Территориальные претензии к России

Весь послевоенный период российско-японские отношения осложняет проблема, получившая название проблема северных территорий. Рассматривать эту проблему важно в контексте всего процесса размежевания России и Японии. Его начало уходит в первую половину $XIX$ века. В это время в районе Курильских островов произошла встреча русских и японцев. Русские промышленники интересовались здесь промыслом морских животных, а японцев острова Хоккайдо интересовало рыболовство. Открыты были Курильские острова русскими в $XVII$ веке, они же начали их осваивать. Острова населяли коренные жители – айны, которых привели в подданство русского царя.

Первый договор о границах был заключен в $1855$ г. По договору за Россией закреплялась северная часть Курил, а их южная часть закрепилась за Японией. Точкой размежевания стал остров Итуруп. Территория Сахалина объявлялась неразделенной.

Новый пограничный договор между Россией и Японией был заключен в $1875$ г. В договоре прописывалось, что северная часть Курил отходит Японии, а весь Сахалин принадлежит России. Оккупация всего Сахалина произошла в ходе русско-японской войны $1904$-$1905$ гг. Позже по Портсмутскому мирному договору Япония получила его южную часть. В разгар Великой Отечественной войны СССР сумел избежать втягивания в военные действия на Дальнем Востоке благодаря Пакту о нейтралитете, подписанном в $1941$ г.

Вступление СССР в войну с Японией Сталин, в ходе переговоров со странами антигитлеровской коалиции, обусловил целым рядом требований.

Они заключались в следующем:

  1. Возвращения южной части Сахалина Советскому Союзу;
  2. Восстановление права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним, утраченные в период русско-японской войны;
  3. Возвращение Курил в качестве компенсации;
  4. Возвращение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проданной Японии в 1935 г.

В апреле $1945$ г. Пакт о нейтралитете с Японией СССР расторг. В ходе военных действий Южный Сахалин и Курильские острова были освобождены. В следующем году освобожденные территории вошли в состав Сахалинской области РСФСР. По договору с Китаем СССР получил Порт-Артур, Дальний и КВЖД, а в результате победы китайских коммунистов в гражданской войне возвратил их. В $1951$ г. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курил.

В $1956$ г. между СССР и Японией произошло восстановление дипломатических и консульских отношений и СССР, остров Шикотан и островную гряду Хабомаи, готов был передать Японии.

Ситуация вокруг мирного договора с Японией с $1960$ по $1990$ гг. была заморожена . Одна сторона отрицала существование территориальных проблем, а другая выступала за возвращение северных территорий.

С распадом СССР руководство России пыталось активизировать диалог с Японией, но, безрезультатно.

С приходом В.В. Путина в отношениях с Японией начался новый этап – подписание российско-японского плана действий, чтобы придать новое качество двусторонним отношениям.

В рамках принятого плана стороны определили для себя задачи:

  1. Для решения имеющихся проблем активизировать переговоры;
  2. Важность заключения мирного договора должна разъясняться общественности обеих стран;
  3. Безвизовый обмен между островитянами и японскими гражданами;
  4. Сотрудничество в области морских биоресурсов;
  5. Совместная хозяйственная деятельность в районе островов.

По мнению К. Сивкова, первого вице-президента Академии геополитических проблем, японцы уверены в том, что Россия слабеет и воздействовать на неё можно по следующим направлениям:

  1. Экономическое давление через «большую семерку»;
  2. Информационное давление – Россия является агрессором;
  3. Прямое силовое одностороннее давление.

С целью решения территориального вопроса Япония использует дополнительные санкции на ряд российских организаций и частных лиц, якобы напрямую вовлеченных в конфликт на востоке Украины.

Территориальные претензии к Китаю

Камнем преткновения японско-китайских отношений является самый южный и стратегически важный остров Окинотори . С помощью искусственных коралловых рифов японцы увеличивают его территорию, о чем официально сообщают представители японского Управления рыболовства. В дальнейшем число коралловых колоний увеличится в $2$ раза, и появятся «десятки тысяч» таких насаждений, а это поможет разрешить спор с КНР.

Китай считает Окинотори «скалами », а не «островом» и не признает международного права Токио, чтобы учредить вокруг этого клочка суши $200$-мильную исключительную экономическую зону.

