Здравствуйте!

В одной из наших прошлых статей мы с вами говорили о том, как важно в общении с детьми (и не только!) удерживать свои границы. В своих письмах вы пишете, что эта тема не до конца понятна. И поэтому сегодня мы поговорим про личностные границы . Это непосредственно и очень ощутимо касается любого из нас, и каждый день влияет на то, как мы воспринимаем нашу жизнь и мир вокруг нас.

Задуматься на тему границ меня подтолкнула моя дочка Маля. Мы шли с ней из школы домой, по пути у нее из рук выпала игрушка и упала в грязь. Я в тот момент была уставшая и вся в своих заботах, и поэтому отреагировала автоматически – цоканьем. Непосредственная и искренняя реакция дочки мгновенно вернула меня в состояние осознанности: «Мам, ну что ты цокаешь то? Ты что ли никогда ничего не роняешь?!»

Как вы думаете, о чем говорит такая ее реакция? Она говорит о том, что с границами моего ребенка все в порядке.

Когда-то давно в социальных сетях я видела пост одной женщины, в котором она описывала случай из своей жизни: на отдыхе с семьей, она случайно и очень сильно придавила сыну пальцы багажником машины. В этой ситуации ее «накрыло» виной и тревогой, муж впал в панику и итак страдающему ребенку досталась, вместо поддержки, такая родительская реакция: «О чем ты только думаешь?! Вечно руки суешь, куда ни попадя!» Так вот, тот мальчик тоже был с целостными границами, поэтому, защищая себя, он крикнул: «Мне итак больно, а вы еще на меня набросились!»

Давайте подумаем, как бы мог отреагировать в этой ситуации ребенок с уже нарушенными границами? Он мог бы: ощутить стыд и вину, внутренне съежиться, сжаться, внешне сгорбиться. Может быть, расплакаться, начать оправдываться, уйти в себя, замкнуться и т.д. Мысли его могли бы быть такими: « C о мной что-то не так. Я плохой, я все время все роняю и пачкаю».

Многие уже взрослые люди испытывают трудности в жизни именно из-за нарушенных личностных границ. Такими людьми легко манипулировать и управлять, у них часто болезненное, искаженное восприятие жизни, любые сложности выбивают их из колеи. Вспоминая свое детство, они рассказывают, что их часто стыдили, винили, как бы заставляя чувствовать себя плохими. Учили не думать о себе, пренебрегать своими желаниями ради других людей или ради долга. Помните прекрасную сказку «Морозко»? Где младшая дочь, замерзая в лесу, говорила, что все с ней в порядке и ей не холодно.

Для чего же нам нужны наши границы, и как научиться не позволять их переходить? Как и границы государства, наши границы нужны нам для того, чтобы обеспечить безопасность нашей личности и сохранить ее целостность. Знакомы ли вам такие выражения: «Она потеряла себя» или «Никак не найду себя» или «Она воспринимает все слишком близко к сердцу», «Она слилась с ним» и т.д. Все эти выражения указывают на то, что у описываемого человека нарушены личностные границы.

Для того чтобы научиться не позволять переходить наши границы, нужно почувствовать и понять когда, кем и чем (какими словами или действиями) эти границы нарушаются. И здесь у каждого свои истории… Кто-то раз за разом почему то позволяет людям определенного типа помыкать собой. Кто-то в похожих критических ситуациях совсем теряет силы и внутренне начинает разрушаться, теряет силы, энергию, желание жить. Но в любом случае многое зависит от нас. Если наши границы крепкие, целостные, и мы осознаем, чувствуем их, то их мало чем можно нарушить.

И нам важно уметь защищать и отстаивать как свои собственные границы (в том числе, и от наших детей!), так и уметь передать детям эту способность.

Давайте обобщим, в каких же ситуациях происходит вторжение в личностные границы?

