сокращением сроков обучения, но это только по желанию родителей и ребенка. Вы в любой момент можете перейти на обучение без сокращения сроков обучения.

Какие предметы входят в программы - 10+, 10-11, 11?
Занятия проходят по всем предметам школьного учебного плана, по этим же предметам проходят экзамены. По положению об экстернате не нужно было проходить аттестацию по физкультуре, искусству и технологии. Сейчас по Закону об образовании необходимо пройти аттестацию по всем предметам общеобразовательной программы, включая МХК, физкультуру, ОБЖ, если таковые предусмотрены учебным планом.

Обучение в экстернате

Что получают учащиеся по программам Интенсива?
Интенсив - занятия в школе по всем предметам, изучение предметов в основном блочное (основные предметы - в течение всего года, остальные – с погружением, в течение нескольких недель, потом сразу учащиеся сдают экзамен и больше к этому предмету не возвращаются). Изучение предмета проходит по базовой программе, т.е. дается все основное содержание предмета.
Подготовка к ЕГЭ дается при изучении основной программы, во втором полугодии проходят пробные ЕГЭ и консультации.

Можно ли мне будет не заниматься по тем предметам, которые мне не нужны, и не сдавать по ним экзамены в школе, вообще отказаться от этих предметов?
Нет. При обучении на любой форме Вы должны пройти аттестацию по всем предметам государственного стандарта и выполнить учебный план. В противном случае Вы не будете переведены в следующий класс, а в 9 и 11 классе не будете допущены до государственной итоговой аттестации и, как следствие, не получите аттестат об образовании.

Экстернат и дистанционное обучение

Как занимаются дистанционно?
- Получаете доступ к учебным материалам.
- За Вами закрепляется куратор, к которому Вы можете обращаться в любое время за консультациями по всем организационным вопросам.
- Составляется расписание изучения каждого предмета, назначаются тесты и контрольные работы.
- Вы прорабатываете все материалы, которые включают в себя:
теорию (справочники, основные правила, формулы и положения, наглядные схемы и таблицы, примеры, цитаты, таблицы с данными, исторические справки и биографии);
дополнительные материалы;
интерактивные практикумы;
тренировочные тесты.
По расписанию проводятся онлайн-уроки, где учащиеся общаются с учителем.
Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Насколько сложно пройти аттестацию по непрофильным предметам в случае дистанционного обучения? Можно ли сдавать экзамены очно?
Дистанционное обучение позволяет максимально сэкономить время не только за счет отсутствия необходимости тратить его на дорогу и обзорные лекции, которые зачастую мало что дают учащемуся. Дистанционные технологии позволяют тщательно организовать подготовку по всем предметам, распределив время в течение учебного года.
Непрофильные предметы обычно даются в течение первого полугодия, чтобы максимально освободить второе полугодие для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учебные материалы составлены таким образом, чтобы при минимальных затратах времени получить максимальный результат. Кроме текстов есть видео-лекции, видео-консультации, например, с разбором задач, тестовые задания, которые позволят проверить свой уровень подготовки. Если же учащийся что-то не понял, в любой момент он может обратиться за консультацией к учителю.
Конечно, аттестацию можно проходить очно, более того, по основным предметам она всегда проходит очно. И только в случае невозможности очного присутствия (болезнь, непредвиденная ситуация) организуется дистанционная аттестация в режиме онлайн. Это очень важно не только для того, чтобы своевременно обнаружить проблемы учащегося, это крайне необходимо для уверенности учащегося, что он готов к экзамену.
Формат очной аттестации дисциплинирует учащегося, одновременно давая ему уверенность в своих силах.

Что такое интернет-обучение?
Интернет-обучение используется в различных формах обучения, в том числе в очном обучении. Это дистанционные технологии, о которых достаточно подробно говорится в Законе об образовании. В соответствии с Законом возможно не только дистанционное образование во всех классах, можно дистанционно пройти промежуточную аттестацию. Дистанционное обучение в Онлайн(интернет-школе) включает обязательное обучение по всем базовым учебным предметам: русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, биология, физика, химия.

ЕГЭ в экстернате

Какие предметы сдаются на ЕГЭ в экстернате? Можно ли подготовиться к ЕГЭ хорошо, занимаясь в 11 классе 2 раза в неделю в течение 1 полугодия?
Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена – это обязательное требование для всех выпускников 11 класса, независимо от формы обучения. Без ЕГЭ выпускник не получит аттестат. ЕГЭ для учащихся-экстернов ничем не отличается от ЕГЭ для всех остальных учащихся. Более того, учащиеся все вместе сдают экзамены.
Выпускники 11 класса сдают 2 обязательных предмета – русский и математику (математику можно сдать базовую и/или профильную), остальные – по выбору (не обязательно).
Занятия в интенсиве 2 раза в неделю позволят справиться с основной программой 11 класса, не стоит рассчитывать на какое-то чудо, за это время нереально дать программу 11 класса и подготовить к ЕГЭ. Для подготовки к ЕГЭ требуются специальные занятия. Конечно, если учащемуся достаточно сдать русский и математику на удовлетворительные результаты, занятий в интенсиве вполне может хватить.