Ещё один территориальный спор между странами касается архипелага в Восточно-Китайском море. Суть спора заключается в том, что с $1885$ г. японское правительство утверждало, что острова необитаемы и следы китайского контроля над ними отсутствуют. На этом основании в $1895$ г. Япония официально включила острова Сенкаку в свой состав. После Второй мировой войны она потеряла все свои территории, приобретенные в $XIX$ веке, включая Сенкаку, которые оказались под юрисдикцией США. В $1970$ г. американцы вернули острова Японии. Китай в $1992$ г. спустя $20$ лет, заявил о своём несогласии и объявил территорию «исконно китайской». Территориальный спор между странами продолжается.

Территориальные претензии в Антарктике

В первой половине $XX$ века Япония заявила свои претензии на территориальный суверенитет над частью Антарктики. Подобные претензии связаны с тем, что ещё в $1910$-$1912$ гг. японцы совершили первую экспедицию в Антарктику. Экспедицией руководил лейтенант Сирасэ Нобу. В январе $1912$ г. он достиг $80$ параллели в точке пересечения её со $156$ меридианом. Дальнейшее продвижение к Южному полюсу экспедиция не смогла, и Нобу сделал вывод о том, что команда не готова. Место, где они остановились получило название Снежная долина Ямато и открытые земли объявили владениями Японии. О своих правах на открытые земли в Антарктике Япония официально заявила в $1939$ г. Территориальные претензии касались пространства, находящегося между сектором Росса и Фолклендским сектором.

По Сан-Францисскому мирному договору, заключенному в $1951$ г. Япония отказывается от всех территориальных претензий на права или интересы любой части Антарктического района. Ни одно государство мира сегодня официально не претендует на сектор Земля Мэри Бэрд и Земля Элсуорта, которые выдвигались до вступления в силу Договора об Антарктике. Только Норвегия выдвигает претензии на остров Петра Первого и Чили претендует на восточную часть до $90$ меридиана на западе. Согласно Договору об Антарктике Япония не может выдвигать территориальные претензии в этой зоне – это официально, а неофициально такие претензии выдвигаются. Более того, они имеют своеобразное обоснование, связанное с тем, что разведанные здесь месторождения углеводородов находятся на такой большой глубине, что никто кроме Японии не сможет заняться их добычей, потому что только Япония имеет необходимые технологии.

Замечание 2

Палатой представителей японского парламента в июле $2015$ г. был принят закон о расширении полномочий Сил самообороны. Аналитики считают, что данный закон даст возможность стране в вопросах территориальных претензий применять Силы самообороны.

Альянс НАТО – краеугольный камень безопасности в Европе и Северной Америке, один из наиболее неуспешных и сомнительных военных союзов в истории.

Официальное его название – Организация Североатлантического договора. Если исходить из названия, в союз должны входить страны, прилегающие к Северной Аталантике, которые обязуются защищать друг друга от военной угрозы.

Однако в нем есть и Турция, и Хорватия, и Болгария, и Венгрия. До Атлантики от этих стран довольно далеко.
Так кто же может стать членом альянса? Многие обозреватели считают, что речь идет о странах Европы, в которых установлена демократия и у которых нет неразрешенных территориальных споров с другими странами.

Сторонники этой точки зрения ссылаются на исследование о расширении НАТО 1995 года. В его шестой статье говорится: "Государства, в которых существуют межэтнические трения или территориальные споры... должны разрешить эти разногласия мирными способами... Разрешение подобных конфликтов будет одним из факторов, влияющих на решение пригласить страну в состав Альянса".

Формулировка достаточно четкая и ясная, но в реальной жизни - а в особенности в международных отношениях - редко бывают однозначно четкие и ясные моменты.

Буквально в следующей, седьмой статье того же документа подчеркивается, что "нет фиксированных или жестких критериев в вопросе о приглашении страны присоединиться к Альянсу".

Другими словами, это вопрос на самом деле политический. Что неудивительно, если учесть, что у многих стран НАТО на данный момент есть неразрешенные территориальные споры, причем часто друг с другом.

Споры между союзниками

Внутринатовских разногласий по вопросу суверенитета над определенными территориями довольно много.

