В русском языке существуют разные принципы классификации предложений, и один из них – по полноте и неполноте данной синтаксической единицы. Что именно это означает, разъясняется на уроках русского языка в 8 классе. Данная тема очень важна для понимания принципов составления предложений и синтаксиса в целом.

Неполные предложения: что это такое и их разновидности

Неполными называются такие предложения, в которых пропущен один или несколько членов, которые необходимы для того, чтобы синтаксическая единица была полной с точки зрения значения и строения. Восстановить пропущенные члены предложения можно, исходя из окружающего контекста или знания ситуации, о которой идет речь, если это устное общение.

Лучше понять, что имеется в виду, помогут примеры неполных предложений.

Ваш класс завтра дежурит по школе? – Наш. – в этом диалоге ответная реплика и будет неполным предложением, полное значение которого (да, наш класс завтра дежурит по школе) ясно из контекста.

Чаще всего неполные предложения используются именно в диалоговой речи, также нередко неполным предложением будет одна из частей сложной синтаксической единицы.

Вот пример такого предложения: Все мне подвластны, я – никому (вторая часть в полном виде звучала бы как “я не подвластен никому”).

Главной особенностью неполного предложения является то, что вне контекста или ситуации общения его значение непонятно. По принципу того, откуда слушатель или читатель узнает недостающую информацию, они делятся на следующие виды:

  • Ситуативно-неполные – предложения, которые понятны только участникам ситуации, тем, кто общается или наблюдает за общением.
  • Контекстно-неполные – понятные читателю, который прочитал предыдущую реплику/часть предложения.

Если неполное предложение состоит более чем из одного слова, то на месте пропущенного слова или слов как правило ставится тире. В устной речи на этом месте делается небольшая пауза для выделения пропуска.

Нужно отличать неполные предложения от односоставных, поскольку это разные явления. Так, в односоставном предложении, несмотря на отсутствие одного из главных членов, смысл понятен и без него.

Эллиптические предложение как особый вид неполных предложений

В русском языке, однако, есть такие неполные предложения, которые понятны все ситуации общения или контекста, кроме того, в них пропущен всегда только один член предложения – сказуемое, выраженное глаголом. Такие синтаксические единицы называются эллиптическими. Они также отличаются тем, что тире на месте пропуска такого сказуемого не ставится. Как правило, стандартная структура такого предложения – это подлежащее + дополнение.

Например : Обед на столе – это эллиптическое предложение, в котором пропущен глагол-сказуемое “стоит”. Обычно восстановить такой глагол не составляет труда.

Что мы узнали?

В русском языке есть особая разновидность предложений – неполные. то есть такие, значение которых непонятно без контекста или знания ситуации из-за пропуска одного или нескольких смыслообразующих членов. В зависимости от того, откуда можно восстановить смысл предложения, они делятся на контекстуально-неполные и ситуативно-неполные. При этом их следует отличать от односоставных предложений. Особым типом неполного предложения является эллиптическое. в котором всегда пропускается только глагол-сказуемое, который несложно восстановить даже без знания ситуации или окружающего контекста. Если в обычных неполных предложениях на месте пропущенных слов ставится тире, то в эллиптическом оно обычно не требуется.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

Неполное предложение? в котором пропущен тот или иной член предложения, ясный из контекста или ситуации. Такого рода неполнота? речевое явление, которое не влияет на структуру. Выделяем: 1.контекстуальные 2. ситуативные.

Контекстуальные? понятно из контекста. Выделяют: 1) Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Может отсутствовать подлежащее, сказуемое, подлежащее и сказуемое, сказуемое и обстоятельство, сказуемое и дополнение, второстепенный член предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену. (Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои). 2) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью. (- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - Где мы идём). 3) Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения. а) В сложносочиненном предложении (В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (не названы главные члены, имеющиеся в 1-й части)). б) В сложноподчиненном предложении (Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову (не названо подлежащее общее с главной частью), увидел, как ведущий самолет стал косо падать). в) В бессоюзном сложном предложении (Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части)).

