Самсонова Наталья Викторовна – Воспитатель МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Ефремов, Тульская область
Дата поступления работы на конкурс: 14.02.2017г.

КОНСПЕКТ

непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» подготовительная к школе группа

Тема: «Большая звезда и ее планеты».

Цель: Уточнить и систематизировать у детей полученные знания, элементарные представления о Солнце, Солнечной системе.

Задачи:

- Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца.

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

- Развивать общую, мелкую моторику.

- Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система»: планета, Солнце, Солнечная система, орбита, название планет.

- Развивать связную речь.

- Развивать логическое мышление и воображение детей.

- Способствовать формированию коммуникативных навыков.

- Воспитывать интерес к Солнцу, Солнечной системе.

- Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материалы: плакат «Солнечная система», картина с изображением Солнца, посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца, макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы, мягкое солнце со шнурками-лучиками. ТСО-аудиозаписи: Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка).

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за солнцем, чтение рассказа «Где ночует Солнце?», энциклопедии «Почемучка», работа с глобусом и картой мира, заучивание считалки-запоминалки «Планеты Солнечной системы».

I . Дети встают полукругом к гостям лицом .

Воспитатель: Ребята, поприветствуйте наших гостей (дети здороваются). Подарите им свое хорошее настроение, улыбнитесь.

Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце!)

Чтение стихотворения про солнце.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку).

Воспитатель: Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем? (Что эти предметы, как и солнце, источники света. Но искусственные.)

Воспитатель: Назовите природные источники света (солнце, луна, костер).

Воспитатель: Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)

Дети: 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

2) Красная девушка по небу ходит.

3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

4) Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору,

И человек, и зверь возрадуется.

5) Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит.

6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.

7) Без меня не будет света,

Без меня не будет лета.

По утрам стучусь в оконце:

Просыпайтесь, вышло Солнце!

8) Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все … (солнце).

Пословицы: При солнышке тепло, при матери добро.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце встанет, так и утро настанет.

II . Беседа о Солнце.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?

Дети: Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

Воспитатель : Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)

Воспитатель: Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)

Воспитатель: А на самом деле Солнце какое? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)

Воспитатель: А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)

Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.

В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.

Вопрос: Как называют семью Солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, потому что главным является Солнце. В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы). Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, столько же, сколько и планет – восемь.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)

Какие планеты вы знаете?

III . Игра «Солнечная система».

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты). Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца, как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе.

А сейчас Лиза расскажет стихотворение:

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там восемь различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце-звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают!

Воспитатель : А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз… Меркурий (отвечает ребенок).

Два (воспитатель)… Венера (отвечает ребенок).

Три …Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идет по счету.

Воспитатель: Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца.) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год». Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?

Дети: Чем ближе к Солнцу находится планета, тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца, тем дорога ее будет длиннее.

Воспитатель: На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12). В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.

Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?

Как вы думаете, Солнце движется? (предположения детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый.

IV . Опыт «День-ночь».

Воспитатель: Мы должны узнать, чему равен один оборот Земли вокруг соей оси. На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будут изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси. Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь). А часов? (24).

V . Игра «Заплести косички».

Воспитатель: Ребята, Солнышко мне по секрету сказало, что ему хочется сделать прическу. Давайте ему заплетем косички. У Солнышка будет новая прическа, которая все равно напомнит лучики.

VI . Итог.

Что вы нового узнали? Что же такое Солнце? Сколько планет?

Литература.

1.Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2012.

2.Энциклопедия «Почемучка».

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды - Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе.

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Планеты Солнечной системы

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 г к этой группе планет относится и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Вернее, это одна из нескольких планет-карликов в поясе Койпера.

Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.

В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.

К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.

Солнце

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах. Сейчас диаметр Солнца - 1 391 400 км. Еще через столько же лет эта звезда расширится и достигнет орбиты Земли.

Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет.

Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.

Земная группа планет

Меркурий

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время - -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.

Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.

Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.

По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.

Венера

Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год - 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода.

В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.

На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.

Спутник у Венеры отсутствует.

Земля

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.

Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.

Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год - 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.

Марс

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.

При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа.

Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер. Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.

Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах.

Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.

Газовые гиганты

Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед.

Юпитер имеет огромное количество спутников - 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки - 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год - 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима - 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час.

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года. Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога - хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.