США, Канада, Великобритания, Испания, Дания, Греция, Турция, Португалия, Италия, Франция, Словения, Германия – не только военные союзники, принявшие на себя обязательство защищать друг друга до победного конца в случае нападения, но и оппоненты, полагающие, что некоторые члены альянса незаконно считают ту или иную территорию своей.

Начнем с наиболее известных случаев:

В 1704 году Великобритания захватила небольшой испанский полуостров, названный в честь генерала Тарика ибн Зияда, который руководил завоеванием Испании арабскими силами. Его войска начали наступление именно с этого полуострова, который они назвали Джебель-Тарик. Позднее это название трансформировалось в местном произношении в Гибралтар.

Испания официально передала Гибралтар Англии по Утрехтскому договору 1713 года. Несмотря на это, в XVIII веке испанские силы несколько раз осаждали Гибралтар в надежде вернуть его испанской короне. Требования вернуть Гибралтар Мадриду возродил генерал Франко в 1950-е годы. Он даже организовал блокаду этого британского полуострова. Тем не менее, жители Гибралтара дважды (в 1967 и 2002 годах) путем референдума заявляли, что хотят оставаться под управлением Лондона. Оба раза за это проголосовали 99% гибралтарцев. Сейчас периодически возобновляются - как и всегда, безрезультатно - трехсторонние переговоры между правительствами Испании, Великобритании и Гибралтара по вопросу о будущем территории.

Никем не населенный остров Ганс площадью в 1,3 квадратных километра находится посередине пролива, разделяющего Канаду и Гренландию. И Канада, и Дания считают остров своей суверенной территорией.

Спор между Канадой и Данией пока не привел к вооруженным столкновениям, но с конца 1980-х годов на остров регулярно - хотя и не одновременно - прибывают военные корабли обеих стран, водружают свои флаги, и оставляют у подножья флагштока бутылку: канадцы оставляют виски, а датчане - шнапс. Чтобы избежать инцидентов, каждая сторона сообщает другой, что ее военные корабли или вертолеты направляются к острову. Пролив между Гренландией и Канадой часто замерзает, и, кроме того, в нем нередко встречаются большие айсберги - что, само собой, несколько затрудняет мореходство. Это обстоятельство, возможно, в определенной степени охлаждает пыл Копенгагена и Оттавы.

Кому именно принадлежит вершина горы Монблан, до конца не ясно

После объединения Италии в XIX веке Франция и Италия подписали остающийся до сих пор в силе договор, согласно которому граница между ними на горе Монблан проходит по нижней кромке ледника. А сама вершина находится, естественно, в самой высокой части этого ледника. При этом вершина не считается ничейной территорией (terra nullius), так как в соответствии все с тем же договором хозяйственными делами на горе занимаются два местных муниципалитета – один с французской, другой - с итальянской стороны. До сих пор Франция и Италия не конфликтовали по вопросу о пике Монблана.

Город Оливенса и прилегающая к нему территория перешли от Португалии к Испании в результате Бадахосского мирного договора 1801 года. Впоследствии Португалия денонсировала этот договор и требует возврата Оливенсы.

Несмотря на территориальный спор о принадлежности Оливенсы, отношения между Мадридом и Лиссабоном остаются настолько теплыми, что в 2008 году муниципалитеты по обе стороны границы, в том числе и Оливенса, вошли в общий еврорегион и тесно сотрудничают друг с другом.

При создании Турецкой Республики по окончании Первой мировой войны и разделе территории бывшей Османской империи Греция получила практически все острова в Эгейском море, некоторые из которых находятся в непосредственной близости от турецкого побережья. Это вызывает серьезные трения между Грецией и Турцией.




Греция и Турция уже много десятилетий не могут прийти к соглашению по вопросу о точной делимитации прибрежных вод и воздушного пространства, что уже несколько раз едва не привело к прямому вооруженному столкновению между этими союзниками по НАТО. Кроме того, до сих пор не разрешен вопрос о том, какой из стран принадлежат несколько скал в Эгейском море.

С момента провозглашения независимости обеих стран Хорватия и Словения не могут договориться о прохождении морской границы в Пиранском заливе в Адриатическом море.