Ситуативные? второстепенный член, понятен из ситуации (Стук в дверь. Можно?)

Реплики в диалогах? неполные предложения.

Эллиптические предложения? это тоже неполные предложения, но их неполнота языковая, а не речевая. Эллиптические предложения представляют особый структурный тип простых предложений. Это предложения, в которых отсутствует глагольное сказуемое, понятное нам, исходя из содержания самого предложения. (Я в город. Я от него).

Виды эллиптических предложений: 1) Предложение с опущенным глаголом движения, перемещения. 2) С опущенным глаголом речи, мысли. 3) Предложение с опущенным глаголом интенсивного действия. 4) Предложение с опущенным глаголом значения местонахождения.

Часто на месте пропущенного сказуемого ставится знак тире.

Неполные предложения часто встречаются в сложных предложениях. (Приятно было глядеть, как солома взлетает кверху золотым руном и [как] над нею вихрится розовая пыль).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 16. Полные и неполные предложения. Виды неполных предложений.:

  1. 22. Нечленимые предложения. Полные и неполные предложения.
  2. 12. Предикативная основа предложения. Понятие полной и неполной парадигмы.
  3. 30. Подъемы сопровождаются инфляцией спроса, кризисы перепроизводства - неполной занятостью ресурсов (в частности трудовых) в связи с превышением предложения над спросом.
  4. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  5. 10. Предложение: закон предложения, кривая предложения, факторы предложения.
  6. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
  7. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.

При классификации простого предложения, помимо деления на одно и двусоставное, большое значение имеют разграничения на полные и неполные. В трудах языковедов этот вопрос решается по-разному. Так, например, представители логического направления за образец русского предложения принимали схему логического суждения. Субъект есть предикат, т.е. предмет мысли и что говорится о субъекте мысли. Любое русское предложение подтягивалось под эту схему, кроме того, предполагалось наличие связки, некоторые ученые считали ее самостоятельным членом. Отсутствие связки в форме настоящего времени свидетельствовало о неполноте предложения и любое предложение, отходящее от схемы субъект – связка – предмет свидетельствовало о неполноте. Такой подход подвергается критике В.В. Виноградова. Под термином «неполные» Шахматов объединил различные в структурном плане предложения, в одних из которых пропущены какие-либо члены, и этот пропуск подтверждается действием контекста, в других предложениях полностью выражался заключенный в них смысл и они не нуждались в восстановлении каких-либо членов. А.М. Пешковский в основу определения неполных предложений положил сравнение с полными предложениями и обязательные восстановления недостающих членов. Критерии неполноты предложений:

- пропуск какого-либо члена;

Нарушение синтаксических связей и синтаксических отношений;

Наличие зависимых словоформ в предложении;

Восстановление недостающего члена;

Неполное предложение - предложение, в котором пропущен какой-либо член или группа членов, и их пропуск подтверждается наличием зависимых слов в составе данного предложения, а также данными контекста или ситуации речи.

Полное предложение - предложение, где замещены все синтаксические позиции, а неполными, где не замещена хотя бы одна синтаксическая позиция, но по контексту или по ситуации мы легко можем ее восстановить.

Классификация же неполных предложений основана именно на принципе восстановления.

Если позиция восстанавливается из контекста, то это контекстуально-неполные предложения, если из ситуации речи – ситуативно-неполные. Контекстуально-неполные предложения присущи письменной речи, где пропущенный член всегда есть в контексте. Например, Командиры ничего не отвечают стоят и молчат. Контекстуально-неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные. Например, Но разве можно заставить (сказуемое) замолчать песню ?(дополнение). Сложное трехчленное сказуемое, безличное, односоставное, полное. Певца (дополнение) – можно (сказуемое), а песню (дополнение) – никогда (обстоятельство). Односоставное, неполное.

