Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. ,.») былонаписаноМ.Ю.Лермонтовыми 1838году. В 1839году оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворение представляет собой литературную декларацию Лермонтова.
Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его - гражданская миссия поэта.
Стихотворение построено с помощью развернутого сравнения. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполезной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического героя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление имело позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твердость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В стихотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистичную окраску.
Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы. В первой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу,
Не по одной фуди провел он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
Теперь же верный спутник героя стал золотой ифушкой, блистающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Ифушкой золотой он блещет на стене» - «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» - «как фимиам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как более образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародныхдум:
Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзвук мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужналюдям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опошленной:
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
М. Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современ ную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для романтизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противоположному решению: поэт - учитель общества, выразитель народных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О. Миллер).
В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Стихотворение написано с помощью чередования шестистопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («таинственный закал», «в наш век изнеженный», «могучих слов»), сравнение («Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы»), метафору («Твой стих…носился над толпой»), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).
Стихотворение имеет программное значение для всего творчества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лирических размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни общества - стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».
Тема поэта и поэзии - одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов - не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу.
Лермонтов - «Поэт»
«Отделкой золотой блистает мой кинжал»
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и обидным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь с зарей,
Никто с усердьем не читает...
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Дата написания: 1838 год
Исполнитель: А. Кутепов
Алекса́ндр Я́ковлевич Куте́пов (11 октября 1929 - 25 июля 1999) - советский и российский актёр театра и кино, народный артист России.
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.