Две страны решили обратиться в международный арбитраж в 2009 году. Однако в начале 2015 года Хорватия высказала свои сомнения в непредвзятости словенского судьи, входящего в состав арбитражного суда, и объявила о своем выходе из арбитража. Спор продолжается.

Канада настаивает, что северо-западный морской путь, ведущий из Атлантического океана в Тихий и проходящий между канадскими островами в Арктике, входит в ее территориальные воды, в то время как США рассматривают его как международный пролив и время от времени направляют туда свои военные корабли, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. В ответ Канада приступила к строительству военных баз на своих арктических территориях.

Канада и США также оспаривают целый ряд небольших островов на границе между провинциями Нью-Брансвик и Британская Колумбия с одной стороны, и штатами Мэн, Вашингтон и Аляска - с другой. Обе страны также спорят о конкретном прохождении морской границы в ряде проливов, например, в проливе Хуан-де-Фука.

Споры со странами, не входящими в НАТО

Не все территориальные споры разрешаются со временем полюбовно, ведутся мирно или по сути игнорируются обеими сторонами. Иногда дело доходит до реальных военных действий.

Фолклендские острова, с населением чуть менее 3000 человек, управляются Великобританией с 1833 года. Аргентина примерно с тех же пор заявляет, что острова принадлежат ей по праву.

В 1982 году вооруженные силы Аргентины вторглись на Фолклендские острова и заняли их. В ответ Лондон направил экспедиционные силы для их освобождения.

Фолклендскую войну выиграла Великобритания, однако Аргентина до сих пор активно настаивает на том, что Лондон управляет островами незаконно, хотя и утверждает, что не намерена больше применять силу в поддержку своих заявлений.

Некоторые территориальные споры удается со временем разрешить путем переговоров.

Один из крупнейших территориальных споров Великобритании затрагивал Ирландию. После раздела Ирландии на Ирландскую республику и Северную Ирландию, оставшуюся под контролем Лондона, конституция Ирландии по-прежнему утверждала, что территорией республики является весь остров - то есть и Северная Ирландия. Вопрос был разрешен лишь в декабре 1999 года, когда в рамках мирного процесса в Северной Ирландии избиратели Республики Ирландия на референдуме одобрили изменения в этой части своей конституции. Теперь правительства как в Дублине, так и в Лондоне официально признают, что Северная Ирландия теоретически может воссоединиться с Ирландской республикой, но лишь в том случае, если это предложение будет одобрено на всенародном референдуме.

Тем не менее, территориальные споры между Ирландией и Великобританией на этом не завершились. Разногласия затрагивают точное прохождение границы в заливах Лох-Фойл и Карлингфорд-Лох.

Еще в относительно недавнем прошлом у Великобритания была огромная империя, и у страны до сих пор остаются территориальные споры практически на каждом континенте.

Архипелаг Чагос в южной части Индийского океана считался частью Маврикия вплоть до обретения независимости этим островом. Но в 1965 году, за три года до обретения Маврикием независимости, Великобритания вывела этот архипелаг из состава Маврикия.

Правительство Маврикия убеждено, что Лондон незаконно присоединил к своим заморским территориям архипелаг Чагос в южной части Индийского океана. На острове Диего-Гарсия, входящем в состав архипелага, расположена огромная военно-воздушная база США. Для ее строительства Лондон выселил все местное население Чагоса, депортировав жителей на Маврикий. Они по сей день добиваются права вернуться на родные острова.

У Франции есть неразрешенные территориальные споры с целым рядом стран:

С Мадагаскаром Франция не поделила несколько никем не населенных атоллов, скал, рифов и песчаных отмелей в Индийском океане. Речь идет о рифе дю Гейзе, островах Бассас-да-Индия, острове Европа и острове Жуан-ди-Нова в Мозамбикском проливе, которые Франция оставила за собой после обретения Мадагаскаром независимости. Так как в этом проливе могут находиться запасы нефти и природного газа, а также просто из принципа, Мадагаскар заявляет, что эти острова и рифы по праву принадлежат ему.