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения. Диалогические неполные (неполные реплики диалога) представляют собой взаимосвязанные реплики (так называемое диалогическое единство). Например,



-Они врут!

- Кто? Неполное, т.к. опущено сказуемое.

- Писатели! Неполное, т.к. опущено сказуемое.

В ситуативно-неполных предложениях недостающие члены подсказываются ситуацией, обстановкой, жестом, мимикой.

По возможности/невозможности восстановить недостающие члены выделяется еще одна разновидность предложений, в которых также опущен какой-либо член. Чаще всего это глагол или точное конкретное слово «мы». Например, Я за свечкой – свечка в печку.

Такие предложения называются эллиптическими – это такие предложения, которые обладают одним признаком неполноты – структурным. В смысловом отношении они завершены и для их понимания никакое восстановление сказуемого не нужно. Они бывают следующих типов:

А) предложения, соотносительные с полными, имеющими сказуемое, выраженное глаголами движения или перемещения в пространстве. Например, Татьяна – в лес, медведь – за ней.

Б) предложения, соотносительные с полными, имеющие глагол-сказуемое со значением энергичного действия: схватить, толкнуть, ударить, бросить и т.д. Например, Я – за книжку (схватил), та – бежать (бросилась).

В) предложения, соотносительные с полными, имеющие в своем составе сказуемое, выраженное глаголом речи. Например, Он – погоде (говорит), а я – о деле.

Переходными и довольно сложными следует считать эллиптические конструкции с отсутствующим сказуемым, выраженным бытийным глаголом. Например, У них дети (есть). У меня сын – студент.



А.М. Пешковский называл такие предложения «предложения с нулевым сказуемым».

По мнению ученых они сближаются с полными (полные, односоставные, номинативные).

Таким образом, неполные предложения – очень своеобразный тип русского предложения. Их нельзя путать, с одной стороны, с односоставными, с другой – с нечленимыми. Нечленимые предложения не могут рассматриваться с точки зрения полноты/неполноты, в них не выделяются ни главные, ни ВЧ. Неполными могут быть лишь синтаксически членимые двусоставные или односоставные предложения. Если предложение односоставное, то это еще не означает, что оно неполное.

Полное и неполное предложения следует рассматривать как варианты одного и того же предложения, реализуемые в определенных условиях. Неполными является предложение, в котором пропущен какой-либо член или группа членов; пропуск его подтверждается наличием в предложении зависимых слов, а также показателями контекста или ситуации речи. Например: Вдруг дверь каморки быстро распахнулась, и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. Гаврила прежде всех. – в неполном предложении пропущено сказуемое скатился.

Виды неполных предложений различаются теми факторами, которые создают возможность пропуска члена (или членов), условиями употребления. Основными видами неполных предложений являются контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальные неполные предложения характеризуются пропуском одного или нескольких членов, которые словесно обозначены в контексте. Употребление неполного варианта предложения позволяет избежать повторения одного и того же слова, делает речь лаконичнее, динамичнее. Состав неполных предложений, условия их употребления различны в монологической и диалогической речи.

В монологической речи говорящий может опустить лексически повторяющийся член предложения, обычно это подлежащее или сказуемое: Спустя время он вышел во двор. Я – за ним (двусост, неполное). Пропуск членов не меняет самой структуры предложения. Пропуск главных членов предложения в монологической речи характерен для разговорно-обиходного стиля речи и отчасти для художественного повествования; для книжных стилей – научного, делового, публицистического – он нежелателен.

В диалоге неполные реплики употребляются очень широко. В них обычно бывают опущены все повторяющиеся слова, а употребляются лишь те, которые несут новое содержание. В неполных репликах могут опускаться оба главных члена: Что это ты мне даешь? – Деньги.

Ситуативные неполные предложения не имеют в своем составе тех членов, словесное оформление которых является излишним, так как их содержание подсказывается ситуацией. Типичной конструкцией неполного ситуативного предложения является сказуемое при неназванном подлежащем. Предложение обозначает признак предмета, известного участникам общения: Затем, после очень долгого молчания, он (Николай Иванович) с грохотом отодвинул стул и ушел в кабинет. «Застрелится» - подумала Даша.