  • Когда мы уверенно утверждаем, что другой человек должен чувствовать, хотеть, думать, делать. Например: «Да как это ты не голоден? Ну ка быстро садись за стол!»
  • Подводим, нарушаем обещания, делаем не то, о чем договаривались. Например: ситуация скрываемой супружеской измены. Это тоже нарушение границ потому что другая сторона не подозревает об измене, она не видит реальную ситуацию и оказывается втянутой в треугольник не по своей воле. В том числе, по этой причине, измены всегда воспринимаются и переживаются очень болезненно. И некоторые даже говорят: «Я ощущаю себя грязной», «Как будто кто-то чужой влез в мою постель и растоптал все самое дорогое и ценное». «Он превратил всю мою жизнь в дурацкую шутку!» Здесь явно прослеживается ощущение нарушения границ.
  • Принижаем или отрицаем чувства другого человека. Например: «Да нечего тут бояться!», «Да чего ты придумываешь, все не так было!»
  • Игнорируем другого, не слушаем, перебиваем (в общении с детьми многие из нас «грешат» этим). Или резко прерываем контакт (если общение уже начато).
  • Заходим без спроса на территорию другого, берем без спроса вещи, читаем личные письма, навязчиво обнимаем, прикасаемся к другому (неуважаем личную территорию). Например: заходим к ребенку в комнату без стука (от 5-ти лет лучше уже стучать), выбрасываем игрушки без спроса, читаем переписку ребенка в социальных сетях.
  • Не воспринимаем, не уважаем чужое «нет».
  • Угрожаем наказанием. Например: «Если ты не прекратишь сейчас, я уйду, и не вернусь…уеду и живи с папой…и т.д.»

Эта одна сторона вопроса о границах. Она касается того, как нам не нарушать их в общении с другими людьми (в том числе, детьми).

Но есть и другая…Многие родители, стараясь быть хорошими мамами и папами, переусердствуют в этом стремлении, и начинают позволять ребенку то, что превращает самих детей в нарушителей чужих границ. Как писал Антон Семенович Макаренко «нет никого несчастнее ребенка, победившего собственных родителей». Это так и потому, что у такого ребенка будет отсутствовать понятие о границах и ощущение границ.

Для того чтобы ребенок, став взрослым, был принят социумом, успешен и при этом глубинно личностно удовлетворен своей жизнью, его необходимо научить, как защищать свои границы, так и уважать границы другого человека (начиная, конечно, с родителей).

Наверняка, вы не раз видели в транспорте или других общественных местах детей, ведущих себя вызывающе, мешающих окружающим людям. И их родители спокойно допускали все это. Обычно это связано с благими намерениями последних «дать детям свободу», воспитать из ребенка человека без комплексов и т.д. Но во всем нужна золотая середина и мера. Как говорил Иммануил Кант: «Твоя свобода заканчивается у кончика носа другого человека» .

Так как же нам научить ребенка замечать и учитывать в своем поведении эти «кончики носа»?

Часто бывает так, что мы позволяем своим детям то, что в отношениях с другими людьми нас бы обидело или привело к желанию прекратить общение.

Какие это могут быть ситуации?

  • Ребенок нас перебивает;
  • Ребенок игнорирует наши слова, просьбы, не отвечает нам;
  • Ребенок не берет в расчет наши потребности и желания, не уважает их (в том случае, если мы сообщаем о них ребенку);
  • Ребенок говорит с нами пренебрежительным тоном;
  • Ребенок бьет нас по лицу, кидает в нас предметы (малыш);
  • Ребенок заставляет нас играть с ним;
  • Ребенок (постарше) не выполняет договоренности, не помогает по хозяйству.

Абсолютно во всех вышеописанных случаях ребенок будет вести себя подобным образом только в том случае, если мы это ему позволяем (или когда-то позволили).

  • Если мы не отстаиваем свое право быть услышанными;
  • Если мы реагируем на любую просьбу ребенка, даже если это идет в разрез с нашими собственными желаниями, планами и т.д.;
  • Если мы в принципе не умеем сказать твердое «нет» ребенку;
  • Если у нас не хватает сил, времени, желания на то, чтобы добиться от ребенка нужного поведения, помощи;
  • Если мы не приложили достаточно усилий, чтобы обучить его режиму, систематическим занятиям и т.д. (под усилиями я имею в виду не давление и жесткий контроль, а грамотное, мотивирующее и развивающее взаимодействие с ребенком).

Мои друзья и знакомые часто удивляются, что моя дочка, которой 7 лет, такая заботливая и внимательная к другим людям. На самом деле, все просто. С раннего возраста я спокойно делилась с ней своими чувствами и желаниями. Помню, часто было так, что я делаю что-то, мои руки заняты, а она вдруг просит что-то подержать, сделать или дать ей. Я никогда просто так, не объясняя, не отказывала ей. Я направляла ее внимание на то, что происходит, спрашивала: «Ты видишь, что я сейчас делаю? Ты видишь у меня сколько рук?» Конечно, это повторялось неоднократно, и постепенно она привыкла обращать внимание на то, чем я занята и учитывать это. Подобное происходило и когда она пыталась перебить меня в разговоре.