Цель: формирование интереса к изучению космоса

Задачи:

Образовательные:

Продолжать обогащать знания и расширять представления детей о космосе, о планетах;

Развивающие:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность

Воспитательные:

Вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;

Воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

Формировать навыки правильного поведения на занятиях; умение работать в коллективе;

Воспитывать любознательность, творческую активность, внимание, чувство эмоционального удовлетворения, самостоятельность.

Материал: Схема Солнечной системы, экран с проектором или ноутбук, большой лист ватмана, белые листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, ножницы

Дети занимаются своими делами (играют в настольные игры, рисуют…). Воспитатель вносит плакат с изображением планет солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой плакат я для вас принесла. Что же вы видите на этом плакате?

Дети: Планеты.

Воспитатель: А на какой планете мы живем?

Дети: Планета Земля.

Воспитатель: А какие еще вы знаете планеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, назвали все планеты солнечной системы (если назвали не все, то воспитатель дополняет).

Ребята, а как вы думаете, на других планетах есть жизнь? Хотите узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправится в космос. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда нам необходимо приготовиться.

Что нужно для полета?

Ответы детей (ракета, скафандры, карта солнечной системы, еда)

Дети расставляют стульчики, занимают свои места.

Перед детьми карта Солнечной системы(слайд 2).

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.

Дети: Свет, тепло, вода, кислород.

Воспитатель: Наш космический корабль называется «Восток». Командование кораблем беру на себя. Вы просто космонавты. Внимание! Объявляется пятиминутная готовность!. Надели скафандры, проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Начинаем отсчет. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит звуковой фон работы двигателей)

Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос! Можно расслабиться и отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминатор! Какое космическое пространство перед нами! (На слайде 3 звездное небо)

Мы летим к планете Меркурий, которая ближе всех к Солнцу.

Внимание! Наш корабль приближается к планете Меркурий. (Слайд 4)

Командир корабля: Как вы думаете, ребята, можно ли высаживаться на планете, не зная о ней ничего. Давайте запросим наш компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она больше Луны. Днем здесь очень жарко, ночь - очень холодно. На этой планете нет атмосферы, а значит нечем дышать. Поверхность этой планеты покрыта кратерами (слайд 4). Ни один человек не ступал на планету Меркурий.

Командир: как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?

Мы держим курс на следующую планету - на Венеру. Древние астрономы, наблюдая за утренней и вечерней зарей, заметили самую яркую звезду. В честь богини красоты и любви они назвали эту звезду Венерой. Позже оказалось, что Венера - это не звезда, а планета.

Компьютер: Внимание! Мы приближаемся к планете Венера. (Слайд 5)

Командир корабля: На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же нам расскажет компьютер об этой негостеприимной планете?

Компьютер: Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому на ее поверхности стоит ужасная жара, около 500 градусов. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы. Венера окружена мощным слоем облаков и очень плотной атмосферой, в которой содержание углекислого газа в несколько раз превышает содержания его в земной атмосфере. Так же в атмосфере Венеры обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться! Не спускаться!

Командир: Да, лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Мы направляем наш корабль на Марс!

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут. А вот и планета Марс перед нами (слайд 6)

Давайте запросим компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Марс - планета вдвое меньше Земли. Марсианская почва красно-бурого цвета. Небо не голубое, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере Марса. Кислорода и водяного пара в его атмосфере всего 1 %, а средняя температура - около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры - их скорость до 100м/сек.

Командир: Из сведений компьютера мы узнали, что можно пройтись по планете Марс, но только надев скафандры и включив утеплитель. Проверьте гермошлемы. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило воздуха. Посмотрите, какие огромные горы, на них снег и лед (слайд 7) . Но лед не похож наш земной. Это сухой лед. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лед. Такой лед мы используем, например, в холодильниках. А вон ущелье над пропастью, а затем пустыни. Мы туда не пойдем, неизвестно, что нас там ожидает. Скажите, вырасти какое - нибудь растение?

Запасов кислорода, которым дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на корабль. В корабле можно снять скафандры, гермошлемы. Занимайте места. Приготовиться к взлету. Начинаем отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Следующая планета - Юпитер. А пока летим к нему, послушаем компьютер о планете Юпитер(слайд 8).

Компьютер: Юпитер - это планета-гигант, она в 1300 раз больше Земли. Высадиться на эту планету невозможно. На планете-гиганте нет твердой поверхности, как на Земле, Луне или на Марсе. Юпитер состоит из небольшого твердого ядра, окруженного плотными слоями жидкости и газа.

Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь дальше, на Сатурн (слайд 9).

Если смотреть в телескоп на Сатурн с Земли, то можно заметить светящиеся кольца вокруг него. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн - газовая планета, самая легкая в Солнечной системе. У Сатурна есть спутники. Их двадцать два. Скоро мы приблизимся к планете. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят метеориты (слайд 10). Значит мы попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности.

Интересно, но оказывается, что эта планета считается самой холодной во всей Солнечной системе. Уран - это седьмая планета по порядку от Солнца, Он не похож на другие планеты в Солнечной системе, ведь Уран выпускает намного меньше высокой температуры, чем получает от Солнца. Для примера, другие планеты имеют раскаленные, горячие ядра внутри и излучают инфракрасную радиацию. Видимо, какие - то причины заставили остыть его “сердце”. Уран - интересная планета Уран - период лета длиться 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца - 84 года, а на Земле соответственно 365 дней. Вот где придется долго ждать Нового Года! Световой день длиться 17 часов, быстрее, чем у нас. Официально зафиксировано 15 спутников. Еще один интересный факт, Уран имеет свои кольца, как у Сатурна, только они меньше и не такие плотные. Любопытно, но хоть он и находится далеко от нас, но после открытия первого телескопа, его обнаружили первым!

Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. Называется она Нептун. А вы знаете, что эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом был обнаружен в небе. Вот он Нептун! (слайд)

Даже издалека он кажется холодным.

Компьютер: На Нептуне температура минус 195 градусов!

Командир: В такой мороз нас не спасут даже специальные скафандры! Как вы думаете, ребята, сможет там расти что-нибудь?

Мы возвращаемся на Землю. Так к какому же выводу мы пришли? Почему ни на одной планете мы не остались? (Ни на одной из них нет условий для жизни) Почему мы вернулись на Землю? (На Земле есть все условия для жизни живых организмов, в том числе и для растений)

Мы облетели всю Солнечную систему и нигде не обнаружили жизни. Только на нашей планете чистый воздух, растут зеленые деревья, поют птицы. И мы с вами должны не только любить нашу планету, но и заботиться о ней. А как мы с вами можем заботиться? (не ломать деревья, не убивать насекомых, не разорять гнезда птиц и т. д.) Если мы не будем этого делать, то наша Земля станет такой же мертвой и неприветливой, как и другие планеты Солнечной системы.

А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары и нарисовать и вырезать ту планету, которая вам наиболее запомнилась. По окончании работы мы с вами создадим карту Солнечной системы, которая будет висеть у нас в группе.

Самостоятельная деятельность детей.

По окончании работы совместно с воспитателем дети создают карту Солнечной системы.

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что запомнилось? На какой планете мы сможем жить? Почему?

Список использованной литературы:

  • Большая энциклопедия дошкольника.
  • Альманах «Хочу всё знать».

Цель : Познакомить с названиями планет Солнечной системы

Задачи :

Обогатить словарь (орбита, названия планет);

Развивать логическое мышление, фантазию;

Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Материал :

1. Схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полушерстяными нитками или нарисованных мелом; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.

Ход занятия:

Воспитатель: Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги).

Разминка . По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Ига повторяется 3 раза.

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?

(Ответы детей) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)

Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)

Опыт: Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро-шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Вы хорошо сегодня потрудились – познакомились с планетами солнечной системы. Жители одной из планет прислали вам угощение.

Задачи:

  • Образовательные : расширять знания детей о Солнце, как о звезде, о планетах, строении Солнечной системы; учить задумывать содержание и выполнять свой замысел в рисунке, совершенствовать технику рисования фантазийных образов.
  • Развивающие : развивать логическое и ассоциативное мышление, зрительную, слуховую память, внимание, любознательность, продуктивное воображение; мелкую моторику рук; активизировать словарь.
  • Воспитательные : умение работать сообща; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность; эстетическое отношение к природе через рисование планет.

Материалы:

  • Демонстрационный: посылка, письмо, видеоматериалы о Солнечной системе; изображения планет; карточки с названиями планет Солнечной системы; картинки с изображением планет по размерам; таблица с занимательным кроссвордом; музыкальное сопровождение.
  • Раздаточный: бумажные тарелки разного размера, восковые мелки, акварельные краски, палитра, кисточки, поролоновые подушечки, баночки с водой, салфетки, листы бумаги на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  • Беседы и чтение познавательной и художественной литературы о космосе;
  • рассматривание иллюстраций и видеоматериалов;
  • дидактические игры;
  • опыты и наблюдения;
  • освоение техники акварели.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, Вы любите путешествовать? (ответы детей).