Эти территории Франция называет островами Эспарсе (или Разбросанными островами). Они входят в состав Французских Южных и Антарктических территорий и управляются с острова Реюньон в Индийском океане, который является департаментом Франции. Кроме того, Франция считает своей территорией острова Глорьёз, к северу от Мадагаскара, с чем Антананариву категорически не согласен. К востоку от Мадагаскара находится необитаемый остров Тромлен, на котором расположена метеорологическая станция. Несмотря на то, что на него претендует Мадагаскар, правительства Франции и Мадагаскара пришли к соглашению совместно управлять островом.

Острова Майотта географически входят в состав Коморского архипелага, к северо-востоку от Мадагаскара. В течение веков Майотта управлялась арабами. В XIX веке Майотта была завоевана королем Мадагаскара, а в 1841 году их купила Франция.

Когда в 70-х годах зашла речь о независимости Коморских островов, жители Майотты на референдуме 1974 года решили остаться в составе Франции. В 2011 году Майотта стала заморским департаментом и тем самым территорией Европейского союза. Правительство Коморских островов считает Майотту своей территорией, о чем написано в конституции страны. В 1976 году 11 из 15 членов Совета Безопасности ООН поддержали проект резолюции, признающий суверенитет Коморских островов над Майоттой, однако Франция наложила на проект резолюции свое вето.

Необитаемые вулканические острова Матью и Хантер находятся в южной части Тихого океана, в 300 километрах к востоку от Новой Каледонии и к юго-востоку от Вануату (бывших Новых Гебридских островов). Страна Вануату считает их частью своей провинции Тафеа и объявила о своих притязаниях на острова сразу по обретении независимости в 1980 году.

Ради поддержания своего суверенитета над островами Матью и Хантер Франция построила на одном из них метеорологическую станцию. Кроме того, оба острова регулярно посещают корабли военно-морского флота Франции. Однако, кроме заявления о своих притязаниях на острова Матью и Хантер, правительство Вануату пока не предприняло никаких других шагов по их возвращению.

В XIX веке Голландия (которая тогда управляла Суринамом) и Франция пришли к соглашению о том, что граница между Французской Гвианой и Суринамом должна проходить по реке Морони.

В 1885 году вопрос о точном прохождении границы между Суринамом и Французской Гвианой вновь стал актуален, так как в верховьях Морони было обнаружено золото. Обе страны обратились к российскому царю Александру III с просьбой разрешить этот вопрос. Тот постановил, что река Морони вытекает из реки Лава, и, соответственно, граница проходит по этой реке тоже. Но вплоть до сегодняшнего дня нет согласия по вопросу истоков реки Лава. Голландия, а за ней и сегодняшний Суринам, считают, что она вытекает из реки Маровини, далее на восток, а Франция считает, что она вытекает из реки Литани, к западу. Суринам до сих пор претендует на часть Французской Гвианы, хотя эксперты считают, что если тот обратится в международный арбитраж, то скорее всего проиграет.

На северном побережье Африки находятся два испанских города – Сеута и Мелилья. Сеута изначально была завоевана Португалией, но с 1668 года управляется Испанией. Мелилья была завоевана Испанией в 1497 году. Марокко уже много десятилетий заявляет, что эти два города является неотъемлемой частью ее территории. Испания, со своей стороны, отрицает эти заявления и утверждает, что не намерена даже обсуждать этот вопрос с кем бы то ни было.

Несмотря на территориальные притязания Марокко, Рабат и Мадрид на практическом уровне сотрудничают друг с другом по вопросам охраны границы, борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией и так далее. Кроме того, Марокко претендует на острова Чафаринас у атлантического побережья, которые находятся под контролем Испании с 1848 года. За исключением небольшого гарнизона, острова необитаемы. Марокко также претендует на островок Пеньон-де-Алусемас, размером в 0,015 квадратных километра, находящийся в 300 метрах от средиземноморского побережья Марокко, а также на испанские скалу Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомер и островок Перехиль в Гибралтарском заливе.

На стыке границ Австрии, Германии и Швейцарии находится Боденское озеро (также известное как Констанцкое). Это единственное место в Европе, где не проведены четкие границы между тремя странами

Швейцария считает, что граница проходит посередине Боденского озера. Австрия настаивает на том, что озеро принадлежит всем трем прибрежным странам. Германия занимает неопределенную позицию. Вопросы, связанные с водным транспортом и рыболовством, регулируются отдельными договорами.