То есть, мы просто спокойно не позволяем ребенку нарушать наши границы. Это не так сложно, как может показаться. Поступая подобным образом мы не только учим ребенка уважать границы другого человека, но и даем пример того, как защищать свои!

Что нам может помешать это делать?

  • Невротическое чувство вины (это тема отдельной статьи). Люди, испытывающие чувство вины, с трудом говорят «нет».
  • Жертвенная внутренняя позиция. Это когда мы ищем виноватых вовне и очень хотим сами быть хорошими. Например: «Да вся в отца, гены такие, ничего не поделаешь» . Или: «Видно судьба у меня такая, все на мне ездят». И т.д.
  • Хроническое истощение. Когда мы теряем себя от усталости, забывая о своих истинных желаниях и потребностях. Перестаем сами заботиться о себе. Не позволяем себе иметь время и пространство только для себя.
  • Внутреннее слияние матери с ребенком, «безумная» любовь к нему. Когда ребенок маленький, такие отношения между мамой и малышом абсолютно нормальны, целесообразны. Так задумано природой, потому что иначе ребенок просто не выживет. Любая женщина, которая растила сама малыша знает, что жертвы и постоянное ущемление собственных потребностей на том этапе просто неизбежны. И все это переносится гармонично именно благодаря отсутствию границ между матерью и младенцем. Они одно! Но часто бывает так, что это слияние затягивается. Ребенку 5 лет, а женщина все говорит про него: «Мы». «У нас ушко болело» . Здоровый детина помыкает матерью, грубит ей, а она позволяет ему это или даже восхищается им в ответ. И т.д. То есть внутреннего разъединения не происходит. Часто это бывает связано с тем, что у женщины нет своей жизни, интересов, полноценных и питающих отношений с мужчиной, любимого дела и т.д.

При этом, дорогие родители, существует интересная закономерность: если у нас нет своих границ (мы не держим их) в общении с детьми, то мы неизбежно лишаем границ своих детей. Думаю, Вы ни раз встречали уже взрослых людей, болезненно привязанных к матери, внутренне зависимых от нее, не самостоятельных. Такие люди не умеют ощущать себя целостными в своей отдельности от матери.

Как вы думаете, что же является признаком того, что мы все таки позволили нарушить наши границы?

  • Сильное раздражение;
  • Дискомфорт;
  • Злоба;
  • Непонятная тоска при внешнем благополучии;
  • Желание уйти из контакта, «забиться в свою норку».

К сожалению, многие из нас не готовы осознать и признать в себе подобные чувства, а поэтому и свои границы такие люди ощущают слабо.

Вообще, в жизни абсолютно любого человека бывают моменты, когда границы размываются, перестают ощущаться, нарушаются. Важно, чтобы это были именно редкие моменты, которые мы осознаем.

Дорогие родители, уверена, что вы сказали бы, что бывают ситуации (и их много!), когда мы многим жертвуем ради своих детей, и это нормально. Согласна с вами! Разница в том, что в норме это наш осознанный выбор – делать что-то для ребенка, даже ценой своего дискомфорта, усталости. А если выбор наш, тогда с нашими границами все в порядке!

Давайте учиться замечать в себе как жертву, так и нарушителя чужих границ? А, замечая, постепенно учиться другим способам взаимодействия!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

Речь в этой статье пойдет не о soft skills, тематике которых глобально посвящен наш ресурс, а о нескольких конкретных умениях. Освоив их, вы приобретете ценные навыки, которые могут пригодиться в жизни и работе, станут хобби, позволят не только узнать что-то новое, но и прокачать профессиональные навыки. Вместе с коротким описанием каждого из них мы собрали небольшой список ресурсов, где можно данные умения начать осваивать. Пользуйтесь!

Графические редакторы (Photoshop и т.п.)

Мы живем в цифровом мире. И умение пользоваться графическими редакторами в нем способно сослужить хорошую службу. Неважно для каких целей вами может быть использовано это знание – для устранения дефектов на собственных фотографиях, рисования или нужд веб-дизайна. Более того, это может стать как хобби, так и профессией.

Например, с помощью Photoshop – одного из самых популярных графических редакторов – можно создавать коллажи, макеты, инфографику, анимацию, делать ретушь портретов, рисовать картины. И это – лишь малая часть. Освоение подобных программ можно начать с более простых и бесплатных редакторов, предлагаемых рынком.