Тогда куда сегодня мы пойдем, полетим или поплывем? (Ответы детей).

Вы знаете, я даже растерялась, какой же будет курс нашего путешествия?

Воспитатель говорит детям, что когда она пришла утром в группу, почтальон принес странную посылку (показывает детям), на которой написано: “Для детей подготовительной группы, открыть во вторник утром”.

Какой сегодня день недели? А какое сейчас время суток?

(Ответы детей).

Все правильно, тогда можно открывать.

Ребята, здесь письмо!

Воспитатель читает письмо.

“Дорогие друзья!

Я составил для Вас занимательный кроссворд.

Уверен, что вы его быстро и легко решите.

А выделенное по вертикали слово поможет определить цель вашего путешествия. Удачи. Знайка.”

Воспитатель прикрепляет на доску кроссворд, предлагает его разгадать. Читая задания, просит детей вписывать в таблицу правильные ответы.

Выполнив все задания, дети читают ключевое слово - “КОСМОС”.

Воспитатель : И так, наше сегодняшнее путешествие будет... космическим.

Ребята, как Вы думаете, почему именно это слово зашифровал Знайка?

(Ответы детей).

Конечно, сегодня 12 апреля – день космонавтики. Более 50 лет назад в этот день наш космонавт Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос.

В космосе много тайн и загадок. А Вы умеете разгадывать загадки?

(Ответы детей).

Воспитатель загадывает детям загадку:

“Голубая, круглая,
В небе проплывает,
На ней мы все живем,
Как ее называют?”

Это – ... наша планета Земля. Но она не одинока во Вселенной.

Воспитатель вместе с детьми просматривает видеоматериалы о

Солнечной системе, рассказывая о ней.

Воспитатель : Ребята, присмотритесь внимательно к Солнцу. Это – огромная звезда, состоящая из раскаленных газов. Солнце находится так далеко, что его лучи достигают Земли только через 8 минут. Оно такое большое, что может вместить в себя свыше миллиона Земель. Вблизи Солнца можно разглядеть несколько крохотных звездочек, они сопровождают его со всех сторон. Но для этого необходимо вооружиться телескопами. Давайте сделаем их из листов бумаги, путем скручивания в трубочку.

Дети делают телескопы и смотрят в них.

Воспитатель : Оказывается, это не огненные шары, как все звезды, а темные твердые каменные шары, освещенные солнцем, - планеты.

Планеты сами не светятся. Они “светят” только потому, что горит Солнце. Потухнет Солнце – сразу же потухнут и все планеты.

Планета в переводе с греческого – “блуждающая звезда”.

Как Вы думаете, чем же планеты отличаются от звезд? (ответы детей).

Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов.

У Солнца есть дружная семья, в которой оно – глава. Это – 9 планет, вращающихся вокруг Солнца. Все вместе они образуют систему, которая называется Солнечной. Планеты ходят не хороводом, а у каждой свой путь, свой круг, и не одна планета никогда не уйдет от Солнца, их удерживает сила солнечного притяжения. Скорость движения планет разная. У большинства из них есть луны. Луна – твердый шар, который крутится вокруг планеты, сияет не своим, а отраженным солнечным светом.

Сейчас люди осваивают всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним и здесь их ждет много удивительных открытий.

Давайте и мы познакомимся с этими планетами поближе. Для этого я предлагаю Вам отправиться в воображаемое космическое путешествие на ракете. Произносим волшебные слова: “Раз, два, три - ракета в космос унеси!”

(Дети произносят слова).

Воспитатель : И вот мы уже в бескрайних просторах космоса.

Под плавную музыку ребята выполняют различные упражнения, имитируя движения космонавтов в невесомости.

Воспитатель : Приземлимся на родную Землю и посмотрим с нее на другие планеты.

(Дети садятся на ковер).

Сейчас мы с Вами попробуем найти планеты и выложить Солнечную систему.

Перед детьми на мольбертах выставлены карточки с изображением Солнца и планет Солнечной системы, их названиями.