Итак, каждое неполное предложение есть вариант полного. Их сопоставлением устанавливается структура неполного предложения, принадлежность его к тому или иному виду односоставных или двусоставных предложений. Само по себе сопоставление вариантов, установление пропущенного члена не должно рассматриваться как свидетельство «ущербности» неполных предложений и предпочтительности полных. Наоборот, в соответствующих сферах монологической и особенно диалогической речи неполные предложения часто предпочитаются полным.


Эллиптические предложения не могут рассматриваться как неполные: Дети – в лес; Вот я тебя палкой!; Я ему про Фому, а он мне про Ерему. Они не имеют соотносительных полных вариантов. Неправомерно говорить о пропуске в них сказуемого. Конкретное, словесно обозначенное сказуемое не может быть восстановлено, так как каждое эллиптическое предложение нужно сопоставить не с одним, а с несколькими глагольными предложениями, включающими всю семантическую группу (например, глаголов движения): дети – в лес. – Дети бросились (побежали, отправились) в лес. В эллиптических предложениях глагол сокращен без «возмещения» в контектсе. Семантика соответствующей группы глаголов в предложении выражается с помощью зависимого компонента словосочетания, который своей формой и значением способствует указанию на процесс движения, речи: в лес, к реке, домой; о деле, про погоду. Непосредственное соединение субстантивного члена, обозначающего деятеля, и зависимого члена глагольного словосочетания со значением цели движения, объекта речи и т.д. образует эллиптическую модель.

В речи используются продуктивные модели эллиптических предложений, имеющих семантику движения, перемещения: Пожар начался. Я – домой. Солдаты – к окнам; речи-мысли: -Мы с вами, Катерина Ивановна, встречаемся всегда в хорошие дни. – Это вы – о погоде?; интенсивного физического действия: Я ко всем с добром, а вы меня колом.

Широко употребительны предложения, в которых сокращаются малочисленные семантические группы или единичные, конкретные глаголы: - А у жены моей зубы разболелись. – Вы их парным молоком; Дверь – настежь. Гости – на порог.

От эллиптических предложений следует отличать устойчивые формулы общения, представляющие собой фразеологизированные безглагольные предложения. Они служат для выражения приветствия, пожелания, привлечения или поддержания внимания и т.п. Эти предложения, по сути дела, не строятся, а воспроизводятся как готовые единицы: Спокойной ночи!; С праздником!; Что нового?; Как дела?

В условиях общения, в контексте конкретные предложения могут квалифицироваться по-разному: товарищ решил обратиться к своему тренеру: А я –к вам (неполное); и тут позвонили – приходите: Я – к вам (эллиптическое); Доброе утро! Я к вам! (фразеологизированное).

32. Предложения с обособленными членами. Условия обособления второстепенных членов предложения. (Общие и частные) Функции обособленных членов предложения. Уточняющие обособленные члены. Разграничение уточняющих и пояснительных членов.

Обособление - принадлежность простого предложения, несмотря на нек сходство обособ членов с предикативными частями СП.Пешковский находил в обособ чл сходство с придат частями СП в плане ритма и связи с окр членами. Однако обособл члены предикативного ядра НЕ имеют.

СУЩНОСТЬ ОБОСОБ-Я - намеренное ритмико-инт и смысловое вычленение в составе конкретного предл слова или группы слов. Ослабленная связь с другими членами. ЦЕЛЬ - выражение с помощью выделяемого члена добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предл. СРЕДСТВА обособл-я - интонация(изм-е высоты тона,ритма, паузы. Знаки препинания НЕ средства,лишь оформляют его в письм речи.