Территориальные споры США с другими странами затрагивают в основном небольшие острова. Споры у Вашингтона существуют с рядом стран.

На необитаемый риф Бахо-Нуэво, кроме США, претендуют Колумбия, Ямайка и Никарагуа. Контроль над рифом осуществляют США, но военно-морские силы Колумбии регулярно заходят в прилегающие воды. Все страны надеются расширить свою исключительную экономическую зону вокруг островов. Ранее на Бахо-Нуэво также претендовал и Гондурас, но в 1999 году он подписал договор с Колумбией о морской границе, согласно которому Тегусигальпа признает риф колумбийским. Кроме того, Вашингтон спорит с Гаити по поводу необитаемого островка Навассо, который управляется США с базы в Гуантанамо на Кубе. На остров также с 1801 года претендует Гаити, и конституция страны утверждает, что остров принадлежит ей.
США, Куба и Мексика не могут прийти к соглашению по вопросу о том, кому именно принадлежат какие части континентального шельфа в Мексиканском заливе.

Территориальные споры США затрагивают и Тихий океан.

Токелау – самоуправляющаяся территория Новой Зеландии в южной части Тихого океана. Один из островов архипелага - остров Суэйнс - в XIX веке перешел во владение США согласно принятому в 1856 году закону, позволявшему гражданам США завладевать островами с залежами гуано, расположенными где угодно в мире и вне юрисдикции других стран.

Остров Суэйнс находится в юрисдикции Американского Самоа. Несмотря на то, что к концу ХХ века Новая Зеландия признала суверенитет США над этим островом с населением в 17 человек, в конституции самих Токелау четко написано, что этот остров является неотъемлемой частью Новой Зеландии.

Маршалловы острова – республика в Тихом океане, ассоциированная с США (США обеспечивают оборону страны). К северу от Маршалловых островов находится остров Уэйк, принадлежащий США. На него претендуют Маршалловы острова, где этот остров называется Энен-кио. На острове Уэйк находится крупная база США.
Большая часть границы между Хорватией и Сербией проходит по реке Дунай. Сербия считает, что граница проходит посередине русла реки. Хорватия, со своей стороны настаивает на том, что граница должна соответствовать кадастровым границам местных муниципалитетов. Кадастровые границы соответствует курсу Дуная в XIX веке, но с тех пор он во многих местах изменился.

Площадь спорных территорий между Хорватией и Сербией достигает 140 квадратных километров. Вопрос о точном прохождении границы впервые поднимался в 1947 году, но затем, во время существования Югославской Федерации, не представлял проблем. Статус спорных территорий снова оказался на повестке дня после распада Югославии. На данный момент линия фактического контроля соответствует позиции Сербии.




Российско-японские отношения в последнее десятилетие осложнены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. Ее следует рассматривать в контексте всего процесса территориального размежевания России и Японии.

Начался этот процесс в 1-й половине XIX в., когда русские и японцы встретились друг с другом в районе Курильских островов. Эти острова представляли интерес как зона промысла морских животных для русских промышленников. А для японцев, живших на острове Хоккайдо, они были зоной рыболовства.

Курильские о-ва были в XVII в. открыты и осваивались русскими. Коренное население островов (айны) было приведено в подданство русского царя.

1855 г. - заключен первый договор о границах. Северная часть Курил закреплялась за Россией, южная - за Японией. Точка размежевания – о.Итуруп. Сахалин объявлялся неразделенной территорией.

1875 г. был заключен новый русско-японский пограничный договор. Весь Сахалин отошел к России, а северная часть Курильских островов - к Японии.

В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония вначале оккупировала весь Сахалин, а затем по Портсмутскому мирному договору получила его южную часть.

1941 г. - подписан Пакт о нейтралитете. Данный документ позволил избежать втягивания Советского Союза в военные действия на Дальнем Востоке в самый разгар Великой Отечественной войны.

В ходе переговоров с западными партнерами по антигитлеровской коалиции Сталин на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях обусловил вступление СССР в войну с Японией рядом требований. Он потребовал возвращения СССР южной части Сахалина и восстановления утраченного после поражения в Русско-японской войне права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним. Кроме того, в качестве компенсации были затребованы Курильские острова и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проданная Японии в 1935 г.