Excel

Большинство пользователей пакета офисных программ Microsoft Office не знакомы даже с базовым функционалом Excel (программы для работы с электронными таблицами). А это, между прочим, одно из наиболее популярных приложений в мире. Excel предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макропрограммирования VBA. В наиболее простом понимании – это инструмент для создания и работы с таблицами, вычислений и графического их отображения. Своеобразный must know.

Ссылки, которые могут пригодиться

Помимо большого количества разных самоучителей, доступных в Интернете, для обучения подойдут:

Основы финансовой грамотности и управление финансами

Финансовую грамотность не совсем верно относить к навыкам. Это, скорее, комплекс знаний, применяя которые, человек может научиться умно распоряжаться своими деньгами. Зачем? Каждый из нас ежедневно имеет дело с финансами. И зачастую то, как мы тратим, чем руководствуемся при совершении покупок и оценке выгодности того или иного предложения, остается нами . В результате становится сложно контролировать свои расходы. Кому-то не удается начать откладывать, экономить, обрести финансовую независимость. Почему это происходит, как научиться управлять своими средствами, грамотно ими распоряжаясь? Ответы на эти и другие смежные вопросы необходимо знать практически каждому современному человеку.

Ссылки, которые могут пригодиться

Фотография

Сегодня трудно найти человека, который бы не фотографировал – с помощью камеры смартфона, любительского или профессионального фотоаппарата, экшн-камеры. В наше время фотографом-аматором в той или иной мере может считаться каждый. И научиться основам фотографии, снимая для себя, а со временем и для продажи фотографий – вполне посильная задача для любого. Все что нужно – изучить теорию (работа с используемой техникой, свет, композиция и т.п.) и практиковаться, совершенствуя мастерство.

Ссылки, которые могут пригодиться

Ввиду популярности тематики обучению фотографии посвящено множество материалов: от того, как правильно делать снимки на телефон, включая селфи, до советов по профессиональной фотографии. Вот лишь некоторые ресурсы:

При написании статьи частично использованы материалы сайта lifehack. org

Сегодня не каждый человек может похвастаться наличием свободного времени в своем графике. Особенно это касается людей, живущих в ритме работа – дом – дети. Но кто сказал, что свободное время – это целый день или хотя бы половина его, который можно уделить только себе. Для такого определения вполне сойдет даже один час в день, главное, провести его полезно.

Новые увлечения дома в свободное время

Чем именно можно заняться вне работы и домашних дел, наверное, во многом зависит от темперамента человека. Домоседам можно выбрать для себя новое занятие, например, рукоделие. Сейчас очень распространены украшения из лент: цветы на заколки, резинки, рамки для фотографий, аксессуары для дома. Такими изделиями можно порадовать детей, родственников, а подарок близким или друзьям, сделанный своими руками, станет настоящим шедевром. Также можно заниматься другими видами рукоделия:

  • поделки из бисера, ткани, полимерной глины, топиарии из природных материалов;
  • мыло ручной работы;
  • вязание и вышивка.

Таким образом, можно не только занять свое свободное время, но и увлечься новым полезным хобби. К примеру, всегда придет на помощь умение шить. Любые старые вещи, залежавшиеся в гардеробе, можно переделать на те, которые не будут уступать последним новинкам в моде.

Если в наличии имеется хороший фотоаппарат, это отличный повод научиться делать профессиональные и необычные фотографии. Можно проштудировать специальную литературу, просмотреть видео-уроки, записаться на занятия к профессионалам. Это поможет запечатлеть самые интересные и памятные моменты в жизни, делать фото красивых пейзажей или животных. Далее, можно освоить азы съемки, делать небольшие клипы. Стоит лишь попробовать и появится возможность найти в себе скрытый талант к творческой работе. Подобные увлечения в случае получения профессиональных навыков помогут сделать хорошую карьеру и принести неплохой заработок.

Удачным занятием станет обучение кулинарному искусству. Кроме ежедневного приготовления банальных блюд, хорошо будет познакомиться с рецептами разных стран мира, научиться соединять различные специи и травы.

Можно пойти по определенному курсу, выбрав такие отдельные направления, как мясные или вегетарианские блюда, морепродукты, выпечка и десерты, заготовки на зиму. Если нет желания в последующем работать в каком-либо заведении, связанным с питанием, то не менее приятно будет удивлять своих домочадцев и гостей изысканными блюдами.


Спорт – первые шаги на пути к совершенству

Освоить какой-нибудь вид спорта можно и в домашних условиях, и вне дома. При желании подкорректировать свою фигуру следует заняться физическими упражнениями, вспомнив школьные уроки физкультуры или посетив тренажерный зал. Так, можно научиться подтягиваться на турнике, отжиматься, заниматься со штангой или гантелями, садиться на шпагат, в общем, всему тому, что раньше не получалось делать.