Какие результаты получают дети? Как достигаются такие результаты?
Среди наших выпускников результаты ЕГЭ (ОГЭ) выше, чем при традиционном обучении, т.к. учащиеся могут целенаправленно готовиться к экзаменам.
Отчисление - только в случае, если учащийся не посещает занятия в школе и не занимается. Программа обучения подбирается так, чтобы учащийся смог подготовиться.
Причины достижения высоких результатов просты:
Школа с большим опытом организации обучения.
Опыт работы с альтернативными формами обучения, использование современных педагогических и информационных технологий.
Ответственный подход к работе с учащимися, сопровождение учебного процесса.
Разумная стоимость обучения, которая позволяет с одной стороны, организовать полноценный и эффективный учебный процесс, с другой, привлечь к обучению сильных учащихся.

Как совместить обучение в школе и подготовку в ВУЗ?
Собственно, экстернат и можно рассматривать как решение этой проблемы. Выбор обучения экстерном – продуманный и взвешенный результат обсуждений форм обучения между ребенком и родителями. В экстернат очень часто поступают учащиеся именно для совмещения занятий по базовой программе школ и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В экстернате я буду сдавать ЕГЭ вместе с обычными 11-классниками?
Да, все учащиеся школы независимо от формы образования сдают ЕГЭ все вместе в основные сроки.

Можно ли в экстернате сдать ЕГЭ досрочно?
Имеют право сдавать ЕГЭ досрочно:
выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые в ряды Российской Армии;
выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы;
выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения;
направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации;
выпускники общеобразовательных учреждений Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями.

Можно ли не сдавать ЕГЭ после окончания 11 класса (мне сказали, что он не влияет на аттестат) и сдать его на следующий год? Я хочу еще год готовиться и сдать ЕГЭ на следующий год.
Аттестат без сдачи ЕГЭ Вы не получите. Аттестат получают учащиеся, успешно сдавшие ЕГЭ. А вот результаты ЕГЭ действительно не влияют на оценки в аттестате.
Для поступления в ВУЗ результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет.

Можно ли получить медаль в экстернате?
Выпускники экстерната имеют равные права и при получении медали. Никаких ограничений по форме обучения нет. Надо помнить, что порядок получения медалей определяется субъектами федерации самостоятельно.

Поступление в вуз после экстерната

После экстерната в какие ВУЗы можно поступить? Сдают ли точно также ЕГЭ, как и все остальные?
- В аттестате не указывается форма обучения.
- Ни один вуз никогда не ограничивал поступление в связи с формой обучения.
ЕГЭ сдают наравне со всеми, документы получают такие же, как и учащиеся очной формы.

Какой документ выдается экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию?
Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в государственном аккредитованном учреждении, выдается документ государственного образца (аттестат) об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Смогу ли я поступить в высшие учебные заведения без проблем, как обычный выпускник? Или же в аттестате будет написано, что я заканчивала школу экстерном? Как это повлияет на поступление в вуз?
Во-первых, в аттестате не указывается форма получения образования.
Во-вторых, получение образования в форме экстерната не только не мешает поступлению в вузы, а как раз способствует. Значительное количество студентов и выпускников лучших московских вузов закончили школу в форме экстерната.

Какие школы закреплены за ВУЗами?
Сотрудничество с вузами имело смысл, когда выпускные в школе одновременно были вступительными в вуз, этого давно уже нигде нет. Все вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, + некоторые проводят дополнительные испытания. Все остальное сотрудничество со школами якобы для последующего поступления в эти вузы – только для сбора денег с родителей.

Обучение в экстернате после колледжа

В случае перехода после 1 курса колледжа в школу на программу 10-11 за 1 год, какие предметы засчитываются?
Засчитываются предметы, по которым объем часов в академической справке соответствует объему часов в школьном учебном плане. В лучшем случае 1 курс закрывает 10 класс, но не по всем предметам.

Я поступила в колледж после 9 класса, в колледже закончила 10 класс и получила оценки. Можно в школе-экстернате сразу 11 класс начинать?
Обучение по программам среднего профессионального образования не предполагает получение школьных документов об образовании. Нельзя автоматически приравнять аттестацию за 1 семестр в колледже к 10 классу, ее можно частично зачесть при аттестации за 10 класс.