Воспитатель просит детей внимательно слушать и смотреть: по данному ей описанию попробовать найти каждую из планет Солнечной системы, подобрать карточку с ее названием, правильно расположить.

Планета твердая, каменистая, очень похожая на Луну, но самая быстрая и поворотливая (Меркурий).

Очень яркая планета, она отражает солнечный свет, поэтому кажется светящимся шаром. Ее поверхность скрывают белые, плотные, ядовитые облака. Названа в честь богини (Венера).

Прекрасный голубой шар с белыми пятнами. Это единственная, известная нам, обитаемая планета, на которой есть вода и воздух (Земля).

По цвету похожа на огонь, на пламя костра. Иногда ее называют Красной планетой, состоит из красного камня (Марс).

Сплошной горячий океан, на планете нет суши, но есть луны – 4 крохотные звездочки (Юпитер).

Самая красивая планета, видна как яркая белая звезда. Вокруг имеются огромные кольца из кусков камня и льда. У нее 10 лун, причем одна почти такого же размера, как Меркурий (Сатурн).

Состоит из газов. Планета синего цвета, названа в честь древнегреческого бога морей (Нептун).

Планета окружена 9 кольцами, ядро состоит главным образом из льдов и горных пород (Уран).

Состоит из камня и льда, ее обнаружили последней (Плутон).

В Солнечной системе еще много неоткрытых малых планет, они называются астероидами.

По мере необходимости воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

После того, как все планеты выложены, дети их рассматривают, и отвечают на вопросы воспитателя:

  • Чем отличаются планеты друг от друга?
  • Что у них общего?
  • Солнце греет планеты своими лучами. Одни планеты ближе к Солнцу, другие – дальше. Значит, на всех планетах разная погода.
  • Найдите самые ближние к Солнцу планеты.
  • На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него?
  • Назовите самую холодную планету.
  • На какой планете будет не жарко и не холодно?
  • Что можно сказать о планете Земля?

Организуется игра “Живая Солнечная система”.

Дети берут карточки с изображением планет солнечной системы, выстраиваются вокруг Солнца, начинают движение каждый по своему кругу, произнося считалочку:

  • Раз – Меркурий.
  • Два – Венера.
  • Три – Земля.
  • Четыре – Марс.
  • Пять – Юпитер.
  • Шесть – Сатурн.
  • Семь – Уран.
  • Восемь - Нептун.
  • Девять - маленький Плутон.
  • Солнце – главный чемпион.

(Поочередно дети поднимают карточку с изображением соответствующей планеты).

(Дети садятся).

Воспитатель : Все планеты разного размера. Детям демонстрируется видео “Сравнение планет по размерам”.

Давайте проверим, так ли хорошо Вы все запомнили. Детям предлагается разложить карточки с изображением планет:

В одну линию от самой большой до самой маленькой.

  • Найти самые большие планеты
  • Найти гигантскую планету.
  • Найти самую маленькую планету.

Разделить планеты на три группы: малые, средние, гиганты.

Воспитатель : Очень хорошо, ребята! Спасибо Вам за это замечательное путешествие, в котором мы узнали много нового, интересного и полезного о Солнечной системе. Но нам пора возвращаться в группу. Занимаем места в ракете, говорим волшебные слова: “Раз, два, три – ракета в группу нас верни!”.

(Дети произносят слова).

Воспитатель : Теперь я приглашаю Вас занять свои места в ИЗО-студии и отразить свои впечатления о путешествии в рисунке.

Воспитатель предлагает пофантазировать: какого цвета будет их планета, чем покрыта, кто может ее населять и превратить бумажную тарелочку в свою необычную планету. Чтобы планеты светились в космосе, их нужно сделать яркими и чистыми цветами.

Воспитатель напоминает детям о приеме рисования “по сырому”. Этот способ позволяет получить интересные цвета и оригинальные оттенки, а также плавное перетекание одного тона в другом.

Дети выбирают материалы и начинают рисовать фантастические картины планет по своим замыслам. Во время рисования звучит негромкая, легкая инструментальная музыка.

При необходимости воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, побуждает тех, кто работает быстрее, вносить дополнения в рисунок.

Анализ занятия

Воспитатель, собирая работы, одобряет их, особенно отмечая оригинальность и проявленное творчество. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывают о своих планетах, дают им названия. Из выполненных детских работ выкладывается большое панно “К планетам Солнечной системы”.

Дети приводят в порядок свои рабочие места, моют руки.