5 апреля 1945 г. советское правительство заявило о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией. В ходе военных операций среди прочих территорий были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

1946 г. эти территории были включены в состав Сахалинской области РСФСР. Города Порт-Артур, Дальний и КВЖД СССР получил по договору с Китаем, а затем возвратил их последнему после победы китайских коммунистов в гражданской войне.

1951 г. Сан-Франциско - мирный договор с Японией, СССР не было. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов.

1956 г. - Совместная декларация СССР и Японии (восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя государствами). СССР был готов передать Японии часть южнокурильских островов, а именно остров Шикотан и островную гряду Хабомаи. Советское руководство а заявило об отказе от положений Московской декларации 1956 г.

С 1960 г. и до начала 1990-х гг. ситуация вокруг мирного договора была заморожена. Советский Союз отрицал наличие территориальных проблем, а в Японии большинство политических сил выступали за возвращение «северных территорий» (ИТУРУП, КУНАШИР, ШИКОТАН, ХАБОМАИ), увязывая этот вопрос со всеми остальными вопросами развития отношений с СССР.

1990-е гг., уже после распада Советского Союза, российское руководство предпринимало усилия активизировать диалог с Японией, но они так и не дали ощутимого результата.

Новый этап в отношениях с Японией начался после того, как президентом РФ стал В. Путин. Во время визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию им и В. Путиным был подписан Российско-японский план действий с целью придания нового качества двусторонним отношениям, которые должны соответствовать потенциальным возможностям обоих государств.

По поводу заключения мирного договора и связанных с этим территориальных проблем стороны в рамках принятого плана определили для себя следующие задачи:

1) активизировать переговоры в целях скорейшего решения еще остающихся проблем;

2) разъяснение общественности двух стран важности заключения мирного договор»;

3) дальнейшее развитие безвизовых обменов между жителями островов и японскими гражданами;

4) сотрудничество в области промысла морских биоресурсов;

5) поиск форм совместной хоз.деятельности в районе островов

Еще по теме Территориальные претензии Японии к России: истоки, пути решения:

  1. Японо-российские отношения на современном этапе. Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения
  2. Причины, истоки напряженности на Ближнем Востоке и пути достижения мира и безопасности
  3. 1. Пути, подходы и методы решений в конфликтной ситуации

Вид на Балаклаву, TASS

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе — настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий.

Но самое интересное в другом — Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически — так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Республика Корея: остров Ноктундо

Фото: smitsmitty.livejournal.com

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.

Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Коренные жители Айны

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым
Вид на Балаклаву, TASS

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:

  • Право народов на самоопределение
  • Угроза безопасности из-за государственного переворота
  • Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Всем известно, что Япония хочет получить от России часть территорий, которые считаются отобранными у страны незаконно. Территориальные претензии Японии высказываются с завидной периодичностью. Каждое новое правление России получает новые реверансы от японского правительства. Они убеждают высших представителей государства российского в том, что уж они наверняка примут верное решение и разрешат вопрос в пользу японцев, понимая, что то, что происходило ранее - не более чем недопонимание.

Но с каждым разом эти претензии отличаются и совершенно непонятно, чего на самом деле добиваются японские чиновники. Иногда территориальные претензии Японии распространяются на все Курилы и часть Сахалина, а иногда японцев устраивают всего четыре острова Курильской гряды. Бывает, что японцам оказывается достаточно двух островов - Шикотана и Хабомая. Возможно, эта тактика была разработана специально и Японцы очень надеются на то, что в свое время, она принесет определенные плоды. Но в этом году у Японцев появилась проблема в виде нового старого президента Владимира Путина, который до тонкостей знает все возможные варианты взаимоотношений с восточными соседями и не стремиться к удовлетворению их требований. Вся «восточная кухня» настолько приелась, что Японии не приходится рассчитывать на то, что уверения в том, что уж этот то президент поступит правильно и отдаст Курилы в пользу Японии, будут услышаны и претензии будут удовлетворены. Но и объективно, не понятно, почему Россия должна возвращать свои территории другой стране. Ведь история спорной территории настолько запутана, что разобраться в ней очень сложно и подготовленному человеку.