Можно ли учиться в экстернате и колледже одновременно? Сейчас я на 2 курсе, мне еще 4 года учебы, а я хотела бы получить аттестат о среднем образовании через год. Учеба в двух местах возможна?
Учиться можно, документ об образовании не сможете получить, т.к. в школу нужно сдать аттестат за 9 класс, а он в колледже.

Можно ли, проучившись на первом курсе колледжа с сентября по февраль, забрать документы и вернуться обратно в школу в 10 класс?
Можно. Но не откладывайте, в конце года это труднее сделать. И не забирайте документы из колледжа без предварительной договоренности со школой.

Экстернат для младших классов

Можно ли закончить экстерном 3-4 класс за один учебный год? Что нам нужно сделать? Куда обратиться?
Закон об образовании не ограничивает возраст или уровень образования для аттестации экстерном. Прежде всего четко сформулируйте, что Вы хотите. Эти вопросы помогут Вам принять решение:
- Вы хотите пройти аттестацию по программе 3-4 класса в течение одного учебного года. Когда Вы готовы будете пройти промежуточную аттестацию за 3 класс? За 4 класс?
- Вы готовы пройти аттестацию в своей школе или хотите сделать это в другой?
- Вы самостоятельно будете готовить ребенка к аттестации?
После того, как ответите для себя на эти вопросы, можете позвонить в наш образовательный центр и получить консультацию.

Она выражается и в заработной плате, и в моральном поощрении работников образования, и в том почете и уважении, которые складываются в общественном сознании. Вопрос заключается только в том, кто и как именно производит оценку конкретных учительских трудозатрат.

Нет никаких возражений против того, что параметры должны быть общероссийскими. Стране действительно остро необходимы так называемые единые федеральные оценочные материалы. Так родилось известное поручение президента Российской Федерации «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

И вот Минобрнауки России предлагает Московскому государственному психолого-педагогическому университету разработать современную модель аттестации педагогических кадров, которую можно было бы распространить на территории всей Российской Федерации. Сказано - сделано. И даже апробировано на всех желающих. В итоге на общественно-профессиональное обсуждение вынесена якобы новая модель аттестация.

Москва отреагировала мгновенно и недвусмысленно. Особенно ценными и приятными для столичного учительства стали слова руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины : «Уверен, нельзя тратить время самого учителя на его аттестацию». Руководство столичной системы образования не только на словах, но и на деле доказало, как важно беречь время учителя, высвобождая его на личностный и профессиональный рост, творчество, культурный досуг, чтение, посещение музеев и театров. Исключительно с целью дебюрократизации учительского труда на протяжении ряда лет в Москве были сохранены ключевые подходы к аттестации педагогических кадров, в основе которых лежат принципы экономии ресурсов и здоровьесбережения.

«Но, позвольте, а в чем новизна проекта?», - задается вопросом председатель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова , адресуя его разработчикам от Московского государственного психолого-педагогического университета. «Выделение предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогов? - продолжает свои размышления Екатерина Морозова. - Вроде старо как мир. Предоставление учителем плана (конспекта) урока и его письменного самоанализа? Мы это проходили десять лет назад. Приложение видеоурока? Да, есть что-то новое, ведь используются информационные технологии. Однако всем очевидно, что сделать постановочный урок способен практически всякий работающий в школе учитель. Проверенные учителем работы обучающихся! Только зачем?! Такое ощущение, что учитель мало проверяет работы. Попробуй вовремя не проверить - родители тут как тут, бьют тревогу!».

В дискуссию вступает председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова: «Немного возражу. Новизна, безусловно, есть. Например, запрос информации от работодателя об условиях работы педагога и учет отзывов выпускников учителя, которые окончили школу не менее четырех лет назад. Все бы ничего, только для меня и моих коллег первое выглядит как своеобразная игра в бумаги, а второе вообще смотрится как нечто из области фантастики. Кто же обяжет выпускника, особенно спустя четыре года, оставлять о педагоге те или иные отзывы?! В нашей российской действительности такие подходы неприменимы по целому ряду причин».

Председатель Независимой ассоциации словесников Роман Дощинский также без оптимизма воспринимает предлагаемую модель: «Я не могу сказать, что не доверяю разработчикам модели в их самых благородных намерениях и устремлениях. Но здесь, как мне представляется, тот самый случай, когда с большим трудом обнаруживается прямая связь между позиционируемой системой аттестации и собственно системой учительского роста. Вектор учительского роста можно было задать, не усложняя и без того тяжелый труд педагога. А главное - кто будет тот судья, в чьи руки попадет вся груда информации об аттестуемом? Как всегда, мы столкнемся с тем, что называется человеческим фактором. Со всеми вытекающими последствиями. Думаю, что в формируемом Министерстве просвещения Российской Федерации с должным вниманием отнесутся к замечаниям и примут правильные решения. Раз мы говорим о четкой и понятной всем системе учительского роста - значит, ей под стать должна быть абсолютно прозрачная и объективная система аттестации».