Если больше интересуют занятия спортом на улице, то хорошо подойдет научиться, например, играть в теннис. Этот вид спорта помогает укрепить руки, мышцы спины, плечи, ноги. Игра в теннис тренирует выдержку, ловкость, развивает координацию движений, укрепляет сердце и дыхательную систему. Кроме этого, можно отлично провести время с друзьями, получить много впечатлений и зарядиться положительной энергией.

Не менее активным является конный спорт. Конечно, уроки верховой езды требуют вложения денежных средств: от оплаты курса занятий до покупки необходимой экипировки. Но существует множество его плюсов:

  • эмоциональное удовольствие от работы с благородными лошадьми, которое способно избавить от депрессии или проблем со сном;
  • тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
  • обучение чувству ритма;

Конный спорт не имеет ограничений в возрасте, разве что исключение касается детей – лучше начинать занятия с десяти – двенадцати лет.

Не менее интересно и полезно – научиться плавать. Лучше делать это в бассейне с профессиональным тренером, который научит основам плавания и поможет избавиться от страха воды, если такой присутствует. Уроки в воде, вообще, разрешены еще с грудничкового возраста и имеют большое количество положительных факторов:

  • закаливание и повышение иммунитета;
  • развитие всех мышц и суставов тела;
  • улучшение выносливости организма и координации движений;
  • коррекция осанки;
  • влияние на кровообращение, дыхательную и нервную системы.

При правильном подходе и регулярных занятиях можно научиться любому виду спорта: баскетболу, футболу, боевому искусству, танцам на льду или хоккею.

Увлечения для любителей музыки

Пожалуй, каждый человек предпочитает какое-нибудь направление в музыке и хотел бы научиться красиво петь или играть на инструментах. Стоит отметить, что в отличие от спортивных занятий здесь нельзя получить какую-то физическую травму. Музыка способствует воспитанию воли и дисциплины в человеке, развитию коммуникативных навыков и мышления, обогащению внутреннего мира. Даже если нет заинтересованности в музыкальной карьере, обучение, например, игре на гитаре даст возможность быть в центре внимания на любом празднике или пикнике с друзьями.

Подытожив вышесказанное, можно прийти к выводу, что в свободное время можно научиться многим вещам. Главное, поставить для себя определенную цель – от, например, печатания вслепую или лунной походки, до серьезного занятия, приносящего моральное удовольствие или материальный доход.

Интернет, став почти неотъемлемой частью нашей жизни, принес в последнюю как плохое, так и хорошее. Смеем предполагать, что так же, как сейчас существуют курсы психологической помощи для того, чтобы бросить курить или пить, в будущем придумают такие, которые будут называться примерно так: «Как перестать сидеть в Facebook целыми днями» или «Как вылезти из сайтов знакомств и вспомнить, что такое реальное общение». Но этот материал мы все-таки посвятим позитивной стороне вопроса, а именно тем полезным вещам, которым можно научиться в Интернете. Ах да, и ради которых можно вылезти из Facebook и из сайтов знакомств и провести время в Сети с пользой.

Получить образование

Да, в Интернете можно абсолютно бесплатно учиться в престижных университетах в компании лучших в своей обрасти профессоров. Самый известный сервис бесплатных учебных курсов – Coursera . Сейчас в его составе почти тысяча курсов из 33 университетов, а тематика самая широкая – от урбанизма и элементарной математики до бизнес-управления и медицины. Обучение идет на английском языке, также есть несколько курсов на других языках, но к любому можно подключить русские субтитры. У курсов есть четкие даты, так что «халявить» не придется. Аналогов у Coursera много, и новые подобные ресурсы возникают каждый год – например, проекты OpenLearn , MIT Open Courseware , Khan Academy , Stanford iTunes U , которые принадлежат как университетам, так и частным лицам. Русских проектов пока не так много, но кое-какие оценить все же стоит – например, Lektorium.tv , Universarium или Hexlet .