ФУНКЦИИ : 1) выражение добавочного высказывания 2) пояснение/уточнение 2)выделение/ограничение (кроме,...)4)присоединение 5) сравнение/уподобление. УСЛОВИЯ ОБОСОБЛ-Я: 1- возможность смыслового выделения,отделения от поясняемого слова,отсутсвие с ним тесных семантич связей 2- объем-более одного знаменательного слова(усиление самсотоят-ти) 3-необычное местоположение относительно опр слова
ДОП УСЛОВИЯ : 1- одиночное дееприч обособл в любой позиции(если оно не утрачивает знач-е действия 2- принадлежность орпедляемого слова к личным мест-обособление в любой позиции

Различаются общие и частные условия обособления. Первые касаются всех или большинства второстепенных членов, вторые - только отдельных их видов. К общим условиям обособления относятся следующие: 1) порядок слов, 2) степень распространенности члена предложения, 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

1. Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств.

Препозитивное определение, выраженное причастием или прилагательным с пояснительными словами, не обособляется (если не имеет добавочных оттенков значения), постпозитивное, как правило, обособляется. Ср.: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка (Л. Т.). - У крыльца стояло несколько повозок и саней, запряженных гуськом (Акс.).

Значение порядка слов при обособлении определений сказывается и в том, что препозитивное определение, непосредственно предшествующее определяемому слову, не обособляется, а определение, оторванное от последующего определяемого слова другими членами предложения, обособляется. Ср.: На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). - На минуту озаренный молнией, перед нами - ствол березы (М. Г.).

Препозитивное приложение, стоящее перед собственным именем, как правило, не обособляется, постпозитивное - обособляется. Ср.: Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров (П.). - Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка (Ч.).

Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обычно обособляется, если предшествует сказуемому, и чаще не обособляется в постпозитивном по отношению к сказуемому положении. Ср.: Возле крыльца, покуривая, толпилось человек десять казаков (Шол.). - Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел посвистывая (А.Н. Т.).

2. Степень распространенности члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений.

Одиночное постпозитивное определение обычно не обособляется, распространенное - обособляется. Ср.: Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным (П.). - Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом (Фет).

Одиночное приложение, выраженное именем существительным нарицательным и относящееся к нарицательному же существительному, обычно не обособляется, тесно сливаясь с ним, а распространенное приложение обособляется. Ср.: Какой-то повар-грамотей с поварни убежал своей в кабак (Кр.). - Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого (М. Г.).

Одиночное обстоятельство, выраженное деепричастием, обычно не обособляется в постпозитивном положении по отношению к сказуемому, а распространенное обстоятельство с тем же значением (деепричастный оборот) обособляется. Ср.: - Видал? - спросила улыбаясь бабушка (М. Г.). - Резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо (Т.).

Члены предложения со значением включения, исключения и замещения с предлогами кроме, вместо, помимо и др. обнаруживают тенденцию к обособлению в зависимости от степени распространенности. Ср.: ...Вместо слов из груди его выходило глухое какое-то клокотанье (Григ.). - ...Вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Т.).

3. Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому имеет значение для обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Например: Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Нас, русских, двое только было, а все остальные - латыши (Н. Остр.); Мне хочется одного - покоя (Купр.); Далеко, где-то в чаще, застонала ночная птица (М. Г.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров (Фурм.).

4. Смысловая нагрузка второстепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств.

Препозитивное определение, имеющее только атрибутивное значение, не обособляется, а определение, осложненное обстоятельственным значением, обособляется. Ср.: Тесно торчали на грядах перепутанные горохом бурые прутья (Т.). - Крепко привязанные к молодым дубкам, добрые кони наши терпели страшную пытку от нападения овода (Акс.).

Препозитивное приложение, относящееся к собственному имени, не обособляется, если имеет только атрибутивное значение, и обособляется, если оно осложнено обстоятельственным значением. Ср.: ...Мой товарищ Емельян Пиляй в десятый раз вынул из кармана кисет... (М. Г.). - Человек маленького роста, Темкин почти не виден был из-за трибуны (Аж.).