«Полностью согласна с экспертами, настороженно относящимися к нововведению. Если работаешь, то и об аттестации не думаешь. А работы всегда много. Вот, например, Московская электронная школа. Это и интересно, и много времени занимает, думать заставляет, опыт лучших перенимаешь. Не открою большого секрета, если скажу, что самое правильное при аттестации педагога - обращать внимание на результаты, показанные его учениками. Весь педагог - в успехах своих воспитанников», - так комментирует ситуацию Ольга Житкова, председатель Ассоциации учителей информатики и ИКТ.

Московское учительство рьяно защищает признанную педагогическим сообществом Москвы модель аттестации педагогов. Готово к публичным обсуждениям на Форуме педагогов города Москвы «Надежный учитель - надежная школа - надежный вуз» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетская среда для учителей». Мероприятие пройдет 27 августа в стенах Российского университета дружбы народов, и вопрос о новой системе аттестации будет на форуме ключевым.

Очевидным становится одно: совместными усилиями профессиональному педагогическому сообществу предстоит решить довольно непростую задачу, стоящую на повестке дня. С одной стороны, наспех апробированная модель национального учительского роста, включающая в том числе прохождение учителем, по сути своей, некоего многоэтапного квалификационного экзамена. С другой стороны, уже имеющийся у Москвы опыт упрощенной модели аттестации, при которой учитель фактически сам ничего не делает, все выгружается из базы (личного кабинета учителя), учитель только заполняет заявление и отправляет в аттестационную комиссию (аттестация в два клика, как ее называют в народе).

25 сентября 2018 года директор школы Ляпина Е.А. №1279 вышла на аттестацию руководителей образовательных организаций города Москвы:

Сказать, что аттестация произвела фурор на членов аттестационной комиссии Департамента образования г. Москвы– это значит не сказать ничего. Но, если для них это удивительно, то педагогам и родителям школы давно не удивительно, а скорее грустно наблюдать данного директора, ни по каким параметрам не подходящую на должность руководителя образовательной организации вообще, а рейтинговой и бывшей Грантовой школы, в частности.

Немногочисленные вопросы, поступившие от членов комиссии к Е.А. Ляпиной остались без ответов.

Вопрос по работе над поступившими обращениями (все-таки первое место в городе по жалобам) решается, по словам аттестуемой, общением в Фейсбуке в группе или на странице (из ответа неясно) с живыми родителями, эти же живые родители приходят к директору в 7:30 (вероятно, сразу после обращения родителей о том, что директор днями не появляется на рабочем месте), эти же живые родители приходят на круглые столы, их мало, но они пишут немногочисленные обращения, которым директор рада, потому что они помогают ей в работе, но в целом с сентября 2017 количество обращений растет. Просто загадка, почему это происходит, и почему родители на круглых столах или в 7:30 в кабинете директора не озвучивают директору проблемы, а пишут обращения вне системы Департамента образования? Непонятно. Загадочно. Веерные рассылки…

Ответ на вопрос о дорожной карте, о планах на будущее вообще ушел в сторону описания новой управленческой команды, которая разбежалась летом, как крысы с тонущего корабля, почуяв неладное, оставив нам Ерохина на директорство, который, кстати, второй год не может написать программу развития школы, какая уж тут дорожная карта?

Ответ по травмам непонятен в принципе. Травмы предупреждаются обучением учителей оказать первую медицинскую помощь….

Вопрос о Международном сотрудничестве – просто вверх коварства! Елена Александровна забыла, что музей сотрудничает с Посольством Индии. Дух Тагора, потревоженный и рассерженный разгромом музея, который создавался 55 лет, явился в зал коллегии отомстить Елене Александровне. Другого объяснения просто нет. Как это можно забыть?

Аттестационную справку составляла Дроздова, еще один член новой команды, поэтому Елена Александровна, слепо доверившись ей, подписала у себя отсутствие кружка, наличие которого начала доказывать уже на трибуне. Надеюсь, кружка не будет: ни время 12:00 неудобно для 4-х классов, ни рабочей программы в базе ЕСЗ нет.

В целом, конечно, жуткое впечатление. И что с речью? Елена Александровна позиционировала себя как учителя русского языка и литературы, словесник…

Позор на весь город. Как после такого позора можно остаться в школе? Не знаю…

Елена Александровна, Ваше имя не сходит с уст в профессиональном и родительском сообществе, покиньте Вы уже нашу школу, дайте педагогам работать, наконец!

СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

Аттестация директора школы №1279

ЛЯПИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Романова Т.Н.: Елена Александровна, Вам слово.