И исконно «японской» территорией они не были никогда. В первой половине 17 века эту местность населяли племена айнов. Японцы сами принимают тот факт, что айны никаким образом к их нации не относятся. Интересно, что история Японии, выпущенная в 18 веке, рассказывает и о Курилах и о самом острове Хоккайдо, как об иностранной территории, никакого отношения к Японии не имеющей. Если же опираться на картографические данные, которые пополнялись в эпоху великих открытий, то здесь тоже не может быть определенного ответа в пользу Японии. В эти времена любое государство могло считать своими те территории., которые первыми были занесены на подобную карту. Действительно,карта Курил у Японии появилась намного раньше,чем это сделали картографы России. Это произошло еще в тридцатые годы семнадцатого века.

Но рассмотрение образцов этой карты, заставляет придти к выводу, что данная карта никак не может считаться точной. На ней показано, что севернее Хоккайдо есть несколько небольших островов, но не их точных размеров, ни особенностей береговой линии не указано. Но в 1643 году этот пробел был закрыт голландскими мореплавателями, которые первыми нанесли точные данные об островах на мировую карту. Главным в этой экспедиции стал Мартин Фриз. А в начале следующего века уже ученые Российской Империи уточнили данные и нанесли архипелаг на карты. Они же провели переговоры с племенами, населявшими острова. Спустя несколько десятилетий они перешли под власть империи. Таким образом, если рассматривать территориальные претензии Японии, можно утверждать, что те слова о том, что Курилы изначально были японскими землями, мягко говоря - подмена фактов, имевших место быть в истории. Руководясь историей, можно утверждать, что гораздо больше возможностей для того, чтобы предъявлять свои права на эти территории, имеют те самые голландцы, которые первыми дали точное описание Курилам и нанесли их на карты.

Однако Голландцам эти острова не нужны, тогда как японцам внезапно захотелось взять их в свои руки. Японские власти проводят системную подготовку по возвращению территорий, постоянно затрагивая эту тему при общении с Российской стороной. Хотя после того, как Япония проиграла в войне 45 года, она могла и вовсе перестать быть суверенным государством. Те же территории, которые отошли союзу после войны, можно считать малой платой за этот проигрыш. Сама Япония, после того, как Российская Империя потерпела поражение в войне 1905 года, имела значительно большие аппетиты относительно территорий России. Тогда никто ничего не говорил о том, что Японцы забрали себе Сахалин. Интересные у них получаются стандарты. В случае выигрыша, требовать всё, что понравится в свою пользу сразу и без апелляций. А когда сама страна проиграла войне, тогда тоже нужно требовать возвращения территорий. Но в реальности такая политика не имеет права на существование. Есть и еще один исторический документ - Симодский контракт. По этому трактату, подписанному в 1855 году, России отходили Курильские острова, которые расположены на севере от Итурупа, а Сахалин должен был осваиваться совместно. Через двадцать лет условия контракта изменились, и Японцы получили в ведение Курилы, а Россия весь Сахалин.

Но после победы Японии в 1905 году, она сама разорвала договор. В результате Пртмундский договор сделал подвластной японцам южный Сахалин, полуостров Ляодунский. А рыбаки смогли ловить рыбу в Охотском, Японском и Беринговом морях у территорий России. Позже Япония еще и заставила Империю выплачивать огромные контрибуции и разоружить весь Дальний Восток. Победа СССР в 1945 году позволила Сталину вернуть всё на свои места, Сахалин, Ляодунский полуостров и Курилы опять вернулись к советской власти. Кроме того, союзники отговорили Сталина от того, чтобы предъявлять претензии на северную часть Хоккайдо, но победителей судить нельзя.

Так почему же соседи с востока хотят вернут ь себе южные Курилы, ведь проигрыш в войне все расставил на места. Японцы могли бы попробовать вернуть свои территории из Китая - Порт-Артур, да и Марианские острова можно отобрать у США, вот южные территории, которых так не хватает японцам А уже после того, как им с радостью вернут все эти территории, можно обратиться и к северным соседям. Лучше сейчас обратить внимание на сейсмическую активность и последствия цунами.