Обстоятельство, выраженное именем существительным в косвенном падеже с предлогом, обособляется, если помимо своего основного значения (например, временного) имеет еще дополнительный оттенок значения (например, причинный, условный, уступительный). Ср.: С приближением ночи все вокруг странно переменилось (Т.). - С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т.).

К частным условиям обособления относятся такие, как синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личных местоимений и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и определяющего слов (слабоуправляемость существительных в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д.

Для пояснения, уточнения, конкретизации или выделения понятий, выражаемых отдельными членами предложения, могут употребляться одноименные члены, смысловая значимость которых подчеркивается обособлением. Обособляются уточняющие члены предложения , то есть называющие более частное, конкретное понятие, чем то, которое обозначено поясняемым словом. В основном это обстоятельства: Здесь, за Соловьиным логом , верстах в десяти к югу… говорят, когда-то, в незапамятные времена , был насыпан высокий курган.

Обособленные поясняющие члены предложения уточняют другой член, называя тождественное понятие. Они могут присоединиться с помощью пояснительных союзов или, то есть, а именно и без них: Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять.

Обособленные присоединительные члены конструкции уточняют какой-то элемент высказывания, сообщая добавочные сведения. Они вводятся после того, как сделано сообщение: Без всякого приглашения то же делал каждый из присутствующих, независимо от своего положения.

Обособленные выделительные члены предложения выражаются формами косвенных падежей существительных с предлогами кроме, помимо, за исключением, наряду с, сверх и др., называют предметы, в каком-либо отношении выделяемые в ряду подобных предметов: Всё-то у них есть, кроме нужды да счастья ; Рука, не устающая трудиться, за редким исключением , добра.


33. Основные признаки сложного предложения. Средства связи его частей. Принципы классификации сложных предложений. Основные структурно-семантические разновидности сложносочиненного предложения.

Сложное предложение (предикативность, относительная грамматическая оформленность, графическая оформленность, интонационная завершенность – св-ва предложения, которые отличают от словосочетания) – это несколько мыслей или одна сложная.

Специфика: исходный материал – простые предложения. Это сказывается на структуре и семантике.

Сложное предложение – полипредикативная конструкция, в которой несколько цепочек подчинительных связей.

Грамматическое значение (предикативность): модальность, время и лицо.

Обобщенное грамматическое значение – это сложные отношения, которые объединяют простые предложения.

Простые предложения в составе сложного не имеют самостоятельности (структ., смысл., инт), поэтому это предикативные единицы. Пример сложного предложения:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Предикативные единицы вне текста не выражают смысла всего предложения (самостоятельность) – структурная несамостоятельность предикативных единиц внутри сложного предложения.

Интонация конца характерна только для последней предикативной части: Текла темная ночь, светят на дорогу звезды.

Итак, сложное предложение – это объединение предикативных единиц на основе синтаксической связи, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве одной коммуникативной единицы.

О средствах связи частей сложного предложения.

Интонация – обязательная, постоянная, универсальная связь частей сложного предложения.

Интонация складывается из интонации предикативных единиц и интонации конца – внутренняя функция, а внешняя заключается в отделении одного сложного предложения от другого в тексте.

Ложится в поле мрак ночной;

От волн поднялся ветер (перечисление); Он замахнулся рукой и со всей силы ударил по столу – доска треснула (причинно-следственная связь); Я крикнул: - , они побежали (при сопоставлении- тире, при условно-сопоставительных - :, при перечислении - ,).

Интонация играет важную роль.

То есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения - подлежащее либо сказуемое.

Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.

Пример неполного предложения:

Где ваш брат?

Здесь «Уехал» - неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).

Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? - В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором - с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.

Следует отметить, что диалог с неполными предложениями - это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного - в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:

Как тебя кличут, девица?

Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:

Знания - сила.

Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, - замена пропущенного слова, обычно сказуемого.

Я пришел с занятий рано, а сестра - поздно.

В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.

На столе - хлеб и фрукты.

В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).