Новокрещенов И.В.: Е.А., сразу бросается в глаза какое-то очень огромное количество обращений, направленных вне системы Департамента образования. За два года – 377 обращений, я понимаю, что Вы работаете с 17 года, и, может быть, обращения были не в связи с Вашей работой, и, очевидно, что в школе есть дефицит доверия родителей к самой школе. Каким образом Вы работаете с этим?

Е.А.: Вы знаете, у нас как раз на этой неделе прошли родительские собрания, и мы провели анкетирование как раз-ка вот по этой теме: «Испытываем ли мы дефицит доверия, и насколько родители получают от нас ту информацию, которую хотели бы». И по результатам этих анкет, большинство этих анкет, по крайней мере, те, которые мы уже получили обратно, говорят о том, что родители получают информацию. Мы открыли страницу на Фейсбуке, и, если вы посмотрите, у нас достаточно подписчиков, не каждая школа может этим похвастаться. Пока мы не можем получить статус официальной страницы, но это группа, там идет активное обсуждение, это наши живые родители, которых мы знаем, видим, и которые знают нас, это клубные дни, на которые они приходят, получают свои ответы, за год уже родители привыкли, что в 7:30 я уже на месте, и можно прийти и обсудить любой вопрос; это вопросы на сайте, которые вы видите, это тоже, вот скажем так, наши живые обращения, но наша команда управленческая, которая с…образовалась с прошлого года, работает по сей день, ну, достаточно, такой…сложную работу э-э-э провела, и мы благодарны тем немногочисленным, скажем так, э-э-э обращениям, т.е., вернее не скажет так, которые позволили нам обратить внимание на какие-то моменты, которые э-э-э в общем-то тех-то реальных и живых обращений, подтвержденных проверками, дирекцией или службой финансового контроля мы не имеем на сегодняшний день.

Романова Т.Н.: Можно продолжение вопроса. Если сравнить сентябрь прошлого года и сентябрь этого года: динамика обращений вне системы Департамента образования?

Е.А.: Динамика обращений, могу сказать, больше.

Романова Т.Н.: Вне системы обращений стало больше? В этом году?

Е.А.: Да. Они имеют некоторую ангажированность. Это такие веерные рассылки. Я бы так назвала их.

Романова Т.Н.: Понятно.

Жданова И.Д.: Елена Александровна, у Вас большая школа и большие возможности для каждого ученика, есть ли у Вас планы или дорожная карта по вступлению в проекты предпрофильного развития для детей?

Е.А.: Конечно. Как я уже сказала, наша команда была новая, год – это, прежде всего, аналитической, прежде всего, работы а-э-а, и, скажем так, увидеть в школе и технические ресурсы, и кадровые ресурс, соответственно, мы на данный момент видим, что мы можем развивать инженерное направление, и у нас план вступления в инженерный класс в Московской школе, у нас с этого года есть оборудование робокласс, у нас есть уже результаты за прошлый год, вот, в JuniorSkills, э-э-э, соответственно, у нас есть такой план в связи с тем, что наша школа традиционно углубленно изучает иностранные языки, у нас есть такая мысль э-э-э развивать кадетское направление именно с уклоном в углубленное изучение иностранных языков, и э-э-э а-а-а мы планируем, но не в ближайшей перспективе, а вот два года, мы планируем такой создать.

Горбун С.В.: У Вас в 18 году было около 10 травм. Что Вы делаете для профилактики детского травматизма?

Е.А: Но, во-первых, мы включили в план финансово-хозяйственной деятельности увеличение камер как в рекреациях, соответственно, так и а-а-а у нас есть здание, где, ах, камеры не подключены к ЦХД в спортивном зале, это новое здание, соответственно, этот вопрос тоже будет решен, также наши учителя э-э-э физкультуры э-э-э прошли курсы, скажем так, первой медицинской помощи, да? Это на тот случай, если, не дай Бог, травма все-таки случится э-э-э ну, и опять же институт классного руководства, у нас все учителя еще в прошлом году прошли курсы «Эффективный классный руководитель», в том числе, мы там также затрагивали эту тему в плане профилактики.

Анатолий Сергеевич В.: В пункте 18 справки «Дополнительная активность образовательной организации» Вы сообщаете о том, что Ваша школа активно осуществляет международное сотрудничество с образовательными организациями стран Азии и Европы.