Открыть для себя новый вид физической активности

При наличии дома Интернета с достаточной скоростью, чтобы просматривать видео, абонемент на фитнес вам даже не понадобится – все на свете виды активностей, которые практикуются в клубах, есть в открытом доступе на YouTube. Выбирать лучше методом проб и ошибок по принципу «понравилось, и хочу еще» или «скучно, и больше не буду», а для начала ознакомиться с самыми известными фитнес-каналами – например, BeFit , BodyRock или FitnessBlender . Способ подачи материала неодинаков, хотя речь почти всегда идет о коротких и понятных тренировках длиной около 10 минут. Но FitnessBlender, например, может похвастаться минималистичным подходом к съемке видео, так что от тренировки вас ничего не отвлекает, а BodyRock, наоборот, снимает свои упражнения в таких красивых местах, что создается ощущение, что вы и позанимались, и попутешествовали.

Выучить языки

В Интернете можно найти массу фильмов и сериалов в оригинале с субтитрами, и те, кто активно изучает иностранные языки, знает, что это один из самых увлекательных методов обучения, но для совершенствования грамматики и разговорной речи он все же не подходит. Зато найти себе реального и бесплатного преподавателя из числа носителей языка можно на сайтах Lang-8 , Livemocha и italki . Они действуют по принципу социальных сетей и позволяют всем желающим давать бесплатные уроки своего родного языка. У уроков будет и расписание, и проверка домашних заданий, и живые чаты. Основная часть контента на сайтах бесплатна, а доплата за полноценный доступ составит не больше 700 рублей в месяц. Для развития разговорных навыков вы можете искать себе друзей со всего мира на сайте платформы Interpals , где люди общаются именно для языкового обмена, а учить каждый день новое слово можно с сервисом LinguaLeo .

Приучить себя готовить

С появлением Интернета рецепт любого блюда можно найти за пару секунд, а не выискивать его часами в тетрадке рецептов, которую сделала еще до войны ваша бабушка. Раз и навсегда расстаться с идеей о том, что вкусно готовить – это какое-то уж слишком сложное и не всем доступное искусство, можно, подписавшись на сервисы с быстрыми рецептами вроде Tastemade . Рецепты здесь подаются в формате коротких и понятных видео длиной не больше 30–40 секунд, привязки к какой-то определенной кухне нет, так что будет все, что вы любите: и выпечка, и паста, и мясо в самых разных соусах. Вся прелесть этих рецептов в том, что они реально рассчитаны на «ленивых», потому что, как правило, состоят из 4–5 ингредиентов, а готовятся за полчаса.

Научиться фотографировать и обрабатывать фотографии

Если вы знаете английский язык, то полноценный курс фотографии можно пройти на сервисе Udemy , или, например, на сайте Массачусетского университета по программе Mit Open Cours Ware , либо на сайте коротких курсов Short Courses , в числе которых есть и digital-фотография. На русском языке в Интернете доступен курс «Фото для новичка» на одноименном сайте, который вам по заказу вышлют на электронную почту. Как только набьете руку с поиском композиции и сюжета для фотографий, можете перейти на уровень выше и научиться еще и мастерски обрабатывать свои фотографии в Photoshop, например, на том же Udemy или на видеоканале You Suck at Photoshop на YouTube.

Разбираться в искусстве

Мечтаете однажды устроить друзьям экскурсию по Пушкинскому музею как самый настоящий арт-критик? Тогда со знанием английского вы можете найти себе курс по душе. Например, на обучающей платформе Learner есть курс мирового искусства, на Openculture – курс по итальянскому Ренессансу, на SmARThistory – видеолекции по отдельным периодам искусства, а на iTunes-канале Оксфордского университета – курс философии искусства из 8 лекций.

Освоить программирование

Между прочим, программист – одна из самых востребованных профессий, когда речь идет о программах иммиграции по работе, как, например, та, что существует и успешно действует в Канаде. Научиться программированию в Интернете можно на нескольких сервисах. Например, у учебного проекта Udacity есть отдельный курс по программированию, без дедлайнов и ограничений по времени, но в интерактивной форме со схемами и рисунками. Сервис Codeacademy предлагает бесплатные курсы по нескольким языкам программирования – Python, PHP, jQuery, JavaScript, Ruby, HTML и CSS, но учиться нужно будет вместе со всеми почти как в настоящем университете, например, участвуя в публичных дебатах с другими пользователями на форуме курса.

Мы состоим из множества привычек. Одни пришли к нам из детства – это те ритуалы, о которых мы уже не помним, как они появились: сказать «будь здоров» чихнувшему человеку, перейти дорогу на зеленый свет, выключить свет, уходя из дома. Другие приросли в течение жизни – неизменная чашка кофе утром, день пиццы по субботам, 25% от зарплаты, отложенные на депозит…

Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.

Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Сосредотачиваться. Сейчас о прокрастинации говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.