Е.А.: Я, да. Я так громко это назвала, на самом деле просто такой спектр получился. Традиционно в школе есть музей имени Рабиндраната Тагора, и здесь у нас также налажены связи с-с, ух, вылетело из головы, значит, ну, лучше расскажу про международное сотрудничество с Сербией, соответственно, у нас с ними есть Договор, э-э-э наши школьники посещали фестиваль э-э-э уже в Сербии в прошлом году, э-э-э театральный фестиваль, также приезжала делегация сербских школьников к нам, причем мы сначала себя позиционировали как м-м-м волонтерами русского языка, а получилось так, что мы еще оказались волонтерами Московского образования, потому что та экскурсия, которую мы организовали для сербских школьников совместно, естественно, с нашими в Темоцентре, ну, это произвело такой фурор, и есть даже сюжет на mos.obr.tv, и в этом отношении традиционное изучение углубленно английского языка, да, нам также способствует также и развитию этого сотрудничества, и участие детей опять же в практике того же английского языка, потому что хоть, несмотря на то, что сербский похож на наш, но дети в основном общались на английском языке.

ГЛУБОКОМЫСЛЕННОЕ МОЛЧАНИЕ В ЗАЛЕ КОЛЛЕГИИ Департамента образования

Коротких В.П.: С удивление обнаружила для себя, что Вы имеете возражения по пункту 12, оно тут либо данные есть в ЕСЗ, либо нет, не могли бы Вы прокомментировать, с чем связаны Ваши возражения?

Е.А.: Ну, на тот момент м-м-м на тот момент чисто технически э-э-э а-а-а данные действительно были таковыми, которые э-э-э отражены сейчас вот тут в справке, но с октября месяца я буду вести кружок немецкого языка, и на данную секунду у меня уже записано 10 человек.

Романова Т.Н.: На момент составления справки информация верна?

Е.А.: Чисто технически я уже с ней не согласилась. Да?

Коротких В.П.: Не совсем понимаю.

Е.А.: На момент подписания мною справки у меня уже в ЕСЗ кружок был, и дети были записаны.

Романова Т.Н.: Тогда нужно было внести изменения в справку. Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы? Если вопросов нет, мнение Председателя межрайонного совета директоров, Норенко Е.И.

Норенко Е.И. : Аттестовать на три года.

Романова Т.Н.: Мнение инспектора округа?

Ермолова М.А.: Аттестовать на три года.

Вы не аттестованы, Елена Александровна.

Тенденции к повышению стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – современные требования и реалии ближайшего будущего. Чем хороша нынешняя система аттестации и нужно ли её менять?

«ВО» обратились с этим вопросом к Андрею Милехину, проректору ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе, и Екатерине Морозовой, председателю региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподавателю английского языка.

Андрей Милехин, проректор ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе :

– В 2016 году по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации президент дал поручение «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

Аттестационный механизм

– Наш университет исследовал состояние аттестационных механизмов в 85 субъектах нашей страны, в ближнем зарубежье и в западных странах.

В нашей стране – 85 субъектов и 85 подходов.

Эти подходы не противоречат друг другу, но разъединены, поэтому единого понимания образцов лучшей педагогической практики нет. Это фактор риска для формирования единого образовательного пространства в России.

По итогам прохождения аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600.

В ряде региональных подходов ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся. Это, безусловно, один из главных результатов деятельности учителя.

Но такая оценка не определяет вклада именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровни владения профессиональными компетенциями педагога, его дефициты, перспективы развития и роста.

Основание для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя и построению новой системы аттестации – профессиональный стандарт педагога.

Апробация новой модели

– Новая модель аттестации подразумевает введение такого понятия, как единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) по предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Прохождение учителем ЕФОМов позволит оценить сформированность и уровень владения профессиональными компетенциями.

В соответствии с «дорожной картой» формирования и введения национальной системы учительского роста (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703) недавно был объявлен конкурс на разработку первого набора ЕФОМов по предметным и методическим компетенциям.

В «дорожной карте» указаны девять предметов, по которым должны быть разработаны и апробированы ЕФОМы. Наш университет принял участие и организовал работу по формированию ЕФОМов по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Структура и содержание ЕФОМ по всем компетенциям, в соответствии с «дорожной картой», формируются на основе профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Апробация модели начала проходить в мае этого года, и первый этап окончился 22 июня. Это была добровольная апробация. В качестве экспертов были приглашены сами учителя.

Итоги апробации новой модели аттестации на основе использования ЕФОМов будут представлены на общественно-профессиональное обсуждение осенью 2018 года, а на 2020 год запланирована итоговая апробация новой модели аттестации.

Какие инструменты были апробированы для оценки компетенций? Это анализ образца профессиональной деятельности. Сам по себе диплом на вопросы о том, как учитель владеет навыками преподавания детям, не отвечает.

Структура образца профессиональной деятельности проста – в свободной форме план-конспект или сценарий урока, который, по замыслу аттестуемого учителя, отражает сформированность, например, психолого-педагогической компетенции, касающейся формирования универсальных учебных действий (УУД) или индивидуализации.

Для аттестации нужно приложить видеофайл, снятый камерой, установленной в конце класса, которая не снимает лица, и это видеосъемка без монтажа. Плюс несколько примеров анонимных работ учащихся и рефлексивный самоотчет учителя.

Задача независимого эксперта – оценить сформированность психолого-педагогической или коммуникативной компетенции.

Новое в аттестации

1. На выбор: урок или кейс

– В будущей аттестации появится второй инструмент - решение кейса, или педагогической ситуации. Она обозначена в текстовом виде с обозначением педагогической проблемы. Также представлены возможные варианты разрешения этой ситуации, требующие представления соответствующего обоснования. Здесь оценивается профессиональное мышление.

Учитель имеет право выбора, какую составляющую каждой из двух компетенций (психолого-педагогической и коммуникативной) в какой форме он выразит: урок или решение кейса.

Урок – феномен многогранный.

Урок может быть смоделирован так, чтобы обе компетенции в нем были отражены – психолого-педагогическая и коммуникативная.

В таком случае один и тот же урок может быть представлен как отражение и той и другой компетенции, но с разным акцентом, указанном в прилагаемых файлах-описаниях.

2. Три уровня аттестации

3. Профессиональный экзамен

– В новой модели появляется еще один, предварительный, уровень, первая «ступень учительского роста» – профессиональный экзамен, или «вход в профессию», первичная аттестация.

Профессиональный экзамен можно сдать по желанию студента в период окончания педагогического вуза.

Это позволит даже в ситуации успешной сдачи увидеть те профессиональные дефициты, над которыми нужно работать.

Эта независимая процедура подразумевается для тех, кто не оканчивал педагогических учебных заведений, или для учителей, имеющих большой перерыв в педагогической практике.

4. Учет образовательных результатов

– Для уже практикующих учителей в рамках аттестации крайне важно учитывать образовательные результаты учащихся.

5. Сведения из справки работодателя

– Наряду с образовательными результатами планируется учитывать сведения из справки работодателя – объективной информации, которая собирается руководителем образовательной организации по нескольким направлениям, начиная от социально-демографической характеристики школы и класса до предоставления информации о материально-технических условиях, в которых учитель находится.

Задача этой справки – контекстуализировать условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога.

Например, выяснить – это выдающаяся гимназия или сельская школа.

6. Учет мнений выпускников

– Пристальное внимание вызывает учет мнения выпускников. Предварительная апробация показала дисбаланс мнений в этом пункте. Не каждый учитель выпускает: физкультура, технология, начальные классы, музыка – эти учителя не являются классными руководителями, ведут уроки у класса не весь период обучения, и отзывы выпускников о них собрать очень сложно.

Учет мнений выпускников собирают спустя четыре года после окончания школы.

Учитель может переехать из одного региона в другой, а его ученики остались в прежнем регионе. В настоящее время мы видим, что учет мнения выпускников – это не всегда объективно, поскольку сколько людей, столько и мнений, а выпускники – еще не совсем взрослые люди и могут сказать что-то от старой обиды, незаслуженно дать педагогу не самую лестную характеристику из-за двойки в пятом классе. Сам сбор вызывает сложности, не каждый учитель может себе позволить разыскать таких учеников.

Важно профессионально отнестись к первым итогам апробации модели аттестации, принять к сведению все экспертные мнения и продолжать дальнейшую доработку новой модели аттестации учителей.



Екатерина Морозова, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподаватель английского языка

Сейчас проверка нацелена на результат – учителя и ученика

– Имеющаяся система аттестации себя отлично показала. Являясь не первый год членом городской аттестационной комиссии, могу сказать, что учителя проходят проверку совершенно безболезненно, в два клика.

Глагол «проходят» - самый подходящий, поскольку они на ней не зациклены. Их результаты заложены в электронных ресурсах – сейчас это московская электронная школа. Учитель пишет заявление, потом все данные загружаются из электронных источников, и он просто нажимает кнопку «отправить».

В прошлом году аттестационная комиссия приняла решение, по которому некоторые учителя получают аттестацию автоматически. Это те учителя, у которых ученики на ЕГЭ получили за три экзамена по 80 и более баллов.

Такая система нацелена на результат.

Новая аттестация мешает преподаванию?

– Новая система отрывает учителя от учебного процесса, поскольку он обязан к ней готовиться - создать видеоурок: красиво подготовить, снять и отправить неизвестным экспертам.Кто эти люди? Мы их не знаем.

Зачем собирать отзывы учеников, окончивших четыре года назад школу? Такие поиски и просьбы комментариев унижают учителя.

Квалификационные экзамены – тоже не очень понятный пункт. Есть ЕГЭ, который педагог по своему желанию может сдать, чтобы проверить, имеет ли он право готовить своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Учителя возмущены.

Нынешняя аттестация направлена на комфортные условия для учителя: не заставляет никуда ехать, не нужно снимать «спектакль» (тот самый видеоурок)...

Мы находимся в тесном контакте с учителями тех школ, которые входят с нами в комплексное учебное заведение – нам хватает обмена опытом. Зачем нам его транслировать незнакомым людям? Дети перед камерой, очевидно, будут стесняться – это лишняя головная боль для всех.

Новая система затратнее электронной

– С этой новой моделью мы только вернемся к старому – когда учителя стояли на улице в очередях с огромными папками с доказательством своей работы.

Учитывая, что Москва – огромный город, тратить минимум три часа на поездку в комиссию – это потеря времени. Тогда как сейчас, чтобы пройти аттестацию, ему даже не нужно вставать с рабочего места.

Может быть, должны быть общие подходы к аттестации. Возможно, в регионах это имеет смысл, но в Москве - точно нет.

Система становится субъективной, потому что каждый эксперт – это отдельный человек. Сейчас мы не привлекаем третьих лиц. Есть база с результатами ученика, учителя и аттестационная комиссия, которая просматривает и собирает эти показатели по каждому пункту.

Нельзя отрицать и финансовый момент.

Экспертам нужно будет платить деньги за то, чтобы они тратили свое время на чтение и просмотр аттестационных работ.

Закончился 2017/2018 учебный год. Можно подвести предварительные итоги качества образования, которое предоставила нам школа. И если ЕГЭ, несмотря на удаления, прошел без особых массовых неудовлетворительных образовательных эксцессов (хотя некоторые низкие результаты тоже удивляют), то вот обучающие 9-х классов в количестве 21 человека получили «неудовлетворительно» на экзамене по математике. Никогда еще в истории школы не было такого количества неудовлетворительных оценок: практически целый класс написал экзамен неудовлетворительно.

Почему это случилось? Прежде всего, потому, что запрос на высокие результаты ОГЭ- это всегда запрос на индивидуальный подход в обучении, особенно в условиях объединения школ с разными показателями качества в обучении. В прошлом году обучение в 9-х классах строилось именно по такому принципу: системные проблемы в знаниях обучающихся по математике в школьных отделениях №2 (Сивашская) и №3 (Одесская) решались педагогами в процессе выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, работала слаженная система работы с отстающими обучающимися, проходили дополнительные и бесплатные для обучающихся занятия, основная цель которых и состояла в ликвидации пробелов в знаниях, что в конечном итоге и привело к положительным результатам всей промежуточной аттестации в 9-х классах.

К сожалению, в этом году вся система подготовки к ОГЭ дала сбой. О причинах этого сбоя можно рассуждать долго, но главная причина на поверхности: слабость управленческой команды, отсутствие у членов данной команды умения работать сообща, нежелание разбираться с отстающими обучающимися, ведь при назначении им обещали рейтинговую школу, в которой не будет проблем, отсутствие опыта по управлению качеством образования, отсутствие навыков применения эффективных инструментов и технологий управления образовательными процессами, людьми и трудовыми коллективами, структурными и функциональными подразделениями школы и школой в целом.

На днях кто-то из родителей в чате «неравнодушных родителей» поинтересовался, как при таких показателях директор школы Ляпина Е.А. может пройти аттестацию на должность директора, которая ожидает ее уже скоро?

Аттестация на должность руководителя образовательной организации г.Москвы, к сожалению, не очень учитывает уровень образовательных результатов школьников (никто не удивится, если при таких результатах школе еще и поднимут рейтинг 🙂), не учитывает комиссия и количество обращений как родителей, так и педагогов на неадекватные действия администрации- так что в том, что аттестацию данный директор пройдет никто не сомневается. Аттестационная комиссия департамента аттестует и тех, у кого «липовые» дипломы кандидата наук, и закончившего коррекционную школу менеджера, на которого поступило за полгода более 2000 тысяч жалоб и т.п.

Может Елена Александровна соберется и уйдет сама? Благо команда ее понемногу расходится, остаются только те, кому идти действительно некуда (настолько они знамениты своим непрофессионализмом в городе, их имена стали нарицательными). Ушла бы Елена Александровна в школу с рейтингом 600+ и восстановила бы ее из руин, а может бы и уехала туда, где родилась, там тоже проблемы с управленческими кадрами и тоже нужно поднимать школы из руин? А здесь оставили бы кого-то, кто спокойно даст работать оставшимся учителям-профессионалам. Может, Ерохина? Он, вроде, не против, по слухам из Департамента.

Петиция за сохранение школы №1279 набрала на 21 июня 2018 года 2713 подписей. В ближайшее время мы опубликуем обновление к петиции, в которой будем требовать отставки всей управленческой команды школы по итогам низких образовательных результатов за прошедший учебный год.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!